Старец Моисей Святогорец: Чему нас учат и на что вдохновляют жены-мироносицы

Информация об авторе: Монах Моисей Святогорец (Μωυσής Αγιορείτης) родился в Афинах в 1952 году. На Святой горе монашествовал около тридцати пяти лет. Иконописец, поэт, критик и писатель. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены на многие языки и награждены. По просьбам митрополий, университетов и обществ имел ряд выступлений как в Греции, так и за рубежом. В качестве докладчика принял участие в 80 конференциях. Занимал должность архиграмматея (старшего секретаря) в Священном Киноте Святой Горы. Двадцать лет являлся главным редактором святогорского журнала «Протат» и членом известных обществ. Около двадцати пяти лет являлся Старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш, где ранее занимал должность Управляющего. Считается самым плодотворным современным святогорским писателем.

Монах Моисей Святогорец.

Христос пришел в мир как Искупитель и Спаситель. Сегодня, две тысячи лет после Его прихода, Он остается практически неизвестным в мире, поддельным, реформированным, измененным, фальшивым благодаря некоторым или многим людям, которые находятся рядом с нами. Бог – не тиран, не начальник, не жестокий, не страшный, не является недоступным, непримиримым и неизвестным христианской религии, разным конфессиям и многочисленным сектам. Он не блаженно отдыхающий на седьмом небе, не далекий, не трудный, не безразличный, не чужой. Христос не бог гуманизма, рационализма, схоластики, западной философии.

Он – Бог любви. Он верховный и первый Основатель любви к врагам, чужим, рабам, одиноким, заключенным, бедным, бездомным, нагим, голодным. Он первый Основатель любви к больным, престарелым, безработным, малоценным, разным, – всем людям. Он благовестил – не просто на словах – единство всем и миру, превосходящее ум каждого человека. Он воплощает великое жертвенное самоприношение. Он принимает человека безусловно, полностью, свободно, представляет его боголюбимым и хочет, чтобы он стал святым. Он дает ему смысл и священную цель – божественную жизнь (то есть обожение). Призывает всех через самопознание и братопознание к богопознанию и богопринятию. Он совсем не любит мнимое смирение, лицемерие, самодостаточность, благочестивую маску и лжесвятость. Он особенно любит чистое смирение, невинность, естественность, чистоту, аутентичность и достоверность. Он постоянно увещевает изобличать, критиковать, укорять себя. Он призывает к постоянному размышлению, к молитве, к покаянию, к умилению, к благоговению и постоянной памяти о смерти. Он хочет нашей приверженности и преданности, всей нашей любви, чтобы наше сердце было пустым от любви к чуждым вещам, и чтобы мы имели добрые, чистые, прямые и неподозрительные помыслы. Он не хочет быть случайными и периферийным богом нужды, а Богом нашего бытия, средоточием нашей жизни, – Тем, Кто везде находится и все исполняет, Сокровищем благ и Подателем жизни. Ему никогда не нравились склонность к самооправданию, властолюбию, славолюбию, плотолюбию, корыстолюбию, нечеловеколюбию, небратолюбию и нечадолюбию. А еще Ему никогда не нравились ни лукавые, ни утилитарные, ни индивидуалистические, ни эгоистические условности, с притуплением совести, что человек ничего не может сделать с существующим злом. Он произнес строгие слова о создающих и ищущих скандалов, о легко раздражающихся людях, о лицемерах, моралистах, почитающих Бога единственно в бесплодных внешних формах. Он Бог, Который нежно целует и искренно обнимает врагов, Который ест вместе с грешными мытарями и разговаривает с блудницами. Несмотря на то, что является Учителем, Он наклоняется и омывает ноги Своим ученикам, говорит не столько о вчерашнем дне, сколько о завтрашнем, не позволяет, чтобы доставали нож из ножен для отмщения и надеется на покаяние блудницы. Он никогда не делает разницы между людьми. Говорит одинаково о грабителях, о несправедливо обвиненных, о богатых, о сребролюбивых, о скупых, об алчных и о немилосердных людях. Также и о бедных, которые ропщут и имеют огромное желание богатства. Он хочет, чтобы люди были совершенно свободными. Решительно порицает людей, которые злоупотребляют властью. Уважает уникальность и сакральность неповторимости человеческой личности и не обращается к безличной массе. Предпочитает проживание отвлеченным идеям, опыт теоретическим знаниям, живой пример молчания всяким высокопарным и красивым словам.

Вифлеемские пастухи были простыми, небогатыми и нестяжательными людьми, ночью они стерегли свое стадо и первые узнали о Его Воплощении. Волхвы с Востока, которые действительно были опытными мудрецами и были изумлены знамениями неба и величием Бога, стали первыми истинными Его поклонниками. Простодушные, скромные и презренные иудейские женщины стали первыми свидетелями Его трехдневного Воскресения. Известная своей бурной жизнью самарянка становится первой потрясенной и тронутой слушательницей, не столько тайнами своей личной жизни, сколько тайнами Бога. Этой самарянкой была равноапостольная мученица Фотина.

Христос продолжает обличать книжников и фарисеев, Он осуждает их, разоблачает. Отказывает им в их желании, чтобы Иисус был таким, каким они хотят Его видеть: чтобы Он не исцелял в субботу, чтобы вообще не исцелял, чтобы был человеком, злоупотребляющим властью, чтобы был истребителем врагов, ценил фарисеев, а не укорял, чтобы Он был ответственным, а они безответственными людьми, которые ищут только знамения без усердной личной борьбы, без поиска и самопожертвования, без веры в то, что для достижения святости нужно потрудиться, и она не является данностью…

Христос искажен – особенно на Западе, но и не только там – в улыбчивом начальнике на кассе Фонда для бедных или в злом обществе. О Принесении Себя в жертву Господь говорит как о бескровной, таинственной, духовной и живой Жертве ради жизни мира, но не такого мира, который определяется финансовым, социальным и психологическим благополучием. Всемогущий стал немощным, согласно словам св. Ефрема Сирина. Тайну Богочеловека Иисуса можно ощутить только в богослужении и в пламенной молитве. Он стал таким, как мы, чтобы спасти нас, исцелить нас, подружить нас с Богом. Богатый стал бедным, чтобы обогатить нас Своей бедностью, как прекрасно пишет великий Павел к Коринфянам. Он стал человеком для того, чтобы мы стали богами, подчеркивает св. Афанасий Александрийский.

Несмотря на то, что вероисповедание человека теперь не фиксируется в документе, удостоверяющем личность, а теперь хотят исключить и вероучение из школьной программы. Остается только вера во Христа. Одна вера, но относительная и часто неопределенная, абстрактная, выбранная с корыстной целью в случае необходимости.

«Нам многого не нужно! Мы же не богословы», – такие слова можно услышать от людей, которые участвовали в сборе подписей о сохранении фиксации вероисповедания в греческих документах, удостоверяющих личность, и от людей, которые завтра будут собирать подписи о сохранении вероучения в школах. Многие специалисты, такие как учителя, врачи, считают христианство полезным, безопасным, помогающим удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Другие, вспоминая свою строгую мать или бабушку, когда вырастут, отвергнут Христа как ненужного, отягчающего и скучного, или сохранят память о Нем ради своего «здоровья», или будут вспоминать во время праздников Рождества Христова и Пасхи. (Естественно, некоторым строгая мать или верующая хорошая бабушка могли, наоборот, помочь вернуться ко Христу). Теперь начнут снимать иконы с изображением Христа со стен в школах, судах и больницах как ненужные в свободном, веротерпимом, нерелигиозном, атеистическом обществе, – обществе без Христа. (Разумеется, наихудшим является удаление образа Христа из сердца, это начало нового большого иконоборчества).

Большое количество хороших христиан выбирают определенные, удобные для себя отрывки из Евангелия и исключительно по-своему их толкуют, в соответствии со своей личной потребностью, выгодой, со своим мнением и своей эпохой. Искатели пользы – лжеучители, это не только известные еретики, которые узурпировали Божью истину, запятнали образ Его Божественного Лица и опасно Его затуманили. Христос стал раздражителем в обществе потребления. Это становится очевидно, когда начинают говорить об аскезе, воздержании, благодаянии и смирении. За искажение образа Христа несут ответственность многое люди, но и мы несем за это ответственность. Христос говорит о любви, свободе и смирении. Мир постоянно поступает деспотично, алчно, надменно, корыстно и без внутреннего спокойствия. Христос принимает как христиан Своих настоящих учеников, Его детьми являются те, кто действительно может любить. Любовь является главной особенностью, эмблемой, знаком верующих, лучшим свидетельством их идентичности. Христос мешает людям, поэтому они находят предлоги ограничить Его, изолировать, использовать в исключительных случаях, не желают, чтобы Он был Главой их жизни. Безвкусная жизнь христиан является «наилучшей» проповедью перед безразличными людьми. Когда и христиане усиленно борются за лучшее место под солнцем, за почести, славу, богатство, власть и признание, они не подают пример духовного возрастания, единства и зрелости Христа.

Подмененный Христос, понятый в соответствии с нашими представлениями о Нем, а не Тот, Кто действительно является Прообразом нашей собственной природы, подменяет и жизнь. Мы думаем, что Христос таков, каким мы его себе вообразили, и в случае чего Он может разозлиться, разгневаться, отвернуться от нас и наказать нас. Поэтому мы по-разному пытаемся подкупить, умилостивить Его. Понимаете ли вы масштаб ошибки? Какая ужасная подмена, что наши отношения с Богом сводятся к дешевой сделке! А иногда такому пониманию способствуют ошибочные традиции и богословски неверные проповеди.

Евангелие, вольно или невольно искажено, неправильно интерпретировано и объяснено многими, – эти люди создали такой образ Христа, Который не отражает реального Богочеловека. Реальный Христос – непостижимый. Евреи ждали Его как правителя, мессию и разрушителя. Он показал себя иным, не соответствовавшим их представлениям о Нем, поэтому Его отправили на Голгофу.

«Как поклоняться бессильному, распятому, побежденному, умершему?» – некоторые задаются таким вопросом.

И до сего дня Христос является «соблазном и безумием». Он нас удивляет, ужасает, потрясает. Мы можем сказать, что Его молчание, отсутствие, бездействие, бессилие вселяет в нас ужас, но мы не видим, что Его молчание является говорящим, что Его кажущееся отсутствие является динамичным присутствием, Его бездействие является самым большим самопожертвованием, а Его бессилие является силой Победителя.

Еще во время Своей жизни на земле Христос был неправильно понят. Его называли едящим и пьющим, одержимым демоном, особенно книжники и фарисеи, и вообще правящий класс, власть. Простые люди были увлечены Учителем, Который первым воплощал в жизнь то, чему учил. Его учение сопровождалось чудесами, и Учитель впервые не говорил начальническим, авторитарным тоном, но спокойно беседовал со всеми. Вышеуказанные господа не позволяли себе так общаться с людьми. Они считали особенно предосудительным беседовать с мытарями и блудницами. Отзывчивость, доступность, терпеливость нового Учителя очень их раздражала и поспешным судом, который был организован с привлечением лжесвидетелей, был приведен к Кресту Господь. Христоненавистники, как они думали, избавились от своего раздражителя, Того, Кто подрывал их авторитет, ставил под сомнение их власть, осуждал высокомерие, наглость, уловки, угрожал их земному благоденствию. Они не могли стерпеть, чтобы кто-то осуждал их лицемерие и смело обличал их жажду власти. Они осудили, обвинили и умертвили своего Разоблачителя и продолжили спокойно жить своей беспокойной жизнью.

Христос категорично говорит, что нельзя изменить людей, если сначала не изменишь себя. «Очисться сам, а затем очищай»,– говорит св. Григорий Богослов. Как красиво говорит св. Серафим Саровский: «Найди мир в своем сердце и тысячи людей будут спасены!» Св. Исаак Сирин говорит: «Помирись с собой, и небо и земля помирятся!» Речь не идет о психологическом росте или философских идеях, направленных на самопознание и самоочищение, а о богоугодном образе и жизни в неразрывных отношениях с живым Христом, в Его освобождающей Истине и Его спасительной Любви.

Монах Моисей Святогорец, старец каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш

Когда современный христианин говорит о Боге, зачастую он имеет в виду нечто, что находится где-то далеко в небе, неизвестное, непонятное, непостижимое, недосягаемое, то, что он одобряет, полезное в момент необходимости; иногда он приписывает ему магические свойства и часто повторяет неправославное «Веруй и не рассуждай».

Но эта вера в Бога не приводит к существенным изменениям в жизни христианина. Он может иногда ходить в церковь по воскресеньям, держать в своей библиотеке современные духовные книги, в гостиной – старые иконы, в руках – чётки, может подавать небольшую милостыню. Однако он злится из-за несоответствия других людей его ожиданиям, жаден до денег, погружён в эгоизм, жажду комфорта, беспокойство, конкуренцию. И это не является жизнь во Христе. Здесь пахнет смертью. Чем сегодня отличается христианин от остальных людей? Если у него нет долготерпения, кротости, радости, простоты и особенно смирения, это означает, что он ничего не понял о жизни во Христе. О жизни, которая обновляет, преображает и облагораживает человека даже под гнётом ежедневных трудностей.

Жизнь таких христиан скатывается до бессмысленного и глупого выживания, ведь человек не может жить только ради пенсии, ради второй квартиры или ради новой машины. Мы не ждём кардинальных изменений, действуем без надежды. И мы постоянно торопимся, тем самым вышивая себе саван. Жизнь, говорим мы, черна и безрадостна, это тусклая и мутная рутина.

Христианин призван прежде всего прислушиваться к голосу Евангелия, зовущему его к постоянному риску комфортом, который обладает им и лукаво сподвигает говорить: слава Богу, мы не делаем ничего ужасного и постыдного из того, что видим каждый день по телевизору. Эта мысль, скорее всего, от демонов, и успокоение, которое она даёт, вовсе не благое. Отвечать перед Богом мы будем не только за то, что не делали плохого, но и за то, что не делали хорошего, не возлюбили добродетель.

У христиан сегодня двойная жизнь, не всегда они обладают чистотой и цельностью личности. Это раздвоение – большое страдание. Христианин не должен казаться одним, а быть другим, говорить одно, а делать другое. Это притворство, хорошее или плохое, не может быть чертой христианина. Истинные отношения человека с Богом характеризуют и его отношения с людьми. Христианин в повседневной жизни и христианин по воскресеньям – не разные люди. Как я уже сказал, существует такое благочестивое лицемерие. Аллегория одержимого стремления человека к совершенному внешнему виду – листья смоковницы, скрывающие его внутреннюю пустоту и наготу. Дорогой и красивой одежде не соответствует красота и совершенство внутреннего мира.

Христианин с головой погружается в насущные заботы, хлопочет о многом, отвлекается на мелочи, раздувает из мухи слона, стремится к удовольствию и запретным плодам, которые представляются ему красивыми, сладкими и приятными, не хочет отличаться от других, не хочет бороться, не хочет уменьшать и ограничивать свою свободу. Возвращается демон Эдема и предлагает блестящее, а не драгоценное, легко получаемое, дешёвое, разрекламированное, пользующееся спросом, массовое, ненастоящее. Приобретение этого не является успехом, в нём нет подлинности, борьбы, труда терпения и любви. И в этом заключается ложь, дезориентация, заблуждение в принятии демонской морали, сомнительной, коварной, нацеленной на сближение с миром. Таким способом человеку даются ложные приоритеты, обманчивые, вымышленные, отрывочные истины, восхваление порока, опасный изоляционизм, нездоровый нарциссизм, отодвигание проблем, яркие краски пустой оболочки. Я преувеличиваю?

Сегодня у нас, христиан, магическое представление о Церкви. Мы говорим: «Если ты придёшь в Церковь, то твои дела пойдут хорошо». Но среди верующих христиан есть и безработные, и молодые учёные, не получившие места, и разорившиеся коммерсанты. Мы говорим: «Если ты не придёшь в Церковь, у тебя всё пойдёт прахом». Но пришедший Христос не давил ни на чьё сознание. У нас нет права грозить, пугать мир, и тем более петь песни о несуществующем Боге, то есть о Боге карающем, мстительном, жестоком, завистливом, враждебном. О Боге, который раздаёт хорошие рабочие места, солидные заработки, высокие пенсии и пособия, благополучие, долголетие и прочее. Мы похожи на популяризаторов новой продукции красоты или на адвокатов несправедливо пострадавшего Бога. Мы, христиане строптивого двадцатого века, ещё не поняли, что Церковь – это Христос, Который спасает, но не спасается никем из нас. Христос сказал: если мы от всего сердца хотим совершенства, да последуем за Ним. Сегодняшние христиане становятся прокурорами, царственнее царя, с безотчётным рвением, с усердием не по разуму, с фальшивым миссионерством.

Но, дорогие мои, все святые нашей Церкви в большинстве своём были больными и бедными людьми, часто преследуемыми, немощными, презираемыми, они бы не притягивали ваши взгляды. Христос прославился на Голгофе. Страдание – спутник нашей жизни. Символом христианства является крест. Непозволительно искажать истину. В Церкви продолжает существовать страдание, но у него есть смысл, есть выход, оно ведёт к воскресению. У нас нет права, как это делают некоторые политики перед выборами, обманывать народ, обещая земной рай. Христос сказал, что в мире мы будем иметь скорбь. Он не называет блаженными тех, кто теряет время в развлечениях. А мы создаём неохристианство по нашим меркам, для собственных нужд, неутомительное, безмятежное, удобное, лёгкое, без всякой ценности, антиаскетическое, в конце концов, антиевангельское. С такой точки зрения Божественная Литургия в храме – простое прослушивание слов и созерцание обрядов, это можно спокойно смотреть по телевизору, сидя в кресле, или слушать по радио в машине. Здесь нет жертвы, соучастия, бодрствования, собрания верующих в Таинстве.

В христианских общинах бесприютный, неласковый, недружелюбный, одинокий и несчастный человек должен быть согрет любовью и истиной. Если приходящий к нам сталкивается с нашей нерадивостью, негостеприимностью, равнодушием, утомлённостью и нерешительностью, это трагично и для нас, и для него. Если у нас нет света и радости, духовного опыта и жизни, что мы можем предложить? Он найдёт всё это в другом месте и, возможно, в лучшем виде. Если у нас, христиан, нет радости личной встречи со Христом, тогда каков смысл нашей христианской идентичности и формального посещения церкви? Св. Григорий Синаит говорит: если не узнаем, какими нас создал Бог, то не познаем и того, какими нас сделал грех. Если мы не познаем свет благодати, то скажем, что нам хорошо и в полумраке. В свете открывается наша действительность. В свете будет открыта истина Церкви. Церковь – это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям. Церковь – это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Обратите на это внимание, пожалуйста.

Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, выдерживать противодействие, сотрудничать с Богом. Мы дадим ему наш добровольный труд, Он – благодать и милость Свою, так как всегда спасение человека – это слияние божественной благодати и человеческого усилия. Человек был создан по образу Божию, и цель его создания – обожение. Миссия Церкви – спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения. Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.

В воскресение 1 июня после продолжительной болезни отошел ко Господу один из самых известных современных афонских монахов и писателей старец Моисей Святогорец.
Монах Моисей Святогорец родился в Афинах в 1952 году. Он был иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Отец Моисей принял участие более чем в 80 научных конференциях. Был основателем и главным редактором святогорского журнала "Протат".
Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш.


«Зачем нужен пост?»

Пост – древняя добродетель. Вместе с молитвой он готовит христианина распятию и воскресению. Пост это пища для души.

Пост учит нас воздержанию, которое необходимо любому человеку. Учит отказу от излишеств, роскоши и изобилия. Пожалуй, пост едва ли не единственное, что человек способен преподнести «в дар» Богу.

Конечно, Господь ни в чём не нуждается, и пост, прежде всего, необходим нам самим. Польза воздержания многообразна: постясь, мы пребываем в трезвении и сосредоточенности, а наша молитва становится более внимательной, сердечной и глубокой. Пост – это наш призыв к Богу, свидетельство того, что мы желаем, чтобы Он вошёл в нашу жизнь.

Пост неразрывно связан с покаянием. Это данный нам Богом шанс, который не следует упускать.

Поститься следует охотно, любочестно и радостно, а не формально, скрепя сердце, воспринимая воздержание как повинность. Пост мы должны принести Богу от всего сердца.

Адам и Ева потеряли Рай из-за своей невоздержанности. Пост открывает нам Райские врата вновь.

Пост не должен остаться лишь на уровне отказа от некоторых видов пищи, мы должны сделать следующий шаг – воздерживаться от своих греховных страстей и зла. Тогда период поста станет для нас существенным и поворотным моментом на нашем пути к Богу.

Пост дарит нам нравственную чистоту, рождает покаяние и презрение ко греху. Пост – это не самоцель, а средство в достижении цели – встречи с Богом. Согласно святителю Василию Великому, пост – это отчуждение от зла, обуздание языка, уход от гнева и отказ от злых привычек.

У того, кто серьёзно болен, нет необходимости в посте. Ведь воздержание от пищи необходимо для того, чтобы смирить тело. Когда тело болеет, оно и так смиряется и нет необходимости его истязать. В любом случае, это вопрос, который необходимо решать, посоветовавшись со своим духовником.

Некоторые люди живут для того, чтобы есть. Они «путешествуют» от стола к столу, ходят по банкетам и ресторанам. В конце концов заболевают от многоядения. Неумеренность в еде становится причиной лишнего веса и многих заболеваний.

Но постимся мы не ради телесного здоровья (хотя пост и помогает нам в этом), а ради здоровья духовного. Пост не имеет ничего общего с диетой, на которую люди «садятся» ради красоты и стройности фигуры. Пост – это брат добродетели воздержания. Не будем забывать слова Иоанна Златоуста, который призывал сэкономленные на еде в период поста деньги использовать для того, чтобы накормить голодных и нуждающихся.

Пусть пост сопровождается молитвой и любовью. Тогда он обретёт ценность, смысл и значение.

«Христианин не может быть угрюмым и несчастным»

Насущным вопросом наших дней является серьёзный экономический кризис, который переживает наша страна. Он вызывает большую неопределённость, беспокойство, гнев, замешательство, страх и тревогу. Времена поистине трудные. И в этих условиях христиане призваны засвидетельствовать своё исповедание. Крепости рушатся, как замки на песке.

Богатые попадают в ловушку, появляется множество проблем, нарушается равновесие, рождаются злые желания и угнетение. Растут безработица, неуверенность, преступность, беззаконие и нищета. Всё это ясно показывает духовную лень и бедность многих. О, если бы это мощное цунами вызвало пробуждение от летаргического сна, а трещины от землетрясения привели к бодрствованию, осознанию и ответственности за решения! Необходимо, чтобы вновь вернулись забытый оптимизм, тайная надежда, утерянная радость и желанный мир.

За человеческой болью, горьким испытанием, изнурительной тоской скрывается любящее око Бога. Пробуждение от жизни ради материальных благ, полной наслаждения, благополучия и эгоизма, приведёт человека к духовному наблюдению, правильному видению, тщательному исследованию, избавлению от мутной тревоги. У человека есть скрытый запас внутренних сил, позволяющий ему не согнуться, не оступиться, не опуститься, не поддаться отчаянию. Особенно христианин не мыслится разочарованным, беспокойным, отчаявшимся, несчастным, угрюмым и неблагодарным. Люди создают общество потребления, изобилия и пресыщенности. Это общество опускается до излишнего поклонения плоти. К сожалению, мы видим невероятную блокаду, изготовление ловушки, усыпление в болоте земных благ. Нет здесь ничего от сопротивления, противоборства, изменения и покаяния. Поэтому экономический кризис и причиняет такое беспокойство. Его не рассматривают как возможность для кардинального изменения.

Сейчас пришло время явить веру, пройти через испытания, показывающие истинность веры каждого. Да не будет веры лишь на словах! Искушениями, испытаниями, бурями выявляется подлинность нашего «верую». Боль выдаёт болезнь. Боль может стать врачом. Нам необходимо почувствовать боль, чтобы научиться сопереживать. Боль, воистину, может смягчить человека и стать благословением, а может его ожесточить и стать мучением, пыткой или проклятием. Как говорят, от жара солнечных лучей тает воск и твердеет грязь. Исключительное значение имеет свободная воля каждого человека.

Есть много причин, по которым человек должен неотступно и непрестанно бороться. Отчаяние неприемлемо. Терпение необходимо всегда. Мы не одни боремся в жизни. Хороший капитан корабля виден во время шторма, как верно говорит наш народ. Шторм, тучи и гроза пройдут. Мы необдуманно ушли в сторону – и теперь время более благоразумно обратиться к прямому пути, к умеренности, к скромной жизни. Кризис - это возможность. Важная возможность.

«Европа совершает самоубийство»

Греция уже давно в реанимации. Ежедневно убивают греческий язык. Вокруг царит дезинтегрирующая тьма и насильственный и мрачный национальный нигилизм.

Спешное желание легко обогатиться привело многих к трагическим ошибкам. За нетерпеливость и легкомыслие приходится дорого платить. Жажда богатства довела европейцев до крайностей. Современная Европа полностью дехристианизирована.

Ватикан пожинает плоды искажения церковного учения. Имеют место вопиющие случаи изнасилования детей. От «мертвого бога» западные люди бегут к восточным гуру в стремлении найти хоть какую-то духовную жизнь. Около двух тысяч ответвлений протестантизма сражаются за паству. Дехристианизация Европы приобрела большие масштабы и приведет к еще более катастрофическим последствиям.

Европа забыла Христа и открывает объятия исламизму. Похоже, она хочет совершить самоубийство. На месте храмов вырастают мечети.

Мы не против других религий, но хотим защитить православие. Или у нас хотят отнять уже и это последнее право? (…)

Мы надеемся на сопротивление неподкупных людей. Их немало. Пора перестать молчать. Наша страна нуждается в духовном возрождении».


Текст переведен с небольшими сокращениями

Сегодня вопрос о том, каково главное предназначение жизни человека, практически не находит отклика у людей. Человек не интересуется сущностью, истиной и нравственными ценностями. К сожалению, многие люди не знают, для чего они живут.

С недавнего времени мы становимся свидетелями краха жизненных ценностей. Речь идет о серьезном кризисе, не только экономическом, социальном или культурном, а прежде всего духовном. То, что было постигнуто на протяжении веков, теперь хулится, осмеивается, попирается. Налицо отсутствие какого-либо чувства умиления или хотя бы уважения ко всему святому. Повсюду происходит скоротечная и грубая десакрализация. В это тексте я не буду строить из себя учителя, катехизатора, укорителя и прокурора. Я лишь хочу смиренно выразить свою боль, любовь и свои мысли.

Человек забыл о главной цели своего существования. Он убежден, что будет вечно жить на земле. Он сильно привязался к материальному, деньгам, имуществу, вещам. Он считает своеволие – свободой, нечестие – прогрессом, обман – гениальностью, грех – освобождением, честность – глупостью. В жизни современных греков прокралось сомнение, колебание, подозрение, опровержение, отвержение. Их божествами стали деньги, гедонизм, надменность, славолюбие. Лицемерие стало чем-то хорошим.

В такой атмосфере Церковь воспринимается как нечто раздражающее. Поэтому одни церковные скандалы с ее заблудшими представителями преувеличиваются, другие придумываются, поддерживаются и сохранятся для того, чтобы люди могли вознегодовать даже тогда, когда просто увидят на дороге человека в рясе.

Церковь не является магазином розничной торговли. Церковь существовала до нас и, несомненно, будет существовать после нас. Душа ищет света, но не солнечного или искусственного света, а духовного. Совесть встревожена. Душа каждого человека ищет чистый источник, чтобы реально утолить свою жажду. В конечном итоге разные рецепты временных наслаждений приносят много страданий.

Сегодня многие чувствительные люди замыкаются в себе, и если они мало общаются, то впадают в меланхолию и задумчиво рассуждают о произошедших переменах. В дискуссии господствует ощущение безвыходности. Города стали задымленными и негостеприимными. Деревни считаются очень маленькими и угрюмыми. Окружающая среда – шумной, грязной и беспокойной. Люди стали индивидуалистами, капризными, нервными, торопящимися и легкомысленными. Повсюду политическая деградация и коррупция среди народных избранников. Одни духовники кричат и угрожают, другие молчат и прячутся. Творцы следуют модным тенденциям, а ученые стали высокомерными. Окончательная и болезненная констатация – всеобщее растление, вызывающее горечь, мучение и глубокую боль.

Современный человек сходит с ума от технологического прогресса. Как говорит один мудрый эссеист Костас Хаджиантониус:

«Современный человек сбросил скрывающие его себялюбие маски идей и убеждений, и показал свое настоящее лицо, которое не надо больше скрывать. И в результате сегодня некогда прекрасная трудолюбивая цивилизация умирает».

Капитализм и социализм произносят очень много неправды, они обещали, что все будут равноправными, счастливыми и богатыми. Но в этом мир очень сильно разочаровался. Люди действительно почувствовали себя обманутыми. Политические руководители оказались совсем не искренними.

Коррупция стала обычным явлением. Никто не ожидал такого крутого поворота. Главное место в доме заняло божество – телевизор. Он занял место древнего очага и иконостаса. Телевизор стоит как лампада. Для того чтобы сиять и затемнять, искажать, подделывать, гипнотизировать, прививать новые идеи, новую мораль, новую жизненную позицию. Навязывают тебе, что нужно стремиться быть молодым, красивым и богатым. Мы больше не говорим о нравственности, о ценностях, характере, достоинстве и так далее. Телеведущие стали прокурорами и палачами.

Телепередачи пропагандируют гомосексуализм, свободное сожительство между мужчиной и женщиной, аборты, даже так называемые легкие наркотики. Отчаявшийся человек думает, что стал полностью свободным благодаря анархии и своеволию. Он заглушает свою совесть, омрачает разум, успокаивается, бросается в материальные наслаждения, в это безумное пиршество тления.

С отдалением человека от Бога и от своего ближнего наступила безнравственность. Человек утратил глубокий смысл жизни. Из-за соперничества, недобросовестной конкуренции, высокомерного индивидуализма образовалась огромная внутренняя пустота и глубокие трещины в человеческой личности.

Наступает суд в этом мире. Сейчас подходящее время – сегодня наступил день для спасения.

Необходима искренность, серьезность, доблесть, взаимопомощь. Нет времени для оправдания и промедления. Обвинения, крики, укоры пагубны для нас. Свет должен быть направлен внутрь нас, чтобы все увидели себя, чтобы все увидели себя без приукрашивания и долгих прелюдий. Средства массовой информации постоянно обращают наше внимание на других. Им нравится легкая критика, а не строгая самокритика.

«Аморальные говорят о нравственности и не понюхавшие ладана – об очищении Церкви.»

Обычно мы сравниваем себя с наихудшими людьми. Аморальные говорят о нравственности и не понюхавшие ладана – об очищении Церкви. Ораторы-моралисты раздраженно кричат с экрана телевизора, говорят о безнравственности для того, чтобы выговориться и получать похвалы за свои красивые речи.

Безнравственность глубоко вкоренилась в души людей. Нам необходимо локализовать эту проблему. Давайте не будем искать на поверхности то, что находится внутри нас. Христос настаивает на внутренней трезвости, самокритике, самоанализе, самопознании, самоукорении и самообвинении. Прежде всего свобода означает делать со своим Я всё, что ты захочешь, а не то, что оно делает с тобой. Доблесть – это победа над своими страстями. Сегодня человек, позвольте мне это сказать, воображает себе, что он свободный. Он думает, что у него всё хорошо, в то время когда у него совсем всё плохо. Это ужасно, это несчастье. Этот многознающий, свободный и высокомерный человек часто обманывает себя и иронизирует надо всем. Он увлекается суевериями. Верит в удачу, в судьбу, предопределение, предсказания, гороскопы и звезды.

Материалисты давно отвергли всякую религиозность и, как мы уже ранее говорили, они обожествили плоть и деньги. Сегодня человек не хочет иметь дело с обязательствами или долгами. Он хочет иметь только права. Права, из-за которых он сильно страдает. Постоянная любовь ко всему материальному никогда не может сделать человека нравственным. Человек прибывает в душевном спокойствии тогда, когда он духовно любит. Если Христос не присутствует в человеческих отношениях, то эти отношения могут расстроиться. Если мы не доверимся Богу и ближнему, то мы будем страдать от одиночества. Несмотря на все усилия, наша жизнь не изменится. Она каждый день будет утопать в гневе. В духовной пустоте растет лицемерие. Находясь под влиянием западного образа жизни, современный человек неограниченно предается чрезмерному потреблению.

Автономизация демонического индивидуализма со стремлением только к счастью и привольной жизни создает диаметрально противоположный климат и углубляет кризис. Этому способствует и телевидение. Преуспевают, как мы уже говорили, только молодые, красивые, сильные, богатые люди. Ни слова об образовании, вере, идеалах, духовном мире и нравственности. В домах увеличилось количество телевизоров и уменьшилось количество разговоров. Мы должны разбудить совесть, вспомнить о своей детской невинности, восстанавливать веру, здоровое беспокойство о покаянии, преображении и самосовершенствовании. Мы должны вновь обрести божественный страх, понять глубокий смысл существования человека и святость уникальной человеческой личности. Необходимо найти непогрешимую религиозность, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь. Совесть уже не должна терпеть зло. Она призвана восстать, противостоять злу, проповедовать слово истины.

«Инструмент для преобразования мира находится в руках каждого из нас»

Мы не должны ограничиваться только словами, которые приводят к отчаянию. Необходима оптимистическая борьба. Пусть каждый из нас в темноте зажжет свою свечу и постепенно рассеет тьму, которая его мучает. Инструмент для преобразования мира находится в руках каждого из нас. Из-за кризиса мы не должны довольствоваться монотонной, ропотной и голословной критикой. Давайте начнем с самокритики. Тогда вновь начнется восстановление. Пусть слезы смоют наши беззакония.

Слова Христовой Церкви не закончились и не исказились. Пусть прежде всего они будут услышаны теми, кто их проповедует. В мире безнравственности, обмана, подозрительности, лжи, ласкательства и бесчеловечности должны быть услышаны заповеди Христа, слова святых, мудрость старцев-отшельников. Пусть не мешает нам никакой страх, никакая лень, никакая боль и никакое промедление. С помощью святого любочестия, о котором говорил старец Паисий, мы призваны к смелому подвигу личного противостояния и внутреннего бунта, к постоянному устранению страстей и возделыванию добродетелей. Человек призван свободно выбирать только хорошее, прекрасное, священное, вечное, подвизаться упорно и смиренно, а не заранее сдаваться и убегать от боли.

Плутократия и материализм противоположны вечности, и они порабощают человека, если он им служит. Жизнь, лишенная свободы и моральных принципов, приносит огорчение, страх, досаду, боль. Цель никогда не освящает средства. Добро придёт только благим образом. Поэтому ради какого-то всеобщего блага нельзя устранять измерение личности. Достоевский мудро сказал: «Мы не можем достичь мира во всем мире, переступив через невинного ребенка!» Человек – это цель, а не средство (Э. Кант).

Еще одной причиной серьёзного кризиса нашего времени является постоянная погоня за удовольствиями. Абсурдное удовольствие, которое, по словам святого Максима Исповедника, приводит к страданиям. Удовольствие выражается не только в служении плоти, но и в вульгарности, греховности, в неудержимом стремлении к счастью и безответственности. Это страдание, которое происходит из-за неразумного наслаждения, может стать будильником или трамплином, чтобы отряхнуться от бесстыдной жизни. Боль должна привести к самоисцелению.

Уже сейчас человек должен твердо сказать себе: всё, хватит! Так больше не может продолжаться.

Отчаяние нашего эгоизма должно дать нам надежду, смелость и силу. Чувство одиночества, которое в конечном итоге возникает из-за непрерывной погони за удовольствиями, должно воодушевить нас избавиться от злой привычки

Похотливость уже стала открытой. Страсти поощряются и восхваляются. В телевизионных играх человек унижается, ему платят деньги, и он рад тому, что публично оголяет себя. Лицемеры выставляют себя не лицемерами. «С другой стороны, аморальные, – как говорит мудрый старец Эмилиан Симонопетретский, – много говорят о морали и очень строги в этом отношении!»

Действительно, морализм неморальных людей является тяжелым заболеванием. Писатель Ангел Терзакис говорил, что сегодня люди имеют выдающиеся достижения в основном в двух сферах: в технологическом прогрессе и в усовершенствовании лицемерия. Действительно, по-прежнему на нравственных принципах нелицемерных людей держится наш мир. Честная жизнь часто создает побежденных победителей. Может быть, она не предлагает первые места, но дает спокойную совесть, и, несомненно, это очень важно для человека.

В своих знаменитых словах о любви святой Максим Исповедник говорит, что в зависимости от того, как мы используем вещи, мы становимся порочными или добродетельными людьми.

Существует употребление и злоупотребление, неправильное употребление, излишество, перенасыщение и расточительство. Святой Иоанн Златоуст говорит, что грехом является не вино, а пьянство.

Отвержение всех допустимых границ не является настоящей свободой. Человек, будучи раздражен присутствием Бога в мире, отдаляет Его от себя. И таким образом, думает, что он будет невозбранно наслаждаться своей полной свободой. Сегодня человек заинтересован в том, чтобы заработать много денег, стать богатым и чтобы его никто не беспокоил. Поэтому он заглушает свою совесть. Мы достигли высочайших технологий и наинизшей гуманности.

В конце концов, многие «облегчения» сделали жизнь трудной, а постоянный комфорт приводят к огромному отягчению. Часто говорят о «качестве жизни», «повышении уровня жизни», «росте дохода на душу населения», но не об уменьшении духовных ценностей, об отречении от священных законов, об отречении от живоносных истин. Чувствительным, застенчивым, честным, благородным людям нет места в этом индивидуалистическом, жестоком, гордом, соперничающем и властном мире. Однако отсутствие существенной радости в жизни многих людей поднимет любопытный вопрос о том, куда мы идем. Наша жизнь – это место для экзаменов перед нашим вхождением в вечную жизнь. Мы никогда не должны об этом забывать. Мы не бессмертны на земле. Мы гости, с временной «пропиской» на земле. Мы живем в этом мире, чтобы познать Бога. Крах этого важного знакомства с Богом – это величайшая трагедия человека. Встреча человека с Богом восполнит его и даст ему полную радость.

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар

Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. сайт публикует статью старца в газете «Македония», посвящённую женам-мироносицам.

Какой-нибудь идеолог борьбы с Церковью вполне естественно может выражать свое мнение. А позволено ли это верующему? Говорят, что атеизм в моде, а веру называют болезненной привязанностью к прошлому.

Мы считаем, что те, кто безжалостно нападает на Церковь, не имеет права лить крокодиловы слезы по поводу взлета коррупции. Церковь всегда говорила о нравственности, искренности, честности и истинности. Цунами, что торжествует сейчас, увлекает за собой и нивелирует абсолютно все. Уже давно умолкли пророческие голоса, и нет труб, зовущих к восстанию. Молчит пустыня. Не слышна проповедь покаяния, как будто подобное является чем-то постыдным.

Мы уже неоднократно подчеркивали тот факт, что после глубокого размышления и самопознания необходимо некое духовное бодрствование. Требуется некое сознательное обновление, преобразование и подъем. Аскетика «Добротолюбия» постоянно говорит нам об отказе от всего лишнего и приобретении необходимого, жизненно важного и существенного. Есть некая обмирщенная жизнь, противопоставляющая себя Богу, какая-то маниакальная обмирщенность, какое-то чисто антидуховное и антиподвижническое отношение. Это образ мыслей, не предполагающий смирения, раскаяния и прощения.

Совершенно неправы те, кто поддается антипатии, лености, фатализму и пессимизму. Пришло время восстать от сна безмятежности. Нельзя вечно только и делать, что рассуждать. Нужно когда-нибудь и принимать лично серьезные и важные решения. Нам не хватает мужества, удали, храбрости и сил, для бесстрашного исповедания веры. Сегодня весьма распространены дух вызывающей беспокойство трусости, виноватого молчания, вопиющего отсутствия, недостойного отказа от участия в чем-либо, а также основанные на интригах союзы и дипломатические соглашения.


На этом туманном фоне нас будит ото сна весть о святых женах-мироносицах из сегодняшнего евангельского чтения. В тот час, когда испуганные ученики прятались, женщины вдруг стали смелыми и бесстрашными. Их огромная любовь сделала их мужчинами в душе, придав мужества, героизма и неустрашимости. А любовь и отвага наполнили их сердца радостью. Они не нашли мертвеца, которого шли помазать миром. Их учитель воскрес, как и предсказывал им ранее. Мироносицы обличают бездействие нынешних христиан, которые тоже подверглись влиянию духа материализма своего времени. Воскресший Христос не занимает в их сердце центрального места.

Сильная любовь этих простых и слабых женщин заставляет их бежать на гроб Живодавца. К своему изумлению они находят его пустым, а потому недоумевают, удивляются, ликуют и воодушевляются. Они купили дорогих благовоний, встали рано утром, изгнали из своих сердец беспокойный страх и пришли на гроб до восхода некоего изумительного солнца. Все для них светло, чисто, непорочно, священно, честно, прозрачно, чарующе, светоносно, благодатно и радостно. Они пришли, чтобы помазать благовониями, но вместо этого умастили благовониями их самих. Их жизнь наполнилась бесконечным светом, смыслом, жизнью, бесстрашием и сладостью.

В трудных обстоятельствах жизни в зловонном, мрачном, бесчувственном и враждебном мире женщины могут стать женами-мироносицами. Пусть их добрая чувствительность, большая нежность, необычайное терпение станет бальзамом утешения, нежностью оптимизма и приветствием жизни. Пусть ослабнет внутрисемейное напряжение, не обостряются отношения среди друзей, уменьшится количество трудовых споров, а жизнь пусть станет более человечной. Не перевелись жены-мироносицы и в нынешнем нашем неустойчивом мире. Это матери, которые постоянно бодрствуют, это благородные супруги, это терпеливые учительницы и неутомимые медсестры, это молодые и пожилые с их замечательной застенчивостью, чарующей надеждой и творящей чудеса любовью, которые вновь умащают мир ароматами, делают сладкой горечь жизни, вносят умиротворение, успокаивают, утешают и заботятся об очерствелых людях.

Цунами можно победить дерзновенной любовью, действиями, подобными поступку жен-мироносиц, слезами покаяния верующих. Пришло время покопаться внутри себя и найти неизвестные сокрытые силы для того, чтобы справиться с отвратительными состояниями, отравляющими нашу жизнь и превращающими в лед наши сердца. Именно этому нас учат и на это вдохновляют жены-мироносицы, ибо они более терпеливы, смиренны и выносливы.

Похожие публикации