Обучение индивидуальной гигиене полости рта детей. Обучение индивидуальной гигиене полости рта. Учимся чистить молочные зубы

Для того, чтобы гигиена полости рта принесла свои эффективные плоды в деле сохранения органов и тканей в здоровом состоянии, не­обходимо тщательное гигиеническое воспитание населения и соблюде­ние всех основных правил. При этом врач-стоматолог в своей работе должен руководствоваться тремя основными положениями:

1. Достаточно эффективной гигиена полости рта может быть
лишь при регулярной чистке зубов с соблюдением необходимого ко­
личества движений щетки и затрат времени на очищение всех повер­
хностей зубов.

2. Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит
в обязанность медицинского персонала. В большинстве случаев без


надлежащего обучения невозможно обеспечить необходимый уро­вень гигиены полости рта.

3. Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должны контролироваться медицинским персоналом. Только контроль и коррекция гигиены через определенные промежутки времени могут зак­репить приобретенные навыки и обеспечить ее высокий уровень.

Внедрение эффективной гигиены полости рта требует серьезного и тщательного подхода к обучению населения, в первую очередь - де­тей. Обучению гигиене полости рта в обязательном порядке должна предшествовать и ему сопутствовать санпросветработа (Сунцов В.Г. и другие, 1982; Леонтьев В.К. и другие, 1986).

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует на­чинать с 2-3-летнего возраста. При этом необходимо учитывать воз­растные психологические особенности этой группы детей. Они заклю­чаются в склонности к подражанию, в преимуществе к коллективным занятиям, к работе первоначально со спокойными детьми как примере для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую необ­ходимо использовать в позитивном плане.

Основой работы с детьми должна быть беседа, непосредственное общение, которое ничем другим заменить нельзя. Воспитание у детей гигиенических навыков - задача очень нужная, но не простая. В ука­занном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта. Вместе с тем, именно приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными, усваемыми на всю жизнь. Основой их формирования у детей должны стать игровые ситу­ации. Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма обучающих предметов, наличие любимых игрушек, пер­сонажей мультфильмов и т.д.

Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зу­бов для здоровья, необходимости ухода за ними. В этом возрасте дети уже способны к восприятию таких знаний. Последующие занятия не­обходимо строить также в форме интересной, занимательной игровой композиции.

Занятия по обучению чистке зубов проводятся медицинским работ­ником, который демонстрирует все этапы на больших моделях или иг­рушках с обязательным объяснением значения и порядка проведения гигиенических манипуляций. Обычно демонстрируются 7 последова­тельных этапов в приемлемой для детей форме:

1. Вымыть руки.

2. Прополоскать рот водой.

3. Промыть зубную щетку водой с мылом.

4. Нанести зубную пасту на всю длину рабочей части щетки.

5. Правильно почистить зубы.

6. Прополоскать рот водой.

7. Промыть зубную щетку, намылить ее и оставить хранить в стакане.
Имеются рекомендации (Сомова К.Т., Дубенский Ю.Ф., 1983) по

проведению обучения гигиене полости рта у дошкольников в виде 7 занятий в детском комбинате по 15 минут продолжительностью в сле­дующей последовательности:

1 - осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зер­
кала и шпателя;

2 - обучение ребенка полосканию полости рта с последующим
закреплением навыка и его контролем после еды;

3 - рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользо­
вания на моделях;

4 - обучение детей пользованию щеткой с применением моделей
и контроль этого навыка;

5 - обучение детей непосредственной чистке зубов без пасты с
последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в ста­
кане. Закрепление этого навыка;

6 - чистка зубов самими детьми без применения пасты 2 раза в
день под контролем и коррекцией навыков воспитателями, медработ­
никами, родителями;

7 - чистка зубов детьми утром и вечером с использованием пасты,
осуществлением ухода за зубной щеткой, полосканием полости рта.

Считаем особо важным подчеркнуть, что при любой методике обу­чения детей принципам и правилам гигиены полости рта"абсолютно необходимо такое же обучение для родителей, педагогов, медработни­ков детских учреждений. То есть обучение должно быть комплексным, только тогда оно дает существенные профилактические результаты.

У дошкольников 5-7 лет можно использовать аналогичную мето­дику обучения (7 занятий), однако большее внимание уделяется объяс­нению правил чистки зубов, проведению этой манипуляции на игруш­ках, а главное - контролю за усвоением этих правил путем определе­ния и демонстрации индекса гигиены до и после чистки зубов каждым ребенком. Детям нужно доступно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене прлости рта.

У детей младшего школьного возраста (1-4 классы) обучение ги­гиене полости рта целесообразно строить в виде нескольких уроков здоровья, используя для этого школьную программу. В этом возрасте

больше внимания следует уделять беседам о роли зубов в жизни чело­века, их заболеваниях и последствиях, возможности предотвращения патологии, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Младших школьников знакомят с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта - зубными щетками, пастами, по­рошками, эликсирами.

Обучение детей практическим навыкам по уходу за полостью рта удобнее всего проводить в комнате (классе) гигиены и профилактики, которая представляет собой помещение (или часть его), оснащенное раковинами, зеркалами, предназначенными для освоения методики чи­стки зубов и контроля за этим процессом. В комнате могут быть уста­новлены 5-10, в уголке гигиены 1-2 раковины с зеркалами. У одной из стен или в специальном шкафу помещаются ячейки для хранения индивидуальных предметов и средств гигиены. Щетки можно хранить в химических штативах с соответствующей маркировкой. В шкафу так­же хранятся песочные часы, зубные пасты и другие средства.

Кабинет должен быть оснащен экраном, диапроектором, шторами для затемнения, наглядной агитацией по уходу за полостью рта, стен­дами, таблицами, витражами и т.д. Если размеры комнаты позволяют, то в ней должны быть установлены столы для занятий.

В методике обучения гигиене полости рта необходимо пристальное внимание обращать на контроль за качеством чистки зубов, коррекцию гигиенических навыков, повторный контроль для закрепления привы­чек. Этой процедуре нужно отводить большую роль, так как получае­мые данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта, позволяют обнаружить конкретные упущения и выра­ботать меры исправления недостатков.

Обучение взрослых пациентов чистке зубов следует проводить в комнате гигиены или уголках гигиены в поликлиниках, на предприя­тиях по описанной методике с учетом сознательного их отношения к гигиене. Однако, не следует забывать, что перестройка уже сложив­шихся навыков (зачастую неоптимального варианта) идет гораздо сложнее, чем формирование их у детей в раннем возрасте. Большую помощь в этом процессе оказывает контроль за качеством гигиены с обязательной демонстрацией результатов чистки зубов после окраши­вания налета.


Ь ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ПИТАНИЯ, АНТЕНАТАЛЬНОЙ,

ПЕРЕНЕСЕННОЙ И СОПУТСТВУЮЩЕЙ

ПАТОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ

ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ

Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 2321 | Нарушение авторских прав


| | | | | | | | | | | |

Зубы – это первое, на что обращают внимание люди при общении.

Львиная доля всех случаев возникновения стоматологических заболеваний полости рта зависит от несоблюдения гигиенических требований с раннего возраста.

Что предпринимать взрослым в качестве профилактических мер для детей?

Почему важно соблюдать гигиену полости рта с раннего детства?

Эмаль минерализуется в течение первых нескольких месяцев после . Слабая минерализация делает ее уязвимой для болезнетворных бактерий. Дети могут страдать не только от , но и от очагов инфекции в области пародонта.

Разрушение созревшей эмали происходит из-за вымывания кальция. По причине эндокринных и гормональных изменений в детском организме в процессе роста активно образуется , превращающийся в .

От чего зависит здоровье полости рта крохи?

Стоматологическое здоровье малыша закладывается задолго до его появления. Генетическое наследие индивидуума — первостепенно, но ошибки в употреблении питательных веществ будущей матерью могут вызывать манифестацию патологий.

Еще во время беременности матери плод должен получать кальций в достаточном количестве. Химический элемент принимает участие в закладке зубов. Их формирование начинается на 5 неделе внутриутробного развития. До 12-ой — происходит ответственная фаза. В этот период и в течении всей беременности важно питание матери.

Лидировать в рационе беременной женщины и растущего ребенка должны продукты, богатые:

  • витаминами;
  • микроэлементами;
  • белком.

Как подобрать правильные средства гигиены?

Использование средств личной гигиены полости рта (СГПР) для детей должно быть правильным, целевым и регулярным. — простое мероприятие, помогающее:

  • справиться с болезнетворной микрофлорой;
  • устранить имеющееся ;
  • создать в слюне необходимую концентрацию фтора.

Каждый малыш знает, что нужно чистить зубы. Гигиена полости рта у детей имеет свои отличия от таковой у взрослых. Приспособления для качественной очистки полости рта:

  • стоматологические нити (), тейк, флоссетты;

Первая щетка малыша, которой ему будут помогать пользоваться взрослые, должна быть с длинной ручкой, 2-го типа жесткости. На ее закругленном и хорошо отполированном конце щетина должна располагаться в 2 ряда. Когда ребенок будет сам брать щетку, то ее ручка должна быть объемной, удобной для обхвата и удержания, без острых углов.

Взрослые протирают ротовую полость младенца слабым раствором пищевой соды, надев специальный напальчник или вооружившись стерильной салфеткой. Использование этих приспособлений из холодильника (прохладной температуры) облегчает состояние десен во время .

Процедуру выполняют каждый день в течении одной минуты. При необходимы обследование и консультация врача-педиатра.

Программа сохранения детских зубов включает в себя следующие основные пункты:

  • использование только фторидных зубных паст:
  • обучение ;
  • регулярный профессиональный осмотр (дважды в год).

В некоторых странах сохранение стоматологического здоровья лежит в основе национальной политики. Есть опыт создания целого поколения детей, у которых нет кариеса.

В обязанности врача-стоматолога и среднего медицинского персонала стоматологических лечебных учреждений, особенно при участковом принципе обслуживания, входит грамотное обучение детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала школ и детских садов основным правилам ухода за зубами. Это эффективный и массовый способ современной профилактики и .

По этому вопросу накоплен интересный опыт в ГДР. В школах ГДР введен специальный гигиенический час, который проходит один раз в неделю. В течение этого часа обучает школьников 1-2-х классов единой методике в специально оборудованной комнате (низкие умывальники, полочки для стаканов и зубных щеток, зеркала). Во время чистки дети контролируют свои действия перед зеркалом. Гигиенический час входит в учебный план и является обязательным.

Занятия такого рода проводятся до 5-го класса, в 1-2-х классах - один раз в неделю, в 3-м классе один раз в 2 нед, в 4-м классе - один раз в месяц.

Нередко для проведения гигиенического часа привлекают родителей и преподавательский состав.

По данным профессора Кюнцеля, это мероприятие дает хороший профилактический эффект, уже через 3 - 3,5 года у детей снижается частота кариеса зубов и заболеваний .

Целесообразность регулярной, двукратной чистки зубов несомненна, а реальный результат проведения этого мероприятия зависит от грамотной санитарно-просветительной пропаганды, правильных советов и рекомендаций по уходу за полостью рта. Это обязан знать и осуществлять средний медицинский работник стоматологического учреждения.

Качество ухода за полостью рта у наблюдаемых пациентов проверяется при помощи гигиенического индекса по Федорову-Володкиной. Для этого используют окраску губной поверхности шести нижних фронтальных зубов йод-йодисто-калиевым раствором (Каlii jodati pulv. 2,0; Jodi puri crist. 1,0: Aquae destill. 40,0). Количественная оценка производится по пятибалльной системе:
В норме гигиенический индекс не превышает 1,1 - 1,3 балла. Для более детального изучения полости рта у одного или группы больных может быть применена ее качественная оценка по трехбалльной системе:
С помощью рекомендуемого гигиенического индекса можно определить не только качество очистки зубов той или иной пастой, но и очищающее действие различных гигиенических средств, а также индивидуальную степень и качество очистки зубов тем или иным пациентом.

Предлагаемый гигиенический индекс очистки зубов прост и доступен, так как его расчет производится весьма быстро. В то же время он является вполне объективным критерием, на основании которого можно судить о степени и характере гигиенического ухода за зубами у различных индивидуумов и групп людей. Этот метод может также служить для иллюстрации качества очистки зубов при обучении гигиеническим навыкам.

Занятие по целесообразно начинать до снятия и мягких зубных отложений.

Больному дают ручное зеркало, чтобы он мог следить за обследованием полости рта. Вначале ему показывают белый зубной налет, соскоблив для убедительности некоторую его часть, и взрослым попутно объяснить его бактериальное содержимое и вредное действие на ткани пародонта и эмаль зубов.

Строить свою беседу следует в зависимости от личности больного, его культурного уровня. Однако во всех случаях в беседе необходимо подчеркнуть, что белый зубной налет почти не виден. Затем в качестве иллюстрации проводят окрашивание зубного налета с помощью йод-йодисто-калиевого раствора или 6% раствора основного фуксина. Так, 4 капли 6% раствора основного фуксина добавляют в мензурку с 10-12 мл воды и просят больного энергично в течение 30 с прополоскать . Затем больному дают сполоснуть полость рта обычной водой для удаления избытка красителя. Зубной налет и зубной камень окрашиваются в красный цвет и хорошо заметны.

Иод-йодисто-калиевый раствор используют для окрашивания зубного налета с помощью небольшого ватного тампона, так же как и для определения стандартного гигиенического индекса. Окрашенный зубной налет демонстрируют больному повторно для того, чтобы он мог убедиться в неудовлетворительном качестве ухода за полостью рта.

При первом посещении больного просят принести зубную щетку и пасту, рекомендовав наиболее подходящую конструкцию щетки. В следующее посещение больного просят чистить привычным для него способом в течение обычно затрачиваемого для этого времени, с тем чтобы впоследствии иметь возможность указать на очевидные ошибки и недостатки. Затем больному надо указать на его неправильные действия и показать на макете и рисунках наиболее рациональные методики чистки зубов.

Для удобства обучения очистке полости рта каждую половину зубного ряда можно разделить на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Начинать чистку следует с задней части, располагая щетку на уровне окклюзионной (прикусной) поверхности зубов. Движения щеткой рекомендуют проводить по оси зубов скребущими движениями или слегка вращая ее по типу подметающих движений. Таких движений в области одних и тех же зубов должно быть 6 - 8 со щечной стороны и 6 -8 с язычной. Щетку передвигают постепенно кпереди от одного участка зубного ряда к другому. Передний небный и язычный участки целесообразно чистить, держа щетку в вертикальном положении. Первое время их можно считать, а затем ритм и продолжительность чистки входят в привычку и она происходит автоматически. Завершив чистку, обучающийся должен тщательно прополоскать рот. В конце инструктажа больного просят пользоваться зубной щеткой по инструкции и отпускают только тогда, когда он в состоянии эффективно выполнить процедуру.

Практика показывает, что необходимы повторные беседы и занятия, которые также проводит медицинская сестра. Для этого больного просят явиться через 2 недели с зубной щеткой для контрольного осмотра. Во время этого осмотра вновь окрашивают зубной налет. Целесообразно, чтобы больной при этом наблюдал за его результатом с помощью ручного зеркала. Если эффективность чистки недостаточна, то инструктаж следует повторить.

Надо помнить, что большинство людей не овладевают гигиеническими навыками после первого инструктажа или беседы. Поэтому целесообразно, чтобы больной при последующих посещениях имел при себе зубную щетку. Инструктаж следует проводить до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты очистки полости рта. Обучение больных пародонтозом целесообразно проводить индивидуально. Инструктаж в классе или группе людей в может быть только в виде общих указаний и не достигает той цели, которая возможна при индивидуальных занятиях.

Как в , так и в клинике для достижения хороших результатов при уходе за полостью рта его время от времени следует контролировать с помощью специальных вышеописанных индексов.

Индивидуальная гигиена полости рта является, безусловно, основным методом первичной профилактики заболеваний пародонта.
Однако понятие «качественная индивидуальная гигиена полости рта » предполагает корректное выполнение следующих моментов:
регулярная и правильная чистка зубов;
использование качественных зубных щеток и паст;
использование дополнительных средств профилактики (флоссы, межзубные ершики, ирригаторы, приспособления для очищения языка и др.).

Однако при безусловном приоритете индивидуальной гигиены полости рта , как указывалось выше, следует уделять самое пристальное внимание устранению и тех клинических ситуаций, которые либо резко снижают ее результативность, либо не позволяют достичь желаемого эффекта. В частности, к ним относятся:
зубочелюстные аномалии;
дефекты пломбирования, протезирования, ортодонтического лечения;
нарушение архитектоники прикрепления мягких тканей преддверия полости рта;
наличие супраконтактов и отсутствие физиологической истираемости эмалевых бугров после 25 лет.

Именно поэтому в перечень мер первичной профилактики и входят вмешательства, направленные на устранение (либо существенное снижение степени влияния) перечисленных ситуаций.

Наши собственные исследования показали, что после подробного инструктажа подавляющее большинство пациентов могут освоить технику качественной чистки зубов. Однако практически все взрослые лица постоянно выполняют ее в течение от 1,5 до 3 мес. После этого, как правило, они теряют мотивацию и возвращаются к привычной (некачественной) чистке. Такая реальность (притом, что на словах все пациенты детально излагают все тончайшие сведения о правилах чистки и самых последних средствах гигиены и убеждают, что они так и делают) дает основание для того, чтобы весьма скромно оценить прогноз индивидуального обучения взрослых лиц и искать пути, которые позволят реализовать поистине великий потенциал индивидуальной гигиены. Еще один факт убедил нас в правомерности такой необходимости: оказалось, что только учащиеся первых классов в точности выполняют все указания инструктора. По мере их взросления, уже во втором классе они все бодрее излагают правила чистки и все хуже их выполняют. Следовательно, актуальны сразу две задачи.
1. С какого возраста следует начинать гигиеническое обучение, чтобы уроки обучения обеспечивали максимальную мотивацию на всю жизнь?
2. Как часто следует повторять процесс индивидуального обучения и контроля, чтобы человек фактически постоянно выполнял необходимые требования?

Основываясь на собственных данных, которые очень согласуются с мнением специалистов-гигиенистов , мы полагаем, что детей обучать правилам гигиены полости рта и контролировать ее качество необходимо с возраста 2-3 лет. Причем с первого года родители должны сами чистить ребенку зубы, а как только ребенок овладеет приемлемыми мануальными навыками, важно обучить ребенка не только технике ухода за полостью рта, но и воспитывать у него осознание важности строгого его соблюдения (т. е. мотивацию). Однако реально на результат можно рассчитывать лишь в случае, если окружающие ребенка взрослые, в первую очередь родители, будут делать то же самое. В противном случае эффект усилий будет нулевым, так как дети копируют поведение взрослых.

Что же касается взрослых (тут наши результаты опять же совпадают с данными других специалистов), то после обучения и еженедельного контроля в течение 1 мес. в последующем повторные осмотры с демонстрацией состояния гигиены с помощью красителя (иначе пациент не будет убежден в необходимости улучшения гигиенического ухода) следует проводить не реже 1 раза в 3 мес. до достижения качественного ухода за полостью рта.

Кстати, именно реальные сложности привития самого, казалось бы, элементарного понятия о необходимости регулярной чистки зубов и показывают, что решение этой задачи в должных масштабах возможно (опять же на деле эти возможности окажутся куда скромнее гипотетических) только при том условии, что индивидуальные усилия специалистов найдут поддержку в самых широких средствах массовой информации: телевидение, радио, причем в передачах, ориентированных специально на различные возрастные группы населения.

Таким образом, индивидуальная образованность и мотивация в отношении гигиенического ухода за полостью рта могут дать максимально возможный результат только в случае одинаково интенсивного и направленного обучения - индивидуального, коллективного, массового.

Только после успешного решения перечисленных задач первого этапа есть надежда получить ожидаемый эффект конкретных средств и методов профилактики, которые также носят индивидуальный, коллективный и массовый характер.

Современные представления о причинах и развитии заболеваний зубов и тканей пародонта, а также имеющиеся в руках врача-стомато­лога оборудование и средства предупреждения заболеваний позволяют перейти на высшую ступень организации помощи - к внедрению ме­тодов первичной профилактики стоматологической патологии. К ос­новным методам профилактики относятся: общий рациональный ре­жим, сбалансированное питание, рациональная гигиена полости рта, активная санитарно-просветительная работа методом медико-педагоги­ческого убеждения.

Основополагающим принципом системы профилактики стоматоло­гических заболеваний является принцип возрастного подхода к реали­зации всех мероприятий.

Работы в школе начинаются с 1 сентября. Медицинская сестра вместе со школьным врачом-стоматологом подбирает для каждого уча­щегося индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, паста, стака­ны) и составляет расписание уроков гигиены, которые затем утвержда­ет директор (завуч) школы.


Программа гигиенического обучения и воспитания рассчитана на обучение 3-х возрастных групп: 7-9 лет (1-3 класс), 10-14 лет (4-7 класс), 15-17 лет (8-11 класс).

В 1 и 2 классах на эти уроки отводится по 8 часов. В 3 классе по 16 часов. В старший классах обучение рекомендуется проводить от­дельно у мальчиков и девочек.

Примерно на 3-м занятии проводят обучение по уходу за полостью рта. Для трансформации знаний в умения, умения в навыки необходи­мы: опрос, повторение, упражнения в действиях, контроль за примене­нием навыка, поощрение знаний и действий.

В зависимости от санитарно-гигиенической обстановки в школе ме­сто и план проведения практических уроков гигиены будут варьировать.

При наличии в школе кабинета гигиены, в нем проводят как об­щую часть урока, так и практическое обучение детей по чистке зубов.

При отсутствии в школе кабинета гигиены используют кабинет стоматолога. Теоретическую часть урока с обучением детей на трена­жерах следует проводить в классе, а индивидуальное обучение у рако­вины - в кабинете стоматолога.

При неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке (при наличии раковин лишь около столовой) урок ограничивается обучени­ем детей уходу за зубами на тренажерах, а у раковины это осуществля­ется перед лечением зубов в процессе плановой санации или перед проведением специальных профилактических процедур.

Формирование навыка по уходу за полостью рта проводится одно­временно с обучением элементам действий, составляющих навык.

Различают шесть элементов навыка по уходу за полостью рта:

1. Перед тем как чистить зубы, необходимо вымыть руки.

2. Прополоскать рот водой.

3. Тщательно промыть зубную щетку водой из-под крана.

4. Выдавить зубную пасту на зубную щетку на длину ее головки.

5. Чистить зубы по схеме: каждую половину челюсти нужно чис­
тить 1-2 минуты и сделать при этом щеткой 100-150 движений.

6. Прополоскать рот после каждого приема пищи (в школе - пос­
ле обеда).

Технология чистки зубов предусматривает очистку всей поверхнос­ти эмали зуба, особенно активно в местах скопления зубного налета (в пришеечной части коронки, на контактных поверхностях и непосред­ственно у края десны).

1. Движение зубной щетки по зубному ряду должно идти слева направо.


2. Чистка верхних зубов предшествует чистке нижних.

3. Чистка передней поверхности предшествует чистке задней по­
верхности.

4. При установке щетки на зубном ряду важно, чтобы наиболее
трудно очищаемые участки, например, межзубные промежутки были
полностью перекрыты щеткой.

5. Ввиду опасности повреждения дна десневой бороздки щетиной
зубной щетки, ее движения по вертикали должны иметь лишь одно на­
правление: от десны к линии смыкания зубов и должны начинаться с
поверхности десны.

Типы движений зубной щетки

1. Вертикальное по передней и задней поверхностям зубов. На
щечной стороне зубного ряда щетина устанавливается так, что рабочая
часть прилегает к зубам горизонтально, захватывая несколько зубов.
На задней поверхности зубов возможна только установка щетки под
углом 45-90 градусов.

2. Горизонтальные движения по поверхности смыкания зубных ря­
дов в продольном и поперечном направлении.

Завершается чистка зубов «подметающими» движениями по повер­хности зубов.

Зубной ряд делят на несколько сегментов. Чистку начинают с верх­них правых больших коренных зубов. Рекомендуется делать по 10 дви­жений щеткой на каждом квадранте челюстей с наружной и внутрен­ней поверхности, а также на жевательной. На двух зубных рядах долж­но быть сделано не менее 300 движений.

Для закрепления и совершенствования навыка необходима систе­матическая проверка у школьников техники чистки зубов.

После демонстрации методики чистки зубов проводится контроли­руемая чистка зубов (с окраской налета) детьми один раз в неделю под наблюдением медицинской сестры.

Контроль за чисткой зубов осуществляется проведением пробы Шиллера-Писарева. Возможно два подхода к окраске налета:

а) до чистки зубов с указанием детям на участки ретенции зубного
налета и с последующей чисткой зубов;

б) после тщательной чистки зубов окрашивание зубов и повторная
чистка.

Впоследствии контролируемая чистка зубов у дошкольников про­водится при проведении профилактических мероприятий. Каждая про­верка в свою очередь должна сопровождаться индивидуальной коррек­цией методики чистки зубов у каждого школьника.


ЛИТЕРАТУРА

/. Букреева Н.М., Гаккель Л.В. Гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний в усло­виях школы. - Ленинград. 1986. - 70 с.

2. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А. Система организации гигиеничес­
кого воспитания населения при проведении первичной профилактики кариеса зу­
бов у детей //Стоматология, 1986. - № 1. - с. 67-71.

3. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 239 с.

4. Сунцов ВТ., Леонтьев В.К., Дистель В.А. Санитарно-просветительная ра­
бота в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей организованных
коллективов (методические указания). - Омск, 1982. - 11с.

5. Удовицкая Е.В., Парпалей Е.А., Савчук Н.О. Организация обучения школь­
ников гигиеническому уходу за полостью рта. - Киев, 1987. - 26 с.

15.1.5. Методика проведения санпросветработы среди родителей при внедрении первичной стоматологической профилактики у детей

Существующие в настоящее время организационные подходы и методы лечения не в состоянии снизить все возрастающую распрост­раненность и интенсивность заболеваний полости рта. Поэтому в ре­шении этой задачи на помощь стоматологам должна прийти первичная профилактика стоматологических заболеваний, внедрение которой уменьшит вероятность возникновения этих заболеваний, позволит сни­зить потребность в их лечении, даст возможность врачу-стоматологу уделять больше времени предупреждению заболеваний.

Существенную помощь во внедрении первичной стоматологичес­кой профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у ро­дителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового об­раза жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии - цель санитарно-просветительной работы среди родите­лей. Санитарно-просветительная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является.

Санитарно-просветительная работа в своей основе имеет два на­правления: пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, аги­тация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и про­филактика болезней их детей путем воспитания и убеждения.

Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекоменду­ется организовать встречу перед родительским собранием в классе или


Группе. Нежелательно объединять родителей нескольких классов или групп (в детских дошкольных учреждениях), так как в этом случае лек­ция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо оза­ботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по про­филактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Продолжительность беседы не должна превышать 15-25 мин, так как примерно столько же времени потребуется для ответов на вопросы. Беседа должна проходить живо, со многими примерами, ил­люстрациями, диапозитивами. Необходимо использовать показ кино­фильмов (на родительских собраниях); выпуск санитарной стенной пе­чати с отражением вопросов предупреждения стоматологических забо­леваний, а также распространение среди родителей и учащихся памя­ток, содержащих в кратком виде основную гигиеническую информа­цию по проблеме. Следует помнить, что форма изложения и содержа­ние рекомендаций должны соответствовать культурному уровню насе­ления и условиям жизни в регионе.

Санитарно-просветительная работа среди родителей как одно из основных действенных звеньев в обеспечении гигиенического воспи­тания должна проводиться по следующим разделам:

1. Здоровье матери, питание и состояние полости рта будущего ре­
бенка.

2. Болезни полости рта и здоровье детей.

3. Значение общего здоровья для состояния органов полости рта.

4. Роль качественного питания в предупреждении болезней полос­
ти рта.

5. Профилактическое значение личной гигиены.

6. Лекарственная профилактика болезней органов полости рта и
здоровье будущей матери и ребенка раннего возраста.

7. Гигиеническое воспитание школьников.

Для родителей дошкольников рекомендуется план основной беседы «Предупредить заболевания полости рта можно», которую первично один раз в каждом дошкольном учреждении и школе проводит стома­толог с родителями, как показательную для медперсонала и воспитате­лей детских садов, обязанных по плану дублировать ее по всем груп­пам и классам. План беседы рекомендуется следующий: а) значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка (5 мин); б) важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи (15 мин); в) роль общеоздоровительных мер в развитии и состоянии органов и тканей полости рта (5 мин); г) выяв-


ление и устранение вредных привычек (10 мин); д) гигиена полости рта (10 мин); е) способы предупреждения заболеваний полости рта (15 мин).

В рамках этой беседы необходимо акцентировать пункты, соот­ветствующие возрасту детей, с родителями которых проводится ра­бота. Кроме того, ежегодно в беседе освещается один новый воп­рос: с родителями детей ясельной группы (1--2 года) - о необхо­димости наблюдения стоматологом детей, матери которых имели па­тологическую беременность; с родителями детей первой младшей группы - о вирусном стоматите, наиболее распространенном в этом возрасте; второй младшей группы - о значении активного же­вания и способах формирования этого навыка; средней группы - о психологической подготовке детей к необходимости посещать сто­матолога; старшей группы - о смене зубов и осложнениях этого процесса, в частности снижении интенсивности жевания; подгото­вительной группы - о сущности кариеса зубов, принципах его пре­дупреждения и лечения.

Целесообразно тезисы основной беседы приводить в стенной пе­чати. Наиболее гибкой и популярной формой является родительский уголок, материалы которого следует планировать монотематично. В индивидуальном порядке следует приглашать родителей на показа­тельное или текущее занятие с детьми по гигиеническому уходу за полостью рта. Можно также указанную тематику представить в худо­жественной форме путем создания серии диафильмов, фильмов, фо­нограмм, организовать тематические игры, театрализованные встре­чи, выступление в печати, по радио и телевидению.

Через центры здоровья (здорового образа жизни) возможно приоб­ретение тиражируемых санитарно-просветительных материалов (лис­товок, памяток, буклетов и т.п.). При систематической работе по гигие­ническому обучению, начатой с родительским коллективом детей ясельных групп, акцентуацию отдельных вопросов соответственно возрасту можно планировать так, чтобы обеспечить равномерное об­новление текста бесед при обязательном сохранении всех 6 основных пунктов за счет расширенной подачи некоторых материалов. Выбор их обусловлен необходимостью создания базиса гигиенических знаний у родителей к тому периоду, когда начинается активное систематическое обучение детей.

Приводим примерный текст беседы для родителей дошкольных уч­реждений.


ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА

Кариес - самая распространенная болезнь человека. До 98% на­селения страдают заболеваниями зубов и десен.

Заболевания зубов приводят к ревматизму, хроническому тонзилли­ту, болезням сердца, желудка, почек, легких. Поэтому меры предуп­реждения кариеса и его осложнений являются очень важными.

Взрослые должны помочь ребенку правильно осуществлять меры профилактики кариеса. Необходимо зубы чистить 2 раза в день: утром и вечером перед сном. Зубная щетка должна быть с маленькой голов­кой из искусственной щетины. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной щеткой двум и более лицам. После пользования зубную щетку рекомендуется тщательно вымыть с мылом и хранить в стакане или чашке. В специально закрытых футлярах хранить щетку можно только временно, например, при поездках.

Новую щетку перед употреблением надо тщательно вымыть, а за­тем густо намыленной оставить на ночь в стакане. Кипятить щетку не­целесообразно, так как при этом она теряет свою первоначальную форму, а щетина может выпасть. Менять зубную щетку надо 4 раза в течение года.

Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с 2-х летнего возраста. При этом его необходимо научить правильно пользоваться одной зубной щеткой и лишь затем применять зубную па­сту. Необходимо также приучать ребенка полоскать рот после каждого приема пищи.

Наиболее эффективной схемой гигиенических мероприятий следу­ет признать чистку зубов утром после сна и вечером после приема пищи, с обязательным полосканием полости рта после завтрака, обеда, полдника и ужина. Менее эффективна одноразовая чистка. Нерегуляр­ный уход ничего не дает, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное воздействие пищевых остатков и микробов сохраняется. Относительно высоким является вызывающее кариес действие твердых легкоусвояемых углеводов, застревающих в бороздках зубов и межзубных пространствах. При плохой гигиене по­лости рта в этих же участках, а также в области шеек зубов скаплива­ется мягкий налет, в составе которого содержатся микроорганизмы. Углеводы под действием микрофлоры полости рта превращаются в кислоты, разрушающие эмаль зубов. Возникает кариес зубов.

Между тем, было бы неправильно думать, что детям совсем не надо давать сласти, сахар. Сласти служат специфическим легким пи-


щевым раздражителем, который нормализует тонус нервной системы детей. Однако такое положительное влияние сластей на нервную сис­тему отмечается только тогда, когда их употребляют в меру - не бо­лее 15-20% общего суточного количества углеводов в день. Мед, ва­ренье, конфеты и другие сласти, которые содержат 60% Сахаров, реко­мендуется употреблять с жидкостью (чай, молоко, вода), количество которой в 10-12 раз должно превышать количество сластей. Если после приема легкоусвояемых углеводов полость рта ополаскивают во­дой, то во рту остается очень незначительное количество сахара. Осо­бенно вреден прием углеводов в качестве последнего блюда, сладкой липкой пищи (печенье, липкие конфеты), так как здесь особенно дли­тельно сохраняются углеводы в полости рта. Сильным, вызывающим кариес действием может быть прием углеводов в качестве последнего блюда на ночь, так как образующиеся кислоты длительно воздейству­ют на зубы. Причем создающееся во время приема высокое содержа­ние не является само по себе вызывающим кариес фактором, такую опасность создают именно остатки углеводов после приема пищи. Сле­дует помнить также, что для развития кариеса важным является не аб­солютное количество углеводов принятых, а частота их приема. Реко­мендуется прием углеводов только в завтрак и обед.

К моменту прорезывания зубов эмаль зуба имеет еще неполноцен­ный состав. Прорезывание постоянных зубов при правильном разви­тии ребенка совпадает по времени с выпадением временных зубов. В 6 лет появляется первый постоянный зуб. Родители должны знать, что на время полного прорезывания зуба в диете ребенка необходимо исклю­чить сласти (особенно липкие конфеты, пирожное, печенье и др. кон­дитерские изделия), заменять их молочными продуктами, фруктами, овощами. Чтобы повысить устойчивость эмали зубов к действию фак­торов, вызывающих кариес, каждый ребенок должен придерживаться следующих правил:

1. Правильно чистить зубы дважды в день утром и вечером.

2. Не употреблять много сластей и мучных изделий, особенно в ка­
честве последнего блюда на ночь.

3. После каждого приема пищи и сластей полоскать рот водой
(лучше щелочной минеральной).

4. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной
соли 2-3 раза в день. ■

5. Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай.

6. Энергично и много жевать, не отказываться от жестких овощей
и фруктов.


7. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, пооче­
редно слабо и крепко сжимая зубы, закрывая и открывая рот легко и с
большой силой.

8. Закаливать свой организм и заниматься гимнастикой.

9. Посещать стоматолога 2 раза в год даже при отсутствии жалоб.
Чистить зубы следует не менее 3-5 минут по часам, разделив

каждую половину челюсти на три участка. Движения щетки должны идти от десны к зубу вертикально. Вначале очищают поверхность зуба со стороны губы, затем со стороны языка, в конце - жевательную по­верхность. Жевательные поверхности зубов необходимо чистить гори­зонтальными движениями; язычные и щечные - снизу вверх на ниж­ней и сверху вниз на верхней челюстях. Центральные зубы нужно чис­тить при сомкнутых челюстях вертикальными движениями.

Детям со здоровой слизистой оболочкой десны можно рекомендо­вать для ухода специальные детские гигиенические пасты «Артек», «Чебурашка», «Ягодка», «Мойдодыр», «Детская» и ряд других. Упот­ребление зубных порошков для ухода за зубами детей не рекомендует­ся, т.к. они больше стирают твердые ткани зуба, которые у детей менее прочны, чем у взрослых.

При множественном поражении зубов кариесом у детей наиболее целесообразно применять пасту «Жемчуг», содержащую специальные противокариозные вещества, и фторсодержащие пасты.

Дети должны знать десять правил чистки зубов (текст адаптирован для старшего дошкольника):

1. Щетка должна иметь изогнутую ручку и короткую, на 2-3 зуба,
головку с щетиной редкими кустиками.

2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - исполь­
зовать и пасту.

4. Зубной порошок лучше не применять, т.к. им можно поперх­
нуться.

5. Вначале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями
щетки в одном направлении: вверху - сверху вниз, внизу - снизу
вверх по 5 раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева
к дальним зубам справа, сначала вверху, потом внизу, а дальше - зад­
нюю поверхность зубов в том же порядке.

6. Затем надо почистить жевательную поверхность сначала верх­
них, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам
справа по 5 раз в каждую сторону, потом спереди назад по 5 раз у двух
зубов.


7. В конце чистки зубов надо «подмести» все очищенное по зуб­
ным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, затем слева
направо.

8. После чистки щетку надо помыть, намылить и поставить голов­
кой кверху в стакан.

9. Чистить зубы надо дважды в день - после сна или завтрака и
перед сном.

10. Новую щетку иметь весной, осенью, летом и зимой.
Правильная регулярная чистка зубов должна стать гигиенической

привычкой на всю жизнь.

Правильное питание - употребление молока, творога, сыра, рыбы, свежих овощей и фруктов, хорошее пережевывание, употребле­ние жесткой пищи, регулярный уход за зубами способствует предуп­реждению заболеваний зубов и десен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровский Е.В., Кузьмина Э.М., Немецкая Т.И. Первичная профилактика ос­
новных стоматологических заболеваний. Учебно-методическое пособие. - М.,
1986. - 74 с.

2. Леонтьев В.К., Магид ЕВ.. Сунцов В.Г. и др. Гигиена полости рта и ее ле­
чебно-профилактическое значение. - Волгоград, 1987. - 19 с.

3. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А, Санитарно-просветительная рабо­
та в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей в организованных
коллективах (Методические указания). - Омск, 1982. - 11с.

4. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 237 с.

5. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М. Первичная профилактика
стоматологических заболеваний у детей. - Киев, 1987. - 152 с.

6. Санитарно-просветительные беседы по стоматологии для населения (мето­
дические указания для студентов под редакцией профессора В.И.Карницкого). -
Омск, 1982. - 116 с.

Похожие публикации