Библия онлайн. Библейская смоковница - дерево закхея в иерихоне

"Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его?..

По мирским меркам он поступил как неудачник.

Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все",

Заплатил и свободен

Вот Иисус идет по Иерихону и видит, как на инжире сидит местный начальник налоговой полиции и смотрит на Него.

Христос зовет его, и они вместе отправляются к чиновнику в гости на обед.

За обедом налоговик вдруг решает отдать тем, кого он обидел, вчетверо, а половину имения раздать нищим

Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? За деньги купил себе Царство Небесное?

Это история нам знакома. Мы все знаем, как в лихие бандитские времена грабители и убийцы носили на себе кресты и давали денег на храм. И что, они спаслись?

Не знаю

Знаю одного священника, который отказался принять помощь от таких людей. Он отказал им в праве строить храм на грязные деньги

Знаю место из Евангелия, когда один колдун хотел купить у апостола Петра благодать и силу Божию. Звали колдуна Симон.

А грех покупки должностей в церкви с той поры зовется «симония».

Закхей ничего не просил

Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его, а в случае с Симоном убил колдуна?

На самом деле Закхей ничего не просил. Ни Царства Божьего, ни царства земного. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все. Стал епископом в Кесарии. Потом, по слову Климента Римского, пошел вместе с апостолом Петром в Рим и там принял мученическую смерть

Для любого из нас такой обмен имущества на лютую смерть в чужой стране есть искушение, страсть, горе и верх несчастья. Мы-то наоборот молимся, чтобы не терять ни имущества, ни здоровья, ни жизни. Утрата всего этого для нас - личная катастрофа. А для апостола Закхея лютая смерть и жизнь, полная лишений, оказалась тем желанным житием, которое он выкупил у Бога своей жертвой нищим и обиженным.

Так чего хотел Закхей и на что он надеялся?

В Евангелии говорится, что Закхей встал посреди обеденного зала и просто в восторге души решил избавиться от того, что угнетало его душу всю жизнь - от любви к деньгам.

Закхей-мытарь прекрасно давал себе отчет в том, что он обижал людей, зарабатывая себе состояние. И очевидно это понимание томило и угнетало его сердце.

Находясь рядом с Христом, он сердцем испытал сильнейший прилив благодати и уяснил, что благодать и сласть мира спорят и враждуют между собой в сердце человека. Мы ведь это тоже знаем. Например, мы постимся не из любви к изуверству над собой, а потому что ясно осознаем, что власть тучного тела, удовлетворение страстей усыпляет сердце. Сердце сытого брюха к духу глухо. Пост подобен расчистке родника от мусора. Пост ослабляет над нами власть темной и косной материи, и мы становимся легче сердцем. И ради того чтобы сердцу стало легче подняться к небу, мы сбрасываем балласт, и оно устремляется к Богу без помех

Закхей сбросил балласт не так, как мы - в год по чайной ложке. А сбросил все и сразу. Он был умный человек и умел считать. Мы тоже, казалось бы, умные люди. Но про такой ум и про таких людей говорят:

Умный-то он умный, а ум-то у него - дурак

Закхей ничего не покупал и не просил. Он просто бросил к ногам Христа свои денежные цепи и стал свободен. Тело его стало менее свободным без денег. Зато душа стала абсолютно свободна от земли. Она уподобилась Богу в свободе. Потому что свобода - один из важнейших атрибутов Бога. Все мы ищем эту божественную свободу, да не там.

Всегда мало, всегда жалко

Греха в богатстве нет. Богатый человек в норме - есть Божий бухгалтер. Бог дает человеку, ум, упрямство, здоровье, силу, делает его немного преглуповатым, потому что умный человек не может любить деньги и вручает богатому казну.

Сам на себя потрать, оставь людям и дай на Божье дело. Старый Завет требовал десятину. Христос просил полюбить ближнего, как самого себя. То есть, следует отдать половину. Но кто это делает?

Мы, в основном, люди бедные и думаем, что нам давать нечего.

Так все говорят. И отчасти, правильно. Сам Христос не принял жертву на храм - корван, когда ее принес человек, у которого отец прозябал в скорби.

Недавно приходил здоровый мужчина и просил работы в церкви. Оказывается, у него жена и трое детей живут в нищете, а он пришел в церковь, где почти ничего не платят. Пришлось отправить домой

Иди. Напитай семью, детей, жену, родителей. Заработай денег и если будет избыток, пожертвуй на Божие дело и на дела милосердия. Выдай дочерей замуж. Упокой родителей. А уж тогда и иди в монахи. Но, раз ошибся в себе и женился, будь добр содержать свою малую церковь в порядке. Малая церковь не может быть в запустении. От тебя в миру будет больше пользы. С таким нехорошим отношением к любимым людям тебе не будет пользы в церкви. В церковь идут от любви, а не бегут от нее

Мы не даем ничего бедным и слабым, потому что нам все время мало.

Бедные с трудом находят деньги на уплату налогов за квартиру. Им едва хватает на питание и на лекарства

Чуть деньжата появились, уже не хватает на хорошее жилье. На хороших врачей. На хороших учителей и на хорошую одежду

Еще разбогател человек. Уже не желает лечиться в России, едет в Германию. Отдыхает в Альпах или Испании. Дом уже требуется приличный, не хуже, чем у людей.

И так до бесконечности.

Сидит бедолага в гостинице в Альпах перед камином. Греется после лыжной прогулки. Пьет красное вино и, глядя на огонь, страдает и скучает. Сердце-то деньгами не накормишь. И денег всегда мало, и их всегда жалко.

Христос или деньги?

Христос сказал не пустые слова: удобней канату войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное. Не потому Он так сказал, что искал, как марксист, социальной справедливости, а просто обозначал опасность ситуации. Христос не ругал богатых, а только подсказывал путь к счастью и показывал ловушку на этом пути.

Ловушка эта находится в сердце, потому что и Царство небесное тоже находится в сердце, и путь к нему пролегает по сердцу. Большие деньги часто уродуют людей.

Часто с такими людьми не то что невозможно жить, с ними невозможно даже общаться по-человечески. Богатые люди нередко высокомерны, заносчивы, эгоистичные, гневливы, наглы, следовательно, просто глупы. Они мучают людей вокруг себя и мучаются сами. Они словно в огне живут сами и жгут этим огнем всех, кто им попадается на пути

Но вот Закхей Мытарь догадался, и выбирая между деньгами и Христом, выбрал Христа.

Христос или деньги? Любить ближнего как себя, или каждый должен любить сам себя, и пусть Бог помогает каждому по мере его праведности? Праведнику пусть даст много.

Грешнику пусть не даст ничего А мы сами по себе. Нам и так трудно

Хорошо, пусть человек не дорос до Евангелия. Пусть бы тогда соблюдал легкую меру Старого Завета, выполнил бы простые заповеди и оставил бы десятину. Но и этого нет.

Хорошо, а что мы тогда делаем в церкви? Что мы в ней ищем?

Закхей искал Христову любовь. Он ее находил в Кесарии и Риме. Искал любовь, а нашел смерть.

Но смерти нет, и умереть нам не удастся.

Он искал и нашел внутри себя Царство Божие, и в нем Христа

Помолимся апостолу Закхею чтобы он помог нам уяснить слова Христа:

Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное все приложится

Приложится и благодать, и сила, и дух, и радость, и смысл жизни - и откроется сердцу небо

Господь, ведь тоже рад раздать нам то, что имеет.

Так что мы не одиноки в жертве любви. Этой жертвой существуют даже лица Троицы.

Бог не терпит быть в должниках

Сегодня на утрене читалось парное Евангелие, в котором описывался чудесный лов рыбы. В конце ночи, на заре, рыбачившие апостолы увидели человека на берегу, который научил их бросить сети в нужном месте. И они поймали сто пятьдесят три рыбы.

Закхей Мытарь пожертвовал Христу деньги. Господь пожертвовал апостолам рыбу.

Мы Богу. А Бог - нам. И Бог не терпит быть в должниках. Апостолам досталось по двенадцать рыб на душу. Но что она им? Петр, бросив рыбу, поплыл ко Христу. На берегу его ждал Господь, костер, хлеб и печеная рыба. Христос ждал их и запекал им рыбу.

И они сидели и ели, и видели, как Он преломляет хлеб знакомым движением рук, и не смели ни о чем спросить воскресшего Бога. Им было все ясно

Помолимся и мы Богу, чтобы Он нам даровал эту ясность. Пусть мы не так сильны духом.

Пусть нам часто открывается Бог не в умной молитве, а через земные чудеса, даже через такие простые, как двенадцать рыб в наших руках.

Но мы такие как есть: любим Бога и просим и рыб, и чуда, и преломления хлеба на Литургии, и, главное, любви, ради которой все это делается, и в которой только и есть смысл нашей жизни.

И каждому из нас хочется услышать слова Христа, обращенные к нам:

Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

А раз хочется, то так и будет.

Ради того и написано Евангелие, чтобы мы смотрели, как поступали божьи люди, и учились у них жить и умирать в Боге.

Евангельское чтение 33-й недели по Пятидесятнице

В то время, Иисус, войдя в Иерихон, проходил городом.
2 И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач,
3 хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста;
4 и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо.
5 Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему:
«Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме».
6 И тот поспешно спустился и с радостью принял Его;
7 и все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров.
8 А Закхей встал и сказал Господу:
«Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо».
9 И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек — сын Авраамов.
10 Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало»

Евангелие от Луки 19, 1-10
Перевод Сергея Аверинцева

Удивительная история обращения Закхея в результате встречи со Спасителем являет нам пример подлинно духовного перерождения. Все его считали падшим грешником и паршивой овцой.

С особой многозначительностью мытарей и блудниц называли словом «грешники». Имя Закхей означает «чистый» и звучит как-то особенно нелепо в сочетании с самой омерзительной профессией в иудейском мире того времени.

Желание Закхея

Евангелие сообщает: «Закхей искал видеть, кто был Иисус…» Простое любопытство? Но отвергнутый всеми, он, несомненно, испытывал более сильное чувство: его душа страдала от жажды, которую никто не мог утолить. К кому пойти? Книжники и фарисеи относились к нему с презрением, люди поворачивались к нему спиной, как только он приближался.

Наверняка он много слышал об Иисусе из Назарета, например, от таких же обратившихся грешников: «Этот человек — друг мытарей и блудниц, более того скажу тебе: Он — их Спаситель. В Нем есть сила, способная вернуть к жизни и наставить на прямой путь. Он сделал это со мной». Такие свидетельства могли настолько поразить Закхея, что ему хотелось во что бы то ни стало увидеть Иисуса.

Природа не виновата, но для желанной встречи имеется серьезное препятствие. Закхей был важным человеком в корпорации мытарей, но не вышел ростом, и ему никак не подняться над толпой, которая со всех сторон теснит Иисуса. Задумаемся при этом: разве мы сами не являемся духовными карликами в те моменты, когда нам не хватает силы характера, искренности, веры для того, чтобы следовать за Христом?

Другое препятствие, которое не позволяло Захею войти в Царство Божие, было связано с его служебным положением. Люди ненавидели мытарей.

Во-первых, те состояли на службе у римских оккупационных властей, то есть считались предателями, а Закхей был главным из них.

Во-вторых, как и большинство его коллег, он наверняка занимался махинациями, заметал следы, не гнушался насилием, чтобы вытрясти деньги из бедных, и не стеснялся забрать то, что ему приглянулось.

Для людей эти вымогательства были мучительнее самих налогов, поэтому его ненавидели как вора и разбойника. Наконец, он был богат: как известно, невозможно одновременно любить Бога и маммону.

Но его жажда увидеть Иисуса была сильнее всех препятствий. Пренебрегая своим авторитетом, начальник налоговой службы Иерихона, как мальчишка, залезает на дерево в ожидании Спасителя. Кто воистину желает быть со Христом, рано или поздно преодолевает все и находит свою смоковницу, чтобы возвыситься над толпой и увидеть Бога.

Спаситель Закхея

Никакие усилия не остаются тщетными. Господь умеет найти тех, кто ищет Его, даже в самых неожиданных местах: Он нашел Матфея на мытнице, Нафанаила под смоковницей, самарянку у колодца, разбойника на кресте.

В густой листве смоковницы Закхей устроился как в засаде: он видит Иисуса, но увидит ли Он его? Несомненно! Очи Господа обозревают всю землю, чтобы укрепить тех, чье сердце всецело принадлежит Ему (2 Пар. 16, 9).

Закхей привык к тому, что все смотрят на него с отвращением, — он навсегда отлучен от народа Божия… Во взгляде Иисуса он впервые увидел нечто совершенно иное.

В нем не было ни тени осуждения, ни тени озлобления. Этот взгляд был исполнен ласки, изумления и света. Закхей остается пока самим собой: потерянный человек, жалкий предатель. Пусть так, но от этого Бог его не любит меньше, ибо Отец Небесный одинаково принимает и праведника, и злодея.

Внезапно неизъяснимый мир и ликование наполняют душу Закхея. Он не верит своим глазам. Все происходит настолько стремительно, что он не успевает даже произнести слова самообличения или раскаяния. Толпа тоже не верит своим глазам; окружающие изумлены еще больше, чем сам Закхей.

Что же произойдет теперь?

Иисус не боится скомпрометировать Себя общением с отверженным. Более того, Он зовет его по имени, как будто они давно знакомы; как будто не Закхей искал видеть Иисуса, а Господь искал встречи с этим человеком, взгромоздившимся на смоковницу.

Спаситель торопит: «Слезай скорее!» Наш грех — как высокое дерево. Господь зовет каждого, кто прячется среди зарослей обид, сомнений, гордыни и любого нечестия. Грешник, подобно Закхею, должен спуститься для того, чтобы Бог его смог возвысить до праведности.

Своей любовью Господь смиряет, не унижая, и возносит, не искушая гордыней. Подлинное покаяние происходит от встречи с этой внезапной любовью, которая вызывает сожаление об ошибках прошлой жизни и возвышает к жизни новой. Когда Святой входит в дом мытаря, грех оттуда выходит навсегда.

Обращение Закхея

Не остается никаких сомнений относительно величайшей перемены, которая произошла в этот вечер в душе и в жизни Закхея. Евангелие отмечает этапы этого пути: послушание-радость-щедрость. Прежде всего Закхей послушался и «поспешно спустился».

Как созревший плод падает с дерева при малейшем дуновении ветра, он упал к ногам Иисуса при первых словах, обращенных к нему. Затем он с радостью принял в своем доме Спасителя. Никакое чувство не сравнится с радостью о спасении. До этого он был жестоким и скупым человеком, но в момент встречи он окончательно исцелен от греха. «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих». Он поступает так не для того, чтобы спастись, а потому, что уже спасен.

Ропот толпы

Разумеется, тут же находятся люди, которые не упускают случая омрачить праздник. «К такому грешнику и Он вошел под кров?» — слышится ропот негодования в завистливой толпе, которая в этот момент словно вторит словам старшего брата из притчи о блудном сыне.

Пусть Закхей грешник, но от этого Бог его не любит меньше: «… и этот человек — сын Авраамов». В каждом грешнике, как бы низко он ни пал, Господь видит сына и наследника обетований.

Чем объяснить столь внезапное обращение?

В ответе Закхея чаще всего усматривают решение покаяться и даже откупиться. Но в действительности он не говорит «я отдам»; он скорее объясняет Иисусу, что уже поступает именно так.

Недаром евангелист Лука рассказывает, как мытари приходили к Иоанну Крестителю с вопросом: «Учитель, что делать нам?» (Лк 3, 12). Мы не знаем, принял ли тогда Закхей крещение покаяния, но это вполне вероятно, учитывая строгость, с которой он готов искупить причиненные обиды.

Иисус его называет сыном Авраама уже не по причине кровной принадлежности к народу Божию, но за его веру. Позже апостол Павел скажет: «Знайте же, что сынами Авраама являются те, кто имеет веру» (Гал. 3, 7).

Но для того, чтобы спастись, одних человеческих усилий Закхею недостаточно. Для этого необходима встреча с Христом-Спасителем, Который пришел «взыскать и спасти потерянное».

В безводной пустыне души этого мытаря однажды все-таки прозвучал голос Предтечи: «Уготовьте пути Господу, выпрямляйте тропы Его!» (Мф. 3, 3). И теперь долгожданная встреча с Тем Единственным, Который мог его спасти, совершилась.

И, подтверждая это, Иисус торжественно возглашает: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек — сын Авраамов. Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало» (Лк. 19, 9-10).

Язвы греха может уврачевать только спасительная любовь Божия, которая способна наполнить светом самые сокровенные глубины человеческого сердца. Вопреки всему там, где чаша греха наполнена до краев, благодать в изобилии изливается через край.

Иерей Димитрий СИЗОНЕНКО
Вода живая. 2008. № 2.

Призвание Закхея. Фреска Фаворского монастыря

Как выйти из толпы

Размышления протоиерея Александра Шаргунова в неделю о Закхее

Закхей принадлежит к разряду грешников и мытарей. Хуже того — он начальник мытарей, но он еще к тому же богат, и мы знаем, каким препятствием может быть богатство, чтобы пробиться ко Христу. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

Однако первое препятствие, какое встречает Закхей на своем пути, это толпа. Закхей маленького роста и не может из-за толпы видеть, кто есть Иисус, и, естественно, не может быть увиденным им. Как мальчишка, начальник мытарей бежит, обгоняя толпу, забывая о своем положении и достоинстве, чтобы взобраться на дерево. И он вовремя успевает, потому что проходит Христос и поднимает глаза к нему.

Святая Церковь призывает нас накануне Великого Поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, — Закхей: «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы.

Что такое толпа? Колеблющаяся, изменяющаяся, как море, стихия, и как море, поглощающая все. Любая толпа страшна своей переменчивостью и почти естественной готовностью раствориться в безликой лжи. Что скажут одни, стоящие впереди, то повторяют все. Толпа — это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Она легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа.

Как это знакомо нам из недавних наших лет: людей сажали, расстреливали — «Знать об этом не хотим!» Как ничего не изменилось сегодня: народ растлевают, уничтожают — «Слышать этого не желаем!» Толпа не хочет задумываться, анализировать: так надежнее, спокойнее — «Как партия сказала!» Как скажут теперь те, кто у власти. Существует особенная опасность для русского народа — стать толпой.

Человечество становится толпой по мере того, как оно, отрываясь от Бога, подчиняется злу и смерти. В общем, все люди до определенного момента представляют из себя толпу, даже если их собирается только двое или трое. Вот характерный, рассудительно-благодушный разговор в сквере на лавочке особ почтенного возраста, наблюдающих, как матерятся мальчишки: «Мы теперь не имеем права им ничего говорить. Это им теперь разрешено». Типичный образ сознания толпы: «Теперь это узаконено». Убивать будут, как убивали недавно, — толпа промолчит или ликующе одобрит.

Толпа страшна тем, что она может любого оклеветать, поднять на смех — каким смешным был для нее бегущий по улице, карабкающийся на дерево коротышка Закхей! И толпа может любого возвысить. Толпа ищет кумира, и та же толпа того, кого она приняла, может через минуту отвергнуть. Ведомая самыми дурными инстинктами, масса людей превращается в стадо, которое завтра, быть может, поведут в цирк смотреть, как христиан отдают на растерзание львам. А, может быть, поведут на свою же собственную бойню. Когда масса людей превращается в стадо, бесы могут вселиться в толпу и низринуть ее в бездну. Недаром физически страшным бывает, порою, попадать в толпу — могут растоптать. И точно такое же может произойти морально.

Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок — «не быть как все, когда все — толпа». Но этого недостаточно. Многие шли до конца в своем отрицании толпы и остались в еще большей пустоте, в еще более страшном аде одиночества. Проклиная толпу, они прокляли, в конце концов, жизнь, все человечество. Пока человек не увидит Христа, он так или иначе остается «человеком толпы». Надо иметь мужество сопротивляться навязываемой толпою тьме и сильное желание вырваться из нее, и это может быть осуществлено только, когда человек устремлен к самому главному смыслу.

Как говорит блаженный Августин, мы видим Бога, потому что Бог видит нас. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас. Если бы Христос не заметил Закхея, не обратился к нему, жизнь начальника мытарей озарилась бы на какие-то мгновения надеждой и опять бы погасла во тьме.

Но для того и пришел Христос в Иерихон, чтобы найти в нем Закхея. Никто не может потеряться в какой угодно толпе, и, как говорят святые отцы, когда мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает, по крайней мере, десять шагов навстречу нам. Или, как сказал один проповедник, Закхей поднялся на два метра в земное небо, и Небо небес тотчас сошло к нему.

«Закхей, сойди скорей, ибо Мне надобно быть у тебя в доме» , — говорит Господь. Все определяется этой новизной, этим присутствием Господа. Ветер чудный вымел все, что было его, он больше не может сказать: «Это мое: мое знание, моя вера», ибо все принадлежит Богу. Раньше он заботился о накоплении богатства, а теперь — новая жизнь.

Все прежнее кончилось, он отказывается от всего, чтобы дать место новому богатству. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19: 8).

Все еще как будто — по слову Предтечи, обращенному только к естественной справедливости: «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3: 11), но уже богатство для него — нищета, и нищета — богатство, и смысл имеет только жизнь, отданная до конца Христу.

Воистину, толпа — стены Иерихонские на пути ко Господу. Если ты хочешь узнать, как сила Божия может все одолеть, вспомни Иерихон, как его стены пали не силой меча или орудия осады, а победным криком во имя Господне.

Та же сила Господня всегда принадлежит всякому немощному человеку. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11), и мы, погибающие, ищем Его; мы, мертвые, приобщаемся Его жизни. От этой близости Божией вся сила перемен. Невозможное становится возможным; тот, кто был мертвым, становится живым.

Христос всегда посреди грешников, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Он всегда посреди толпы, даже если эта толпа сменяет крики «Осанна!» на крики «Распни Его». Закхей, исполненный ликования, теперь может сам войти в любую толпу. Теперь кому-то другому, не ему, она не дает увидеть Христа, как слепому в Иерихоне при приближении Господа велит замолчать.

И, может быть, от исцеления Закхея, как от прозрения Иерихонского слепого, совершится большее чудо — толпа станет народом. И те, кто с темным ропотом говорили о Христе, что Он ничего не понимает, потому что вошел к Закхею, грешному человеку, теперь, как после чуда прозрения сидящего у дороги слепого, с изумлением скажут: «Бог посетил народ сей».

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Закхей был сборщиком налогов. Он был богатым, грешным и нелюбимым многими. Однако, когда он узнал, что в место, где он жил, придет Иисус, он захотел увидеть человека, о котором так много слышал. Было и множество других, которые тоже хотели увидеть Его, и улицы были переполнены. Закхей, который был невысокого роста, не мог видеть над толпой. В отчаянии он вскарабкался на дерево, чтобы лучше видеть над головами толпы.

Наконец, пришел Иисус. Пока он смотрел на человека, в котором некоторые признавали Спасителя, он был изумлен тем, что Иисус назвал его по имени. Иисус сказал Закхею спуститься с дерева, потому, что Он, Сам Иисус Христос, собирался остановиться на ночь в его доме.

Те в толпе, кто слышали их разговор, были в недоумении. Из всех духовных и нравственных людей в толпе Иисус выбрал известного грешника, с которым Он хотел разделить обед и жилье. Многие, наверное, не понимали причину этого. Возможно, это даже повлияло на веру некоторых из них.

Однако, у тех, кто на самом деле понимал Божий план, выбор Иисуса не вызвал удивления. Евангелие не предназначено лишь для совершенных или уже обратившихся в веру. В намерения Бога входит, чтобы Евангелие распространилось среди всех людей. Если бы Иисус учил лишь тех, кто уже были обращены и совершенны, Он не обратил бы ни одного человека. Именно грешник больше всего нуждается в том, что предлагает Иисус Христос.

Выбор Христа, павший на грешника, был очень вдохновленным. Закхей был так тронут неожиданной добротой Иисуса, тем, что Он выбрал именно его, и всем, чему учил Иисус во время своего посещения, что он решил покаяться и восполнить потери всех тех, кого он обманул в своей карьере. Он также решил отдать половину своего состояния бедным.

Избери Иисус члена Церкви для того, чтобы разделить с ним обед, Он, возможно, укрепил бы свидетельство, но результат Его избрания грешника был намного значительнее. Он смог полностью преобразить жизнь чрез доброту к кому-то, кого никто не уважал, и о ком никто больше не заботился.

Как и с большинством событий в жизни Господа Иисуса Христа, из этой небольшой истории можно извлечь несколько уроков.

Дэвид А. Бакстер, представитель высшей власти мормонской Церкви, рассказал о том, как услышал эту историю еще мальчиком, когда он пока не принадлежал к мормонской Церкви (“мормонской Церковью” иногда по ошибке называют Церковь Иисуса Христа Святых последних дней). У него было трудное детство. Его мать была разведена несколько раз, а он и его братья и сестры жили в ужасной нищете в Шотландии. Пока мальчик слушал эту историю в соседней церкви, он думал о том, как удивительно, что Иисус знал имя Закхея, даже несмотря на то, что они до этого никогда не встречались. Он думал о том, знает ли Иисус его имя. Он думал, что если такой плохой человек как Закхей мог получить спасение, то, возможно, могут быть спасены и бедный мальчик и его семья в далекой Шотландии.

Когда Дэвид был постарше, он понял, что Евангелие предназначено для всех, даже бедных детей, живущих в трудных обстоятельствах. Иисус на самом деле знал его имя и любил его, так же как Спаситель любил и Закхея.

Для нас важно понять, что Иисус знает каждого из нас по имени и любит нас. Он хочет, чтобы все приняли Его Евангелие, независимо от ошибок, совершенных нами в прошлом, общественного статуса или нашей популярности в миру. Когда мы смотрим на то, как Иисус проводил Свое служение, мы отмечаем, что Он проводил много времени среди бедных, немощных, непопулярных и грешных. Многих из этих людей тронула проявленная к ним доброта Иисуса, поскольку они не привыкли к ней.

История обращения Закхея также учит нас важности покаяния. Никто не нас не грешен до такой степени, что не может покаяться и начать снова. Евангелие Иисуса Христа обладает могучим преобразующим эффектом на тех, кто принимает его, но иногда преображение особо поражает, когда оно происходит в жизни тех, кто был далек от христианских стандартов. История Закхея учит тех, кто ведет грешный образ жизни, тому, что они могут покаяться и присоединиться к обществу верующих, получить прощение и начать все сначала. Не всегда легко начать жизнь сначала, но это, безусловно, стоит того.

В истории Закхея также содержится послание для верующих. У нас нет права решать, кто должен и кто не должен получить Евангелие Иисуса Христа. Апостолы послали его всему миру, а не только праведным и верующим. Если мы общаемся только с членами нашей собственной веры, мы никогда не испытаем радости, помогая Святому Духу свидетельствовать об истине тем, кому она не известна. Только Бог, а не мы, может решить, у кого есть право услышать Евангелие. Мы должны предлагать его всем, кого знаем. Именно это знание ведет мормонов к тому, чтобы делиться своей верой в качестве миссионеров полного дня и рассказывать о ней всем, кто готов слушать. Мы не можем знать, кто жаждет преобразовательной благодати Евангелия.

Иисус и Его ученики шли по дороге в Иерусалим на праздник Пасхи. Иисус знал, что это было Его последнее путешествие. Вблизи от прекрасного города Иерихона к ним присоединились другие паломники. Вокруг простирались сухая пустыня и безлюдные земли. Но Иерихон, благодаря множеству прохладных источников, был цветущим городом, украшенным пышными деревьями, источавшими сладостное благоухание, и обильно плодоносившими финиковыми пальмами.

Сборщики налогов в этом городе жили в достатке. Богаче всех был их начальник, Закхей. Но, несмотря на свое богатство, Закхей не был счастлив. Все презирали и хулили его. Люди знали, что он набивает карманы их деньгами, заработанными тяжким трудом, а остальное отсылает ненавистным римским властям.

Закхей слышал об Иисусе, удивительном Учителе, изменявшем жизнь людей. Он очень хотел увидеть Иисуса, но вдоль улиц Иерихона уже растянулась толпа, и, пытаясь выбраться вперед, Закхей получил несколько тычков и ударов. Он понимал, что если ему не удастся пробраться вперед, то ничего не увидит, ведь он так мал ростом.

Закхей взглянул на смоковницу на обочине дороги и понял, что надо делать. Через несколько минут, когда в город вошел Иисус со Своими учениками, он мог все видеть, удобно устроившись на толстой ветке дерева.

И тут Иисус поднял глаза, взглянул в сторону укрытия Закхея и окликнул его:

Закхей, слезай! Сегодня Я буду ужинать у тебя в доме.

Закхей стремительно спустился вниз. Он попытался стряхнуть листья и сучки, приставшие к его одежде, и нерешительно приблизился к Иисусу. До его ушей доносился возмущенный ропот толпы: "Почему Иисус собрался посетить его дом? Все знают, что он бесчестный и грешный человек!"

Но Иисус положил руку на плечо Закхея, и они вместе направились к роскошному жилищу мытаря.

Никто не знает, что сказал Иисус Закхею во время трапезы, но, когда они вышли из дома, ожидавшие их люди увидели, что Закхей совершенно преобразился.

Он твердо выступил вперед и произнес.

Каждый православный христианин знает, что любовь Господа к Его творению безгранична. В Новом Завете Христос никогда не осуждал человека за внешний вид. Иисус Христос ценил внутренний мир человека, его душевные переживания. Таким образом, Богочеловек призвал многих своих будущих учеников, которые не были праведниками. Одним из таких учеников был мытарь Закхей.

Путь к апостольству

По роду своей деятельности Закхей был мытарем. Стоит понимать, что мытари состояли на службе у Римской империи, которая захватила большую часть суши. Их работа заключалась в сборе податей. Иудеи презирали таких людей и считали грехом общение с ними.

Святой апостол Закхей

Как говорится в Евангелии от Луки, Закхей проживал в городе Иерихон. Однажды Господь посетил этот город. С греческого языка имя «Закхей» переводится как «чистота, праведность, справедливость». Множество людей окружило Его, ведь никогда еще прежде народ не слышал таких дивных учений. Так как Закхей был мал ростом и не мог своими глазами увидеть Спасителя, то ему пришлось взобраться на смоковницу.

Для человека, занимающего такую должность, подобное поведение было унизительным. Ведь Закхей был начальником местных мытарей. Но Закхей в тот момент не думал о себе. Главным для него было - увидеть Мессию.

Иисус Христос знал, что в тот момент творилось в душе несчастного мытаря. Именно поэтому Господь позвал Закхея, говоря: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Сам Бог сподобил, на первый взгляд, такого грешника своим визитом.

Закхей любезно принял Христа у себя дома, при этом принеся покаяние: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Тогда Спаситель ответил на это таким образом: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 1–10)». Иисус принял это покаяние, видя сильное намерение Закхея измениться.

Важно! После Вознесения Господня Закхей стал апостолом из числа семидесяти. Он последовал за апостолом Петром, который его поставил епископом в городе Кесарии.

Вот так обычный сборщик податей смог наследовать Царство Небесное.

Христос и мытарь Закхей

Празднование памяти апостола Закхея Праведного

Память святого Православная Церковь празднует 20 апреля в Неделю о Закхее. В этот день на Литургии вспоминается чудесная встреча Закхея с Христом. Некоторые богословы утверждают, что данная история показывает всю заботу Господа о человеке. Христос, как истинный сердцеведец, выбрал именно Закхея, а тот, в свою очередь, отказался от всего своего имения и последовал за Ним.

Подобным образом Спаситель показал окружающим Его иудеям, что Он пришел в мир спасти не праведников, а грешников. Вера иудеев превратилась в формальное и даже фанатическое соблюдение правил, в то время как Закхей продемонстрировал образ живой веры. Тем самым Иисус показал, что и ученики Его не были святыми. Лишь покаяние и вера спасли их.

Интересно! По сей день сохранилась та самая смоковница, на которую некогда взобрался Закхей. Ученые, проведя молекулярный анализ, утверждают, что смоковница может относиться к тому времени.

Христос и мытарь Закхей


https://ru.pinterest.com/pin/390194755207821766/

Закхе́й (греч. Ζακχαῖος, ивр. ‏זכי‏‎ — достойный, чистый) — начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек, удостоившийся особого внимания от Иисуса Христа (Лук. XIX, 1—10. Православная церковь почитает Закхея в лике святых, память совершается 20 апреля (по юлианскому календарю).

История, связанная с Закхеем упоминается только в Евангелии от Луки. Согласно Библии, Закхей — богатый человек, начальник мытарей, обладал небольшим ростом, жил в Иерихоне. Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу. Там его заметил Христос, и сказал:
- Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. (Лк. 19:5)
Закхей поспешно сошел и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый Закхей дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос ввиду народного ропота сказал знаменательные слова:
- Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Лк. 19:9-10)

Аллегорическое толкование истории о Закхее — своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например:


  • Закхей был богат — также как и все люди богаты грехами;

  • толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки;

  • Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами;

  • подняться на дерево — значит начать молиться;

  • после слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние;

  • дом — это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния.

Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона. «Смоковница Закхея» представляет собой сикомору, имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%85%D0%B5%D0%B9

История Закхея в изображениях:

Похожие публикации