Причины и последствия гонений на христиан во времена римской империи. Гонения иудеев на первых христиан

Христос предупредил Своих учеников: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15, 20). Начиная с первого христианского мученика диакона Стефана человек, страдавший за Христа, воспринимался Церковью как подражатель крестной жертве Спасителя. Сперва гонениям от начальников иудейских подвергались ученики Христовы в Иерусалиме. В языческих областях Римской империи христиане также подвергались притеснениям, хотя государственных гонений пока еще не было. Апостол Павел, сам не раз претерпевавший и заточения, и побои, писал христианам македонского города Филиппы: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1, 29). Другой македонской Церкви он писал (52-53): вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (Фес 2, 14).

Гонения на Церковь в Римской империи

Преследование христиан со стороны государства, чудовищное по своей жестокости, началось в Риме в 64 году при императоре Нероне . В это гонение были казнены апостолы Павел и Петр и множество других мучеников. После смерти Нерона в 68 году преследование христиан временно прекратилось, но возобновилось при императорах Домициане (81-96), а с особенной силой — при Траяне (98-117). При Домициане мучениям подвергался апостол Иоанн Богослов, но он чудом остался жив. Евангелист Иоанн единственный из апостолов Христовых не принял мученическую кончину и умер в глубокой старости. При императоре Траяне пострадал ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец . Он был епископом Антиохии, и его приговорили к смерти от когтей и зубов диких зверей на арене. Когда воины везли его в Рим на казнь, он писал римским христианам, прося их не добиваться его освобождения: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

Гонения продолжались. Император Адриан (117-138) принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и наказываться только по признании их вины. Но и при нем и его преемниках пострадало немало христиан. При нем были замучены три девочки, названные в честь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Вере, старшей из них, было двенадцать лет, Надежде — десять, а Любови — девять. Их мать София умерла спустя три дня у них на могиле и также прославлена как мученица.

Толпа ненавидела христиан за то, что те сторонились и избегали языческих празднеств, но собирались тайно. На христианские богослужебные собрания не допускались не принадлежавшие Церкви, и язычники подозревали, что на этих собраниях совершаются чудовищные преступления. Клевета на христиан передавалась из уст в уста. Не почитающие родных языческих божеств христиане представлялись народу настоящими безбожниками, а языческое государство видело в христианах опасных мятежников. В Римской империи спокойно относились к разнообразным и часто экзотическим верованиям и культам, но при этом, к какой бы религии ни принадлежал человек, требовалось по отечественным установлениям почитать римских богов, особенно — самого императора, который обожествлялся. Для христиан было немыслимо, поклоняясь Творцу неба и земли, воздавать Божественные почести творению. Некоторые христианские писатели обращались к императорам с апологиями (что значит «оправдания»), письмами в защиту учения Христова. Самым известным христианским апологетом был мученик Иустин Философ , пострадавший в 165 году, в правление императора Марка Аврелия.

В первой половине III века гонения на Церковь несколько ослабли, пока в 250 году не начал гонения на христиан император Декий . Гонения его отличались особой систематичностью и исключительным размахом. Всех граждан Римской империи обязывали принести жертву идолам и тем самым засвидетельствовать свою благонадежность для государства. Христиан, отказывавшихся участвовать в этих обрядах, принуждали к ним изощренными пытками. Принесших жертву идолам отпускали, им выдавалось специальное удостоверение. Христиане отвыкли от преследований за долгие годы мира. В пору правления Декия немало людей, не выдержав гонений, отрекалось от Христа и приносило требуемые жертвы. Некоторые богатые христиане, пользуясь связями и своим влиянием, покупали положенные удостоверения, но сами жертвы не приносили. В это время пострадали Римский епископ Фабиян, Антиохийский епископ Вавила, Иерусалимский епископ Александр.

В конце 251 года, во время войны с готами, Декий был убит. В 258 году последовал новый императорский указ, направленный против церковных иерархов. В этом году приняли мученическую кончину святой Сикст, папа Римский , с четырьмя диаконами и святой Киприан, епископ Карфагенский.

С 260 года до начала IV столетия в систематических преследованиях христиан наступил перерыв. Число христиан в империи неуклонно росло. Но этот временный мир для Церкви был прерван в 303 году. Началось преследование христиан, которое вошло в историю как Великое гонение. Его начали император Диоклетиан и его соправители, и продолжалось оно его преемниками до 313 года. Эти десять лет дали Церкви множество мучеников, среди которых — святые Георгий Победоносец, воин Феодор Тирон, Димитрий Солунский, целитель Пантелеимон, мученицы Анастасия Римская, Екатерина Александрийская.

Тысячи христиан приняли смерть за веру во Христа в первые три века — мужчины, женщины, дети, священнослужители, миряне...

В 313 году император Константин Великий издал в городе Милане эдикт (указ), прекращающий преследования христиан. Тем не менее в областях империи при соправителе Константина Ликинии продолжались казни и преследования христиан. Так, в 319 году пострадал мученик Феодор Стратилат , в 320 году под Севастией были замучены сорок воинов-христиан. В 324 году император Константин одержал победу над Ликинием, и Миланский эдикт о веротерпимости стал соблюдаться по всей империи.

Освободившись от гонений и получив поддержку императора, Церковь стала расти и укрепляться.

Язычество, обессиленное внутренне, изжившее себя к этому времени, быстро сходило на нет. Попытку восстановить его и возобновить преследование христиан предпринял в 362 году император Юлиан , за свой отказ от христианства получивший прозвание Отступник. За полтора года его правления подверглись гонениям и казни многие христиане. С внезапной гибелью Юлиана во время битвы гонения христиан прекратились.

Церковь мучеников

«С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда — явным и открытым, иногда — скрытым и вероломным», — писал сербский богослов преподобный Иустин (Попович).

Вплоть до VII века тысячи христиан претерпевали притеснения и гонения в Персидской империи. Мученический венец приняло множество епископов и священнослужителей, а еще больше простых мирян — мужчин и женщин. Немало мучеников пострадало и в других языческих странах, например в Готфских землях.

С особой изощренностью православных преследовали ариане. Так, в V веке в Северной Африке от захвативших эти земли вандалов, исповедовавших арианство, было убито шестьдесят два священника и триста мирян. От еретиков-монофелитов пострадали преподобный Максим Исповедник и два его ученика.

Им отрубили правые руки, чтобы они не могли писать в защиту Православия, и всех троих отправили в ссылку, где они вскоре и скончались. Жестокое гонение на православных предпринимали императоры-иконоборцы . Особенно пострадали в эти дни монахи, мужественные защитники православного учения о святых иконах. Историк описывает надругательства над православными при императоре-иконоборце Константине V: «Многих монахов умертвил ударами бичей и даже мечом и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускали огонь и таким образом обжигали лица их и головы; иных после многих мучений отсылали в изгнание». Пострадал от этих гонений святитель Никифор, патриарх Константинопольский. Двум братьям-монахам Феофану и Феодору на лице выжгли оскорбительные стихи (за это братья получили прозвания Начертанных).

В начале VII века в Аравии возник ислам и стремительно завоевал Ближний Восток и Северную Африку. Немало христианских мучеников пострадало от них. Так, в 845 году в Аморрее за отказ отречься от Христа приняли смерть сорок два мученика.

Огромный сонм святых мучеников явила Грузинская Церковь. Очень часто иноверцы-захватчики приходили на Грузинскую землю. В 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезмшахом Джалал ад-Дином. После того как Тбилиси (Тпилиси) был взят, шах согнал всех горожан к мосту, на котором положил святые иконы. Он предложил свободу и щедрые дары тем, кто отречется от Христа и потопчет святые иконы. Тогда сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и приняли мученическую кончину. В 1615 году от персидского шаха Аббаса I приняли мученическую кончину монахи Давидо-Гареджийского монастыря.

Первыми святыми, явленными в нашей Русской Церкви, тоже были мученики — Наш народ не был еще просвещен верой Христовой и поклонялся идолам. Жрецы потребовали от Феодора, чтобы он отдал в жертву своего сына Иоанна. Будучи христианином, Феодор воспрепятствовал этому бесчеловечному требованию, и оба — отец и сын — были убиты. Их кровь стала духовным семенем, из которого проросла наша Церковь.

Порой мучениками становились христианские миссионеры, а также их паства, которую они привели ко Христу. Два века (с начала XVIII столетия) продолжалась деятельность Русской духовной миссии в Китае. В самом конце XIX века в Китае вспыхнуло националистическое восстание ихэтуаней. В 1900 году восставшие достигли столицы Китая Пекина и начали жечь дома европейцев и китайцев-христиан. Несколько десятков человек под страхом мучений отреклись от веры, но двести двадцать два православных китайца выстояли и сподобились мученического венца. Возглавляет собор Китайских мучеников иерей Митрофан Цзи, первый православный священник-китаец, рукоположенный равноапостольным Николаем, просветителем Японии.

Новомученики и исповедники Российские

Самые масштабные, систематические и массовые гонения в истории Церкви Христовой случились не столетия назад, в древние века, а в России в ХХ веке. По количеству пострадавших за Христа гонения минувшего столетия превосходят и Великое гонение Диоклетиана, и все прочие преследования христиан. В первые же недели после прихода к власти большевиков (25 октября 1917 года) полилась кровь православных священников. Первомучеником открывшихся гонений стал протоиерей Иоанн Кочуров , служивший в Царском Селе (расстрелян 31 октября).

В январе 1918 года участников Поместного Собора, проходившего в Москве, потрясло известие о том, что 25 января у стен Киево-Печерской лавры был злодейски убит почитаемый пастырь и иерарх Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский. Члены Собора издали определение: «Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Тогда, в начале 1918 года, участники Собора, вероятно, не могли представить, сколько за последующие годы исповедников и мучеников присоединится к этому поминальному списку.

В сонм новомучеников вошло великое множество иерархов и священников — участников Поместного Собора 1917-1918 годов. Возглавляет Собор новомучеников и исповедников Российских его председатель святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.

В те годы пострадало огромное число епископов, священников, монахов и мирян. Среди сотен иерархов, пострадавших в те годы, — митрополит Петр (Полянский), официально замещавший патриарший престол после смерти патриарха Тихона (f1925), но фактически находившийся в заточении и полностью лишенный возможности управлять Церковью; Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский; Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.

Особое место занимает в Соборе новомучеников семья последнего Российского государя, царя Николая: царица Александра и дети их — Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и Алексий, расстрелянные в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.

Власти преследовали Церковь отнюдь не по политическим соображениям. С 1933 по 1937 годы прошла так называемая безбожная пятилетка, которая в рамках общегосударственного планирования народного хозяйства ставила целью «окончательно изжить религиозный дурман». Но Церковь Христова выстояла. В 1937 году прошла государственная перепись населения, во время которой треть горожан и две трети селян объявили себя верующими, убедительно свидетельствуя о провале атеистической кампании. Материалы этой переписи были запрещены для использования, многие из тех, кто ее осуществлял, подверглись репрессиям. Когда в 1990 году итоги переписи 1937 года были опубликованы, стало ясно, почему их так долго не обнародовали. Оказалось, что среди неграмотных православных верующие от шестнадцати лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных — 79,2%.

Наиболее кровавые гонения пришлись на 1937-1939 годы. В пору Великой Отечественной войны отмечается некоторое ослабление преследования Церкви. В 1943 году, после того как стало известно, что на оккупированных немцами территориях открыто три тысячи семьсот тридцать два храма (больше, чем было в то время по всей Советской России), власти пересмотрели свою позицию. Однако и в годы войны аресты и расстрелы священников продолжались. С середины 1948 года давление государства на Церковь снова усилилось. Открытые ранее храмы опять закрыли, многие священнослужители были арестованы. С 1951 по 1972 год была закрыта почти половина всех храмов в России.

Давление государства на Церковь продолжалось все годы советской власти.

В современном мире в некоторых странах продолжаются настоящие кровавые гонения на христиан. Сотни христиан (в том числе и православных) каждый год подвергаются преследованиям и казням. В некоторых странах принятие христианства наказывается государственным законодательством, а в некоторых христиан преследуют, унижают и убивают агрессивно настроенные граждане. Причины гонений и ненависти к христианам в разные века и в разных странах объявляют разные, но общей для всех мучеников остается их стойкость и верность Господу.

II-I века до н. э. стали временем политических потрясений. Несколько кровавых гражданских войн и жестокое подавление выступлений рабов, в том числе широко известного восстания под руководством Спартака, вселили страх в души римских граждан. Унижение, которое испытывали низшие слои населения из-за неудачной борьбы за свои права, ужас богачей, которые были потрясены силой низов, заставляли людей обратиться к религии.

Гонение христиан в Римской империи. Введение

Государство стояло на пороге социально-экономического кризиса. Раньше все внутренние трудности решались за счет более слабых соседей. Чтобы эксплуатировать труд других людей, нужно было захватывать пленных и превращать их в подневольных рабочих. Теперь же античное общество стало единым, а для захвата варварских территорий не хватало средств. Ситуация грозила застоем в производстве товаров. Рабовладельческий строй накладывал ограничение на дальнейшее развитие хозяйств, но собственники были не готовы отказаться от использования подневольного труда. Повысить производительность рабов было уже невозможно, распадались крупные землевладельческие хозяйства.

Все слои общества чувствовали безысходность, они чувствовали себя растерянными перед лицом таких глобальных трудностей. Люди стали искать поддержку в религии.

Безусловно, государство пыталось помочь своим гражданам. Правители стремились создать культ собственной личности, но сама искусственность этой веры и ее явная политическая направленность обрекали их усилия на провал. Изживавшей себя языческой веры также было недостаточно.

Хотелось бы отметить во введении (о гонении христиан в Римской империи будет рассказано далее), что христианство принесло с собой веру в сверхчеловека, который разделил бы с народом все его страдания. Однако впереди у религии были долгие три века тяжелой борьбы, которая завершилась для христианства не просто признанием его как дозволенной религии, а как официальной веры Римской империи.

В чем были причины гонений христиан в Когда они окончились? Каков был их результат? Обо все этом и не только читайте далее в статье.

Причины гонений христиан

Исследователи выделяют разные причины гонений на христиан в Римской империи. Чаще всего говорят о несовместимости мировоззрения христианства и традиций, принятых в римском обществе. Христиан считали оскорбителями величества и последователями запрещенной религии. Неприемлемыми казались собрания, проходившие тайно и после захода солнца, священные книги, в которых, по мнению римлян, были записаны секреты исцелений и изгнания демонов, некоторые обряды.

Православный историк В. В. Болотов выдвигает собственную версию, отмечая, что в Римской империи церковь всегда подчинялась императору, а сама религия была лишь частью государственного строя. Болотов приходит к выводу, что различие в постулатах христианской и языческой религии стало причиной их противоборства, но поскольку язычество не обладало организованной церковью, христианство нашло себе противника в лице целой Империи.

Какими видели христиан римские граждане?

Во многом причина непростого положения христиан в Римской империи крылась в предвзятом отношении к ним римских граждан. Враждебно настроены были все жители империи: от низших слоев до государственной элиты. Огромную роль в формировании взглядов на христиан в Римской империи сыграли разного рода предрассудки и клевета.

Чтобы понять всю глубину непонимания между христианами и римлянами, следует обратиться к трактату «Октавий» раннехристианского апологета, Минуция Феликса. В нем собеседник автора Цецилий повторяет традиционные обвинения в сторону христианства: противоречивость веры, отсутствие моральных устоев и угроза культуре Рима. Цецилий называет «двойным безумием» веру в перерождение души, а самих христиан - «немыми в обществе, говорливыми в своих убежищах».

Становление христианства

В первое время после смерти Иисуса Христа на территории государства почти не было христиан. Удивительно, но сама суть Римской империи помогла религии быстро распространиться. Хорошее качество дорог и строгое социальное разделение привели к тому, что уже во II веке почти в каждом римском городе была своя христианская община. Это было не случайно объединение, а настоящий союз: его участники помогали друг другу словом и делом, из общих денежных средств можно было получить пособие. Чаще всего первые христиане Римской империи собирались на молитву в тайных местах, например, пещерах и катакомбах. Вскоре оформились и традиционные символы христианства: лоза винограда, рыба, скрещенная монограмма из первых букв имени Христа.

Периодизация

Гонения на христиан в Римской империи продолжались с начала первого тысячелетия до издания Миланского эдикта в 313 году. В христианской традиции их принято исчислять десятью, основываясь на трактате ритора Лактанция «О смертях гонителей». Однако следует отметить, что такое деление условно: специально организованных гонений было меньше десяти, а количество случайных намного превышает десять.

Гонения христиан при Нероне

Преследований, которые проходили под руководством этого императора, поражают сознание своей неизмеримой жестокостью. Христиан зашивали в шкуры диких зверей и отдавали на растерзание собакам, одевали в пропитанную смолой одежду и поджигали, чтобы «неверные» освещали пиры Нерона. Но подобная безжалостность лишь укрепляла дух единства христиан.

Мученики Павел и Петр

12 июля (29 июня) христиане всего мира празднуют день Петра и Павла. День памяти святых апостолов, принявших смерть от руки Нерон, отмечался еще в Римской империи.

Павел и Петр занимались чтением проповедей, и хотя они всегда трудились вдали друг от друга, им было суждено умереть вместе. Император сильно недолюбливал «апостола язычников», и его ненависть стала лишь сильнее, когда он узнал, что во время своего первого ареста Павел обратил в свое веру многих придворных. В следующий раз Нерон усилил стражу. Правитель страстно желал убить Павла при первой же возможности, но на суде речь первоверховного апостола так сильно поразила его, что он решил отсрочить казнь.

Апостол Павел был поэтому его не подвергали пыткам. Казнь состоялась тайно. Император боялся, что своей мужественностью и непоколебимостью он обратит в христианство тех, кто это увидит. Однако даже сами палачи внимательно слушали слова Павла и были поражены стойкостью его духа.

В Священном Предании сказано, что апостол Петр вместе с Симоном Волхвом, который также был известен умением воскрешать мертвых, был приглашен женщиной на погребение ее сына. Чтобы раскрыть обман Симона, которого многие в городе считали Богом, Петр возвратил юношу к жизни.

Гнев Нерона обратился на Петра после того, как он обратил в христианство двух жен императора. Правитель приказал казнить первоверховного апостола. По просьбам верующих Петр решился покинуть Рим, чтобы избежать наказания, но ему явилось видение Господа, входившего во врата города. Ученик спросил Христа, куда тот направляется. «В Рим, чтобы вновь быть распятым», - последовал ответ, и Петр вернулся.

Поскольку апостол не был римским гражданином, его подвергли бичеванию и распяли на кресте. Перед смертью он вспомнил о своих грехах и посчитал себя недостойным принять ту же смерть, что и Господь его. По просьбе Петра палачи пригвоздили его вниз головой.

Гонения христиан при Домициане

При императоре Домициане был издан указ, согласно которому ни один христианин, представший перед судом, не будет помилован, если не отречется от своей веры. Порою его ненависть доходила до полного безрассудства: христиан обвиняли в случавшихся в стране пожарах, болезнях, землетрясениях. Государство платило деньги тем, кто готов был свидетельствовать против христиан в суде. Клевета и ложь сильно усугубили и без того непростое положение христиан в Римской империи. Гонения продолжались.

Гонения при Адриане

Во времена правления императора Адриана погибло около десяти тысяч христиан. От его руки погибла вся семья отважного римского военачальника, чистосердечного христианина, Евстахия, который отказался приносить жертву идолам в честь победы.

Братья Фаусин и Йовит с таким смиренным терпением переносили пытки, что язычник Калосериус изумленно сказал: «Как же велик христианский Бог!». Он был тотчас арестован и также предан пыткам.

Гонения при Марке Аврелии Антонине

Известный философ античности Марк Аврелий также был широко известен своей безжалостностью. По его инициативе было начато четвертое преследование христиан в Римской империи.

Ученик апостола Иоанна Поликарп, узнав, что его пришли арестовать римские солдаты, попытался скрыться, однако был вскоре найден. Епископ накормил своих пленителей и попросил их дать ему помолиться. Его усердие так поразило воинов, что они попросили у него прощения. Поликарпа приговорили к сожжению на торговой площади, прежде предложив ему отказаться от своей веры. Но Поликарп ответил: «Как могу я предать Моего Царя, никогда не изменявшего мне?». Подожженный хворост вспыхнул, но пламя не коснулось его тела. Тогда палач проткнул епископа мечом.

При императоре Марке Аврелии принял смерть и диакон из Вены Санктус. Его подвергли пыткам, положив на голое тело раскаленные пластины из меди, которые прожгли его плоть до костей.

Гонения при Септимии Севере

В первое десятилетие своего правления Септимий терпимо относился к последователям христианства и не боялся держать их при дворе. Но в 202 г., после Парфянского похода, он ужесточил религиозную политику Римского государства. В его жизнеописании сказано, что он запретил принятие христианской веры под угрозой страшных наказаний, хотя и позволял исповедовать христианскую религию в Римской империи тем, кто уже был обращен. Многие из жертв жестокого императора занимали высокое социальное положение, что сильно потрясло общество.

Именно к этому времени относится жертва Фелицитаты и Перпетуи, христианских мучениц. «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» - один из самых ранних документов подобного рода в истории христианства.

Перпетуя была молодой девушкой с грудным ребенком, происходила из знатной семьи. Фелицитата служила ей и на момент ареста была беременна. Вместе с ними в заключение попали Сатурнин и Секундул, а также раб Ревокат. Все они готовились принять христианство, что было запрещено законом того времени. Они были помещены под стражу, и вскоре к ним присоединился их наставник Сатур, не пожелавший скрываться.

В «Страстях» сказано, что Перпетуя тяжело переживала первые дни заключения, тревожась о свое младенце, но дьяконам удалось подкупить стражей и передать ей ребенка. После этого темница стала для нее подобна дворцу. Ее отец, язычник, и римский прокуратор пытались уговорить Перпетую отречься от Христа, но девушка была непреклонна.

Смерть забрала Секундула, когда он находился под стражей. Фелицитата боялась, что закон не позволит ей отдать душу во славу Христа, поскольку римское право запрещало казнить беременных. Но за несколько дней до казни она родила дочь, которую передали свободной христианке.

Заключенные вновь объявили себя христианами и были приговорены к смерти - растерзанию дикими животными; но звери не смогли убить их. Тогда мученики поприветствовали друг друга братским поцелуем и были обезглавлены.

Гонения при Максимине Фракийце

При императоре Марке Клодии Максимине жизнь христиан в Римской империи находилась под постоянной угрозой. В это время устраивались массовые казни, нередко в одной могиле приходилось хоронить до полусотни человек.

Римский епископ Понтиан за проповедь был сослан на рудники Сардинии, что в то время приравнивалось к смертному приговору. Его преемник Антер был убит через 40 дней после смерти Понтиана за оскорбление правительства.

Несмотря на то, что Максимин преследовал в основном священнослужителей, стоявших во главе Церкви, это не помешало ему казнить римского сенатора Паммача, его семью и еще 42 христиан. Их головы были вывешены на городских воротах для устрашения.

Гонения христиан при Деции

Не менее тяжелым временем для христианства стало правление императора Деция. Мотивы, подтолкнувшие его к такой жестокости, до сих пор остаются неясными. В некоторых источниках говорится, что причиной нового гонения на христиан в Римской империи (кратко о событиях тех времен речь идет в статье) стала ненависть по отношению к его предшественнику, христианскому императору Филиппу. По другим данным Децию Траяну не нравилось, что распространившееся по государству христианство затмило языческих богов.

Какими бы ни были истоки восьмого гонения на христиан, оно считается одним из самых жестоким. К прежним проблемам христиан в Римской империи прибавились новые: императором были изданы два эдикта, первый из которых был направлен против верховных священнослужителей, а второй приказывал проводить жертвоприношения на территории всей империи.

Новое законодательство должно было выполнить два дела сразу. Каждый римский гражданин был обязан пройти через языческий ритуал. Так любой человек, находившийся под подозрением, мог доказать, что обвинения в его сторону совершенно беспричинны. С помощью этой хитрости Деций не только обнаруживал христиан, которых тотчас приговаривали к смертной казни, но и пытался заставить их отказаться от своей веры.

Молодой человек Петр, известный своим умом и красотой, должен был принести жертву римской богине плотской любви Венере. Юноша отказался, заявив, что он удивлен, как можно поклоняться женщине, о беспутстве и низости которой говорится в самих римских писаниях. За это Петра растянули на дробильном колесе и пытали, а затем, когда у него не осталось ни единой целой кости, обезглавили.

Правитель Сицилии Квантин захотел заполучить девушку по имени Агафа, но она отказала ему. Тогда, воспользовавшись своей властью, он отдал ее в публичный дом. Однако Агафа, будучи истинной христианкой, осталась верна своим принципам. Разгневанный Квантин приказал пытать ее, хлестать кнутом, а затем положить на раскаленные угли вперемешку со стеклом. Агафа вынесла с достоинством все выпавшие на ее долю жестокости и позже умерла в тюрьме от ран.

Гонения христиан при Валериане

Первые годы правления императора были временем спокойствия для христиан в Римской империи. Некоторые даже считали, что Валериан настроен очень дружелюбно по отношению к ним. Но в 257 г. его мнение резко поменялось. Возможно, причина кроется во влиянии его друга Макрина, недолюбливавшего христианскую религию.

Сначала Публий Валериан приказал всем клерикалам принести жертву римским богам, за неповиновение их отправляли в ссылки. Правитель считал, что, действуя умеренно, он добьется большего результата в антихристианской политике, чем применением жестоких мер. Он надеялся, что христианские епископы отрекутся от своей веры, и вслед за ними это сделает и их паства.

В Золотой легенде, собрании христианских легенд и описаний жития святых, рассказывается, что императорские солдаты отрубили голову Стефану I прямо во время мессы, которую Папа Римский служил для своей пасты. По преданию его кровь еще долго не стиралась с папского трона. Его преемник, Папа Римский Сикст II, был казнен уже после выхода второго приказа, 6 августа 259 года, вместе с шестью своими диаконами.

Вскоре оказалось, что подобная политика неэффективна, и Валериан издает новый эдикт. Духовные лица подвергались казни за непослушание, знатных граждан и их семьи лишали имущества, а в случае неповиновения убивали.

Такой была судьба и двух прекрасных девушек, Руфины и Секунды. Они и их молодые люди были христианами. Когда начались гонения христиан в Римской империи, юноши побоялись потерять свое богатство и отреклись от веры. Они попытались уговорить и своих возлюбленных, но девушки оказались непреклонны. Их бывшие половинки не преминули написать на них донос, Руфина и Секунда были арестованы, а затем обезглавлены.

Гонения христиан при Аврелиане

При императоре Луции Аврелиане в Римской империи был введен культ бога «Непобедимое Солнце», который уже давно затмил собой языческое верование. Согласно свидетельствам ритора Лактанция Аврелиан хотел организовать новое, несоизмеримое с прошлыми по своей жестокости гонение, которое навсегда бы решило проблему христианства в Римской империи. К счастью, ему не удалось претворить в жизнь свой план. Император был убит в результате заговора своими подданными.

Гонения на христиан под его руководством имели более локальный характер. Например, живший недалеко от Рима молодой человек продал свое богатое имение и раздал все деньги бедным, за что был осужден и обезглавлен.

Гонения Диоклетиана и Галерия

Самое тяжелое испытание выпало на долю христиан Римской империи при Диоклетиане и его восточном соправителе Галерии. Последнее преследование затем получило название «Великого гонения».

Император стремился возродить угасавшую языческую религию. Реализацию своего замысла он начал в 303 году в восточной части страны. Рано утром солдаты ворвались в главную церковь христиан и сожгли все книги. Диоклетиан и его приемный сын Галерий пожелали лично видеть начало конца христианской веры, и содеянного показалось им мало. Здание было уничтожено до основания.

Следующим шагом стало издание указа, согласно которому христиане Никомедии должны были быть арестованы, а места их священнослужений - сожжены. Галерию хотелось больше крови, и он приказал поджечь дворец отца, обвинив во всем христиан. Пламя преследования охватило всю страну. В то время империя была разделена на две части - Галлию и Британию. В Британии, которая находилась во власти Констанция, второй указ не выполнялся.

В течение десяти лет христиане подвергались пыткам, обвинялись в несчастьях государства, болезнях, пожарах. В огне умирали целые семьи, многим на шею вешали камни и топили в море. Затем правители многих римских земель обратились к императору с просьбой остановиться, но было уже поздно. Христиан изувечили, многих лишили глаз, носа, ушей.

Миланский эдикт и его значение

Прекращение преследований датируется 313 г. нашей эры. Это важное изменение в положении христиан связано с созданием Миланского эдикта императорами Константином и Лицинием.

Этот документ стал продолжением Никомидийского эдикта, который был лишь шагом на пути к прекращению гонений на христиан в Римской империи. «Эдикт терпимости» был издан Галерием в 311 году. Хотя его и считают виновным в начале «Великого гонения», он все же признал, что преследования потерпели неудачу. Христианство не исчезло, а наоборот укрепило свои позиции.

Документ условно легализовал исповедование христианской религии на территории страны, но при этом христиане должны были молиться об императоре и Риме, они не получали обратно свои церкви и храмы.

Миланский эдикт лишал язычество роли государственной религии. Христианам была возвращена их собственность, которую они утратили в результате преследований. Закончился 300-летний период гонений христиан в Римской империи.

Страшные пытки во времена гонений христиан

Истории о том, как пытали христиан в Римской империи, вошли в жития многих святых. Хотя римская правовая система отдавала предпочтение приговору к распятию или съедению львами, в христианской истории можно встретить и более изощренные методы пыток.

Например, посвятил свою жизнь заботе о нищих и надзору за имуществом церкви. Однажды римский префект захотел изъять денежные средства, которые хранил Лаврентий. Дьякон попросил три дня на сборы, и за это время раздал все бедным. Разгневанный римлянин приказал жестоко покарать непокорного священника. Над раскаленными углями была помещена металлическая решетка, на которую положили Лаврентия. Его тело медленно обугливалось, плоть шипела, но извинений перфект так и не дождался. Вместо этого он услышал следующие слова: «Вы испекли меня с одной стороны, так переверните же на другую и съешьте мое тело!».

Римский император Деций ненавидел христиан за их отказ поклоняться ему как божеству. Узнав, что его лучшие солдаты в тайне приняли христианскую веру, он попытался подкупить их и уговорить вернуться. В ответ солдаты покинули город и укрылись в пещере. Деций приказал замуровать убежище, и все семеро умерли от обезвоживания и голода.

Цецилия Римская с ранних лет исповедовала христианство. Родители выдали ее замуж за язычника, но девушка не стала сопротивляться, а лишь молилась о помощи Господа. Она смогла отговорить мужа от плотской любви и привела его в христианство. Они вместе помогали бедным по всему Риму. Префект Турций Алмахий приказал Цецилии и Валериану принести жертву языческим богам, и в ответ на отказ приговорил их к казни. Римское правосудие должно было свершить вдали от города. По дороге молодая пара смогла обратить в христианство нескольких солдат и их начальника Максима, который пригласил христиан домой и вместе со своей семьей принял веру. На следующий день, после казни Валериана, Максим рассказал, что видел восхождение души умершего к небесам, за что был забит насмерть плетьми. Несколько дней Цецилию держали в ванне с крутым кипятком, но дева-мученица выжила. Когда палач попытался отрубить ей голову, ему удалось нанести лишь смертельные раны. еще несколько дней оставалась жива, продолжая обращать людей к Господу.

Но одна из самых ужасных судеб выпала на долю Мавра. Он тайно проповедовал в Милане, когда его пленили и, привязав к лошади, протащили по улицам. Толпа требовала отречения, но проповедник сохранил верность религии. За отказ его распяли, а затем бросили в тюрьму. Виктор обратил в христианство нескольких охранников, за что их вскоре казнил император Максимилиан. Самому проповеднику приказали принести жертву римскому богу. Вместо этого он с яростью набросился на алтарь. Непокоренный, он был брошен в каменную мельницу и измолот.

Гонение христиан в Римской империи. Заключение

В 379 году власть над государством перешла в руки императора Феодосия I, последнего правителя единой Римской империи. Было прекращено действие Миланского эдикта, согласно которому страна должна была хранить нейтралитет по отношению к религии. Это событие было как заключение в гонение христиан в Римской империи. 27 февраля 380 года Феодосий Великий провозгласил христианство единственной допустимой для римских граждан религией.

Так закончилось гонение христиан в Римской империи. 15 листов текста не может вместить всей важной информации о тех временах. Однако саму суть тех событий мы попытались изложить максимально доступно и подробно.

После сошествия Святого Духа апостолы вышли на проповедь, свидетельствуя о том, что Иисус Христос есть Господь и Спаситель мира, воплотившийся, неправедно преданный иудеями на смерть, распятый, но затем воскресший и вознесшийся на небо. Говорили они и о том, что именно Он является Мессией, пришествия Которого так ждали многие поколения иудеев.

Но, предав на смерть Спасителя мира, иудеи преследовали и Его учеников. Гонения иудеев на христиан начались почти с первых дней существования Церкви.

Два раза, по свидетельству книги Деяний святых апостолов, члены Синедриона приказывали арестовать апостолов Петра и Иоанна, но каждый раз после допроса их отпускали.
Обвинители сами колебались: христиане не нарушали Закона, и всё их преступление состояло в проповеди об Иисусе, распятом и воскресшем. Поэтому в Синедрионе не знали, как поступить с христианами, а один из видных фарисеев, Гамалиил, прямо высказывался за прекращение преследования христиан: ” ” (Деяния 5,38-39).

Все обвинения на христиан основывались на словах лжесвидетелей. Так был осужден на смерть и Сам Спаситель. По существу иудеям не в чем было обвинить христиан. Евангельская проповедь не противоречила Ветхому Завету - она свидетельствовала об исполнении всех ветхозаветных пророчеств о Мессии.

Первой жертвой гонений на христиан стал первомученик архидиакон Стефан. Это случилось в 34 году по Рождестве Христовом. Будучи исполнен Духа Святого, Стефан дерзновенно проповедовал христианское учение и побеждал в спорах иудейских законоучителей. За это иудеи, оклеветав Стефана, обвинили его в том, что будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. Они вывели его за город и побили камнями.

После смерти Стефана гонения обрушились на всю Церковь. Христиане рассеялись по разным частям Иудеи и соседним землям.

Около 44 года по Рождестве Христовом царь Ирод Агриппа I, желая угодить иудеям, воздвиг на христиан Иерусалима новое гонение. Тогда принял мученическую смерть первый мученик из апостолов святой Иаков Зеведеев, запечатлевший свою верность Христу кровью. Второй жертвой Ирод наметил апостола Петра, но накануне казни тот был чудесно изведён из темницы Ангелом Божиим.

Следующим из апостолов, пострадавших от гонений иудеев, был Иаков, брат Господень, - первый епископ Иерусалимской церкви. За тридцать лет епископства он обратил в христианство многих иудеев. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова. Возведя святителя на кровлю храма, они приказали, чтобы тот отрекся от Спасителя. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть истинный Мессия. Тогда иудейские учителя столкнули праведника вниз и стали добивать камнями. Собрав все свои силы, святой до последнего молился Господу за своих врагов. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.

В 70 году, с падением Иерусалима и разорением его римскими войсками, открытые гонения иудеев на христиан прекратились. Множество иудеев погибло от голода и междоусобиц. Другие были рассеяны по разным странам или угнаны в рабство. Перед осадой христиане покинули Иерусалим и ушли в сирийский город Пеллу. Этим они вызвали ещё большую ненависть со стороны иудеев. Однако после разрушения Иерусалима гонители уже не могли причинить христианам большого вреда.

Распяв Спасителя, иудеи отвергли и проповедь Его учеников. Иудеям воссияло Солнце правды, но они отвергли свет Его, оставшись во тьме. Евреи были народом Божиим, ветвями святого корня, но не смогли принести достойного плода. Они с малолетства читали пророков и распяли Того, о Ком пророки возвещали.
Иудейские священники, богословы и учителя внушили своему народу понимание Мессии как царя земного. Они говорили о том, что Мессия будет владыкой, которому подчинятся все народы земли, и для еврейского народа наступит пора земного благоденствия.

Именно поэтому истинный Мессия, Господь Иисус Христос, учивший, что Царство Его не от мира сего, был отвергнут иудеями. Многие же из язычников, не слышавшие обетований о пришествии в мир Спасителя, с готовностью откликнулись на апостольскую проповедь.

Гонениями иудеи не смогли ослабить распространения веры Христовой. Напротив, они ещё более способствовали благовестию. До начала гонений иерусалимская община представляла собой фактически весь христианский мир. Но из-за гонений христиане рассеялись по Иудее, Самарии и другим странам. Куда бы они ни приходили, везде проповедовали о воплотившемся Сыне Божием Господе Иисусе Христе не только иудеям, но и язычникам. Ветхий Завет сменился Новым. Спасение открылось для всех народов земли.

Христианская Церковь начала подвергаться гонениям с первых лет своего существования. Иисус Христос не раз говорил, что христиан в мире будут гнать и преследовать. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Господь предсказал гонения на христиан в мире: «возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое…» (Лук.21:12). В настоящее время мы переживаем новую эпоху гонения на христиан, которую некоторые эксперты сравнивают со временами римских императоров первых трех веков. «Какими бы ни были реальные цифры, масштабы преследований огромны. От Сирии, Ирака, Ирана и Египта до Северной Кореи, Китая, Вьетнама и Лаоса, от Индии, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки до Индонезии, Малайзии и Бирмы, от Кубы, Колумбии и Мексики до Эритреи, Нигерии и Судана - во всех этих странах христиане сталкиваются с серьезными нарушениями их права на религиозную свободу», - сказал Алтон. В 102 странах мира, христиане сталкиваются с притеснениями - это больше, чем любая другая религия/ Гонения принимают самые различные формы, от убийств, изнасилований и пыток до репрессивных законов, дискриминации и социальной изоляции. Одним из последствий стала «форма религиозно-этнической чистки христианских общин», как утверждает Джон Понтифекс (John Pontifex)

Проблема преследования христиан много лет практически замалчивалась в Европе. Ситуация начала меняться лишь в последние годы. Так, в ноябре 2007 года Европарламент выразил обеспокоенность преследованиями христиан в Ираке, Пакистане, секторе Газа, Египте, Филиппинах, Судане, Китае и Вьетнаме. Своей резолюцией Европарламент сурово осудил все акты насилия против христиан и отвергли любые формы дискриминации или нетолерантного отношения. Европарламент призвал правительства стран, где происходят акты насилия против общин христиан, улучшить безопасность христианского населения. В апреле 2009 г. участники прошедшей в Женеве конференции ООН по борьбе с расизмом и ксенофобией осудили дискриминацию христиан. В итоговом документе слово «христианофобия» вошло в официальный политический лексикон и появилось на страницах документов ООН и ОБСЕ.

За последние годы, в среднем по миру заканчивают насильственно свою жизнь за христианские убеждения 100 тыс. человек. «Сегодня гонения на христиан достигли такого уровня, которого мы не видели уже очень давно, и главным итогом этого стала миграция христиан. Сейчас в мире появилась масса районов, где наблюдается резкое сокращение числа христиан». Каждые пять минут в мире за веру умирает христианин, каждый год 105 тыс. христиан умирают насильственной смертью в результате межрелигиозных конфликтов. Необходимо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан. Комиссия епископских конференций Европейского Союза в октябре прошлого года сделала вывод: «По крайней мере, 75% всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам». «СМИ охотно сообщают об убийствах христиан в исламском мире, но при этом умалчивают о преследованиях, которые происходят в других странах и в мирных обстоятельствах. Неуважение свободы вероисповедания неизбежно влечет за собой нарушение других свобод, в том числе политических и экономических» , - сообщает официальный сайт Русской православной церкви. Не менее 100 миллионов христиан по всему миру – и больше всего на Ближнем Востоке и в Африке.

О исламе Библия говорит в книге Откровение. После того как Иоанн увидел церковь на небе, ему было показана общая картина состояния и будущие события на земле до пришествия Господа Христа восстановить Свое царство. Четыре всадника означают мировые системы, под которыми будет находиться все человечество (Зах.6:1-7).

  1. «конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» (Откр.6:2). Белый конь - католическое правление с её инквизициями и крестовыми походами, шествующее под названием «наместник Бога на земле».
  2. «конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр.6:4). Рыжий или огненно-красный, есть социалистическо-коммунистическое правление стран, революции которых унесли миллионы жизней. Он станет последним строем общества, который объединит мир в лице «красного дракона или быка».
  3. «конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр.6:5,6). Вороной, чёрный – капитализм, с его мерой хлеба (литр пшеницы за день работы) для использования людей как рабочей силы.
  4. «конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр.6:8). Бледный, (в греч. зелёный) – мусульманство, которое поощряет своих послушников воздаянием всех благ после смерти. Главная цель и девиз ислама – убей неверного. Кардинал Винсент Николс (Vincent Nichols), сказал: «Было бы серьезной ошибкой выдавать происходящее за конфликт между мусульманами и христианами» . В качестве аргумента он привел слова одного епископа из Нигерии, сообщившего ему, что недавно в его епархии боевики группировки «Боко харам» убила 39 мусульман. «Экстремистские группировки творят насилие против всех, кто не разделяет их взглядов на мир». Всаднику на бледном коне дана была власть умерщвлять над ¼ частью земли, на сегодня ислам достиг 1.7 миллиарда человек, что составляет ¼ часть населения, и через беженство распространился по всей земле.

«Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий».

Если мир вас ненавидит, знайте,
что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15:18)

Эти слова Господа и Спасителя нашего сказаны всем христианам, которые жили, живут и будут жить до скончания века. История Церкви в то же время доказывает нам, что ненависть, о которой говорит Христос, особо умножалась и перерастала в гонения не всегда и не во всякой стране. Я коснусь как истории, так и современных вопросов, связанных с феноменом мученичества за Христа и веру в Него. Надеюсь, что это позволит нам вместе обозначить проблематику нынешней конференции.

Гонения были почти повсеместными на заре христианства — в Древней Церкви. Языческому миру, привыкшему руководствоваться материальными категориями, было очень трудно принять учение Христа, пропустив его через душу и примирив с особенностями культуры, менталитета, воспитания того времени. Как можно, например, любить и прощать своего врага? Для древнего человека, особенно воина, — мысль недопустимая. Страны и народы находились в постоянной войне: и с внешними врагами, и внутри государства — тем более такого колоссального, каким была Римская империя. Как можно бесконечно прощать? Ведь есть суд с хорошо разработанным римским правом. Идеи Божественного Учителя приводили многих в недоумение, а оно очень часто перерастало в ненависть, злобу к тем, кто сумел вместить Новый Завет. Таких первоначально было меньшинство, и многие из них становились мучениками, гонимыми.

В большинстве европейских языков слово «мученик» звучит как martyr (от μάρτυς, свидетель). Этимологическое пересечение слов «мученик» и «свидетель» представляется весьма символичным. Перенесший страдания, но не просто так, по стечению жизненных обстоятельств, а за истинную веру, за веру во Христа, чаще всего с именем Спасителя на устах или с молитвой к Нему, поистине является свидетелем. Свидетелем чего?

Во-первых, своей веры, которая подкрепляется не только исповеданием на словах, не только каким-то рядовым, обыденным действием, но и готовностью отдать за эту веру самое ценное — жизнь.

Во-вторых, доказательством правоты слов Спасителя о том, что Церковь не могут одолеть врата ада (ср. Мф. 16:18).

В-третьих, земным доказательством представления о жизни бесконечной: имена древних мучеников составили первые мартирóлоги, и верующие Древней Церкви не забывали своих страдальцев, хотя возможности фиксации их подвига были весьма ограниченными. Облавы со стороны гонителей, необходимость соблюдать строгую конфиденциальность — все это было приметой жизни древних мучеников, с которыми наша Русская Церковь столкнется в XX веке.

Парадоксально для языческого миропонимания: борьба с христианами Древней Церкви приводила не к уничтожению последователей Спасителя, а к их увеличению. При этом, конечно, шло сопротивление и со стороны христиан, но его методом было слово, убеждение и духовная жизнь. «Не мечами и стрелами, не посредством военных отрядов, а убеждением и советом возвышается истина», — писал святитель Афанасий Александрийский (История ариан. Гл. 33). Так происходило и во всей последующей истории христианства.

Когда где-то происходили от имени Церкви злодеяния, их осуществление не принадлежало Церкви и не исходило от Церкви. Я не говорю о событиях на средневековом Западе, о кострах инквизиции. Давайте вспомним страшную эпоху царя Ивана Грозного. Он как коронованный христианский царь использовал церковную, христианскую символику и риторику. И случилось так, что злодеяния его времени совершались далеко не всегда под покровом метлы и собачьей головы, а именно под сенью священного для каждого православного знака Креста Господня. Многие люди были подвергнуты тогда страшным мучениям, оставаясь верными Христу и Церкви.

Таковым был святитель Филипп, митрополит Московский, священномученик эпохи Иоанна Грозного. Внешне причины его мучений были отличными от мучения христиан древней Церкви. На него восстал правитель, называвший себя христианским. Однако на деле это была та же ненависть, о которой предупреждал Своих последователей и учеников Спаситель. С этой ненавистью и злобой восстал на святителя царь за ту правду, о которой свидетельствовал мученик Церкви.

Эпоха царя-мучителя кардинальным образом отличается от более раннего времени нашей истории, когда, напротив, правители становились мучениками. И действительно, в нашей стране заимствованная из Византии вместе с самим православным христианством модель взаимодействия Церкви и государства получила особый извод. Наверное, мало где на ранних этапах христианской истории нации, государства, культуры происходило столь глубокое внедрение христианских идей в суть управления государством.

И речь не только о кардинально преобразившемся после крещения великом князе Владимире, сумевшем изменить свой собственный нравственный облик и строй управления страной, систему социального устройства и распределения материальных богатств в ней. Достаточно вспомнить кротких князей-мучеников Бориса и Глеба, или же погибших в Орде, отказавшихся отступиться от христианской веры великого князя Михаила Ярославича Тверского, великого князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его Феодора.

Что же произошло? Почему мы видим такую кардинальную разницу между благоверными правителями и гонителями истины Христовой? Конечно, налицо оскудение любви и верности Христу. Их так не хватало людям в эпоху перед Смутным временем. И если оскудение любви в христианских государствах приводит к кровавым трагедиям, как это произошло в России в эпоху Грозного царя и позднее, в эпоху новомучеников, то на Западе образуется угроза христианству иного рода.

В новое время свобода начинает пониматься мыслителями, а вслед за ними и широким кругом людей, совсем по-другому, не так, как она понимается в христианском учении. Это уже не свобода нравственного выбора, с идеалом, заключающимся в соблюдении четких и недвусмысленных нравственных норм, следование которым неоднократно приводило в истории и к появлению мучеников. Это ложно понимаемая свобода — вседозволенность, которая и в наши дни является большой угрозой христианству. Она не приводит, по крайней мере, пока не приводит, к мученичеству. Это, можно сказать, мягкое насилие над нравственностью пока не заставляет верных Христу отдавать свою жизнь за Него явным образом. Но кто знает, какие порядки через несколько десятилетий установят дети, которые теперь растут в однополых семьях и сознание которых формируется под воздействием весьма своеобразной этики? У нас, видимо, нет ответа на этот вопрос, но чтобы избежать трагедий в будущем, нам надо уже сегодня твердо отстаивать христианские представления о нормах семьи.

Следует сказать и о том, что в течение многих столетий сохраняется угроза христианству и с Востока. Радикальные исламисты являются сегодня реальной угрозой для христианства. Даже в нашей стране этой угрозе сегодня подвергаются тысячи сограждан, многие честные, верующие православные христиане, да и не только христиане. На этой неделе произошел страшный взрыв в волгоградском автобусе, унесший несколько человеческих жизней и подвергший угрозе еще десятки жизней. Террористка-смертница, зараженная античеловеческими идеями, не только отдала свою жизнь за эти идеи, но и стремилась унести с собой жизни как можно большего числа ни в чем не повинных людей. Парадоксально, что арабское слово «шахид» означает то же, что и греческое «мартис» — свидетель. Но о чем свидетельствуют люди, подобные волгоградской террористке? О полном искажении религиозного сознания, об извращенной религиозности, не имеющей ничего общего с истинной религиозностью. Через человеческие черты террористок-смертниц, прикрытые хиджабом, проступает не лик Божий, а звериный оскал диавола.

В этом нас убеждают и события, происходящее ныне на Ближнем и Среднем Востоке. В последние годы там случилось нечто страшное и имеющее не так много аналогов в мировой истории. После иракской войны из христиан Ирака осталось жить в этой стране около одной десятой от прежнего количества. Многие мученически погибли, иные были изгнаны из своих домов, лишившись крова и имущества.

Трагические события, сопряженные в том числе с мучениями во имя Христа, происходят ныне в Сирии, где боевики преднамеренно расстреливают беременных женщин, детей на глазах матерей, уничтожают и похищают христиан.

Можно ли остановить злобу силой оружия, авиационных налетов или распыления химических отравляющих веществ? Живой опыт христианской Церкви подсказывает, что это невозможно. Только силой Слова Божия, только стойкостью в истинной вере останавливается злоба. Это мы видим на примере христиан Римской империи, которые вынудили цезарей легализовать христианство принятием ровно 1700 лет назад Миланского эдикта, и на примере нашего Отечества, пострадавшего от попытки силой провести в жизнь ложное и заведомо неосуществимое — уравнять всех, достичь небывалого размаха материального производства при полном пренебрежении к духовной жизни.

В нашей стране, в нашу эпоху, казалось бы, внешне спокойную, нам также предстоит утверждать Слово Божие, основываясь на живом опыте Церкви. Вот почему следует вновь и вновь говорить о подвиге новомучеников внешнему миру, в то же время продолжая научно-богословскую рефлексию этого подвига внутри Церкви.

Важно отмечать неординарность, исключительность подвига новомучеников. Хотя всякая святость восходит к одному источнику — Спасителю, но, как мы видим на приведенных исторических примерах, в разные времена эту святость мы встречаем в различных формах и проявлениях.

К сожалению, пока у нас не накоплено достаточно богословского, идейного материала, который бы во всей полноте раскрывал подвиг новомучеников, показывал его уникальность. И совершенно ясно, что в деле прославления новомучеников мы находимся в начале пути. Полагаю, утверждать это можно сегодня, невзирая на то, что количество новопрославленных святых нашей Церкви беспрецедентно и не имеет аналогов в истории. Но количество жертв из среды верных чад Церкви эпохи новейших гонений в десятки и сотни раз превышает количество поименно канонизированных новомучеников. Даже далеко не полные базы данных — современные списки мучеников, например база данных — включают десятки тысяч имен, а пострадали сотни тысяч, миллионы.

В связи с этим следует сказать, что полная картина мученичества во имя Христово отличается от того частичного, которое явным образом уже засвидетельствовано Церковью. Не все предначертания Божии становятся сразу известными нам. Мартирологи, записанные в книгу небесную, отличаются от наших земных мартирологов.

Новейшая эпоха мировых войн, индустриальное и постиндустриальное время явило множество таких жертв, которые не имели, в отличие от древних мучеников выбора: отступить от Бога или нет. Такова семья последнего российского императора, которому никто из гонителей не предлагал отречься от Христа, но именно в безальтернативности страдания за Него наша Церковь увидела подвиг, достойный прославления. Таковы же сотни известных и безымянных жертв массовых репрессий как в нашей стране, так и в других странах мира. Конечно, не все пострадавшие от человеконенавистнических идеологий являются мучениками. Трудно назвать безвинным страдальцем и подвижником того, кто незадолго до того, как попасть в репрессивный молох, сам был гонителем и не раскаялся до последнего дня в своих деяниях, будучи уверенным в правоте содеянного.

Все сказанное подводит к вопросу о критериях канонизации святых мучеников и исповедников. Не слишком ли ограничивают нас в почитании новомучеников ранее сформулированные критерии? Не слишком ли узко и категорично мы подходим к оценке деяний людей, находившихся в жесточайших условиях тоталитарного террора?

За время массовых канонизаций в нашей Церкви, с 1989 года, а в особенности — с 2000 года, причислено к лику святых более тысячи новомучеников и исповедников. Епархиальные комиссии по канонизации подготовили за эти годы еще гораздо больше материалов к канонизациям. Но кажется, что еще предстоит научиться смотреть на вопрос о прославлении святых с широких богословских позиций, с точки зрения особенностей исторической эпохи, а также и с точки зрения соборной интуиции Церкви.

Древние мученики нередко проходили «крещение кровью», почему иной раз в святцах можно увидеть имена тех, кто значительную часть жизни был гонителем христиан. Характерно, что прославление мучеников в Древней Церкви вообще не знало такой формализованной процедуры, как современная канонизация. Кстати, и само понятие канонизации пришло в наш богословский язык только в XIX веке из обихода Католической Церкви. Оно стало использоваться как синоним того, что на языке святых отцов именовалось «причислением к лику святых». И хотя это слово удачно подходит к современной сложившейся церковной практике, оно вряд ли было бы применимо к практике Древней Церкви, поскольку мучеников объявляла святыми сама богослужебная практика, без всяких формальностей. Скорее заботились о том, чтобы сохранить память о совершенном ими подвиге веры, чем дотошно проверяли их предшествовавшую жизнь. Такая практика, конечно, была связана с публичным характером судебных процессов над христианами в Римской империи, с тем, что их казнили открыто, и их братья по вере обычно становились непосредственными свидетелями их последнего «агона», их единоборства с «духом злобы», их подвига. Эта практика отражала и чистоту раннего христианства, когда последователи Спасителя, даже имевшие преемственную благодать апостольского рукоположения, не дерзали вершить земной суд над страдальцами за Христа. Они не выносили суждений об их жизни, но помнили об их подвиге, совершенном во имя Господне в их последний час.

Позднее, в средние века, сложилась сложная система прославления святых, предполагавшая тщательное изучение жизни святого подвижника, выдвигавшая четыре обязательных критерия. Безукоризненная вера, народное почитание, чудотворение и даже наличие нетленных мощей — вот что стало требоваться для того, чтобы подвижника благочестия признать святым. Очевидно, что три последних критерия не соблюдаются в отношении многих прославленных новомучеников и исповедников Церкви Русской. Многие новые святые не почитаются широко народом, многие не явили зафиксированных людьми и соборным разумом Церкви чудес, мы не имеем и мощей большинства канонизированных новомучеников. Неужели это означает, что необходимо отказаться от дальнейших канонизаций? Конечно же нет.

Но более того, сформулированы еще более жесткие принципы. Например, представленный к канонизации не должен был ни в чем сознаться: ни подтвердить свою «вину» (например, в контрреволюции), ни рассказать о «вине» других. По этим критериям у нас, например, не канонизированы некоторые исповедники веры. У нас нет, казалось бы, оснований сомневаться в том, что они страдали за Христа, однако их прославления не происходит.

В связи с этим встает вопрос: насколько мы можем доверять документам, подписей под которыми добивались от людей нашей Церкви под пытками, в полуобморочном состоянии, либо просто кто-то другой ставил за них подпись? Полагаю, что этот вопрос — о критериях канонизаций в таких сложных случаях — требуют подлинного соборного обсуждения, с привлечением широкого экспертного сообщества, которое имеется сейчас и внутри нашей Церкви. Это наши ученые богословы, церковные историки и канонисты.

Следует сказать, что и древняя практика неприменима в полной мере в реалиях современности. Новые гонения не только превзошли своими масштабами преследования христиан в античном мире. Были выработаны самые изощренные методы расправ, обмана и фальсификаций. В отличие от римских палачей, специалисты с Лубянки, такие, например, как Тучков, прекрасно знали учение и практику Церкви. И с самого начала гонений одной из своих задач репрессивные органы ставили недопущение прославления новых святых. Подлинные судьбы исповедников веры были неизвестны их современникам. Их допросы проходили в застенках. Материалы следствия часто фальсифицировались. Суд — если это вообще можно назвать судом — происходил за закрытыми дверьми. Их казни совершались тайно. Тела уничтожались или сбрасывались в братские могилы, подобные рвам Бутовского полигона, Левашовской пустоши, урочища Сандармох.

Скрывая подлинные мотивы своей репрессивной политики, гонители выносили приговоры духовенству по политическим статьям, обвиняя своих жертв в «контрреволюционной деятельности». В разгар массовых репрессий 1937-1938 годов уже никого вроде бы не принуждали отречься от веры в Бога. Внешне это очень не похоже на судьбы мучеников Древней Церкви. Однако только на первый взгляд. Мы понимаем, что люди Церкви, особенно священнослужители, к 1937 году не снявшие своего креста, часто уже прошедшие через аресты, тюрьмы и лагеря, знали, что их ждет впереди. Арест и казнь только завершали их ежедневный исповеднический подвиг. Именно поэтому недостаточно свидетельства следственных дел мучеников. Нужны устные свидетельства, которых собрано за последние четверть века немало, но нужны и иные документы эпохи. Многие из них до сих пор засекречены. Только полное открытие архивов эпохи гонений позволит нам снять имеющиеся многочисленные вопросы о том, возможна или нет канонизация того или иного человека, пострадавшего в эпоху гонений.

Очевидно, что прославление сонма новомучеников Церкви Русской — это сложный процесс, который требует нового осмысления всего опыта Церкви Христовой. Это касается и самого процесса канонизации, критерии которого пока еще окончательно не становились, по сути, предметом научно-богословского анализа и, уверен, будут видоизменяться. Поэтому не всегда понятны для людей Церкви те или иные решения, связанные с канонизацией.

Когда критерии неочевидны, возникает масса недоразумений, но самое главное, отсутствие четкого понимания мешает дальнейшему прославлению подвига новомучеников. Появление имени нового святого в церковном календаре — это начало, но никак не завершение прославления. Необходимо, чтобы новомученики заняли в жизни современной Церкви такое же место, какое мученики Древней Церкви занимали в жизни раннехристианской общины. Для этого нужно использовать все формы церковной культуры и современную агиографию, и литургическое почитание, и кино, и музейную деятельность. Важно собирать и сохранять устную историю и мемуары о самих подвижниках и об их эпохе. Нужно публиковать архивные документы, поскольку без этих современных «мученических актов», пусть даже задевающих чьи-то интересы, мы не сможем показать молодежи, приходящей в Церковь, страшный контекст подвига новомучеников.

На последнем Архиерейском Соборе было принято решение о том, чтобы отказаться от повсеместного именования новомучеников только по именам в святцах. Их фамилии также освящены их подвигом. Многие современные иконописцы наносят на икону и фамилии новомучеников. Все это, вкупе с новыми исследованиями биографий новомучеников, публикацией документов об их жизни и страданиях, позволяет перейти к подлинному увековечению их памяти. О необходимости такого увековечения говорит нам высшая церковная власть. Так, об этом сказано в решениях Архиерейского Собора 2011 года. Не случайно и создание Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Эти приоритеты, четко обозначенные Собором и Святейшим Патриархом Кириллом, заставляют задуматься о пока еще очень слабом влиянии в нашем обществе церковного голоса, рассказывающего о подвиге мучеников.

Если бы этот голос звучал в полную силу и был услышан, едва ли с телеканалов, с официальных трибун и средств массовой информации вновь и вновь звучали бы прославления палачей и организаторов гонений на Церковь и народ Божий.

Призывающие ныне к почитанию Ленина, Сталина, инициаторы реставрации памятника Дзержинскому попирают тем самым безвестные могилы новомучеников, исповедников Церкви Русской и сотен тысяч невинно убиенных сограждан нашей страны.

На реставрацию памятника Дзержинскому выделено 25 миллионов рублей, а в то же время у нас нет памятников великим святителям — мученикам и исповедникам XX века — святому , святителям Кириллу Казанскому, Петру Крутицкому, Агафангелу Ярославскому. Почему я говорю именно про памятники, а не про церковное увековечение?

Дело в том, что упомянутые мною святители, десятки других святителей Божиих, тысячи пастырей и миллионы верных Церкви, пострадавших во имя Христово в эпоху гонений, заслуживают не только того, чтобы им посвящались храмы, составлялись службы, писались иконы, — а это уже происходит повсеместно, в этом направлении нашей Церковью ведется огромная работа. Но не следует забывать о том, что их память достойна и гражданского почитания. Если бы в нашей истории не было Ленина, Дзержинского и подобных им злодеев, население нашей страны сейчас было бы в два или три раза больше и не имело бы духовных травм, нанесенных тогда и сказывающихся по сей день. А вот если бы у нас не было святителя Тихона, святителя Петра, святителя Кирилла, святителя Агафангела, их сослуживцев и сотрудников, многих других страдальцев за веру, наконец — , я не уверен, что вообще сейчас существовала бы такая страна, как Россия.

Ни на какой мощи танков, ни на строгости колхозных и заводских порядков, ни на маузерах сотрудников НКВД не удержалась бы страна, если бы в ее народе, пусть даже подспудно, не жила та вера, которая нашей Русской Церковью была в нем утверждена и поддерживалась даже в самое лютое время безбожия! Не было бы сегодня России, не было бы сегодня нас.

Поэтому уверен, что нашему обществу нужно определиться со своими приоритетами и наложить табу на прославление злодеев и в то же время — на сокрытие и оправдание их преступлений. Окончательно пришло время называть все совершенное в годы лихолетья своими именами, тем более что непосредственных свидетелей тех событий в живых остается все меньше.

С этой точки зрения нам важно сохранить как места памяти — места захоронений жертв массовых политических репрессий. Некоторые из них сейчас Русская Церковь уже взяла под свое покровительство, на одном из таких мест — Бутовском полигоне под Москвой — уже создан церковно-общественный мемориал. Необходимо, чтобы в таких местах бывала молодежь, чтобы мы все нашли для себя новую точку отсчета в подвиге новомучеников, там пострадавших.

Непонятно, что мешает уже сейчас не только новые храмы, но и проспекты, улицы, парки называть в честь новомучеников — этих добрых, честных, скромных и достойных людей. В наших руках сегодня сделать так, чтобы их подвиг действительно стал живым опытом, опытом не только Церкви, но и нашего Отечества.

Церковь выработала иконографию, но почему их подвиг так мало отражается в гражданской живописи, в кинематографе? Сколько средств вкладывается в создание однотипных мелодраматических сериалов. И почти не отражен в фильмографии опыт новомучеников.

Новомученики не так притягательны для современного общества как звезды и модные кумиры, или как герои-борцы коммунистической эпохи для того времени. Мученики вообще отличаются от героев: они готовы отдать свою жизнь за свою веру, а не отнять чужие жизни.

Культ мученика — это не культ силы, это поклонение любви и чистоте убеждения, так же, как христианство — это торжество Божественной любви.

Уверен, что говоря о мучениках, мы утверждаем христианство. Поэтому и ныне собравшаяся конференция — не только по месту своего проведения, организаторам, участникам — церковная конференция, но, прежде всего — по содержанию тем, которые будут на ней раскрыты.

Я хотел бы пожелать всем участникам форума, собравшимся в этом зале, плодотворных трудов.

Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

Материалы по теме

В Елабуге состоялось прославление в лике святых протоиерея Павла Дернова и трех его сыновей

На рассмотрение Архиерейского Собора вынесены вопросы о включении имени священника Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и канонизации схимонаха Иннокентия (Сибирякова)

В Алма-Ате состоялось расширенное заседание комиссии по канонизации святых Казахстанского митрополичьего округа

Архиерейский совет Кубанской митрополии поддержал решения, принятые Священным Синодом в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на круглом столе «Миротворческая роль христиан в условиях современных глобальных и региональных конфликтов» [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион и Франклин Грэм выступили на круглом столе «Миротворческая роль христианства в условиях современных глобальных и региональных конфликтов» в Общецерковной аспирантуре

В Общецерковной аспирантуре представили книгу Билли Грэма «Счастье жить во Христе»

В Москве завершила работу I сессия Научно-образовательной теологической ассоциации

В Алма-Ате состоялась научная конференция, посвященная 15-летию установления празднования Собора новомучеников и исповедников Казахстанских

Память репрессированных выпускников Санкт-Петербургской духовной академии почтили в храме на Левашовской пустоши

В праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий Ювеналий совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской торжественное богослужение состоялось в Храме на Крови в Екатеринбурге

Митрополит Волоколамский Иларион: В Великий пост Церковь призывает каждого человека к серьезному переосмыслению собственной жизни [Интервью]

Похожие публикации