Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины (Березовский Орест Владимирович). Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий внесен в базу «Миротворца


Сегодня, 14 сентября 2018 года, в эфире программы "Утро с Интером" вышло эксклюзивное интервью Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий рассказал о своем отношении к последним церковным событям, связанных сантиканоническими действиями Константинопольского Патриархата относительно Украинской Православной Церкви. Предстоятель призвал народ Украины не бояться ничего, беречь чистоту Православной веры и жить с Богом.

Сегодня нас затягивают в формат политической партии, чтобы нами не Христос руководил, а - политики. Если бы я хотел быть политиком, то сразу бы ушел в политики. В молодости у меня были такие шансы. Я их отверг. Надев духовные одежды, я должен заботиться о духовном и делать духовное. Те люди, которые надели рясы, и активно занимаются политикой, выстраивают геополитические планы, - это просто нечестные люди, которые не смогли стать настоящими политиками, а сделали из себя оборотней, чтобы через свой духовный образ притягивать к себе человеческое внимание. Это - нечестно. Перед Богом этим людям придется отвечать за это.

Мы - самостоятельная Церковь и мы все атрибуты независимости, которые необходимы сегодня для нормального служения Богу и народу. У нас есть свой Священный Синод, независимый от кого-либо, у нас есть свой Архиерейский Собор, независимый от кого-либо. Решение нашего Собора являются конечными и никто не может оспаривать, не может накладывать на них вето. У нас есть церковный суд УПЦ, который является конечной инстанцией. У нас экономическая, административная независимость.

Томос ограничит нашу свободу, которую мы сегодня имеем . Если кому-то нужно, пожалуйста. Нам это не нужно. У нас есть независимость, самостоятельность, есть все атрибуты свободной жизни, необходимые для успешного церковного служения людям.

То, что мы имеем с Московским Патриархатом, - это духовные связи, молитвенные связи, канонические связи, культурные связи. Это - нормально, так должно быть. Церковь не политическая организация, которая сегодня одного любит, а другого ненавидит, а завтра - наоборот. Церковь всех любит! Мы любим русских, мы любим американцев, мы любим африканцев, мы любим азиатов. У нас нет врагов. У нас есть неприятели, которые противятся нам, но это не враги. Мы за них молимся.

Константинопольский Патриархат направил в Украину двух своих экзархов. Такие действия антиканонические - отправлять в нашу независимую Церковь своих легатов, своих экзархов.

Когда-то это была мощная Церковь, которая охватывала весь цивилизованный мир, она себя отождествляла с Византийской империей. Византийская империя охватывала весь мир, и Церковь была эквивалентна империи. Но сегодня той империи нет. Они живут прошлым.

Сегодня великая держава Византия стала Турцией, и вера там сейчас не православная. Сегодня православных верующих там можно пересчитать по пальцам. Те, кто свою родную Отчизну довел до того, что она из православной державы превратилась в мусульманское государство, хотят нами командовать и учить нас, как нам нужно жить. Они хотят тоже довести нашу Украину до такого состояния, к которому довели свою Родину. Поэтому, нет ни морального, ни канонического права назначать сюда экзархов и вмешиваться в наши дела.

Вмешательство в дела другой Церкви - это антицерковные, антиканонические действие и это грех, а грех приводит к разделению людей. Вмешательство в дела нашей Церкви может породить раскол Православной Церкви в мировом масштабе.

Церковь не может жить по стандартам мирской жизни. Мирская жизнь, особенно политическая, смешанная с интригами, обманом, изменами. Набор всякого зла. Церковь не может жить такими мерками, такими нормами. Церковь живет заповедями Христовыми. У нас есть свои методы борьбы со злом. Это - молитва, это - покаяние, это - терпение, это - смирение перед Богом и друг перед другом. Это и сильное оружие, которое уничтожает зло.

Священник призван к тому, чтобы быть миротворцем, а не политиком, который разъединяет людей. И идеология, которая сегодня пропагандируется, не является Божьей идеологией. И особая «мораль», что насаждают в нашем обществе, становится не христианской, а антихристианской. Вводятся новые правила: однополые браки, аборты, убийства и тому подобное. Это противное Христу, Бог не благословляет этого.

Церковь выполняет свою миссию - она ​​ведет человека к Богу. Она напоминает людям, что мы все творения Божии, призывает любить друг друга, быть терпимыми одного к другу, помогать друг другу. Знаю, Церковь будет до конца мира, потому что Господь сказал, что «врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16: 18).

Я хотел бы обратиться ко всем верным православным Украины. Не бойтесь ничего, будьте тверды в своей любви к Богу, берегите чистоту Православной веры, которая является дорогой, ведущей к Богу. Любите друг друга, терпите друг друга, помогайте друг другу. Зло пройдет, а добро будет жить вечно. Если мы будем все терпеть, жить в любви ко всем и друг к другу, то никакое зло нас не победит. Бог есть Бог силы. А зло силы нет. Живите с Богом И будем радостные, счастливые и благословенны!

Какой он, Блаженнейший Митрополит Онуфрий? Мы читаем его интервью на актуальные темы, слушаем его проповеди во время богослужений, но, что знаем о нем самом? Только то, что содержат строки официальной биографии.

17 сентября исполнился месяц со дня интронизации нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви, и как раз накануне этой даты состоялось его первое большое интервью церковным СМИ. Главные редакторы - православного журнала для молодежи «Отрок. ua » епископ Обуховский Иона, православных радиопрограмм на радио «Эра» протодиакон Николай Лысенко и информационного портала «Православие в Украине» Юлия Коминко побывали в гостях у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.


«Фирменный стиль» ответов Его Блаженства - легкий, с добрым юмором; приветливый, заинтересованный, открытый; немногословно мудрый и с готовностью спокойно обсуждать любую тему. Наша полуторачасовая эмоциональная беседа перетекала от одной темы к другой, и закончить ее пришлось не потому, что не хватило вопросов, а потому, что слишком быстро истекло время.

- Ваше Блаженство, мы знаем, что отец Ваш был священником. Были еще священнослужители у Вас в роду?

Да, я родился в семье священника. Также был священником родной брат моего отца. Он служил в нашем селе, еще когда Буковина была оккупирована Румынией. Отец принял сан уже в советское время.

- Наверное, тогда было нелегко выбрать этот путь …

Нелегко … Отец сначала работал заведующим складом в колхозе. Там столько всего - начиная от хлеба, продуктов всяких и заканчивая хозяйственными товарами - лопаты, грабли. Я к нему приходил, маленьким еще, лазил по тем складам - интересно было…

Отец не учился в семинарии, окончил пастырские курсы при епархиальном управлении. Были такие в 50-х годах. Мы, маленькие, и не знали, что он пошел на курсы. А потом принял сан.

Могу сказать, что отца у нас в селе очень уважали. Он много работал, и зарабатывал, я думаю, неплохо. Но все оставил и стал священником. За это его уважали все, даже советские начальники.

Служил он не в нашем селе. У нас тогда была один сельсовет, но разделенный: село, где я родился, называется Корытное, а второе - Бережонка. Вот в Бережонке он и служил. Многих крестил на дому, венчал. Люди ему доверяли.

Помню, как я, уже монахом, приезжал домой в гости, поздно вечером люди приходили к нему крестить детей. Подъезжает машина, из нее выносят ребенка, тихонько идут с ней в дом. А в доме уже все готово для крещения. Иногда и венчал ночью.

- Хватало у него времени на общение с вами, детьми?

Общался, но свободного времени не так уж много было. Священник всего себя отдает людям, а для семьи остаются такие крошки - словно крохи со стола. Приходит он домой после богослужения усталый и изможденный. Надо просто терпеть, НЕ выворачивать его наизнанку - мол, говори с нами, рассказывай. Он, может, уже и языком едва двигает…

Но были времена, когда он нам рассказывал что-то из житий святых. Помню, маленьким еще был, то он рассказывал о святителе Василии Великом - бывший ученый, оставил все и пошел в монахи. И как становился он на молитву, солнце светило ему еще в затылок, а как кончал молитву, то солнце светило уже в лицо. То есть всю ночь он молился - от заката до восхода солнца. Так мне запомнилось это, что я тогда подумал: «Я таким хочу быть!» Потом об этом забыл, вырос таким, как и все дети…

Но в церковь я все время ходил. Не всегда с охотой, правда… (улыбается и держит паузу - ред.). Хотелось в футбол играть: в воскресенье в первой половине дня команды собираются, а мама: «В церковь, собирайся в церковь». Отец шел очень рано, мы не ходили с ним. Он вставал еще затемно, читал правило и затем шел, а мы уже к началу Литургии. Мама нас собирает, ведет, и было, что я сетовал: «Боже, так хорошо, ребята играют в футбол, а мне в церковь идти».

Почему тогда, в такое время - расцвет атеистических настроений - Ваш отец принял решение стать священником, что на него повлияло?

Я не могу сказать. Думаю, это был порыв его души, призвание. Если нет Божиего призвания, то никто не сможет это понести. Ведь он себя обрек на позор и поругание. Люди его очень уважали, но в обществе, в государстве тогда все говорили, что попы - это мракобесы и обманщики.

- Как вы, дети, воспринимали такое отношение к отцу?

Да нас тоже не хвалили. Мы ходили в церковь, никогда от Бога не отрекались. Нас тоже обзывали, но мы терпели. А что было делать? Было такое время, что не было вариантов.

- Вы были пионером, комсомольцем?

Честно говоря, не был ни пионером, ни комсомольцем. Моя классная руководительница была женой моего старшего брата, то есть человек не чужой. И как сказали, что будут принимать в пионеры, то я в тот день в школу не пошел и так в пионеры НЕ поступил. Но она меня заставила надеть галстук и ходить в нем, потому что ее и так упрекали: мол, за невестку попа…

И в комсомол я не вступал. Хотя нас в прямом смысле слова заставляли: вызвали в учительскую, ставили на колени (нас несколько было ребят, которые не хотели вступать в комсомол). Мы часами стояли на коленях…

- Сколько у вас детей было в семье?

Четверо.

- Вы самый младший?

Предпоследний (улыбается задумчиво). Нас было три брата и после меня младшая сестра.

Старший брат также стал священником. Уже года два, как он умер, и все остальные братья и сестра умерли, я один остался.

Когда я поступал в семинарию, то «сжег» за собой все мосты

- После школы, когда встал выбор жизненного пути, у Вас были колебания, что делать в жизни дальше?

У меня были большие планы! Я себе так мечтал: поучиться в вузе, закончить его, а затем пойти в семинарию.

После школы окончил профессионально-техническое училище, потом пошел на подготовительные курсы в университет. Год проучился и поступил в Черновицкий технический университет на вечернее отделение. Днем я работал - надо же было на что-то жить, потому что отец не помогал. Не то что не мог помочь, мог, но не делал этого принципиально. Говорил: «Я вас вырастил, вы получили образование, теперь вы мне должны помогать, а не я вам». И не давал ни копейки. Поэтому я должен был работать. И работая днем, вечером ходил на учебу.

У меня откуда-то появилось страшное желание учиться! Хотя в школе учился, можно сказать, с нерадением. Окончил школу без «троек», но и сам не знаю, как, потому что никогда ни книг не было, ни портфеля - одна тетрадь у меня была на все случаи жизни.

А потом я с таким желанием учился … Работаю до 4-х или 5-и часов дня, прихожу домой, поем, в шесть начинались занятия в университете и до 23.30. Пока дойду домой - уже 12, пока улегся - полпервого. В половине седьмого вставать, и так - каждый день. Я спал, где мог - в троллейбусе, автобусе. Только сел - и сплю…

- Кем работали?

Электриком. Сначала работал по монтажу слаботочных линий (окончил училище по этой специальности), а затем, когда поступил в университет, работал на ткацкой фабрике электриком.

Ну и учился. И учился везде! Приеду в деревню, сяду на печь, возьму книги и решаю задачки… Люди-то говорят, а я себе своим занимаюсь.

Окончил три курса университета и думал кончать еще два, но для этого нужно было перевестись или в Одессу, или в Киев и выбрать специализацию. Попробовал перевестись - не получается. А я не хотел учиться заочно, мне нравилось слушать лекции, отвечать на семинарах, лабораторные работы выполнять. И в университете я был среди лучших студентов, меня даже на радио приглашали выступать.

Сел я тогда на площади на лавочке и подумал: «А надо ли мне дальше учиться?» Все равно не буду по специальности работать, пройдет два-три года, и все забуду. Общеобразовательные дисциплины, которые я за три года университета изучил, в жизни понадобились - история, математика, химия, физика. А дальше проходить специализацию - зачем? И решил, что дальше не пойду. Оставил университет после третьего курса и поступил в семинарию.

Это было время открытых гонений на верующих. У Вас не было сомнений, ведь молодым людям препятствовали поступать в духовные учебные заведения?

Как вам сказать … Не было сомнений. Даже когда поступал в семинарии, то «сжег» за собой все мосты. Забрал из университета документы на продолжение обучения в высшем учебном заведении, и эти документы подошли для семинарии. Я выписался из города, снялся с воинского учета и уехал, не зная, поступлю или нет. Но возвращаться обратно не собирался, это было бы для меня трудно. Никто из моих друзей не знал, что я выберу такой путь - в семинарию пойду.

Решил так: если не поступлю, останусь в монастыре на каком-нибудь послушании, назад не вернусь. Но Бог дал, меня зачислили, и не пришлось использовать свой​​, таксказать, «планБ»(улыбается).

- Монашеский постриг Вы приняли за год до окончания семинарии, то есть, опять «сожгли мосты»?

Монашеский постриг принял в 3-м классе семинарии. Я поступил сразу во 2-й класс, в 1969 году, а уже через год был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Тех, кто учился в семинарии, в братию принимали быстро. В конце 1970 года поступил в Лавру, а в марте месяце 1971 меня постригли.

- Как Вы вообще решили принять постриг?

Да сам не знаю, как… Так быстро все получилось. Честно говоря, в своей жизни до семинарию я монахов живых не видел, монастыри все были закрыты. Но, наверное, такое было Божие призвание - иначе не объяснишь. Бог призвал меня, и я пошел.

- А были рядом с вами люди, которые становились для Вас неким духовным идеалом?

В Лавре были иноки, которые для нас стали образцом жизни и служения Богу и Церкви. Особенно архимандрит Кирилл (Павлов). Он и сейчас жив, но болеет, ему 95 лет… Он был авторитетом не только для меня, для многих. Прошел всю войну, после войны поступил в семинарию, был очень смиренным, кротким монахом. Наверное, за то, что он всех любил, все его любили и уважали.

В Почаевскую Лавру я пришел как слуга и уважал всех. Ну, и они в ответ терпели меня

Бурные события ХХ века - Великая Отечественная война, послевоенный голод, репрессии, хрущевские гонения - какими Вы их помните?

Послевоенное время смутно помню, потому что родился уже при советской власти - в конце 1944 года.

Подъем послевоенный помню. Очень бедно жили люди, нищета была крайняя и еще и голод. Но… Не знаю, с чем это можно связать, но люди пели. Целый день ребята, девушки работают в поле, а потом идут по всему селу и поют! Рано не пели, потому выходили на рассвете, а вечером идут с работы, наработаются сильно, а всё равно поют.

Я считаю, что тогда была динамика на улучшение. Хоть и бедно жили, но движение уже шло. Люди это чувствовали, и, наверное, это давало им такой оптимизм.

Знаете, Блаженнейший Митрополит Владимир когда в интервью тоже говорил именно об этом. Что люди пели - как по радостным поводам, так и по печальным. А сейчас все молчат. Как Вы думаете, что может Церковь сделать для людей, чтобы они…

- По крайней мере, захотели спеть…

Думаю, что сегодня мир пошел немного другим путем развития. Современные средства коммуникации, информации загоняют человека в другую плоскость жизни - нереальную. Общение идет по интернету, скайпу. Одно дело, когда мы сидим и видим друг друга - может быть, не столько слов скажем, сколько поймем, ведь часто эмоции говорят больше слов.

А эта нереальная плоскость человека связывает. Нереальность - это некая ложь, а ложь - это грех, а грех связывает человека. Человек этого не осознает, он связан грехом, как узами, и не может расправить грудь и спеть.

- Несколько лет Вы были наместником Успенской Почаевской Лавры. Какой Вы запомнили Лавру?

Почаевская Лавра - это монастырь, который многое пережил. Многое претерпели ее насельники в советское время: притеснения, гонения, попытки закрыть Лавру…

Когда я приехал туда, мне братия рассказывала, что им пришлось выдержать. В Москве, в Троице-Сергиевой Лавре, власть не могла себе этого позволить, а на периферии устраивала настоящий вандализм. При облавах братия пряталась, кто где мог. Всех, кого находили, тащили волоком к машинам, забирали, арестовывали, бросали в тюрьмы. Монахи в тюрьмах сидели.

И насельники Лавры выдержали все, они были истинные мужественные борцы за веру.

Я приехал, а там - почти все были герои (улыбается, продолжает рассказ живо и с юмором). Каждый - самородок: тут тебе и бриллиант, и аметист, и различные-различные драгоценные камни …

- И как Вам было там наместнику, среди такой казны?

Сколько мог, я всегда ко всем относился с уважением

- Потом были Черновцы … Можете рассказать, какая она, православная Буковина?

Думаю, все регионы имеют свою специфику. Так же и Буковина. Это - многонациональная область. Там живут украинцы, русские, румыны, молдаване, евреи, поляки, грузины. И традиционно все всегда жили в мире. Каждый свое держал, но по-житейски друг с другом не соперничали, помогали и жили дружно.

Вот когда началась перестройка, распад Союза, то на волне национализма стали расшатывать область: украинцы хорошие, а больше никто…

Тогда приходилось много прилагать усилий, чтобы показать, что все хорошие перед Богом. У Бога нет ни украинца, ни русского, ни американца, ни еврея, ни белоруса, а есть Его чадо. Есть творение Божие, и есть Творец. А то, что мы стали нациями, заслуга не добродетели и греха. Грех нам сделал разделение на нации. Вавилонская башня была плодом гордыни человеческой, и чтобы это безумие остановить, Господь смешал у людей языки. До этого все говорили на одном языке, друг друга понимали.

Когда на Афоне я был у одного отшельника - старца Иосифа в районе Великой Лавры. Мы общались: он греческом, а я - на русском, и между нами был переводчик. Мы поговорили, потом он покачал головой и говорит: «Э-э-эх, что с нами сделал грех! Нам теперь нужны переводчики… ».

Каждый хвастается, что его нация лучше другой. И предпочтительной перед Богом может быть не нация, а человек! Если нация будет единодушной в любви к Богу, то, конечно, будет приятно. Но Бог меня ценит не за то, что я украинец, или русский, или еще кто, а если я страх Божий имею, боюсь Бога. Если Бога слушаюсь, хочу творить волю Его, я приятен Богу. Если нет, то какой бы нации ни был, я буду самый последний.

И когда началось националистическое движение в Черновицкой области, я сколько мог пытался в этом не участвовать и людям всегда, где возможно было, говорил, что у Бога нет нации, у Бога есть Его творение. Он одинаково любит как негра, так и белого, как белого, так и желтокожего. И кто больше смиряется перед Богом, кто больше старается жить по заповедям, то для Бога будет лучшим.

И потихоньку все затихло. Какие-то небольшие всплески были, но люди живут в мире и согласии до сих пор.

- Удивительно, что слово о мире люди восприняли. Сейчас призывать к миру - это неблагодарное дело…

Надо показывать примером. Священник должен проповедовать не только словом, а всей своей жизнью. Конечно, каждый человек должен так делать, но в первую очередь, это касается священнослужителей.

Я всегда старался, чтобы мои дела не расходились со словами, чтобы я не жил в двух плоскостях - одно говорю, другое делаю. Что говорю, то и стараюсь делать.

Сколько мог, я всегда ко всем относился с уважением; всех любил - насколько мог любить, помогал - насколько мог помогать. Люди видели, и это, думаю, действовало более слов. Человек на уважение всегда отвечает уважением.

Вообще удивительно, как Вас верующие из Черновцов отпустили, после 24 лет Вашего управления епархией. Наверное, буковинской пастве это трудно было сделать…

Как отпустили … Я и не отпрашивался. Как поехал зимой на Синод, так и не вернулся.

Когда в феврале была угроза нападения на Лавру, мне позвонили, позвали на Синод. Я отслужил в воскресенье, собрался и поехал. На Синоде определили мне нести послушание Местоблюстителя. В Черновцы уже не ехал, так и прожил в Лавре полгода. А потом избрали на эту должность.

О расколе: легко порвать - трудно залатать

Ваше Блаженство, в Вашей жизни был пример удивительного примирения. Ваше общение с владыкой Лавром, ныне покойным Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей. Расскажите, пожалуйста, об этом. Какой личностью был владыка Лавр, и что общего было между вами в духовных взглядах?

Я познакомился с владыкой Лавром в 1995 году. Впервые в жизни я тогда поехал в Канаду. Находясь там, подумал: «Посмотрю на Америку хоть одним глазком». В Канаде открыл визу и поехал в Соединенные Штаты. От Торонто, где я останавливался в Канаде, надо проехать 90 км, и уже начинается Америка. И с той стороны - Джорданвиль, где расположен Троицкий монастырь РПЦЗ.

С одним боголюбивым человеком мы поехали в Джорданвилль, и на ночевку я остался в монастыре. Тот человек, который меня возил, был прихожанином Русской Православной Церкви Заграницей, лично знакомым с владыкой Лавром и он предупредил владыку, что я приеду.

Меня оставили обедать в трапезной. Сижу, ем, а монахи рассматривают меня: то один пробег туда-сюда, то второй, то третий. Они как себе представляли монахов из Советского Союза? С автоматом под рясой, с партийным билетом в нагрудном кармане …

После ужина ко мне в келью пришел владыка Лавр, настоятель Джорданвильского монастыря. Он был взволнован и спешил куда-то. Задал мне несколько простых вопросов и побежал. Утром я поехал в Нью-Йорк посмотрел храмы, город и поздно вечером снова вернулся в монастырь. Когда утром следующего дня уезжал из Джорданвилля, владыка Лавр пришел меня проводить, он был совсем другим. Не спешил, говорил спокойно, проводил меня к машине, где мы с ним попрощались.

С тех пор, когда я приезжал в Америку или Канаду, то мы с ним созванивались и встречались обязательно. Бывало такое, что я находился в Канаде, в Америку не ехал, то он приезжал специально, мы встречались, разговаривали.

Разные были у нас беседы, но никогда мы не говорили об объединении Церквей, хотя все равно наши темы ходили вокруг этого. А когда сдвинулся с места вопрос об объединении Зарубежной Церкви с полнотой Русской Церкви, то владыка Лавр захотел, чтобы в делегации, которая будет объезжать все континенты, где есть присутствие Русской Зарубежной Церкви, и я был. Поэтому в составе группы Московского Патриархата мы объехали Европу, Америку, Австралию. Не жалею об этом опыте, хотя было некое чувство страха - что мы приедем, а нам скажут: «Москали пришли, ну, убирайтесь отсюда! Вы все партийные, вы все коммунисты ». Но такого не было. Служили, почти везде мне поручали говорить проповеди, и ни оскорбительного слова нам никто не сказал.

Владыка, Вы затронули тему объединения Церквей. А можно вопрос относительно украинского раскола? В 1992 году, когда он произошел, Вы были совсем молодым архиереем, всего 2 года после хиротонии. Сейчас 20 лет прошло, Вы уже имеете опыт и видите ситуацию с другой стороны. Как Вы считаете, какие факторы необходимы для преодоления раскола?

Знаете, когда Спаситель молился в Гефсиманском саду, то говорил: «Да будут все едины».. Сам Господь хотел, чтобы все были едины, но этого не произошло. Такие мы упрямые люди …

И мое желание есть, чтобы все были едины, но единство должно быть во Христе. Если оно будет не во Христе, а на каких других основаниях, то какие бы они ни были, единства не будет. А во Христе единство может быть, но оно очень тяжело творится. Легко порвать, а трудно залатать.

Что каждый из нас, духовенства и верующих, должен делать на своем уровне, чтобы способствовать восстановлению единства?

Думаю, для того, чтобы восстановилась единство, каждый должен заботиться о своем личном спасении. Тогда, может, эта идея будет максимально воплощена.

Но считать, что все объединятся - это нереально, это утопия. Максимальное объединение может быть, когда наибольшее количество людей присоединится ко Христу. А это возможно лишь при условии, что каждый из нас в первую очередь заботиться о своем спасении.

Как пастырь я должен думать и о тех, кто заблудился, но прежде всего, я должен заботиться о тех, кто в лоне Церкви. У нас часто бывает: в лоно Церкви загнал, как в концлагерь, закрыл ворота и пошел других искать, а эти здесь погибают от голода.

Первейшая задача Церкви - заботиться о тех, кто у нее есть, чтобы они чувствовали себя хорошо, чтобы росли духовно. Нас много, и все мы находимся на разных уровнях духовного совершенства. Задача священника - понять, на какой ступеньке в духовном отношении находится человек, и помочь ему подняться на ступеньку выше.

Главная задача Церкви - помочь тем, кто внутри ограды церковной, становиться лучше. А потом уже, если еще остается энергия, ловить тех, кто бегает по пустыне …

Мы должны делать то, что мы можем. А уж насколько наполнятся наши храмы людьми, это все в воле Божьей!

Как тогда Церковь должна осуществлять миссию, если едва ли не у каждого священника очень много прихожан, и сил благовествовать просто не хватит?

Священник благовествует еженедельно, каждый праздник, и двери Церкви открыты для всех. Кто хочет - может прийти и послушать благовестия.

Благовествовать - это не значит, что священник должен в воскресенье или в праздник бежать на базар, когда там полно народу, или в субботу на стадион, когда там футбольный матч. Благовестие совершается в храме. И Спаситель, когда ходил по земле, в основном, заходил в синагогу, где собираются верующие люди, и там проповедовал. Бывало такое, что где и в пустыне проповедовал, но люди шли к Нему слушать и Он для них говорил. Обратите внимание, что не Христос шел к людям, а люди шли ко Христу.

Можно сказать: а почему бы священнику не последовать туда, где его не ждут? Дело в том, что я могу пойти в любое место, но для человека, который не хочет меня слышать, я не принесу никакой пользы, хотя и буду говорить наиболее полезные и добрые слова. Если человек готов принять слово Божие, он идет, ищет, где бы его услышать. А идти ловить тех, кто не хочет слушать, то это просто «работать без КПД». Человек должен быть готов принять слово.

А священники все время благовествуют - в храмах.

- Какие проблемы в нашей Церкви являются реальными, а какие, на Ваш взгляд, надуманные?

Реальные проблемы в Церкви - это приумножение греха среди людей, в том числе церковных. Верующие, живя в этом мире, приобщаясь к этому миру, загрязняются грехом.

И вторая проблема Церкви в том, что сегодня люди дошли до такой степени духовной деградации, пытаются узаконить те правила, которые Бог осуждает. Этого не должно быть.

Надуманны, на мой взгляд, такие проблемы, как, например, материальное обогащение духовенства, храмов. Можешь построить красивый храм - построй, не можешь - построй меньше. А так - все, что имеет цену только в земной жизни, не должно быть для нас проблемами.

Ваше Блаженство, иногда приходится бывать на периферии – в селах, небольших городах. Есть определенные проблемы - мало людей в храмах. Ранее, в начале 1990-х, людей в церквях было много. Как снова наполнить наши храмы, как вообще поддержать людей на отдаленных приходах? Что Вы, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, видите среди главных задач на ближайшее время, чтобы поддержать церковную жизнь?

Люди оставляют храм тогда, когда приобщаются к стихии этого мира, стремятся попасть в струю современной жизни, обогатиться, занять высокую должность. Они думают, что в миру они найдут больше для себя, чем имеют в Церкви. Это отрывает от Церкви.

Церковь не обещает земных капиталов, но обещает богатство вечное. Назначение человека - не земная жизнь, а Царство Небесное. Земной путь - это короткий срок, в который мы должны максимально проявить свою любовь к Богу - в испытаниях, различных искусах. А водоворот земной жизни закручивает людей, и они забывают о своем предназначении. Начинают гоняться за призраками богатства, славы и оставляют Церковь.

Мы должны делать то, что мы можем. А уж насколько наполнятся наши храмы людьми, это все в руках Божиих, ведь Сам Бог ведет человека к спасению. Мы просим, чтобы Он был милостив ко всем нам, но каждый получает милости столько, сколько способен вместить.

Об иностранных языках, интернете и мобилизации

- И напоследок несколько коротких вопросов. Какой святой для Вас особенно близким?

Я всех святых люблю. Но если взять творения святых отцов, их наследство, то мне очень нравятся святители Василий Великий и Игнатий Брянчанинов.

Люблю своих небесных покровителей, которые молятся за меня перед Богом. Уважаю преподобного Сергия, который меня принял в свою обитель, когда я был «поношением для мира и в уничижении у людей».

И преподобным Киево-Печерским благодарен, что они также покрывают своими молитвами меня, грешного.

- Какое у Вас любимое место в Украине и в мире?

Такого места, куда бы хотел мысленно более всего, нет. Но уютно мне там, где я родился - в ​​Черновицкойобласти, люблютамбывать.

В мире тоже нет такого места, кроме Афона и Иерусалима. Много раз был в Америке, Канаде, Германии, в Австралии однажды. Каждый континент и страна по-своему красивы, но это земля.

- Когда Вы изучили английский?

Решил изучить, когда впервые попал в Канаду. У меня была определенная база - и из школы, и из университета, семинарии, академии. Но нас так учили, что говорить мы все равно не могли. Хотя потом, когда я уже начал изучать язык, правила мне понадобились.

В самолете в Канаду мне подсел какой канадец, начал со мной разговаривать, я даже пару слов то там ему ответил. Мозг мой, помню, тогда работал так, что вспомнил все, даже те слова, которые в начальных классах школы учил (смеется). Так я понял, что нужно знать язык, потому что тогда чувствуешь свободно. А как языка не знаешь, то путешествуешь, будто с мешком на голове.

- Еще какие языки знаете?

Румынский, немного греческий. Греческий знал неплохо, но как нет практики общения, то знания забываются.

- Пользуетесь мобильным телефоном, интернетом, смотрите телевизор? Откуда вообще получаете информацию?

Телевизор смотрю, мобилками пользуюсь эпизодически, сам не ношу. Интернет - очень редко, пользуюсь преимущественно распечатанными материалами, которые мне готовят.

А на телефоны у меня какая аллергия! В Троице-Сергиевой Лавре я нес послушание келейника Наместника, и мы должны были отвечать на звонки. Телефон так часто звонил, что у меня от него начался какой ток. С тех пор я пользуюсь телефоном, но так, чтобы его у меня не было.

В отношении интернета хотел бы сказать, что если надо по своим профессиональным обязанностям, то можно пользоваться, но столько, сколько нужно для работы. Но если это как хобби, то я бы советовал меньше туда заглядывать, особенно молодым людям. На них интернет оказывает весьма негативное влияние. Ко мне, как к священнику, обращается много людей, у которых дети серьезно болеют. Дети малые, не умеют себя контролировать и без меры сидят в интернете. С ними начинает происходить нечто непонятное, они отрываются от реальности, живут в виртуальном мире. От этого страдает психика, а также встречаются очень серьезные физические болезни.

Ваше Блаженство, напоследок просим Вас сказать напутственное слово для наших читателей. Война заходит в наши дома через экраны телевизоров, через громкоговорители, сообщения в газетах. Люди начинают готовиться: приобретают оружие, учатся оказывать медицинскую помощь. Наверное, так же сейчас настало время для духовной мобилизации, и эта мобилизация не менее важна, чем военная. Что нам, христианам, нужно делать сейчас, какие черты в себе мобилизовать в первую очередь?

Нам нужно себя духовно укреплять. Потому что времена непростые, ответственные. И каждый человек, кроме общих для общества испытаний, имеет свое личное искушение. Для того, чтобы пройти все испытания, человек должен быть духовно крепким, сильным. Эта крепость духовная дается через молитву. Хорошие дела - это тоже хорошо, но молитва важнее.

Надо, чтобы люди уделяли время для молитвы, лично обращались к Богу. В молитве человек может себя полностью реализовать: принести Богу и свое покаяние, и благодарение, попросить то, что ему нужно, чтобы Господь защищал его на всех тропах жизни. Все для себя человек может получить в обращении к Богу, поэтому молитве следует уделять особое внимание.

Другая новость, связанная со свободами – митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий внесен в базу данных сайта «Миротворец», запрещенного в России. Украинские националисты размещают там личные данные тех, кого считают врагами государства в его нынешнем виде.

«Агент влияния русской православной церкви на Украине» – с таким определением митрополита Онуфрия занесли в скандальную базу «Миротворец». Туда ранее уже попал настоятель Киево-Печерской лавры и еще несколько украинских архиепископов. Вслед за оскорблениями комментарий от авторов ресурса, больше похожий на угрозу.

«Предлагаем им всем покинуть Украину самостоятельно пока не поздно.

И пусть потом эти раскольники и антиукраинисты не говорят, что их не предупреждали», – говорится в комментарии.

Сайт «Миротворец», где публикуются личные данные так называемых врагов Украины, в России заблокирован, а в Незалежной это фактически список потенциальных мишеней для радикалов, которые уже известны нападениями как на прихожан, так и на священнослужителей. И в октябре обещают новые захваты храмов.

Изменником Онуфрия посчитали сразу после того, как он потребовал у константинопольских экзархов покинуть Киев – двух назначенцев вселенского патриарха Варфоломея, которые прибыли подготовить раскольников к получению автокефалии. Расценил их действия как грубое вторжение на каноническую территорию – свой приезд с православной церковью они не согласовали. Более того, первым делом экзархи пошли к Петру Порошенко. Митрополит Онуфрий встречаться с ними отказался.

«Ни один епископ не может совершать каких бы то ни было действий церковных на территории другого епископа. И вот то, что делают экзархи - это с точки зрения церкви, с точки зрения канонов это очевидное беззаконие», – отметил православный публицист Сергей Худиев.

Ситуацию активно подогревает Запад – вот уже и американский Госдеп высказался в поддержку автокефалии. Это прозвучало после того, как США посетил глава украинских раскольников Филарет. А ранее представитель Госдепа по церковным делам навещал Киев.

«Порошенко до недавнего времени выступал против раскола, во всяком случае, был верным прихожанином украинской православной церкви московского патриархата. И мы видим – проект не его, и по всем этим визитам представителей Госдепа по деятельности церквей на Украину, и, наоборот, по заявлениям деятелей Украины, которые едут в США и прямо призывают США вмешаться в этот процесс. Мы видим, что проект этот – американский», – подчеркнул политолог Владимир Корнилов.

«Украине ни томас, ни автокефалия не нужны, а они нужны той хунте преступников, которая завладела Украиной, подавляет всякое инакомыслие, подавляет русских людей, их право на свой язык, историю, культуру. И которая уничтожает ту великую церковную связь между русским, украинским и белорусским народом, которая представляет собой тысячелетняя Русская православная церковь», – выразил уверенность священник Андрей Новиков.

Украинская православная церковь накануне приостановила служение с иерархами Константинополя. Это ответ на назначение экзархов. Ранее на такой же шаг пошла русская православная церковь за рубежом. Тем временем священнослужители из разных стран призывают Киев не делить верующих на своих и чужих.

Состоялось внеочередное заседание Синода Украинской Православной Церкви.

Во время работы заседания Священного Синода УПЦ были рассмотрены вопросы, связанные с вызовами, которые сейчас стоят перед Украинской Православной Церковью. Было принято Обращение к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим.

С журналами Синода можно ознакомиться .

Секретарь Священного Синода, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний прокомментировал решение внеочередного заседания Синода УПЦ, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Внеочередное заседание Священного Синода УПЦ было вызвано событием, которое уже в течение многих месяцев беспокоит наше украинское общество, имею в виду собор, названный «объединительным». Поэтому Священный Синод дал оценку этому собранию.

Во-первых, Синод заявил о том, что на этом соборе были объединены две неканонические структуры - т.н. «Украинская автокефальная православная церковь» и «УПЦ Киевского патриархата». То есть это объединение двух раскольнических течений, поэтому для УПЦ решение этого собрания не имеет никакого значения. Как и ранее, в Украине есть только одна каноническая Церковь - это Украинская Православная Церковь, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Онуфрий, и это признают все Поместные Православные Церкви.

Во-вторых, Священный Синод вынужден был принять решение относительно двух наших архиереев, которые, несмотря на решение Архиерейского Собора и Священного Синода УПЦ, все же приняли участие в собрании 15 декабря этого года. Поэтому Священный Синод освободил от управления епархией и запретил в священнослужении митрополита Винницкого и Барского Симеона, а также запретил в священнослужении и снял с должности викарного епископа Киевской Митрополии митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра. Также были приняты соответствующие решения в отношении тех священников и диаконов, которые принимали участие в соборе 15 декабря.

Священный Синод принял соответствующее Обращение к верным чадам Украинской Православной Церкви , в котором сообщил о своих решениях и поблагодарил за стойкость епископата, духовенства, монашествующим и мирянам и попросил молиться и за тех архиереев, которые, к сожалению, ушли в раскол, чтобы Господь вразумил и дал силы вернуться в лоно Православной Церкви.

Украинская Православная Церковь - живая, она действует, служит своему народу. Поэтому Священным Синодом были приняты соответствующие кадровые решения. В частности был назначен новый викарный архиерей Киевской Митрополии - епископом Переяслав-Хмельницким и Вишневским стал клирик Киевской епархии архимандрит Дионисий (Пилипчук). А также был назначен викарный архиерей в Днепропетровскую епархию - избран на эту должность насельник Киево-Печерской Лавры архимандрит Андрей.

Текст обращения к верным чадам Украинской Православной Церкви:

ОБРАЩЕНИЕ

Священного Синода Украинской Православной Церкви

к архипастырям, пастырям, монашеству и верующим

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

15 декабря 2018 года в г. Киеве на территории Национального заповедника «София Киевская» состоялся так называемый объединительный собор, на котором было заявлено о создании новой церковной организации под названием «Православная Церковь», возникшей вследствие объединения двух неканонических структур: «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».

Таким образом, это собрание является объединением раскольников и к Украинской Православной Церкви не имеет никакого отношения. Для нашей Церкви по сути ничего не изменилось, поскольку раскольники так и остались в расколе, а Украинская Православная Церковь остается истинной Церковью Христовой в Украине. Никто в мире не подвергает сомнению действительность епископских и священнических рукоположений духовенства Украинской Православной Церкви и благодатности совершаемых в нашей Церкви Таинств, чего нельзя сказать о вновь созданной структуре.

С грустью сообщаем, что за уклонение в раскол Священный Синод вынужден был освободить от управления епархией и наложить запрет в священнослужении на Преосвященного митрополита Винницкого и Барского Симеона, а также запретить в служении Преосвященного митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра. Призываем всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, молиться за вразумление и возвращение в лоно Церкви упомянутых владык и других, кто уклонился в раскол. Наша Церковь, как любящая Мать, с надеждой ждет их возвращения.

Обидно, что одним из инициаторов сегодняшних испытаний для Украинской Православной Церкви стал Константинопольский Патриархат, который аргументирует свое право вмешиваться в наши церковные дела тем, что наша Церковь когда-то находилась в его юрисдикции. В связи с этим, хотели бы напомнить, что Русская Православная Церковь вынужденно провозгласила свою автокефалию вследствие измены Константинопольским Патриархатом православной веры и подписания унии с Римом на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году. Эта духовная измена православной веры стала главной причиной отделения от Константинополя и Киевской Митрополии. Уния вызвала надлом в церковных отношениях и недоверие, которые позже были усугублены тем, что на протяжении веков в наиболее тяжелые времена испытаний для Православия в наших землях от Константинопольской Церкви не было должной пастырской опеки и помощи. Киевская Митрополия, будучи обессиленной от религиозного противостояния с униатами, опустошенной от войн, особенно после Брестской унии 1596 года, с целью сохранения православной веры вошла в состав Русской Православной Церкви в конце XVII века. Поэтому сегодня Константинопольский Патриархат не имеет никаких моральных и канонических прав вмешиваться во внутренние дела и духовную жизнь Украинской Православной Церкви. Более того, действия Константинопольского Патриархата уже привели к тому, что возможность восстановления единства православных в Украине отброшена надолго, если не навсегда.

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Мы с любовью обращаемся к вам с просьбой и в дальнейшем беречь чистоту Святой Православной веры, беречь духовное единство в нашей Святой Украинской Церкви, которая является канонической наследницей древней Киевской Митрополии, что предстала молитвами святого апостола Андрея Первозванного и трудами святого равноапостольного князя Владимира, и в которой жили и угождали Богу наши славные предки.

Выражаем благодарность архиереям, духовенству, монашеству и всем мирянам, которые в эти тяжелые времена выдерживают давление и подтверждают свою верность Святой Украинской Православной Церкви. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10), - учит нас Священное Писание.

Призываем всех верных чад нашей Церкви молиться за тех, кто не понимая этого, ненавидит нас и нашу Церковь. Пусть Господь им простит. А вы любите свою Церковь, любите нашу Родину Украину и делайте все для того, чтобы на нашей земле и среди нашего народа были мир, терпение, согласие и настоящая христианская любовь.

От имени Священного Синода Украинской Православной Церкви

+ОНУФРИЙ

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ,

ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

А также архиепископа Бероунского Иоакима и игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория .

«Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) , управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата:

— Каждое поколение христиан убеждается в том, что именно Сам Господь Иисус Христос управляет Своей Церковью. Посылая определённые испытания, Он всегда посылает и утешения. И, конечно, в период особых испытаний Господь посылает тех пастырей, которые нужны именно в этот сложный момент для земной Церкви.

Благодарим Бога, что в этот непростой период церковной истории, истории нашего Отечества, Господь дал нам такого Предстоятеля — Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Своей простотой в вере, но очень дерзновенной, Владыка Онуфрий — ориентир всем нам: от епископата до простых верующих людей. Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры. А именно эти качества определяют наши жизненные поступки.

Время, которое мы сегодня переживаем, показывает, насколько человек верует. Не по формальным признакам, а по своей внутренней наполненности: чем он дышит, о чём говорит, как поступает.

И Блаженнейший митрополит Онуфрий, говоря о том, как надо жить, собственным примером показывает на деле этот путь — путь стойкости и внутреннего борения. Ведь именно в этом сила Церкви, Церкви истинной, которую Господь создал Своей Кровью.

«С ним — торжество веры!»

Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) :

— Слава Богу, что наша Церковь в непростые времена имеет такого Предстоятеля. Это большое счастье и милость Божья! Дай Бог, чтобы через Блаженнейшего Онуфрия мы начали свое спасительное доброделание. И надо ему в этом помочь молитвой! Есть время для покаяния. Господь видит нашу немощь и дает возможность не погибнуть. Невзирая ни на что, Блаженнейший своим служением совершает торжество Православия. С ним — торжество веры! Это такая радость!

«Мы знакомы с тех пор, как я учился в Троице-Сергиевой лавре»

Митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь):

— Владыку Онуфрия я знаю много лет. Когда я учился в Троице-Сергиевой лавре, . С тех пор мы и знакомы. Потом встречались в Черновцах у него в гостях. Там есть такой прекрасный монастырь! Владыка Лонгин, с которым я тоже дружу, и братия монастыря заботятся о 550 детях, у которых нет родителей, которые безнадежно больны, которых никто не хочет взять в семью. И вот меня пригласили на празднование 1000-летия памяти равноапостольного князя Владимира. Прекрасный праздник получился! Я сказал владыке Онуфрию, что, с одной стороны, было очень скромно, а с другой — очень торжественно! И роскошь здесь совершенно не нужна! Меня хотели и в Россию направить, но до этого я уже пообещал владыке Онуфрию приехать. И я рад, что приехал: мне все очень понравилось.

«Владыка Онуфрий — человек святой жизни»

(Православная Церковь Чешских земель и Словакии):

— Есть священнослужители, которые думают о Церкви и способны жертвовать собой для Церкви, для соборности. А есть такие, которые думают только о себе и жертвуют Церковью. Это и есть раскол.

И, конечно, в расколе нет никакой благодати — только одна политика и гордыня. Это очень чувствуется на Украине. И мы в Чехии очень рады, что Украинскую Церковь возглавил такой человек как владыка Онуфрий.

В наше непростое время очень важно, чтобы во главе Церкви стоял святой человек, подвижник. И мы все знаем, что владыка Онуфрий — человек святой жизни. И для Украины великая милость, что он возглавил Церковь. Это свидетельство того, что эта Церковь благодатная.

Также прошу, чтобы помолились за нас, за Чехию, чтобы устояла Церковь от соблазнов и искушений. Самое страшное — внутренний раскол. Хуже всего. Потому что если враги есть снаружи, не тяжело с ними бороться. А если Церковь разрушают враги изнутри — это очень сложно и тяжело.

Все они разрушают не только Церковь, но и народ. И это видно на Украине.

«Нам бы в Грецию такого Предстоятеля»

Архимандрит Григорий (Зумис) , игумен монастыря Дохиар на Святой Горе Афон:

— Очень люблю и почитаю Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Мы знакомы много лет. Нам бы в Грецию такого Предстоятеля.

Некоторые люди, как бы они ни пытались это скрыть, привлекают к себе как мед пчел. Владыка Онуфрий — как раз такой привлекательный. Человек мягкий, благой. Спокойный, но решительный.

Внешне может показаться, что Владыка — наивный добряк. Но на самом деле он очень жесткий. Грамотно делает всё, что нужно Церкви, всё правильно делает.

Я не верю, что он любит «витрину», показуху. К нам на Афон он всегда приезжает в одной и той же рясе. Никогда не соглашается брать жезл. Я даже как-то думал сделать ему посох из тростника, но у нас на Афоне его просто нет. А в моей деревне дедушки и бабушки всегда ходили с такими посохами.

Похожие публикации