Джон голсуорси произведения. Приложение произведения джона голсуорси. Роман длиною в жизнь

Джон Голсуорси — английский прозаик и драматург.

Родился 14 августа 1867 в семье богатого юриста. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок. Тяга к чтению и путешествиям перевесила солидность и престиж службы, и увлечение литературой стало делом жизни.

Во время своих путешествий Джон на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

В 1897 вышел первый сборник Голсуорси «Четыре ветра», затем романы «Джослин» (1898) и «Вилла Рубейн» (1900), отмеченные влиянием позднего английского романтизма. Однако уже тогда у Голсуорси возник замысел, который он реализовывал более 30 лет, — создать цикл реалистичных романов о судьбе большой буржуазной семьи. На его художественный вкус оказали большое влияние Диккенс, Теккерей, Мопассан, Тургенев и Толстой. В многотомной эпопее «Сага о Форсайтах», (1901-1933), Голсуорси поместил новеллу «Спасение Форсайта» (1901), роман «Собственник» (1906), новеллы «Последнее лето Форсайта» (1918), «Пробуждение» (1920), романы «В петле» (1920), «Сдается в наём» (1921). Эти произведения составили первую часть трилогии «Саги о Форсайтах», вышедшую в 1922.

В 1905 Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой.

В 1921 совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб и стал его первым главой, а в 1929 за заслуги перед литературой стал членом Ордена Заслуг.

Во вторую часть глобального труда, названного «Современная комедия», вошли романы «Белая обезьяна» (1924), «Серебряная ложка» (1926), «Лебединая песнь» (1928), новеллы «Идиллии» и «Встречи» (обе — 1927). Третья часть трилогии о Форсайтах («Конец главы») состояла из романов «Девушка-друг» (1931), «Цветущая пустыня» (1932) и «Через реку» (1933).

На сценах английских и других европейских театров шли пьесы Голсуорси, отличающиеся остротой, характерной для социальных конфликтов: «Серебряная коробка» (1906), «Борьба» (1909), «Справедливость» (1910). В 1920-е Голсуорси написал драмы «Мёртвая хватка» (1920) и «Верность» (1922), где выразил тревогу за «потерянное поколение», вступающее в жизнь после окончания Первой мировой войны.

В 1932 Голсуорси был удостоен Нобелевской премии по литературе. При жизни был удостоен почётных степеней семи университетов Англии, Шотландии и США. Долгое время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга. Умер 31 января 1933 в Лондоне.

Крупнейший английский писатель, драматург и поэт Джон Голсуорси при жизни был удостоен всех мыслимых литературных наград XX века, включая Нобелевскую премию, а также почетных степеней десятка лучших университетов Англии и Шотландии. Сам писатель считал, что лучший путь к сердцу читателя - "представлять жизнь такой, какой ее видишь, со всей искренностью и совершенством, на какие способен". Голсуорси пришлось пройти долгий путь самосовершенствования и познания жизни, чтобы прийти к этой внешне незамысловатой формуле и стать вровень с лучшими английскими романистами.

Джон Голсуорси родился в городке Куме (графство Суррей) в состоятельной буржуазной семье. Единственный сын Джона Голсуорси, преуспевающего юриста, он получил образование в аристократическом колледже Харроу и Оксфордском университете.

И в колледже, и в университете Джон был примерным студентом. По воспоминаниям одного из его одноклассников, в Харроу Голсуорси не отличался особым свободомыслием. Он четко следовал кодексу чести воспитанника английской закрытой школы. В Оксфорде, по отзывам знавших его, Голсуорси был "спортсменом и джентльменом", придававшим большое значение безукоризненности в одежде.

Став в 1890 г. адвокатом, Джон Голсуорси так и не занялся юридической практикой. "Спортсмен и джентльмен" предпочитал путешествовать (он совершил кругосветное путешествие для углубления знаний в морском праве) и читать, причем не только специальную литературу. Решение стать писателем пришло к нему относительно поздно - в 28 лет. Оно возникло под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Джона начали складываться романтические отношения. В 1897 г. Голсуорси под псевдонимом Джон Синджон выпускает книгу - сборник рассказов "Четыре ветра".

Дебют был успешным, и через год появляется первый роман писателя "Джосклин", второй - "Вилла Рубейн" - вышел в 1900 г. А еще через год печатается сборник рассказов, где впервые было упоминание о семье Форсайтов, которую он увековечит в книгах более позднего периода. Первый роман, который Голсуорси выпустил под своим настоящим именем в 1904 г., назывался "Остров фарисеев". Над ним писатель трудился в течение трех лет, тщательно шлифуя каждую главу.

После смерти отца в 1904 г. Голсуорси получил неплохое состояние, что обеспечило ему материальную независимость. Ада переехала к нему, через год закончился ее бракоразводный процесс, и молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, не таясь, после девяти лет резкого порицания и осуждения со стороны родных и друзей, вдохновила Голсуорси на роман "Собственник", который был закончен в 1906 г. В нем на примере Сомса и Ирэн Форсайт описан неудачный брак Ады. Этот роман - вершина творчества Голсуорси. Он стал первым томом трилогии "Саги о Форсайтах".

Прототипы героев писатель нашел в собственной семье. На семейной фотографии клана Голсуорси можно легко узнать многих действующих лиц саги. Строгое выражение их лиц, плотно сжатые губы говорят о том, что они чувствуют себя хранителями вековых устоев не только семьи, но и государства. Голсуорси, ломая себя, преодолевая свою "буржуазность", сумел посмотреть на Форсайтов, столь схожих с его семьей, как бы со стороны, непредвзято. В одном из писем он признается: "мною руководит ненависть к форсайтизму". Вероятно, это была ненависть и к некоторым чертам форсайтизма в самом себе, что и являлось одним из главных источников художественной силы писателя.

К Форсайтам писатель не возвращался вплоть до конца Первой мировой войны. Но за это время с 1907 по 1911 гг. он написал еще три романа: "Усадьба", "Братство" и "Патриция".

Как драматург Голсуорси серьезно заявил о себе пьесой "Серебряная шкатулка", поставленной на сцене в 1906 г. А две следующие его пьесы "Борьба" и "Справедливость", где разоблачались социальные злоупотребления, сделали его известным драматургом. Кстати, пьесой "Справедливость", в которой осуждается практика одиночного заключения, заинтересовался Уильям Черчилль и даже заявил о том, что она оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.

Активно занимаясь общественной деятельностью, Голсуорси тратил половину своих доходов на благотворительность, выступая за социальные реформы, агитируя за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Уже смертельно больной писатель распорядился, чтобы его Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу - международной писательской организации, которую Голсуорси организовал в октябре 1921 т. И в то же время, Голсуорси отказался в 1917 г. от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны.

В 1919 г. писатель вновь вернулся к семье Форсайтов, выходит вторая часть трилогии саги "В петле", а в следующем году третья - "Сдается внаем". Однотомник "Сага о Форсайтах", изданный в 1922 г., имел колоссальный успех. Голсуорси становится ведущей фигурой в англо-американской литературе.

Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную "Современная комедия", писатель закончил в 1928 г. Тогда же он. начал работу и над своей последней трилогией. Делясь своими планами, он писал своему другу французскому писателю Андре Шеврийону: "Я начал писать о другой семье, Чаруэллах, представляющих более старый тип семьи, с большим чувством традиций и долга, чем Форсайты. Я уже окончил один роман и надеюсь, если повезет, написать о них трилогию. Это "напластование" служивых людей, которому уделяется недостаточно внимания и которое всё еще существует в Англии".

Трилогия "Конец главы", куда вошли романы "Девушка ждет", "Пустыня в цвету", "На другой берег", была издана Адой Голсуорси в 1933 г. уже после смерти писателя.

В 1929 г. Голсуорси был награжден британским орденом "За заслуги", а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах". Как отмечал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг: "Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь".

Голсуорси был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал. 31 января 1933 г., меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии, писатель скончался.

После смерти Голсуорси общество английских писателей просило о погребении его праха в Уголке Поэтов Вестминстерского аббатства, где покоятся литературные знаменитости. Настоятель аббатства не счел возможным поддержать это ходатайство - так напоследок церковь свела счеты с непримиримым противником религии. И тогда было исполнено пожелание Джона Голсуорси, высказанное им в стихотворении "Развейте мой прах!" - на вершине холма, вдали от проезжей дороги, был развеян прах одного из достойнейших людей своего времени.

John Galsworthy ([ˈɡɔːlzwɜrði] ; 14 августа , Кингстон-апон-Темс , Суррей - 31 января , Лондон ) - английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла « Сага о Форсайтах », лауреат Нобелевской премии по литературе ( ). Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу , затем в Оксфордском университете . Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада , который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой.

В ноябре 1932 года Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно .

Литературная карьера ]

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 году, стал сборник коротких рассказов От четырёх ветров . За ним последовал «поэтичный в своем трагизме», по отзыву высоко оценившего его Джозефа Конрада , роман Джослин . Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса Серебряная коробочка вышла в 1906 году и имела успех, за которой в том же году последовал роман Собственник , первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Однако сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно Саге о Форсайтах , трилогии об одноимённой семье. В этой трилогии, как и в других романах, подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм, жадность и порою сомнительные моральные принципы. Он считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи , который поставил под сомнение идеалы общества, превозносимые в более ранней литературе

Наверное, имя английского писателя Джона Голсуорси у многих из нас ассоциируется, прежде всего, с его знаменитой «Сагой о Форсайтах», повествующей о судьбе нескольких поколений семьи и приоткрывающей изнанку внешне успешной, респектабельной, счастливой жизни, за которой подчас скрываются страдания, предательства, ненависть, интриги и обман.
Однако в сборнике «Прогулка в тумане» Джон Голсуорси предстает перед нами как мастер жанра короткого рассказа, тем не менее схватывающего в объектив все противоречивые стороны человеческой натуры. Автору удается вскрыть внутренние конфликты, показать эволюцию психологического состояния своих героев, что на протяжении всей книги объединено общими темами и художественными приемами.
В первом рассказе этого сборника «Первые и последние» главные герои - успешный адвокат Кит Даррант и его брат Ларри - представляют собой два противоположных характера: первый – воплощение рассудочности, а другой – чувственности. Ларри случайно в целях обороны убивает бывшего мужа своей возлюбленной Ванды и признается в этом своему брату. Оба этих героя сталкиваются со сложной для каждого из них и актуальной для любого человека во все времена проблемой выбора: у Лоренса это конфликт между любовью к девушке и своей совестью, а у Кита – это выбор между родственными чувствами к брату и справедливостью, долгом законопослушного гражданина и представителя правосудия. Однако это противоречие в последнем случае осложняется тем, что за этой внешней «правильностью» выбора стоит еще и собственная выгода, поскольку Кит не в последнюю очередь думает о себе, своей репутации и положении в обществе. Что же окажется сильнее и станет решающем в этом столкновении, как поведет себя в этой непростой ситуации каждый из персонажей - это и составляет главную интригу рассказа. Само название и эпиграф наталкивают нас на мысль о том, что в жизни все непредсказуемо и может в любой момент поменяться местами, а также заставляет задуматься, в чем же истинная сила, а где слабость поступка каждого из героев.
Второй рассказ «Цвет яблони» продолжает заданную линию. Вновь в самом начале перед нами два противоположных человеческих типа – романтик Фрэнк Эшерст и его более прагматично настроенный друг - Роберт Гартон. В эпицентре острого внутреннего конфликта находится Фрэнк – он тоже оказывается перед непростым выбором между своим чувством и порывом – любовью к простой деревенской девушке Мигэн - и долгом, который претит ему воспользоваться искренними чувствами девушки. Но не скрывается ли за этим внешним благородством вновь подмена понятий, и не оказывает ли социального положение решающего влияния на выбор Фрэнка? На этот вопрос каждый читатель должен ответить сам.
В этом рассказе появляется еще один важный элемент, штрихи которого были намечены прежде и который постоянно присутствует далее, еще одно главное действующее лицо – это природа. Элементы пейзажа и описания природы играют здесь важную роль, становясь источником вдохновения для героев и представляя собой прием психологического параллелизма, но нередко, напротив, они также могут оттенять и контрастировать с происходящим (например, в рассказе «Странности жизни»). Кроме того, здесь же возникает еще одна сквозная тема всего сборника - тема искусства, неуловимости и хрупкости красоты окружающего мира и природы, невозможности ее запечатлеть и передать. Появляется мысль о том, что современный человек часто не замечает и не ценит этого, что порождает конфликт и непонимание между цивилизацией и чистой, первозданной природой, что воплощено на уровне персонажей в образах Фрэнка и Мигэн. Эта идиллическая пасторальная тема, тема весны, обновления, заданная в самом начале и во многом способствующая зарождению чувств между героями, контрастирует с финалом рассказа, где становится ясно, как кратковременен, мимолетен и хрупок по сравнению с вечной красотой природы этот «период весны» в жизни каждого человека. Ретроспективная композиция, строящаяся на воспоминаниях молодости героя, придает этому произведению оттенок меланхоличности, тонкий лиризм и грусть (тот же самый прием используется и в рассказе «Санта-Лючия»).
Теме вечного поиска красоты в искусстве, которому можно посвятить всю свою жизнь, довольствуясь лишь мимолетным счастьем, когда приходит вдохновение и, как кажется, наконец-то удалось ухватить то невидимое, которое постоянно ускользает от нас, и запечатлеть душу природы, что затем вновь часто оказывается иллюзией и обманом, посвящен еще один рассказ этого сборника - «Бересклет».
Не оставляет без внимания автор и острые социальные катаклизмы и противоречия рубежа 19-20 веков. Так, в рассказе «Поражение» на фоне событий Первой мировой войны перед нами раскрывается трагическая судьба немецкой девушки, в сердце которой не осталось больше веры, а только боль и одиночество, но тем не менее теплится привязанность к своей родной земле и остаются живы воспоминания о прежде счастливой мирной жизни. Писателю здесь на важны национальности, точнее он хочет показать, что война убивает все и всех и этому нет оправдания. Эта история служит всего лишь иллюстрацией загубленных судеб миллионов ни в чем неповинных людей. Джон Голсуорси выступает здесь с обличительным пафосом, он против самой сути войны, губящей все лучшее, что есть в человеческой натуре.
Интересны и сами женские образы, которые нередко выступают в контрасте (например, образ матери и дочери в рассказе «Странности жизни»). Зачастую героинями рассказов Голсуорси становятся падшие женщины, которые, тем не менее, вызывают сострадание и сочувствие («Странности жизни», «Поражение») и в которых причудливым образом уживается нравственность, кротость, искренняя любовь, готовность к самопожертвованию («Первые и последние»), напоминающие тем самым по своему типажу героиню Ф. М. Достоевского Сонечку Мармеладову.
Несмотря ни минорную тональность большинства новелл этого сборника, Джону Голсуорси не чуждо ироническое отношение к жизни и происходящему (например, это отчетливо просматривается в рассказе «Надежды»). Эта ирония иногда превращается в горькую усмешку судьбы («Лес») или же помогает передать неоднозначное отношение к герою, его поступкам, выбору, жизненному кредо, несмотря на положительную в целом оценку его личностных и человеческих качеств (например, в рассказе «Человек с выдержкой»).
Наконец, квинтэссенцией всего сборника становится заглавный рассказ «Прогулка в тумане», который представляет собой философскую метафору и аллегорию человеческой жизни, хотя некоторые, возможно, упрекнут его в отсутствии фабулы и развития сюжета как такового. Здесь сходятся воедино все черты писательской манеры Джона Голсуорси: пейзажные зарисовки вторят внутреннему состоянию героя, и малейшие изменения в природе символизируют тончайшие движения человеческой души, изменения в психологическом состоянии и эмоциональном плане, а также знаменуют собой этапы человеческой жизни в целом. Оставшись один на один с этим первозданным, естественным природным миром, человек призван испытать единение и слиться с ним, прислушаться к нему и почувствовать себя его органичной частью, ведь самое ценное – это достигнуть гармонии внутри себя и с миром вокруг нас.
Надо отметить, что во всех рассказах этого сборника вы не найдете однозначно счастливого хеппи-энда: все они пронизаны тонкой меланхолической грустью, а иногда после прочтения остается некое чувство недосказанности. Этот открытый финал, с одной стороны, еще больше приближает их к реальной жизни, что прекрасно вписывается в литературный и культурный контекст эпохи рубежа 19-20 веков. С другой стороны, это оставляет надежду на то, что лучик света обязательно появиться на горизонте, послужит путеводной нитью и укажет дорогу тем, кто сбился со своего жизненного пути, который часто застилает туман неизвестности, невзгод, печалей, проблем, суетных мыслей, и что наша дорога к будущему окажется яснее, светлее, полной надежд и веры в лучшее.

Читать полностью

Ужасное издание этой замечательной книги. На страницах поля практически отсутствуют, печать слепая. Читать невозможно. Если хотели выпустить в одном томе, формат сделали бы больше. Издательству должно быть стыдно за такую халтуру. Жалко потраченных денег.

Читать полностью

Удивительная книга!

Автор гениального произведения «Сага о Форсайтах» английский писатель Джон Голсуори. В центре большая семья, канва эпоха, а внутри суетливая жизнь.
Эта книга удивительная, объемная, правдивая, она совершенна, многообразна. Мне безумно понравилась история Форсайтов она меня просто заворожила. Язык, стиль изложения покорили сразу и навсегда. Я прочитала от корки до корки всю историю, посмотрела экранизацию и у меня не хватает слов, что бы описать это произведение. Читайте, думаю, вам понравится, ведь в этом произведении каждый найдет для себя что-то свое, то, что затронет душу и останется в ней навсегда.
Книга читается легко, но не быстро, объем-то не маленький))

Читать полностью

Сага о Форсайтах

Как только я впервые увидела эту книгу, меня испугал размер. Казалось, что я никогда не осилю её. Но все стало гораздо проще, когда я начала читать. На самом деле прочитала я так быстро, что удивилась сама. Наверное, потому что затянуло повествование. Здесь мы видим главных героев на протяжении долгого отрывка времени, наблюдаем, как они меняются, как складывается их жизнь. За это время герои стали для меня друзьями. Я считаю, что это очень важно. Покорили, конечно, описания и сравнения. Очень красочно и красиво. Я нисколько не жалею, что прочитала эту книгу. В ней можно найти эмоции, нравы того времени, красивую природу и интересных персонажей. Не все складывается так просто. Главной героине предстоит пережить достаточно потерь.

Читать полностью

- (Galsworthy) Голсуорси Джон (Galsworthy, John) (1867 1933) Английский писатель. В литературной публицистике отстаивал принципы реализма. 1932 лауреат Нобелевской премии по литературе. Афоризмы, цитаты Русский человек, во многих отношениях… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (Galsworthy) (1867 1933), английский писатель. Социально бытовые романы «Остров фарисеев» (1904), «Патриций» (1911), «Фриленды» (1915) и др. В социально психологических трилогиях о судьбах одной многочисленной семьи «Сага о Форсайтах» (1906 21) и … Энциклопедический словарь

Голсуорси (Galsworthy) Джон (14.8.1867, Лондон, 31.1.1933, там же), английский писатель. Сын юриста. Закончил Оксфордский университет. Литературную деятельность начал как неоромантик (сб. «Четыре ветра», 1897; романы «Джослин», 1898, «Вилла… … Большая советская энциклопедия

- (Galsworthy, John) (1867 1933), английский прозаик и драматург. Родился 14 августа 1867 в Кингстон Хилле (графство Суррей). Учился в Харроу Скул и Нью колледже Оксфордского университета, в 1889 получил степень бакалавра юриспруденции, в 1890 был… … Энциклопедия Кольера

ГОЛСУОРСИ Джон - ГОЛСУОРСИ (Galsworthy) Джон (1867—1933), английский писатель. Трилогии о Форсайтах: «Сага о Форсайтах» — ром. «Собственник» (1906), «В петле» (1920), «Сдается в наем» (1921) — и примыкающие к ней новеллы «Последнее лето Форсайта»… … Литературный энциклопедический словарь

- … Википедия

Голсуорси, Джон Джон Голсуорси John Galsworthy Псевдонимы: Джон Синджон (John Sinjohn) Дата рождения … Википедия

Джон (John Galsworthy, 1867) английский романист, новеллист, поэт, драматург и эссеист. Творческое своеобразие выявил главным образом в романе. Основной образ пятнадцати романов Г. это собственник. Накопление и сохранение частной собственности… … Литературная энциклопедия

John Galsworthy Дата рождения: 14 августа 1867(18670814) Место рождения: Кингстон Хилл, Суррей, Англия Дата смерти: 31 … Википедия

- (1867 1933) английский писатель. Социально бытовые романы Остров фарисеев (1904), Петриций (1911), Фриленды (1915) и др. В трилогиях о судьбах одной семьи Сага о Форсайтах (1906 21) и Современная комедия (1924 28) дал эпическую картину нравов… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Джон Голсуорси. Собрание сочинений в 8 томах (количество томов: 8) , Голсуорси Джон. Книжный клуб`Книговек` рад представить вашему вниманию 8-томное собрание сочинений Джона Голсуорси -…
  • Джон Голсуорси. Собрание сочинений в 16 томах (комплект из 16 книг) , Джон Голсуорси. Джон Голсуорси - выдающийся английский прозаик и драматург, один из крупнейших писателей-реалистов…
Похожие публикации