Татьяна касаткина лекции

Татья́на Алекса́ндровна Каса́ткина (род. , Москва) - русский философ , филолог, культуролог, религиовед, писатель. Специалист в области теории культуры, теории литературы, философии, религиоведения, творчества Ф. М. Достоевского , русской литературы XIX-XXI веков.

Доктор филологических наук (2000). Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, заведующая отделом теории литературы . Член Международного общества Ф. М. Достоевского (International Dostoevsky Society) . Член правления Российского общества Ф. М. Достоевского. Член редакционного совета альманаха «Достоевский и мировая культура», член редколлегии ежегодника «Достоевский и современность», член редколлегии Международного общества Достоевского «Dostoevsky Monograph». Автор 6 монографий, повести «Копия» , учебного пособия по курсу «Религия, культура, искусство» (выпуск первый) , более 300 научных статей, редактор многих сборников работ российских и зарубежных ученых.

Биография

Научная деятельность

Т. А. Касаткина - одна из наиболее авторитетных российских специалистов по творчеству Ф. М. Достоевского. Её авторству принадлежат 6 монографий и более 300 научных статей. Ряд её работ, помимо России, был опубликован в Англии, США, Швейцарии, Италии, Германии, Японии, Китае и др. В 2001 году она создала и возглавила Комиссию по изучению творчества Ф. М. Достоевского ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, под грифом которой вышел ряд сборников научных трудов и монографий, посвященных творчеству Достоевского. Подготовила к изданию новое собрание сочинений Ф. М. Достоевского, построенное по хронологическому принципу, согласно которому в каждом томе размещены помимо произведений относящиеся к данному периоду жизни писателя письма и воспоминания современников, с собственными сопроводительными статьями и комментариями нового типа, включающими помимо традиционного литературоведческого, смысловой, интерпретационный комментарий . Под научным руководством Т. А. Касаткиной были защищены несколько диссертаций о Достоевском.

Является членом Международного общества Достоевского, членом правления Российского общества Достоевского, входит в редакционный совет альманаха «Достоевский и мировая культура», редколлегию ежегодника «Достоевский и современность» и редколлегию Международного общества Достоевского по выпуску серии «Dostoevsky Monograph». Неоднократно проводила научно-практические семинары и выступала с лекциями в разных городах России (Москва, Новосибирск, Кемерово, Ростов Великий, Великий Новгород, Барнаул, Старая Русса и др.), в 2009-2016 гг. по приглашению Католического движения Comunione e Liberazione ежегодно читала лекции о Достоевском и о русской культуре в университетах Италии (Рим, Милан, Флоренция, Бари, Венеция и др.). С 1999 г. ежегодно проводит Апрельские юношеские чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» в г. Старая Русса (с начала их появления) и осенние семинары для учителей-филологов в Великом Новгороде.

Исследования Т. А. Касаткиной посвящены, главным образом, онтологичности слова в культуре, его творящей природе, природе образа и представляют собой теоретические исследования, выполненные на стыке теории литературы, культурологии, философии, религиоведения и других наук. Зачастую они затрагивают и раскрывают сложнейшие проблемы религии, мистики, символизма, онтологической природы вещей на материале произведений Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. А. Блока и др.

На радио и телевидении

Награды

  • - Премия журнала «Новый мир».
  • - Премия журнала "Вопросы литературы".

Книги

Редактор книг

Напишите отзыв о статье "Касаткина, Татьяна Александровна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Касаткина, Татьяна Александровна

«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d"Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.
Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть.
Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных.
Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, – были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
«Сердце царево в руце божьей».
Царь – есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.

"Правда выше Некрасова, выше Пушкина, выше России, выше всего, а потому надо желать одной правды и искать ее, несмотря на все выгоды, которые мы можем потерять из-за нее, и даже несмотря на все те преследования и гонения, которые мы можем получить из-за нее".

Ф. М. Достоевский

Эти два поста Были выставлены на стене (В Контакте) Татьяны Александровны Касаткиной, как комментарий к видео:

Здравствуйте Татьяна Александровна, послушал вашу интересную лекцию, поразился вашему логическому чутью. Вы словно чувствуете суть исследуемого вопроса. Но я заметил у Вас одну тенденцию (простите за откровенность), Ваши слова на лекциях (или научных работах) расходятся с делом. Помните письмо от 1995 года которое Вы (и Людмила Ивановна) мне написали, где говорили, что бишь я "фантазер" и что мат. расчетов у Ф. М. Достоевского нет, и быть не может. И буквально через 5 лет Вы открываете центр изучения творчества Достоевского, романа "Идиот". :-)))

И Ваша группа обнаруживает, якобы математический стиль в "Бр.Кар." (Губайловский). Вот чудеса, а раньше Вы так не считали. Я все веду к тому вопросу о "видении и глазу", о котором Вы говорите в своей лекции. Вам с Людмилой Ивановной Сараскиной, было показано материал, защищенной дипломной работы (защищенной на отлично), где показаны неопровержимые факты математических расчетов писателя, и Вы не увидели. Хотя я думаю, что Вы прекрасно увидели и все поняли, но умолчали. Странно... Вы председатель совета по изучению наследия творчества Ф. М. Достоевского, и до сих пор общественность считает, что мат. расчеты в произведениях писателя это мистика и ложь.

А где же ответственность перед наукой и общественностью? Простите меня за откровенность, но я имею право Вам это сказать, потому что у меня болит сердце за Ф. М. Достоевского. Я поражен, что Вы с вашим глубоким умом и не видите, или не хотите увидеть. Но говорите о том художественном видении, которое сами то и не используете.

Я уже не однажды был поражен вашим логическим мышлением (в работе на соискание докторской диссертации), Вы практически прошлись "по лезвию бритвы" вы увидели начало загадки о зеленом шарфе... но не увидели разгадки. Вы говорите о "Братьях Карамазовых", о названии, и не видите разгадки. А ведь разгадка налицо и именно в именах. И разгадка имен идет из романа "Идиот", как в равной степени из "Мертвых душ" Гоголя. Роман "Идиот" и "Бр.Кар." это интерпретация "Мертвых душ" Гоголя. А идея о зеленом шарфе идет из "Бориса Годунова" Пушкина, и замечательно реализована в романе "Идиот", и носит опасный политический характер. Вы с Борисом Николаевичем Тихомировым ищете рукопись (как показывает телевидение), чтобы разгадать тайну "Бр.Кар.", а самое главное то, мысль писателя и не видите, которая лучше всякой рукописи объясняет, идею произведения.

Продолжение "поста"……

Знаете Татьяна Александровна, я уже не однажды порывался Вам написать, и пообщаться с Вами. Но меня все что-то (или кто-то) останавливало (останавливал). Но сегодня имею повод... я начал издавать свою книгу "Леонардо да Винчи и Ф. М. Достоевский" (сам издавать, своими руками), где рассказываю не только о кодировках Ф. М. Достоевского, но об источниках из которых писатель черпал свои идеи. А это: М. Ю. Лермонтов (политическая структура романа "Идиот"), А. С. Пушкин (его гениальное произведение "К..."), которое, кстати сказать раскрывает огромную часть понятие Красоты Достоевского, ибо загадка Пушкина заключается в разгадке названия "К...", и разгадка именно математическая. И имеет несколько названий. Н. В. Гоголь "Мертвые души". И, наконец, Леонардо да Винчи. Ибо Достоевский разгадал тайну завещания да Винчи, и использовал в романе "Идиот". Как в равной степени речь в романе идет о картине "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. И многое другое.

Эта книга, к огромному моему сожалению, является некоторым упреком обществу Достоевского. Которое отнеслось ко мне самым отвратительным образом. В лице вашего друга и СОРатника Н. Подосокрского. Который в свою очередь однажды облил меня "грязью" перед всем обществом Достоевского в Старой Руссе, где Вы присутствовали, и все слышали. И я даже уверен, что Вы одобрили действия "карьериста". Карьеристы не имеют собственного мнения, они "выразители" мнений своих патронов. Подосокорский очень постарался испортить мнение обо мне и моих исследованиях:-))) Глупец! Он так и не понял ничего... и никогда не поймет. Есть деяния, которые нельзя очернить, и облить грязью... это истинный порыв отдать свою жизнь, науке и своему любимому писателю. Я 20 лет своей жизни отдал исследованиям творчества Ф. М. Достоевского. И добился поразительных результатов: разгаданы 8 произведений А. С. Пушкина (математические расчеты, и одно пророчество его). Полностью разгадано произведение "Мертвые души" Гоголя, повторюсь полностью разгадано! Разгадан роман "Идиот". Имеется информация о загадках в "Братьях Карамазовых".

Обнаружил связь Ф. М. Достоевского с творчеством Леонардо да Винчи. И все я это сделал сам, потому что общество Достоевского мне не помогло (хотя я порывался найти контакты с обществом), но только ставило "палки в колеса": меня заблокировали не только в "закрытом форуме" - "Исследователи Достоевского", но также и открытом форуме. Чем ваш "подопечный" выразил свою внутреннюю, гнилую сущность. Но я предполагаю, что он, в какой то степени, выразил вашу волю отдалить меня от "чистоты помыслов" о творчестве писателя. :-)))

Вы правильно сказали "интерпретаций творчества Достоевского может быть много"... но есть одна "интерпретация", которую не один аргумент не в силах опровергнуть - это математика. И писатели об этом знали, и поэтому применили, как доказательные аргументы математику.

И Ваша прямая обязанность, Татьяна Александровна, как руководителя по изучению наследия Ф. М. Достоевского, не отдалять людей от исследований и "чернить" (потому что Вы знали о "деяниях" Подосокрского, и одобряли его), а объединять. А Вы объединяете по принципу "выгодности" (не в плане денег).

Спасибо! И Успехов Вам!

Порой простой диалог решает все вопросы. Диалога не было! Татьяна Александровна высокомерно сочла себя обиженной в данной ситуации.

Матвеев не единственный, кто пострадал от авторитарного давления на ученых: "если Вы не с Татьяной Александровной, значит ваши труды ничего не значат". Только Т. А. Касаткина всегда права... Инквизиция, да и только!

Небольшой "штрих к портрету": Татьяна Александровна Касаткина большой друг Подосокорского, который неуважительно относится не только к простым достоевистам, но к людям уважаемым в мире достоеведения. В частности к Захарову Владимиру Николаевичу, совсем недавно он всенародно обозвал его подлецом.
На одном из заседаний общества Достоевского, Подосокорский в очередной раз обливал достоевистов грязью (это в его стиле), но... если мы заметим на видео (где он обливает всех грязью), в двух метрах сидит Татьяна Александровна Касаткина - председатель комиссии по изучению творчества Ф. М. Достоевского. И, разумеется, вполне нормально отнеслась к грязному докладу Подосокорского.

Дата рождения: Страна:

Россия

Научная сфера:

литературоведение, культурология, религиоведение

Научный руководитель:

заведующая Отделом теории литературы ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

Известен как:

Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН

Награды и премии


Премия журнала «Новый мир» 1997

Сайт:

Татья́на Алекса́ндровна Каса́ткина (род. , Москва) - русский философ , литературовед, культуролог, религиовед, писатель. Специалист в области теории культуры, теории литературы, философии, религиоведения, творчества Ф. М. Достоевского , русской литературы XIX-XXI вв.

Доктор филологических наук (2000). Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. Член Международного общества Ф. М. Достоевского (International Dostoevsky Society) . Член правления Российского общества Ф. М. Достоевского. Член редакционного совета альманаха «Достоевский и мировая культура», член редколлегии ежегодника «Достоевский и современность», член редколлегии Международного общества Достоевского «Dostoevsky Monograph». Автор 5 монографий, повести «Копия» , учебного пособия по курсу «Религия, культура, искусство» (выпуск первый) , более 200 научных статей, редактор многих сборников работ отечественных и зарубежных ученых.

Биография

Научная деятельность

Т. А. Касаткина - одна из наиболее авторитетных российских специалистов по творчеству Ф. М. Достоевского. Её авторству принадлежат 5 монографий и более 200 научных статей. Ряд её работ, помимо России, был опубликован в Англии, США, Швейцарии, Италии, Германии, Японии, Китае и др. В 2001 году она создала и возглавила Комиссию по изучению творчества Ф. М. Достоевского ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, под грифом которой вышел ряд сборников научных трудов и монографий, посвященных творчеству Достоевского. Подготовила к изданию новое собрание сочинений Ф. М. Достоевского, построенное по хронологическому принципу, согласно которому в каждом томе размещены помимо произведений относящиеся к данному периоду жизни писателя письма и воспоминания современников, с собственными сопроводительными статьями и комментариями нового типа, включающими помимо традиционного литературоведческого, смысловой, интерпретационный комментарий . Под научным руководством Т. А. Касаткиной были защищены несколько диссертаций о Достоевском. Является членом Международного общества Достоевского, членом правления Российского общества Достоевского, входит в редакционный совет альманаха «Достоевский и мировая культура», редколлегию ежегодника «Достоевский и современность» и редколлегию Международного общества Достоевского по выпуску серии «Dostoevsky Monograph». Неоднократно проводила научно-практические семинары и выступала с лекциями в разных городах России (Москва, Новосибирск, Кемерово, Ростов Великий, Великий Новгород, Барнаул, Старая Русса и др.), в 2009-2012 гг. по приглашению Католического движения Comunione e Liberazione прочла ряд лекций о Достоевском и о русской культуре в университетах Италии (Рим, Милан, Флоренция, Бари и др.). С 1999 г. ежегодно проводит Апрельские юношеские чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» в г. Старая Русса (с начала их появления) и осенние семинары для учителей-филологов в Великом Новгороде. Исследования Т. А. Касаткиной посвящены, главным образом, онтологичности слова в культуре, его творящей природе, природе образа и представляют собой теоретические исследования, выполненные на стыке теории литературы, культурологии, философии, религиоведения и других наук. Зачастую они затрагивают и раскрывают сложнейшие проблемы религии, мистики, символизма, онтологической природы вещей на материале произведений Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. А. Блока и др.

На радио и телевидении

Награды

  • - Премия журнала «Новый мир».

Книги

Редактор книг

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в 1963 году
  • Родившиеся в Москве
  • Учёные Москвы
  • Филологи России
  • Литературоведы России
  • Сотрудники ИМЛИ
  • Достоевисты
  • Филологи по алфавиту
  • Философы России
  • Доктора филологических наук

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Касаткина, Татьяна Александровна" в других словарях:

    Татьяна Александровна Касаткина (род. 1963, Москва) русский философ, литературовед, писатель. Специалист в области теории культуры, теории литературы, философии, религиоведения, творчества Ф. М. Достоевского, русской литературы XIX XXI вв.… … Википедия

    - … Википедия

    Женский род фамилии Касаткин: Касаткина, Людмила Ивановна (1925 2012) российская актриса. Касаткина, Наталья Дмитриевна (род. 1934) российская артистка балета, балетмейстер. Касаткина, Розалия Францевна (род. 1934) лингвист.… … Википедия

    Касаткин русская фамилия и топоним; женский род: Касаткина. Известные носители: Содержание 1 Мужчины 2 Женщины 3 См. также 4 Топоним … Википедия

    Здание ИМЛИ на Поварской улице (Москва) Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН (ИМЛИ РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук, созданный в 1932 году и располагающийся в Москве. Содержание … Википедия

    Здание ИМЛИ на Поварской улице (Москва) Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН (ИМЛИ РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук, созданный в 1932 г … Википедия

    Ниже приведён список народных артистов РСФСР по годам присвоения звания … Википедия

    Приложение к статье Заслуженный работник торговли Российской Федерации Содержание 1 Республика Башкорто … Википедия

    - … Википедия

    Ниже приводится список лиц, награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 1995 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… … Википедия

Татьяна Александровна Касаткина — русский философ, литературовед, культуролог, религиовед, писатель. Специалист в области теории культуры, теории литературы, философии, религиоведения, творчества Ф.М. Достоевского, русской литературы XIX—XXI веков. Доктор филологических наук (2000). Автор 5 монографий, повести «Копия», учебного пособия по курсу «Религия, культура, искусство» (выпуск первый), более 250 научных статей, редактор многих сборников работ российских и зарубежных ученых.

Попросили ответить на анкету. Вот некоторые вопросы - и некоторые ответы.

Если Вы считаете, что РПЦ необходимы внутренние изменения, напишите три наиболее важных с Вашей точки зрения направления этих изменений?
1. Отказ от ориентации на тесный союз со светской властью. Сотрудничество с властью в социальной сфере, но не слияние и не встраивание в гос. иерархию и не претензия на гос. бюджет.
2. Отказ от многоступенчатой вертикали власти внутри РПЦ. Церковь как свободный союз равных приходов, избирающая епископа на служение. Церковь как то, что строится и содержится христианами - а не как то, что ждет «прихожан».
3. Открытость. Готовность дать отчет в своих упованиях и в своих действиях перед внешними. Развитие качественного миссионерства.

Опишите, пожалуйста, три наиболее важные функции, которые РПЦ должна выполнять по отношению к современному обществу.
1. Служить местом, куда может прийти и получить помощь всякий нуждающийся в помощи.
2. Служить местом сплочения христиан для работы в миру, местом, где задумываются и осуществляются социальные проекты.
3. Посредством евхаристии давать христианам энергию для работы в миру.

Опишите три причины неудовлетворенности прихожан состоянием современной церковной жизни.
1. Практически нулевая роль и значение прихожанина в жизни церкви.
2. Стыд за тех, кто говорит и действует в обществе от имени церкви.
3. Ничтожное число настоящих, внутренне организованных приходов.

Как Вы считаете, какие причины мешают современной РПЦ расширять свою паству? Опишите три наиболее значимые причины:
1. Закон о защите чувств верующих.
2. Нехристианское поведение христиан.
3. Нравственное состояние иерархической верхушки РПЦ.

Какие задачи, по вашему мнению, могла бы решить система аттестации и повышения квалификации священнослужителей? Опишите три наиболее важные:
1. Аттестация, проводимая на приходе - это способ получения обратной связи от прихожан. В аттестацию стоило бы включать и свидетельство от внешних.
2. Аттестация не должна быть формальной и проводимой сверху (имею в виду - пока церковь сохраняет свою нынешнюю структуру). Наверху лишь должны учитываться ее результаты.
3. Повышение квалификации должно состоять в предоставлении возможности улучшить свое богословское образование или - по желанию - получить дополнительное образование - соц. работника, психолога, педагога - то, что необходимо для работы на приходе.

Похожие публикации