Город пророков в ветхом завете название. Три ветхозаветных пророка. Библейские персонажи: Библейские цари

Исторические книги ветхого завета, от бытия до Есфири, повествуют о восстановлении и падении еврейского народа.

Книги поэтические, от Иова до песни песней, примерно говоря, описывают золотой век еврейского народа.

Пророческие книги, от Исаии до Малахии, относятся к падению еврейского народа.

Пророческих книг насчитывается 17, а пророков 16, так как пророк Иеремия написал две книги: одна названа его именем, а другая — плачем Иеремии.

Пророческие книги еще подразделяются на книги «больших» и «малых» пророков.

Большие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил.

Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдия, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия.

Подразделения эти обоснованы на величине книг. Каждая из книг трех пророков: Исаии, Иеремии и Иезекииля в отдельности больше всех 12 книг малых пророков вместе взятых. Книга Даниила является почти одинаковой по размеру с двумя большими книгами малых пророков — Осии и Захарии. Все читатели библии должны выучить на память имена пророков для того, чтобы скоро находить их книги.

Подразделения пророков по времени: 13 из них были связаны с разрушением еврейского царства, а три пророка содействовали его восстановлению.

Разрушение нации произошло в два периода:

Северное царство пало в 734-721 до р.х. Перед этим периодом и во время этого периода пророками были: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Исаия и Михей.

Южное царство пало в 606 — 586 до р.х. В это время пророками были: Иеремия, Иезекииль, Даниил, Авдия, Наум, Аввакум, Софония.

Восстановление царства произошло в 535 — 444до р.х. Участвовали в этом пророки аггей, захария, Малахия, Их пророчества в главном были направлены следующим образом:

Пророк Амос и Осия — к Израилю.

Пророк иона и Наум — к Ниневии.

Пророк Даниил — к Вавилону.

Пророк Иезекииль — к вавилонским пленникам.

Пророк Авдия — к Едому.

Пророк Иоиль, Исаия, Михей, Иеремия, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия — к Иуде.

Исторические события Служение пророков было вызвано отступлением от Бога десяти колен в конце царствования Соломона (см. 3 царств 12)По политическим соображениям, чтобы держать оба царства разделенными, северное царство ввело в своей среде египетскую религию поклонения тельцу. Скоро к этому они добавили поклонение Ваалу, которое позже распространилось и в южное царство. В это критическое время, когда имя Бога уже не упоминалось и отпадение от Бога угрожало божьим планам спасения человеческого рода, Бог начал посылать своих пророков.

Пророки и священники. Священники обычно назначались быть в народе учителями. Они были наследственным классом и временами были самыми извращенными людьми в народе. Все же они считались религиозными учителями. Вместо того, чтобы удержать народ от греха, они вмести с ним грешили и были вождями беззакония. Пророки не были наследственным классом. Каждый из них имел свое призвание от Бога. Они происходили из всякого звания.

Иеремия и Иезекииль были священниками, и, возможно, Захария и Исаия. Даниил и Софония были из царского рода Амос был пастухом. Кем были остальные — нам неизвестно.

Служение и слово пророков:

1. Спасти народ от идолопоклонства и беззакония.

2. Не достигнув этой цели, объявить народу их погибель.

3. Но не полное уничтожение. Остаток будет спасен.

4. Из этого остатка произойдет некто, который обратит все народы к Богу.

5. Этой личностью будет великий муж, который произойдет из дома Давидова. Пророки называли его «отрасль». Род Давидов, в одно время весьма сильный, в дни пророков весьма ослабел и нуждался в восстановлении, чтобы из этого рода произошла «отрасль» быть царем царей.

Период пророков Время пророков приблизительно охватывало около 400 лет (800-400 до р.х.). Главным событием этого времени было разрушение Иерусалима, хронологически, в половине этого периода. В связи с этим событием, так или иначе, семь пророков служили народу. Вот их имена: Иеремия, Иезекииль, Даниил, Авдия, Наум, Аввакум, Софония. Падение Иерусалима было самым сильным временем активности пророков, которые старались объяснить и предотвратить его падение. Говоря по человечески, сам Бог допустил его падение, но сделал все возможное предотвратить его разрушение. Иногда господь допускает существование какого нибудь учреждения, свидетельствующего о Боге, если это учреждение даже полно нечестия и отступления. Возможно, что на этом основании Бог допустил существование папства в средние века. В это время Бог послал ряд выдающихся пророков, чтобы спасти Иерусалим. Потерпев неудачу спасти отступный святой город, пророки очень ясно дали божественное объяснение и заверение, что падение божьего народа не заканчивает божьи намерения и что после наказания будет восстановление и светлое будущее для божьего народа.

Общественные проповеди пророков В современной литературе о пророках уделяется большое внимание общественным проповедям пророков, их порицание политической коррупции, притеснения и морального разложения в народе. Больше всего пророки были обеспокоены идолопоклонством в народе. Приходиться удивляться, что многие теперешние исследователи пророческих речей не придают этому значения.

Предсказательное значение речей

Некоторые критические исследователи уменьшают предсказательное и пророческое содержание библии. Но оно находится в книгах библии. Самой преобладающей мыслью ветхого завета есть то, что Иегова, Бог евреев, в определенное время станет Богом всех народов мира. Последовательная генерация ветхозаветных авторов, начиная общими и кончая детальными описаниями, говорит как это случится. И хотя сами пророки не Всегда понимали полное значение своих слов, и если даже некоторые из предсказаний затуманены в исторических событиях их времени — все же полная картина учения Христа и распространения христианства по всему миру очень ясно предсказана в деталях, языком, который нельзя отнести ни к чему другому.

Идеи каждого пророка, выраженные одной строчкой:

Иоиль: видение евангельского века, собирание народов.

Иона: заинтересованность Бога Израиля врагами Израиля.

Амос: дом Давида будет править миром.

Осия: Иегова в определенное время будет Богом всех народов.

Исаия: у Бога сохранится остаток для славной будущности.

Михей: грядущий царь из Вифлиема и его мировая власть.

Наум: приближающееся наказания Ниневии.

Софония: новое откровение, названное новым именем.

Иеремия: грех Иерусалима, его падение и будущая слава.

Иезекииль: падение и восстановление Иерусалима и его будущее.

Авдий: Едом будет окончательно разрушен.

Даниил: четыре царства и божье вечное царство.

Аввакум: полное торжество народа Иеговы.

Аггей: второй храм и грядущий славнейший храм.

Захария: грядущий царь, его дом и царство.

Малахия: заключительное пророчество мессианского народа.

История и приблизительное время пророков

Израильские цари Иудейские цари Пророки
Иеровоам 22 года 933-911 Ровоам 17 лет 933-916
Нават 2 года 911-910 Авия 3 года 915-913
Вааса 24 года 910-887 Аса 41 год 912-872
Ассирия становится мировой державой (около 900 г. До Р. Х.)
Ила 2 года 887-886
Зимврий 7 дней 886
Амврий 12 лет 886-875
Ахав 22 года 875-854 Иосафат 25 лет 874-850 Илия 875-850
Охозия 2 года 854-853 Иорам 8 лет 850-843 Елисей 850-800
Иорам 12 лет 853-842 Охозия 1 год 843
Ииуй 28 лет 842-815 Гофолия 6 лет 843-837
Бог начал «обрезывать» Израиля (4Цар. 10:32)
Иоахаз 17 лет 820-804 Иоас 40 лет 843-803 Иоиль 840-830
Иоас 16 лет 806-790 Амасия 29 лет 843-775
Иеровоам-2 41 год 790-749 Озия 52 года 787-735 Иона 790-770
Захария 6 месяцев 748 Иофам 16 лет 749-734 Амос 780-740
Селлум 1 месяц 748 Осия 760-720
Менаим 10 лет 748-738 Исаия 745-695
Факия 2 года 738-736
Факей 20 лет 748-730 Ахаз 16 лет 741-726 Михей 740-700
Пленение Израиля (734 г. до Р. Х.)
Осия 9 лет 730-721 Езекия 29 лет 726-697
Падение Израиля 721 г. до Р. Х.
Манассия 55 лет 694-642
Амон 2 года 641-640
Иосия 31 год 639-608 Софония 639-608
Иоахаз 3 месяца 608 Наум 630-610
Иоаким 11 лет 608-597 Иеремия 626-586
Падение Ассирии 607 г. До Р. Х. и приход к мировому господству Вавилона
Иехония 3 месяца 597 Аввакум 606-586
Седекия 11 лет 597-586 Авдий 586
Иерусалим захвачен и сожжён (606-586) Пленение (606-536)
Даниил 606-534
Иезекииль 592-570
Падение Вавилона 536 г. до Р. Х. и приход к господству Персии.
Возвращение из плена (636 г. до Р. Х.
Иисус 536-516 Аггей 520-516
Зоровавель 536-516 Захария 520-516
Восстановление храма (520-516 гг.)
Ездра 457-430
Неемия 444-432 Малахия 450-400

Во времена Ветхого Завета позиция пророка являлась позицией Божественного руководства. Бог посылал пророка, чтобы вести народ Израилев. В то время пророка называли «прозорливец»:

«Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: "пойдем к прозорливцу"; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем» (1 Цар. 9:9).

Еврейское слово «ра-ах», означающее «видеть» или «различать», дает понять, что представляло собой служение пророка. И еще одно слово «хазен» - «тот, кто видит видения» - также использовалось для обозначения пророка или прозорливца.

Всего в Библии упоминается семьдесят восемь разных пророков и пророчиц. Если бы мы глубоко и подробно исследовали все, что сказано о них от Бытия до Откровения, мы смогли бы получить исчерпывающие сведения обо всем, что связано с пророками.

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19).

В этой ситуации Адам действовал в духовной сфере. Он каким-то образом предвидел образ жизни и повадки каждого из животных и дал им соответствующие названия. Это было пророческое определение.

Енох

Енох является одним из самых замечательных пророков Ветхого Завета. В Книге Бытие 5:21 сказано: «Енох жил шестьдесят пять лет, и родил Мафусаила». Один из возможных переводов имени Мафусаил звучит так: «по смерти его будут посланы воды». Бог забрал Еноха, когда тому было 365 лет, а его сын Мафусаил прожил 969 лет. Сравнив даты жизни Мафусаила и дату великого потопа, ты обнаружишь, что он действительно умер в год, когда потоп пришел на эту землю. Я верю, что потоп начался в тот же час, когда умер Мафусаил, поскольку его имя означало: «по смерти его будут посланы воды».

Дополнительную информацию о пророчествах Еноха мы находим в Послании Иуды, в стихах 14 и 15:

«О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники"».

Это еще не свершилось и должно произойти в будущем. Итак, мы видим, что Енох пророчествовал не только в отношении своего сына и суда Божьего, пришедшего на этот мир по его смерти - через 969 лет, - но он также предсказал, что Бог (во Христе Иисусе) придет однажды «со тьмами святых (Ангелов) Своих». Енох был лишь седьмым поколением от Адама, как он мог знать, что Иисус должен будет вернуться на землю с войском святых? Из какого источника он получил способность увидеть будущее и предсказать то, чего он не мог даже представить в собственном разуме? Безусловно, это было пророческое видение.



Итак, служение пророка не является чем-то новым: еще на заре человечества пророки предсказывали драматические события истории. Никаким естественным путем они не могли узнать то, о чем пророчествовали. Енох не производил астрологические вычисления и не ходил к гадателям. Он говорил то, что Бог открыл ему. Енох был настолько благочестивым человеком, что не увидел смерти - он был чудесным образом взят на небо в возрасте 365 лет.

Следующим пророком, таким же великим, как Енох, был Ной. В Книге Бытие 6:8,9 сказано:

«Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем: Ной ходил пред Богом».

В течение примерно ста лет Ной провозглашал, что придет великий потоп и покроет всю землю. Ной был истинным пророком, но ему пришлось ждать более ста лет, прежде чем его пророчество сбылось.

Представь себе, что ты пророк (или пророчица) и твое предсказание уже около ста лет не исполняется - довольно большой срок, не правда ли? Над тобой будут насмехаться и говорить, что все это - пустые выдумки. Естественно, в такой ситуации легко впасть в уныние.

Однако Ной ходил с Богом. В течение ста лет он не терял веры в слова, сказанные Господом. (Некоторые считают, что это продолжалось еще дольше - сто двадцать лет). И вот однажды на небе начали сгущаться тучи, засверкали молнии, загрохотал гром, и великий потоп обрушился на землю. Пророк Божий сказал, что это случится, - так и произошло. Это и означает быть библейским пророком.

Все, что истинный пророк предсказывает, должно произойти, поскольку Святой Дух, Который открыл ему это, не может лгать. В Библии сказано, что Бог никогда не лжет. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделаете будет говорить, и не исполнит?» (Чис. 23:19). Поэтому, когда один из Божьих пророков - человек, помазанный Богом, - что-то предрекает, это обязательно сбудется.

Авраам

Еще одним великим пророком Бога был Авраам. В Книге Бытие 24:6,7 мы читаем, как Авраам послал своего слугу в страну своих отцов, чтобы найти жену Исааку:

«Авраам сказал ему [слуге]: берегись, не возвращай сына моего туда. Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне, и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему дам сию землю", - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда».

Авраам сказал о Боге: «Он сделает это». И его слова были пророческими. Авраам дал указания своему слуге: «Иди в землю моего отца - поскольку Бог хочет сохранить чистоту нашего рода - и там ты найдешь девушку, которая станет женой для моего сына. Она будет там, и ты приведешь ее сюда».

Это было настоящим пророчеством. И когда слуга привез обратно очаровательную молодую девушку, Исаак вышел в поле: он ожидал ее прибытия. Из того мы можем заключить, что Исаак верил в пророчество, сказанное его отцом. Он знал, что события, предсказанные Авраамом, обязательно совершатся.

Иаков

Теперь на очереди Иаков. В Книге Бытие 49:1 сказано: «И призвал Иаков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни». И затем он рассказал им, родоначальниками каких племен (колен Израилевых) они станут и какой образ жизни они будут вести. Эти слова остаются справедливыми и до настоящего времени.

Иаков предсказал, что его сыновья покинут страну, в которой они тогда находились, и овладеют землей, которая была им обещана. Он также предсказал, как они будут относиться друг к другу и ладить друг с другом. Вне всяких сомнений, Иаков был пророком.

Иосиф

Об Иосифе в Книге Бытие 41:15,15 говорится следующее:

«Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону».

Через этот сон Господь хотел рассказать фараону о Своих намерениях: что будет в той стране семь лет изобилия, а за ними последуют семь лет голода; и если люди не подготовятся, они погибнут. И это произошло именно так, как предсказал Иосиф.

Моисей

Если мы исследуем Писание, то обнаружим, что Моисей написал 475 пророческих стихов, - не так уж мало по сравнению с другими пророками. В Книге Исход 11:4,5 Моисей сказал:

«Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота».

От Моисея требовалось большое мужество, чтобы провозгласить такие слова. Причем он не только предсказал, что это случится, но также указал и конкретное время, когда это произойдет. И если бы все первенцы в Египте не умерли на следующее утро, Моисей оказался бы лжепророком.

«И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более. У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. И придут все рабы твои сии ко мне, и поклонятся мне, говоря: "выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь". После сего я выйду. И вышел Моисей от фараона с гневом» (Исх. 11:6-8).

Моисей не был сверхчеловеком, он был таким же, как ты и я. Но он покорился Богу и позволил этим словам выйти из его уст.

В Книге Исход 12:29-51 все предсказанные события совершились могущественно, чудесным и славным образом, и мы не можем не признать, что Моисей являлся одним из величайших пророков всех времен.

Илия

В дни своей жизни Илия был известен как пророк Божий. Он был прозорливцем - он видел будущее и заранее предсказывал события, которым еще только предстояло произойти.

В Третьей книге Царств 17:1 Илия сказал царю Ахаву: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будут ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». По сути Илия заявил: «Дождь не пойдет до тех пор, пока я не разрешу».

Осмелился бы ты в наше время сказать такое?

В Третьей книге Царств 18:41 мы читаем: «И сказал Илия Ахаву: пойди ешь и пей; ибо слышен шум дождя». К тому моменту уже в течение трех лет ни одна капля воды не падала на землю, но Илия услышал шум дождя. На небе не было видно ни облачка. Откуда же исходил этот шум? Он звучал в духе Илии. В стихе 45 сказано: «Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь».

Исаия

В своей книге Исаия открывает нам одно из величайших пророчеств, когда-либо исходивших из сердца и из уст человека: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева, во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Ха подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:3-12).

Пророк Исаия говорил о служении и искупительной жертве Иисуса за семьсот лет до Его рождения, и каждое слово этого пророчества исполнилось в точности.

Давид

Хотя мы чаще думаем о Давиде как об отроке-пастухе, или о воине, или как о поэте или царе, в Новом Завете он назван пророком (Деян. 1:16). Давид является автором 385 пророческих стихов - стихов, относящихся к будущему.

В Псалме 21:19 мы читаем: «Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий». Давид видел Голгофу и знал, какие события произойдут там, как солдаты будут делить одежды Христа и бросать о них жребий. Да, он видел эту сцену в своем духе и знал, что это совершится в далеком будущем.

Иеремия

Заканчивая разговор о пророках, давай посмотрим на Иеремию. В своей книге он записал 985 пророческих стихов, в которых предсказываются события будущего. Причем некоторые из его пророчеств были отнюдь не радостной вестью. Иеремия предсказал вавилонское пленение Иуды. То, что случится с евреями во время пребывания в Вавилоне, и то, как остаток народа Божьего вернется однажды в свою землю. Он рассказал всю историю, прежде чем это произошло. Слова Иеремии настолько рассердили людей, что они бросили его в колодец, чтобы он умер там. (Прежде чем молиться о служении пророка, тебе наверное стоит поразмыслить о цене, которую, возможно, придется заплатить. Может быть, тебя и не бросят в колодец, как Иеремию, но преследования и гонения могут проявляться по-разному.)

Вот одно из пророчеств, записанное Иеремией в главе 8, стихе 11: «И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: "мир, мир!", а мира нет». Эти слова находятся в полном соответствии со сказанным в Первом послании к Фессалоникийцам 5:3 относительно второго пришествия нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Большая часть пророчеств Иеремии была обращена к народу Израилеву, поскольку они постоянно забывали Бога, отворачивались и отступали от Него, они сами шли в рабство. Так и произошло - в точности, как предсказывал пророк.

От Иеремии до Малахии в Библии представлены книги еще пятнадцати пророков, записавших свои пророчества, и их слова также сбылись. Это в самом деле замечательно.

Группы пророков

Рассмотрев некоторых пророков, поговорим теперь о группах пророков, которые упоминаются в Библии.

Семьдесят старейшин израилевых:

«И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (с Моисеем), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам (тем, кто окружал Моисея и поддерживал его). И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» (Чис. 11:25).

Бог использовал великого пророка Моисея и через него - возможно, путем возложения рук - уполномочил семьдесят других мужей быть пророками.

Сонм пророков

«После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтырь и тимпан, и свирель и гусли, и они (вся эта группа) пророчествуют; и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог. И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать. Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день. Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди их» (1 Цар. 10:5-10).

Здесь мы видим целый сонм пророков, которые всей группой пророчествовали о будущем. Он сказал этому молодому человеку, кто должен стать царем над Израилем и что произойдет в дальнейшем - все так и случилось.

Сыны пророков

«И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею... » (4 Цар. 2:2,3).

Эта группа названа «сыны пророков». Я предполагаю, что они оставили свою работу (какой-то другой род деятельности) и пришли в Вефиль, чтобы стать учениками пророков.

Введение

Те много ошибаются, кто пророчества Св. Писания почитают простыми предсказаниями, предвещанием будущего и ничем больше. В них заключается учение, учение, относящееся ко всем временам.

П. Я. Чаадаев

Книги пророков составляют в Ветхом Завете лишь около четверти всего текста; по содержанию же им принадлежит центральное место в дохристианской части Библии. Тем не менее нужно признать, что довольно часто они оказывались несправедливо отодвинутыми на задний план в сравнении с другими разделами Св. Писания. Пророки представляли наибольшие трудности для толкователей Библии, и поэтому во многих изложениях Ветхого Завета они изображались вереницей бледных, безликих фигур, единственным назначением которых было предсказать пришествие Мессии. Патриархам и царям, как правило, уделялось гораздо больше внимания.

Спора нет, образы этих библейских героев обрисованы в Писании с изумительной жизненностью, сказания о них полны глубокого смысла и драматизма, но все же их история в значительной степени есть лишь прелюдия к проповеди великих пророков. Патриархи и вожди, священники и цари древнего Израиля были той человеческой средой, в которой сверкнули первые лучи Откровения, проникшие через толщу суеверий, варварских нравов и грубых представлений о Боге. Один лишь Моисей, загадочный и в сущности непонятый, возвышается подобно гиганту в сумраке ранней ветхозаветной истории. Он был подлинным посланцем Божиим, пророком, которому не было равного после него (Втор. 34.10), началом по отношению к другим пророкам (Исх. 7.1; Числ. 11.17–25). Его учение раскрылось во всей полноте лишь в классическом профетизме , начиная с Амоса, первого пророка-писателя.

Под «пророком» обычно разумеют предсказателя будущего; между тем в Библии против этого узкого понимания профетизма свидетельствует уже сам термин наби (пророк). Он, по-видимому, происходит от аккадского слова «набу» («призывать»), и, очевидно, «наби» нужно переводить как «призванный» (Богом). В то же время греческое слово ******** буквально означает того, кто говорит нечто от лица другого, а в Ветхом Завете есть прямые указания на то, что «пророк» - это посланник, или вестник.

Дар предвидения, которым, несомненно, обладали пророки, не имел самодовлеющего значения; он прежде всего служил подтверждением того, что они воистину были посланы Богом.

Для христианского сознания наиболее драгоценным в предвидении пророков является их слово о грядущем Царстве Божием и его Главе - Мессии. «Они свидетельствуют о Мне» - эти слова Христа относятся к боговдохновенным мужам Ветхого Завета. Редко в мир являлись люди, в такой степени, как они, устремленные к грядущему; их провидческому взору дано было преодолевать преграду времени, и образ Помазанника Господня становился для них живым, почти осязаемым. Это было столь очевидным, что евангелисты искали у пророков подтверждения почти всего, что происходило в земной жизни Иисуса.

И,однако, неверно считать, что духовное значение пророков сводилось лишь к предсказанию явления Христа. Будь это так - в новозаветное время они оказались бы принадлежащими только прошлому. На самом же деле пророки в первую очередь были предтечами евангельского Откровения; пролагая путь Богочеловеку, они возвещали высокое религиозное учение, которое, хотя и несравнимо с полнотой Евангелия, тем не менее остается жизненным даже в наши дни.

Пророки и поныне являются для нас провозвестниками Истины. Они - постоянные спутники человечества; их голос звучит всюду, где люди чтут Библию; их лики смотрят с плафона Сикстинской капеллы и со стен древнерусских соборов, их слова перелагают поэты, ими вдохновляются музыканты, а в тревожный век мировых войн призывы и предостережения пророков звучат так, будто они произнесены сегодня. Но главное значение их не в этом. Они дороги нам как учители веры и жизни. Псалмы, гимны и пророчества, в которых эти великие боговидцы выразили свой внутренний опыт, вот уже более двадцати пяти веков находят живой отклик в каждом религиозном сердце.

Пророки жили в эпоху духовного пробуждения человечества, которую Ясперс удачно назвал «осевым временем». Именно тогда почти во всем мире возникали движения, окончательно определившие облик дохристианского религиозного сознания. Авторы Упанишад и Бхагавад-Гиты, Будда и Лao-цзы, орфики и пифагорейцы, Гераклит и Сократ, Платон и Аристотель, Конфуций и Заратустра - все эти учители человечества были современниками пророков, и в известном смысле профетическое движение явилось составной частью общего стремления людей найти новое миросозерцание, обрести высший смысл жизни.

Многим мировым учителям был присущ великий религиозный дар, позволявший им прикоснуться к Божественным тайнам. И все же в этой семье духовных вождей пророки стоят особняком.

Прежде всего, мы нигде не встречаем такого ясно выраженного единобожия, которое сочетается с признанием реальности тварного мира. «Беспримерно высокий и чистый еврейский монотеизм, - справедливо утверждал Та-реев, - есть преимущественный результат пророческой проповеди».

Правда, на первый взгляд учение пророков в этом отношении не кажется исключением: мыслители Египта, Индии, Китая и Греции тоже сумели возвыситься над политеизмом и прийти к вере в единое верховное Начало. В таких понятиях, как Атон, Агіейрон, Нус, Брахман, Нирвана, несомненно, есть нечто общее: все они - иероглифы для обозначения высшей сокровенной Реальности. Созерцание индийцев и мысль эллинов далеко продвинулись в поисках этой реальности. Они преодолели корыстномагический соблазн древних верований, а жизненные идеалы из мира внешнего перенесли в область Духа.

Однако все учения о Божественной Сущности принимали формы, не позволяющие признать их подлинным монотеизмом. Религия Эхнатона носила черты поклонения природе и была связана со зримым светилом - солнцем; у античных натурфилософов Божество представлялось неотделимым от космических стихий; в Упанишадах исповедовался крайний монизм, и Брахман оказывался безликим Нечто; Будда сознательно противопоставлял свое учение о Нирване любому виду теизма, а Бхагавад-Гита, делая ударение на множественности обликов Божества, открывала двери язычеству. Даже такие мыслители, как Платон и Аристотель, говорившие о едином Боге, верили в существование второстепенных божеств и признавали необходимость их культа. Кроме того, рядом с Богом они ставили вечную Материю. Наиболее близка к Библии религия Заратустры, но абсолютизация в ней злого начала делает ее своеобразным «двоебожием».

Таким образом, в дохристианском мире лишь одна ветхозаветная религия была свободна как от язычества, так и от пантеизма, от смешения Бога с природой.

Не странно ли это? Как могло учение, родившееся в бедной и незначительной стране, оказаться столь самобытным, возвыситься над религиозными и философскими достижениями великих цивилизаций? Где найти разрешение этой исторической загадки?

Напрасно было бы искать ответ на этот вопрос в возможности иноземных влияний. Будь пророки по времени последними из мировых учителей, можно было бы еще предположить, что, пойдя по пути предшественников, они сумели превзойти их; но в том-то все и дело, что движение пророков началось за два века до возникновения и греческой философии, и буддизма, и зороастризма.

Не проясняет дело и ссылка на личный гений. Ее можно было бы принять, если бы речь шла об одном человеке. (Так, справедливо утверждение, что без Будды не было бы буддизма, а без Платона - платонизма.) Но в случае пророков перед нами целая плеяда проповедников, сменяющих друг друга на протяжении трех столетий.

И наконец, если вспомнить, что учение пророков стояло в оппозиции к религиозному укладу своего времени и страны, то необходимо будет признать, что тайна профетизма вообще неразрешима в плоскости чисто исторической. Можно научными методами определить даты жизни пророков, восстановить по памятникам окружавшую их историческую среду, исследовать тексты их книг в плане литературном и филологическом, найти у них точки соприкосновения с другими реформаторами или проследить их связь с социально-экономическими процессами той эпохи, но всего этого будет недостаточно для проникновения в сущность профетизма.

Когда мы обращаемся к Библии во всем ее духовном своеобразии, нужны иные критерии и подходы.

Первое, что бросается в глаза при чтении книг пророков, - это их ни с чем не сравнимая уверенность в подлинности дарованного им Откровения. Это отличает библейских провидцев от большинства искателей истины всех времен.

Философы, размышлявшие о Начале всего, стояли как бы перед глухой стеной, простукивая ее и прислушиваясь к звуку; они обменивались догадками, спорили, строили предположения. «Трудно познать Отца всяческих», - говорил Платон, а поэт Риг-Веды спрашивал:

Кто поистине знает, кто теперь бы поведал, Откуда возникло мирозданье?

Мистики же, хотя и ощущали полную достоверность своего знания, не верили, что богопознание возможно по эту сторону бытия. Так, для брахманов приблизиться к Божеству означало войти в Него, оставив за порогом не только весь мир, но и самих себя. «Если прекращаются пять знаний вместе с мыслью, если бездействует рассудок, то это, говорят, высшее состояние», - читаем мы в Катха-Упанишаде.

Но при всем том, сознавая неисчислимые трудности на пути к богопознанию, большинство мудрецов считало его принципиально возможным. Философы представляли себе Божество умопостигаемым, а созерцатели - мистически досягаемым.

Пророки же, напротив, отрицали возможность постигнуть Бога разумом или достигнуть Его путем экстатического восхождения. Сущий, Ягве, был для них пламенеющей бездной, ослепительным солнцем, сияющим превыше постижения и досягаемости. Они не поднимали глаз на это солнце, но его лучи пронизывали их и озаряли окружащий мир. Их не покидало чувство, что они живут в присутствии Вечного, находясь как бы в Его «поле», и это было названо ими даат Элогим - богопознанием. Такое «знание» не имело ничего общего с философскими спекуляциями и отвлеченными умопостроениями. Сам глагол «ладаат», «знать», имеет в Библии смысл обладания, глубокой близости, и поэтому даат Элогим означает приближение к Богу через любовь к Нему.

В философии и пантеистической мистике мы чаще всего находим не любовь, а скорее благоговейное восхищение перед величием мирового Духа. И порой в этом преклонении невольно ощущается привкус какой-то печали, рождаемой неразделенным чувством. Божественное - как холодное море, воду которого можно исследовать и в волны которого можно погрузиться, но само оно извечно шумит, полное своей, чуждой человеку жизнью; так и Сущее пребывает холодным и далеким, не замечая усилий смертных вступить с Ним в контакт…

Чего же достигло это философское и мистическое познание Бога? Оно обозначило Его многими именами, называя абсолютной Полнотой, универсальным Первопринципом, чистой Формой; оно пыталось осмыслить связь Божества с космическими законами и движением миров.

Это постижение ощущалось великими учителями как нечто завоеванное, подобное одной из тех тайн, которые человек вырывает у природы.

Для примера возьмем хотя бы путь Будды к духовному просветлению. Этот путь был исполнен ошибок, проб, разуверений, а когда желанный покой Нирваны был обретен, мудрец глубоко проникся сознанием достигнутой победы. «Я покинул все, - говорил он, - и обрел освобождение через разрушение желаний. Самостоятельно овладевший знанием, кого бы я мог назвать учителем своим? Нет у меня учителя. Нет равного мне ни в мире людей, ни в областях богов. Я - святой в этом мире, я - высший учитель, я - единственный просветленный!» Подобное же горделивое сознание победителя можно заметить и у других учителей, пусть выраженное в менее резкой форме. Даже Сократ, заявлявший о своем «незнании», верил в то, что он в состоянии приоткрыть покров мировой тайны. Здесь проявляется естественное чувство преодоления высоты, которое мы встречаем у многих поэтов и мыслителей. Именно оно позволило Ницше рассуждать на тему: «Почему я так мудр». Могут возразить, что это просто маниакальный бред величия, на самом же деле болезнь лишь обнажила то, что сокровенным образом живет в сознании творческих натур, тайно или явно утверждающих: Exegi monumentum (Я памятник себе воздвиг).

У пророков нет ни сознания своего гения, ни чувства достигнутой победы; и это не потому, что они были лишены творческих сил, и не потому, что не испытали духовной борьбы, но потому, что знали, что их провозвестие исходит от самого Бога.

Пророки принадлежали к разным сословиям: среди них мы находим царедворца и певца, пастуха и священника. Зачастую и говорят они о разном: Амос и Софония - о вселенском суде, Осия - о Божественной любви, Исайя и его ученики предрекают наступление всемирного Царства Мессии, Иеремия учит о религии духа, а Иезекииль ревнует о храмовой Общине с торжественным богослужебным ритуалом. Книги их отличаются друг от друга, как писания евангелистов, но подобно тому, как в четырех Евангелиях живет единый образ Богочеловека, так и в пророческих книгах за разными аспектами проповеди ощущается единый образ Сущего.

«Трагическим героем, - говорил Кьеркегор, - человек может стать собственными силами, рыцарем веры - нет». Пророки стали такими «рыцарями» потому, что сама высшая Реальность открылась им так близко, как никому до них. И открылось им не безликое Начало и не холодный мировой Закон, а Бог Живой, встречу с Которым они пережили как встречу с Личностью.

Пророки стали Его вестниками и не потому, что они смогли проникнуть в Его надзвездные чертоги, а потому, что Он Сам вложил в них свое Слово.

В те времена, когда царский писец записывал на свитке или таблице веления своего властителя, он начинал обычно словами: «Так говорит царь». Подобное выражение мы находим почти на каждой странице пророческих книг: «Ко амар Ягве», «Так говорит Сущий».

Что же это должно означать? Неужели благодатное вдохновение материализовалось в звуки, в слова, которые пророк записывал под диктовку? Против такого предположения достаточно свидетельствует индивидуальный стиль библейских авторов. Голос Божий был внутренним голосом, звучавшим в той глубине духа, где, по словам Мейстера Экхарта, человек обретает Бога; и лишь после этого Откровение силами души и разума претворялось в «слово Господне», которое пророки несли людям.

Но в какие бы земные одежды ни облекалось Откровение, у пророков никогда не возникала мысль приписать себе «слово Господне». Они лучше других знали, насколько отличается этот овладевший ими мощный поток Духа от их собственных чувств и мыслей. То, что они возвещали, нередко превосходило не только уровень их аудитории, но и уровень их собственного религиозного сознания.

Известный католический исследователь Библии Джон Маккензи, давший тонкий анализ психологии профетизма, подчеркивал, что именно в этом ощущении «иного» обнаруживается водораздел между библейским Откровением и естественным озарением творческой личности. И действительно, высшее постижение индийской мистики, выраженное в формуле «Татт твам аси», «Ты - это Он», воспринимается как полное слияние и отождествление с Божественным. Между тем пророки, даже тогда, когда говорили прямо от лица Ягве, ни на минуту не забывали, что они лишь проповедники высшей воли. Они не восходили к Богу, а Он сам властно вторгался в их жизнь. Это был тот все превозмогающий свет, который остановил апостола Павла на дороге в Дамаск.

Но если так, то не становится ли вестник Божий лишь пассивным медиумом без воли и сознания? Ведь потеря ощущения своей личности столь свойственна для мистических состояний. Брахманы, Будда, Плотин были даже охвачены жаждой освободиться от бремени своего «я». Однако, обращаясь к Библии, мы, вопреки ожиданию, видим, что пророки нисколько не походили на исступленных пифий или сомнамбул: в моменты высочайшего мистического напряжения самосознание в них не угасало. На это обратили внимание уже первые толкователи пророков - бл. Иероним и св. Иоанн Златоуст.

Иной раз пророк, устрашенный трудностью подвига, даже противился небесному зову, но автоматом он никогда не был и всегда оставался человеком. Именно поэтому он мог в конечном счете стать свободным соучастником Божиих замыслов. Он следовал призыву во имя верности Богу и любви к Нему.

Кого пошлю Я? Кто пойдет? - вопрошает Господь.

И пророк Исайя отвечает: Вот я. Пошли меня…

Это - не блаженная прострация «самадхи» и не «турия», сон без сновидений, а подлинная «встреча лицом к лицу». При всей непостижимой близости Бога и человека они не исчезают друг в друге, а остаются участниками мистического диалога.

Так возникает чудо двуединого сознания пророка, не имеющее аналогий в религиозной истории. В их лице дохристианский мир был вознесен к последней черте, за которой открывается Богочеловечество. В этом смысле каждый пророк был живым прообразом Христа, «нераздельно и неслиянно» соединившего в себе Бога и человека.

Неповторимый опыт пророков порождал и единственный в своем роде ответ на вопрос об отношении Бога к миру. Правда, этот ответ не сформулирован как метафизическое учение; в этом смысле книги пророков разочаруют тех, кто стал бы искать в них философской системы. На многие вопросы они не дали ответа и не стремились к этому. Их вера, рожденная Откровением, была базальтовой основой, на которой уже впоследствии могли возникать пласты богословия, метафизики и внешних форм религиозной жизни.

В противоположность известным на Востоке и на Западе учениям пророки не считали, что вселенная образована из предвечной Материи или же что она есть эманация, излияние Божества. По их учению, мир получил бытие силою творческого Слова Ягве; даже имя Божие (связанное с глаголом «хайя», «быть»), вероятно, может означать «дарующий бытие», «Творец». Разумное, творческое существо, человек представляет собой как бы вершину мироздания, но он - не «осколок Абсолюта», а «образ и подобие» Создателя. Как художник любит свое творение, как мать - свое дитя, так и Бог связан живыми узами с человеком и миром. Он хочет возвысить их до Себя, приобщить к своей совершенной полноте. Это делает их существование исполненным смысла и цели. Именно это ощущение смысла бытия отсутствует в большинстве философских систем древности.

Библия, в отличие от всех «языческих» концепций вселенной, проникнута мыслью о незавершенности мира, который представляет собой «открытую систему»: его движение не круговое, а восходящее. Пророки первыми увидели несущееся вперед время, им открылась динамика становления твари. Земные события не были для них лишь пеной или скоплением случайностей, но историей в самом высоком смысле этого слова. В ней они видели исполненную мук и разрывов драму свободы, борьбу Сущего за свое творение, изживание демонического богоборчества. Конечная цель истории - полное торжество Божественного Добра. Первоначально пророки усматривали эту победу в устранении всяческой неправды из мира, но постепенно они осмыслили будущее Царство Божие как примирение Творца и человека, единение их в высшей гармонии.

Все утопии европейского человечества по существу - лишь незаконнорожденные дети библейской эсхатологии. Искаженная, приземленная, она тем не менее продолжает владеть умами: такова сила изначального библейского импульса. Ведь никакая наука не гарантирует Прогресса, и вера в него есть не вывод из позитивных научных данных, напротив, исторически она предшествует развитию науки. Впрочем, какие бы формы ни принимала эта вера, ее нельзя считать чистым заблуждением, ибо она есть затемненное эсхатологическое предчувствие. Она есть храм, превращенный в торжище, в клуб, но сохранивший нечто от своих прежних очертаний. В ней живет смутное чаяние Царства Божия, о котором впервые возвестили пророки Израиля.

В глазах грека человек был игрушкой Судьбы, для утопистов он стал единственным творцом истории, пророки же, зная, что сам Ягве установит свое Царство, в то же время видели в человеке активного сподвижника Божия. То было предвосхищением богочеловеческой тайны за века до Евангельских событий.

Служение высшей Воле требовало от пророков деятельного включения в жизнь окружающего мира. Они не могли оставаться безучастными к тому, что совершалось вокруг них. Слово Божие преисполняло их удвоенной силой и энергией. (Эту черту унаследовали у пророков многие христианские мистики и святые, такие, как преподобный Сергий или св. Тереза Авильская.) И прежде всего пророки выступают как непримиримые враги заблуждений своего общества и своей эпохи.

Но при всем этом ни один пророк не считал себя основателем совершенно новой религии, как бы возникающей на развалинах национальных суеверий. Они недвусмысленно объявили себя продолжателями религиозного дела, начатого задолго до них. И действительно, не будет преувеличением сказать, что все основные черты израильского профетизма содержались уже в проповеди Моисея. Десять Заповедей суть исповедание этического монотеизма, который нашел высочайшее выражение у пророков. «Песнь Исхода» говорит о Боге-Избавителе и Властителе истории, и эта же мысль становится ведущей в профетизме. Вера в Царство Божие тесно связана с Обетованием, которое вдохновляло Моисея, когда он выводил Израиль из Египта.

Однако религиозное учение Моисея оказалось не в силах победить грубый натурализм и крестьянские суеверия. Нужна была какая-то духовная трансформация, какой-то взрыв, для того чтобы семя, брошенное с Синая, дало всходы в Палестине. И этот взрыв произошел с появлением пророка Амоса, которым начинается наш рассказ.

Современный человек, говоря о библейском пророке, невольно представляет себе личность легендарную, едва различимую в узорной ткани сказаний, принадлежащую к почти мифическим временам. А между тем образы пророков в сравнении с фигурами других религиозных Реформаторов, почти свободны от фольклорных драпировок; источники, содержащиеся в Св. Писании, представляют собой свидетельства высокой исторической достоверности. В то время как о Пифагоре или Будде мы знаем по сравнительно поздним преданиям, о Конфуции или Сократе - по воспоминаниям учеников, пророки оставили нам свои собственные творения, которые не только раскрывают содержание их проповеди, но и позволяют заглянуть в тайники их души, почувствовать биение их сердца.

И вообще пророки-писатели принадлежат той эпохе израильской истории, когда легенды уже не так легко складывались. Если Моисей и Илия окружены еще сверхчеловеческим ореолом, то, начиная с Амоса, сведения Библии о пророках почти полностью лишаются элементов легендарности. Мы видим на страницах Писания их подлинные человеческие лики.

Поражает многогранность этих удивительных людей. Они - пламенные народные трибуны, заставляющие толпу замирать в молчании; они смелые борцы, бросающие обвинение сильным мира сего; в то же время они предстают перед нами как лирические поэты, как натуры чуткие, легко ранимые и страдающие. С одной стороны, они любят поражать воображение масс странными жестами и словами, их легко принять за безумцев или пьяных, но с другой стороны, - это мыслители с широким горизонтом, мастера слова, хорошо знакомые с литературой, верованиями, обычаями и политикой своего времени.

Благодаря этому пророки постоянно являются как бы в двух лицах; это люди, неразрывно связанные со своим народом и со своей эпохой, в которую они прочно вписаны, и их трудно понять, если отделить от исторического фона; и одновременно - это вдохновенные провозвестники Божии, чья проповедь идет бесконечно дальше их страны и их времени.

«Пророческое видение, всплывающее из подсознательных глубин человеческой души, - говорит Арнольд Тойнби, - неподвластно закону… Здесь мы присутствуем при подлинном акте творения, в котором в мир вступает нечто новое». Это безусловно справедливо, но только в отношении мистических истоков пророческой проповеди, по Форме же своей она не может быть чем-то изолированным, являться исключительно плодом личного вдохновения.

Как люди своего времени пророки разделяли особенности древне-восточного мышления и представляли себе вселенную в свете вавилонской науки; они часто следовали приемам восточных прорицателей и, подобно любому писателю, испытывали на себе литературные влияния. Поэтому, чтобы правильно понимать пророческие книги, нужно иметь представление о культурной атмосфере их эпохи.

Прежде всего следует указать на то место, которое занимали пророки в религиозной жизни Израиля.

В отличие от священников, в обязанность которых входило давать наставления народу, пророки выступали лишь временами и в исключительные моменты. Тем не менее они, как правило, связывали свою деятельность с общечтимыми святынями: Моисей внимает Богу в скинии, Дебора пророчествует у священного дуба, пророки времен Давида находятся при Ковчеге или Эфоде. Таким образом, к моменту появления Амоса уже сложилась прочная традиция, соединяющая прорицание «наби» со святилищем. И сам Амос начинает проповедовать в Бетэльском храме Иеровоама II, а за ним Исайя, Иеремия и другие пророки следуют принятому обыкновению.

Почему это необходимо учитывать для понимания пророков?

Во-первых, потому, что этот обычай, вопреки распространенному мнению, указывает на то, что пророки не были чистыми «протестантами», отрицавшими храмовое богослужение. Мы увидим впоследствии, что пророки и священники, пусть и по-разному, но проповедовали одно и то же учение.

А во-вторых, это определило форму их писаний. Подобно тому, как в Дельфах у жрецов существовала установленная форма поэтических ответов вопрошавшим, так и в Израиле издревле сложился известный стиль профетических речей. Это была религиозная поэзия, со своей символикой, языком и образами. Если в иконописной традиции нимб, крылья, сферы, цвета, жесты служили для передачи духовного видения Церкви, то пророки для выражения своего опыта прибегали к мотивам бури, землетрясения, небесного огня, к образам древнего эпоса. Большая часть пророческих книг написана стихами, но стихи эти мало похожи на античные или западноевропейские. Они редко подчинялись метрике, почти не имели рифмы. Основой библейской поэзии служила игра смысловыми параллелями, столь характерными для древнего Востока.

И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его;

И наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его.

Весь строй пророческого речитатива пронизан, однако, своеобразной музыкальностью. Яркие, неожиданные образы, искусные аллитерации, внезапные удары ритма - все это создает неповторимый поэтический стиль.

В древнееврейской поэзии нет греческого изящества и латинской кристальной ясности. Слова пророков рвутся с неудержимой силой, способной сокрушить любые формы. Как удары молота, как возрастающий шум обвала, падают строки:

Элоах митейман яво,

вэ Кадош ме хар Паран,

Киса шамаим хаодо

вэ тхилато мала хаарец.

От этих звуков веет чем-то архаическим, почти первозданным…

Речи пророков богаты эмоциональными интонациями: в них слышатся ирония и мольба, торжествующий гимн и сетование, риторический пафос и задушевность интимной беседы. Но в целом они полны внутренней напряженности и страстного кипения; их строки так же мало похожи на священную письменность Индии, как пенящийся среди скал поток на тихую лесную реку. Пророки были поэтами «бури и натиска», и, вероятно, в сравнении с греческими философами им недоставало респектабельности и сдержанности. Но им была чужда спокойная игра ума, и они слишком серьезно относились к тому, о чем говорили.

Первоначально пророческие изречения и проповеди записывались на пергаментных и папирусных свитках, которые хранились в храме, а списки с них расходились среди народа. Во многих случаях имена авторов утрачивались и рукописи оказывались анонимными. Для пророков важно было не увековечить свое имя, а сохранить, для людей возвещенное им Слово Божие.

Свитки многократно переписывались и сшивались, при этом иной раз к книге одного пророка подшивали отрывки из книг другого - неизвестного по имени. При переписке нередко выпадала та или иная строка. Эти пробелы ощущаются при внимательном чтении пророческих книг даже в переводах. Естественно, что переписчики иногда делали ошибки или, случалось, вносили в текст фразы с полей, но в целом это не повредило содержанию книг. Найденные недавно в Иудейской пустыне манускрипты свидетельствуют о хорошей сохранности текста] пророков, дошедшего к нам через века.

Даже самая радикальная критика вынуждена была признать, что в целом пророческие книги написаны теми лицами, которым их приписывают. Это (за исключением некоторых оговорок) относится к Амосу, Осии, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Иеремии, Иезекиилю, Аггею, Малахии. Что касается Книги Исайи, то еще в прошлом столетии библейской наукой было установлено, что ее писал не один автор. Первая часть (1-39 главы) в основном принадлежит пророку Исайе, жившему в Иерусалиме в VIII в., главы же 40–55 написаны в Вавилоне ок. 540 г. до н. э. анонимным пророком, которого принято называть Второисайей или Исайей Вавилонским. Из содержания глав 56–66 видно, что автор жил уже после возвращения иудеев из плена (538 г.); есть доказательство в пользу того, что это был Второисайя.

Книгу пророка Захарии приписывают трем авторам. О пророках Авдие и Иоиле ничего не известно, и книги их трудно датировать; по общему мнению библеистов, они относятся к эпохе Второго Храма. Книги Даниила и Ионы написаны после плена и в строгом смысле слова не принадлежат к пророческой письменности.

Кроме письменных памятников обильный материал для понимания библейского текста дали археологические раскопки, ведшиеся последние полтораста лет. Древние камни заговорили, и теперь можно увидеть портреты современников Исайи и Иеремии, читать ассирийские и вавилонские анналы, параллельные библейской истории, а также восстановить до деталей обстановку, окружавшую ветхозаветных праведников при жизни.

Таким образом, приступая к рассказу о пророках, мы можем утверждать, что при всей их отдаленности от нас но времени мы стоим на почве достоверных фактов и у нас пет необходимости злоупотреблять догадками и гипотезами.

Автор не боялся слишком часто цитировать творения пророков. Однако в том виде, в каком они находятся в нашей синодальной Библии, они зачастую неясны и трудны для понимания. Приводя тексты в собственном посильном переводе по критическому изданию и в тесной связи с событиями жизни пророков, автор стремился облегчить читателю проникновение в смысл их писаний.

Пророки сами расскажут о себе. Мы увидим образы этих таинственных мужей в окружении той среды, куда поместила их история, постараемся вглядеться в них, услышать их голос, обращенный к нам через столетия. Пророки и сегодня продолжают свое дело. Тирания и несправедливость, культ силы и национальное чванство, богоборчество и ханжество - все это полчище врагов, с которыми они сражались, угрожает человеку в наше время не меньше, чем в эпоху Амоса или Исайи. Поэтому слово вестников Царства Божия остается столь нужным для нас в борьбе сегодняшнего и завтрашнего дня.

Вероятно, каждое время представляется переживающим его критическим, кризисным. Однако, лишь оглядываясь назад, можно дать достаточно объективную оценку того или иного периода. Сейчас, например, для нас ясно, что конец 50-х - начало 60-х годов было тем временем, когда многое вышло из-под спуда сталинского пресса наружу и заявило о себе ярко, талантливо, определив культурную и духовную жизнь нашего общества на два последующих десятилетия.

Последующие 70-е - 80-е годы были годами, скорее, относительно спокойного развития-борьбы всего народившегося в 60-е за право на существование. О. Александр, подобно многим своим сверстникам, которым сейчас за 50, также вышел из этих 60-х годов. Он не стал ни поэтом, ни режиссером, ни критиком, хотя вполне мог бы стать, и стать одним из лучших. Он стал… богословом, священником. Впрочем, свой выбор он сделал значительно раньше, еще в детстве.

Но вернемся к переживаемому нами времени. Главная особенность его - это уникальность нас как страны, на протяжении 70 лет подвергавшейся давлению атеизма, санкционированного всей мощью государственной машины. Нигде, никогда в истории такого не было. У любого народа всегда была какая-то религия, предполагавшая существование кроме мира видимого также мира духовного, невидимого.

Сейчас, вероятно, для большинства нашего населения идеологические кумиры недавнего прошлого не только потускнели, но и практически рассыпались. Свято место, - а в данном случае душа и сердце человеческие, - как известно, пусто не бывает. Всякий человек по сути своей всегда имеет в виду некую сверхценность в ряду окружающих его явлений. Для большей части наших современников сверхценности могут быть сведены к трем самым распространенным категориям: богатство, наслаждение и чудо. Последняя из них, реализуемая в виде астрологии, HЛO, хиромантии, откровенного колдовства и экстрасенсорики, пожалуй, все же самая безобидная. Из всех этих вещей большинство все-таки находит путь в мировые религии, чаще всего в христианство. Первые две настолько захватывают и приземляют своих почитателей, что о высших ценностях вспомнить очень и очень трудно.

В это бурное время необычайно важно обращение многих тысяч людей к истокам христианской цивилизации, к которой мы также волей-неволей принадлежим, - к Библии. Тем более что правительство наше, по милости Божией и своему решению, перестало видеть в религии и Церкви политического противника, решив, что эти древние институты могут оказаться вполне пригодными союзниками. Так или иначе, число людей, решивших при удобном случае прочесть Библию, весьма велико, а число желающих ее хотя бы иметь еще больше. Но беда не только в том, что пока еще эту книгу приобрести не совсем просто. Гораздо большая проблема в практически полной невозможности прочесть Библию, даже приобретя ее в собственность. Выпавшие из христианской культуры, в многомиллионном большинстве своем лишенные элементарных религиозных знаний, наши обездоленные соотечественники с трудом смогут заставить себя прочесть лишь малую часть этой великой Книги, с тем чтобы со вздохом отложить это занятие до лучших времен.

Необходима простая вещь - вспомогательная литература, которая позволила бы неискушенному читателю ориентироваться в этом собрании старинных хроник, поэм, эпических повествований, пророческих речений, объединяемых названием - «Священное Писание».

Эта необходимость была отчетливо осознана о. Александром Менем много лет назад. В двенадцать лет, уже зная почти наизусть комментарий Толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина (1904–1911 гг.), будущий священник задумал написать серию книг о Библии. Цель была - показать, как все религиозные искания человечества, как в фокусе, сошлись в Христианстве.

Так родился замысел, целиком осуществленный к концу 70-х годов в виде серии из 6 книг под общим девизом: В поисках Пути, Истины и Жизни.

«Вестники Царства Божия» - пятая в этой серии. Она охватывает период духовной истории Израиля с VIII по IV вв. Это было время, когда израильское государство, сформировавшееся и достигшее в X в. наивысшего расцвета при сыне Давида Соломоне, вскоре разделилось на два царства - северное, Израиль, и южное, Иудею. Несмотря на сложные и не всегда мирные отношения, духовная история обоих царств была общей. Самые возвышенные откровения, полученные от Бога религиозными лидерами севера и юга, впоследствии, в период Вавилонского плена в VI в. до н. э., были соединены в единый корпус, составивший основную часть Ветхого Завета.

Основной особенностью пророческой проповеди было понимание истории не как циклического, утомительно повторяющегося процесса, а как пути, устремленного в вечность. Круговорот был разорван, утверждался Высший Смысл исторического процесса, заключающийся в конечной победе Добра над Злом. Все события истории виделись как постоянный выбор между двумя путями: жизнью и смертью. «Избери жизнь! - постоянно призывают пророки. - Ходи путями правды, милости, суда и веры. Я сделаю тебя народом священников, в котором благословятся все племена земные».

Любя народ, пророки Израиля, однако, выше всего ставили Правду Божию. Истинные пророки никогда не льстили народу, усыпляя его лживыми утешениями. Ассирийское нашествие видится Исайе как жезл гнева Божия, обрушивающийся на народ за нечестие, превратный суд, за обиды, наносимые бедным, сиротам и вдовам. Но он же утешает народ, предсказывая скорое поражение ассириян от Господа, когда уже никакой надежды на собственные силы не остается. Иеремия, напротив, вызывает ярость и возмущение защитников Иерусалима пророчествами о том, что сопротивление бесполезно и чем скорее защитники сдадутся на милость победителя, тем будет лучше - народ сохранится от уничтожения.

Это утверждение Высшей ценности в истории - правды Божией, по своей значимости превосходящей даже такие ценности, как независимое государство и свой собственный народ, - и есть то вечно ценное в пророческих книгах, которое доносит нам Библия. В наше смутное время ориентация на эту вечную ценность - Правду - столь же необходима, как и во времена царей израильских.

Яркое, талантливое повествование о самой трудной, но и самой, быть может, важной части Ветхого Завета - книгах «больших» и «малых» пророков - позволит интересующемуся читателю полнее войти в этот удивительный мир, в котором Бог встречается и говорит с людьми, - мир Библии.

О. Александр Мень был убит неподалеку от своего дома рано утром в воскресенье 9 сентября 1990 года, когда он направлялся на службу в храм. «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ио.12,24). Книги о. Александра Меня и после его смерти будут нести вечную правду о Слове Божием, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Введение

Те много ошибаются, кто пророчества Св. Писания почитают простыми предсказаниями, предвещанием будущего и ничем больше. В них заключается учение, учение, относящееся ко всем временам.

П. Я. Чаадаев

Книги пророков составляют в Ветхом Завете лишь около четверти всего текста; по содержанию же им принадлежит центральное место в дохристианской части Библии. Тем не менее нужно признать, что довольно часто они оказывались несправедливо отодвинутыми на задний план в сравнении с другими разделами Св. Писания. Пророки представляли наибольшие трудности для толкователей Библии, и поэтому во многих изложениях Ветхого Завета они изображались вереницей бледных, безликих фигур, единственным назначением которых было предсказать пришествие Мессии. Патриархам и царям, как правило, уделялось гораздо больше внимания.

Древняя иудейская традиция сохранила имена многих пророков в текстах Ветхого завета. Но надо знать, что в разные периоды истории еврейского народа фигура пророка неоднократно претерпевала изменения - от придворного предсказателя до воинствующего праведника, поднимающего израильтян на борьбу с язычниками, от вождя Моисея до чудотворца Илии. Собственно, практически все ветхозаветные пророки в основном толковали происходящее и давали оценку текущим событиям. Они не колеблясь предрекали бедствия, когда богоизбранный народ перечил воле своего Небесного Отца - Яхве.

Пророчица Девора

Девора - одна из семи пророчиц Израиля (наравне с Саррой, Мариам, Анной, Авигеей, Олдамой и Эсфирью). Девора была одной из «судий израилевых» (судьями назывались вожди, выбиравшиеся на время войны, а в мирное время они разбирали споры между соотечественниками), а ее авторитет основывался на пророческом даре. Она принимала спорщиков и тех, кто искал ее совета, на своем ритуальном месте - под пальмовым деревом на горе Ефремовой. Интересно, что подобный обычай - пророчествование на возвышенности под священным деревом - можно встретить практически повсеместно (от могильных курганов Скандинавии до священных рощ друидов и древнегреческих оракулов).

Ветхозаветная «Книга Судей Израилевых» свидетельствует, что Девора спасла еврейский народ, когда он в очередной раз отвернулся от Яхве и стал поклоняться другим богам. Девора совместно с военачальником Вараком возглавила израильское войско в борьбе с хананеянами, жестоко притеснявшими евреев в течение двадцати лет. Она предрекла, что слава победы над Сисарой - военачальником хананеев - достанется женщине, а не Вараку, потребовавшему от пророчицы лично участвовать в военной кампании. После победы Девора и Варак исполнили благодарственную песнь Яхве, и этот текст считается самым древним в Ветхом завете.

Пророк Самуил

В ветхозаветных преданиях Самуил - великий пророк, последний из «судей Израилевых». Мать Самуила, Анна, скорбя о своей бездетности и молясь в Силоме перед скинией завета, услышала от первосвященника Илия предсказание о рождении сына. С малых лет Самуил был посвящен в назореи и стал служить при скинии, помогая Илию. Однажды Самуил услышал голос бога, возвещавший будущее - так он удостоился быть пророком. Его первое пророчество касалось ковчега завета - в битве с филистимлянами святыня попадет в руки врагов, а сыновья первосвященника будут убиты. После того, как филистимляне вернули ковчег израильтянам (он принес в их страну бедствия), Самуил призывает евреев отвернуться от чужих богов. Помощь Яхве обеспечила им победу над филистимлянами, и сам Самуил стал судьей Израиля.

Впоследствии он помазал на царствование Саула - первого царя израильско-иудейского государства. Бог открыл Самуилу, что именно этот человек из колена Вениаминова должен стать царем. Вышло так, что Саул вышел искать пропавших ослиц, и пророк, повстречавшийся на его пути, предсказал ему будущее и полил его голову священным елеем - «помазал» в правители. На обратном пути Саулу встречаются поющие пророки, на него нисходит дух господень и он сам начинает принародно пророчествовать, то есть прорицать в состоянии божественной одержимости (все эти знамения ему предрек Самуил). Избранность Саула также подтвердилась во время жребия, брошенного Самуилом при большом собрании народа. В дальнейшем Самуил служил при царе, объявляя ему волю Яхве. После того, как Саул стал неугоден богу, совершив ряд недопустимых проступков, пророк Самуил по велению Яхве тайно помазал на царство юного певца Давида и, отвернувшись от раскаивающегося царя, оплакивал его до конца своей жизни как мертвого.

Накануне решающей битвы с филистимлянами Саул, тоскуя о былых днях и чувствуя себя покинутым богом, решается вызвать дух Самуила, уже давно умершего к тому моменту. Он обращается к чародейке из Аэндора, и призванная тень пророка мрачно предрекает ему и его сыновьям грядущую смерть на поле боя. Этот фрагмент лишний раз подтверждает, что представления о сохранении провидческих способностей пророка и после его смерти, имеет широкое распространение у разных народов (достаточно вспомнить древнегреческие оракулы на могилах прорицателей).

Пророки Нафан и Гад

У Давида, сменившего на престоле Саула, также находились в услужении пророки - Нафан и Гад. Пророк Гад, «прозорливец царев», подавал ему важные советы и возвестил божью кару за перепись народа (на выбор - 7 лет голода, 3 месяца сплошных военных поражений или 3 дня мора). По окончании мора, выбранного Давидом в качестве наказания, пророк Гад велел построить жертвенник в благодарность за окончание бедствия.

Пророк Нафан получал откровения от бога, которые затем передавал Давиду. Он пророчил непоколебимость рода давидова на царствовании и сообщал царю о поддержке свыше. Пророк Нафан также изобличает Давида, когда тот «совершил злое перед очами господа»: царь, возжелав жену своего начальника Урии, отправил его на верную гибель, чтобы заполучить красавицу Вирсавию. В наказание за содеянное, Нафан пророчит смерть первому ребенку, родившемуся от брака Давида с Вирсавией. Зато второго их сына - Соломона - Господь возлюбил и послал пророка Нафана дать ему имя Иедидиа («Возлюбленный Богом»). Впоследствии пророк Нафан принимал участие в помазании Соломона на царствование.

© Святослав Горский

Похожие публикации