По истории вспомогательные исторические дисциплины. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Становление системы вспомогательных исторических дисциплин

Что такое вспомогательные исторические дисциплины

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и др. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, - звуковые записи, фото- и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.

Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?

Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановление утраченных мест и первоначального текста, установление редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научная ценность источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.

Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника.

Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в oтрыве от них, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика - их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.)

Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно связана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквенные изображения цифр, а палеографические наблюдения над материалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной монете или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно связана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии - с нумизматикой. Археография тесно связана с палеографией, так как разрабатывает методы передачи архивных текстов. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик и сопоставления выводов каждой из них.

Каково соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин? Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но источниковедение, занимающееся классификацией источников, разрабатывающее комплексную методику всесторонней внешней и внутренней критики источника и анализирующее всю их совокупность, шире любой из вспомогательных исторических дисциплин, поскольку каждая из них ограничена «своим» объектом исследования и «работает» своими методами. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в источниковедческом анализе для определения как происхождения, так и содержания источника.

Углубление теоретических вопросов и на их основе частных методик вспомогательных исторических дисциплин привело к тому, что они стали решать не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и давать материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории. Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогли в решении вопроса об уровне развития письменности, образованности и специфике работы государственных учреждений; водяные знаки, служившие в палеографии средством датировки бумаги, рассматриваются как показатель технологии бумажной промышленности и культурных связей. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата и древних государственных институтов, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений и рыночных связей. Знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального обложения, объема сельскохозяйственного производства и т. д. Генеалогия имеет значение для выводов о характере экономических и политических отношений, социальной структуры общества, а примыкающая к ней система социального этикета раскрывает определенные социальные отношения. Ономастика позволяет глубже раскрыть демографические процессы.

Прямой выход вспомогательных исторических дисциплин на историю свидетельствует о том, что их применение не ограничивается только рамками источниковедческой критики, а может иметь и вполне самостоятельное значение в исследовании общих вопросов исторического процесса. В связи с этим вспомогательные исторические дисциплины имеют достаточное основание называться специальными, и это наименование (наряду с традиционным) сегодня принято.

Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

Глава 9 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА

автора Голыженков И А

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА (AUXILIA) В период ранней империи (первая половина I в. н. э.) вспомогательная пехота представляла собой отдельные отряды, набранные в провинциях, пользовавшиеся своим национальным оружием и находившиеся под командованием собственных вождей.

Из книги Армия императорского Рима. I-II вв. н.э. автора Голыженков И А

Пехотные вспомогательные когорты Пехотные вспомогательные когорты имели организацию, подобную организации легионных когорт, и состояли из 6 центурий по 80 человек каждая (480 человек - офицеров и солдат). Такой отряд назывался квингенария (quingenaria - 500 человек). Во второй

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Вспомогательные войска. Фаланга, которую поначалу рассматривали как совершенную и непобедимую силу, стала постепенно обнаруживать свои слабые места. Хотя она превосходила все, что существовало до нее (и потому была принята на вооружение всеми греческими полисами),

Из книги Вторая мировая: ошибки, промахи, потери автора Дейтон Лен

Из книги Сталин их побери! 1937: Война за Независимость СССР автора Ошлаков Михаил Юрьевич

Укрепление дисциплины Другой важнейшей целью, преследовавшейся при проведении чисток в Красной Армии, было укрепление воинской дисциплины. Сегодня широко известны многочисленные факты безобразно низкой дисциплины в армии, приводившей к человеческим жертвам,

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общественные науки в отличие от естественных дисциплин испытывали постоянный контроль и давление со стороны властей. Именно здесь, в области общественных наук, шёл активный поиск новых путей, что отразилось в острой борьбе взглядов, идей и

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

УКРАИНСКИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ Многие иностранные добровольцы, служившие на фронте в строевых частях Ваффен-СС и Вермахта, проявляли в боях героизм и отвагу и по праву гордятся своим послужным списком. Однако послужной список тех, кто служил в контролировавшихся СС

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Принципы дисциплины Система коллективного давления приносила реальные результаты. И главным в этой связи оказывалась дисциплина на судне, поддержание которой обеспечивало жизнеспособность пиратского экипажа. Дисциплинарные нормы были оговорены в особых «Правилах» -

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

2.2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИСТОРИЯ КНИГИ Всемирная историческая наука с течением времени разбилась на неисчислимое множество как фундаментальных, общих, так и специальных, частных наук и дисциплин. Состав их и число, согласно законам диалектики,

Из книги Театр мистерий в Греции. Трагедия автора Ливрага Хорхе Анхель

Из книги Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней автора Палош Штефан

Вспомогательные меридианы Мы говорили о тех меридианах, которые идут в центробежном и центростремительном направлениях по телу, в зависимости от того, какая точка, начальная или конечная, расположена в конечностях. Согласно традиционной трактовке, эти вертикальные

автора

Структура дисциплины

Из книги История цивилизаций мира [Методические рекомендации] автора Куренышева Екатерина Павловна

Вспомогательные исторические дисциплины (другое наименование - специальные исторические дисциплины ) - особые, относительно самостоятельные отрасли исторической науки , которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию), дипломатику , генеалогию , геральдику или гербоведение , сфрагистику и эпиграфику , историческую метрологию , нумизматику и бонистику , хронологию , историческую географию , историческую информатику , архивоведение , документоведение, историческую ономастику, историческую антропонимику, фалеристику и некоторые др. Иногда к числу вспомогательных исторических дисциплин относят особые разделы исторической науки (историографию , методологию истории) или даже специальные исторические науки (археологию или, реже, - этнографию).

Литература

  • Специальные исторические дисциплины. Учеб. пособие / Сост. М.М. Кром. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 634 с.
  • Учебно-методическое пособие со сбор­никами снимков русского письма XI-XVIII вв. / А.В. Муравьев. - М., 1975.
  • Вспомогательные исторические дисциплины. А.П. Пронштейн, В.Я. Кияшко. - М., 1973.
  • Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления: материалы XVIII науч. конф. Москва, 26-28 янв. 2006 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), Д.А. Добровольский (отв. секретарь), Р.Б. Казаков, Е.В. Пчелов, М.Ф. Румянцева, О.И. Хоруженко, Ю.Э. Шустова; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. – М. : РГГУ, 2006. – 457 с.
  • Вспомогательные исторические дисциплины: Учебно-методический модуль / Под ред. В.А. Муравьева. М., 2004. С.109-117. - (Я иду на занятия...).
  • Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: материалы науч. конф. Москва, 11-12 дек. 2006 г. / сост. Ю.Э. Шустова; редкол.: Р.А. Симонов (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин, Ин-т всеобщ. истории РАН, Моск. гос. ун-т печати. - М.: РГГУ, 2006.
  • Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Материалы междунар. науч. конф. Москва, 14-16 мая 2008 г. М., 2008. С.265-295.
  • Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания: материалы XXI междунар. науч. конф. Москва, 29–31 янв. 2009 г. М.: РГГУ, 2009.
  • Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии: Материалы XXIV Междунар. науч. конф. Москва, 2–3 февр. 2012 г. / редкол.: Ю.Э. Шустова (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспо-могат. ист. дисциплин; Рос. акад. наук, ФГБУН ИВИ РАН, Археогр. комиссия. М.: РГГУ, 2012. 548 с. http://iai.rsuh.ru/binary/1830235_44.1330127574.48892.pdf (ссылка не работает)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вспомогательные исторические дисциплины" в других словарях:

    - (специальные исторические дисциплины) изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология и др …

    - (специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика (см. ГЕРАЛЬДИКА), дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография,… … Энциклопедический словарь

    Собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических (См. Источники исторические) (в современной исторической литературе иногда называются специальными …

    Собирательное название ряда спец. науч. дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники ист. исследования. Разработка проблем В. и. д. подчинена общим задачам развития ист. науки. Наиболее широкой из В. и. д. является… … Советская историческая энциклопедия

    Система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований. Формировались в XVIII XX вв. С XVIII в. закладывались основы генеалогии, геральдики, нумизматики, палеографии, сфрагистики и др. С XIX в. тесно… … Энциклопедический словарь

    1) то же, что вспомогательные исторические дисциплины. 2) Иногда название специальных исторических наук (археология, этнография) и отраслей исторической науки (историческая география, историография). * * * СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ… … Энциклопедический словарь

    - (другое наименование вспомогательные исторические дисциплины) специализированные, относительно автономные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и… … Википедия

    1) то же, что вспомогательные исторические дисциплины.2) Иногда название специальных исторических наук (археология, этнография) и отраслей исторической науки (историческая география, историография) … Большой Энциклопедический словарь

    См. Вспомогательные исторические дисциплины … Большая советская энциклопедия

    Дисциплины см. Вспомогательные исторические дисциплины … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Вспомогательные исторические дисциплины (+CD). Учебник для студентов вузов , Леонтьева Галина Александровна , Шорин Павел Александрович , Кобрин Владимир Борисович , Учебник состоит из глав, посвященных палеографии (науки о рукописях), геральдике (науки о гербах), сфрагистике (науки о печатях), хронологии (науки о системе счета времени), метрологии (науки… Серия:

Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины - наименование исторически сложившейся и продолжающей развиваться совокупности (системы) особых научных направлений. В рамках этих научных направлений разрабатываются методики изучения письменных, вещественных, изобразительных исторических источников.

Сложившаяся к настоящему моменту система вспомогательных исторических дисциплин - результат развития отечественной исторической науки на протяжении трех столетий. Отвечая на ее запросы, изменялась и система вспомогательных исторических дисциплин. Логика развития системы такова, что число вспомогательных исторических дисциплин постоянно возрастает. Сегодня некоторые специалисты насчитывают их около 60. Для систематизации вспомогательных дисциплин используются разнородные признаки. В одну группу входят дисциплины, каждая из которых изучает какой-то один вид или тип исторических источников. К этой группе относятся бонистика, вексиллология, геральдика, дипломатика, нумизматика, сфрагистика, униформология, фалеристика. Отдельные стороны источников изучают дисциплины второй группы: историческая метрология, историческая хронология, неография, (изучает историю кириллического письма, оперируя понятиями устав , полуустав, скоропись), топонимика, филигранология (предмет изучения - филиграни) и др. Третья группа включает в себя дисциплины, которые базе нескольких групп источников решают отдельные задачи. Это генеалогия, историческая география, эмблематика. Еще одна группа вспомогательных исторических дисциплин обеспечивает поиск исторических источников - архивоведение (изучает историю и организацию архивного дела, теорию и практику работы архивов), архео графия , историческая библиография.

История термина

Название совокупности происходит от прикладного назначения направлений. В XIX в. они назывались «вспомогательными знаниями», «вспомогательными сведениями», «вспомогательными науками истории», «вспомогательными науками для истории», «вспомогательными историческими науками». Считается, что впервые название «вспомогательные знания» было использовано в 1809 г. А.Н. Олениным. Современное наименование «вспомогательные исторические дисциплины» было введено в научный оборот на рубеже XIX - XX вв. С середины XX в. они стали называться также «специальными» историческими дисциплинами. В настоящее время оба определения используются как синонимы.

Становление системы вспомогательных исторических дисциплин

Формирование системы вспомогательных исторических дисциплин как научных направлений было обусловлено развитием отечественной исторической науки. В XVIII в. проявлялись процессы, связанные со специализацией науки и складыванием предпосылок для оформления системы научных знаний, характеризующейся особыми правилами, процедурами критики исторических источников, и эта наука называлась наукой (о древностях). В понятие «древности» входили раритеты, остатки прошлого. В XVIII в. складывалось представление об их познавательной функции в историческом исследовании. Разработка проблем отечественной истории в трудах В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера, М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, А.Л. Щлёцера показала необходимость особых сведений для написания исторического сочинения. Эти сведения накапливались в исследованиях, публикациях, справочных материалах. В дальнейшем полученный вспомогательный материал в виде таблиц, схем, словарей и т.д. должен был стать достоянием современников и следующих поколений исследований.

В первой трети XIX в. развитие вспомогательных исторических дисциплин было тесно связано с понятием «историческая критика». Научно обосновать рационалистическое представление о критике стремились представители скептической школы, во главе которой стоял профессор Московского университета М.Т. Каченовский. Они считали, что не несут абсолютно достоверной информации, поэтому исторический материал должен быть подвергнут строгой оценке, тщательной критике и отбору. Сомнение в достоверности источников было выдвинуто Каченовский и его учениками как обязательное условие исторического исследования. Приемы критического анализа разрабатывались в рамках вспомогательных исторических дисциплин. Свой вклад в теоретическое обоснование роли вспомогательных дисциплин в историческом исследовании внесли также Н.И. Надеждин, И.Е. Забелин, А.С. Уваров.

Роль научных и научно-общественных объединений в развитии вспомогательных исторических дисциплин во второй половине XIX - начале XX в.

Во второй половине XIX - начале XX вв. развитию вспомогательных исторических дисциплин способствовала деятельность различных научных и научно-общественных объединений. Среди них Московское Археологическое общество, существовавшее с 1864 г. Привлекая значительные научные силы для решения поставленных перед обществом задач, организатор его А.С. Уваров придал его деятельности всероссийский масштаб. Общество занималось изучением русских древностей, сохранением «остатков старины русской», «уничтожением среди общей массы народонаселения равнодушия к этим произведениям». Московское археологическое общество заняло особое место в истории отечественной археологии в связи с тем, что оно было устроителем и координирующим центром регулярно проводившихся Археологических съездов. С 1869 г. до 1911 г. в разных городах Европейской части России и Кавказа было проведено пятнадцать съездов.

Во второй половине XIX - начале XX вв. действовали специализированными общества. К числу таких обществ можно отнести Русское генеалогическое общество, существовавшее в Петербурге с 1897 г. по 1922 г. Согласно уставу, оно имело целью «научную разработку истории и родословия российского дворянства… В сферу занятий общества входят и исследования по всем тем вспомогательным отраслям русской исторической науки, которые соприкасаются с историей дворянства, как то: по геральдике, сфрагистике, дипломатике и др.». Выявление источников по истории дворянских родов изучение их происхождения, подготовка родословных книг и родословных росписей к публикации - стало одним из ведущих направлений, которое разрабатывалось членами Русского генеалогического общества.

Специализированным обществом, деятельность которого выводила нумизматику как вспомогательную историческую дисциплину на новый этап ее развития, являлось Московское нумизматическое общество (1888 - 1917). В Обществе были сформированы нумизматическое собрание и библиотека специальной литературы, комплектовавшиеся главным образом за счет пожертвований.

Материалы изданий общества позволяют увидеть, как на рубеже XIX - XX вв. понимался предмет нумизматики как вспомогательной исторической дисциплины, каковы были основные направления изучения монет разных времен и народов (русские монеты древнейшего и удельного периода; восточные монеты; западноевропейские монеты; польские монеты древнего мира и византийские). Члены общества делали первые шаги в комплексном изучении русских монет, привлекая письменные и изобразительные источники: приказное делопроизводство, миниатюры Лицевого летописного свода. Членов общества интересовали такие методические вопросы, как системы классификации монет; весовые исследования монетных систем; описание монетных кладов. Достаточно развито было библиографическое направление, поскольку члены общества внимательно следили за современными тенденциями развития нумизматики за границей: рецензировали интересные работы, критически оценивали методические материалы.

Общество запланировало подготовку Нумизматического словаря. Была разработана программа этого справочника и написано для него несколько статей. Однако эта работа по каким-то причинам была приостановлена.

Свой вклад в развитие вспомогательных исторических дисциплин вносили церковно-археологические общества, создававшиеся при духовных академиях в Москве, Петербурге, Киеве.

Из других обществ, плодотворно разрабатывавших проблемы вспомогательных исторических дисциплин во второй половине XIX - начале XX вв., можно назвать Общество истории и древностей российских при Московском университете (основано в 1804 г.); Одесское общество любителей истории и древностей (основано в 1839 г.); Общество любителей естествознания, антропологии , и этнографии при Московском университете (основано в 1863 г.); Московское общество древнерусского искусства при Московском публичном музее (основано в 1864 г.); Историческое общество Нестора летописца при Киевском университете (основано в 1873 г.); Общество любителей древней письменности (основано в Петербурге в 1877 г.); Историко-филологическое общество при Харьковском университете (основано в 1877 г.); Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (основано в 1878 г.); Русское библиографическое общество при Московском университете (основано в конце XIX в.); Историко-родословное общество в Москве (основано в 1904 г.) и другие.

Преподавание вспомогательных исторических дисциплин во второй половине XIX - начале XX в.

Преподавание отдельных вспомогательных дисциплин началось в Московском университете в XVIII в. В первой трети XIX в. здесь читался курс «Вспомогательные исторические науки», включавший генеалогию, историческую географию, дипломатику, геральдику, хронологию и нумизматику. Первые университетские учебные пособия по вспомогательным историческим дисциплинам подготовил магистр М.С. Гастев. Это были «Материалы для вспомогательных наук истории» по хронологии, генеалогии, дипломатике (осталось неопубликованным).

Во второй половине XIX - начале XX вв. в университетах некоторые курсы, связанные с вспомогательными историческими дисциплинами, преподавались в виде специальных курсов. Например, в Московском университете В.О. Ключевский читал специальный курс по источниковедению письменных источников; в Петербургском университете А.И. Соболевский - курс палеографии, в Новороссийском университете В.Э. Крусман - «Общий очерк вспомогательных наук истории. Курс методологический». О вспомогательных исторических дисциплинах говорили в теоретических и методологических в курсах. Например, в Казанском университете М.М. Хвостов читал курс « Методология истории и философия истории», где давал представление о составе вспомогательных дисциплин, определял их место в историческом исследовании.

Специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин готовили в некоторых специализированных учебных заведениях. Так, палеографию преподавали в Константиновском Межевом институте, основанном в Москве 1779 г., в Александровском лицее и Училище правоведения, находившихся в Петербурге. Однако подготовка небольшого числа специалистов в весьма узких сферах не могла удовлетворить общественные потребности. Во второй половине XIX - начале XX вв. социальный запрос на профессионалов в области археологии был связан с углублявшейся специализацией в области науки и культуры.

Нехватку специалистов-археологов восполняли частные вузы. В России в последней трети XIX - начале XX в. было создано два таких вуза: Петербургский археологический институт (основан в 1877 г.) и Московский археологический институт (основан в 1907 г.).

В Петербургском археологическом институте работали известные ученые, которые обеспечивали высокий уровень преподавания. Н.П. Лихачев занимал кафедру дипломатики, он же читал сфрагистику. Первоначально курс палеографии преподавали как славяно-русскую, и читал ее А.И. Соболевский, но в 1903/1904 учебном году его разделили на два - курс южнославянской палеографии и курс русской палеографии, первый курс стал читать Н.А. Лавровский, а второй - И.А. Шляпкин. Несколько человек - Е.Е. Замысловский, А.С. Лаппо-Данилевский, С. М. Середонин, А.А. Спицын - преподавали историческую географию. Лекционный курс по русской нумизматике, «нигде с кафедры не преподававшейся», впервые был прочитан в 1897 г. выпускником института А.К. Марковым. В курсе метрологии и хронологии Д.И Прозоровский подвел итог собственных исследований в этих областях. Выпускник института В.К. Лукомский подготовил и вел курс геральдики, внесенный в учебный план с 1912 г.

В Московском археологическом институте существовала специализация по археологическому и археографическому отделениям. В планах института было открытие третьего отделения - истории искусств. В стенах института трудились такие специалисты в области вспомогательных исторических дисциплин, как В.К. Трутовский (читал нумизматику и сфрагистику), Л.М. Савелов, Ю.В. Арсеньев и В.П. Лапчинский (читали генеалогию и геральдику), В.А. Городцов (читал археологию), С.К. Кузнецов и Н.Н. Фирсов (читали историческую географию), Н.Н. Ардашев (читал дипломатику), С.К. Кузнецов и И.И. Успенский (читали метрологию и хронологию), Н.В. Степанов (читал хронологию), Р.Ф. Брандт (читал палеографию), С.С. Попов, Ф.В. Воронин, Н.А. Маркс, И.Ф. Колесников и В.К. Клейн (обеспечивали практический курс «Чтение древнерусских рукописей») и др.

Петербургский и Московский археологические институты просуществовали до 1922 г., внеся значительный вклад и в развитие вспомогательных исторических дисциплин и подготовку специалистов, многие из которых продолжили работу в разных научных, учебных и культурных учреждениях, возникших уже в новых исторических условиях.

Тенденции развития вспомогательных исторических дисциплин в XX - начале XXI вв.

После Октябрьской революции утверждение новой государственно- политической системы сопровождалось коренной ломкой всех сфер жизни. В этих условиях существование высшей школы на протяжении 1920-х - 1930-х гг. отличалось крайней нестабильностью. Проводившиеся изменения нередко негативно влияли на состояние, как исторической науки, так и системы вспомогательных исторических дисциплин. Новые государственные и общественные запросы выводили на первый план проблематику истории Нового и Новейшего времени, требовавшую источников, ранее не входивших в орбиту вспомогательных исторических дисциплин. Внимание к вспомогательным историческим дисциплинам, сформировавшимся на изучении средневекового материала, снизилась, что, в свою очередь, сузило и научную разработку проблем многих вспомогательных исторических дисциплин.

Реализация коренной перестройки архивной службы, объявленная декретом СНК 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», потребовала большого числа специалистов, для подготовки которых в 1922 г. на Первой всероссийской конференции архивных деятелей предлагалось создать «вуз архивно-археографического профиля» с преподаванием комплекса вспомогательных дисциплин. Такой вуз был организован в 1930 г., в 1932 г. он получил наименование Московского государственного историко-архивного института. С 1939 г. в институте существует кафедра вспомогательных исторических дисциплин. Ее возглавляли известные специалисты в области вспомогательных дисциплин. Здесь работали А.Н. Сперанский (первый заведующий кафедрой), А.И. Андреев, Н.В. Устюгов, Л.В. Черепнин и др. Со временем кафедра превратилась в научный центр развития источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Условия развития советской исторической науки и системы вспомогательных исторических дисциплин начали меняться в лучшую сторону примерно в середине 1930-х гг. Важным событием в те годы стало Постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» 15 мая 1934 г. Оно формулировало социальный заказ на подготовку специалистов по гражданской отечественной истории и расширяло поле деятельности историков. Новые задачи, поставленные перед наукой, повышали интерес и к вспомогательным историческим дисциплинам.

Постановление положительно сказалось на подготовке специалистов высшей квалификации. В университетах были восстановлены исторические факультеты, где преподавали отечественную историю всех периодов. Так, в 1934 г. был восстановлен исторический факультет в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Здесь была открыта кафедра археологии, музееведения и краеведения. На факультете работали специалисты, которые знали архивные источники, изучали их и издавали, способствовали развитию отечественного источниковедения и вспомогательных исторических источников: М.Н. Тихомиров, С.А. Никитин и др.

Одним из стимулов развития вспомогательных исторических дисциплин начиная с середины XX в. была эдиционная, т.е. издательская, археографическая деятельность. Во второй половине XX в. было осуществлено большое количество научных публикаций источников разных исторических эпох. Одновременно значительный размах приобрела и так называемая полевая археография , что способствовало не только заметному пополнению корпуса рукописных книг и документальных материалов, но и формированию новых хранилищ рукописных книг и документов. Находки быстро вводились в научный оборот в рамках камеральной археографии, занимающейся описанием материалов, подготовкой каталогов, описей, сводов и т.д.

Во второй половине XX в. развитие системы вспомогательных исторических дисциплин шло за счет пополнения ее новыми элементами. Оформились такие новые дисциплины, как кодикология, неография, фалеристика, бонистика (изучает бумажные денежные знаки и их заменители), вексиллология (изучает знáменный материал) и др.

Дробление вспомогательных исторических дисциплин вызывает озабоченность исследователей, и они ставят вопрос о поиске путей интеграции дисциплин. Многие специалисты увидели возможность интеграции геральдики, вексиллологии, фалеристики, униформологии и других дисциплин на основе методик, применяемых для изучения символов в гербе, на знаменах, монетах и др., в рамках такой вспомогательной исторической дисциплины, как эмблематика. Однако до настоящего времени четкости в понимании соотношения эмблематики и вспомогательных дисциплин у исследователей нет. Данные многих вспомогательных дисциплин обобщает кодикология, создающая реальное поле для междисциплинарных исследований рукописных книг. В кодикологических исследованиях сочетаются палеографический, филигранологический, искусствоведческий анализ, современная реставрационная практика, применяющая новейшие способы химического анализа красок, металла, дерева и т.д. Значимый вклад в развитие палеографии внёс крупный славист, языковед, историк византийского и древнерусского искусства, палеограф Щепкин В.П.

Во второй половине XX в. важной тенденцией развития вспомогательных исторических дисциплин явилось расширение их функций, благодаря чему они перестали исполнять только вспомогательную функцию. Указанная тенденция в развитии вспомогательных исторических дисциплин диктовалась запросами современного отечественного источниковедения. Решая теоретические проблемы классификации исторических источников, источниковедение выдвигало в качестве одного из оснований классификации их первичные социальные функции, которые могут быть обнаружены в определенных сферах жизни и деятельности прошлого.

Начиная с середины XX в. внутренняя перестройка системы вспомогательных исторических дисциплин выражалась не только в увеличении ее элементов, но и в выпадении некоторых из них. Происходило это как следствие изменения своего статуса некоторыми дисциплинами, например, источниковедением. Сегодня источниковедение рассматривается как самостоятельная отрасль исторической науки со своей теорией, специфическими задачами и способами их решения. Не включаясь ныне в систему вспомогательных исторических дисциплин, источниковедение решает ряд своих задач с помощью этих дисциплин.

В 1960-х гг. развернулась дискуссия о наименовании вспомогательных исторических дисциплин. Предпосылками для возникновения дискуссии стало то, что многие из дисциплин переросли свое прикладное назначение. Прозвучало предложение определять дисциплины как специальные. Однако этот термин, хотя и используется сегодня, не вытеснил традиционного определения дисциплин. Одним из крупных специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин считается видный советский и российский историк Каменцева Е.И.

На последнем, пока непродолжительном этапе с 1990-х годов - начала XXI в., обнаруживаются некоторые новые тенденции в развития вспомогательных исторических дисциплин. Одна из тенденций - явная неравномерность развития дисциплин в рамках всей системы. Эта тенденция отчасти обусловлена новейшими политическими событиям: распадом СССР и созданием Российской Федерации. Новое государство отказалось от советской государственной символики, не отвечавшей его социально-политическим и экономическим основам. В настоящее время специально созданными органами разработаны государственный герб Российской Федерации, ее государственный флаг, наградная система. Сложившаяся в стране политическая ситуация вызвала повышенный интерес исследователей к геральдике, вексиллологии, фалеристике. Обсуждение проблем современной геральдической ситуации выводит его участников на исторические сюжеты в области геральдики. История изучения российской геральдики обобщается в историографическом плане. Вводятся в научный оборот работы по геральдике, выполненные за границей российскими эмигрантами.

Другая тенденция связана с развитием в рамках некоторых дисциплин библиографического учета исследований, выполненных в прежние времена. Активизация этого направления обнаруживается в первую очередь в генеалогии, геральдике, филигранологии.

Появление работ историографического и библиографического характера отчасти связано с возрождением научных обществ, действовавших до Октябрьской революции. В 1990 г. было восстановлено Историко-Родословное общество в Москве. У современного Историко-Родословного общества есть отделения в Красноярске, Плессе, Пензе, Новосибирске и других городах. В 1990-х гг. возникли и другие генеалогические организации: петербургское Русское генеалогическое общество, Уральское генеалогическое общество, пермская ассоциация генеалогов-любителей.

Ведущей чертой современного этапа развития вспомогательных исторических дисциплин является внедрение новейших технологий в исследования. Этот момент свидетельствует о стремлении специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин обрабатывать и вводить в научный оборот значительные по объему совокупности данных. Решить эту задачу помогают информационно-поисковые системы, отражающие специфику предмета каждой из дисциплин. Электронные базы данных создаются в геральдике, генеалогии, археографии, кодикологии, филигранологии и т.д.

Особенностью текущего этапа развития вспомогательных исторических дисциплин можно считать увеличение числа специализированных научных изданий, в которых освещается тематика различных дисциплин. Сегодня продолжают издаваться ежегодники, журналы, тематические периодические издания по вспомогательным историческим дисциплинам, существующие со второй половины XX в. (например, «Археографический ежегодник за … год», М., 1957 - 2006; «Вспомогательные исторические дисциплины». Вып. 1 - 29, Л./СПб., 1968 - 2005.)

Новыми изданиями являются журнал «Историческая генеалогия» (Москва), учрежденный Центром генеалогических исследований (соучредители Центра - Институт российской истории РАН и Союз потомков российского дворянства - Дворянское собрание), «Генеалогический вестник» - издательство Творческого объединения Русского генеалогического общества (СПб.), журнал «Гербовед» (издание Всероссийского Геральдического общества). С конца 1990-х гг. выходит специализированное издание «Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность». (Вып. 1 - 4. СПб., 1997 - 2001).

В работах последних двух десятилетий вновь поднимаются вопросы, которые обсуждались ранее: о дроблении дисциплин, их составе, статусе и взаимодействии, терминологии, роли не только в науке, но и в культурном пространстве. Сегодня идут поиски определения понятия «вспомогательная историческая дисциплина», согласующегося, с одной стороны, с современным состоянием исторической науки, с другой - внутренними процессами в системе вспомогательных дисциплин.

Рекомендуемая литература

1. Дадыкин А.В. Методические указания по определению и датировке бумаги русских кириллических книг XV-XX вв.

2. Каменцева Е.И. Вспомогательные исторические дисциплины: Прошлое, настоящее, будущее // Вспомогательные исторические дисциплины: учебно-методический модуль. М., 2004.

3. Каменцева Е.И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов

4. Карпов С.П. Фалеристика.

5. Клепиков Сократ Александрович. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв.

6. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.

7. Круглова Т.А. Педагогическая деятельность магистра Московского университета М.С. Гастева (30-е годы XIX в.) // Ломоносовские чтения 2003 г. К 250-летию Московского университета. История Московского университета 1755-2004 гг. Материалы V Научных чтений памяти профессора А.В. Муравьева. М., 2004.

8. Круглова Т.А. К вопросу о становлении русского книжного письма XV века

9. Литвина Н.В. Состав, содержание, значение видеонарративных источников о Е.А. Чадовой.

10. Мельникова Дарья. В стране измерений

11. Муравьев Анатолий Васильевич. Палеография. Сборник снимков с русского письма XI -XVIII вв.

12. Поздеева И.В. Новые задачи и возможности археографии

13. Пушков В.П. Массовые источники по истории старообрядческих поселений Пермского региона второй половины XIX-XX вв. как база комплексных исследований

14. Шмидт С.О. Московский университет 1960-х - 1990-х годов и развитие археографической культуры России.

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).

Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по Истории отечества

Им И И Мечникова.. Кафедра социально гуманитарных наук экономики и права..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческ

Русские историки XVIII- начала XX вв
Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) Известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской ис

Восточные славяне
Вопрос о прародине славян и их этногенезе остаётся дискуссионным в исторической науке. Отделение племён балто-славянской языковой группы от индоевропейской миграционной волны и заселение ими Центра

Образование Древнерусского государства
Роль варягов в образовании Древнерусского государства. Вопрос о происхождении Русского государства и роли в его образовании варягов уже в XVIII в. разделил историков н

Политический и социально-экономический строй
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Верховная власть – законодательная, военная, судебная принадлеж

Церковь, внешняя политика, удельный период
Христианство. Важным рубежом в начальной истории Древнерусского государства стало принятие христианства от Византии, т.е. в его восточной, греко-православной форме. Официальной, госуд

Русь и Золотая Орда
Нашествие Батыя. Установление татаро-монгольского ига. В начале XIII в. произошло объединение монгольских племён (располагавшихся в районе современной Монголии и Бурятии) под властью Тиму

Этапы и особенности процесса объединения русских земель. Характерные черты Московского государства. XIV – первая половина XVI вв
Основные этапы и особенности процесса объединения русских земель. К концу XIII – началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система. Свершившимся фактом стал перенос

Реформы середины XVI века. Опричнина
После смерти в 1533 г. Василия III до воцарения его сына Ивана IV (1547 г.) фактической правительницей была его мать, молодая вдова Елена Глинская. Она расправилась с соперниками – Дмитровским княз

Смутное время. Россия при первом Романове. Земские соборы
Борис Годунов. После смерти Ивана Грозного (1584 г.) политический кризис, вызванный неудачной ливонской войной и опричным террором, принял характер открытой борьбы различных боярских

Соборное уложение 1649 г., крепостное право, народные движения, церковная реформа, воссоединение Украины с Россией, канун реформ
Начало правления Алексея Михайловича. (1645-1676 гг.). В 1645 г., после смерти Михаила Федоровича, трон наследовал его единственный 16-летний сын Алексей Михайлович

Реформы Петра I
Личность Петра I. После смерти Федора Алексеевича (1682 г.) по требованию стрельцов были возведены на престол сразу два царя, сыновья Алексея Михайловича – первый, Иван V Алексеевич (от Мило

Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Эпоха дворцовых переворотов. Время после смерти Петра (1725 г.) и до вступления на престол Екатерины II (июль 1762 г.) вошло в историю как эпоха дворцовых переворотов, в тече

Россия в XIX веке
1. Россия в первой половине XIX в.: от либеральных проектов Александра I к полицейско-бюрократическому режиму Николая I. 2. Либерально-буржуазные реформы 60-70-х

Состояние России в конце XIX- начале XX вв
Экономическое развитие страны. Промышленность. В 90-е годы XIX в Россия переживала бурный промышленный подъём, ускоренную индустриализацию, крупная промышленность выросл

Становление Советского государства
(1917-1939 гг.) 1. Большевики у власти. Гражданская война. НЭП. 1917-1926 гг. 2. Форсированная индустриализация и коллективизация. Тотал

Советский Союз в годы Второй мировой войны
(1939-1945 гг.) 1. СССР накануне и в начале второй мировой войны. 1939-1941 гг. 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 1.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Начало войны с Германией. Первый период войны – с 22 июня по ноябрь 1941 г. был самым тяжёлым для нашей армии и страны. Он сопровождался значительным превосходством пр

СССР, Россия в эпоху глобализации мировой истории
(1945 – 2011 гг.) 1. СССР в послевоенные годы. 1945-1953 гг. 2. СССР в 1953-1964 гг. 3. СССР в 1964-1985 гг. 4. «Пер

СССР в 1964-1985 гг
Перестановки в высшем руководстве. На Пост первого секретаря ЦК был избран Л.И. Брежнев (58 лет), более предсказуемый человек без ярких лидерских качеств и вождистских амбиций

Перестройка» в СССР. 1985 -1991 гг
Объективная необходимость глубоких перемен была обусловлена кризисом в государстве и обществе, который приобрел всеобъемлющий характер и проявлялся

Россия в 2000 – 2011 гг
Корректировка политического курса. На президентских выборах в марте 2000 г. В.В. Путин (являвшийся кандидатурой Б.Н. Ельцина) победил уже в пер

Тема № 1-2
Барщина – это отработочная рента - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве земельного собственника - феодала. Барщина в Р

Тема №3
Баскаки – особые чиновники татаро-монгольских ханов, собиравшие натуральные и денежные повинности, дань с населения в покоренных землях. Они посылал

Тема №4
Казачество – военное сословие, в котором числилось население ряда районов России. Складывалось постепенно (с XIV в.), по мере расселения на окраинах русских княжест

Тема №5
Бироновщина – режим в России в 30-х гг. XVIII в., в царствование императрицы Анны Иоанновны, назван по имени ее фаворита Эрнеста Йогам на Бирона (1690 - 1772), курляндского дворяни

Тема №6
Анархизм – (от греческого слова anarchia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате &

Тема № 7
Винная монополия (казённая продажа питей) – исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков. Монополия была введ

Тема №8
«Белое» движение – вооружённая борьба воинских формирований и нелегальных военных организаций на территории бывшей Российской империи при поддержке Антанты против Советской власти

Тема №9
«Барбаросса» – план (названный так по имени средневекового завоевателя) агрессивной войны фашистской Германии против Советского Союза, разрабатывался с 21 июля 1940

Тема №10
«Косыгинские реформы» – программа реформирования экономики, принятая в 1965 г. по инициативе председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина. Была направлена на преодоление традици

Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины

Длительное время источниковедение считали одной из вспомогательных исторических дисциплин. Рецидивы подобного отношения встречаются и по сей день. С одной стороны, если принимать во внимание исключительно вспомогательные функции, то может показаться справедливым объединение источниковедения с вспомогательными историческими дисциплинами или включение его в их комплекс, поскольку оно, в конечном счете, обслуживает, облегчает историческое познание, оптимизируя функционирование системы «источник – исследователь». С другой стороны, для решения вопроса о соотношении источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин необходимо провести их сопоставительное изучение, уточнив: каковы объект, предмет и задачи каждой отдельной вспомогательной исторической дисциплины и всего их комплекса.

Вспомогательные исторические дисциплины (далее – ВИД) - собирательное понятие. На современном этапе развития отраслей исторического знания их комплекс постоянно расширяется и насчитывает теперь более 50 наименований. Самоё слово – «вспомогательный» - указывает на место этих дисциплин в исторической науке.

Вспомогательные исторические дисциплины - отрасли исторического знания, у которых гносеологические функции имеют вспомогательный характер, способствующий решению главных вопросов исторического исследования .

Каждая из комплекса ВИД решает важные вопросы, однако, как правило, имеющих частный характер. Применение их методов позволяет получить знания об отдельных сторонах, свойствах каких-либо групп источников, в некоторых случаях охватывая одновременно разные типы источников (письменный, изобразительный, вещественный). ВИД расширяют и углубляют наши знания о прошедшей исторической действительности, в том числе об источниках, как её производном, как части этой действительности и её отражении.

В современной исторической литературе до сих пор не существует общепринятой классификации ВИД, хотя и было предложено делить весь комплекс ВИД на две (И.А. Булыгин и др.) или три (Л.Е. Шепелев и др.) группы.

По мнению некоторых исследователей, одна группа включала дисциплины, изучающие какой-либо определенный комплекс источников . Геральдика изучает гербы, дипломатика - акты, нумизматика - монеты, сфрагистика - печати.

Вторая охватывала дисциплины, изучающие какую-то одну из сторон источников , какой-то определенный круг данных, заключенных в источниках. К ней группе исследователи относили: архивоведение, предметом которого является собирание, описание и хранение источников; археографию, занимающуюся публикацией источников; генеалогию, предмет которой состоял в изучении родственных связей людей; метрологию, изучающей систему различных мер; палеографию, в центре внимания которой были внешние признаки источников; текстологию, анализировавшую историю текста источников; хронологию, посвященной проблеме измерения времени. В развитие и уточнение указанной классификации поступило предложение о выделении архивоведения и археографии в отдельную, третью группу. Отдельные исследователи (Д.С.Лихачев и др.) считали текстологию отдельной и самостоятельной дисциплиной (и даже наукой), вышедшей из комплекса ВИД.

Недостатки таких предложений были очевидны, так как при разделении ВИД на группы в качестве критерия использовались разные параметры: в одном случае – объет исследования, во втором – его предмет.

Подобный подход противоречил законам и принципам логики – основа деления должна быть единой.

Очевидно, что в критерий классификации ВИД должен одновременно охватывать такие параметры как: объект, предмет и задачи исследования, относящиеся к каждой из них.

Вспомним:

объект - это то, что изучается, т.е. тот реальный объект, который существовал и существует в реальной действительности (был создан в прошлом и сохранился до наших дней) и на который направлено исследование;

предмет - это цель или угол зрения , с которой или под которым изучается объект;

задачи - это комплекс проблем , требующих решения на основе изучения данного объекта под избранным углом зрения для выполнения поставленной исследовательской цели.

На основе указанных параметров комплекс ВИД можно разделить на три группы .

1. Дисциплины одной из них изучают какую-либо одну сторону , одну часть , одно свойство (характеристику) информации разных типов и видов исторических источников: палеография (в том числе и неография как ее ответвление), папирология и берестология , филиграноведение , эпиграфика , метрология и хронология , а также генеалогия .

Объект дисциплин, входящих в эту группу, - источники любых видов, содержащих необходимую информацию, соответствующую предмету отдельной ВИД; предмет - у каждой свой, охватывающий определенную часть информации; задача - всеобъемлюще изучить эту сторону информации источника.

Например, палеография изучает внешние признаки письменных исторических источников. Ее объект – текстовые, письменные (рукописные и печатные) источники, а предмет – их графико-оформительские особенности. В задачу палеографа входит исследование характерных для источника атрибутов: материал, на котором он был создан (пергамен, бумага, береста, шелк и т.п.); орудия письма или тиражирования, которыми он был выполнен (гусиное или металлическое перо, шариковая ручка, типографский станок, гектограф, пишущая машинка или принтер и т.д.); особенности и эволюция графики письма и почерка автора; украшения рукописей и печатных изданий (миниатюры, филиграни – водяные знаки, карикатуры и другие рисунки, усиливавшие эмоциональное восприятие текста). Совокупное изучение этих признаков позволяет установить время и место создания источника, его автора (переписчика), финансовое и / или общественное положение лиц, создавших источник (российские антиправительственные зарубежные организации, например, издавали свои газеты и листовки на папиросной бумаге для облегчения транспортировки издания в Россию; журналы, рассчитанные на состоятельную публику и популяризировавшие модную одежду и интерьеры, издавались на роскошной бумаге лучших сортов и снабжались красочными иллюстрациями). Ранее считалась, что объектом палеографии являются только документы древности. Теперь есть тенденция включать в ее объект и источники новейшего времени. В целом, палеография занимается изучением истории письменности в связи с развитием общества. На современном этапе методы палеографии (или неографии) активно используют криминалисты для определения по почерку или типографскому шрифту «виновников» создания документа.

Важно отметить, что ВИД, отнесенные к первой группе, сосредотачивают свое внимание только на трех типах исторических источников (письменные, вещественные и изобразительные), но фонические как бы «выпали» из этого круга. Уже одно это обстоятельство показывает, что объект ВИД, выделенных в первую группу значительно меньше, ўже, чем у источниковедения, так как оно изучает все типы источников вне зависимости от того, в какой форме они фиксируют, сохраняют и передают информацию. Точно также предмет и задачи ВИД этой группы ўже, чем у источниковедения, так как оно нацелено на определение всего научно-познавательного потенциала каждого изучаемого источника.

2. ВИД, включенные в другую группу, всесторонне и полностью изучают информацию какого-либо одного комплекса (типа или вида) исторических источников.

Так, например, объект геральдики - государственные, городовые и родовые гербы, фалеристики – наградные знаки (ордена, медали и др.), нумизматики - монеты, бонистики - бумажные денежные знаки, дипломатики - акты, сфрагистики - печати. Каждая из них имеет исключительно свой объект изучения, который исследуется с максимально возможной полнотой, и, следовательно, предмет и задачи у них имеют принципиальное сходство - изучение всех особенностей внешнего вида, структуры, формы и содержания источника. Иными словами, различие ВИД внутри этой группы обусловлено разными объектами, а не предметом, нацеливающим исследователя на анализ всей информации избранного объекта.

Изучение гербов государств и различных наградных знаков имеет особое значение, так как позволяет увидеть прошлое в своеобразном ракурсе, который не раскрывают источники других видов.

Например, система награждений, существовавшая в России XVIII – первой половины XIX в., наглядно характеризовала ее крепостнический характер. Частновладельческие крестьяне не имели права носить полученные за подвиг знаки отличия. Поэтому Алексей Кропоткин (отец революционера Петра Кропоткина) носил орден Св. Анны за то, что во время Кавказской войны его денщик Фрол спас из огня маленького ребенка.

Писатели, художники и ученые в то время сравнительно редко получали государственные награды, так как занятие литературно-художественной или научной деятельностью считалось частным делом и в этом отражалось отношение царского правительства к демократической интеллигенции. Ордена получали лишь те деятели, которые своими произведениями выполняли государственный заказ (историк Н.М. Карамзин, архитекторы А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров, художники К.П. Брюллов и В.В. Верещагин).

Изучение государственных гербов позволяет наглядно увидеть процесс государственного строительства и понять декларируемый характер государства, отражавшийся в атрибутах (символике) герба. Например, с древности все государственные гербы имели среди своих атрибутов изображения каких-либо хищных животных или птиц (львов, орлов и т.п.).

Российский герб в XV в. включал две эмблемы: всадника с копьем, поражавшего змия («ездец»), и византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами – символ восприятия власти от павшей Византийской империи. С 1625 г. двуглавый орел изображался под тремя коронами, что символизировала объединение Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Большой герб Российской империи, утвержденный в 1882 г., представлял собой золотой щит с черным двуглавым орлом, держащим в лапах скипетр и державу. Он был коронован двумя императорскими коронами, над которыми помещалась еще одна корона большего размера с развевающимися лентами Андреевского ордена. После Февральской революции 1917 г. государственный герб России утратил императорские короны и другие властные атрибуты – остался двуглавый орел, перерисованный с печати Ивана III .

Лишь герб Советского государства (РСФСР, утвержден 24 июля 1918 г.) не имел угрожающих символов. Впервые в истории в него были введены принципиально новые атрибуты, отражавшие миролюбие и классово-политическую структуру государства: красного цвета щит (знамя); пятиконечная звезда – знак вечности, света и манящей цели; хлебные колосья, перевитые лентами, символизировавшими союз республик; серп и молот в знак союза рабочих и крестьян. Революционные внешнеполитические задачи отражал девиз герба – «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», находившийся на красной ленте, соединявшей колосья.

Нумизматика и бонистика позволяют выявить информацию не только по истории денежного обращения, но и дают богатый материал по истории экономической и политической жизни общества. При этом особое внимание исследователи обращают на изучение изображений (иконографии) на монетах, кредитных билетах и ассигнациях, а также на имеющиеся на них девизы (легенды).

Особое место в этой группе ВИД занимает дипломатика, изучающая акты – документы, оформляющие какой-либо договор или сделку (между государствами, организациями и частными людьми). Выработанный специалистами по дипломатике формулярный анализ в настоящее время активно используется как метод для изучения письменных источников других видов и форм, имеющих устойчивую, постоянную и обязательную структуру - формуляр.

Например, в тексте международных договоров, как правило, есть преамбула, в которой объясняются цели договаривающихся сторон; за преамбулой следует текст, разделенный на статьи; в конечном протоколе обязательно указываются дата, место подписания документа и фамилии дипломатов или политических деятелей, подписавших договор по поручению своих правительств. Необходимо учитывать, что фамилии под текстом во многих случаях не принадлежат лицам, которые составляли документ, и, следовательно, эта его часть не может служить информацией об авторах договора.

Приведем типичный пример. Под текстом Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. стоят подписи П. А. Румянцева и его помощника Н. В. Репнина. Однако подлинным автором текста, отстоявшим его в упорных переговорах с турецкими представителями, был дипломат, представитель России в Константинополе А. М. Обрезков (1718 – 1787), не сумевший из-за разлива рек во время приехать в ставку главнокомандующего русской армией - месту подписания договора России с Турцией.

С дипломатикой тесно связана еще одна ВИД этой группы - сфрагистика. Первоначально она была частью дипломатики, так как ее задачей было установление подлинности актов на основе изучения печатей, скреплявших и удостоверявших документ. Однако, по мере нахождения печатей, утративших связь с документом (особенно это касалось так называемых вислых печатей – в месте прикрепления печати мог истрепаться папирус, пергамен или бумага или сгнить шнурок), сфрагистика выделилась в отдельную дисциплину. Результаты изучения печатей расширяют сведения историков о социально-политическом строе государств, о взаимоотношениях различных государственных и общественных структур. Особое внимание уделяется личным печатям авторам писем и источникам других видов, так как по ним устанавливается авторская принадлежность текста.

Итак, геральдика и фалеристика, нумизматика и бонистика, дипломатика и сфрагистика составляют еще одну группу ВИД. Критерий их объединения в нее обуславливается общностью предмета каждой из них - всестороннее изучение своего объекта, несмотря на то, что у каждой дисциплины он свой, особенный.

3. Еще одна группа ВИД представлена дисциплина, изучающими только один тип исторических источников, но разными методами и с разными целями. В нее входят: архивоведение , археография и текстология . Это объединение обусловлено тем, что у них один (общий ) объект изучения - письменные (текстовые) источники. Однако заметим, предмет и задачи исследования у каждой свой.

Архивоведение – это комплексная научная дисциплина о теории и практике хранения различных документов (исторических источников) в специальных хранилищах (архивах).

Комплексность этой дисциплине придает, во-первых, та её особенность, что, хотя в фондах архивов собираются, как правило, письменные источники, но нередко сюда передают и источники других типов. Эта особенность сближает практическую работу архивистов с деятельностью музейных работников. И те, и другие хранят и приумножают путем целенаправленного сбора национальное достояние – документы и предметы старины, без которых, как уже упоминалось выше, невозможно познание прошлого и которые являются питательной средой (информационной опорой) исторических исследований.

Во-вторых, комплексность архивоведения определяется его предметом и задачами, в которые входит не только теоретическая и практическая разработка методов сбора, обработки для сохранности и хранения исторических материалов, допуска к ним исследователей, но и изучение истории архивного дела, а также разработка исторических проблем на основе найденных в хранилищах документов.

По предмету и задачам архивоведение сходно с музееведением , но объект последнего шире. В него (по определению) входят источники всех типов - вещественные, изобразительные, фонические и письменные. Практически в каждом музее есть свой архивный фонд (иногда очень значительный), включающий различные письменные материалы.

Археография – специальная научная историческая дисциплина о теории и практике публикации исторических источников. Ее объект – письменные источники, предмет – научное описание и приведение хранящихся в архивах материалов в известность, в научный оборот, что способствует расширению источниково-информационной базы исторических исследований. Кроме того, археографы занимаются также и изучением истории археографии, которая в нашей стране занимает два столетия.

Археография тесно связана с источниковедением, палеографией, дипломатикой, текстологией и филологией, с архивоведением и другими научными дисциплинами, занимающимися изучением текстовых источников.

Первые публикации исторических источников были осуществлены в первой половине XVIII в. В.Н. Татищевым (Русская Правда и Судебник 1550 года). Затем Академия наук начала публикацию русских летописей. Во второй половине века большой вклад в издание источников внесли князь М.М. Щербатов, Г.Ф.Миллер, Н.И. Новиков, И.И. Голиков. В 1811 г. была создана Комиссия печатания государственных грамот и договоров, в 1834 г. - Археографическая комиссия. С середины XIX в. началась целенаправленная выработка правил научного издания исторических источников. Одним из первых был Н.Г. Устрялов, затем его работу в начале ХХ в. продолжили А.С. Лаппо-Данилевский, А.А. Шахматов, С.Б. Веселовский и др.

В 1955 г. были созданы единые «Правила издания исторических документов», в которых четко прописаны требования к научной публикации. Они включали все параметры археографического оформления: грамотное оформление заголовка, в котором должны отражаться имя автора и время создания источника, его видовая принадлежность и главный смысл содержания; соблюдение научных принципов передачи текста; приведение легенды, с указанием места хранения источника, его внешнего вида и, если таковые были, предыдущие публикации. Научное издание должно было включать научно-справочный аппарат: комментарии и примечания, поясняющие текст и раскрывающие «темные места» в источнике; расшифровку аббревиатур и других сокращений; предметный, именной и географические указатели. Эти правила сохранили свое значение и по сей день, на них ориентируются и современные публикаторы.

В ту же группу ВИД (с некоторыми оговорками) можно включить и текстологию – специальную научную дисциплину, объектом которой также являются письменные (текстовые) источники. Предмет текстологии – изучение текста, всех его атрибутов (оформление, структура, автор, время, место и мотивы создания текста, его происхождения), а также содержания (лексическое и семантическое прочтение).

По вопросу о междисциплинарном статусе текстологии в литературе есть разные мнения. Их разбору посвящена отдельная лекция при характеристике текстологического этапа источниковедческого исследования.

Подведем итоги. Трансформация, отпочкование некоторых дисциплин от своих «прародительниц» в отдельные ВИД, с одной стороны, служит наглядным свидетельством того процесса дифференциации наук, о котором упоминалось в начале изучения проблемы междисциплинарного статуса источниковедения.

Из палеографии выделились эпиграфика, берестология и филиграноведение; из дипломатики – сфрагистика; из нумизматики – бонистика; из геральдики – фалеристика.

С другой стороны, наблюдается и известная интеграция ВИД, их сближение и переплетение их задач, методов и результатов исследования. Так, весьма плодотворно сотрудничают специалисты по метрологии и нумизматике при изучении различных экономических процессов и явлений. Применение специфических методов исследования, присущих генеалогии и геральдике, способствует расширению знаний о родственных связях людей.

Процесс интеграции дисциплин проявляется в двух формах.

Во-первых, путем заимствования методов исследования. На современном этапе развития наук заимствование методов, разработанных одной дисциплиной для каких-либо видов источников, эффективно используется при анализе других видов источников. Например, формулярный анализ – основа дипломатики – активно применяется для изучения делопроизводственной документации и даже публицистики; в нумизматике – методы эпиграфики; в неографии – методы палеографии.

Во-вторых, путем вовлечения в сферу внимания специалистов новых видов и разновидностей источников. Разумное расширение источниковой базы исследований за счет привлечения тех источников, которые являются основными объектами других ВИД, приводит к весьма значительным результатам, выражающимися в углублении нашего познания прошлого, в понимании тех деталей и нюансов, которые раньше оставались вне поля зрения историков. Так, для более полного изучения печатей, наградных знаков и родовых гербов специалисты соответствующих ВИД привлекают объекты генеалогии (родословные), делопроизводственные документы и акты. О тесной связи археографии со многими историческими дисциплинами уже говорилось выше.

В целом, вспомогательные исторические дисциплины не только обогащают научно-методический аппарат друг друга, но и помогают в исторических и источниковедческих исследованиях. Вспомогательный, прикладной характер ВИД нисколько не умаляет их значения для исторической науки в целом, так как они насыщают ее важной и необходимой (для датировки, установления авторства, понимания происхождения текста источников, установления их генеалогических связей и т.п.) информацией, добываемой своими – специальными - методами.

Однако, необходимо подчеркнуть, что источниковедение не растворяется, не входит в комплекс ВИД, поскольку его объект (все источники любых видов, типов и форм), предмет и задачи, его гносеологические функции гораздо шире, чем аналогичные параметры и у каждой из вспомогательных исторических дисциплин, и даже у их совокупности.

Таким образом, рассмотрев соотношение источниковедения с исторической наукой и с вспомогательными историческими дисциплинами, можно получить два вывода . С одной стороны, все они очень близки и входят в одну систему исторических знаний (отраслей науки), а с другой – каждая из них вполне самостоятельна, поскольку решает отличающиеся исследовательские задачи. Историческая наука реконструирует прошлое, осознает и объясняет его на основе выведенных закономерностей. Источниковедение разрабатывает теорию и практику изучения источников, на экспериментальном уровне определяет степень выполнения ими их гносеологической функции и на этой основе дает рекомендации историкам о перспективах и местах выявления источников и способах их наиболее результативного использования. Вспомогательные исторические дисциплины обогащают и историков, и источниковедов дополнительной информацией, способствующей более полному и глубокому выполнению ими их исследовательских целей. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968. С. 57; Пронштейн А.П., Лубский А.В. Методологические проблемы источниковедения в современной советской литературе // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавания в вузах: Тезисы докладов III Всесоюзной конеренции. Новороссийск, 1979. - М., 1979. С. 24; Источниковедение истории СССР: Учебник... 1981. С. 11.

См.: Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1982. Т. XIII. С. 15 - 16.

Название этой ВИД происходит от латинского слова falera , обозначавшего большую медаль, бляху, которую помещали на знамени отличившегося в боях легиона или на груди прославленных римских легионеров.

Формуляром называют структуру документа, имеющего четкую последовательность частей текста. Это постоянная и присущая определенным разновидностям источников знаковая система, в которой обязательное, регламентированное законом расположение частей текста (начальный и конечный протоколы, клаузулы - отдельные абзацы) само по себе несет информацию в кодированном (шифрованном) виде.

Слово «архив» происходит от греческого arch é – начало.

Правила, методы и методика поисково-исследовательской работы в архивах рассматриваются в лекциях, посвященных эвристическому этапу источниковедческого исследования.

Более подробно вопрос о различии публикаций исторических источников, осуществленных с практической, научной и учебной целью, рассматривается в лекции, посвященной эвристическому этапу источниковедческого исследования. См. также: Георгиева Н.Г, Георгиев В.А. Историческое источниковедение: проблемы теории, истории и методики: Глава из учебника для студентов исторических специальностей // Вестник РУДН. Серия «История России». 2003. № 2. С. 251 – 257.

Похожие публикации