Познание. Мини-проект «Экскурсия в библиотеку для детей старшей группы Конспект экскурсии в средней группе в библиотеку

Конспект экскурсии в школьную библиотеку с детьми старшей группы

Программное содержание:

1. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.

2. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе, о школьной библиотеке.

3. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Дети с воспитателем подходят к зданию школы.

Ребята, ответьте мне на один вопрос: без чего нет любой школы? (без классов, без звонка, без книг). Правильно! А где в школе хранятся книги? (В библиотеке)

Зачем она здесь нужна? А можно ли учиться в школе без учебников? Давайте пройдем в здание школы и посетим школьную библиотеку

Дети заходят в библиотеку

Кто знает, что такое библиотека? (Это место, где много книг, где хранятся книги.)

Да, библиотека - это хранилище книг. Мы сейчас убедимся в этом. Но и в школе и в библиотеке нужно уметь правильно себя вести:

1. не шуметь,

3. вопросы задавать по одному.

Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг. Познакомьтесь, это библиотекарь Анна Ивановна.

(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).

Библиотекарь. Библиотека - это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей - книжные полки, дома - тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья - литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В библиотеке есть очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? (Хранилище книг).

Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели).

Входит Василиса Премудрая (ученица)

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку -
Навсегда страницы замолчат тогда.

Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами».

Что стоит на полках? (Книги).

Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? (С ними аккуратно обращаются).

Как надо относиться к книгам? (Бережно).

Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).

Для чего нужны книги? (Чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового)

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда дети будут давать правильный ответ - показывать книгу, из которой был взят вопрос).

  1. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
  2. Кого учила лиса ловить рыбу хвостом? (волка)
  3. Кто помогал Буратино учиться? (Мальвина)

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

  1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
  2. 2. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли - быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

Организация: ГБОУ Школа №1195

Населенный пункт: г. Москва

Программное содержание :

  1. Познакомить детей с профессией библиотекаря, показать значимость его труда.
  2. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним.
  3. Углублять интерес к школе.
  4. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

Предварительная работа:

  1. Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
  2. Заранее договориться с библиотекарем о времени экскурсии, получить разрешение директора школы на посещение библиотеки.
  3. Беседа о книге (рассказать о происхождении слова «библиотека»; что книга состоит из обложки, страниц, иллюстраций, переплета и что у каждой книги есть название и автор).
  4. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
  5. Работа в уголке книги.
  6. Разработка конспекта экскурсии.

Активизация словаря:

библиотека, библиотекарь, книги, полки, стеллажи, читатель, формуляр,

бережно, аккуратно.

1. Вводная часть.

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в школьную библиотеку.

Кто знает, что такое библиотека?

(Там много книг, там хранятся книги.)

Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сегодня убедимся в этом.

(Напомнить правила поведения детей в школе и библиотеке:

2. Основная часть.

Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг.

Познакомьтесь, это библиотекарь

(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).

Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами»

Что стоит на полках?

(Книги).

Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему?

(С ними аккуратно обращаются).

Как надо относиться к книгам?

(Бережно).

Как нужно беречь книги?

(Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).

Для чего нужны книги?

Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека?

(Хранилище книг).

Как называются люди, которые берут в библиотеке книги?

(Читатели).

- (имя отчество) Расскажите нам про свою работу.

Рассказ библиотекаря.

Я выдаю книги. Я постоянно общаюсь с читателями, отвечаю на их вопросы, советую, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Я рассказываю читателям о детских писателях, их новых книгах, знакомлю с последними номерами журналов для детей.

Время от времени я устраиваю красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками.

Весной устраиваю самый большой праздник детской книги – «Книжкина неделя».

Какими качествами должен обладать библиотекарь?

Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам.

Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга.

Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателям.

Так в чем же, ребята, заключается работа библиотекаря?

(Помочь читателю выбрать книгу, записать ее на карточку – формуляр. Библиотекарь объясняет, на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней).

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже возьмем интересную книгу и почитаем ее в группе.

Библиотекарь показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ.

3. Заключительная часть.

В библиотеку входит Незнайка. Он приветствует детей и рассказывает о важности чтения для всех детей.

Незнайка: Пока книги вам читают взрослые. но когда вы сами научитесь читать вы сможете познакомиться с героями разных литературных произведений. А сегодня давайте с вами поиграем! Сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. (книга)

3. Кто говорит молча? (книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней. (книга)

5.Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Правильно! Все эти загадки были о книгах.

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Если вы ребята не устали у меня для вас есть ещё одно задание. Надо назвать русскую народную сказку

«Загадки по сказкам»:

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, козленочек)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю? («По щучьему велению»)

Незнайка: Молодцы ребята! Я надеюсь вы будете постоянными читателями библиотеки!

Список использованной литературы.

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Романцева Л.Н. Еще раз о преемственности. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003. №2.
  3. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Генезис, 2003
  4. Сборник русских народных сказок. Издательство АСТ . 2015


«Экскурсия в библиотеку для детей старшей группы»воспитателя МБДОУ г. Иркутска детского сада №102
Верхозиной Жанны Викторовны
Цель экскурсии: приобщение детей к чтению; показать социальную значимость библиотек; познакомить с сибирским писателем Софьей Бунтовской.
Задачи экскурсии:
- формировать представления детей о библиотеке;
- познакомить с трудом библиотекаря;
- воспитывать уважение к труду работников библиотеки;
- воспитывать правила культуры поведения в общественных местах;
- повысить качество работы родителей с детьми по использованию книги;
- приобщение детей к чтению;
- бережное отношение к книге;
- умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми;
- знакомство с писателем Софьей Бунтовской;
Участники: дети, родители, воспитатели старшей группы.
Время проведения экскурсии: 30 минут
Обоснование проведения экскурсии:
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем.
Реализация проведения экскурсии предполагает работу по следующим этапам:
Введение в проблему.
Что такое библиотека? Что вы знаете о ней?
Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)
1. ОО «Познавательное развитие».
- Экскурсия в библиотеку;
- Занятие по теме «История создания книги»;
- Занятие по теме «Откуда книга пришла»;
-Занятие по теме « Я – пешеход»;
2. ОО «Речевое развитие»
- С. Бунтовская « Экологические чистые сказки с берега Байкала»;
- чтение библиотечных книг;
- чтение сказок и рассказов по желанию детей;
- Составление рассказов на тему «О чем мне прочитала мама перед сном»;
- составление описательного рассказа по картине «В библиотеке»;
- ситуативные беседы: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если бы не было книг» и др.;
- рассматривание иллюстраций;
- проведение мин - викторины по сказкам Софьи Бунтовской;
- проведение сюжетно-ролевой игры « Библиотека»;
3. ОО «Художественно-эстетическое развитие».
- Изготовление закладок;
- формуляров;
- выполнение рисунков к сказкам Софьи Бунтовской;
- оформление выставок книг по темам в книжном уголке;
4. ОО «Социально-коммуникативное развитие».
- ремонт книг;
5. Взаимодействие с семьёй:
- Опрос детей: Были ли вы в библиотеке? Чем отличается библиотека от книжного магазина? Читают ли вам родители? Что читают? Назовите любимую сказку? рассказ?;
- Проведение анкетирования родителей: Читаете ли вы, детям? Что читаете? При покупке книг учитываете ли желание ребенка или приобретаете на свой выбор? Посещаете ли вы с ребенком библиотеку?;
- Проведение акции «Сделай книжку-малышку и подари ее детскому саду»";
- Посещение библиотеки;
- Проведение консультации для родителей "Влияние книги на развитие детей"; "Что читать детям".
- Обмен семейным опытом;
- Акция «День чтения вслух» (родители - детям);
- Презентация книг - самоделок, выполненных родителями с детьми.
Ожидаемые результаты реализации проведения экскурсии:
В результате реализации проведения экскурсии мы ожидаем пополнение знаний детей об окружающем мире: дети поймут значимость библиотек; будут знать и уважать труд библиотекаря; будут относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов. Привлечение родителей к проведению экскурсии позволит заинтересовать и активно включить их в воспитательно - образовательный процесс.
Материалы и оборудование: детские книги, журналы; сюжетная картина «В библиотеке»; иллюстрации к сказкам, рассказам; атрибуты к сюжетно-ролевой игре;
Организованный этап.
Воспитатель: Дети, вы любите когда вам читают? Много у вас книг дома? (ответы детей). А я знаю, где книг очень много. Я прочту стихотворение и вы поймете о каком месте я говорю.
Мы словно попали в волшебное царство:
В нем тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
Воспитатель: Ну, что, вы поняли куда мы идем? Правильно, в библиотеку. Но прежде чем идти, давайте вспомним правила поведения в общественном месте, и правила дорожного движения.
Правила поведения в библиотеке:
- в библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читатели. Книгу можно взять только на 10 дней.
- с библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
- библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
- книги в библиотеке нужно ставить точно на то же место, где вы их взяли.
Правила поведения на дороге: быть внимательными; слушаться воспитателей; через дорогу переходим только на зеленый цвет светофора;
На пороге библиотеки встречает нас библиотекарь Ольга Николаевна.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, позвольте зайти к вам.
Библиотекарь: Здравствуйте дети! Милости просим, заходите. Раздевайтесь, пожалуйста. Помимо экскурсии по библиотеке, я приготовила для вас сюрприз.
Библиотекарь: Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. У нас есть читальный зал, абонементный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжная мастерская. Давайте пройдем в первый зал. Он называется « Читальный зал»
Дети: А почему «Читальный»?
Библиотекарь: Потому что, в этом зале только читают.
В этом зале есть старые книги, а есть молодые.
Их все за всю жизнь невозможно прочесть.
Но каждая дарит нам радость познанья,
Поэтому нужно их свято … беречь.
Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу (библиотекарь показывает и рассказывает). В читальном зале книги на дом не выдаются, потому что здесь находятся редкие книги, которые в любой момент могут понадобиться читателям. А еще здесь можно посмотреть книжную выставку, просмотреть журналы и газеты.
(После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу).
Библиотекарь: Дети, давайте пройдем в следующий зал. Этот зал называется «Абонементный зал».
Дети: Почему «Абонементный»?
Библиотекарь: Это место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга твоя, можно рассматривать, попросить маму или папу почитать. В назначенный библиотекарем срок, книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. Ну, а если не успели прочитать, или захотели еще раз прочитать, скорее идите в библиотеку и попросите продлить срок чтения книги.
Дети: А как мы найдем нужную книгу? Вон их сколько!
Библиотекарь: Для того, чтобы быстро найти нужную книгу, знайте, что каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь приходят указатели - каталоги. Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги фамилия автора. А в углу карточки располагается знак – сокращенный адрес книги на полке. Я посмотрю на шифр и сразу узнаю, на какой полке искать книгу. На данный момент у нас есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера.
Лиза: А я сейчас хочу взять книжку домой.
Библиотекарь: Нет, Лизонька, ты не можешь сейчас взять книжку. Для того, чтобы стать читателем нашей библиотеки, нужно прийти вместе с родителями. Я заведу на ваше имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке.
Библиотекарь: Ну, а теперь пройдем в следующий зал. Он называется «Книжная мастерская». Книги как люди: рождаются, живут и стареют. Они могут болеть и поэтому нуждаются в лечении. В нашей мастерской мы лечим наши книги, т.е. подклеиваем, реставрируем и т.д. Ну, а чтобы в нашей мастерской было меньше книг, нуждающихся в лечении, книги нужно беречь!
Послушайте стихотворение:
Я - книга. Я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда опрятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь.
Ой, уронил меня ты на пол.
Ай, супом ты меня заляпал.
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится.
Опять загнул мои листы?
Опять со мной небрежен ты.
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду, Вдруг дождик грянет на беду.
Запомни: я твой лучший друг.
Но только не для грязных рук!
Библиотекарь: И наконец, я приглашаю вас в следующий зал, где вас ждет долгожданный сюрприз. В «Литературной гостиной» нас ждет писательница Софья Бунтовская.
Писательница: Здравствуйте дети! Я очень рада, что вы пришли на встречу со мной. Хочется выразить большую признательность всем юным читателям. Ваши потрясающие рисунки к сказкам вдохновляли нас на каждую последующую книжку. Мои книжки из серии « Экологически чистые сказки с берега Байкала» я рекомендую в качестве учебного пособия в помощь юным экологам и любителям природы Прибайкалья. Пока написано только три книжки, но наше с вами путешествие по заповедным местам не заканчивается. Мы, обязательно встретимся снова, и вместе с нашими героями – зверями и птицами, продолжим познавать огромный и прекрасный мир, имя которому – Природа. Книжки этой серии не обязательно читать друг за другом, начиная с первой. Каждая последующая из них не является продолжением предыдущей. Однако, чтобы иметь более полное представление о жизни природы, было бы не плохо иметь у себя все три книжки. Сказки из цикла «Экологические чистые сказки с берега Байкала» - целое открытие для маленьких читателей. Главные герои – лесные звери, которые совершают добрые и злые поступки; по характеру они тоже разные: смелые и трусливые, добродушные и хитрые, отзывчивые и вредные.
Писательница: Помимо сказок в моих книжках есть различные мини – викторины с ответами. Хотели бы вы иметь мои книги? (ответы детей). Ваши воспитатели передали мне ваши рисунки, спасибо вам, я надеюсь, что ваши рисунки вдохновят меня для написания следующих сказок. Сегодня я принесла вам свои книжки в подарок, читайте их и вспоминайте о нашей встрече. До свидания, мои дорогие, и до новых встреч.
Библиотекарь: Наша экскурсия по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями в нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть свою планету и звезду, сумеете разгадать загадки природы, и может быть, однажды на вашей книжной полке появится книга, которая поведет вас по жизни.
До свидания, и до новых встреч.

«Экскурсия в сельскую библиотеку»

Тип НОД : усвоение новых знаний.

Форма организации : экскурсия .

Основная образовательная область : «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; "Социализация" (развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель : познакомить детей с профессией библиотекарь , заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки .

Задачи :

Образовательные : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря , показать значимость библиотеки ; закрепить на практике знаний ПДД, при переходе через дорогу.

Развивающие : обогащение новых слов : библиотекарь , стеллаж, книжные полки; активизация словаря : читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря ; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа : Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря . Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии , как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем .

Оборудование : книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке .

Литература : Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

1) Дети вышли из детского сада парами . Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.

2) Повторение ПДД (правила дорожного движения) . Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

Дети : Потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение) .

Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

2. Основной этап .

Воспитатель : вот мы и пришли к библиотеке , давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке .

Дети :

Надо внимательно слушать

Разговаривать можно только шепотом

Если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

Взял посмотреть, положи на место

Воспитатель : молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Библиотекарь : Здравствуйте дети!

Дети : Здравствуйте! Библиотекарь : Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку :

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины :

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Дети : Библиотека

Библиотекарь : Молодцы, конечно, это библиотека ! « Библио » по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут Зинаида Ульяновна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем .

Немного из истории библиотек .

Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется : они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить : и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки . Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое , настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке .)

Дети : чтобы стать умными, чтобы узнать много нового, потому что это интересно.

Библиотекарь : Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.

Итак, библиотека – это дом книги .

В библиотеке очень много книг , журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу ( библиотекарь показывает карточки , дети рассматривают) . А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает, куда записываются все книги, которые вы прочтете.

В нашей библиотеке есть два основных отдела : абонемент и читальный зал. Абонемент в библиотеке означает место , где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает , как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)

Библиотекарь : Книги – как люди : рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Чтение стихотворения С. Я. Маршак «Книжка про книжки» . Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой :

Правила обращения с книгой

При чтении книг пользуйся закладкой.

Не загибай книжные страницы.

Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.

Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.

Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.

Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь . Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке .

«Правила пользования библиотекой »

В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.

Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу .

С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.

Библиотечные книги нельзя терять , иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу?

Дети : Да! Энциклопедия, сказки

Библиотекарь : А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Библиотекарь : Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель : Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют.

Дети : книжный фонд, шифр, каталог, читательский формуляр, читальный зал, абонент

Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

Дети : Тихо, не шуметь!

Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение)

Дети : библиотекарь это тот , кто ухаживает за книгами, выдает нам книги, рассказывает о книгах

Библиотекарь . Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу . Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями.

Дети : Спасибо!

Воспитатель : спасибо за интересную, познавательную экскурсию

3. Заключительный этап .

Во вторую половину дня сюжетно-ролевая игра « Библиотекарь » и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе ) .

ГБУ СО СРЦ

«Возвращение»

г. Саратова

Конспект занятия

на тему: «Экскурсия в библиотеку»

Воспитателя I отделения

социальной реабилитации

здания № 3

Деминой Е.И.

Коррекционная цель:

Знакомство с библиотекой, ее назначением, содержанием работы библиотекаря.

Задачи:
Заинтересовать детей книгами;
Уточнить смысл слов: библиотека, библиотекарь; ввести новые слова: каталог, стеллажи, карточка-формуляр;
Воспитывать уважение к труду взрослых.

Форма проведения: групповая экскурсия.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: Рассказ библиотекаря, сообщение новых сведений, вопросы, нацеливающие внимание, активизирующие мышление, пояснения, худ.слово(стихи), загадки, рассматривание книг, рисунков, ремонт книг, находящихся в библиотеке (возможно в Центре).

Предшествующая работа: Рассказ воспитателя о первых библиотеках на Руси. Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии «Профессии» и картины И.И. Пчелко и И.В. Шевандронова «В сельской библиотеке». Заучивание пословиц: «Чтение-лучшее учение», «Хорошая книга - лучший друг». Чтение «Книжный дом».

Оборудование: находящиеся в библиотеке (различные книги).

Ход занятия

Собираю детей вокруг себя, объявляю, что сегодня к нам в Центр пришло приглашение, читаю:

«Дорогой друг!

Приглашаем тебя совершить путешествие в «книжный город». Книжки про Буратино и Винни-Пуха, Мюнхаузена и Незнайку ждут тебя по адресу: ул.Танкистов, дом… Детская библиотека № 4 г.Саратова».

Куда нас приглашают?

Почему здесь написано, что библиотека –это «книжный город»? (Здесь находится много книг, как людей в городе).

В библиотеке много книг, журналов. Кто поможет тебе во всем этом разобраться? (Библиотекарь)

Правильно, он прекрасно знает литературу, часто беседует с ребятами о книгах, помогает им стать хорошими, умными читателями. Он посоветует тебе, что прочитать, научит выбирать книги и находить их на книжных полках. Сегодня он расскажет нам о том, как устроена библиотека, как правильно пользоваться книгами.

В библиотеке:

Даю детям несколько минут для самостоятельного осмотра помещения. Здороваемся с библиотекарем, знакомимся с ней.

Библиотекарь: Я очень рада видеть вас, ребята! Вы находитесь в холле библиотеки. Здесь расположена выставка рисунков наших читателей (осматриваем выставку). Я приглашаю вас раздеться в гардеробе и пройти в читальный зал (дети раздеваются, проходят).

Библиотекарь: Проходите, пожалуйста! Это наш читальный зал. Что это? Что вы здесь видите? (столы, стулья, книги, цветы). Зачем нужны столы и стулья? (чтобы удобнее было читать). Садитесь за столы, пожалуйста! (Дети садятся)

Библиотекарь: Знаете ли вы, что означает слово «Библиотека»? «Библио»-книга, «тека»-дома. Значит библиотека – это книжный дом или Дом книги. Библиотекарь работает в библиотеке, он хозяин этого дома.

Для чего человек создал библиотеки? (Книг на свете очень много и их невозможно все держать дома. Поэтому книги хранятся в библиотеках, здесь за ними следят, хранят).

«Найдешь здесь книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звездах, птицах и зверях,

Растеньях и машинах».

Посмотрите, сколько различных книг есть в нашей библиотеке: «Чудо-книжки», расписные книжки-игрушки, книжки-великаны и книжки-малютки. И всем им есть место. Отгадайте загадку:

«У стены, большой и важный

Дом стоит многоэтажный

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже!» (Книжный шкаф)

Книжный шкаф в библиотеке называется стеллаж.У стеллажей нет дверок, как у шкафа, для того, чтобы легче и удобней было брать книги с полок. Какие книги вы любите читать? (Сказки, книги о животных, космосе и т.д.)

Чтобы легче было найти нужную тему книги, на полках есть разделители с темами (показывает). Вы можете прочитать или посмотреть рисунок и поймете, что здесь подобраны книги о природе и технике. Так как книг в библиотеке много, нужно уметь выбрать самую необходимую. Это умение придет, если вы узнаете секрет «золотого ключика». В каждой библиотеке есть такой ключик к книгам – каталог. Это слово в переводе с древнегреческого языка означает перечень. Каталог состоит из карточек. На каждой - фамилия автора книги, ее название, фамилия художника, город и год издания. Каталог всегда поможет найти нужную книгу.

Чтобы всем этим «богатством» пользоваться, нужно записаться в библиотеку. Библиотекарь заведет карточку-формуляр, где запишет ваш домашний адрес, телефон и другую информацию.

В детской библиотеке обычно два отделения: читальный зал, в котором вы находитесь, и абонемент, куда мы отправимся позже. У слова «абонемент» много значений, но в библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть – она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок. Это возможно. Так где же можно взять книгу на дом? (В абонементе). Когда ее нужно вернуть? Почему?

Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Вы спросите - почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. В читальном зале должно быть тихо.

В читальном зале тишина,

Она особенно нужна

Уходите, разговоры,-

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать!

В читальном зале проходят беседы, встречи с писателями и художниками, артистами. Чтобы не пропустить интересную встречу, приходите в библиотеку почаще.

А теперь попрошу вас пройти в зал абонемент. Сегодня там работает «Книжная больница».

Дети проходят в другой отдел.

Библиотекарь показывает им «пострадавшие» книги и читает:

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки-

Грязные, Лохматые,

Рваные, Горбатые,

Без конца и без начала,

Переплеты – как мочало,

На листах каракули

Книжки горько плакали…

Ребята, почему книги сбежали от хозяина? Как нужно обращаться с книгами? (Дети: книги нельзя пачкать, мочить, брать грязными руками, бросать раскрытую книгу вверх переплетом, загибать уголки страниц, нельзя рисовать и писать на книгах, надо беречь от кошек и собак, которые могут порвать книгу). Вместе с библиотекарем дети ремонтируют книги (или забирают с собой).

Благодарим библиотекарей, прощаемся. После экскурсии провожу итоговую беседу. (Об экскурсии рассказываем другим).

Похожие публикации