Игровые упражнения как средство развития связной речи в начальной школе. Учебно-методический материал на тему: Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников

Здравствуйте, уважаемые родители! На связи Евгения Климкович.

Нравится ли вам, как говорят ваши дети? Согласитесь, что речь учеников в начальной школе звучит красиво не всегда. Часто это «каша во рту», слова произносятся сквозь зубы, в спешке глотаются окончания и, в результате, педагоги на уроках не могут понять, что ребёнок сказал. Повторные вопросы заводят детей в тупик, они начинают сомневаться, правильно ли по сути ответили, замолкают и замыкаются, хотя на отлично знают всё. И: «Садись, два!»

Можно ли научить ораторскому искусству и поставить детское слово так, чтобы было:

  1. понятно;
  2. правильно;
  3. да ещё и красиво?

Можно! Для этого у учителей есть в запасе упражнения на развитие речи младших школьников, которые применимы не только на устных занятиях в школе, но и отлично подходят для тренировки в домашних условиях.

План урока:

Что лежит в основе упражнений для речи?

Необходимыми условиями для правильно построенной детской речи являются:

  1. хороший фонетический слух;
  2. грамматическая грамотность;
  3. богатый словарный запас.

В наборе педагога для тренировки чёткого произношения могут быть:

  • занимательные игры со словами;
  • артикуляционная зарядка;
  • дыхательная гимнастика;
  • скороговорки.

Все эти приёмы спешат на помощь плохо говорящим школьникам.

Так, постоянные занятия дыхательной гимнастикой научат произносить слова с нужной интонацией, чёткими паузами, необходимой громкостью на выдохе, в полной мере используя резерв воздуха, распределяя дыхание на длинные фразы без скомканного прерывания речи.

Артикуляционные упражнения позволяют натренировать губы и язык так, чтобы без труда произносить сложные звуки.

Хорошо развитый фонетический слух помогает слышать и произносить слова правильно с тем звучанием, с которым они пришли в наш русский язык.

Грамматическая грамотность направлена на правильное склонение слов, особенно их окончаний, чтобы речь ребёнка не резала слух.

Словарный запас помогает подобрать нужное слово в нужный момент, а не плавать, хаотически обдумывая, как сказать.

А теперь всё по порядку.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в помощь речи

Тренировку дыхания и артикуляции можно проводить, когда есть свободная минутка. С них, наверное, стоит начинать весь комплекс занимательных упражнений.

Работаем с дыханием

Учим ребёнка дуть.


При дыхательной гимнастике нужно помнить, что глубокие вдохи делаются через нос, а выдыхается воздух плавно через округлённо сложенные губы.

Корчим рожицы

В артикуляции, которая помогает быстрее и чётче говорить, становимся ну настоящими обезьянами, для чего последовательно

  • широко раскрываем – закрываем рот,
  • вытягиваем губы трубочкой,
  • дразнимся языком, высовывая его как можно дальше, пытаясь достать подбородок.

Дыхание восстановили, мышцы рта разогрели, переходим к игре слов.

Развиваем фонетический слух

Учимся различать звуки и слова с помощью следующих упражнений

Поймай звук

В то время, когда вы будете произносить слово, где спрятан заданный звук, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, поймав его на слух. Усложнить это задание можно, задав границы. Например, хлопать только тогда, когда звук не просто есть в слове, а находится в начале/конце/середине.

Рисуем звуки

При помощи условных обозначений (всяких чёрточек или кружков) рисуем столько элементов, сколько звуков слышим в произнесённом слове.

Придумываем слова

Заготовьте для задания слова, в которых нужно поменять одну либо несколько букв, чтобы получилось новое слово. Например, точка-дочка, сон-сок.

Главное условие для таких занятий – всё делается в устной форме, без письменных подсказок, чтобы ребёнок научился слышать.

Учимся грамматике

Очень часто наши дети искажают окончания. Такие упражнения помогают определять конец слова как их существенную часть.

Только половинка

Берём любимую сказку и читаем вместе. Вы произносите начало слова, а ребёнок читает только свою вторую половинку. Например: поймал мужик золотую рыбку.

Составляем предложения

Делать это можно по заданным моделям, написанным на листе в виде схемы. Например, для схемы «Кто? Что делает? Что? Для кого?» можно составить «Мама готовит обед для семьи». Также можно предложить разбавить составленное предложение другими частями речи. Например, в нашем случае это может быть так: «Мама готовит очень вкусный обед для всей семьи».

Ищем пропажу

Ищем правильные окончания слов и расставляем перепутанные слова по своим местам. Вы начинаете говорить слово, ребёнок продолжает. Вы предлагаете в перепутанном порядке слова, ребёнок составляет из них правильно построенное предложение. Возьмите на вооружение тексты из учебников: и тему повторите, и речь потренируете.

Пополняем словарный запас

Наличие большого количества слов, знакомых ребёнку – одно из условий грамотно выстроенной речи.

Назови слово

Очень похоже на всем известную игру «Города», которую также можно взять за основу. Любите соревнования? А слабо, кто больше назовёт слов на определённую букву, например, на «Я»?

Либо тех, которые на указанную букву заканчиваются, или таких, у которых в серединке есть заданная буква? Тогда за дело!

Ассоциации

В таком занимательном упражнении дети по заданным признакам подыскивают предметы. Например, что может быть красным?

А что бывает горячим? Если хотите усложнить задание, задавайте вопросы, предполагающие сначала определить признаки, а потом подобрать подходящее. Например, назови такое же, как снег (белая как снег бумага, мягкая как снег перина). Здесь приживутся синонимы и антонимы и всевозможные объяснялки слов.

Угадайка

Тут живут ребусы, кроссворды и загадки. Причём, ребёнок может не только отгадывать, но и задавать. Кстати, если в вашей семье любят игру «виселицу», то её можно взять за основу: и увлекательно, и с пользой.

Русский фольклор в развитии речи

Пословицы, поговорки и скороговорки не только пополнят речь вашего школьника красивыми словами, но и научат его применять их в нужное время в нужном месте.

Поиграйте дома в «Кто хочет стать миллионером», заготовив заранее шаблоны вопросов.

Вот, например:

  • Когда считают цыплят? (когда вылупятся, по осени, когда вырастут, по весне).
  • Чего не утаишь в мешке? (подарка, кота, шило, дырку).
  • Куда не смотрят дарёному коню? (в глаза, в зубы, по хвост, под копыта).
  • Какой друг лучше новых двух? (серьёзный, старый, красивый, умный).
  • Повторенье – мать чего? (ума, памяти, ученья, человека).

К слову, именно повторением ребёнок заложит на подкорку все знания и будет их применять в своём красноречии.

Кстати, как подсчитали учёные, в русском языке почти 500 000 слов, из которых больше всего употребляют около 2500. Словарный запас первоклашки – 2000 слов, выпускника школы – 2500—4000, у обладателя высшего образования – до 10000, а эрудиты используют в своей речи до 50 000 слов!

Так что нам и нашим детям есть, к чему стремиться!

А не хотите ли узнать три секретных упражнения, которые помогут вам, родители, сделать вашу дикцию лучше буквально за неделю? Зачем? А чтобы ребенку было на кого равняться)

С пожеланиями говорить грамотно и красиво и в ожидании ваших комментариев прощаюсь.

Буду рада новой встрече.

Всегда ваша, евгения Климкович.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №6 города Димитровграда Ульяновской области»

Учитель начальных классов

Грушевская Елена Викторовна

Картотека упражнений

Развитие речи младших школьников через систему упражнений

Работа по умению выделять признаки предложения, определять границы предложений в устной речи по интонации начинается в 1 классе, в период обучения грамоте. У каждого учителя в арсенале имеются специальные упражнения и задания, которые помогают первоклассникам быстрее и глубже усвоить понятия «текст», «предложение», развивать умения построения самостоятельного письменного высказывания. Я предлагаю ребятам следующие задания.

Упражнения для развития фонематических процессов.

Упражнение № 1 «Назовите слова»:

Назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);

Назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);

Назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).

Упражнение № 2 «Хлопки»:

Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с (в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.

Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к , хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.

Упражнение № 3 «Играем со словом»:

Придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

Назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;

Назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;

Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?

Упражнение № 4 «Новое слово»:

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.

Упражнение № 5 «Кружки»:

Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.

Упражнение № 6 «Длиннее – короче»:

Мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка.

Упражнения для развития

лексико-грамматического строя и связной речи .

Упражнение № 1 «Вторая половинка»: при чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало: чте ние , то лько , тр ава , сол ома , кро вать , каст рюля , кри чал .

Упражнение № 2 «Догадайтесь»

Выгляну… солнц…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро….

Упражнение № 3 «Составьте предложение»:

Придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.

Слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.

Упражнение № 4 «Пропавшие слова»:

Сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.

Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .

Упражнение № 5 «Найдите ошибку»:

Послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:

Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч.

Упражнение № 6 «Действие»:

Я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»

Упражнение № 7 «Признак»:

Если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.

Упражнение № 8 «Слова-приятели»:

Как можно по-другому сказать о печальном человеке? Ценный – это какой? Жёсткий?

Какое слово лишнее: грустный, печальный, унылый, глубокий; слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Упражнение № 9 «Слова-неприятели»:

Скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.

Упражнение № 10 «Один и много»:

Я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.

Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.

Упражнение № 11 «Уменьшение»:

Скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.

Упражнение № 12 «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.

ЗАДАНИЕ : определить на слух и показать (можно сигнальной карточкой), сколько предложений в тексте.

Цель: научить определять границы предложений в устной речи по интонации и паузам, определять количество предложений в тексте.

(Текст читает учитель.)

Зима.

Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!

Повторите предложение, которое я прочитала с чувством. Какое чувство я передала?

Сколько слов в названном предложении?

А какое предложение состоит из одного слова?

Как вы определили, сколько здесь предложений? (По паузам, по интонации).

Как мы находим конец предложения в устной речи? (По интонации, по голосу).

Связаны ли между собой по смыслу эти предложения и о чем в них говорится?

Как еще можно озаглавить текст?

Цель: развивать умения выделения признаков связного письменного текста, его озаглавливания, дать первое представление о редактировании текста.

Лиса.

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (По П. Афанасьеву).

О ком здесь рассказывается?

Какие две картинки можно нарисовать к тексту?

Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? Прочитайте.

Что случилось потом? Прочитайте.

Чем все закончилось? Прочитайте.

Соответствует ли заглавие содержанию текста?

Подходит ли оно к содержанию каждого предложения?

Какой же случай произошел с лисой?

В каком предложении заключается основная (главная) мысль рассказа?

Выберите из данных предложений подходящее для заголовка: «Случай в лесу», «Полакомилась!». Обоснуйте свой выбор. Какой заголовок можете предложить сами?

В рассказе (связном тексте) все предложения должны быть объединены общим смыслом и могут быть озаглавлены. Заглавие должно подходить ко всему содержанию и охватывать все предложения. Прочитайте предложения и назовите то, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа:

- «Лес был густой. Лиса была голодна».

Поможет ли это предложение лучше понять общий смысл рассказа?

Где его надо вставить?

Почему предложение «Лес был густой» – лишнее и его не надо включать в рассказ?

Прочитайте дополненный текст. Что заметили? (Повторяется слово «лиса» несколько раз.)

Какими словами можно заменить это слово, чтобы избежать повтора? (она, рыжая, бедняга)

У нас получился связный текст, рассказ? Докажите. (Все предложения связаны общим смыслом, сообщается какой-нибудь случай, всё рассказывается по порядку: что было сначала, потом, чем все закончилось). Отредактированный текст прочитывается учениками и записывается (можно использовать приемы списывания, диктовку, списывания с заданием и другие виды работы с текстом.)

Создание текста-загадки по кругу

Этот вид полифункциональных текстовых упражнений можно использовать во время представления нового словарного слова и на других этапах урока. Каждому учащемуся предъявляется текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифровывается слово, которое ему необходимо определить. Специфика выполнения такого упражнения заключается в следующем:

    Первый ученик читает записанные на доске слова, например: медведь, лиса, заяц, и выделяется по самостоятельно найденному признаку одно из слов.

    Тот же ученик обосновывает свой выбор: «Можно выделить слово лисица, так как в нем три слога. Оно женского рода. В нем есть согласные звонкие и глухие, а слова медведь и заяц - мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие»

    Второй ученик, прочитав загадку, отгадывает ее, но ответа не записывает, а загибает текст- загадку первого ученика -на оборотную сторону. Ниже пишет свою загадку об этом же животном. Например:

С пушистым хвостом, но не белка.

Огненная, но не пламя.

Любит воровать яйца, но не курица.

И так по кругу. Последний ученик должен записать свою загадку и
отгадку.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша...

Кто эта героиня? (Лисица)

    Проверка проводится коллективно, или написанные варианты текстов меняются между группами. Задача участников - отгадать загадки и определить зашифрованное слово. Важную роль в этом виде упражнения играет первый ученик, который должен верно определить принцип выделения зашифрованного слова.

Создание двух текстов из одного исходного материала.

Учитель предлагает учебный материал, представляющий соединение двух неполных текстов:

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учитель(У).: Прочитайте запись. Установив ее особенность, сформулируйте задание к упражнению.

Дети(Д).\ Запись представляет собой объединение двух текстов: первый - о птицах, второй - о лягушках. Необходимо восстановить оба текста.

У.: Прочитайте каждый из отрывков и докажите, что это разные тексты

Д. :(зачитывая отрывки): Это разные тексты, так как у них разные темы: в первом говориться о гнездах птиц, во втором рождении лягушки

У: Какие части текстов даны?

Д. : У первого текста дано начало, у второго - начало и середина.

Далее учитель предлагает распространить данные тексты новыми предложениями, которые можно помещать в любую часть исходного текста. Уч-ся высказывают свои предложения, а учитель записывает на доске. Затем ученики по выбору записывают и дополняют один и текстов. Вот что получилось после выполнения работы:

Заботливые родители.

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким, пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать и приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов. Вот какие заботливые родители!

Как рождается лягушка.

Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринк превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.

Составление двух текстов на основе выявленного слова.

Исходный материал записывается с пропусками одного и того же слова, которое заменяется условным обозначением. В качестве дополнительной записи предлагается схема.

Например:

живет на коврике бережёт свое брюшко в виде колесика

«Хвост» не даёт уползти от меня далеко я рисую

Не только сложное устройство, но и полезный зверек

помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему.

У.: Прочитайте запись. Внимательно рассмотрите схему к ней. Сформулируйте задание к упражнению.

Д.: Необходимо определить, о ком или о чём идёт речь в тексте. На основе этого составить два текста.

У.: Верно. Что у вас получилось?

Д. : В тексте пропущено слово мышь -

1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора;

2) мелкий грызун.

Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют его новыми предложениями, по выбору записи текстов, сами формулируют дополнительные задания.

Упражнения для развития коммуникативных качеств младших школьников.(1 класс)

ТЕМА: ФРУКТЫ.

    Рассмотрите с детьми натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

    Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

    Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

    Выясните, знает ли ребенок, что можно приготовить из фруктов.

    Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая?) - синяя, овальная.

Лимон (какой?) - ...

Абрикос (какой?) - и т.д.

    Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.

1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.

    Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.

    Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин - много апельсинов.

Одна груша - много груш и т.д.

    Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Слива - сливы.

Яблоко - яблоки.

Груша – груши и т. д.

    Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного... (яблока). Мы съели все... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной... (груши). Мы съели все... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной... (сливы). Мы съели все... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной... (вишни). Мы съели все... (вишни).

    Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться...

Варенье сварили из груш, оно будет называться...

Варенье сварили из персиков, оно будет называться...

Варенье сварили из вишни, оно будет называться...

Варенье сварили из слив, оно будет называться... и т. д.

    Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если фрукты сварить, то они будут - вареные.

Если фрукты заморозить, то они станут...

Если яблоки запечь, тогда они получатся...

Если груши посушить, тогда они станут...

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

    Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.

Груши растут на...

Сливы растут на... и т.д.

    Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов.

яблоки, лежать, яблоня, под.

груша, расти, сад, в.

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи пред-ложение»)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы...

Мама помыла груши, чтобы...

Мама купила в магазине сливы, чтобы...

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко - зеленное.

Лимон кислый, а груша - ... и т.д.

    Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)

    Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

В шкурке желтой, кислый он,

Называется - ...

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

(Апельсин)

Схож он с бусами немножко,

Каждый листик - как ладошка.

Был зеленым, а поспел он -

Стал янтарным, синим, белым.

(Виноград)

    Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

"Спасибо, осень!" - скажем.

Принимая учеников первого класса каждый раз понимаю, что не все дети умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку, сочинять, фантазировать на определенную тему. Нужны такие приемы обучения, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – “развивай свою речь” – и одновременно служили бы этой цели. И таким эффективным приемом является творческая речевая игра .

Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на уроках речевых игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение.

Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

О

бразцы творческих речевых игр

1. Игры с буквами

Дидактическая цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.

“Буквы вокруг меня”

Учитель просит учеников оглядеться в классе и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.

Например: А – азбука, Б – бант, В – вешалка, Г – гардины и т. д.

“Картина”

Рассмотрите картину художника (читается название картины и имя автора). Учитель просит найти на картине все предметы на определенную букву.

“Портреты букв”

Во время изучения букв, учитель спрашивает о том, на кого или на что похожа та или иная буква.

Например: А – крыша дома, В – бабочка, сложившая крылья и т. д.

Ученик рисует портреты букв, придумывает слова на данную букву.

“Цепочка”

Учитель определяет тему игры, например: “Птицы на букву с”.

Первый ученик называет слово: снегирь.

Второй ученик должен повторить это слово и прибавить свое: снегирь, соловей.

Например: снегирь – соловей – свиристель – сорока – синица – сова – сыч – стриж – сокол – сорокопуд.

“Замените букву”

Учитель предлагает заменить в словах одну букву, образовать новые слова. Сом (дом), сук (сок), рама (мама), мука (муха), карта (парта), стол (стул), корка (горка) и т. д.

“Спрячь слова в букву”

Учитель предлагает спрятать некоторые слова в букву “О” (по принципу ребуса):

Спрятать имена в букву “А”:

В “а” ля – Валя
В “а” ря – Варя
В “а” ня – Ваня.

“Вычитание букв”

Учитель предлагает от слова “победа” отнимать по 1 букве. Получать новые слова. Чтобы было интересно, можно прочитать сказку С. Погореловского “Что случилось с буквой П?”.

Варианты для игры:

Коля – Оля – ля – я

Малина, овраг, спор, улей, муха, уход.

С одним из слов можно сочинить сказку.

“Волшебный домик”

Учитель прикрепляет к доске домик (вырезан из плотной бумаги) и в пустые окошки вписывает буквы. Ученики должны отгадать, какие слова живут в этом домике.

Например:

к, т, о, л, я (кот, кто, ток, Толя, Коля).

о, с, а, к (оса, коса, сок).

л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак).

“Сказка про буквы”

После того как ученики познакомились с буквами, подружились с ними, полюбили их, узнали их “характер”, можно предложить им сочинить сказку про буквы.

Она может начинаться так: “В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы…”.

2. Игры со словами

Дидактическая цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

“Собери словечко”

Учитель предлагает задание: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать новые слова.

в с о р н в о р е г (снег)
н а ж м м ж а н е й (иней)
ю ф к у т д б д о л ю (футбол)
р и з б м о к р и м с з (бокс).

“Добавь букву”

К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова.

М г з н (магазин)
П с д (посуда)
Р б т (работа).

“Конструктор”

1. Переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки исключи лишнее слово.

2. Слова разбить на слоги. Из слогов составить новые слова.

“Составь слова”

  • Учитель называет ученикам и записывает на доске какое – либо слово, из букв которого нужно как можно больше составить новых слов. Например: топор.
  • Можно составить такие слова: ропот, рот, порт, пот…

    Слова для игры: комар, человек, полька.

  • Используя все предложенные буквы, составь как можно больше слов:
  • Т, у, ш, а, к.

  • К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова (имена существительные в единственном числе).
  • Из каждой строки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать два слова.
  • В с о р н в о р е г (снег)
    И а ж м м ж а н е й (иней).

    “Снежно-звуковой ком”

    Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно “слепить”ком из звуков и назвать его снежно – звуковым. Сначала договариваемся с детьми, из каких звуков гласных или согласных будем “лепить” наш ком.

    Например, лепим ком из гласных звуков, обозначающих мягкость согласных.

    Я
    Я – е.
    Я – е – ё.
    Я – е – ё – ю.
    Я – е – ё– ю – и.

    “Лепим” ком из звуков согласных твердых.

    Т
    Т – р.
    Т – р – н.
    Т – р – н – д и т. д.

    “Слоговые цепочки”

    Учитель произносит первый слог: ма. Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой, начинающийся на тот же звук: (МА – МО – МИ – МУ…).

    Выигрывает тот, кто повторит самую длинную слоговую цепочку.

    Цепочки можно придумывать и с обратными слогами: ок – от – ор – ощ…

    “Только веселые слова”

    Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.

    “Веселые слова”: клоун, радость, смех, цирк.

    “Зеленые слово”: лист, арбуз, огурец, яблоко…

    “Ласковые слова”: мамочка, сестренка, котенок…

    “Ручеёк”

    Учитель делит класс на 2 команды. Игроки каждой команды вынимают из своей коробки карточки со словами. Составляют пары из рифмующихся слов, сочиняют четверостишия.

    1 коробка: ромашка, шишка, мяч, собака, сосна, полка, белка, чайник, сарай, лежит, новый, умная.

    2 коробка: букашка, малышка, калач, бежит, весна, иголка, тарелка, начальник, загорай, забияка, толковый, шумная.

    “Продолжи пару”

    Учитель называет слова, ученики придумывают свои, которые будут соотноситься друг с другом:

    “Слова – мячики”

    Для игры нужен мяч. Учитель бросает мяч ученику и одновременно произносит слово, например, “горький”. Ученик должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”).

    Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.

    “Слово – сказка”

    Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и “расшифровывается”.

    Ц – царевна
    В – весна
    Е – ель
    Т – тепло
    О – ожерелье
    К – красавица.

    3. Игры с предложениями

    Дидактическая цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.

    “Общее предложение”

    Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.

    Например: “В красивом лесу…”
    “На школьном празднике…”
    “Морозным зимним…”

    “Телеграмма”

    Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.

    Например, Сумка .

    Телеграмма из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.

    “Узнай меня”

    Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т. д. не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают о чем шла речь, исправляют, дополняют сказанное.

    Например: “Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду”. (Чайник).

    “Что такое хорошо и что такое плохо”

    Учитель делит класс на 2 команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).

    Например: Стакан.

    Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).

    Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).

    “Продолжи пословицу”

    Учитель читает начало пословицы, ученики подбирают продолжение.

    Например:

    Век живи…
    Не в свои сани…
    В гостях хорошо…
    Без труда…

    “Аукцион народных мудростей”

    Учитель организует игру – аукцион. Выставленные товары (рисунки, открытки, фотографии и т. д.) можно купить только за знание пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, народных примет.

    “Шкатулка сказок”

    В конверте (шкатулке) лежат рисунки, загадки или карточки с именами сказочных героев. Дети отгадывают сказку, пересказывают понравившийся эпизод.

    Сказки “наизнанку”

    Детям предлагается в известной сказке поменять главных героев местами, то есть добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми, трусливых – храбрыми.

    Например: Волк в сказке “Волк и семеро козлят” добрый, заботливый, а Коза – злая. В “Сказке о рыбаке и рыбке” не старик просит у рыбки подарки, а рыбка – у старика.

    “Салат из сказок”

    Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.

    Например:

    Карлсон и Мальвина.
    Незнайка и Чебурашка.
    Кот в сапогах и Серый волк.

    “Если вдруг…”

    Учитель предлагает ученикам какую – либо неординарную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

    Примеры ситуаций:

    Если вдруг на Земле исчезнут.

    – все пуговицы.

    – все учебники и т. д.

    Что тогда произойдет?

    Если бы у меня был(а): живая вода, цветик – семицветик, сапоги – скороходы…?.

    “Что было бы, если…”

    Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:

    Что было бы, если:

    – дельфины могли разговаривать?
    – солнце стало синим?
    – у мальчишек не было карманов?
    – исчезли все кнопки?
    – люди перестали разговаривать?
    – не было ручек и карандашей?
    – дневник умел разговаривать?
    – сбежали все учебники?
    – каникулы длились 9 месяцев в году?
    – футбольный мяч научился говорить?
    – боксерские перчатки сделали из шоколада?

    “Если бы, да кабы…”

    Учитель предлагает закончить начатое им предложение. Поясняет, чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь.

    Схема построения предложения: “Если бы я был(а) кем – то (чем – то), то я бы…, потому что (чтобы)…

    Например:

    – Если бы я была фруктом, то зеленым и невкусным лимоном, чтобы меня никто не съел.

    – Если бы я был автомобилем, то “Запорожцем”, покрашенным в черный цвет, потому что я был бы похож на “Мерседес”.

    Продолжите:

    – Если бы я был(а) Улицей, то я…

    – Если бы я был(а) Волшебником, то…

    Другая тематика:

    – Я хотел(а) бы узнать…

    – Я радуюсь, когда…

    – Я грущу, когда…

    – Если бы я мог(ла) научить всех в мире одной вещи, то это было бы…

    – Я думаю, что мое имя означает

    Список литературы

    1. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Вако, 2005..
    2. Синицына Е. И., Умные слова. М.: Лист, 1997.
    3. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2005..
    4. Юрова Е. В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: Астрель, 2001.

    Игры по развитию речи для младших школьников.

    1. Игра "Интервью". Сначала познакомьте детей с новыми словами.

    Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
    Репортер - тот, кто задает вопросы.
    Респондент - тот, кто отвечает на вопросы. Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

    Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

    Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

    2. Игра "Картинки-загадки".

    Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

    Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

    Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

    3. Игра "Определи игрушку".

    Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

    Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

    Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

    4. Игра "Сочини предложение".

    Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

    Примечания:

    1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
    2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

    Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

    5. Игра "Противоположность".

    Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

    Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

    6. Игра "Мостик".

    Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

    Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

    Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

    7. "Что означает выражение?" или "Пословицы".

    Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

    Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

    Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

    Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.
    Например: Ребенок сказал: Взрослые говорят:

    пойти на исправку пойти на поправку
    куда глаза видят куда глаза глядят
    душа в подметки ушла душа в пятки ушла
    свободная птица вольная птица
    открыть Африку открыть Америку
    посчитать в голове посчитать в уме
    глаз упал на книжку взгляд упал на что-нибудь
    на свежий ум на свежую голову
    нервы скандалят нервы шалят
    в пятки не годится в подметки не годится К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет". Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи. Пословицы:

    1. "Дело мастера боится".
    2. "Всякий мастер на свой лад".
    3. "На все руки мастер".
    4. "Портной испортит - утюг загладит".
    5. "Картошка поспела - берись за дело".
    6. "Без труда и в саду нет плода".
    7. "Каков уход, таков и плод".
    8. "Больше дела - меньше слов".
    9. "Всякий человек у дела познается".
    10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
    11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
    12. "Заработанный хлеб сладок".
    13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
    14. "Без начала нет конца".
    15. "Без порядка толка нет".
    16. "Без работы пряников не купишь".
    17. "Глаза боятся - руки делают".
    18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
    19. "Без труда нет добра".
    20. "Труд - лучшее лекарство".
    21. "Терпение и труд все перетрут".
    22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
    23. "Дом без книги, что без окон".
    24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
    25. "Где ученье - там уменье".
    26. "Ученье и труд вместе живут".
    27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
    28. "Почитай учителя, как родителя".

    8. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

    С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

    Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

    Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

    Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
    9. Внимание! Розыск!

    Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность) В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
    Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
    В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

    10. Игра "Два круга".

    Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
    Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".

    Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

    11. Придумываем рассказ.

    Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

    Например:

    "На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

    12. Распространение предложений.

    Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

    13. Дополнить предложение.

    Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

    14. "Я был в цирке... "

    Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

    Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

    Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.
    Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

    15. Предлоги.

    Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

    Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

    16. Самодельная азбука.

    Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.

    Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

    17. Цепочка.

    Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

    Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
    18. Добавь букву.

    Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.

    Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

    Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

    19. Путешествие.

    Семейная игра. Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р". Другой вариант "Путешествия".

    Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
    Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.

    Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".

    20. Кто с какими буквами дружит.

    Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки. 21. Давай придумывать (с 3лет).

    Развиваем абстрактное мышление, речь.

    Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

    ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

    Например:

    карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
    ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

    Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

    Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

    Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

    22. Продолжи ряд.

    Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения.
    Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

    Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

    Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт - основатель языкознания - писал: "Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им".

    Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.

    Задания для упражнения "продолжи ряд" родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

    Люди - человек, дети - …
    Сын - дочь, внук - …, племянник - …
    Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …
    Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …
    Шпалы - деревянные, рельсы - …
    Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
    Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
    Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
    Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …
    Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … -
    много …

    23. Снежный ком.

    Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

    Варианты игры: 1. "Собираемся в дорогу"

    Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан...".
    Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
    По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

    2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

    Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
    Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
    Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю..." и т. д.

    3. "Накрываем на стол"

    Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
    Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
    Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

    4. "Собираемся на прогулку"

    Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
    Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
    Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

    5. "Ждем гостей"

    Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".
    Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы".
    Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
    24. История с продолжением.

    Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.
    25. Какие бывают слова.

    Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".

    Есть сладкое слово - конфета.
    Есть быстрое слово - ракета.
    Есть кислое слово - лимон.
    Есть слово с окошком - вагон.
    Есть слово колючее - ежик.
    Есть слово промокшее - дождик.
    Есть слово упрямое - цель.
    Есть слово зеленое - ель.
    Есть книжное слово - страница.
    Есть слово лесное - синица.
    Есть слово пушистое - снег.
    Есть слово веселое - смех. Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

    26. "Похожие слова" - синонимы.

    Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

    Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.

    Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...).
    Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
    Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
    Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

    27. Многозначные слова.

    Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.

    Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
    Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий. Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

    Б. Заходер
    (из песенок Винни-Пуха) Иду вперед
    (Тирлим-бом-бом),
    И снег идет
    (Тирлим-бом-бом),
    Хоть нам совсем-
    Совсем не по дороге!
    Но только вот
    (Тирлим-бом-бом),
    Скажите, от-
    (Тирлим-бом-бом),
    Скажите, от-
    Чего так зябнут ноги?

    Есть у булавки головка.
    (В. Лунин)

    Есть у булавки головка, но без волос, увы!
    Есть у чайника носик, однако нет головы.
    Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
    Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
    Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
    Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
    Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
    Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
    Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
    По полю, ног не имея, лениво бежит река.
    Есть у расчески зубы, но есть не может она,
    За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
    Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
    Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет.

    Носы.
    (А. Усачев)

    Есть носы у журавлей,
    Есть носы у кораблей,
    Носик есть у чайника, Только очень маленький.
    Необычный зверь - Носуха,
    У Носухи нос до уха.
    А огромный Носорог
    Вместо носа носит рог.
    Нос у лешего сучком,
    А у свинки - пятачком.
    Но и свинка и матрос
    Вытирать должны свой нос! Кто что несет.
    (М. Яснов)

    Семен портфель несет в руке,
    Павлуша - двойку в дневнике.
    Сережа сел на пароход -
    Морскую вахту он несет.
    Андрюша ходит в силачах -
    Рюкзак несет он на плечах.
    Задиру Мишу Петр побил -
    Несет потери Михаил.
    Степан не закрывает рот:
    Он чепуху весь день несет! Часы.
    (В. Орлов)

    Говорят: часы стоят,
    Говорят: часы спешат,
    Говорят: часы идут,
    Но немножко отстают.
    Мы смотрели с Мишкой вместе,
    А часы стоят на месте.

    28. Наоборот (антонимы).

    Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.
    Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

    сахар сладкий, а перец...,
    дорога широкая, а тропинка...,
    пластилин мягкий, а камень...,
    чай горячий, а мороженое...,
    кисель густой, а морс...,
    лист наждака шершавый, а лист бумаги...
    Заяц бежит быстро, а черепаха ползет...
    Днем светло, а ночью... Другой вариант:

    Кашу варят густую и...(жидкую). Звери бывают смелые и...(трусливые). Морковь можно есть сырой и...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и...(крупными). Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра". А вот прощальная игра...
    Нам книгу
    Закрывать пора;
    Мы все надеемся,
    Что с ней
    Ты стал
    Немножечко умней,

    Узнал ты много
    Слов смешных
    И много
    Всяких всячин,
    И, если ты
    Запомнил их,
    Не зря
    Твой день потрачен!

    И нам с тобой
    Пришел черед
    Сыграть в игру
    "Наоборот".
    Скажу я слово
    ВЫСОКО,
    А ты ответишь:…
    Скажу я слово ПОТОЛОК,
    А ты ответишь:…
    Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
    И скажешь ты:…!
    Скажу тебе я слово
    ТРУС,
    Ответишь ты:
    ХРАБРЕЦ.
    Теперь
    НАЧАЛО
    Я скажу, -
    Ну, отвечай:
    …!

    29. Игра в рифмы - подскажи слово.

    Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.

    Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

    Очень страшная история.
    (Даниил Хармс) Доедая с маслом булку,
    Братья шли по переулку.
    Вдруг на них из закоулка
    Пес большой залаял гулко. Сказал младший: - Вот напасть,
    Хочет он на нас.. напасть.
    Чтоб в беду нам не попасть,
    Псу мы бросим булку в... пасть.

    Все окончилось прекрасно.
    Братьям сразу стало.. ясно,
    Что на каждую прогулку
    Надо брать с собою… булку. Шишки-мышки
    (А. Кондратьев)

    Жили-были на сосне две серьезных шишки.
    Жили-были под сосной две веселых мышки.
    И кричали мышки:
    - Эй, спускайтесь шишки!
    Вы же знаете о нас только понаслышке.

    Отвечали шишки:
    - Глупенькие мышки,
    Чем же плохо нам висеть
    Здесь на нашей вышке. Лучше мы вас пригласим:
    Залезайте, повисим.

    А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: "Допиши две строчки".

    Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:

    В зоопарке бегемот
    Проглотил ежа и вот Варианты концовок:

    У него болит живот.
    Плачет бедный бегемот. - Поднял он ужасный крик -
    К острой пище не привык. - Целый день касторку пьет
    И ревет...как бегемот. - Бегемот вовсю хохочет:
    Еж нутро ему щекочет! Предложите свою концовку.
    Попробуйте дописать эти двустишья:

    Вдоль реки бежал Аким
    Был Аким совсем сухим. Концовка автора:
    Побежал он поперек -
    Весь до ниточки промок.
    (Олег Григорьев) Стоит собака у столба
    И вытирает пот со лба. Концовка автора:
    А на столбе соседский кот
    Себе со лба стирает пот.
    (Рената Муха)

    Дефекты в произношении тех или иных слов делают речь ребенка несовершенной, иногда не понятной для взрослых, особенно незнакомых. Упражнения на развитие речи у младших школьников сориентированы на то, чтобы дети быстрее освоили трудные для произношения звуки. Регулярно применяя упражнения по развитию речи младших школьников, большинство детей уже через короткое время свободно осваивают речь и произносят все слова правильно.

    Чаще всего взрослые даже не задумывается над тем, что неумение выговаривать буквы и фразы является очень болезненным для детей. В кругу семьи малыш не чувствует дискомфорта, ведь там его знают с рождения и понимают с полуслова, но другое дело школа. Учиться он пришел совсем недавно. Сколько незнакомого вокруг, и бывает так трудно найти общий язык со сверстниками, и даже с учителем, именно по причине несовершенства речи.

    Не понимая с первого раза, учитель переспрашивает второй и третий раз, тем самым заставляя ребенка замыкаться в себе еще более. Болезненным для младшеклассника является еще и то, что многие его друзья вполне прекрасно выговаривают все звуки, а он, как бы ни старался, сделать того не может.

    Очередной негативной стороной, которую часто ведет за собою неправильное произношение звуков, является неуспеваемость. Закрываясь в себе, школьник может стесняться задавать вопросы, отвечать вслух или даже читать. Изучая грамматику, также могут возникнуть проблемы, ведь правильность письменной речи главным образом зависит от правильности устной. Младшие школьники в большинстве воспринимают текст на слух, а высказывая в строчках свое мнение, они пишут так, как и говорят.

    Исходя из описанных фактов, учителя и родители должны максимально обратить внимание на речь учеников младшей школы, работая над ее чистой и правильностью.

    Причины недостатков произношения:

    — Нарушение в построении артикуляционного аппарата. Причина заключается в неправильном расположении зубов или отклонении в их развитии. Предупредить дефекты можно регулярно посещая стоматолога. Заметив неблагоприятные изменения, специалист поможет предотвратить нарушение.

    — Дефекты в произношении могут быть вызваны нарушением слуха. Правильно слыша, ребенок старается правильно повторить слова, в тоже время, если уровень слуха снижается, даже незначительно, снижается и процесс нормального восприятия речи. Очень важно следить за развитием слуха ребенка с самого детства, избегая громких звуков телевизора, радио и даже слишком звонких детских игрушек. При обнаружении ухудшения слуха, необходимо сразу же обратиться в медицинское учреждение.

    — Причиной несвоевременного развития речи может стать хронический насморк или привычка ребенка постоянно дышать через рот. Именно поэтому родителям следует приучать малыша к носовому дыханию и не запускать насморк. Стоит помнить, что голосовой аппарат ребенка еще не окрепший, поэтому слишком громко кричать или говорить ему также не рекомендуется.

    Ошибкой многих родителей является также форсирование речевого развития. В каждом возрасте артикуляционный аппарат готов выдерживать определенные нагрузки, а вот сложные задания сверх нормы, могут привести только к ухудшению в развитии речи.

    Чего нельзя делать в раннем возрасте, чтобы не спровоцировать отставания развития речи:

    — заучивать сложные формы и слова, непонятные для определенного возраста ребенка;

    — заставлять учить звуки, к восприятию которых еще не готов артикуляционный аппарат малыша;

    Развитию речи ребенка в большей мере способствует правильность произношения слов со стороны взрослых. Именно поэтому, общаясь с дошкольником или младшим школьником, родители должны выговаривать слова и звуки четко и ясно. В свою очередь, наоборот, если ребенок будет слышать со стороны взрослых, а также других родственников и товарищей дефектную речь, это может негативно отразится на его речевом развитии.

    Как развивать речь в начальной школе? Самые полезные упражнения на развитие речи у младших школьников.

    Стишок-упражнение для правильного произношения звуков

    Упражнение можно проводить, как только дети выучили алфавит, или даже до этого, с помощью взрослых. Пускай школьники младших классов читают этот стишок цепочкой, или слова читает учитель, а звуки выговаривают дети. Упражнение помогает совершенствовать речь ребенка, учит правильно произносить сложные для восприятия звуки».

    Дует летний ветерок – «ф-ф-ф-ф-ф-ф»;

    Колокольчик наш продрог – «динь-динь-динь»;

    Залетел в цветочек шмель – «з-з-з-з-з-з»;

    Сел понюхать он сирень – «ах-ах-ах-ах»;

    А в траве возле куста пробежал колючий еж – «пх-пх-пх-пх»;

    Он кузнечика спугнул — «тр-р-р, тц-с-с»;

    Рядом птичка тихо пела «тиль-ль, тиль-ль»;

    С ветки дерева глядела «тиль-ль, тиль-ль»;

    И жужжал на ветке жук – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж»;

    С птицей жук приятный друг «у-у-у-у».

    Упражнение « Единичное число и множественное»

    Учитель говорит для класса или индивидуального ученика слово в единичном числе, а ребенок или дети должны произнести его во множественном.

    Книга – книги; стекло – стекла; чашка – чашки; рука – руки; ложка – ложки; друг – друзья; ухо – уши; лужа — лужи; карандаш – карандаши.

    Упражнение «Множественное – единичное»

    А теперь можно поиграть с детьми наоборот. Учитель называет предметы во множественном числе, а дети пытаются найти к ним единичную пару.

    Облака – облако; подушки – подушка; крылья – крыло; дачи – дача; цветы – цветок; молодцы – молодец; одуванчики – одуванчик.

    Игра «Придумай слово по последней букве»

    Очень интересная познавательная игра, которая развивает не только речь ребенка, но и его логику, словарный запас, внимательность и смекалку.

    Учитель или кто-либо из учеников говорит первое слово, примером «Лето». Следующий участник должен придумать слово на последнюю букву предыдущего, то есть, на «О» (Олень). Так как слов начинающихся с мягкого знака не существует, ученику предстоит назвать предмет на букву «Н» и так далее.

    Игра «А кто больше знает слов на «А» (БВГ или другую букву)

    Хорошая игра, которая развивает речь и словарный запас ребенка. Детям предлагают по очереди говорить слова на любую букву. С целью совершенствовать произношение, учитель может выбрать для игры самые трудные буквы, примером «р», «с», «ш», «ч» и другие.

    Игра «Закончи фразу»

    В устной форме детям можно предложить закончить предложения или угадать конец фразы.

    — На столе стояла тарелка с ка…(кашей).

    — Дети рисовали на бумаге кра… (красками).

    — В лесу под кустом нес яблоко на своей колючей спинке …
    (ежик).

    Упражнение «Назови буквы по порядку»

    Ребенку можно просто предложить слова, в которых он поочередно будет называть каждый звук.

    Стоит помнить, что наилучшими занятиями на развитие речи являются ежедневные интересные занятия и игры, которые родители могут проводить с детьми дома.

    Читая с ребенком книжки, отвечая на вопросы по сюжету сказок, спрашивая о том, что изображено на картинках, речь развивается непринужденно сама по себе, то есть, природным естественным путем.

    Бывают случаи, когда для устранения дефектов речи ребенку действительно нужна помощь специалистов. В таком случае следует обратиться к логопеду, который знает, как помочь ребенку и научит его произносить слова правильно.

    Похожие публикации