Логопедические упражнения для детей. Логопедические занятия «Тик-так». Изучение звуков «ч», «щ»

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Главные психические процессы осваиваются ребенком первые годы жизни, где речь играет далеко не последнюю роль. Отставание и нарушение развития языка у детей, к сожалению, частое явление. Но, специалисты не рекомендуют тревожиться и проводить обследование до достижения ребенком четырех лет, так же как и корректировать речь. А вот логопедические занятия для детей лучше начинать как можно раньше. Чем больше лет, тем сложнее исправлять недостатки.

Если проблемы с речью наблюдаются в возрасте 4-5 лет, следует обратиться к врачу. Для выявления причин назначается логопедическое обследование. Возможно, потребуется помощь нескольких специалистов для работы с детьми: отоларинголога, ортодонта и невропатолога. На основе полученных данных проводится анализ дефектов речи. В результате ставится диагноз ОНР, ФФН и другие. Не стоит этого опасаться. Главное, приготовиться к кропотливой и терпеливой работе в постановке языка. Ответственный подход обязательно даст положительные результаты.

Причины нарушений подразделяют на группы:

  • органические;
  • функциональные.

В каждой группе нарушения провоцируются множеством факторов. Так, патологии развиваются еще во внутриутробном периоде, вследствие перенесения мамой инфекционных заболеваний или травм.

Постановка речи зависит от того, какова структура речевого аппарата. Может наблюдаться недостаток или избыток зубов, неправильная их посадка, расщелины неба и так далее. Эти проблемы передаются по наследству. Также патологии развиваются вследствие перенесения заболеваний инфекционно-вирусного характера.

Другая причина кроется в склонности детей копировать дефекты речи взрослых. Например, родители могут неправильно выговаривать букву «Р», из-за чего малыш повторяет ошибки.

Занятия с детьми 2-3 лет

  • В возрасте 2-3 лет, малыши подражают речи окружающих. Они активно, но неустойчиво разговаривают. Однако, встречаются детки, которые упрямо не говорят или делают это так, что их способны понять только родители.
  • Логопедические занятия для самых маленьких, проводятся с учетом психологических и физиологических особенностей этого возраста. Урок состоит из 3-4 упражнений и не длится более 20 минут.
  • Малыши 2-3 лет занимаются только тогда, когда им что-то интересно. Поэтому упражнения для развития речи дополняют наглядными пособиями. Урок реализовывают через игру. Тогда на эмоциональном подъеме малышу захочется повторять слова.

Специальные игры для молчунов

В них выделяются два направления:

  • сформированное общее подражание;
  • развивающееся общее подражание.

Копируя взрослых, кроха усваивает их опыт, умения и навыки. Под общим подражанием подразумевается повторение мимики, движений и действий.

Работу с молчаливым ребенком реализуют в следующей последовательности:

  • побуждают его повторять движения (зарядку с поднятием рук, топаньем ножек и похлопыванием в ладоши);
  • следующим шагом развития идут последовательные движения (полет птички, которая затем приземляется и ищет зернышки);
  • на заключительном этапе привлекают игрушки, с которыми выполняют те же последовательные действия.

Чтобы сформировать имитацию звуков и речи с неговорящими детьми, нужно много раз повторять одни и те же слоги, слова и словосочетания, выделяя их. Крохе предлагают воспроизвести сказанное и положительно воспринимают любой вид ответных действий.

Логопедические занятия, которые настроены на подражание речи, проводят в следующем порядке:

  • произнесение звуков;
  • слов и слогов со смысловой нагрузкой;
  • слов;
  • коротких фраз.

Игровая форма подходит не только для молчаливых детей, но и крохам, разговаривающим невнятно и нечетко. Помимо упражнений, к ним добавляют загадки, чистоговорки и рифмовки. Полезно для развития делать движения, сопровождающие фразы и подходящие по смыслу.

Требовать от ребенка 2-3 лет произнесения четких звуков не нужно. Гораздо важнее формирование коммуникативной функции языка.

Занятия с детьми 4-5 лет

В таком возрасте пора готовить ребенка к школе. С произнесением звуков не должно быть проблем.

Если малыш говорит неправильно, нужно разобраться, в произнесении каких звуков есть нарушения. Можно попробовать попросить ребенка повторить слова, в которых имеется неподдающийся звукоряд. Примеры:

  • «с» - солнце, собачка;
  • «з» - зебра, зайчонок;
  • «ш» - шоколадка, шар;
  • «ч» - чашка, чемодан;
  • «ц» - цапля, царь;
  • «р» - ракета, рыба.

Произнесение звуков лучше предлагать по отдельности.

Перед тем как проговаривать каждый из них, делают артикуляционную гимнастику возле зеркала. Тогда речевой аппарат не только чувствуется, но и видится.

После выговаривания звуков переходят к работе со слогами. Если с этим все в порядке, предлагают ребенку повторять целые слова с содержанием сложных звуков. Урок закрепляют при помощи свободной речи с их использованием. Этап продолжают до тех пор, пока малыш не научится говорить правильно.

Нужно приготовиться к тому, что такие занятия длятся несколько месяцев, пока постановка звуков не станет грамотной.

Принципы развития правильной речи

Для формирования правильного языка создают условия. Уже давно доказано, что постановке речевой деятельности способствуют физические упражнения и игры.

  • Даже с младенцем полезно разговаривать и хвалить его попытки что-то сказать. Для корректного развития детей, родителям советуют реагировать на эти проявления уравновешено и спокойно.
  • Структура языка у взрослых должна быть правильной. Это детям 2-3 лет говорят «ту-ту» и «ам-ам», а в 4-5 лет, им полезно слышать правильную речь с применением литературного языка и корректного произношения.
  • Для постоянного развития, ребенку придумывают новые рассказы и наполняют его жизнь позитивными впечатлениями. Чем больше малыш хочет делиться эмоциями при помощи языка, тем быстрее проходит период подготовительной работы.

Виды логопедических занятий

Помимо уроков дома, с дошкольниками занимаются в ДОУ. В случае необходимости, работа продолжается и в школе. Она эффективна для детей с задержкой речевого развития, нарушениями письма и чтения, ОНР, ФФН, а также дизартрии.

В интернете есть многочисленные конспекты логопедических занятий, разработанные профессионалами. Картотека включает проработку всевозможных речевых проблем. На их основе с дошкольниками работают логопеды в детских садах - в старшей и подготовительной группе. Ими пользуются и родители для проведения занятий дома.

Занятие в ДОУ бывает:

  • В группе задания даются детям, у которых схожая структура дефекта.
  • Фронтальное занятие подразумевает выполнение малышами одинаковой работы.
  • А на индивидуальных уроках ребенка учат правильному произношению.

Структура урока с детьми, страдающими ОНР

Рассмотрим конкретный пример занятия в детском саду, с ребенком в старшей или подготовительной группе. Главный пункт правильного проведения урока - открытое установление эмоциональной связи. Логопедические занятия начинаются с приветствия, которое настраивает на положительный лад, чтобы упражнения воспринимались в позитивном ключе. Малыша поощряют и хвалят при любой активности.

Общее недоразвитие речи или ОНР, подразумевает нарушения в постановке звуков или смысловой системе языка. Заболевание иногда сопровождает более серьезные недуги, такие как алалия, ринолалия, дизартрия, олигофрения и прочее. Это важно учитывать при организации урока.

У каждого логопеда есть картотека с уроками, в которых находится постановка для каждого случая. Проведя анализ, он составляет программу работы для развития.

Возьмем пример урока, рассчитанный на детей подготовительной группы шести лет с общим недоразвитием речи.

Целями урока являются:

  • закрепление предметного словаря;
  • различение детской, женской и мужской одежды;
  • упражнения;
  • заучивание стихотворений;
  • закрепление цветов и форм;
  • развитие внимания, памяти;
  • анализ и обобщение;
  • постановка мелкой моторики посредством самомассажа;
  • развитие уверенности и самостоятельности.

Для проведения урока подготавливают оборудование, помогающее детям наглядно воспринимать информацию. В него включаются: игрушки; ткань; бумага с карандашами; раскраски; картинки; индивидуальные карточки для заданий.

Занятие может быть построено следующим образом.

  1. Организуется постановка детей. Например, ребята встают в круг и им объясняются последующие действия.
  2. Делается самомассаж лица. Логопед читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют.
  3. Главная часть реализуется в игровой форме, когда передается постановка задания, отвечающая целям урока.
  4. Выполняются упражнения.
  5. Заучивается стихотворение для запоминания тех предметов, которые участвовали в упражнениях.
  6. Подводится итог занятия.

Маленький человечек говорит неустойчиво. Поэтому структура языка рискует быть нарушенной под воздействием различных негативных факторов. При обнаружении проблемы, необходимо обратиться к логопеду.

Желательно проводить индивидуальные логопедические занятия. Если такой возможности нет, то уроки в группе принесут пользу, но не заменят работу со своим чадом дома. Главные основы развития, постановка языка и прочее, закладываются не в детском саду и школе, а в семье.

Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:

  • Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
  • Муляжи фруктов, овощей и т. д.;

  • Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.

Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.

Логопеды советуют для достижения результата заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;

  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
  • Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начнем с вас. Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Наглядность. Логопеды советуют озвучивайть любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи — стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).

Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы! Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.

О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи. Например:


Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

Логопедические занятия очень важны для развития ребенка. Ведь правильная речь говорит о культуре воспитания ребенка, что очень важно в современном мире.

Нижеописанные упражнения помогут вашему малышу говорить правильно, устранить дефекты речи, научат грамотно писать и читать.

У детей распространенной проблемой является самазанность звуков и их нечеткое произношение. Для этого необходимо заниматься с ним и делать артикуляционные логопедические упражнения.

Не стоит думать, что ребенок вырастет и сам научится говорить правильно. Многие без вашей помощи справиться не смогут.

Также существуют физиологические особенности, которые не позволят им сделать этого. К ним можно отнести:

  • наследственность;
  • отсутствие или снижение слуха;
  • родительское сюсюкание;
  • подражание;
  • короткая уздечка;
  • слабые языковые мышцы;
  • неправильное развитие челюсти.

Все эти факторы не позволяют ребенку выстроить правильные звуки, поэтому не поленитесь и уделите внимание вашему чаду.

Как правильно проводить логопедические упражнения

Существует несколько важных моментов:

  • проводите занятия, когда ребенок накормлен и спокоен;
  • смотивируйте ребенка к логопедическим упражнениям, пояснив как это важно для его будущего;
  • выделите место в комнате специально для занятий;
  • приобретите большое зеркало, чтобы ребенок мог сам себя контролировать;
  • не стоит делать все за ребенка, вы можете только подсказывать;
  • делайте передышки;
  • хвалите и давайте уверенность.

Длительность логопедических занятий должна быть не более 30 минут. Следует повторять упражнения до трех раз в неделю.

Логопедическое артикуляционное упражнение «Заборчик»

Ребенок должен улыбнуться широко, показав зубы.

Пусть удерживает такое положение максимальное количество времени.

Логопедические упражнения «Маленький птенчик»


Ребенок должен открыть рот максимально широко, делая улыбку. При этом не нужно шевелить языком, просто оставайтесь в такой положении минуту.

Упражнение «Непослушный язычок»

Необходимо слегка открыть рот и высунуть язык, положив его на нижнюю губу. Далее произносите «Пя-пя-пя», шлепая язык губами.

Логопедическое артикуляционное занятие «Трубочка»

Упражнение «Сладкое варенье»

Откройте рот и начинайте медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу. Делайте это несколько раз по кругу.

Занятие «Чистые зубки»

Необходимо приложить язык к зубам с внутренней стороны и совершать круговые движения, начиная с верхней челюсти.

Нижняя челюсть должна оставаться недвижимой.

Логопедические занятия «Тик-так»

Сделайте улыбку, так, чтобы зубы были видны наполовину.

Высуньте язык и начинайте дотрагиваться им до уголков рта. Когда ребенок будет делать эти упражнения, говорите ребенку тик-так, тик-так.

Упражнение «Змейка»

Пусть ребенок откроет рот и высунет язык. Здесь главное сделать это таким образом, чтобы язык не прикоснулся к зубам и губам.

Двигать языком нужно взад-вперед несколько раз.

Артикуляционное занятие «Орешки»

Нужно, чтобы рот ребенка был закрыт, и он упирался языком сначала в правую щеку, затем в левую.

Упражнение «Гол»

Очень подходит , которые любят спорт и футбол.

Суть заключается в том, чтобы положить язык на нижнюю губу, и издавая букву «Ф» сдувать ватный шар.

Можно соорудить ворота из фломастеров или кубиков. Главное не надувать щеки.

Занятие «Сердитая кошечка»

Ребенок должен открыть рот и установить язык в таком положении, чтобы он упирался в нижние зубы.

Нужно стараться приподнимать язык вверх, выгибая спинку языка. Так кошечки выгибают свою спинку.

Логопедические занятия скороговорками

Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился грамотно и четко разговаривать, используйте для этого повторение скороговорок.

С их помощью вы можете:

  • увеличить словарный запас;
  • усовершенствовать дикцию;
  • развить речевой слух.

Помимо этого, ваш ребенок перестанет съедать окончания, научится улавливать интонацию и понимать, что он говорит. И самое главное, он будет уметь слушать.

Скороговорки для четкой буквы «Л» :

  • палку толкал лапой Полкан, лапой Полкан палку толкал;
  • у елки иголки колки, иголки колки у елки;
  • дятел дуб долбил, да не додолбил;
  • клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку;
  • котик ниток клубок укатил в уголок;
  • кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.

Логопедические занятия и скороговорки для четкой буквы «Р» :

  • Рыбы в проруби пруд пруди;
  • Петр Петру пек пироги;
  • У Кондрата куртка коротковата;
  • На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой, сорок сорок в короткий срок съели сырок;
  • До города дорога в гору, от города - с горы;
  • Трое трубачей трубят в трубы.

Логопедические упражнения на четкость букв «З, Ш, С, Ж» :

  • 16 шли мышей и 6 нашли грошей;
  • У зайки Бубы заболели зубы;
  • Саше дали кашу, а Клаше простоквашу;
  • Зоиного зайку зовут зазнайка;
  • Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его;
  • Шел Стас по шассе к Саше в шашки играть;
  • Шашки на столе, шишки на сосне;
  • Зоя везла на возу, козленка, козла и козу;
  • На лыжах по луже не пробежишь;
  • Однажды шел дождик дважды;
  • 6 мышат в камышах шуршат.

Занимайтесь со своими детишками логопедическими упражнениями и когда они вырастут - скажут вам огромное спасибо!

От вас зависит их , дальнейшая жизнь, будущая профессия и общение с окружающими людьми.

Формирование у ребенка правильной и красиво поставленной речи – это тяжелый ежедневный труд, заниматься которым нужно уже в раннем возрасте. Специальные логопедические упражнения для детей, разработанные практическим путем, полезны не только малышам, испытывающим сложности при формировании звуков, но и деткам, не сталкивающимся с подобными проблемами. К 4 годам у большинства ребят формируется вполне четкое и чистое произношение, они уже не пытаются уменьшать слова.

В 5 лет дети должны выговаривать все буквы родного языка, допускается наличие периодических сложностей со звуком «р» и некоторыми шипящими. Но иногда встречаются случаи выраженных детских проблем с воспроизведением звуков. Вопреки распространенному мнению, подобные явления сами по себе не проходят. Только специальные занятия способны поправить ситуацию.

Основные правила развития детей с младенчества

Риск развития негативных проявлений в плане формирования речи снизится в несколько раз, если изначально правильно подойти к данной сфере развития маленького человека. Уже с первых месяцев жизни грудничка необходимо развивать его мелкую моторику. Отдел головного мозга, отвечающий за данную функцию, находится очень близко от отдела, отвечающего за постановку речи. Поэтому и получается, что «пальчиковые» игры и правильное произношение так тесно связаны между собой.

Совет: Специалисты не рекомендуют пытаться отрабатывать ребенком, которому еще не исполнилось и 3 лет особенности произношения. Не важно, родной он пытается изучать язык или иностранный, качество звука придет позднее. В столь раннем возрасте можно делать упор только на грамотность, адекватность использования слов, последовательность их расстановки в предложении, вот эти параметры должны закладываться чем раньше, тем лучше.

Дополнительный стимул в сфере развития красивой речи даст регулярный массаж ладошек и пальчиков на руках. Малышу нужно постоянно предлагать пощупать предметы новой формы, текстуры, консистенции. Его должны окружать ткани различных фактур. По мере взросления в досуг ребенка необходимо включать занятия по лепке, рисованию пальчиковыми красками, сборке паззлов, нанизыванию бусин на шнурок, плетению из различных материалов.

Особое внимание уделяем тому, что слышит малыш, ведь он будет равняться именно на взрослых. Нужно регулярно читать ребенку стишки, скороговорки, сказки и рассказы по возрасту. Хороший результат можно получить, если с раннего возраста приучить ребенка проговаривать свои действия вслух.

Правильный старт профильных упражнений, как залог успеха

Планируя занятия, нужно изначально определиться с их целью. Это может быть общее развитие и закрепление существующих навыков или коррекция звуков, которые вызывают у малыша сложности. В первом случае для ребенка 4-5 лет просто подбираются нужные игры, зачастую состоящие из скороговорок, стишков и песенок. Во втором – подготовительный этап включает следующие манипуляции:

  1. Определяем, какие именно звуки вызывают сложности у ребенка. Для этого нужно последовательно показывать ему картинки, он должен называть изображенные на них вещи. Картинки подбираем так, чтобы экспериментальный звук находился в разных частях слов, сочетался с разными буквами.
  2. Планируем занятия так, чтобы сначала прорабатывались более легкие звуки, затем – сложные.
  3. На начальных этапах работу необходимо вести именно со звуками, а не со словами. Нужно не просто многократно их повторять, придется уделять должное внимание теоретической стороне вопроса. Малыш должен понимать, как нужно располагать губы и язык, чтобы формировался конкретный звук.
  4. Логопедические упражнения для детей лучше всего подавать в игровой форме, тогда информация будет усваиваться ребенком 4-5 лет намного эффективнее.
  5. После того, как у ученика появятся успехи с первым звуком, стараемся активнее вводить его в повседневную речь. В это же время приступаем к осваиванию следующего проблемного момента.

Не стоит рассчитывать на слишком быстрые результаты. При условии регулярной и качественной работы первые успехи могут появиться только через несколько месяцев. Главное, не отступать от плана и продолжать занятия.

Качественная разминка для губ и языка

Каждый подход необходимо начинать со специальной разминки, способной подготовить основные инструменты речи. Малыш должен ровно сесть перед зеркалом, выпрямить спину и расслабить тело. Нужно добиться такого положения, чтобы ребенку было видно и свое лицо, и лицо «педагога». Далее начинаем показывать и описывать ребенку упражнения, которые он должен повторять. При необходимости корректируем действия малыша ложкой или чистым пальцем.

Для ребенка 4-5 лет в качестве разминки идеально подойдут следующие упражнения:

  • Растягиваем губы в улыбке, не показывая при этом зубов.
  • Вытягиваем губы в виде хоботка.
  • Держа челюсти крепко сжатыми, пытаемся поднять верхнюю губу.
  • Вытягиваем губы в трубочку и начинаем делать ими вращательные движения.
  • Вытягиваем губы, захватываем их пальцами и аккуратно массируем.
  • Работаем щеками: надуваем обе, надуваем последовательно по одной, сдуваем, потом втягиваем в том же порядке.
  • Открываем рот, высовываем язык и по кругу облизываем губы.
  • Высовываем язык и тянемся им то вверх, то вниз.
  • Открываем рот и тянем нижнюю челюсть вниз, при этом языком надавливаем на небо.

Стоит учесть, что в возрасте 4-5 лет дети еще не способны слишком долго концентрировать свое внимание на однотипных действиях. Не стоит навязывать ребенку длительные занятия, все должно быть в удовольствие.

Эффективные упражнения для постановки звука «р»

Чаще всего малыши испытывают проблемы с произношением звука «р». Они просто его пропускают или стараются заменить другим, коверкая слова. Перед тем, как приступать к коррекции, стоит посетить педиатра и логопеда. Возможно причина проблемы кроется в короткой уздечке языка и ее придется решать хирургическим путем. Дети 4-5 лет могут испытывать сложности с произношением самого звука или употреблением его в словах. В зависимости от ситуации и строим занятия. Для выполнения некоторых упражнений может понадобиться специальный шпатель.

  • Малыш открывает рот, прижимает язык к основанию верхних зубов, несколько раз четко проговаривает букву «д». Он должен ощутить вибрацию, характерную для звука «р».
  • Ребенок открывает рот и начинает произносить звук «ж», постепенно поднимая язык. Взрослый должен аккуратно передвигать язык шпателем из стороны в сторону, усиливая вибрацию.
  • Ребенок выговаривает слог «за», пытаясь при этом максимально оттянуть язык назад. Если взрослый в это время будет двигать язык малыша шпателем, то отчетливо проступит звук «р».

Благодаря ежедневным повторам, у малыша появится понимание того, как звук «р» должен звучать, он услышит, что сам его произносит, и это ускорит процесс становления речи.

Особенности отработки шипящих звуков

Остановку шипящих начинают с отработки звука «ш». Для этого малыш начинает произносить слог «са», постепенно поднимая язык к верхним зубам. На том этапе, когда уже начинает раздаваться шипение, помогаем ребенку зафиксировать момент с помощью зеркала. Повторяем упражнение, но на этот раз взрослый передвигает язык малыша с помощью шпателя, устанавливая его в то положение, при котором формируется шипение. Затем нужно закрепить успех, маленький пациент должен сам найти то положение языка, при котором сможет произнести звук «ш».

Для отработки звука «щ» используем слог «си» примерно по такой же схеме. При этом необходима помощь взрослого, который шпателем станет отодвигать язык чуть назад и вверх, добиваясь его оптимального положения. Звук «ч» ставим точно так же, но через «т». Упражнения выполняются на выдохе, чтобы качество звучания было максимальным.

Роль родителей в данных занятиях огромна. Именно от них зависит правильность выполнения упражнений малышом, что скажется и на времени появления первых успехов. Повышенное внимание стоит уделить и особенностям построения уроков, они не должны вызывать у детей скуки, страха или других негативных эмоций. Если действовать по четко разработанному плану, за несколько месяцев можно будет поставить малышу четкую и красивую речь даже без помощи профессионалов.

Похожие публикации