Казак: «Мы с Навальным решили объединиться, чтобы никто не погиб. Маршрут «Донбасс — Пушкинская. Откуда казаки появились на митинге

В нескольких городах России 5 мая прошли акции протеста «Он нам не царь», в ходе которых было задержано более тысячи человек. Некоторые акции, например, в Москве, были несогласованны с властями. Как рассказывали очевидцы, люди в форме казаков помогали полиции разгонять толпу — били мирных демонстрантов кулаками и нагайками.

«На площади, находились люди, одетые в военную и полувоенную форму и казачьи папахи. У этих людей при себе были палки и нагайки, — говорится в заявлении одного из пострадавших в СК, — Когда появился Навальный, эти люди двинулись в мою сторону, толкая и избивая при этом находившихся там других граждан,

целенаправленно провоцировали возникновение давки, умышленно наносили удары окружающим кулаками, ногами, палками, нагайками по различным частям тела. На своем пути эти «казаки» несколько раз толкнули меня, ударили кулаком в плечо и нагайкой по ногам (позже в травмпункте был зафиксирован ушиб мягких тканей бедер — «Газета.Ru»).

Эти люди ярко выделялись среди всех присутствующих на площади своей одеждой и экипировкой».

Примерно через 4-5 минут после этого появились сотрудники полиции, которые направились к Навальному, продолжает пострадавший участник несогласованной акции. «При этом сотрудники полиции не предпринимали никаких мер к предотвращению описанных хулиганских действий, характеризуемых пренебрежением к наступлению последствий в виде травм и увечий окружающих, совершаемых организованной группой, в общественном месте. Также не пытались задержать нападавших на людей лиц».

«В настоящее время мы направили в СК порядка 10 заявлений от пострадавших о привлечении к уголовной ответственности сотрудников полиции и так называемых казаков.

Каждый из них имеет медицинский документ, подтверждающий наличие телесных повреждений. По их словам, их били руками, ногами, а также дубинкой и нагайкой. Эта информация должна быть изучена в рамках доследственной проверки», — сообщил «Газете.Ru» координатор правозащитной организации «Зона права» .

Впрочем, к определенной ответственности казаков уже привлекли — их же «коллеги». Как рассказал казачий блогер Василий Ящиков, после произошедшего состоялся специальный сход, казаки провели внутреннее расследование и наказали тех, кто реагировал на провокации слишком горячо. «Собрались, сделали выводы, разбирались, как так могло получиться, что довели до такого. Понятно, что были провокаторы. Но тем не менее мы наказали тех, кто дал отпор нагайками. Наказали по своим, казачьим обычаям и традициям.

Выпороли. Нагайкой и получили, чтобы знали в следующий раз», — сказал Ящиков.

При этом он отметил, что факт порки провинившихся казаков совершенно не означает, что в следующий раз при столкновении с оппонентами они будут терпеть оскорбления и реагировать как-то иначе.

Суд оштрафовал одного из казаков, принимавших участие в столкновениях 5 мая на Пушкинской, Евгения Федорченко. Однако он должен будет заплатить тысячу рублей не за драку, а за нецензурную брань.

Ранее Центральное казачье войско (ЦКВ) подтвердило присутствие своих людей на Пушкинской в указанное время. «Несколько казаков Центрального казачьего войска пришли на концерт «Московская весна», где было запланировано выступление коллектива с казачьим репертуаром, — говорится в заявлении ЦКВ,

— Рядом проходил неразрешенный митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. В каких-либо противоправных действиях казаки Центрального казачьего войска не участвовали».

Заявили, что казаки не привлекались к охране правопорядка. «В расчете сил и средств по обеспечению безопасности никаких казаков, естественно, не было. Они не привлекались ни властью, ни полицией для обеспечения общественного порядка», — сообщал глава департамента региональной безопасности Москвы . Он также добавил, что власти поддерживают большое количество общественных движений, в том числе казачьи объединения, которые действительно участвуют «в охранной деятельности».

Участник столкновений на Пушкинской утверждает, что его затравили в интернете

В соцсетях продолжают активно обсуждать столкновения , где казаки с нагайками дрались с оппозиционерами. Сейчас пользователи соцсетей пытаются идентифицировать казаков по фото и видео, а в Телеграме появился канал, где публикуются их имена, фамилии и ссылки на аккаунты. Свою версию событий нам рассказал их участник казак Василий Ящиков. Действия казаков, в свою очередь, оценил Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин.

- С какой целью казаки пришли на митинг сторонников Навального?

Где и когда будет проходить митинг, не было тайной, - говорит Василий Ящиков. - Казаки туда пришли не организованно, не по приказу. Мы не в казарме живем, чтобы - «все, завтра подъем, идем». Там присутствовало несколько казачьих организаций, не связанных между собой. Причем, большинство из них - общественные, с государством никак не связанные.

В частности, на митинге присутствовал «Крымский полк», многие сейчас пишут, что они из Крыма приехали, чтобы разгонять митингующих. Это неправда. Этот полк просто там был сформирован во время «крымской весны». Это люди с разных городов, с разных регионов. На митинг пришли те, кто живет в Москвы и Подмосковье. (После акции на Пушкинской были опубликованы ссылки на аккаунт, в котором «Крымский полк» координировал свои действия, сейчас он удален - «МК»).

Я - родовой казак, казачий блогер, далек от политики, приехал на митинг только потому, что снимаю и пишу о казаках и казачестве. Сам состою в организации «Первая сотня», это - дружеское объединение казаков, выходцев с Дона, Астрахани, Терека. Мы собираемся в Москве, чтобы вместе отметить какие - то события и праздники. На митинг из сотни пришло только человек 15.

Я спрашивал у казаков: «Какая у вас цель, зачем идете на митинг?» И слышал: «Мы хотим заявить о своей позиции, что мы против майдана, против того, чтобы на баррикады выводили детей». Многие из присутствующих были участниками событий на Донбассе.

Пришедшие на митинг казаки находились в разных местах. Я сам ходил в толпе, увидел у одного молодого человека плакат, где было написано: «Открой глаза, ты раб царя!» Подошел к парню и сказал: «У меня прадед служил царю, он что раб? Если вы против Путина, так и напишите». Очень меня это задело. Николай - II ведь канонизирован, святой.

- Зачем было вырывать у парня из рук плакат? Он просто выражал свое мнение.

Может это была, действительно, моя ошибка. Я у него забрал плакат из рук, хотел с молодым человеком поговорить, как блогер. А дальше у меня плакат просто кто-то выдернул и унес. А в нашу беседу вмешался Андрей Пивоваров, как позже выяснилось, оппозиционер из Санкт-Петербурга, председатель «Открытой России». Он стоял, ковырял в зубах зубочисткой и пытался мне тыкать ей в лицо. Мы поговорили на повышенных тонах. Потом с Андреем встретились на митинге еще раз. Агрессия у него уже прошла. Мы беседовали уже спокойно и даже пожелали друг другу удачи.

В какой-то момент появились некие люди, я думаю, что специально подготовленные. Стали кидаться на казаков и на меня лично. Один из них подошел ко мне, стал задирать: «Ты что в такую жару ходишь в шапке? Мозги еще не плавятся? Что ты как придурок одет? Вас, казаков, в свое время мало убивали - резали?» Я у него спрашиваю: «Молодой человек, вы историю знаете?» Как только навел на него камеру, он тут же исчез.

Потом начались нападки на казаков, я вмешался. Попросил ребят - казаков не обращать внимание на дразнилки. Отошел. В это время в двух местах, где стояла «Первая сотня» и «Крымский полк», началась потасовка. Эти две общественные организации между собой никак не связаны, казаки между собой не общаются, а тут им пришлось объединиться, чтобы отбиться и уйти. А нагайка там всего была одна или две.

Казаков, если вместе сложить, было всего 35 человек. Согласитесь, на митинги в таком количестве не ходят, чтобы разгонять многотысячную толпу... Там было много организаций, в том числе и «Боевое братство». Нет, все внимание было сосредоточено на казаках.

- Думаете, не случайно?

Мне кажется, что это была спланированная акция. На митинге ведь присутствовали также казаки из реестровых организаций, которые по закону о российском казачестве, состоят на службе у государства, могут заключать договора, осуществлять охранную деятельность. Именно им выделяют деньги на патриотическое воспитание. Их было всего несколько человек, и они как раз не участвовали в драке. Мне кажется, что изначально спровоцировать и побить хотели именно их, тех казаков, кто связан с властью. А специально подготовленные группы просто перепутали казаков.

- Вам поступают сейчас угрозы?

Мне пишут гадости в соцсетях. Организовали телеграм-канал. Я там первый в списке. Не разобравшись, меня оскорбляют. Потом, когда я начинаю с ними общаться, говорят: «Извини, что начали с грубости». Мне в сотый раз приходится объяснять, что я не участвовал в драке. Я был с камерой. Но я видел, как все происходило. В казаков бросали бутылки, скидывали папахи...


Столкновения на Пушкинской площади.

В толпе мы встретились с Навальным, решили объединить усилия, чтобы никто не погиб. Мы договорились, что я отведу казаков, а он - агрессивно настроенных молодых людей. Правда, Навальный признался, что остановить «заведенную» толпу ему будет не просто. Я еще заметил: «Как ты страной собираешься управлять, если сторонников усмирить не можешь? Ты же - лидер». Пока мы говорили, кругом кричали: «Бейте этого казака», «дайте, мы его разорвем».

- Пойдете еще на оппозиционный митинг?

Не пойду, даже если там будут присутствовать казаки. Зачем мне надо, чтобы меня колотили? Митинг предполагает обмен мнениями, с этой целью туда казаки и шли. А получилось, что им сказать не дали. Все вылилось в побоище. Когда Навального уже забрали полицейские, потащили к машине, меня его сторонники изрядно побили, хорошо еще, что по лицу не попали.

- Будете что-то предпринимать?

Я сам туда пришел. Это стихийный митинг. Что мне теперь жаловаться? Другое дело, почему рядом во время драки не было полиции? А вообще, мы - за справедливость. Хотим, чтобы во всем разобрались, и виновные были наказаны. Я сейчас хочу найти всех присутствующих на митинге казаков, и, может быть, мы даже соберем пресс-конференцию. А то слышна только одна сторона, нужно выслушать и другую. Иначе как судить?

Прокомментировать действия казаков на митинге мы попросили главу Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина.

Я понимаю, что некая общественная организация хочет помочь полиции по охране порядка на митинге. Очень хорошо. В этом случае на пришедших на митинг казаках должны быть повязки дружинников. Если митингующие ничего не нарушают, зачем к ним лезть, ругаться с ними, бить? Стой себе спокойно. Другое дело, если демонстранты нападут на полицейских, в этом случае, можно полиции помочь. Впрочем, это должен сделать, в силу своего гражданского долга, любой гражданин, не обязательно дружинник.

Если митинг несанкционированный, здесь вступают в действие Росгвардия, ОМОН. Они выстраиваются клином, рассекают толпу демонстрантов, «упаковывают» их в автозаки и развозят. Гражданские лица тут и близко не нужны.

Если для сторонников Навального этот митинг был несанкционированным, то и для казаков, которые, как я понял, не являлись дружинниками, он также был не санкционированным. По идее, полицейские должны были им сказать: «Пошли вон отсюда».

В соцсетях начали публиковать данные о казаках, которых смогли идентифицировать по фотографиям и видео с митингов. Граждане пытаются подменить собой правоохранительные органы. С вашей точки зрения, это правильно?

Если разглашаются какие-то персональные данные, это нарушение закона. Информация о частной жизни гражданина отнесена к сведениям конфиденциального характера. Но, с другой стороны, мы, в свое время тоже нечто подобное делали. Прямо называли имена судей, которые, по нашему мнению, нарушили закон. Что касается казаков, то те, кто там «засветился», уже вряд снова на подобные митинги придут. Они уже поняли, куда их вовлекли. Не сами же они пришли, кто-то дал им команду. И этот «кто-то» здорово их подставил.

- Могут демонстранты на хлеставших их нагайками казаков подать в суд? И какое наказание может им грозить?

Если найдут тех, кто их бил - без вопросов. Хулиганы привлекаются к ответственности - административной или даже уголовной. Все зависит от степени тяжести преступления. За ссадины, мелкое хулиганство (20.1 КоАП РФ) могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей, а также арестовать на 15 суток. Если преступление средней тяжести, например, человеку выбили глаз, то это уже статья 213 статья УК РФ, по ней могут отправить на принудительные работы на срок до 5 лет, или лишить свободы на срок до 5 лет.

Известные события в Петербурге 9 января 1905 года стали точкой отсчета первой русской революции, в бурные и трагические события которой в той или иной мере были вовлечены практически все социальные слои российского общества. Не стало исключением и казачество. При этом, правда, в общественном сознании на долгие десятилетия укоренился весьма категоричный и поверхностный взгляд на его участие в тех событиях исключительно в качестве карательно-охранительной силы, чему можно найти подтверждение в подавляющем большинстве работ советского периода. А значит, данная проблема нуждается в дальнейшем всестороннем изучении и беспристрастном научном осмыслении, что является, пожалуй, одной из наиболее актуальных задач современной исторической науки.

После начала революции, кроме полиции и жандармерии, правительственные органы начали все чаще привлекать к борьбе с различными революционными и стихийными анархистскими выступлениями армейские подразделения. Причем активность и масштабы их использования неуклонно увеличивались по мере роста революционного движения. Коснулось это конечно же и казачьих частей.

Если в начале революции для борьбы с беспорядками использовались все находившиеся в армии казачьи полки первой очереди и часть полков Кубанского казачьего войска второй очереди, то уже 22 февраля 1905 года была проведена первая частичная мобилизация второочередных полков из других казачьих округов империи, 16 из которых были направлены на «внутреннюю службу». В июне - июле дополнительно мобилизовали еще 9 второочередных казачьих полков, а в августе еще 3. Осенью 1905 года встал вопрос о более масштабном использовании казачьих частей и подразделений для борьбы с антиправительственными выступлениями. Причем казаки всех этих подразделений призывались в армию исключительно с целью поддержания порядка в разных губерниях страны. Во многом это было поистине беспрецедентное решение, поскольку оно шло вразрез не только с давно установленным и строго соблюдавшимся ранее порядком, при котором мобилизовать льготные казачьи части можно было только в случае войны, но даже и с действовавшим тогда законодательством. Ведь согласно, скажем, законодательному статусу «Устава о воинской повинности Донского казачьего войска» от 1874 года мобилизация и вывод с территории Донской области казачьих частей и подразделений второй и третьей очередей в мирное время не допускались, то есть использоваться («употребляться», как говорилось в уставе) они должны были только в войне с внешним врагом.

Однако это обстоятельство не смущало правительственных чиновников, сильно обеспокоенных прежде всего вопросами ликвидации всех - и революционных, и откровенно погромных - народных выступлений.

Число казачьих частей, которые «употреблялись» с этой целью, росло, и уже 26 ноября 1905 года все казачьи войска страны получили «высочайшую» благодарность «за их самоотверженную, неутомимую и верную службу Царю и Родине» как на фронтах войны, так и при поддержании порядка внутри империи. А 31 декабря последовала особая благодарность «донскому казачеству за ревностную службу».

Ширились и масштабы мобилизации в армию льготных казаков и казаков второй и третьей очередей. В результате массовых призывов в армию в Донском казачьем войске , например, к началу 1906 года были полностью мобилизованы все части и подразделения второй очереди, за исключением артиллерийских.

В Кубанском казачьем войске, помимо всех первоочередных, некоторых второочередных полков и пластунских батальонов, в то время были мобилизованы все второочередные части. В русско-японской войне участвовали только два первоочередных кубанских полка - 1-й Екатеринодарский и 1-й Уманский, а также 6 пластунских батальонов второй очереди и 1-я батарея Кубанского войска.

В 1905–1906 годах, кроме всех несших действительную военную службу полков первой очереди Тер- ского казачьего войска (1-й Сунжен­ско-Владикавказский и 1-й Кизляро-Гребенской казачьи полки сражались на фронте в Маньчжурии), были мобилизованы все части второй оче-реди.

Для «поддержания порядка внутри империи» в 1906 году были полностью мобилизованы все три полка Астраханского казачьего войска , а также все части и подразделения Уральского казачьего войска (за исключением находившихся на фронте 4-го и 5-го Уральских казачьих полков). В 1905–1906 годах были также мобилизованы все полки и сотни Оренбургского казачьего войска , кроме воевавших на Дальнем Востоке 1, 9, 10, 11 и 12-го полков. В те же годы аналогичные мероприятия проводились и в Сибирском казачьем войске (4, 5, 7 и 8-й Сибирские казачьи полки находились на фронте, а все остальные части и войска - на «внутренней службе»). В 1905 году были мобилизованы все три полка Семиреченского казачьего войска . После окончания русско-японской войны Забайкальское казачье войско в полном составе принимало участие в ликвидации «беспорядков» на Дальнем Востоке. В это же время на борьбу с революционными выступлениями в крае были брошены все части и подразделения Амурского и Уссурийского казачьих войск.

Всего же на «поддержание порядка» внутри страны было направлено, по официальным данным Главного управления казачьих войск, до 17% всех взрослых казаков (около 110 тыс. человек). Из них примерно 50 тыс. составляли казаки второй и третьей очередей строевого разряда.

Примечательно, что в 1905 году численность казаков, брошенных на борьбу с беспорядками и для усиления пехотных армейских частей, в 4,7 раза превышала численность выделенных для этих же целей кавалерийских подразделений, составлявших тогда около 10% всех военнослужащих русской армии. Однако активность использования кавалерийских частей при этом была примерно в 1,5 раза выше, чем пехотных (в 1906 году этот показатель увеличился до 2,5, а в 1907 году значительно уменьшился). В то же время казачьи части по сравнению со всеми другими войсками использовались для подавления антиправительственных выступлений лишь в 11,7% случаев. Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что утверждения о какой-то особой роли казачьих частей в борьбе с народными возмущениями (или, по терминологии того времени, в «усмирениях») не соответствуют действительности.

В ходе революции казачьи части и подразделения привлекались, как и все другие армейские формирования, для выполнения самых разных заданий - от разгона митингов и демонстраций, борьбы с забастовщиками и стихийными выступлениями крестьян до охраны важных объектов и даже отдельных помещичьих имений, а также для усиления полиции при патрулировании и поддержании порядка в городах. И казаки, как правило, беспрекословно выполняли все приказы командования, поскольку в то время такие морально-нравственные принципы, как высокое чувство ответственности, верность воинскому долгу и присяге, исполнительность, неукоснительное следование всем законодательным установлениям, были для них непреложными. При этом можно особо отметить, что среди этих принципов наиболее значимой для казаков являлась, безусловно, верность воинскому долгу, а значит, и весь тот порядок, в котором воплощалась высокая идея служения Родине. Поэтому отношение казачества к армейской службе было очень серьезным и ответственным, а сама она рассматривалась как одна из государственных обязанностей. Незыблемыми представлялись казакам и все основы существовавшего тогда политического строя и государственного устройства. Кроме того, с известной долей осторожности можно говорить о том, что тогда в казачьей среде господствовал своеобразный воинский корпоративный дух, поэтому казаки отличались не только чувством высокой гражданской ответственности, но и известным консерватизмом мышления. И последнее обстоятельство самым непосредственным образом сказывалось на устойчивости их традиционных взглядов и представлений о существующих порядках.

Все это, вместе взятое, а также целый ряд других важных факторов сугубо практического характера, о чем будет сказано ниже, способствовало активному привлечению казачьих частей для «внутренней службы» государству.

Немало споров возникало среди исследователей и по вопросу о масштабах использования казачьих частей при подавлении различных выступлений в период первой русской революции. Большинство авторов утверждали (хотя и не подкрепляя свою точку зрения конкретными данными), что масштабы эти были очень и очень значительными. И только в работах отдельных историков содержались точные цифры, которые свидетельствовали, что доля привлеченных для борьбы с «внутренними беспорядками» казачьих частей и подразделений в общей численности использовавшихся для этого войск русской армии в 1906 году составляла 16,7%, а в следующем - 12,6%. Эти данные можно оценивать по-разному: и как довольно значительные, и как не слишком большие. Однако если говорить объективно, учитывая при этом долю казачьих частей в общем составе русской армии того времени, то можно, на наш взгляд, сделать вывод, что, несмотря на относительную «скромность», они свидетельствуют о солидном участии казачьих формирований в борьбе с революционными выступлениями.

Почему же правительственные органы с такой охотой прибегали к использованию именно казачьих подразделений? По нашему мнению, правящие круги учитывали целый ряд серьезных моментов - начиная от идейно-политических воззрений казаков и их моральных качеств до сугубо практических соображений. К сожалению, на последнее обстоятельство в исторической литературе внимания практически не обращалось. Между тем это очень важный момент, на который еще в то время указывали некоторые видные царские сановники, непосредственно руководившие борьбой с антиправительственными выступлениями, которые, естественно, исходили из своих служебных интересов и были самым непосредственным образом заинтересованы в максимально быстром и эффективном противодействии любым противозаконным действиям. При этом в большинстве случаев они старались использовать в первую очередь кавалерийские подразделения, для чего были как минимум две причины.

Во-первых, если против манифестантов, забастовщиков или демонстрантов бросали пеших солдат, то жертв в результате таких столкновений было, как правило, много, а это зачастую приводило к росту возмущения и революционной активности масс. Об этом, в частности, со всей очевидностью свидетельствовал кровавый опыт трагических событий и в Петербурге 9 января 1905 года, и во многих других городах страны. Отмеченное обстоятельство ясно осознавали многие видные правительственные чиновники. Один из них, товарищ (заместитель) министра внутренних дел в кабинете П.А. Столыпина, а позже заведующий делами департамента полиции генерал П.Г. Курлов, в своих воспоминаниях, опубликованных уже в эмиграции, в начале 20-х годов, особо отмечал, что он лично был «врагом применения пехоты для подавления беспорядков, так как прекрасно знал, что при современном состоянии оружия столкновение толпы с пехотными частями неизбежно влекло за собой значительные человеческие жертвы, а потому прибегал всегда в таких случаях к кавалерии».

Во-вторых, конные подразделения были наиболее мобильными, их можно было очень быстро перебрасывать в отдаленные районы, города и особенно села, охваченные волнениями. Ну а поскольку казачьи полки и сотни составляли большую часть всей кавалерии русской армии, то вполне понятно, что именно они довольно часто использовались против восставших.

Приведенное выше мнение авторитетного царского сановника было далеко не единственным. Практически все ответственные чиновники Министерства внутренних дел неоднократно заявляли, что «при возникновении крестьянских беспорядков испытывается необходимость в военных силах, главным образом казачьих частях как наиболее подвижных и пригодных для указанной цели». Такого же мнения, исходя из анализа конкретной обстановки и имевшегося практического опыта, придерживались и главы губерний. Так, генерал Цехановский, который в 1905 году был губернатором Уфимской губернии, отмечал в своих воспоминаниях: «Когда крупные земельные беспорядки разыгрались в двух соседних губерниях (Казанской и Самарской) и докатились до Уфимской губернии, нужна была конница, чтобы быстро перебрасывать в каждую угрожающую местность и вовремя парализовать всякое поползновение к грабежу». Далее он указывал, что «наиболее пригодным для поддержания порядка в деревнях» являлось соседнее с Уфимской губернией Оренбургское казачье войско. «Я отправлял телеграмму за телеграммой министрам - военному и внутренних дел, - писал бывший губернатор, - настаивая на безусловной необходимости присылки трех казачьих эскадронов (то есть всего трех сотен человек. - В .Т .) в Уфимскую губернию, чтобы быть в состоянии везде поддерживать порядок».

Стоит обратить внимание и на сугубо технические аспекты частого применения казачьих формирований для разгона митингов и демонстраций. Этот вопрос только однажды затрагивался в статье Б.А. Алмазова . По его мнению, система обеспечения безопасности в городах царской России была тщательно спланирована и работала весьма эффективно. Наряду с четко функционировавшими полицейскими и пожарными частями существовали конная полиция и конная жандармерия, постоянно участвовавшие в разгоне демонстраций. Наряду с ними в этих акциях нередко участвовали и казачьи сотни. По мнению Б.А. Алмазова, причины для этого были чисто технические и заключались в особенностях казачьей экипировки.

Как правило, казаки сидели в мягких высоких «кавказских» седлах, в которых всадник держался гораздо прочнее, чем в обычном седле строевого образца. Кроме этого, в иррегулярных казачьих частях применялся простой, но веками проверенный и очень эффективный способ, позволявший всаднику прочно держаться в седле, даже сражаясь в самой гуще пехоты: стремена под брюхом коня состегивались специальным прочным ремнем, что во много раз повышало устойчивость седла. Выбить из него всадника было труднее, чем повалить коня. Таким образом, основным средством рассеивания толпы становилась лошадь, умело управляемая всадником. Зачастую именно это позволяло весьма немногочисленным казачьим подразделениям без большого кровопролития и жертв разгонять многочисленные митинги и демонстрации, собиравшие иногда по несколько тысяч человек.

На разгон демонстраций казаков направляли, как правило, без огнестрельного оружия. Против демонстрантов и участников митингов они могли использовать только ставшие притчей во языцех нагайки, которые полагались каждому казаку как обязательный компонент его экипировки. Они предназначались для подстегивания коня, поскольку, в силу сложившихся традиций, казаки, в отличие от всех других кавалеристов, не имели шпор. В экипировке казаков имелись нагайки двух видов. Одни представляли собой обыкновенную плеть на обтянутой кожей деревянной или костяной рукоятке с расширением на конце. Покалечить такой нагайкой было невозможно, максимум - нанести оглушающий удар. Нагайки второго вида представляли собой гораздо более серьезное оружие - оплетенный кожей стальной трос или тонкую цепочку со специальным мешочком на конце, в котором лежали пули или кусочки свинца. Такая нагайка весила до двух килограммов и действительно могла причинить тяжелые увечья. Но во взводе их имели при себе только 2–3 вахмистра из числа опытных старослужащих. Да и они имели право применять их только в крайних случаях, главным образом против находившихся среди демонстрантов вооруженных экстремистов, боевиков и хулиганов. К тому же и простые нагайки казаки использовали при разгонах митингов и демонстраций далеко не всегда. В большинстве случаев толпа обращалась в бегство от одного вида выносившейся им навстречу со свистом и гиканьем казачьей конницы. Известный историк Г.Е. Миронов подчеркивал, что всадник, сидевший на высоте двойного человеческого роста, сам по себе уже выглядел весьма внушительно. Эффективность действий кавалеристов, по его мнению, была такой, что иногда даже толпу в 5 тыс. человек рассеивали взвод полицейских, полувзвод конных жандармов и взвод казаков, то есть всего 70–100 человек.

Все отмеченные обстоятельства, вместе взятые, и послужили причиной частого привлечения казачьих подразделений для выполнения жандармско-полицейских функций.

В целом казачьи части, как и другие армейские подразделения, безусловно, внесли свой «вклад» в дело подавления революционных выступлений, на что вполне справедливо указывали и многие отечественные, и некоторые зарубежные исследователи. В то же время не следует впадать в крайность и утверждать, что, например, казаки подавили революцию, задушили свободу, играли роль опричников, нагаечников и т.п. Их доля в общем количестве войск, брошенных правительством «на усмирения», отнюдь не была преобладающей.

Надо сказать, что вопрос о привлечении казаков к несению жандарм­ско-полицейской службы довольно живо обсуждался тогда в обществе и даже в стенах Государственной думы. И отношение к нему было далеко не однозначным. Так, представители революционно-демократической и либеральной групп общества резко отрицательно отзывались о роли казаков в развернувшихся событиях. Сторонники правительства и консерваторы их действия одобряли. Позднее некоторые представители казачьей интеллигенции пытались, основываясь на конкретных цифрах и фактах, дать конкретные ответы и тем и другим. И их усилия не оставались незамеченными. В свое время большой общественный резонанс вызвали аргументированные статьи походного атамана войска Донского П.Х. Попова в газете «Русское слово». Во время первой русской революции он служил штаб-офицером для поручений в штабе Московского военного округа и в силу своего служебного положения располагал конкретной информацией. Как отмечали позднее современники, П.Х. Попов «с цифрами в руках доказывал необоснованность обвинений» в адрес казаков и выступал решительно против безапелляционно негативных обобщений . Правда, с другой стороны, свои статьи в таких печатных органах, как «Донская старина», «Донские областные ведомости», «Донской край», он зачастую заканчивал историческими справками об участии казаков в строительстве Русского государства и в полемическом запале утверждал, что именно «это их участие не только давало им право, но и налагало обязанность бороться с анархией и поддерживать порядок в стране».

Несмотря на то что основная масса армейского казачества послушно исполняла все приказы по «наведению порядка», со временем в его среде начало назревать отчетливое недовольство этими навязываемыми ему жандармско-полицейскими функциями. Более того, в некоторых случаях дело доходило до открытого неповиновения и даже до антиправительственных выступлений. Причем в среде не только казачества армейского (хотя именно там таких случаев было больше всего), но и станичного.


Алмазов Б .А . Казаки и демонстрации // Казачьи войсковые ведомости: Спец. вып. 1990. № 1. С. 6–7.
Падалкин А . К 100-летию со дня рождения генерала от кавалерии Петра Харитоновича Попова, к 50-летию Степного похода и начала антибольшевистских восстаний на Дону весной 1918 года // Родимый край. 1969. № 80/81. С. 19.

Столкновения протестующих с людьми в казачьей форме в Москве и Питере 5 мая привели к серьезному расколу в казачьем обществе. Старейшины заявляют, что нападение «ряженых» на людей привело к «тяжелой беде», родовые казаки возмущены и помогают активистам деанонимизировать мастеров нагайки. Тем временем официальные столичные казачьи организации ограничились лишь короткими комментариями и отказываются от общения со СМИ на фоне сообщений о различных коммерческих интересах казаков. разбирается, кто в этой истории «ряженый», а кто нет, и чем все это закончится.

***

Москвичу Александру сломали нос. И он прекрасно помнит, кто это сделал.

«Мы оказались на Страстном бульваре, в районе памятника Рахманинову, мирно беседовали. Тут эти так называемые казаки, человек десять, оказались возле нас и начали в наш адрес произносить очень недружелюбные слова. Я аккуратно достал телефон и сфотографировал их. Это их полностью вывело из себя, и они напали на меня, окружили, выбили из рук мобильный», - рассказал он.

После словесной перепалки один из мужчин схватил Александра за волосы и дважды ударил его головой в нос. Ему пришлось вызывать скорую.

«Вы ублюдки, мы вас найдем и повесим»

Тем временем в Москве появился Telegram-канал, авторы которого выясняют личности казаков, участвовавших в событиях на Пушкинской площади. На момент написания материала его подписчиками стали около 15 тысяч человек. Как «Ленте.ру» рассказал один из создателей проекта Виктор Олейник, подключились информаторы - друзья, соседи и коллеги этих людей, студенты, узнавшие своих преподавателей, и даже сотрудники . Cоздатели канала сопоставляют информацию с профилями в соцсетях и сравнивают фото, после чего выкладывают в открытый доступ.

«Засветились преподаватели - Политеха (СПбПУ) и МФТИ, - рассказал Олейник. - Самый типичный портрет того, кого мы вычислили - порядка 14 человек, - это ветеран боевых действий, который, скорее всего, принимал участие в конфликте на юго-востоке Украины, некоторые из них присутствовали в Крыму во время известных событий, подавляющее большинство состоят в российском реестре казаков».

Также, утверждает Олейник, в событиях на Пушкинской площади засветился как минимум один работник органов исполнительной . По аккаунтам в соцсетях автор канала делает вывод, что эти люди регулярно тренируются в рукопашном бою, стрельбе и владении холодным оружием.

Собеседник заверил, что не боится, что казаки такими же методами ищут их: «Пока поступают тонны одобрительных сообщений, и с 5 мая поступило только одно сообщение через форму обратной связи в Telegram, в котором говорилось: вы ублюдки, мы вас найдем и повесим. Этот человек отказался дальше продолжать беседу».

При этом, подчеркнул Олейник, создатели Telegram-канала категорически против «охоты на ведьм» и травли, проект создан только для того, чтобы люди, пострадавшие 5 мая, смогли найти своих обидчиков и спросить с них в рамках российского законодательства. «Мы ни в коем случае не призываем творить вендетту. Более того, всячески противостоим попыткам некоторых подписчиков травить тех, чьи аккаунты в соцсетях мы публикуем», - заключил он.

«Все хотят меня убить, изнасиловать, утопить, повесить»

Василий Ящиков называет себя казаком. А еще блогером. И не скрывает, что 5 мая был на Пушкинской площади. По его словам, ему сейчас приходят сотни сообщений с угрозами и оскорблениями. «Все агрессивные, все хотят меня убить, изнасиловать, подраться со мной хотят, утопить, повесить… Чего они только не хотят со мной сделать», - рассказывает он, добавляя, что ему пришло уже около трех сотен подобных сообщений.

Василий говорит, что в Москву приехал на майские праздники, заодно решил побывать на акции оппозиции.

Он утверждает, что знает большинство казаков, которые пришли высказаться за действующую власть, и называть их ряжеными нельзя.

«Я не знаю, кто придумал это слово, оно оскорбительное. Там были люди, которые не вчера появились. Это казаки. Я родовой казак. Про меня тоже говорят, что я ряженый, - рассказал Василий Ящиков. - Да, они не в Москве родились. Они родились на Дону, на Тереке, в Астрахани, в казачьих семьях и в казачьих станицах, но по иронии судьбы приехали учиться, служить. Кто-то уехал потому, что война была в Чечне».

Сам он говорит, что его «поколотили» около 12 человек после того, как он поговорил с . Кто это были - Ящиков сказать не может. Что же касается других драк, он считает, что их могли спровоцировать некие «третьи силы».

«Я не утверждаю, что это именно оппозиционеры, могла быть какая-то третья сила. Ребята с плакатами и речевками там были, но ситуация была не агрессивная. А потом в какой-то момент появились группы людей, физически развитых, не просто школьники и студенты, не ботаники в очках. С ними-то все и завязалось», - рассуждает казак.

«На словесные провокации никто не отвечал, но когда начались контактные провокации, когда начали толкать, кидать бутылки, шапки сбивать, в тот момент казаки, конечно же, дали отпор», - продолжает Ящиков.

«Когда нас начали по одному дубасить - естественно, мы организовались, чтобы выйти оттуда, - объясняет он. - Там рядом полиции даже не было. Где она была? У меня тоже этот вопрос. Вот пусть они и разбираются, наказывают и тех, и других. Если бы меня самого там не было и я своими глазами не видел, какое отношение было к казакам, какие нападки и задиры, я бы тоже как казак осудил бы этих казаков», - добавил Ящиков.

При этом объяснить зачем эти казаки взяли на мирный митинг нагайки, Ящиков не смог, аккуратно отметив, что казаки «Первой сотни» и «Крымского полка» уже провели беседы со своими казаками: «И, конечно же, наказали тех, кто взял с собой нагайки». В чем именно заключалось это наказание - не уточнил.

«Устроили показательную порку, и не только людей, но и всех казаков»

В Центральной России существуют две основные казачьи организации. Первая - Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» (ВКО «ЦКВ»), казаки которой входят в государственный реестр. Но ее легко спутать со второй - Межрегиональной общественной организацией «Центральное казачье войско» (МОО «ЦКВ»), которая объединяет 78 казачьих обществ и общин со всей России.

Казаки-общественники после событий в Москве и Санкт-Петербурге назвали произошедшее «большой бедой» и экстренно провели сход старейшин, чтобы решить будущее казачества в России. Об этом «Ленте.ру» рассказал лидер общественной организации - атаман Валерий Налимов.

Это действительно подстава. Кто-то сделал так ловко, чтобы подвести казаков и сказать, что таково казачество в нашем Отечестве. Конечно, это неправда. Там был ряд казаков «Центрального казачьего войска». Мне уже показали фотографии. Сейчас суд чести будет заниматься этой работой. Мы опечалены и не осознаем, как могло получиться, чтобы в разгоне или в защите конституционного строя приняли участие казаки, да еще и с нагайками.

Что больше всего вас возмущает?

Демонстрация-то была мирная. Не могло такого произойти, чтобы наш брат-казак пришел с нагайкой разгонять народ, да еще детей.

Неужели все казаки такие мирные?

Нет у нас в крови этого. Родовой казак бить народ нагайкой не пойдет. Это не в нашей традиции. Мы можем наказать своего казака и выпороть его за то, что он совершил какой-то грех или ошибку допустил. Но мы других не порем. Мы можем подраться, как граждане России, но бить нагайкой - это неправильно. У меня большая уверенность, что казаков там или не было, или практически не было.

А как же другие скандалы с казаками? Взять хотя бы Pussy Riot - их казаки били или нет?

Это были казаки. Понимаю, вопрос тяжелый, грубый, но справедливый. Как так можно умудриться - заскочить в храм и отплясывать? Это отсутствие культуры, морали. Где папа с мамой, где деды, кто воспитывал этих девок? А казаки народ непростой - к тем, кто нарушает порядок, жестко относятся. Но как мужчина говорю: не любо женщин бить по ногам и по ляжкам нагайкой. Неправильно. У казака этого тоже отсутствие культуры, а может, кто-то подсказал. И сгоряча ребята допустили эту ошибку. Как атаман и казак я должен их поддержать, но в то же время, как действительный советник госслужбы первого класса, не имею права их поддерживать в этом отношении.

По чьей подсказке тогда били людей на Пушкинской? Кто их «поддержал»?

Никто не мог дать команду казакам - ни милиция, ни Росгвардия, ни , ни правительство Москвы: равняйсь, смирно, нагайки наголо. Естественно, казаки подчиняются только своему атаману, и только он мог дать такую команду, если это действительно были наши казаки. Говорят, там был атаман Московского окружного казачьего общества (на видео попал атаман Андрей Шустров - прим. «Ленты.ру» ), он новенький у нас в казачестве, но говорят, что он там был и развод давал. Это просто неправильно.

И я думаю, что (атаман ВКО «Центральное казачье войско») уже отработал этот вопрос на самом серьезном уровне или в ближайшее время примет меры. И Миронов опростоволосился сегодня - этого нельзя было допускать. Но и без Шустрова не могло обойтись. Но я пока в этом не уверен, я знакомых хлопцев не увидел в этом строю.

А если незнакомые хлопцы - то кто? Ряженые?

Я не исключаю, что ряженые. По тому что я увидел - папаха… Господи… Какая-то невзрачная кубаночка… Ну чего он в столицу нашей родины приехал, откуда он взялся?

Кстати, многие возмущены самим фактом существования казаков в Москве.

Всегда городовые казаки в Москве были, всегда на окраинах города Москвы жили и защищали ее. На сегодня, по переписи, в Москве девять тысяч казаков готовы быть в госреестре и в общественных организациях.

Откуда, по-вашему, берется эта агрессия в тех, кто считает себя казаками?

Еще раз говорю: может быть, это не казаки. Вот Шустров - по-моему, он не казак. А агрессия… Сложная ситуация в Отечестве сегодня - и с экономикой, и в отношении друг к другу. И власть неправильно к нам относится. Ты же видишь это все прекрасно: звонишь кому-нибудь, а секретарь у тебя «кто, зачем, почему, куда?» Порой хочется сказать: хочу выпить по стакану водки с начальником твоим да по бабам пойти. Это беда, и ожесточенность есть не только со стороны казаков, но и люди взрывные. Везде проблемы экономического развития.

А каким должен быть человек, чтобы вы сказали: да, это казак! Какие у него ценности?

Ценности - заповеди Божьи. Испокон веков для казака основой основ прежде всего была семья. Второе - защита Отечества от внешнего врага. Помощь своему соседу. Для нас нет наций, нет мусульман, буддистов и евреев. Для нас есть человек. Если он человек - он твой брат. Не предавай друга, сам погибай - товарища выручай. Казак - такой человек. Поэтому я и говорю: это не казаки были, а провокаторы.

Самое главное в нашей жизни - вера в Господа Бога и наши культурные традиции, направленные на образование, воспитание, братскую любовь друг к другу, а этого сейчас нет.

Мы думали, что будем зарабатывать деньги, получим какие-то земельные наделы, войдут аккуратненько во власть достойные казаки, которые имеют правильное образование, умеют работать с народом. Но не случилось за последние пять лет этого практически нигде. Практически никакие казачьи войска не получили финансирования - за исключением Всевеликого войска Донского, Кубанского и немного на Тереке.

Сейчас просто сверху идет команда не обращать внимание на казачьи общественные организации и работать с реестровыми. И никто не может из федеральных органов власти - ни МВД ни Росгвардия, ни - заключить с нами нормальные договоры, чтобы мы охраняли природу и общественный порядок - естественно, не нагайками, а по-человечески. В корне нужно все менять, садиться за стол, общаться с опытными и авторитетными атаманами, определяться, как жить дальше.

Это очень нетактично с моей стороны, но Дмитрий Анатольевич (Медведев) был президентом - тишь да гладь более или менее, была концепция государственной политики о казачестве. Президент пришел в 2012 году, утвердил стратегию государственной политики РФ до 2020 года - и ничего не выполняется, не происходит объединения. И получилось, что Медведев хорошо с казаками работал, а Путин упустил казачество. Вот такая ситуация. Я считаю, что и там была провокация 5 мая, и здесь провокация в течение пяти лет шла. Видно, записочки писали президенту: «Все хорошо, разбираемся» - ан нет, не получилось.

Должен быть закон «О казачестве». Не надо о «Государственной службе» (сейчас деятельность казаков регулируется 154 ФЗ «О государственной службе российского казачества» - прим. «Ленты.ру» ). Без казачества России никуда: граница создала казака, казак создал государство. Надо объединять казачество, и тогда будет польза, и тогда нечистая сила или шайтан, как говорит , не поднимет руку на наше Отечество. Оно и так непобедимо, но и без казаков мы не обойдемся. Вы же знаете, сколько сегодня предателей в нашем Отечестве?

Они сплошь и рядом: полковник КГБ, который уехал в Лондон, те, кто повернулись к западной культуре, продают технологии, ценное имущество. Потом - завистники, которые стремятся к власти, сами ничего не могут сделать, и начинают продавать свое Отечество, соседей и традиции. Это те, кто из-за денег предают друг друга. Вы же видите, сколько сейчас развелось мошенников, не только в денежном и имущественном отношении. Они и государство могут продать, и человека.

«Казаки высказали свою гражданскую позицию»

Реестровые казаки из ВКО «Центральное казачье войско» о событиях 5 мая предпочитают не говорить. «Лента.ру» попыталась связаться с казачьим полковником Андреем Шустровым, чтобы уточнить, действительно ли он был на Пушкинской площади. Атаман отрицать этого не стал, однако от дальнейшего общения отказался, опасаясь, что его слова могут переврать, и лишь повторил официальное сообщение, которое было размещено на сайте организации.

В нем присутствие «нескольких казаков Центрального казачьего войска» на Пушкинской площади связывается с концертом «Московская весна», где было запланировано выступление коллектива «с казачьим репертуаром».

«Рядом проходил неразрешенный митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками Отечества. В каких-либо противоправных действиях казаки Центрального казачьего войска не участвовали», - говорится в сообщении.

На просьбу что-нибудь рассказать о деятельности московских казаков Шустров также ответил отказом, отправив корреспондента через пресс-секретаря к атаману Ивану Миронову.

Сам Шустров уже попадал в поле зрения СМИ в 2017 году, когда в него выстрелил из травматического пистолета другой казак Олег Пестов. Тогда появилась версия, что оба участника конфликта находились в состоянии алкогольного опьянения, однако Московское окружное казачье общество выпустило сообщение, в котором говорилось, что пьян был только Пестов, а что Шустров «на рубеже своего шестидесятилетия обладает отменным здоровьем, великолепной физической подготовкой, всегда подтянут, опрятен, ведет здоровый образ жизни».

Моральная порка

Произошедшим в Москве недовольны казаки и за пределами столицы. Донской казак рассказал «Ленте.ру», что видит в этом политическую подоплеку: некие силы против зарождающегося самосознания родовых казаков. Эти люди настаивают на том, что казаки являются отдельным этносом, представители которого живут сейчас на территории так называемого «казачьего присуда» - на Дону, Кубани, Тереке, в Оренбуржье, на Урале, в Астрахани и на других территориях.

Попов подчеркивает, что считает действовавших на Пушкинской площади людей ряжеными.

«Ряженый - это человек, который не является представителем казачьего этноса. Возможно, он имеет каких-то предков, но он не имеет своего национального сознания, часто себя называет русским, но, вероятно, из-за нехватки в России национальных идей, надевает на себя казачью атрибутику», - объясняет он.

Сейчас, по мнению Попова, многие этнические казаки выступают за то, чтобы их считали народом и чтобы юридически этот статус был закреплен, «что власти, в принципе, не нужно», и именно поэтому неких псевдоказаков привели на Пушкинскую площадь.

«Провокация, которая была 5 мая, - это симметричный ответ власти на зарождающееся движение. Власть сейчас пытается настроить многих и оппозиционно настроенных людей, и обычных русских людей на то, что казаки - это "нагаечники", это холуи, которые будут избивать Навальных или Pussy Riot», - уверен он.

При этом Попов не представляет, в какой ситуации он и его соратники вышли бы против протестующих на стороне полиции и власти: «Я пока не вижу возможности выйти на стороне власти, потому что власть нас, как видите, порочит, пытается нас задушить всеми средствами, и власти мы в принципе не нужны. Даже до сих пор не отменен так называемый закон "О казачестве", который является самым антиказачьим. Этот закон как раз и позволил создать все эти казачьи общества и туда пускать повально народ».

По словам казака, на него и его знакомых сейчас обрушился шквал сообщений в соцсетях: люди без разбора пишут всем, у кого есть фотографии в папахе или тематический контент на странице.

«Эти люди (ряженые казаки - прим. «Ленты.ру» ) устроили показательную порку, и не только людей, но и моральную порку всех казаков. Сейчас на казаков повесили ярлык. У многих казаков подавленное настроение, люди предлагают уже отказаться от наименования этноса "казаки" и перейти на "черкасы", как это было в Средневековье».

При этом собеседник «Ленты.ру» не отрицает, что среди агрессивных людей на Пушкинской площади все же были замечены и родовые казаки.

«Один точно был, но с ним уже переговорили, он понял свою ошибку. Мы знаем представителей общин, которых приглашали на Пушкинскую, но они не согласились, потому что они пока вне политики», - объяснил Попов.

Он также отметил, что вызывает вопросы то, как бренд казачества используется «Центральным казачьим войском» в коммерческих интересах: «Все народы занимаются бизнесом. Но вопрос здесь - занимаются ли этнические казаки бизнесом или же русские под видом казаков используют этот бренд. А казак - это все же исторический бренд, и нам это, конечно, не нравится».

Шапки, деньги, две нагайки

Казаки действительно всерьез занимаются бизнесом. К примеру, про казачьего полковника Андрея Шустрова из ВКО «Центральное казачье войско»

Вконтакте

Одноклассники

Акция «Он вам не царь» в Москве завершилась избиением протестующих.

Сегодня в Москве на Пушкинской площади прошла несанкционированная акция «Он вам не царь», организованная оппозиционным политиком Алексеем Навальным. Всего в митинге участвовали около 8-10 тысяч человек, хотя по официальным данным ГУ МВД РФ по Москве, на акции было не более 1,5 тысяч. Всего в российских городах, где прошла акция «Он вам не царь», согласно данным «ОВД-инфо» силовики задержали больше тысячи человек, больше половины из них - 572 человека - были задержаны в столице. О том, как очередной несогласованный митинг Навального превратился в 5-часовое ожесточенное столкновение людей и полиции, - в этом материале.

Примерно в 13:20, то есть за 40 минут до официального начала акции «Он вам не царь», организованного Алексеем Навальным, на Пушкинской площади уже собралось где-то 1,5-2 тысяч человек. Однако это не были сторонники оппозиционера. Многие были одеты в военную форму времен Второй мировой войны и казачье обмундирование, у других в руках были огромные георгиевские ленты, третьи были облачены в тельняшки и голубые береты, некоторые надели футболки с надписью «Путин - наш государь». Определенное количество присутствующих выстроилось возле подножья памятника Александру Пушкину и пела песни «Катюша» и «Священная война». Казаки, НОДовцы, ВДВшники и люди в военной форме выкрикивали лозунги: «Революция и майдан не пройдут!», «Предатели, валите в Америку!», «За Родину, за Путина!».

В это время по краям Пушкинской площади стоял выглядевший растерянным народ, сжимавший в руках яркие плакаты. Это как раз были сторонники Алексея Навального, которые вышли на митинг «Он вам не царь». Его проведение столичные власти не санкционировали. С самого начала оппозиционеры находились в явном меньшинстве и в конфронтацию с казаками вступать не решались. Наконец молодой человек лет 17-ти взобрался на лавочку и начал скандировать в мегафон: «Путин, выйди вон! Мы здесь власть!». Речевку подхватили митингующие с разных краев Пушкинской площади. Казаки и НОДовцы, по сути окруженные навальнистами, стали кричать в ответ: «Иуды!», «Полечитесь у врачей!». Спустя несколько минут над площадью повис гул и наступил хаос. Разобрать, кто и что кричал, было почти нереально.

Однако словесной перепалкой дело не закончилось. Когда сторонники Алексея Навального примерно в 14 часов все-таки совершили попытку приблизиться к памятнику Пушкина, чтобы начать свою акцию, некоторые казаки, взрослые и очень упитанные мужчины, набросились на молодых людей и начали ожесточенно бить их чем-то, похожим на плети и нагайки, а то и просто кулаками, крича при этом: «Предатели!». В пылу драки казаки и НОДовцы били также и друг друга. Это произошло тогда, когда они не могли решить, кто должен занять более выгодное место возле памятника Пушкину. Полиция разнимать дерущихся не спешила, большая часть силовиков находилась на тот момент за пределами Пушкинской площади и просто смотрела за происходящим.

К 14.15 на Пушкинской площади собралось уже примерно 5-6 тысяч человек, большая часть из которых являлась сторонниками Алексея Навального. Многие взяли с собой плакаты, на которых были надписи «Сопротивляйся», «Я против коррупции», «Люблю Россию, ненавижу Путина», «Мы здесь власть». Часть демонстрантов пришла не столько поддерживать оппозиционера Навального, сколько выступить в защиту заблокированного по решению суда мессенджера Telegram. Поэтому у некоторых в руках были бумажные самолетики, которые они постоянно запускали над митингующими.

Организаторов несанкционированной акции политика Алексея Навального и работника «Фонда борьбы с коррупцией» Николая Ляскина правоохранители задержали еще на подходе к Пушкинской площади. Так что управлять собравшимися людьми, чья численность быстро увеличивалась, было некому. Сторонники Навального, среди которых были и молодые, и зрелые, и пожилые люди, хаотично бродили по площади, временами кричали «Позор!», «Путин вор!» и продолжали ругаться с казаками.

Около 14:30 на Пушкинскую площадь зашла колонна ОМОНа. Бойцы, создавалось впечатление, без разбора хватали всех, кто попадался на пути. Преимущественно силовики задерживали демонстрантов, в чьих руках были плакаты, но в автозаки затаскивали и тех, кто громче всех скандировал лозунги, оскорбляющие российского президента Владимира Путина.

Когда ОМОНовцы вели задержанных в автозаки, они размахивали своими резиновыми дубинками по сторонам, такое впечатление, что даже не глядя, бьют они кого-то в этот момент или нет, женщины перед ними находятся, дети ли, журналисты ли. Работники ОМОНа громко кричали «Разойдитесь! Разойдитесь! Вы нарушаете закон!». Но, видимо, такое сопротивление со стороны правоохранителей только подзадоривало сторонников Навального.

Самые активные, преимущественно подростки, орали ОМОНовцам в спины: «Всех не задержите! Всех не пересажаете!». Одного такого подростка ОМОНовец схватил за ворот от футболки и потащил за собой, за молодого человека вступились его друзья, однако полицейский начал отмахиваться от них дубинками.

Забавно, что смелые и отчаянные казаки, НОДовцы и ВДВшники после появления ОМОНа начали быстро покидать площадь. Вместе с ними удалились также и активисты радикального патриотического движения SERB, которые говорили друг другу: «Вязать менты уже начинают, пошли отсюда быстрее». Еще спустя 15-20 минут после начала задержания работники полиции, Росгвардии и ОМОНа окружили Пушкинскую площадь со всех сторон. В числе кричащих и часто матерящихся сторонников Навального выделялись 2 человека. Женщина в длинной юбке и голубом платке вместе с пожилым мужчиной с иконкой на груди очень тихо пели молитвы, приговаривая: «Угомони их, Господи!».

Вдруг на площади прозвучали истошные крики и визг -это в толпу демонстрантов швырнули дымовую шашку. С этого момента сотрудники ОМОНа проводили мини-операции по задержанию уже каждые 10-15 минут. По громкоговорителю силовики повторяли одни и те же слова: «Граждане, действуете против закона! Пожалуйста, расходитесь! В противном случае нам придется применить спецсредства». Однако демонстранты уже ничего не слышали, они начали стихийное шествие по Страстному бульвару. Именно здесь в ближайшие 2,5 часа ОМОН будет идти на демонстрантов стеной, а те в свою очередь бежать в разные стороны, натыкаясь уже на остальных ОМОНовцев.

Нужно сказать, что еще перед тем, как полиция в первый раз с дубинками пошла стеной на людей, в стражей порядка, чьи лица не были закрыты забралами шлемов, кто-то начал бросать горсти земли. Демонстранты вырывали цветы и даже небольшие кусты с клумб и кидали их в силовиков, скандируя при этом: «Быть ментом - это позор!». В ответ ОМОНовцы пару раз выступали стеной на митингующих, выхватывая каждый раз из толпы по 3-4 человека. Некоторые задержанные, сопротивления сотрудникам полиции не оказывали, но силовики по-прежнему продолжали бить их дубинками и оскорблять матом.

Тем временем на Страстном бульваре народ, который устроил шествие, оказался окружен сотрудниками полиции. Со стороны улиц Тверская и Большая Дмитровка выстроились автозаки, полицейские автомобили и колонны силовиков. Демонстранты, подобно ОМОНовцам, тоже выстроились в стены, взялись за руки и с криками «Россия будет свободной!» отправились на полицейских, бросая в них бутылки с водой. Здесь в автозаки заталкивали уже всех, до кого у ОМОНовцев получалось дотянуться. Вдруг силовики решили задержать парня, но его девушка внезапно обхватила шею спутниками руками и кричала, что не отдаст своего возлюбленного. В итоге держащие друг друга парень и девушка упали на асфальт, а ОМОНовцы начали волочить их по земле. Девушка, чьи голые ноги тянули по асфальту, орала от боли; парень, чье лицо несколько раз проволокли по земле, не проронил ни звука.

Вы же бьете детей! Вы кидаетесь на стариков! Что же вы делаете? Вы же здесь единственные преступники сегодня. Парни, ну, вы же своих бьете, как так? Мы же все в одной стране живем, ну почему вы так? - обратился 60-летний мужчина к безмолвным сотрудникам ОМОНа, находящимся в оцеплении.

Какая жесть… - отметила я, смотря, как силовики тащат людей в автозаки по земле, будто мешки с картошкой.

Это наша работа, - вдруг сказал улыбающийся старший лейтенант, стоявший рядом.

Это очень жестоко! Взгляни, как твой коллега яростно бьет молодого человека по спине. Вы же бьете даже тех, кто не сопротивляется. Даже женщин, даже журналистов, которые просто снимают происходящее, - сказала я старлею.

Не надо было приходить сюда, это против закона. Ты думаешь, меня все в стране устраивает? Ты думаешь, нам доставляет удовольствие разгонять вас силой? Просто работа такая. Тебя, кстати, не били хоть? - задал вопрос полицейский.

Ударили один раз по спине, - сообщила я.

Я извиняюсь за моих коллег. Уверен, они не хотели сделать тебе больно, - заявил старший лейтенант и отошел к полицейскому авто.

Когда стражи порядка с трудом, но все же смогли очистить Страстной бульвар от митингующих, и на нем со временем возобновилось движение транспорта, оказалось, что толпа переместилась на Малую Дмитровку. «Боже, сколько их здесь вообще? Их что, на убой сюда привели?» - задавался вопросом работник полиции, стоявший на перекрестке Страстного бульвара и Малой Дмитровки.

Похожие публикации