Биография. Некрасов Н. А.: биобиблиографическая справка



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, любовь и интерес к поэзии, учить видеть и замечать прекрасное в природе, формировать умение работать в группе.

Подготовка к уроку: класс делится на четыре команды. На доске – иллюстрации, которые дети принесли в качестве выполненного домашнего задания.

Оборудование: мультимедийный проектор, жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка цели

Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

С творчеством каких писателей мы познакомились? Вспомним годы их жизни. Какие произведения прочитали?

III. Конкурсы

1. Разминка (Вопросы задаются по очереди каждой команде.За правильный ответ – жетон.)

В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. (Ф. И. Тютчев)

Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А. А. Фет)

Пушкин сказал о нём: “...оригинален – ибо мыслит” (Е. А. Баратынский)

Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А. Н. Плещеев)

Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)

От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н. А. Некрасов)

Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А. П. Чехове. (И. А. Бунин)

Талантливая сказительница познакомила этого писателя с народной поэзией, на основе которой он создал свои сказки. (А. С. Пушкин)

2. Литературные исследователи

(Учитель готовит 4 задания на карточках.Дается время на подготовку.)

1-я команда

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе...”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

2-я команда

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.

Задание: найдите примеры таких стихотворений (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

3-я команда

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”).

4-я команда

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Задание: перечитайте стихотворения А. А. Фета “Бабочка”, “Весенний дождь”, Н. А. Некрасова “В зимние сумерки...”. Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

3. Времена года

  • Ежегодно приходят к нам в гости:
    Один седой, другой молодой,
    Третий скачет, а четвертый плачет.
    (Времена года)
  • - Кто знает, когда это бывает? (пословицы)
  • Идет Варюха – береги нос да ухо (зимой)
  • Черемуха расцвела – холода позвала (весной)
  • День прозевал - урожай потерял (осенью)
  • Роса да туман живут по утрам (летом)

Три команды выполняют задание 4 на странице155 .

1-я команда-весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид...”, Е. А. Баратынский “Весна, весна!..”)

2-я команда-осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут...”, И. А. Бунин “Листопад”)

3-я команда-зима (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, Е. А. Баратынский “Где сладкий шепот...”

4-я команда

1. Перечитайте стихотворение Ф. И. Тютчева “Как неожиданно и ярко...”. Объясните, почему в стихотворении дважды повторяется слово лови и три восклицательных предложения?

2. Перечитайте стихотворение И. А. Бунина “Листопад”. Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня ?

3. Что хотели сказать Ф. И. Тютчев и И. А. Бунин своим читателям? Соотнесите свой вывод с последним четверостишием из стихотворения Н. А. Некрасова “Школьник”

4. Конкурс чтецов

Проверка домашнего задания: сделать рисунок к произведению, которое тебе особенно понравилось, приготовить выразительное чтение или чтение наизусть.

(Участвуют по три человека от команды.Иллюстрации, которые приготовили ребята,на доске.)

IV. Подведение итогов

Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)

V. Домашнее задание

Стр. 154 задание 3, стр. 156 задание 10.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подчиненных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй душии чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любившая детей, ради их счастья и спокойствия, ради их будущего она терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. Крепостническое самодурство в те годы было явлением обычным, почти повсеместным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу поэта, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне и дворовые, но и любимая «русокудрая, голубоокая» мать поэта. «Это… было раненное в самом начале жизни сердце,- говорил о Некрасове Достоевский,- и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Но и от своего отца Некрасов унаследовал некоторые положительные качества — силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели: Как требовал отцовский идеал: Рука тверда, глаз верен, дух испытан. От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился и охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком. Именно в Грешневе завязалась глубокая дружба Некрасова с крестьянами, которая питала потом его душу и творчество на протяжении всей жизни: Приятно встретиться в столице шумной с другом Зимой, Но друга увидать, идущего за плугом В деревне в летний зной,- Стократ приятнее… Так писал Некрасов летом 1861 г. в Грешневе, куда он часто наезжал после примирения с отцом. Ссора с ним произошла по известному и весьма характерному поводу. Рано стал тяготиться Некрасов крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять свое несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии он уже целиком отдался второй любимой страсти, унаследованной от матери,- литературе, театру. Юноша не только много читал, но и пробовал свои силы на литературном поприще. К моменту решающего поворота в его судьбе у Некрасова была тетрадь собственных стихов, написанных в подражание модным тогда романтическим поэтам: Я отроком покинул отчий дом (За славой я в столицу торопился)… «Петербургские мытарства» 20 июля 1838 года шестнадцатилетний Некрасов отправился в дальний путь с «заветной тетрадью». Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил поступить в университет. Узнав о его намерении, Алексей Сергеевич пришел в ярость, отправил сыну письмо с угрозой лишить его всякой материальной поддержки и помощи. Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Произошел разрыв: Некрасов остался в Петербурге один, без всякой поддержки и опоры. Началась жизнь, совершенно не похожая на жизнь обычного дворянского сына. Будущий поэт сам избрал для себя путь тернистый, типичный скорее для бедного разночинца, своим трудом пробивающего себе дорогу. Неудовлетворительная подготовка в Ярославской гимназии не позволила ему выдержать экзамен в университет, но упорный Некрасов определился вольнослушателем и в течение трех лет посещал занятия на филологическом факультете. «Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было слишком много: провал на экзаменах в университет, разнос в критике первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки», полуголодное существование, наконец, поденная, черновая работа в столичных журналах, рабо-(*163)та ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно «хождение по мукам» формировало стойкий и мужественный характер, закалило поэта, а главное, открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, но только не в деревенском, а в городском, отходническом их быту. В поисках заработка на первых порах петербургской жизни частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой народ: торговали своими изделиями ремесленники и мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сел и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы, а одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, уже опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости. Литературный талант Некрасова подмечает издатель театрального журнала «Репертуар и пантеон» Ф. А. Кони. Не без его поддержки юноша пробует силы в театральной критике, но обретает некоторую популярность как автор стихотворных фельетонов («Говорун», «Чиновник») и водевилей («Актер», «Петербургский ростовщик»). В этих произведениях Некрасов ищет и подчас находит демократического зрителя и читателя. Увлечение драматургией не проходит бесследно и для его поэтического творчества: драматический элемент пронизывает некрасовскую лирику, отражается в поэмах «Русские женщины», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо».

Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 ода в местечке Немирово Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, он поселился вместе с семьею в родовом имении Грешнево Ярославской губернии, где и прошли детские годы Некрасова.

Отец его вёл обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подданных. Доставалось и домочадцам, особенно матери поэта, Елене Андреевне, в девичестве Закревской, женщине доброй души и чуткого сердца, умной и образованной. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она безропотно сносила царивший в доме произвол и терпеливо занималась воспитанием.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом. В Грешневе завязалась сердечная привязанность будущего поэта к русскому крестьянину. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесённый глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Некрасову не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке Самарке, делал "грибные набеги". Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной и бойкой - столбовая Ярославско-Костромская дорога. Всё, что по ней шло и ехало, было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных. Юный Некрасов, также, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился со всем рабочим народом - с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. Ребята жадно слушали рассказы этих бывалых людей. Грешневская дорога явилась для Некрасова началом познания многошумной и беспокойной народной России. Няня поэта была крепостная, она рассказывала ему старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывались в каждой крестьянской семье каждому крестьянскому ребёнку.

В характере самого Некрасова с детских лет укоренился дух правдоискательства, присущий его землякам - костромичам и ярославцам. Народный поэт тоже пошёл по дороге "отходника" только не в крестьянском, а в дворянском её существе. Рано стал тяготиться крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять своё несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии, куда он поступил в 1832 г. Некрасов целиком отдался приобретенной от матери любви к литературе и театру. Юноша много читал и пробовал свои силы на литературном поприще. Отец не хотел платить за обучение сына в гимназии, ссорился с учителями. Учителя были плохие, невежественные, и требовали только тупой зубрёжки. Читал Некрасов что придётся, главным образом тогдашние журналы. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина " Вольность". В гимназии у мальчика впервые обнаружилось призвание сатирика, когда он стал писать эпиграммы на учителей и товарищей. В июле 1837 г. Некрасов ушёл из гимназии. В то время у него уже была тетрадь собственных стихов, написанных в подражание модным тогда романтическим поэтам - В.А. Жуковскому, А.И. Подолинскому.

20 июля 1836 г. шестнадцатилетний Некрасов отправился в дальний путь с "заветной тетрадкой" и несколькими рублями. Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заведении, Некрасов решил, по совету матери, поступить в Петербургский университет. Неудовлетворительная подготовка в Ярославской школе не позволила ему выдержать экзамены, но упорный юноша определился вольнослушателем. В течение двух лет он посещал занятия на филологическом факультете. Узнав о поступке сына, А.С. Некрасов пришёл в ярость и лишил сына всякой материальной поддержки. "Петербургскими мытарствами" называют этот период в жизни Некрасова. Мытарств было много: провал на университетских экзаменах, разнос в критике первого сборника подражательных ученических стихов "Мечты и звуки" (1840 г.), полуголодное существование, наконец, поденная черновая работа в столичных газетах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер: " хождение по мукам" и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов. Бедствовал Некрасов пять лат. Литературный талант подмечает издатель театрального журнала "Репертуар и пантеон" Ф.А. Кони. Не без его поддержки Некрасов пробует силы в театральной критике, но обретает популярность как автор стихотворных фельетонов ("Говорун", "Чиновник") и водевилей ("Актёр", "Петербургский ростовщик").

В 1843 г. поэт встречается с В.Г. Белинским, страстно увлеченным идеями французских социалистов-утопистов, клеймящим существующее в России общественное неравенство. Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного изображения русской действительности, и он полюбил Некрасова за его непримиримую ненависть к народным врагам. Под его влиянием Некрасов впервые обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью - стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нём сразу проявился его свежий, многосторонний и глубоко правдивый талант.

Другим учителем Некрасова был Гоголь. Поэт всю жизнь преклонялся перед ним и ставил его рядом с Белинским. " Любить - ненавидя" - этому научился Некрасов у своих великих наставников.

В конце 1846 г. Н.А. Некрасов вместе с писателем Иваном Панаевым взяли в аренду журнал "Современник", основанный Пушкиным. В "Современнике" расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60 гг. прошлого века. И.С. Тургенев публикует здесь "Записки охотника", И.А. Гончаров - роман "Обыкновенная история" и т.д. Некрасов стоял во главе этого журнала без малого двадцать лет (1847-1866 гг.). Он спасал высокую репутацию "Современника" в года "мрачного семилетия"(1848-1855 гг.). Случалось, что перед выходом журнала цензура запрещала добрую треть материала, и Некрасову приходилось защищать журнал от катастрофы. Именно в этот период он вместе со своей гражданской женой А.Я. Панаевой пишет два романа: "Три страны света" (1848-1849 гг.) и "Мертвое озеро" (1851 г). После смерти Белинского в 1848 году Некрасов подключается к работе в литературно - критическом разделе журнала. Его перу принадлежит ряд блестящих статей, среди которых выделяется очерк "Русские второстепенные поэты" (1850 г), восстанавливающий пошатнувшуюся в 40-е годы репутацию поэзии.

Начиная с 1855 г. наступил наивысший расцвет творчества Н.А. Некрасова. Он закончил поэму "Саша", где заклеймил презрением так называемых "лишних людей ", то есть либеральных дворян, выражавших свои чувства к народу не делами, а громкими фразами. Тогда же написаны им "Забытая деревня", "Школьник", "Несчастные", "Поэт и гражданин". Эти произведения обнаружили в их авторе могучие силы народного певца. Некрасов стал любимейшим поэтом демократической интеллигенции, которая именно в то время сделалась влиятельной общественной силой в стране.

Заслуга Некрасова-редактора перед русской литературой заключается в том, что, обладая редким эстетическим чутьём, он выступал в роли первооткрывателя новых литературных талантов. Благодаря ему на страницах "Современника " появились первые произведения А.Н. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность" и "Севастопольские рассказы". В 1854 г. по приглашению Некрасова постоянным сотрудником "Современника" становится идеолог русской революционной демократии Н.Г. Чернышевский, а затем литературный критик Н.А. Добролюбов.

Влияние "Современника" росло с каждым годом, но вскоре над журналом разразилась гроза. В 1861 году умер Добролюбов. Через год был арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство, вступившее на путь мстительной расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. Вначале оно приостановило издание "Современника" на восемь месяцев (июнь-декабрь 1862 г), а потом запретило навсегда (1866 г). Только спустя полтора года Некрасов арендует у А.А. Кравского "Отечественные записки" и с 1868 г. до самой смерти остаётся редактором этого журнала. В редакцию "Отечественных записок " Н.А. Некрасов приглашает М.Е. Салтыкова-Щедрина и Г.З. Елисеева. На издание нового поэтического сборника зрелых реалистических произведений Н.А. Некрасов решается в особых условиях. Сборник "Стихотворения Н. Некрасова" выходит в свет 15 октября 1856 г., а уже 5 ноября Чернышевский сообщил поэту, находящемуся на лечении за границей: "Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли "Ревизор" или "Мёртвые души" имели такой успех, как Ваша книга".

В начале 1875 г. Н.А. Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский хирург Билльрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепила силы поэта, и в мучительной болезни он создаёт "Последние песни". Приходит время подведения итогов. Некрасов понимает, что своим творчеством прокладывал новые пути в поэтическом искусстве. Только он решался на недопустимую, на прошлом этапе развития русской поэзии стилистическую дерзость, на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения. Он совершает существенное обновление традиционных жанров русской поэзии.

Умер Н.А. Некрасов 27 декабря 1877 года. На похоронах возникла стихийная демонстрация. Несколько тысяч человек провожали его гроб до Новодевичьего кладбища.

Введение

НЕКРАСОВ, Николай Алексеевич -- поэт, прозаик, критик, издатель. Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губ. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьею в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788-- 1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, в девичестве Закревская (ум. в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом

Рано стал тяготиться Некрасов крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять свое несогласие с отцовским образом жизни. В Ярославской гимназии, куда он поступил в 1832 г., Николай Алексеевич целиком отдался приобретенной от матери любви к литературе и театру.

Русский народ в изображении Н.А.Некрасова

Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа.

Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей. Подавляющее большинство стихотворений Некрасова (особенно известных) посвящено русскому мужику. Ведь куда ни кинешь взгляд -- везде страдания. Едешь ли по железной дороге -- за окном незримо встают тысячи безымянных людей, положивших свои жизни на ее строительство. Стоишь ли у парадного подъезда -- видишь несчастных, оборванных, отчаявшихся, ждущих ответа на свои прошения (а дожидались часто лишь того, что их выталкивали в шею). Любуешься ли красотами Волги -- по ней бурлаки со стоном тянут баржу.

Ни в городе, ни в деревне не находится простого мужика, который был бы действительно счастлив. Хотя счастье-то они ищут. Некрасов рассказывает об этом в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Сошлись мужики с простой, казалось бы, целью: найти счастье, узнать, кому хорошо живется и почему. Да только выходит, что нет мужика, которому бы хорошо жилось. Нет у него никаких прав, не может он противостоять хамству и самоуправству вышестоящих. Получается, что вольготно жить только господам, которые и делать-то ничего не умеют, зато обладают незаработанными деньгами и незаслуженной властью.

Вывод, к которому приходит Некрасов, прост и очевиден. Счастье -- в свободе. А свобода еще только брезжит впереди тусклым огоньком. До него надо дойти, но займет это многие годы.

Да, русскому народу тяжело живется. Но ведь в любом самом беспросветном существовании случаются яркие проблески. Некрасов со знанием дела описывает деревенские праздники, когда все от мала до велика пускаются в пляс. Ведь тот, кто умеет работать, умеет и отдыхать. Тут царит истинное, ничем не омраченное веселье. Забываются все заботы и труды. А похьд к обедне -- это целый ритуал. Из сундуков извлекаются лучшие наряды, и вся семья, от детей до стариков, чинно отправляется в церковь.

Вообще, крестьянской религиозности Некрасов уделяет особое внимание. Религия испокон веков поддерживала русского человека. Ведь нельзя было рассчитывать ни на чью помощь, кроме Божьей. Поэтому и бежали в случае болезней и несчастий к чудотворным иконам. Каждый человек имеет право на надежду, она -- последнее, что у него остается даже в пору тяжелейших испытаний. Для крестьян вся надежда, весь свет были сосредоточены в Иисусе Христе. Кто же еще их убережет, если не он?

Некрасов создал целую плеяду образов простых русских женщин. Возможно, он несколько романтизирует их, однако нельзя не признать, что ему удалось показать облик крестьянки так, как никому более. Крепостная женщина для Некрасова -- своеобразный символ. Символ возрождения России, ее непокорности судьбе.

Наиболее известные и запоминающиеся образы русских женщин в изображении Некрасова -- это, конечно, Матрена Тимофеевна в “Кому на Руси жить хорошо” и Дарья в поэме “Мороз, Красный нос”. Объединяет этих двух женщин главное их горе -- они крепостные крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля -- арабом повенчаться,

Вторая -- быть матерью сына раба,

А третья -- до гроба рабу покоряться,

И все эти тяжкие доли легли

На женщину русской земли.

Крестьянка обречена страдать до самой смерти и молчать о своих страданиях. Никто не будет слушать ее жалоб, да и она слишком горда, чтобы поверять кому-нибудь свое горе. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” к Матрене Тимофеевне приходят мужики, ищущие счастья. И что же они слышат от нее? Историю жизни крепостной женщины. Она была счастлива, оберегаема, любима родителями до своего замужества. Но в девках долго не засидишься, находится жених, и начинается тяжелая жизнь в чужом доме. Приходится работать с утра до ночи, да еще ни от кого не услышишь ласкового слова. Муж на заработках, а семья его не жалует невестку. Первый сын Матрены Тимофеевны умирает в младенчестве, другого взяли в рекруты. Нет просвета впереди, не на что надеяться. Матрена Тимофеевна говорит мужикам:

Не дело -- между бабами

Счастливую искать!..

Одно остается женщине: терпеть до конца своих дней, работать и растить детей, таких же рабов, как их отец.

Тяжкая доля досталась и Дарье (“Мороз, Красный нос”). Ее семейная жизнь поначалу складывалась более счастливо: и семья была приветливее, и муж при ней. Трудились не покладая рук, но не жаловались на судьбу. И тут на семью обрушивается горе -- умирает муж Дарьи. Для крестьян это потеря не только любимого человека, но и кормильца. Без него они просто умрут от голода. Никто больше не сумеет ходить на заработки. В семье остались старики, дети да одинокая женщина. Дарья уходит в лес за дровами (прежде мужская обязанность) и замерзает там.

Есть у Некрасова еще один интересный крестьянский образ. Это Груша из стихотворения “В дороге”. Она выросла в барском доме и не обучалась тяжелому деревенскому труду. Но судьба распорядилась так, что она вышла замуж за простого мужика. Груша начинает чахнуть, и конец ее совсем близок. Ее душа томится, но муж, конечно, не в состоянии понять ее. Ведь вместо того чтобы работать, она “на какой-то натрет все глядит да читает какую-то книжку...” Не под силу ей крестьянский труд. Она бы и рада работать, помогать, да не приучена. Для того чтобы вынести всю эту каторжную работу, нужно привыкнуть к ней с детства. А ведь многие поколения крестьян росли именно в такой обстановке. С детства работали не покладая рук. Но не шло все это впрок: работали на господ, а сами кормились впроголодь, только бы с ног не свалиться.

Таким униженным, но гордым предстает народ в произведениях Некрасова. Русский мужик гнет шею, но не ломается. И всегда его поддерживает женщина, сильная и терпеливая. Некрасов видит свое предначертание в том, чтобы без прикрас описать настоящее русского народа и дать ему надежду на светлое будущее. Поэт верит, что оно настанет, а он будет способствовать этой великой перемене.

Похожие публикации