Библия онлайн. Чего хотел Закхей? Толкование на Евангелие о Закхее трех разных священников

За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, - ища Бога и учась у Него милосердию, потом — внутренне, восходя к таинственной перемене ума. Отцы-пустынники видели в образе Закхея пример нашей духовной жизни: от внешнего молитвенного делания к умному.

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лк. 19:1-10)

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), координатор сектора миссионерских станов Синодального миссионерского отдела:
— Хотя мы и знаем, что в Евангелии, вроде как, не может быть второстепенных деталей, но маленький рост подпрыгивающего за спинами народа старейшины мытарей Закхея, и то, как он, должно быть, довольно комично взбирается на дерево, рисуют нам картину, далекую от возвышенных чувств, подобающих при чтении Писания. Слово Божие пахнет жарким восточным днем, — там благовонный Иерихон и бальзамический цаккум (дерево такое), как говорят, названный так, когда-то, в память Закхея. Попробуешь его на вкус, — в нем пыль палестинских долин и молодое вино. Соленый пот и пшеничный хлеб, душистый ладан и кровь.

Наверняка уже в годах, все же он был подвижен, - этакий шустряк, живчик (иначе, как бы он смог влезть на смоковницу), горбоносый, с ветхозаветными влажными черными глазами. Закхей был человек богатый, как это и подобает начальнику налоговой полиции большого города, в котором, к тому же, были резиденция царя и римская таможня. Иерихон, всего в двадцати километрах от Иерусалима.

Однако богатство не сделало его жизнь счастливой. Проклятие народа израильского тяготело над каждым, поступившим на службу ненавистным римским оккупантам. Да будет тебе яко язычнику и мытарю! Слуга язычников сам становился хуже язычника. Сборщики податей обирали своих соплеменников и единоверцев, передавая деньги римскому императору, «живому богу» и, притом, не забывали и себя, всегда пользуясь возможностью обсчитать, взять лишку и скрыться за мечами легионеров. А Закхей особо преуспел в этом так, что стал старшим над прочими. Томило ли это его душу, переживал ли он свое предательство?

Христос и шел туда, где надлежало Ему быть предану и распяту. Вот в эти последние дни земной жизни Своей, перед исходом на вольную смерть Он гостит у мытаря, потом идет к прокаженному Симону, блудница омывает ему ноги. Христос идет к людям, как бы сказали сейчас, «низшего сорта», к отверженным. Потому что они более прочих требовали исцеления. Народ же ропщет, как и подобает роптать не ведающим милости Божией людям. Озлобленный и грешный везде ищет зло и грех, даже если он богословски образованный книжник или очень религиозный фарисей.

Закхей же искал видеть Иисуса. Зачем? Праздное любопытство или тоска по чистоте, по правде жизни вели его к толпе, окружавшей Спасителя? Мы не знаем. Возможно, он жил неподалеку и вышел на шум, а, может быть, бежал через весь город, как к последней надежде, забыв приличия, возраст и положение, как и всем нам в детстве свойственно бежать к отцу, не разбирая луж.

Мы знаем дальнейшее: Христос взглянув, увидел смешного, маленького человечка, вскарабкавшегося зачем-то на ветки смоковницы и позвал его по имени: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И тот, забыв все сомнения, побежал готовить встречу Нечаянному Гостю. И настал конец мучительной Закхеевой тоске по истине и чистоте в его радостном и решительном освобождении от разъедающего душу греха. Маленький человек растет, сначала внешне, — влезая на дерево, потом — внутренне, восходя к таинственной перемене ума. Бог входит под кров человека и тот принимает Его с радостью. Отцы-пустынники видели в этом еще и пример нашей духовной жизни: от внешнего молитвенного делания к умному.

Возместить всем, кого чем обидел — в четыре раза больше, это точное исполнение Моисеева закона, который предписывал так платить пойманному на воровстве. Но Закхей становится выше ветхозаветного закона. Он отдает еще и половину всего, чем владел. Бывший грешник не тратит время на многословное покаяние. Он делает. Он охотно готов лишиться своего добра, потому что обрел большее, — радость о Господе, взыскавшем погибающую душу. И Господь, в ответ на деятельное раскаяние (а настоящее раскаяние и может быть только таким) возвращает его в избранный народ, от которого отпал когда-то грешный мытарь, погнавшись за призрачным богатством временной жизни и говорит: И он - сын Авраама. И ему сегодня пришло спасение.

Что было дальше с Закхеем? Предание доносит до нас отрывочные сведения о том, что позже Закхей стал епископом Кесарии Палестинской. Больше мы ничего о нем не знаем. Мы оставляем его стоящим у порога иерихонского дома на закате одного из дней цветущего месяца нисан. Христос идет в Вифанию и далее в Иерусалим, навстречу Пасхе. Говорят, что имя Закхей означает «чистый, справедливый». Но есть еще одно значение, - Заккай, так произносилось когда-то это имя, - краткая форма от Захарии, что значит: «Бог вспомнил, подумал (о ком-то)».

Мы учимся у Закхея непостыдному стремлению ко Христу и тому, что вера - не абстрактное знание, но действие. Он был осуждаем людьми и оправдан Богом. Вменял ни во что насмешки народа и не боялся показаться смешным в глазах толпы. Радостно готовил дом свой к встрече Спасителя. И Бог подумал о нем и сказал: «Днесь, в дому твоем подобает Ми бытии». Ибо в злохудожную душу не внидет Премудрость, а Бог пребывает там, где любовь, там, где раскаяние, там, где чистота и благоговение.

«Воскресное чтение», 1824

Ст. 1–2. Вшед (Иисус) прохождаше Иерихон. И се муж порицаемый Закхей, и сый бе старей мытарем, и той бе богат .

Иисус Навин опустошил некогда Иерихон войною и побиением, а теперь истинный Иисус (то есть Спаситель) пришествием Своим приносит ему исцеление. Здесь просвещен слепой, уверовал народ, всякий язык прославил Иисуса и всякое око узрело Наставника истины и спасения. Что за должность мытаря? Это – род хищения, которое не подлежит наказанию; это – бесстыдный вид корыстолюбия, торговля, которой нет определенного предмета и названия, это – крайнее нечестие. Посему-то Христос везде приводить любодейц и мытарей как примеры величайших грешников. Таков недуг, которым страдал Закхей, когда еще не приступал к Иисусу, недуг худший слепоты иерихонского слепца; ибо этот недуговал телом, а тот душою (Астерий).

Ст. 3. И искаше видети Иисуса, кто есть: и не можаше от народа, яко возрастом мал бе .

Кто смотрит на Иисуса, не может закосневать во грехах. Закхей сильно желал насладиться сладким и спасительным лицезрением Господа; но были два препятствия к тому; ибо замедляла его толпа и людей, а более грехов. Он был мал возрастом не только телесным, но и духовным (Тит).

Ст. 4–6. И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея ищи И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его и рече к нему: Закхее, потщався слези: Днесь бо в дому твоем подобает Ми биты. И потщався слезе, и прият Его радуяся .

Христос воззрел на Закхея очами Божества, и как Спаситель всех людей являет ему Свое благоволение и человеколюбие, возбуждаете нем доверенность к Себе и говорит: Потщався слези (Кирилл Александрийский).

Закхей желал только видеть Его, а Христос заходит к нему и, видя сердце его, ускоряет Свой приход. Как наилучший ловец, Господь тростию слова низводит душу с дерева, привлекает Закхея, как птенца, взяв его за крыла ума его, и начальник мытарей прилепляется ко Христу.

Так уловлен был и знаменитый оный Давид, который говорит: Прильпе душа моя по Тебе (); о том и апостол пишет: Прилепляйся Господеви един дух есть с Господам (). Уловляя таким образом Закхея, Господь, низводя его с дерева, говорит: Днесь в дому твоем подобает Ми быти , то есть не столько во внешнем, сколько во внутреннем или душевном его жилище (св. Иоанн Златоуст).

Ст. 7–8. И видевше вси роптаху, глаголюще: яко ко грешну мужу вниде витати. Став же Закхей, рече ко Господу: се пол-имения моего, Господи, дам нищим: и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею .

Смотри на чудо. Еще не учился – и повинуется, еще не слышал наставления – и исполняет; ибо Спаситель ничего еще не заповедал о милостыне и о любви к бедным, но молча просвещал. Как солнце, вливаясь лучами в дом, вносит свет, так Спаситель лучами правды прогнал тьму нечестия. Свет во тме светится . Посему-то Закхей, стоя при дверях, сказал: се пол-имения моего даю нищим . Прекрасные слова! Они побеждают природу, или лучше, навык, который есть другая природа.

Приметь здесь, что богатство Закхея собрано не от одной неправды, а и от имений наследственных. Ибо если бы оно было от одной неправды, то как мог бы он возвратить (похищенное) вчетверо? (св. Иоанн Златоуст).

Вот как для пришествия Христова Закхей украсил дом свой. Не побежал к соседям просить столов и седалищ из слоновой кости, не вынес из сокровенных покоев лакоонские покровы для столов, но украсил дом тем, что всего приятнее Христу. Что же это? Пол-имения моего дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . Украсим так и мы наши дома, чтобы удостоиться нам принять Христа. Господь для добродетели обитателя не гнушается входить в самые худшие хижины. Но в дома нечестивых никогда не войдет, хотя бы они устланы были золотыми коврами (св. Иоанн Златоуст).

Совлечемся и мы грехов, подобно Закхею. Ибо как в болезнях и ранах, если прежде не остановить истечения, напрасно будешь прикладывать врачебные средства, так и мы, если не удержимся от корыстолюбия, хотя бы и милостыню подавали, ничего не сделаем доброго. Корыстолюбие все портит и обращает в худшее. Престанем же похищать, и тогда будем раздавать милостыни. Ибо если бы падающего один возвышал, как милостыня, а другой тянул бы его на землю, как корыстолюбие, то такое сражение противных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами сего не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие, и да не оставляет милостыня: так соделаемся мы легкими и возлетим (св. Иоанн Златоуст).

Ст. 9–10. Рече же к нему Иисус: яко Днесь спасение дому сему быть, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго .

Смотри: вот прежде, нежели творил Закхей дела Авраамова, называл его (Христос) не сыном Авраамовым, а Закхеем; когда же совершил дела патриарха, являя отложение неправды и любовь к нищим, тогда сказал: Яко и сей сын Авраамль есть (св. Иоанн Златоуст).

Как он от Авраама, когда происходил из Иерихона, города хананейского? Верно то, что если бы он и не был по плоти сын Авраама, но теперь, когда обратился ко Христу, по нравам и делам, соделался и познан был с большим правом сын Авраамов, нежели кто другой, происшедший от чресл Авраама (Астерий).

Ягодичина (смоковница) означает покаяние, толпа народа – страсти. Итак, тот, кто возвысится над страстями посредством покаяния, тот в себе самом узрит Иисуса и будет познан Иисусом, приимет Его как гостя у себя, получит спасение и соделается сыном Авраама (Anonymus).

И он (Закхей) вышел (подобно Аврааму) от земли своей, и из сродства своего, и из дому отца своего. Ибо самое лучшее исхождение – это возвышение над всеми плотскими удовольствиями, которые можно назвать землею , это удаление от услаждения предметами чувственными, которые означаются именем сродства ; это изменение жизни развращенной, беззаконной в жизнь добродетельную, что и есть как бы исхождение из дому отеческого (Василий Великий).

Закхей-мытарь

Свящ. М. Предтеченский. «Духовная беседа», 1871

Господь всем хочет спасения, но спасаются только те, которые сами ищут спасения и, подобно Закхею, стараются препобеждать все трудности, какие бы ни предстояли на пути к нему. Иначе за что Господь будет спасать нас? Если и простые житейские блага не без трудов нами приобретаются, то справедливо ли даровать нам вечные блага без всяких усилий с нашей стороны? Просите, и дано будет вам: ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворяют ().

Господь всем хочет спасения, но спасаются только те, которые, веруя в Него, смиряясь пред Ним, веру свою оправдывают от дел, которые сами милостивы к другим людям, сами, подобно Закхею, готовы благотворить и благотворят ближним своим. Иначе как мы будем свидетельствовать веру свою в Господа и чем возблагодарим Его за свое спасение? Бога никто никогда не видел . Посему кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (). Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. И бесы веруют, и трепещут ().

Какие же нравственные уроки преподает нам евангельское повествование о Закхее? Нужно смиряться пред Господом – и Он вознесет нас в свое время. Нужно искать Его – и Он Сам воззовет нас, и к нам приидет, и обитель сотворит в нас самих (). Нужно, наконец, стараться спасать других, чем и как кто может, – и Господь спасет нас, как бы ни близка была к нам погибель, потому что Он пришел взыскать и спасти погибше .

Закхей-мытарь

Прот. А. Лебедев. Из статьи о евангельских мытарях. «Странник», 1865

Закхей был старейшиною мытарей и человек богатый. И се муж нарицаемый Закхей: и сей бе старей мытарем, и той бе богат (). Как мытарь Закхей, конечно, не отличался от других ни мягкостью сердца, ни снисходительностью к нуждам и бедности, ни справедливостью и честностью в своих требованиях. Напротив, в самом старейшинстве его над мытарями можно усматривать еще то, что он, держась на месте исправным взносом сбираемых податей, превосходил других особенным искусством вымогательства и неснисходительностью, отчего не только не имел каких-нибудь недоимок за собою, но и приобрел состояние. И той бе богат . Богатство обольщало его и грозило ему гибелью. И недаром евангелист в этом повествовании о Закхее напоминает как о старейшинстве его, так и о богатстве!

К обыденному сознанию человека ближе всего материальная его природа со своими требованиями и удовлетворениями, со своими неприятностями и радостями, – ближе, чем природа духовная, по своей ощутительности и по тому самому, что еще до раскрытия полного сознания он привыкает чувствовать сперва законные требования своей телесной природы и удовольствие от удовлетворения им, а потом потребности искусственные и незаконные, которые с их удовлетворением принимают силу привычки. Гораздо скорее и сильнее человек почувствует голод тела, чем алчбу духовную; тревожнее для него расстройство какого-нибудь телесного органа, например, руки, ноги или желудка, чем расстройство духа, например, преобладание в душе какой-нибудь отдельной силы, воображения, сердца, рассудка; ближе и обольстительнее услаждение греховное, чем борьба и победа над собою, которая требует иногда очень долгого и утомительного труда. Оттого, обладая всеми средствами к удовлетворению нужд и к доставлению радостей телесной природы, особенно с ранних лет, большинство людей скорее всего может остановить и действительно останавливает свое внимание на материальной стороне своей жизни и забыть или, по крайней мере, оставить неразвитыми духовные свои влечения, возбуждение которых требует труда, обещающего награду, может быть, еще в отдаленном будущем. Естественно, богатство для такого человека делается необходимым. Он привязывается к нему всей душой, так ли, как к средству своей спокойной и самодовольной жизни, или как к предмету своего тщеславия и самонадеянности. В этом смысле мы принимаем слова Спасителя: Удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Божие внити (). Оттого-то и богатый юноша, бывший уже на пути ко спасению и приблизившийся ко Христу, отошел от Него – источника радости – со скорбью: жалко было ему расстаться с своим богатством.

Легко могло случиться и с богатым Закхеем, что, привязавшись всею душою к богатству, он если еще не усыпил, то впоследствии усыпил бы все чистые духовные движения; тем более что душе его уже сродна была неправда; следовательно, увлечение непосредственностью, чувственностью жизни уже началось – самослужение и самодовольство овладевало им. Поэтому странно, непонятно, как могло пробудиться в его душе спасительное желание видеть Иисуса? Но нужно знать его природу, душевные его свойства, чтобы ответить прямо и удовлетворительно на этот вопрос. Из всего повествования о нем, из его старания проникнуть сквозь толпу к Иисусу, из его забегания и из влезания на дерево видно, что он имел детски простую и живую натуру. Он мог делать зло по увлечению, по примеру, по обыкновению, или, лучше всего, безотчетно. Так действуют подобные личности, потому что жизнь поставила их на этот путь, и они, утвердившись на нем, без всякой мысли, стали действовать так же, как действовали предшественники их, как поступают и все их окружающие: «Не мы первые, не мы последние», «не нами началось, не нами и кончится», – обыкновенно говорят такие люди. В них никогда нет и не может быть упорного оправдания, основываемого на лживых соображениях ума, или явного противления истине. В них есть, напротив, даже семена добра, нравственные понятия о долге и об обязанностях, бывают и чистые движения к добру; только эти семена не приносят плода, эти понятия без спасительных последствий, эти движения без силы, подобно движениям молодых, еще не оперившихся птенцов, которые, несмотря на свои усилия, не могут подняться над землею и совершить легкий и быстрый полет. Потому эти простые, непосредственные натуры увлекаются и неправдой, пока не проник в них свет разумения, освещающий путь их жизни, пока не получили они такого возбуждения, которое заставило бы их вдруг очнуться и стряхнуть с себя эту беспечность и невнимательность к себе. Таков именно и был Закхей. Он не имел привязанности к богатству с упорною силою, подавляющею в душе всякое живое движение. В сердце его был уголок, в котором тлела и готова была вспыхнуть искра спасения, в котором хранилась вера в Мессию и надежда на Его скорое и спасительное пришествие. Правда, эта вера по своему бессилию, а отчасти и по плотскому своему характеру, не могла возбуждать его к исправлению своей жизни, и от ожидания Мессии он не делался честнее; однако эта детски простая душа по самой природе своей не могла не чувствовать неловкости своего положения и несоответствия его с всеобщими ожиданиями Мессии. Не мог он, конечно, сам собою выйти из своего положения, загладить свои неправды делами любви и милосердия; но довольно с него было и того, если он хотел сделать это, довольно, если с боязливым опасением ждал Мессию. В этой-то готовности и нашел его Господь.

Уже неоднократно слышал Закхей о явлении дивного Пророка во Израиле, но, не имея сил отрешиться от обыденной жизни, он все оставался в своем городе и наконец подвигнул самую спасающую любовь Единородного приблизиться к нему. Узнав о приходе Иисуса в Иерихон, Закхей идет в Нему навстречу, подходит к толпе, окружавшей Иисуса, старается проникнуть чрез нее, но, не могши видеть Его по причине своей малорослости, забегает вперед и, истинно как дитя, несмотря на свое старейшинство, взлезает на дерево. Такое и так просто и детски выразившееся желание, очевидно, было движением не любопытства, а именно веры, ибо направлялось к тому, чтобы узнать Иисуса, сблизиться с Ним. И той искаше видети Иисуса, кто есть? – он думал, то есть, не этот ли пророк, не этот ли учитель есть Мессия. И с таким нетерпеливым желанием посмотреть на великого Чудотворца сидел на ягодичине и ожидал, пока будет Он проходить мимо него. Ищущий взыскати погибшаго Спаситель, зная готовность Закхея к принятию Его благодати и спасения, идет мимо смоковницы и, обратив к нему Свой животворный взор, проливающий свет в его душу, говорит – и воззрев Иисус, виде его и рече к нему , и проч. Какое кроткое Божественное лицо! Какие любвеобильные, говорящие прямо душе, взоры! Какая тихая, но проникающая в сердце речь! И какое притом вышеестественное знамение! Ему уже известно и имя, и дом, и все. Закхее, потщався слези, Днесь бо в дому твоем подобает Ми быти .

Нельзя вполне постигнуть всего, что должно было произойти в душе Закхея от животворных слов Господа. Вспомним еще гораздо прежде бывшее подобное обстоятельство. Вера Нафанаила во Иисуса, закрываемая предрассудком: от Назарета может ли что добро быти? – раскрылась во всей силе от слов Господа, в которых выразилось такое же всеведение, именно, что Он видел Нафанаила под смоковницею и узрел готовность его вступить в число учеников Своих. И глагола ему Иисус: зане Рех ти, яко под смоковницею видех тя, веруеши, больша сих узриши (). Несомненно и здесь то обстоятельство, что желание Закхея узреть Господа и милосердое воззрение Господа на Закхея, снисхождение к нему и Божеское всеведение оправдали ожидания и надежды, с которыми мытарь шел видеть Иисуса, – не этот ли, то есть Пророк и есть Христос, а потому он с радостью принимает узнанного Мессию. И потшався слезе, и прият Его радуяся . Вот и первый духовный плод веры – радость! Так оправдалась вера.

Затем должно было разрешиться в богатом мытаре и внутреннее недовольство самим собою. Евангелист не показывает, о чем Господь беседовал и что делал в доме мытаря, не вводит нас туда Своим описанием, но говорит, и конечно, не без цели, о том впечатлении, какое произведено было на народ вступлением Иисуса под кров грешного мужа, каким считали мытаря: и видевше вси роптаху на Иисуса, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати , – а вслед затем изображает полную решимость Закхея исправиться и загладить прежние преступления. Надобно согласиться, что этот народный ропот и эта решимость были в причинной между собою связи. Ропотом пробужден был голос совести грешника. Чувствуя его справедливость, мытарь не мог не обвинять себя в оскорблении и немилосердном обхождении с этим самым народом и, таким образом, в чувстве раскаяния отчасти как бы опасался, как бы Господь не внял этому ропоту и не осудил его, а потому поспешил принести умилостивительную жертву за прежние беззакония. Став же Закхей рече ко Господу: се пол-имения моего, Господи, дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . То есть как бы так говорил Закхей: «Вот, Господи, народ ропщет на Тебя, что Ты благоволил войти в дом мужа грешного. Правда, я великий грешник и достоин всеобщего отвращения. Но вижу, что Ты, милосердый Сердцеведче, не на лице зришь, но прозираешь в сердца; так прости же меня и сделай достойным Твоего снисхождения, сними с меня бремя неправедного стяжания и народной укоризны и приими от меня жертву любви – благослови меня половину имения отдать нищим и обиженных вознаградить вчетверо». Замечательно здесь выражение евангелиста став же рече . Это как бы намек на некоторого рода сдержанность; то есть Закхей как бы давно уже хотел сказать Господу об этой своей решимости – раскаяние как бы с самой минуты вступления Господа в дом готово было изникнуть из уст его; решимость исправления от радости такого посещения и от живого слова Божия, изливающегося в беседе из уст Спасителя, как бы мало-помалу возрастала, крепилась и, наконец, объяла все его существо, так что он не мог больше сдерживать их, встал пред Господом и начал говорить: Се пол-имения моею. Господи, дам нищим, и Аще кого чим обидех, возвращу четверицею . Замечательно здесь и то, что удостоенный милостивого призрения и снисхождения Господня Закхей не отказывается от проходимого им звания, может быть, и потому, что оно-то и привлекло к нему Господа. Далее он обещается отдать нищим только половину своего имения, а не все. Этим, конечно, он показал не привязанность к богатству, а напротив, свободное свое отношение к нему. Богатство не мешало и не мешает ему в деле спасения; половина ли имения сохранится у него или все, это для него было безразлично, лишь бы заглаждены были его неправды. И Господь одобряет сию жертву богатого мытаря. Днесь спасение дому сему бысть , говорит Господь, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человеческий взысками и спасти погибшаго . Так взыскан и спасен погибавший сын Авраама!

Притча о господине, отправившемся в путь для приятия царства, и о розданных им минах

Толкование св. Василия Великого на 23 стих 19 гл. Евангелия от Луки

Что значит этот торжнический стол, на который тебе, как говорит Господь, надлежало отдать серебро ()?

Притчи не останавливают своих рассуждений на одном взятом в них образе, но пролагают уму путь к предмету рассуждения. Посему, как в обычае отдавать торжникам серебро для приращения (ибо, как узнал я в Александрии, есть люди, которые берут серебро и делают с ним это), так и приявший какую бы то ни было благодать необходимо должен передать ее имеющему в ней потребность, или сделать с нею то же, что у апостола сказано об учении: Сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити (). Ибо сие может быть не с одним учением только, но и со всяким делом; потому что одни имеют только к нему способность, а другие приобрели уже опытность распоряжаться сим делом.

Мысли свт. Феофана

«Мысли на каждый день года по церковным чтениям»

Притча о десяти мнасах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет чрез страдания, и воскресение, к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все есть Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу чрез послушание вере, и на не хотящих иметь Его Царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в святых таинствах: это мнас, – и каждый верующий получает его на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Богу, покорятся Ему – тогда Он снова придет как приявший царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатию, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его Царем, то есть или не веровали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания; ибо тогда будет решение, которому уже не жди перемены. Бегай неверия, но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале Господь и над многими тебя поставит .

ЗАКХЕЙ - мытарь, одна из тех благородных душ, которые не теряют своих добрых задатков в самом худшем положении. Направляясь в Иерусалим, Иисус Христос порешил остановиться на отдых в Иерихоне. Двумя наиболее выдающимися классами в населении Иерихона были священники и мытари. Так как это был священнический город, то естественно бы ожидать, что царь, сын Давидов, преемник Моисея, будет принят в доме какого-нибудь потомка Аарона; но место, которое избрал Христос для отдыха, определилось другими обстоятельствами (Лук. 19 , 1-10). В городе было поселение мытарей для сбора пошлин с обширной торговли бальзамом, который добывался здесь в большом количестве, чем где-либо еще, и для наблюдения за ввозной и вывозной торговлей, производившейся между римскими провинциями и владениями Ирода Антипы. Одним из начальников этих мытарей был Закхей, вдвойне ненавистный народу, как иудей и как исполнявший свою должность вблизи святого города. Его начальственное положение только усиливало народную нелюбовь к нему, потому что иудеи считали это положение как бы наградой ему за особенную ревность на службе их угнетателям-римлянам, а на его богатство смотрели как на доказательство бессовестного взяточничества. Этот человек имел глубокое желание увидеть своими собственными глазами, что за личность был Иисус; но, будучи мал ростом, он не мог из-за густой толпы даже взглянуть на Него. Поэтому, когда Иисус проходил через город, он забежал вперёд и взобрался на развесистые ветви смоковницы, стоявшей у дороги. Под этим деревом должен был проходить Иисус Христос, и мытарю представлялась полная возможность видеть Его - того именно необычайного Пророка, Который не только не питал обычной ненависти к мытарям, но находил себе среди них наиболее ревностных слушателей и одного из них возвысил даже в звание апостола. Когда Иисус Христос приблизился, Закхей действительно увидел Его и радовался этому; но еще большею радостью и благодарностью забилось его сердце, когда великий пророк, признанный Мессия Своего народа, остановился под деревом, взглянул вверх и, называя его по имени, велел ему скорее сойти вниз, потому что намеревался быть у него в доме. Закхей должен был не только видеть Его, но и принять в своем доме, ужинать с Ним и предложить Ему ночлег у себя, - презренный мытарь должен был иметь своим гостем славного Мессию. С радостью Закхей поспешил слезть с дерева и повёл великого гостя к себе в дом. Но народ единодушно и громко возроптал: для него казалось непристойным, несообразным, унизительным, чтобы Царь в самой среде Своих восторженных последователей остановился в доме человека, занятие которого было символом национального унижения и который даже в этом звании, как открыто говорилось в толпе, не пользовался доброй славой. Но милостивое слово Иисуса значило больше для Закхея, чем весь ропот и все оскорбления толпы. Оно переродило его и с животворною силою воскресило в нём все добрые качества его души, которые задавлены были своекорыстием и окружающим к нему презрением. В восторге от оказанной ему великой чести, Закхей, встав из-за стола, торжественно заявил: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо!» Это благородное самоотвержение презренного мытаря, который с таким прямодушием низвергал кумира своей жизни, оправдало оказанную ему Христом честь, и Спаситель благостно воскликнул: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама», в лучшем смысле этого слова, как сын отца верующих. «Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибших», добавил Он.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 645. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

ГЛАВНАЯ ИСТИНА

Ты особенный для Бога

ВВЕДЕНИЕ

«Да не лезь ты! Не мешай! Не крутись под ногами! Малявка , отстань, а!»

Было ли у тебя такое, когда тебе не доверяли помочь потому, что считали, что ты слишком маленький? Или не пускали в игру, обзывая слабаком или неудачником? Как ты себя чувствовал?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ-СВЯЗКА

Сегодня я хочу рассказать тебе об одном человеке, который переживал похожие чувства. И хотя он был богат, почти никто не понимал и не любил его. Эту историю я прочитала в Библии. Интересно, как чувствовал себя этот человек…

1. Закхей хочет увидеть Иисуса (ст. 1-3а)

Однажды Иисус вместе со своими учениками проходил через город, называемый Иерихон. Вокруг них собралось множество людей. К тому времени весть о том, что Иисус с особой любовью относится к людям, достигла и этого большого и процветающего города.

Слышал об особенных делах и чудесах Иисуса и один из богатых людей Иерихона. Этот человек был начальником мытарей. (Вопрос к детям) Напомни мне, пожалуйста, кто такой мытарь? (Ответы детей.) Да, мытари собирали налоги. Часть отдавали царю и римлянам, а часть оставляли себе. Они очень часто обманывали людей, брали с них намного больше положенного, чтобы самим стать богаче. Вот таким человеком был Закхей . Он был очень богатым, но большинство людей Иерихона ненавидели его.

Наверное, Закхею было не просто решиться выйти на улицу, быть в толпе с простыми и бедными людьми. Но он очень хотел увидеть Иисуса. Он так много слышал о Нем. Он не мог упустить такую возможность – увидеть Его своими глазами! А, может, даже заглянуть в Его глаза…

2. Неудачная попытка (причина неудачи – маленький рост) (ст. 3б)

На улицах города было много людей. Не одному Закхею хотелось увидеть этого особенного учителя, пророка. Некоторые даже говорили, что Иисус – Сын Божий, обещанный Спаситель, которого все так ждали!

Людей становилось все больше и больше. Возле одной из центральных улиц они замедляли ход, останавливались и пытались увидеть, когда же приблизится Иисус. Закхей , поняв, что дальше в толпу пробраться не удастся, стал тоже выглядывать из-за спин людей, стоящих впереди. Но – увы! – он был чуть ли не самым низеньким в этой толпе. Закхей попытался подпрыгнуть, но его тут же осадили: «Да не лезь ты! Не мешай! Самим не видно!» Когда шум в толпе стал нарастать, Закхей понял, что Иисус проходит где-то совсем рядом… Н о увидеть Иисуса так и не удалось.

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Что бы ты почувствовал на месте Закхея ?»

Выслушайте ответы детей.

Возможно, он подумал: «Ну почему я родился такого маленького роста? Так хочется увидеть Иисуса! Никто не понимает, как мне хочется Его увидеть! Никто не пропускает меня! Никто не хочет мне помочь!»

3. Закхей залезает на смоковницу (ст. 4)

Но Закхей решил не сдаваться. Оценив ситуацию, он понял, каким путем Иисус пойдет дальше. Закхей забежал наперед, где людей было еще не так много. «Но, как же быть? - думал он, - если опять соберется толпа, я опять ничего не увижу! Так обидно!» И тут он заметил дерево, стоящее у дороги, - смоковницу. Но как он, взрослый мужчина, полезет на дерево, как какой-то простой сельский мальчишка? Времени на размышления не было. Что-то особенное было в этом Иисусе. «Мне нужно Его увидеть!» - жажда росла в сердце. Поэтому Закхей продирался меж ветвей, чтобы занять хорошую позицию и увидеть ВСЕ!

Кто-то заметил невысокого мужчину, взбирающегося на дерево, показывал пальцами, даже хихикал. Но Закхею уже было все равно: вдалеке он увидел приближающуюся толпу людей. Где-то посреди них и должен быть ОН – Иисус!

4. Иисус обращает на него внимание (ст. 5-6)

Толпа приближалась. Когда Иисус с учениками подошли ближе к смоковнице, Иисус остановился. У Закхея все замерло внутри. «Вот Он, Иисус! Наверное, сейчас произойдет что-то особенное! Иисус что-то почувствовал, на кого-то обратил внимание!» …Иисус посмотрел на собравшихся , а потом поднял голову и встретился взглядом с Закхеем . Закхей не мог отвести глаза – в глазах Иисуса было столько любви!

- Закхей ! Спускайся!

«Неужели Иисус знает, как меня зовут?» - пронеслось в голове у Закхея , когда он спускался.

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Как ты думаешь, что чувствовал в тот момент Закхей ?»

«Не могу поверить! Я – невысокого роста человек, залезший на дерево, что во мне особенного? А Иисус обратил на меня внимание! Никто не хотел пускать меня к Нему, но он увидел меня! Неужели я важен для него?»

5. Иисус решает придти в гости к Закхею (ст. 5б-6)

И вот Закхей стоит рядом с Иисусом посреди большой толпы людей. Глаза всех устремлены на этого невысокого мужчину. Что сделает Иисус? Что особенного в этом коротышке?

- Закхей ! Я буду обедать у тебя сегодня!

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Что бы ты чувствовал на месте Закхея , когда Иисус обратился бы к тебе и захотел придти к тебе в гости?»

Используйте ответы детей, чтобы передать мысли Закхея . При необходимости добавьте те переживания, которые помогут вам передать вашу скрытую истину.

«Иисус считает меня важным и достойным Своего внимания! У Него есть время для меня! Я на самом деле особенный!»

6. Люди осуждают решение Иисуса (ст. 7)

Когда Закхей слез с дерева, все увидели его лицо. Люди узнали его.

«Иисус, как ты можешь идти в гости к этому мытарю? Он же грешник! Он обманул и обворовал весь город!» – многие в толпе возмущенно кричали им вслед.

Иисус никак не отвечал на эти слова. Он просто шел рядом с Закхеем к его дому. А Закхей , находясь рядом с Иисусом, совсем по-другому воспринимал эти обидные, хотя и правдивые слова. У него в сердце было другое:

«Иисус не осуждает меня! Он знает меня по-настоящему! Я для Него – особенный! Он меня любит, любит просто так!»

7. Покаяние Закхея (ст. 8-10)

Когда зашли в дом и сели кушать, Закхей не смог сдержать слез! Он понял, как он обижал людей, несправедливо отнимая у них лишние деньги. «Я не могу так больше жить! Я хочу измениться!»

Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, я воздам вчетверо.

Все были впечатлены, ведь даже по закону Божьему Закхею не нужно было раздавать настолько много денег.

Давай прочитаем, что Иисус сказал ему в ответ (дать кому-то из детей зачитать Лк.19:9-10):

«Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Т.е. другими словами, Иисус сказал: «Закхей для Меня – особенный просто потому, что он – человек. Я очень люблю всех людей. Поэтому хочу, чтобы они перестали грешить и дружили со Мной».

Думаю, Закхей в тот вечер засыпал совсем с другими мыслями: «Я особенный для Бога! Иисус не осуждает меня! Он любит меня по-настоящему!»

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Закрой, пожалуйста, глаза. Вспомни те ситуации, когда ты чувствовал себя слабым, ненужным, не таким, как все – точно так же, как чувствовал себя Закхей . Расскажи Иисусу о своих чувствах. Расскажи Ему, что или кто вызывает у тебе такие чувства. (Дайте время детям встретиться с Богом и Богу послужить детским сердцам. Не торопите детей.) Аминь.

Иисус и Его ученики шли по дороге в Иерусалим на праздник Пасхи. Иисус знал, что это было Его последнее путешествие. Вблизи от прекрасного города Иерихона к ним присоединились другие паломники. Вокруг простирались сухая пустыня и безлюдные земли. Но Иерихон, благодаря множеству прохладных источников, был цветущим городом, украшенным пышными деревьями, источавшими сладостное благоухание, и обильно плодоносившими финиковыми пальмами.

Сборщики налогов в этом городе жили в достатке. Богаче всех был их начальник, Закхей. Но, несмотря на свое богатство, Закхей не был счастлив. Все презирали и хулили его. Люди знали, что он набивает карманы их деньгами, заработанными тяжким трудом, а остальное отсылает ненавистным римским властям.

Закхей слышал об Иисусе, удивительном Учителе, изменявшем жизнь людей. Он очень хотел увидеть Иисуса, но вдоль улиц Иерихона уже растянулась толпа, и, пытаясь выбраться вперед, Закхей получил несколько тычков и ударов. Он понимал, что если ему не удастся пробраться вперед, то ничего не увидит, ведь он так мал ростом.

Закхей взглянул на смоковницу на обочине дороги и понял, что надо делать. Через несколько минут, когда в город вошел Иисус со Своими учениками, он мог все видеть, удобно устроившись на толстой ветке дерева.

И тут Иисус поднял глаза, взглянул в сторону укрытия Закхея и окликнул его:

Закхей, слезай! Сегодня Я буду ужинать у тебя в доме.

Закхей стремительно спустился вниз. Он попытался стряхнуть листья и сучки, приставшие к его одежде, и нерешительно приблизился к Иисусу. До его ушей доносился возмущенный ропот толпы: "Почему Иисус собрался посетить его дом? Все знают, что он бесчестный и грешный человек!"

Но Иисус положил руку на плечо Закхея, и они вместе направились к роскошному жилищу мытаря.

Никто не знает, что сказал Иисус Закхею во время трапезы, но, когда они вышли из дома, ожидавшие их люди увидели, что Закхей совершенно преобразился.

Он твердо выступил вперед и произнес.

Похожие публикации