Литература по подготовке к школе спешит на помощь родителям. Подготовка к школе. Как научить ребенка читать

Обучение чтению Занятие 1

Тема: Речь состоит из предложений. Деление слов на слоги

Уважаемые взрослые! Сегодня вы впервые приступите к выполнению домашних заданий. В программе обучения чтению Вашего малыша ожидают разнообразные задания и игры на развитие фонематического слуха, звуковой анализ слова и непосредственно чтение. Выполнение домашних заданий обязательно, т.к. это помогает повторить и закрепить материал, изученный на уроке. Однако не стоит давить на малыша, если он не хочет сегодня читать, ведь в дошкольном возрасте усваивается лишь то, что ребенку интересно. Мы рекомендуем чередовать выполнение домашних заданий с играми, в процессе которых малыш быстро запомнит буквы и их сочетание.

Домашние задания нужно выполнять цветными карандашами, писать – простым карандашом или ручкой. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка во время выполнения домашнего задания.


живёт


2. Прочитайте малышу предложения и найдите соответствующие картинки, соедините их разноцветными карандашами.

На клумбе выросла красивая роза.

Зайчик несёт большую морковку.


Мишка нашёл колокольчик.

Бабочка летит к цветочку.

Гласные звуки: Согласные звуки:

-не встречают преграды или только шума

- поются - не поются

- образуют слог - встречают преграду

- не образуют слог

Б



А


П


К


У

Р


О

Д

В

У

Р

А


Все слова можно разделить на части, которые называются слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Можно предложить малышу простую игру на умение делить слова на слоги: прохлопать это слово или пропеть его по частям: сааа-мооо-лееет!

Назовите картинки. Сосчитайте, сколько слогов в каждом слове: один, два, три или четыре. отделите слоги разделительной линией.



КОТ КОРЗИНА ЧЕРЕПАХА ВЕДРО

Раскрась с каждой картинкой столько кружков, сколько слогов в ее названии:




Обучение чтению

Занятие 2

Тема: Звук и буква А

: Аа Выучи стихотворение А - начало алфавита,

Тем она и знаменита

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Раскрась буквы Аа красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом)

    Раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук [а]



    Догадайся, какая картинка в ряду лишняя, раскрась все, кроме нее. Обрати внимание на первый звук в словах.




3. Обведи букву А так, как показывают стрелки. Допиши строчку самостоятельно.

3 . Где спрятался звук [а]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом.


4. Найди и обведи в кружочек букву А

5. Найди все предметы, начинающиеся на букву А, раскрась их:


Обучение чтению

Занятие 3

Тема: Звуки и буквы О

Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву О. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания.

Оо

Раскрась буквы Оо красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).

    Обведи только те предметы, названия которых начинается на букву О.





    Назовите картинки. Обведите картинки, начинающиеся на гласный звук, красным карандашом, а на согласный – синим.






2. Где спрятался звук [о]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом. (слово Осы)

3. Раскрась те предметы, в которых есть звук [о]






О
братите внимание откуда начинаем писать и куда ведем руку.

Обучение чтению

Занятие 4

Тема: Звуки и буквы У

Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву У. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания. В букварике Жукова читаем буковки А,О,У.

Выучи стихотворение наизусть:

Уу

Раскрась буквы Уу красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).

1.Соедини простым карандашом буквы и слова, с которых они начинаются


А О



2.Раскрась согласный звук синим цветом, а гласный красным.


3.Раскрась те картинки, которые начинаются на звук у





Обучение чтению

Занятие 5

Тема: Звук и буква м

М
м

Раскрась буквы М м синим и зеленым карандашами (согласные твердые звуки обозначаем синим цветом, согласные мягкие звуки обозначаем зеленым цветом).

2. Раскрась только те предметы, в названии которых есть буква М



3 .



5. Обведи синим карандашом предметы, в названии которых твердый звук м, зеленым карандашом предметы, в названии которых мягкий звук м.





6. Разгадай ребус. Запиши первые буквы названий картинок в клеточки и прочитай то, что получилось.


    Напиши печатную букву М по образцу


Занятие 6

Тема: Звук и буква с

1. Выучи стихотворение наизусть:

С
с

    Догадайся, какая картинка лишняя, её зачеркн и (обрати внимание на первые звуки в словах):





4. Пропиши печатные буквы с и м.



    Запиши слоги в таблицу:

А

О

У

М

МА-АМ

С


7. В букваре читаем с. 9-17.

Занятие 7

Тема: Звук и буква х

1. Выучи стихотворение наизусть:

Х
х

2.



4. Определи сколько слогов в словах. ( Количество слогов определяем хлопками или кладем ладошку под подбородок. Сколько раз подбородок опустился вниз при произношении- столько и слогов)






    Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. Если первый звук звучит мягко – раскрась зеленым цветом.








Занятие 8

Тема: Звук и буква р

Уважаемые взрослые!Не забывайте периодически закреплять с ребенком пройденный материал. В этом возрасте ребенку необходимо не только уметь сливать буквы в слоги. важно учиться делать звуко-буквенный анализ слова: различать гласные и согласные звуки, определять их мягкость\твердость. Простые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, можно выполнять в непринужденной обстановке, по дороге из садика или на прогулке. Например: перечислите насекомых, в названиях которых слышатся звуки [р] или [р ] . Можно перечислять месяцы, дни недели, фрукты или овощи, геометрические фигуры, транспорт… Терпения Вам и вашим детям!

Р
р


2.Догадайся, какая картинка в ряду лишняя. Обрати внимание на последний звук в словах:



    Чем отличается звуки [р] и [р ] . Расскажи, каким может быть звук [р] . (согласным, твердым или мягким, звонким). Добавь звук [р] или [р ] в конце слова нарисуй кружочек синий или зеленый в конце слова).

КОВЁ___ ЗВЕ____ ТОПО____ БОБЁ_____

ДВО_____ ФОНА____ ПУЗЫ____ ВЕЧЕ____

6.Обведи букву Р по стрелкам. Допиши строчку до конца:


7.Прочитайте ребенку рассказ, предложите пересказать.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную полянку обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: “ Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать- то он умел, но не знал того, что лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

8. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р»

Уважаемые взрослые! На следующем уроке Ваш ребенок будет писать первый тест по

чтению. В тест будут включены задания, которые вы уже выполняли, поэтому тест

не должен вызвать большие затруднения. Однако для того, чтобы малышу было легче,

обратите внимание на сложности, которые возникали при выполнении заданий. Настройте ребенка на то, что у него все обязательно получится! В букваре читаем букву Р. Повторяем все остальные буквы, читаем в слоговой таблице.

Занятие 9

Тема: Звук и буква ш

Ш
ш


Ш

С





звук [ш]

Занятие 10

Тема: Звук и буква ы

Каким цветом закрасим эту букву? (Красным) . Почему?


Сделай звуковой анализ слов:

сы.

Выучи стихотворение наизусть.



  • Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?
  • Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?
  • Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?

Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.

Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.

  1. Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
  2. Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
  3. Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
  4. Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!

И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению - в статье по .

В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?

1. Изучение букв.

Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.

Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).

В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.

Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:

Видишь хвостик на конце,
Значит это буква Ц.

Буква Б как бегемот –
У нее большой живот!

Г похожа на гуся —
Изогнулась буква вся.

Д – высокий с крышей дом!
В этом доме мы живем.

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.

Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.

Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.

Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д.

Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).

Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.

Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.

2. Складываем слоги.

Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно.

Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.

— Игры-бродилки («дорожки»).

«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом.

По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.

— Игры «Магазин» и «Почта».

Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу - за монету со слогом КУ и т.д.).

Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.

Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.

— Домики со слогами.

Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.).

Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.

Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.

Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.

Больше игр для обучения чтению по слогам - в статье по .

3. Читаем слова и предложения.

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.
Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

— Игра «Аэропорт» или «Парковка».

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.

Примеры таких цепочек:

  • КИТ – КОТ – РОТ – РОС – НОС – НЁС – ПЁС.
  • ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.

Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.

Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Букварь (Азбука) - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Уважаемые родители, предлагаем вам ознакомиться с хорошо иллюстрированным онлайн вариантом Букваря для детей. Данный онлайн букварь содержит не только игры и задания для запоминания букв и связанных с ними звуков, но и обучает чтению слогов. В Букваре большое разнообразие обучающих игр и заданий, все они являются интерактивными.

Буквы. Игры с буквами. Упражнения для повторения и запоминания букв
Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки в словах и подбирать слова на заданную букву.



Обучение счету
В этом разделе представлено большое количество упражнений и игр для обучения счету детей. Вы можете скачать и распечатать готовые карточки для счета, счетные таблицы, детское домино для счета, математические рисовалки и др. Представленный в этом разделе материал для обучения счету дошкольников содержит подробные инструкции как для родителей, так и для детей. Все задания носят игровой характер, что облегчает проведение занятий и игр с детьми.

Обучение чтению дошкольников
Раздел содержит 120 разнообразных игр для обучения чтению. Игры по чтению включают в себя: игры с буквами, игры со слогами, игры со словами. Игры по обучению чтению содержат также задания, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Занимательная математика для дошкольников
Раздел содержит 120 разнообразных математических игр для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Игры по математике для дошкольников включают в себя: логические задачи для дошкольников, задания для обучения счету, математические раскраски. Математические игры представлены в порядке возрастания их сложности и снабжены подробными инструкциями для родителей и специалистов.


Подготовка к школе - развивающие игры для детей
Ищите игры для подготовки ребенка к школе? В разделе «Комплексная программа занятий для подготовки к школе» собрано большое количество разнообразных развивающих игр для подготовки к школе, которые для удобства разбиты на уроки. Каждый урок включает в себя задания : на развитие мышления, развитие внимания, развитие памяти, обучение счету.

Занимательные уроки помогут родителям и педагогам в игровой форме подготовить детей к школе. Прежде чем приступить к очередному уроку, ознакомьтесь с ним сами. Попробуйте оценить степень трудности заданий. Объясняйте условия своими словами, задавайте вопросы для выяснения ребенком их понимания. При затруднениях задавайте наводящие вопросы, стимулирующие ребенка думать самостоятельно, не давайте готовые ответы. Вместе с маленьким учеником радуйтесь найденному решению.

Подготовка к школе. Часть 1. Развивающие игры, предлагаемые для занятий с детьми, помогут Вам объективно оценить уровень интеллектуального развития своего ребенка и самостоятельно организовать подготовку дошкольника к школе. Самое главное, понять, что подготовка к школе - это длительный и творческий процесс, который лучше всего организовать в игровой форме. Подготовку к школе надо начинать заранее и проводить регулярно.


Подготовка к школе. Часть 2. Задания этого раздела направлены на выработку навыков и умений по решению сложных задач анализа, синтеза и классификации, работе со множествами. Согласитесь, что высокий уровень развития интеллекта нужен Вашему ребенку не только для обучения в первом классе, это повышает его конкурентные преимущества на всю жизнь, а представленные задания направлены, в конечном итоге, именно на это.

Чтение — один из трех учебных навыков, который необходим человеку наравне с умением писать и считать

60 слов в минуту — именно с этой цифры начинается понимание прочитанного текста. Ребенок, читающий меньше — не понимает, о чем шла речь в тексте или в задаче, а следовательно, ему гораздо труднее учиться, чем читающему от 60 слов

6 класс или 12-13 лет , именно к этому возрасту у человека формируется его постоянная скорость чтения. Именно в этот период она выходит на «плато» и больше не растет или растет медленно, если не использовать специальные техники, разгоняющие чтение (например, фоточтение или скорочтение)

Средняя скорость чтения человека колеблется между 180-300 словами в минуту

Нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению называется дислексия

При оценивании скорости чтения учитывают три фактора: скорость, количество ошибок и понимание прочитанного.

Как научить ребенка читать?

Это можно делать и в три года, и в пять.

Необходимо скачать, распечатать книжку и вырезать домик с окошечком.

Методика чудесный домик в первую очередь предназанчена для детей, которые не умеют читать или для детей, которые читают по слогам и вы хотите перейти к словесному чтению.

  • ничто не отвлекает внимание ребенка во время чтения
  • ребенок читает и запоминает только указанную букву, слог
  • увеличивается темп чтения
  • ребенок может составлять слова, имена и т.д.
  • можно взять с собой в дорогу, в поликлинику и т.д.

Как пользоваться домиком — в видео ниже:

Как повыстить скорость чтения ребенка?

После того, как ребенок научился соединять буквы в слоги (чтение в русском языке слоговое), необходимо преобразовать новое умение в навык.

Предлагаем вашему вниманию подборку простых, но действенных техник, которые увеличат скорость чтения в два или три раза.

Способ первый — Секундомер

Для этого нужно засечь, сколько слов ребенок прочитает за 1 минуту. Далее, ребенок читает второй раз тот же самый текст, ровно одну минуту. Прогресс фиксируется.

В течение недели тренируемся на разных текстах. Лучше всего для чтения подойдут тексты-диктанты соответствующего класса, в котором учится ребенок. Таким образом, кроме скорости чтения, повышается грамотность ребенка.

Способ второй — Чтение стихотворений

Для этого способа подойдут стихотворения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, которые ребенок читает в течение недели.

Неделя — одно стихотворение. Благодаря этому способу, чтение для ребенка становится простым, он видит прогресс, а так же переходит от слогового чтения к чтению «словами».

Способ третий — Лучший результат

Выбираем текст (это может быть текст учебника по литературе, или любой другой по возрасту ребенка)

Здорово, если в чтении на время примет участие вся семья, и каждый зафиксирует свой прогресс. (соревнование проходит не друг с другом, а самим с собой — первое и второе время соответственно)

Чтение — не единственный, хотя несомненно важный навык школьника.

На что еще обратить внимние при подготовке ребенка к школе? Что важно, а что второстепенно?

Как используя лучшие методики и 20% действий получить 80% результата?

На тренинге вы узнаете:

  • Что желательно знать и уметь будущему первокласснику перед школой?
  • Психологическая готовность ребенка. Как проверить и исправить
  • Интеллектуальная готовность ребенка. Как узнать на сколько ребенок готов.
  • Готовность родителей. Как не «наломать дров»
  • Как говорить с ребенком о школе?
  • Адаптация первоклассников. Что делать, чтобы она прошла легко и незаметно?
  • Как мотивировать ребенка учиться?
  • Как выбрать портфель, пенал и школьные принадлежности
  • Как составить правильный режим дня первоклассника
  • Как развить внимания ребенка
  • Полезные навыки первоклассника
  • Знакомство с первым учителем. Как и что сделать, чтобы учитель стал лучшим другом, а не врагом.

Тренинг поможет родителям будущих школьников разобраться во всех моментах подготовки к школе и сделать ее проще

Каждая мама хочет, чтобы её ребенок был всесторонне развит. Сначала складывал пирамидку, считал до пяти, а потом и Пушкина мог прочесть наизусть. Над обучением чтению задумываются с самого рождения.

Пойти в первый класс и не уметь читать — об этом не может быть и речи! В этой статье мы разберемся, в каком возрасте лучше начинать обучаться чтению, как подготовиться к занятиям по освоению букв и слогов, какие методики применяются для обучения чтению в разном возрасте, сообщает портал woman.rambler.ru.


Оптимальный возраст для обучения ребенка чтению

Последнее время повсюду пропагандируется раннее развитие ребенка, и чем раньше, тем лучше. И к чтению это имеет непосредственное отношение, ведь существуют методики, которые позволяют учить ребенка читать и писать с рождения.

Но так ли это важно, научить ребенка читать в 1-2 года, как об этом говорят? Как научить читать, чтобы в будущем у него не возникло проблем в школе и не пропало желание познавать мир дальше, в том числе через книги? Прежде чем сесть за азбуку, ребенку важно овладеть следующими навыками:

ползает на четвереньках;
переставляет предметы с места на место;
играет с водой;
прыгает на одной и двух ногах;
внимательно следит за поведением насекомых и животных;
способен осторожно обращаться с хрупкими предметами;
умеет ловить мяч одной и двумя руками;
понимает обращенную к нему речь и выполняет простые просьбы;
малышу не требуется помощь врача-логопеда, он правильно произносит все звуки;
ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «левый» и «правый», «низ» и «верх» и т. д. ;
употребляет в активной речи сначала слова, а затем говорит предложениями;
способен держать карандаш тремя пальцами;
осторожно обращается с животными;
ходит по бордюру.

На первый взгляд, эти навыки не связаны с чтением. Но если ребенок не овладел этими способностями, обучение чтению вызовет у него трудности. Чтение — непростой мыслительный процесс, требующий определенной психологической подготовки. Перечисленные способности дают необходимую базу, которая позволит научиться читать ради получения новых знаний и писать, чтобы выразить свою мысль.

Один год или два года — это возраст двигательной активности, а не знакомства с теоретическими знаниями. То, что ребёнок не научится в этом возрасте читать, никак не повлияет на его дальнейшее развитие. К 7— 8 годам ребёнок, рано освоивший чтение, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в 6 лет и раньше.

Сделав выводы из вышенаписанного, становится понятно — в вопросе обучения чтению спешка не нужна! Не стоит равняться на сына или дочь друзей, лучше внимательно наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя заметить, что он готов учиться. Оптимальный возраст изучать чтение 4-5 лет. По статистике, ребенок в этом возрасте обладает усидчивостью и проявляет интерес для овладения навыками чтения.


Методики обучения чтению в домашних условиях

Звуковой метод Система заключается в правильном произношении звуков и букв. Только после того, как все буквы и звуки выучены и правильно произносятся, начинается этап чтения по слогам, а затем и целых слов.

Преимущества метода

Главное преимущество этого метода — по нему обучают в большинстве современных школ. Если вы заранее решили подготовить ребенка к школе, то выбрать стоит эту методику.

Метод прост в объяснениях, и родителям легко к нему привыкнуть, так как сами по нему учились. С его помощью развивается фонематический слух у ребенка, а это залог правильного произношения и правописания. Если существуют дефекты речи, метод поможет научиться правильно читать и избавит от них.
В его основе лежит много игр, в которые можно играть в любом месте. Это разнообразит занятия малыша и не даст ему заскучать.

Недостатки метода

Данная методика не подходит для родителей — поклонников раннего развития малыша. Метод создан таким образом, что обучение по нему нужно начинать не раньше 5 лет, когда ребенок выговаривает практически все буквы и составляет маленький рассказ.
Существенным минусом метода является непонимание прочитанного ребенком. Чтобы малыш не потерял интерес к чтению, его важно правильно мотивировать и обсуждать с ним прочитанное.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Метод построен по принципу складов. Склад — пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Занятия проводятся по кубикам, на которых написаны буквы или слоги, из которых складывается слово.

Преимущества метода

Малышу легко запомнить сочетание букв.
На кубиках Зайцева наклеены лишь те сочетания букв, которые вероятны в русском языке. Так, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ. Таким образом система обезопасит ребенка от нелепых ошибок в дальнейшем (например, он никогда не напишет неправильно: «жыраф» или «шына»).
С помощью кубиков возможно обучать детей с раннего возраста. Но даже в 5-6 лет их используют как дополнительное пособие в подготовке к чтению.
Автор утверждает, что система построена так, что малыш начнет понимать принцип чтения уже через несколько занятий. Игровой формат занятий не дает скучать.

Недостатки метода

Дети, научившиеся читать по кубикам Зайцева, в дальнейшем допускают ошибки в разборе слова по составу. Уже в начальной школе ребенку приходится переучиваться, что приводит к ошибкам в обучении. На кубиках есть сочетания согласной буквы с гласной буквой Э (БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ и т. д.). Ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пэр, удэ, пленэр). Кубики — довольно дорогостоящее пособие.


Методика Надежды Жуковой

В основу методики заложен традиционный подход к освоению чтения, дополненный авторскими особенностями. Но учитывая популярность именно метода Жуковой, этот способ был выделен в отдельную методику. На основе которой создаются буквари, прописи и другие пособия для занятий в домашних условиях.

Преимущества метода

Методика построена на успешном сочетании обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые в письме. В методе используется принцип выделения слога, а не звука. К третьему занятию малыш уже читает по слогам. Легко заниматься дома, без помощи специалистов. Букварь устроен так, что на каждое занятие есть конспект, по которому легко заниматься.

Недостатки метода

К моменту начала занятий ребенок уже хорошо должен быть знаком с алфавитом.
Не подходит для раннего обучения чтению. Обучение по карточкам Домана В методе слово рассматривается как целая единица. Здесь не учат ни букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день демонстрируют карточку со словом и четко его произносят. Дети запоминают и прочитывают слово сразу, что приводит к быстрому и раннему чтению.

Преимущества метода

Обучение можно начинать практически с рождения. Принцип занятий — игровая форма, ребенку весело обучаться и общаться с мамой. Благодаря этому методу у детей развивается феноменальная память, что в дальнейшем помогает в учебе.

Недостатки метода

Подготовка учебного пособия занимает много времени.
Ребёнок, занимавшийся только по этой методике до школы, испытывает проблемы с освоением школьной программы. Очень часто ребенок читает слово дома по карточке, но если это же слово будет написано по-другому, он уже его прочесть не сможет.


Методика Марии Монтессори

Система Монтессори сначала учит малышей писать буквы, а затем их произносить. Пособие состоит из различных вкладышей букв, вырезанных из рифленой бумаги, которые клеятся на картон. Малыш произносит звук за мамой, а затем обводит контур буквы руками, на кинетическом песке или крупе. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Преимущества метода

Огромный плюс методики — игровой формат обучения. Здесь подготовка к письму, чтению, бытовым навыкам проходит в виде ярких занимательных игр.
Дети, учившиеся по этой методике, читают быстро, без разделения слов на слоги.
Ребенку удается сразу научиться читать самостоятельно и про себя.
Упражнения и игры развивают логику и образное мышление.
Помимо обучения письму и чтению, пособия Монтессори развивают мелкую моторику.

Недостатки метода

Занятия по методике Монтессори трудно организовать в домашних условиях, так как требуется много дополнительного дидактического материала.
Методика рассчитана на занятия в детских дошкольных учреждениях, а не дома.
Для самостоятельного обучения дома маме придется пройти обучающие курсы, чтобы понять принцип метода.

При выборе методики для вашего ребенка очень важно не останавливаться на одной конкретной. Лучше всего изучить все методики и из каждой взять подходящее под возраст и способности именно вашего ребенка.


Подготовка и начало обучения

Неважно, выберете вы одну методику или будете пользоваться выжимками из нескольких. В первую очередь нужно быть готовой самой и подготовить ребенка к увлекательному процессу чтения. Конечно, к любой методике нужно подготовить дидактический материал, приобрести азбуку, букварь и книги с крупным шрифтом для тренировки техники чтения.

Но чтобы занятия по чтению и письму не превратились в рутину для вас и малыша, мы дадим несколько советов, когда и как лучше начать. Опишем несколько игр, которые также пригодятся в обучении. Выше мы уже обозначили, что оптимальный возраст для познания техники чтения и письма — это 4-5 лет. Здесь важно не только не начинать рано, но и не затягивать с этим.

Если вы начнете обучение в 7-8 лет или оставите это занятие на школу, ребенку будет труднее освоить программу первого класса и поспевать за сверстниками. Ведь его мозг уже привык не читать, ему и так хорошо. Но не стоит отчаиваться! Если заняться чтением хочется, а малышу еще нет 4 лет, и вы боитесь больше навредить, чем научить, — можно с ним играть в различные игры, которые помогут в освоении чтения.

Выкладывайте буквы из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков.
Моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки.
Обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

Когда буквы хорошо изучены, сочиняйте по ним сказку. Например, одна буква гуляла и повстречала другую, и какие приключения с ними произошли. Если вы хотите пойти дальше, вырезайте буквы из картона и цветной бумаги, в сказке соединяйте их, а это уже изучение слогов.

Ищите буквы в книгах, азбуке, на улице в вывесках — для ребенка это увлекательная игра, которая поможет в освоении алфавита.
Упражнение от точки к точке. Подготовка к письму, проведение линий, развитие мелкой моторики руки, овладение карандашом.

Читайте ребенку с самого рождения и даже когда он сам научится читать, это помогает в освоении чтения и прививает любовь к книгам. А для вас это дополнительные минуты общения с малышом.
Всегда обсуждайте прочитанное, это помогает малышу создавать образы и способствует развитию памяти.

Как можно чаще и больше играйте с ребенком в подвижные игры на свежем воздухе.Чтобы добиться успешных результатов в чтении, важно всё, что достигается задачами развития в раннем возрасте: сенсорные ощущения, координация движения, крупная и мелкая моторика.

Важна возможность обучаться ребенку самостоятельно, а не быть просто наблюдателем.

Для развития ритмического слуха слушайте вместе музыку и танцуйте под нее.
Играйте в города, эта замечательная игра развивает память и фонематический слух.

Для развития фонематического слуха также подойдет игра, в которой нужно выделять звуки из произнесенного слова. Правила ее состоят в следующем: договоритесь с ребенком о том, какой именно звук он будет искать в словах. Затем родители называют разные слова, а малыш, услышав знакомый звук, громко оповещает об этом хлопком, топотом или стуком.

Подводя итог всего написанного, хочется заметить, что успех освоения чтения зависит от того, насколько естественным этот процесс будет для ребенка. Главный ваш помощник в познании — любознательность самого малыша. Только игра, а не занятия, в которых родитель выполняет роль контролера, поможет быстро и безболезненно освоить чтение.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Всегда отталкивайтесь от интересов ребенка. Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять.

Таким образом вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив всякое желание учиться и познавать мир. Не начинайте занятия, когда вы или ребенок болеете, устали, хотите спать или просто в плохом настроении. Процесс познания должен доставлять радость и удовольствие и вам, и вашему малышу.

Похожие публикации