В вагоне электрички было тесно от рюкзаков. Я думаю что это наречия, так как они все отвечают на вопрос: как? Запятая не ставится

«Надо просто раскрыть раковинку, и внутри нее доброта»

Есть такая «Игра в радость». The Glad Game. Ее придумала детская писательница Элинор Портер . И подарила своей героине Полианне. Книга об этой девочке была написана более 100 лет назад, не раз экранизировалась, причем довольно удачно, и до сих пор популярна, в том числе в России.
Полианна – девочка с несчастным детством, которая чувствует себя счастливой. Она потеряла родителей, живет со злой тетей, которой она только в тягость. В каморке на чердаке с голыми стенами. И ее никто не любит.
Но вместо того чтобы жить по сценарию несчастной Золушки, послушно терпящей свою долю, и уныло, но споро работающей, вместо того чтобы ждать, когда тыква вдруг превратится в карету — вместо всех этих привычных для несчастных девочек сценариев Полианна выбирает свой собственный. Парадоксальный.
Она воспринимает все свои несчастья с искренним… восторгом. Как горки в аквапарке. Все ее неприятности ей нипочем. То есть в удовольствие. Она не страдает, а, наоборот, излучает свет. И меняет мир вокруг себя.

Просто у нее есть та самая игра, которой научил ее умерший отец. Игра в радость.
Смысл игры – найти позитивную сторону любого, в том числе кажущегося неблагоприятным события. Например, тетя наказывает Поллианну за то, что та не пришла вовремя к ужину.
«Будешь ужинать на кухне молоком с хлебом», — угрожающе говорит дама.
«О, как здорово, я люблю молоко и хлеб», — искренне отвечает девочка.
«Но это же наказание…» — возражает тетя, чувствуя себя всё более растерянной. Когда твои угрозы не воспринимаются со страхом, они становятся бессмысленными.
А Полианне без разницы, как это называется у тети. Пусть наказание, ну, и что. Для нее это вкусная еда в расслабленной кухонной обстановке, а не чопорный ужин за столом.
Тесная унылая каморка на чердаке? Ура, ведь можно спать на крыше!
Тетя заставляет ее работать? Совсем не обязательно следовать этим наставлениям! Ведь смысл в том, чтобы получать радость от жизни, а не послушно выполнять всё, что от тебя хотят и что считается правильным.
В общем, всё занудство тети, ее злость, наказания и нравоучения, все неприятности мира девочка воспринимает неожиданно, по-своему, с вдохновением.

Как ей это удается? Да просто она умеет разрушать привычные ситуации! Не оставлять на них камня на камне. Производить деконструкцию привычного. И всё это – благодаря ее… умению восторгаться. Свои неприятности она встречает со странным энтузиазмом. Именно этот способ переживать реальность и взрывает эту самую реальность. Ведь слово «восторг» происходит от старославянскоого «търгати», что значит «рвать». (Однокоренные – расторгать, исторгать…) Ну, а приставка «вос» — значит вверх и за пределы. Так что восторг – это когда вырываешься в небо, за границы себя, мира, привычного представления, как оно всё устроено. Это настоящий взрыв. Взрыв привычных реакций, взрыв чужих ожиданий, взрыв устоявшихся стереотипов.
Вы не любите утро понедельника? Значит, по совету Поллианны, вам стоит радоваться понедельнику больше, чем остальным дням! Потому что пройдет целая неделя, прежде чем наступит следующее ненавистное утро.

Постепенно игра Поллианны растопляет лед в сердцах самых разных жителей городка. Брюзга перестает брюзжать. Ведь у Полианны брюзжание не вызывает никакого отвращения, а воспринимается даже с симпатией. И это взрывает мир брюзги. Почувствовав себя впервые принятым и понятым, брюзга «исцеляется».
То, чего мы так боимся увидеть внутри себя, волшебным образом преображается, когда кто-то дружелюбно и спокойно смотрит на это вместе с тобой.
Иными словами, игра помогает Поллиане видеть людей вглубь. Чувствовать в них душу.
«Твоя тетя не рассердится?» — спрашивают ее.

«Рассердится, но только снаружи», — говорит Поллианна.
«Да она вся злая насквозь!»
«Надо просто открыть раковинку, а внутри ее доброта».
Мы не можем избавиться от своих «недостатков» именно потому, что считаем их недостатками. И тогда мы оказываемся словно околдованы ими. Но если нам удается посмотреть на них без негатива, с сочувствием и любовью, если мы сможем увидеть их очарование, их полезность, их забытый смысл — они разворачиваются к нам с неожиданной стороны. И теряют свои «злые» чары. Точно также в сказке лягушка превращается в принцессу после поцелуя.
Удивительное умение играть в радость помогает Поллианне понять суть самых разных людей. И даже злой ведьмы-тети, чье лицо, кажется, никогда не знало улыбки, а душа — прощения. «Она не любит, когда ее видят красивой», — с симпатией говорит о ней девочка. И та неожиданно для себя соглашается распустить свои кудри. И вдруг становится мягче. И – человечнее.

Но осторожно: существует опасность неправильно понять суть Игры в радость. Glad Game. — не значит заниматься самообманом и пытаться заставить себя поверить в то, чего нет. Вся эта имитация счастья. Технологии, как быть счастливым. Самоосуществляющиеся пророчества, поставленные на конвейер. Аффирмации, вводящие в заблуждение. Настроенность на благолепие и позитив. Этакая прелесть. Всё это – не о том. И может привести к тяжелому кризису. Секрет Полианны совсем в другом.
Нет, играть в радость – значит видеть РЕАЛЬНОЕ хорошее в том, что мы привыкли считать плохим. Ведь чаще всего мы несчастны именно потому, что привыкли быть несчастными. И боимся стать счастливее, потому что это для нас непривычно. Но мы не можем себе в этом признаться, поскольку это перевернет наш привычный мир с ног на голову. Или, вернее, с головы на ноги. Иными словами, это его взорвет.
И, наверное, самое важное: чтобы научиться быть восторженным от всей души, приходится пройти через трудный опыт. Для этого много чего приходится пережить – чтобы научиться просто так играть. Что-то сильно должно переболеть, а потом оторваться. Прорваться. За границы. Ввысь.
Как говорил Джемс Хиллман, «в какой-то момент должно прорваться что-то иное, тот смеющийся взгляд в глубину на парадокс собственного безрассудства, который характерен для каждого».

Подлинную радость способен ощутить только тот, кто решился открыться своей печали. Сначала приходит несчастье, и приносит боль, острое неприятие, отвращение, страх… «Нет, не хочу, не буду, не надо мне этого сейчас. Зачем? Почему я?». Хочется не иметь с этим дела, отвернуться, забыть, не видеть, не разговаривать, не нюхать. И в то же время что-то неуловимо притягивает нас туда, заставляет преодолеть негатив, вслушаться. И оказывается, что там, в нашем «НЕТ!» прячется наша жажда. Жажда что-то изменить, взглянуть на что-то по-новому, с чем-то расстаться и обрести что-то важное вместо.
И как раз там, именно там и прячется наш восторг. В какой-то момент ты открываешься боли и тьме и взрываешь свои представления, словно вскрываешь давно гноящуюся рану.

Игра в радость – это не значит смотреть на мир в розовых очках. Это воспринимать его, как есть. И сквозь боль, тьму, страх, ненависть, гнев уметь видеть свет.
Это шагать по темному дремучему лесу, собирая цветы и грибы, замечая промелькнувшую белку, слушая пенье птиц. А не делать вид, что никакого леса нет, будто бы ты находишься в райском саду.
Это открываться тому, что приходит в жизни. И творчески трансформировать свою реальность, искренне переживая ее.
И у каждого это будет свой способ – как прорваться сквозь темноту. Собственная и неповторимая Игра в Радость.

Кстати, Полианна, стала героиней не только знаменитого детского романа и фильмов, но и научных трудов. В 1978 году психологи Маргарет Матлин и Дэвид Станг впервые описали один феномен человеческой психики и назвали его принципом Полианны. Они доказали, что на бессознательном уровне человек легче усваивает именно положительные аспекты получаемой информации. Так что видеть хорошее – заложено в человеческой природе.
Парадокс этого феномена еще и в том, что на сознательном уровне, наоборот, мы легче воспринимаем негатив. Это наша защитная реакция, навык, сформированный в процессе эволюции. Представьте только наших далеких предков голыми, в глухом лесу, полном разных тварей, среди гигантских динозавров и саблезубых тигров.
Но защита – защитой, а нашей природы от нас не отнять. Ловушка в том, что когда мы игнорируем свою душевность, глубину, подлинность – мы опираемся только на страх перед тиграми. На ненависть к ящерам. На ожидание опасностей. На негатив, считая его безусловно значимым. И формируем из него свой сценарий.
Зато в глубине души кроется иное знание. О счастье. О том, что радость в нашей жизни уже здесь. Внутри. Это что-то, что стремится в нас воплотиться. Игра в радость. И разве не стоит быть по особому внимательным к этой глубинной потребности.

Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

На что надеяться, к примеру, одинокой малообеспеченной пенсионерке, которая мечтает посмотреть Париж? Если у вас мелькнула мысль: "Не на что", то вам полезно будет ознакомиться с мыслями Поллианны и ее позитивной психологией , которая, по мнению многих аналитиков, зародилась именно после появления на свет данной книги с ее кардинально новым положительным взглядом на окружающий мир. А если у вас в голове
все-таки возникло несколько вариантов, которые могли бы помочь нашей пенсионерке добраться до Парижа, значит, вы уже умеете "играть в радость ", даже если до этого ничего и не знали об этом.
- смешная девочка, придуманная писательницей Элинор Портер ровно столетие назад. Знаете, чтобы она посоветовала пенсионерке? Не унывать, не жалеть о том, что нет денег, поддержки, здоровья. Обиды жалобы отчаянья делают нас пассивными и блокируют свободное движения созидательной, положительной . Лучше сосредоточиться на том, что есть, и подумать, как это вас приведет к цели. Имеется свободная комната? Можно ее сдать и собрать на тур-поездку. Или где-либо подработать. Или научиться правильно экономить, ну или откладывать год-другой с пенсии... Впрочем это варианты "взрослые", скучноватые. Современные бабушки находят более оригинальные! Скажем, добираться автостопом - пенсионерка из Самарской области таким вот образом совершила кругосветное путешествие. Или в одиночку объявить велопробег: 71-летняя жительница Твери на своем "железном коне" добралась до Парижа.
В 1978 году был официально описан психологический феномен "Принцип Поллианны". Исследования показали, что наше не воспринимает отрицания, частицы "не". Скажем, говоря "Черепаха - не птица", мы представляем черепаху и птицу, а желание "не болеть", отражается в виде недуга. Поэтому нужно мечтать исключительно " ", и никак не иначе.

Почему же веселая книжка для детей произвела фурор в США во времена Великой депрессии? По всей стране создавались клубы последователей Поллианны , в том числе в больницах и тюрьмах. А еще книга считается предвестником позитивной психологии .
- сирота, которую берет на воспитание суровая тетка, обеспечивающая лишь необходимый минимум: комнату на чердаке, скудное питание. Но девочка не унывает, у нее есть секрет: "игра в радость". Правила просты: в любой ситуации искать повод для оптимизма. Но это не поверхностные советы "не унывать", а творческая, будоражащая игра.

Найти побольше "плюсов" или игра в радость

Рыжая Поллианна, своеобразная Пеппи Длинныйчулок - не кроткая страдалица-сирота, а жизнерадостный и непосредственный ребенок. Она с азартом ищет "плюсы" . Комната мрачная? Зато какой вид из окна! Нога сломана? Можно перечитать кучу книг, на которые не было времени. Старика убеждает, что его одиночество не приговор, а шанс усыновить ребенка, а врача, который устал видеть страдания пациентов, - что его профессия делает людей счастливыми, ведь он дарит им исцеление. И доктор начинает рекомендовать пациентам "дозу Поллианны".
Но нормально ли - всегда радоваться? Девочка предостерегала от притворного веселья. Когда не находила причин для позитива, искренне плакала. Подавлять свои чувства вредно для здоровья, фальшь чувствуют окружающие, а пользы от демонстрации оптимизма - ноль. Ведь цель игры - не бессмысленное переживание радости, а новые варианты решения проблемы. Чтобы не предаваться бесплодным мечтаниям, существует правило: "нельзя радоваться несуществующим вещам".

Стакан всегда полон

Критики "Поллианны" говорят: такая позиция позволяет "плыть по течению". Ведь если все хорошо, зачем стремиться к переменам? К сожалению, нездоровый оптимизм в психологии тоже называется "защита Поллианны ". В этом случаи человек полагает, что все к лучшему, несмотря на свидетельства об обратном. Например, кто-то мечтает похудеть, поедая плюшки. Безработный сидит дома и ожидает выгодного предложения. Женщина настаивает, что у нее крепкая семья, хотя муж признался, что полюбил другую. Эти люди отрицают проблемы, а нежелание их решать оправдывают лжеоптимизмом.
Поллианна из книги - не такая. Маленький борец, она находит родителей беспрезорнику, устраивает брошенных собак, придумывает развлечения и занятия для больных. Ее совет: не закрывать глаза на проблемы, ведь "чем труднее ситуация, тем интереснее играть ". Просто нужно сосредоточиться на плюсах , и тогда станет понятно, что именно делать дальше. Такой творческий подход позволяет найти неожиданные решения. Если пессимисты видят стакан наполовину пустым, а оптимисты - наполовину полным , то последователи Поллианны знают, что он целиком наполнен: частично водой, частично воздухом.

Роман американской детской писательницы Элеонор Портер «Поллианна» был экранизирован несколько раз, вплоть до ряда телесериалов, пользующихся различным успехом. Сам роман, его героиня и жизненные ситуации, которые переданы в сюжете, стали не только очень популярными у читателей из разных стран, но и получили уверенный культовый статус. Британская экранизация романа, выполненная режиссёром Сарой Хардинг, получилась если не самой лучшей, то уж точно одной из претендентов на такое звание, хотя испортить оптимистический сюжет книги было бы тяжело, благодаря его жизненной простоте и открытости. И, несмотря на то, что сам роман был опубликован в 1913 году, сюжет вполне актуален и для нашего времени, поскольку вечные ценности семьи, радости, доброты и внимания будут актуальны всегда.

После смерти родителей маленькая Поллианна переезжает в дом своей тётки Полли – строгой, замкнутой в себе дамы, живущей, а точнее, существующей, по тщательно выверенному распорядку. Полли принимает племянницу не от родственных чувств, а, скорее, потому, что «так принято», ведь это всего лишь её долг. Да и городок, в котором предстоит жить девочке, довольно уныл и брюзглив, что особенно видно по некоторым его жителям.

За достаточно короткое время Поллианна, благодаря своей непоседливости и удивительной непосредственности, буквально оживляет не только дом своей тётки, но и весь посёлок. Отец девочки научил её искать радость во всех жизненных ситуациях, и в эту своеобразную игру Поллианна играет сама и учит играть других.

Благодаря своей открытости, доброте и наивному характеру, девочка завоёвывает всеобщую любовь, особенно со стороны мистера Пэндлтона – старого брюзги, живущего практически отшельником в своём доме. Примерно к середине картины проявляются характеры героев, и мы видим типичные проблемы, знакомые практически всем. Мадам Полли держит в себе гордую обиду на покойных родителей Поллианны, которые поженились вопреки мнению семьи, а также обиду на человека, в которого до сих пор влюблена. Результаты обычных жизненных склок между людьми, беспринципных обид и бесполезной гордости сводятся на нет маленькой веснушчатой девочкой, сумевшей внести в отношения героев настоящие чувства, которые они пытались подавить внутри себя.

Кстати, в науке существует психологический феномен, названный именем главной героини нашего фильма, а точнее, книги: «принцип Поллианны». Он заключается в том, что люди склонны подсознательно воспринимать исключительно положительную информацию, адресованную им, оставляя весь негатив вне своего внутреннего состояния. Именно наша героиня и стала прообразом для этого феномена, ведь Поллианна приучила себя находить радость в любой ситуации, чем и заразила всех окружающих, вернув счастье в их жизнь.

Чему нас учит этот фильм?

На первый взгляд, картина получилась обычной детской сказкой о доброте, но на самом деле у маленькой Поллианны стоит поучиться даже взрослым. Вряд ли кто из зрителей не сталкивался с типичными «Пэндлтонами» или «Полли» в реальной жизни. И разве вся так называемая гордая обида стоит тех тёплых моментов взаимопонимания, согласия и любви, которыми можно наполнять свою жизнь? Возможно, что полное отсутствие негатива в характере Поллианны выглядит некоей утопией, однако, большинству из нас стоит перенять хотя бы часть подобного отношения к жизни.

Домик мой с палисадником! Как же ты меня напугала, мисс Поллианна! - задыхаясь от бега, проговорила Нэнси, добравшись, наконец, до вершины большой скалы.

Испугала? - удивилась Поллианна, с явной неохотой спускаясь вниз. - Простите меня, пожалуйста, но я и не думала вас пугать. Правда, папа и Женская помощь тоже сначала пугались, когда я делала что-то такое, но потом они привыкли. Они поняли, что со мной всегда все в порядке, и больше не волновались.

Но я даже не знала, что ты ушла, - сказала Нэнси; она покрепче взяла ее за руку, боясь, что девочка опять куда-нибудь исчезнет. - Понимаешь, - продолжала она, быстро спускаясь с горы, - я ведь не видела, как ты ушла. И мне показалось, что ты улетела сквозь крышу. Вот так мне и показалось. Так и показалось, - несколько раз пробубнила она.

Поллианна запрыгала от радости.

А я так и сделала! - с гордостью воскликнула она. - Только я улетела не вверх, а вниз. Я спустилась по дереву.

Нэнси остолбенела.

Что ты сделала? - переспросила она.

Спустилась по дереву, которое растет возле моего окна.

Ах, чулочки вы мои, панталончики! - всплеснула руками Нэнси. - Ну и дела! Она снова поспешила вперед.

Хотела бы я послушать, что сказала бы на это твоя тетя, мисс Поллианна.

Вы правда хотели бы? - с готовностью отозвалась Поллианна. - Ну, тогда давайте я ей все расскажу, как только мы вернемся домой. Вот вы и услышите, что она мне скажет.

Да ты что! - воскликнула Нэнси. - Нет, нет, умоляю тебя, не делай этого.

Вы думаете, тете Полли это не понравится? - спросила Поллианна, явно расстроенная таким оборотом дела.

Нет, то есть, да, - замялась Нэнси, - дело в том, что я пошутила. Мне, понимаешь, совсем не хочется знать, что скажет на это твоя тетя.

Нэнси стало стыдно: ведь она же сама решила по мере сил не давать Поллианну в обиду.

Нам надо торопиться, - постаралась она перевести разговор. - Мне ведь еще нужно помыть тарелки.

Я помогу вам, - тут же предложила Поллианна.

Ну, что ты, мисс Поллианна! - смутилась Нэнси.

Какое-то время они шли молча. Солнце зашло, и небо начало быстро темнеть. Поллианна покрепче прижалась к Нэнси.

Знаете, мне кажется, я все-таки рада, что вы немного испугались. Потому что иначе вы бы за мной не пришли.

И Поллианна зябко передернула плечами - она очень боялась ходить одна в темноте.

Ягненочек мой! Бедненькая моя! - запричитала Нэнси. - Да ты, наверное, голодна! Боюсь, я не смогу тебя сегодня ничем порадовать. На ужин для тебя ничего нет, кроме хлеба с молоком, и есть тебе придется вместе со мной, на кухне. И все потому, что твоя тетя рассердилась, когда ты не пришла ужинать вовремя.

Но я не могла прийти. Ведь я была здесь!

Верно. Но она-то об этом не знала, -справедливо заметила Нэнси, которой стоило большого труда удержаться от смеха. - Конечно же, это не повод заставлять тебя есть хлеб с молоком. Как жаль, что все так получилось!

А мне не жаль. Я рада.

Рада? Чему ты рада?

Я люблю хлеб с молоком, и мне будет очень приятно поесть вместе с вами. Видите, мне совсем не трудно радоваться.

Ну, сдается мне, тебе ничему не трудно радоваться, - пробормотала совершенно ошеломленная Нэнси, вспоминая, как Поллианна пыталась полюбить свою комнатку на чердаке.

Поллианна тихонько засмеялась:

В этом-то вся и трудность нашей игры.

Ну, да. Игры в то, чтобы все время радоваться.

С тобой как, все в порядке? - сварливо осведомилась Нэнси.

Конечно. Просто это такая игра. Мой папа научил меня играть в нее, и это очень здорово, - ответила Поллианна. - Мы начали играть в нее, когда я была еще совсем маленькой. Потом я рассказала о нашей игре в Женской помощи, и они тоже стали играть. Ну, не все, а некоторые.

А как это? Я, конечно, не мастак на всякие игры, но все-таки расскажи. Никогда еще не слышала, чтобы играли в радость.

Поллианна засмеялась, потом вздохнула, и ее худое личико погрустнело.

Это началось, когда нам среди пожертвований достались костыли, - торжественно изрекла она.

Костыли?

Да. Мне тогда ужасно хотелось куклу, вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал, поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли. Она писала, что они могут тоже пригодиться.

Ну, пока я не вижу ничего забавного, - сказала Нэнси. - Что же это за игра, просто глупость какая-то.

Да вы не поняли. Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы нечему. Вот мы с этих костылей и начали.

Домик мой с палисадником! Да как же можно радоваться, когда ты ждешь куклу, а тебе присылают костыли!

Поллианна от радости даже в ладоши захлопала.

Можно! Можно радоваться! Можно! Можно! - восклицала она. - Я тоже сначала подумала так же, как вы, - честно призналась она, - но потом папа мне все объяснил.

Может, поделишься, окажешь милость? - обиженно спросила Нэнси, ибо ей показалось, что девочка просто смеется над ней.

А вот слушайте дальше, - как ни в чем не бывало принялась объяснять Поллианна, - именно потому и надо радоваться, что костыли мне не нужны! Вот и вся хитрость! - с победоносным видом завершила она. - Надо только знать, как к этому подступиться, и тогда играть не так уж трудно.

Просто бред какой-то! - буркнула Нэнси и с тревогой посмотрела на Поллианну.

Никакой не бред, а очень умная игра, - горячо запротестовала та. - Мы с тех пор в нее все время с папой играли. Вот только… Только… Все-таки в нее иногда очень трудно играть. Например, когда твой отец уходит в лучший мир и у тебя не остается никого, кроме Женской помощи.

Вот именно! - с жаром поддержала ее Нэнси. - И когда тебя любимая родственница запихивает в каморку на чердаке, в которой даже мебели-то пристойной нет.

Поллианна тяжело вздохнула.

Вообще-то я сначала расстроилась, - призналась она. - Особенно потому, что мне было очень одиноко. А потом, мне так хотелось жить среди всех этих красивых вещей… Знаете, Нэнси, я вдруг почувствовала, что просто не могу играть в свою игру. Но потом я вспомнила, что ненавижу глядеть на свои веснушки, и тут же порадовалась, что у меня нет зеркала. Ну, а когда я взглянула в окно, и мне из него вид так понравился… И стало совсем хорошо. Понимаете, Нэнси, когда ищешь, чему бы порадоваться, обо всем остальном как-то меньше думаешь. Это то же, что с куклой.

У Нэнси к горлу подступили слезы, и она смогла лишь хмыкнуть в ответ.

Обычно мне не приходится тратить на это слишком много времени. А иногда это вообще происходит само собой. Ведь я уже столько лет играю в эту игру, и хорошо натренировалась. Но все равно, чем больше я играю, тем больше увлекаюсь. Па… - голос ее дрогнул, - папа тоже очень любил играть. А теперь мне, наверное, будет труднее. Ведь папы-то нет, а одной играть не так легко. Я вот надеюсь… - она замялась, потом решительно выпалила: - Может быть, тетя Полли согласится играть со мной?

Ах, чулочки вы мои, панталончики! - пробормотала Нэнси себе под нос. Затем, повысив голос, обратилась к девочке:

Сдается мне, мисс Поллианна, что я не больно-то хорошо смогу играть. Но все-таки я постараюсь. Вот так я тебе и скажу. Постараюсь. Постараюсь, так вот тебе и скажу.

О! Нэнси! - воскликнула Поллианна и изо всех сил обхватила ее шею руками. - Я уверена, у нас отлично получится! И вы тоже так думаете, правда?

М-может быть, - неуверенно ответила Нэнси, - но все-таки ты не очень-то на меня надейся. Я не больно умелая до всех этих игр. Но постараться-то я постараюсь. Вот так я тебе и скажу: постараюсь. А тебе будет все-таки с кем играть. Будет, с кем играть, вот так я тебе и скажу, - завершила она, когда они переступали порог кухни.

После того, как Поллианна с удовольствием поужинала хлебом и молоком, Нэнси велела ей зайти к тете. Девочка послушно отправилась в гостиную. Тетя Полли сидела с книгой в руках. Заметив племянницу, она отрешилась от чтения ч окинула ее холодным взглядом.

Ты уже поужинала, Поллианна?

Да, тетя Полли.

Мне очень жаль, Поллианна, что все так вышло. Конечно, мне не хотелось в первый день заставлять тебя есть хлеб с молоком.

Что вы, тетя, я очень рада. Я люблю хлеб с молоком, и Нэнси мне очень нравится. Мы так хорошо поужинали вместе.

Тетя Полли резко выпрямилась на стуле.

Тебе пора ложиться спать, Поллианна. Тебе выдался сегодня нелегкий день. Завтра мы составим с тобой расписание, а заодно и выясним, что тебе надо купить из одежды. А теперь пойди к Нэнси и попроси у нее свечу. Только смотри, будь со свечой осторожна. Завтрак в половине восьмого. Надеюсь, ты постараешься и успеешь к столу. Ну, спокойной ночи.

Поллианна подошла к тете и обняла ее так нежно, словно была с ней знакома всю жизнь.

До чего же мне у вас хорошо! - тихо воскликнула она, и вид у нее был совершенно счастливый. Я знаю, мне будет очень хорошо жить с вами. Я знала это уже тогда, когда ехала к вам.

Она повернулась и пошла к двери.

Доброй вам ночи, тетя, - сказала она, выходя из гостиной.

Н-да, - задумчиво протянула мисс Полли, когда дверь за племянницей закрылась. - Да это просто необычайный ребенок.

Она хмуро уставилась куда-то в угол.

Она, видите ли, рада, что я ее наказала и оставила без ужина, - продолжала мисс Полли тихую беседу сама с собой, - и она просит меня не переживать по этому поводу. И ей будет хорошо со мной жить. Чудеса, да и только! - подивилась мисс Полли и снова взялась за чтение.

А четверть часа спустя в маленькой каморке на чердаке одинокая девочка лежала, уткнувшись лицом в подушку, и тело ее сотрясалось от беззвучных рыданий.

О, папочка, - сквозь слезы шептала она. - Я сейчас совсем не могу играть в нашу игру. Совсем не могу. Но, боюсь, даже ты не смог бы мне сказать, чему радоваться, когда спишь в темной страшной комнате, и еще совершенно одна. Ах, если бы я была хоть чуть-чуть поближе к Нэнси, или к тете Полли, или хотя бы к кому-нибудь из Женской помощи! Тогда, наверное, я смогла бы радоваться.

Нэнси в это время внизу домывала посуду.

Если я буду играть в эту дурацкую игру, когда надо радоваться костылям вместо куклы, - твердила она, свирепо скребя щеткой молочник, - если я буду играть в эту игру, я уж в нее сыграю по-своему. Я постараюсь, чтобы бедная крошка нашла во мне опору. Уж постараюсь. Постараюсь уж! Вот так и говорю: постараюсь.

Потрясающая история о девочке, которая перевернет ваш взгляд на мир! Именно так, одной строчкой можно описать великолепную книгу, написанную Элеонор Поттер еще в 1913 году.

Прошло более 100 лет. Но до сих пор не по годам мудрая Поллианна учит детей и взрослых удивительной игре. Игре в радость.

Поллианна. Эллеонор Поттер. Обзор книги

У нас самая простая книга — совсем без иллюстраций. .

Поллианне 11 лет и она дочь бедного пастора.

Повествование начинается со знакомства читателя с мисс Полли. Строгой, суровой женщиной. Одинокой и очень богатой. Привычный порядок её жизни нарушает письмо. Письмо, из которого мисс Полли узнает о смерти мужа своей сестры, пастора. И об осиротевшей племяннице Поллианне. Из чувства долга тётушка решает приютить девочку. Только лишь из чувства долга….

Однако жизнь в доме жёсткой и скупой на эмоции тёти Полли изменилась раз и навсегда с момента появления в нем Поллианны. Эта удивительная девочка никого не оставляла равнодушной. Она была чиста и добра.

Но самый главный её секрет – игра . Игра, которой научил её папа. И, несмотря на боль утраты, Поллинна продолжала в неё играть даже после его смерти. Как в память о любимом отце.

Тётушка загрузила девочку делами и учебой, строгими правилами и запретами. Но Поллианна находила время для того, чтобы «просто жить». Общаться, радоваться, помогать людям. Она не чуралась больных и бедных.

Ей было по настоящему интересно узнавать новых людей: из мысли, чувства, эмоции. Она обладала потрясающей интуицией и умением видеть людей. Она заряжала своим позитивом и энергией, она ломала сложившиеся стереотипы.

Она была просто девочкой, которая умела находить хорошее даже в самой худшей ситуации. И смогла научить этому других людей. Непосредственная и искренняя Поллианна постепенно завоевала сердца жителей всего городка. Даже угрюмого нелюдима Джона Пендлентона – человека о котором ходили легенды.

А потом случилось несчастье. Несчастье с Поллианной. Бедная девочка практически потеряла веру в себя. Сумеет ли она выкарабкаться? Поможет ли ей игра в радость, в которую уже играл практически весь город?

В книге много загадок. Читая её мы с Аней постоянно думали и искали ответы. Сюжет витиеват и загадочен. Одновременно прост и глубок.

От неё невозможно оторваться до тех пор, пока не перелистнёшь последнюю страницу. Но на этом книга не заканчивается. Остается сладкое послевкусие. В голове крутятся мысли, и ты еще раз и еще раз переживаешь историю о Поллианне.

Книга о Поллианне потрясающая! Она нужна! Нужна не только детям. Но и взрослым. Эта книга, которую обязательно нужно прочесть и мамам, и папам, и бабушкам и дедушкам. Всем.

Похожие публикации