Как отличить аутические расстройства от шизофрении. Отличия аутизма от шизофрении

Аутизм и шизофрения – разные заболевания с некоторыми общими симптомами. При проявлении шизофрении в детском возрасте, симптоматика достаточно сильно похожа на аутизм, поэтому две болезни несложно спутать. Чтобы этого избежать, следует знать, как проявляются аутизм и шизофрения и в чем разница в течении этих двух болезней.

В раннем возрасте шизофрения практически не диагностируется, в отличие от аутизма

Чтобы понять отличия аутизма от шизофрении, следует подробнее рассмотреть эти две патологии. На самом деле они лишь на первый взгляд имеют общие симптомы, в действительности же симптоматика разительно отличается.

Детскими называются психозы, проявляющиеся до начала пубертатного периода, примерно до 12-13 лет. В этом возрасте манифестация шизофрении происходит очень редко, что обусловлено особенностями функционирования центральной нервной системы у детей.

Так, мозг ребенка и мозг взрослого человека работают несколько иначе. У детей нагрузка на определенные области значительно ниже, чем у взрослых, а перестройка в работе нервной системы происходит только к началу подросткового возраста. Предрасположенность к шизофрении закладывается еще во внутриутробном периоде, однако из-за особенностей работы мозга, в детстве практически не проявляется. Стоит только организму начать перестраиваться, как нарушения в работе нервной системы становятся все явственней. Некоторое время центральная нервная система еще справляется с адаптацией к изменившейся нагрузке, но спустя несколько лет этот механизм дает сбой и появляются признаки шизофрении. Несмотря на то что известны случаи развития шизофрении в возрасте 3-4 лет, существует серьезная проблема с диагностированием этого психического нарушения у детей в связи с особенностями детского мышления.

Сегодня психиатры выделяют два варианта детских психозов – это шизофрения и аутизм. Они отличаются по течению, симптоматике, поведению и даже прогнозом.

Так, психоз на фоне шизофрении проявляется острым бредом, галлюцинациями и иногда кататонией. Проблема шизофренического психоза в детском возрасте заключается в том, что специалисту сложно точно диагностировать галлюцинации и отличить их от детских фантазий и иллюзий, характерных для маленьких детей. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев шизофрения в раннем детстве не может быть диагностирована. Исключение составляют лишь случаи выраженного кататонического ступора у малышей, что случается очень редко.

Расстройства поведения по типу аутизма могут выступать признаком ранней шизофрении, но вот галлюцинаторный бред и кататонический ступор не являются симптомами расстройства аутистического спектра (РАС).

Аутизм же проявляется изменением поведения, обособленностью от социума и сложностями с выражением своих желаний. В отличие от шизофрении, это расстройство удается диагностировать в раннем возрасте, так как оно проявляется уплощенным аффектом и выраженными нарушениями коммуникации.

Общие проявления двух заболеваний


У обеих болезней проявляется стремление к одиночеству и замкнутости

Чтобы понять, что общего у аутизма и шизофрении и в чем разница этих заболеваний, следует сначала рассмотреть общие черты, а затем детально разобрать специфические симптомы, и тогда станет ясно, чем отличаются эти две патологии.

К слову, общих проявлений у этих заболеваний не так уж и много. В их числе:

  • проблемы с коммуникацией;
  • социальная изоляция;
  • сложности в общении со сверстниками и взрослыми;
  • эхолалия;
  • пониженная эмоциональность;
  • цикличные движения.

Так, нарушение коммуникативных навыков считается одним из явных признаков аутизма, однако и при шизофрении больные стараются свести социальные контакты к минимуму. Если речь идет о ребенке, это будет проявляться нежеланием участвовать в подвижных играх со сверстниками, замкнутости и стеснительности, монотонной речью. При аутизме могут присутствовать выраженные признаки слабоумия, однако достаточно часто заболевание не влияет на умственные способности.

Эхолалией называется спонтанное и неосмысленное повторение чужих слов. Другими словами, ребенок может что-то услышать и тут же повторить, либо внезапно выкрикнуть это слово спустя несколько часов, после того как оно было услышано. При этом малыши часто не понимают значение сказанного. Такой признак является типичным для аутизма, а при шизофрении может выступать проявлением галлюцинаций или бреда на начальной стадии.

Эхолалия является естественным явлением для здоровых маленьких детей, в возрасте до трех лет, что объясняется развитием коммуникативных навыков, поэтому не может рассматриваться как типичный симптом детского психоза.

Ухудшение эмоциональности – еще один общий симптом двух психических расстройств. При аутизме ребенок живет в своем мире, при шизофрении же наблюдается своеобразное разделение личности. Пациент уходит в себя, переставая интересоваться окружающей действительностью, либо демонстрируя неадекватные реакции.

Еще одним общим симптомом являются цикличные движения. И при аутизме, и при шизофрении наблюдается потребность в совершении монотонных движений, часто не имеющих смысла. Это также может проявляться повторением одних и тех же слов.

Продуктивная симптоматика шизофрении

Аутизм при шизофрении выступает одним из симптомов, обычно свидетельствующих о развитии заболевания. Так, при шизофрении ребенок уходит в себя, минимизирует контакты со сверстниками, зацикливается на каких-то действиях или мыслях. Пациент может часами заниматься каким-то хобби, чаще всего бессмысленным. Например, при манифестации шизофрении в детском возрасте нередко наблюдается стремление к раскрашиванию картинок в один и тот же цвет. Причем ребенок может тратить все свободное время на то, чтобы нарисовать, к примеру, зеленое небо и фиолетовую траву. Как правило, везде присутствуют одни и те же цвета и сюжеты, если больной рисует самостоятельно.

По мере прогрессирования, шизофрения от аутизма отличается продуктивными симптомами – бредом, галлюцинациями, ступором. Бред проявляется в разных формах. У подростков диагностируются взрослые формы бреда – преследование, величие, изобретательство. В редких случаях развития шизофрении в детском возрасте 5-9 лет, наблюдаются фантастические формы бреда.

Галлюцинации у детей чаще всего слуховые и визуальные, в подавляющем большинстве случаев антагонического характера – чудовища, персонажи фильмов ужасов, мифологические существа. Таким образом, чудовище в шкафу может быть не только плодом детского воображения, но и проявлением шизофренической симптоматики. При аутизме галлюцинаций и бреда нет.

Специфика проявлений аутизма


При патологии наблюдается рассеянность

Зная, как отличить аутизм от шизофрении, следует отдельно разобраться в проявления РАС или расстройства аутистического спектра.

Характерные признаки этого расстройства:

  • низкие коммуникативные навыки;
  • когнитивные отклонения;
  • отсутствие абстрактного мышления;
  • потребность в порядке;
  • проблемы с концентрацией внимания.

Мозг аутистов отличается от мозга здорового ребенка неспособностью целенаправленного решения определенных проблем. Это связано с нарушением когнитивных функций, в результате которых страдает концентрация внимания. При этом дети с таким диагнозом могут обладать коэффициентом интеллекта выше среднего и вполне успешно справляться с другими задачами.

Аутизм ярко проявляется в отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок с таким нарушением просто не может идти на контакт, избегает вступать в диалог, часто отвечает односложно или вообще игнорирует вопросы. При этом дети могут демонстрировать потребность в коммуникации, но по-своему, что часто оказывается непонятным для окружающих.

При расстройстве аутистического спектра мозг нуждается в порядке, поэтому дети склонны все систематизировать. Чем бы ни занимался такой ребенок, он всегда наводит “свой” собственный порядок среди вещей, например, раскладывает предметы по цветам. Постороннее вмешательство в порядок ребенка может привести к вспышке гнева.

Связь между двумя заболеваниями

Разобравшись, чем аутизм отличается от шизофрении, следует подробнее остановиться на связи между этими двумя заболеваниями.

  1. Поведения, характерное для РАС, может предшествовать появлению симптомов шизофрении.
  2. Связь между двумя заболеваниями четко прослеживается в эмоциональных реакциях ребенка на раздражители и стрессовые ситуации. Состояние уплощенного аффекта характерно для двух этих болезней.
  3. Дезорганизация и агрессивность – признак начала развития шизофрении, но может появляться при аутизме в более старшем возрасте.
  4. Шизофрения и аутизм у детей отличаются по характеру течения. Особенности поведения при аутизме сохраняются всегда, а вот шизофрения может обостряться только периодически.

Обе патологии затрагивают высшую нервную деятельность и проявляются специфическими изменениями в работе мозга. Однако при аутизме ребенок живет будто на другой частоте, в то время как пациенты с шизофренией живут сразу на двух частотах – “нормальной” и “шизофренической”. Таким образом, людей с аутизмом можно назвать “личностью в себе”, в то время как шизофрения проявляется расщеплением личности.


Согласно одной из версий, предрасположенность к обоим недугам закладывается в период вынашивания плода

Что еще есть общего между аутизмом и шизофренией, так это причины развития болезни. Обе патологии недостаточно хорошо изучены, чтобы врачи смогли выявить одну единственную причину заболевания, однако большинство специалистов сходятся во мнении, что обе болезни обусловлены генетической предрасположенностью.

В случае аутизма, генетика “виновата” более чем на 90%, а вот при шизофрении по наследству передается только повышенный риск развития этого заболевания.

Точные причины шизофрении неизвестны, предположительно, болезнь может быть следствием внутриутробной гипоксии, инфекций, перенесенных женщиной во время беременности, или даже сильных стрессов в детстве и подростковом возрасте.

Ранние признаки шизофрении: когда бить тревогу?

Аутизм и шизофрения – это не одно и то же. Если при некоторых видах расстройства аутистического спектра наблюдаются только проблемы с общением и социализацией, человек вполне может жить полной жизнью, получить хорошее образование и заниматься сложной работой. А вот при подростковой шизофрении прогноз может быть неблагоприятен – болезнь быстро прогрессирует и может привести к полной деструкции личности.

Начальные симптомы шизофрении следующие:

  • ребенок внезапно находит новые хобби, которые взрослым кажутся бессмысленными;
  • человек становится отчужденным, неохотно отвечает на вопросы, стремится к одиночеству;
  • наблюдается патологическое увлечение чем-либо, попытки отвлечь ребенка могут спровоцировать приступ агрессии;
  • ребенок говорит сам с собой или общается с воображаемыми друзьями;
  • больной путает события, рассказывает небылицы;
  • параноидное поведение, навязчивые мысли и страхи;
  • хаотичность мышления, монотонность речи.

Важно своевременно обратиться к специалисту для диагностики и не ждать, что тревожные симптомы пройдут самостоятельно. Обычно детская шизофрения проявляется в возрасте 10-12 лет, но возможно появление тревожных симптомов и в более юном возрасте. Следует помнить, что чем раньше появились симптомы заболевания, тем выше риск злокачественного течения шизофрении, поэтому лечение нужно начинать незамедлительно.

О диагностике


Квалифицированный специалист, после серии сеансов, сможет отличить одну патологию от другой

Чем отличается аутизм и шизофрения и в чем разница между этими заболеваниями – это сложно определить даже врачу, особенно если тревожные симптомы наблюдаются в раннем возрасте.

При постановке диагноза учитываются следующие нюансы:

  • возраст появления симптомов, так как признаки шизофрении проявляются позже и нарастают постепенно;
  • наличие продуктивной симптоматики шизофрении;
  • степень нарушения мышления и речевые особенности;
  • выраженность социально-поведенческих расстройств.

Поставить диагноз может только опытный психиатр после длительного наблюдения за поведением пациента и сбора семейного анамнеза. Для диагностики также необходимо проведение ряда тестов и обследований.

21 век чреват многими трудностями не только для взрослых, но и для детей. К сожалению, на сегодняшний день участились различные психические заболевания встречающийся у детей с ранних лет. И эти расстройства могут быть врожденными или же приобретенной со временем. Среди расстройств у детей часто встречается детский психоз.

Как распознать детский психоз?

Несмотря на все продвижения в науке, все же вопросы, связанные с детским психозом, являются открытыми, и там есть много разногласий. Все же в общих чертах можно привести те основные моменты, которые различают аутизм от шизофрении. Главным симптомом психоза являются значительные задержки у ребенка в развитие разных навыков и интеллектуальных способностей. Это встречается у 50% детей. Давайте рассмотрим отличительные различия между аутизмом и шизофренией у детей.

Больше чем половина детей, которые страдают аутизмом имеют в некоторых областях нормальный уровень навыков и знаний. Например, несмотря на характерные отставания в развитии, дети с аутизмом могут быть очень способны к математике или же могут обладать исключительным музыкальным талантом. Дети же с шизофренией не имеют таких качеств. Практика показывает, что очень сложно отличать психические расстройства от умственной отсталости.

Кроме социального приспособления и умственного развития есть и другие отличительные черты, по которым различают детскую шизофрению от аутизма. Часто у детей бывает маниакально-депрессивный психоз с задержками в развитии.

Как распознать аутизм?

Аутизм проявляется почти с рождения, а шизофрения бывает скрытой и дети с этим нарушением могут не отличаться от своих сверстников, до определенного возраста.

Дети с аутизмом делают много усилий, для того, чтобы приспособиться к жизни, в то время как страдающие шизофренией не заботятся об этом. Это им просто неинтересно.

Из внешних отличий можно привести идеальную моторику рук у детей аутиков, в то время как у страдающих шизофренией есть большие нарушения, связанные с координацией и равновесием.

Аутиков очень интересуют механические предметы, в то время как шизофреники безразличны к ним.

Аутики относятся к окружающей среде безразлично, в то время как шизофреники искажают реальность.

Ученные также выявили следующую закономерность: аутизмом чаще страдают те дети у которых благополучные и успешные родители, в то время как шизофрения встречается у детей в необеспеченных семьях.

Напоследок

Как бы это грустно ни было, все же основная причина, что приводит к психическим расстройствам не определена.

Специалисты предполагают, что это многофакторный генезис. Так как исследования показали, что физиологические механизмы в подобных отклонениях играют большую роль.

Все же исследования идут и будем надеяться, что в скором времени ученные смогут дать однозначный ответ на столь важный вопрос.

Богдашина О.
Аутизм: определение и диагностика

Шизофрения

В прошлом (в некоторых странах — в настоящее время)некоторые исследователи рассматривали аутизм как разновидность шизофрении, и считали, что детская шизофрения и аутизм являются одним и тем же синдромом, и что аутизм ребенка развился в шизофрению взрослого (Bender, 1947, Сухарева, 1937; 1974; Башина, 1975; 1980; 1938 и некоторые другие).

В настоящее время большинство исследователей и специалистов в области аутизма признают, что аутизм является отдельной самостоятельной патологией, отличающейся от шизофрении и других нарушений.

Существуют некоторые общие черты между шизофренией и аутизмом, поскольку оба эти нарушения проявляются в спектре. Чрезмерная самоизоляция и ухода себя от социальных и эмоциональных контактов, характерные для тяжелых форм шизофрении могут казаться симптомами аутизма. Однако, есть ряд различий, которые могут помочь клиницистам отличить аутизм от шизофрении.

В большинстве случаев, при шизофрении бывают периоды ремиссии и нормального функционирования, в то время, как аутичные люди, обычно, не проявляют подобных колебаний в функционировании (Wing, Attwood, 1987).

Специфические нарушения развития речи(элективный мутизм, нарушение рецептивной речи и т.д.)

Аутизм может быть похожим на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных симптомов аутизма (и обычно, первый симптом, который волнует родителей) — это отставание речевого развития или полное отсутствие речи.

Очень часто родители детей, которым впоследствии диагностируют аутизм, обращаются, прежде всего, к логопедам-дефектологам, которым предстоит решить, страдает ли ребенок аутизмом или же каким-то другим нарушением развития речи. Чтобы понять природу трудностей развития речи ребенка, необходимо, прежде всего, изучить историю развития ребенка и проанализировать его интересы, отношения с другими людьми и стиль его игры.

Если у ребенка отсутствует речь, то проблема состоит в том, чтобы определить, является ли это элективным мутизмом или аутизмом. Дети с мутизмом проявляют некоторые навыки привлечения внимания других к тому предмету, который их интересует (указание на предмет с целью попросить его, подача или показ предмета другим людям с целью показать свой интерес к нему и т.д.) Дети с аутизмом редко используют жесты для общения.

Если у ребенка наблюдается задержка речевого развития, чтобы отличить аутизм от другого специфического нарушения речевого развития, необходимо, прежде всего, проанализировать, используется ли речь для коммуникации и взаимодействия с людьми, и определить, в каких аспектах языка и речи наблюдаются отклонения; этот анализ должен проводиться с учетом уровня общего развития ребенка.

Аномалии языкового и речевого развития аутичного ребенка (эхолалия, метафорический язык, неологизмы, игра слов, перестановка местоимений; необычная интонация и т.д.) отражают нарушения в когнитивной, социальной и коммуникативной сферах, в то время, как трудности экспрессивной и рецептивной речи неаутичных детей со специфическими нарушениями речи, показывают хотя незрелое и медленное, но относительно нормальное социальное развитие, такие дети могут использовать другие средства для выражения своих нужд и интересов, те они могут общаться.

Иногда очень трудно исключить нарушение развития речи при диагностировании аутизма у высокофункциональных аутистов. Для дифференциации аутизма и специфического нарушения развития речи разработаны специальные дифференциальные карты, которые помогают специалистам выяснить различия между аутизмом и нарушениями речи (например, Aarons, Gittens, 1993) (Специальная карта оценки языковых и речевых проблем аутичных детей, разработанная Обществом содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом «От отчаяния к надежде», приводится в Части II).

Аутизм vs шизофрения

Эта страница находится в процессе накопления разрозненных постов разных лет (sic!) После этого неплохо было бы еще и причесать это, для общей осмысленности.

Аутизм не шизофрения

Дифференциальный диагноз - эта не академическая забава, а сама суть медицины. Можно добавить - это суть психологии и описания развития ребенка.
Майкл Руттер

Разведение аутизма и шизофрении не является попыткой смягчить травму матерей и заработать на муссировании темы особенного пути аутистического мышления. Часто низкофункциональное аутистическое состояние хуже для социальной адаптации, чем мягкие формы шизофрении. Но попытка слить в единое эти два процесса неестественна для самой медицины, для врачебного мышления. Мы уже говорили — цирроз вследствие гепатита В и алкогольный цирроз заканчиваются печеночной недостаточностью- но их никто не пытается свести в единый процесс. Туберкулезная пневмония и стафилококковая пневмония — это пневмонии, но никому не приходит в голову объединять их иначе как через воспалительный процесс в альвеолах, да и то разный по гистологии. Тема коморбидности аутизма и шизофрении, неаутистических первазивных расстройств, переходных форм крайне интересны для врача, но не с целью слияния, а наоборот- с целью дифференциации. Ещё более слабой аргументация психиатров выглядит при признании большого процента неэффективности нейролептической терапии как при аутизме, так и при том, что принято называть шизофренией. (Мы сразу оговоримся, что «за» использование нейролептиков при наличии показаний при аутизме, только показания эти должны быть уточнены и соотнесены с результатами такого ведения ребёнка). Этот факт — посмотрите процент рефрактерности к нейролептиками — должен был бы указать на качественное различие между состояниями устойчивыми и чувствительными к терапии нейролептиками. Именно это бы надо понять — чем различаются эти две группы.

Два отдельных состояния

Слияние ранней детской шизофрении с ранним детским аутизмом не конструктивно: это два отдельных состояния и их разведение улучшит диагностику и того, и другого. Шизофрению можно подозревать при классических позитивных (продуктивных) симптомах (галлюцинации, бред), а так же при:

  • речевой ассоциативной «окрошке»- характерной речевой гиперпродукции,
  • уплощении эмоционального и аффективного реагирования с когнитивным дефектом и отсутствием интенций,
  • характерном фантазировании,
  • гебойдным поведением,
  • гебефренией.
  • Эти симптомы (синдромы) качественно отличаются от аутистических симптомов. Сам аутизм при аутизме — не тенденция к изоляции, а нарушение способности к коммуникации. Это разный психический вектор. При шизофрении основным участком поражения является префронтальная кора. Наиболее частой анатомической находкой является увеличение размеров желудочков, что свидетельствует об убыли массы лобных долей. При аутизме страдают связи пара-лимбической системы. Шизофрения и аутизм могут быть у одного ребенка. До возникновения типичной картины шизофрении у ребенка могут быть «продромальные симптомы», но они оцениваются так лишь post factum.

    Эпидемиологический аргумент

    Заявлять, что аутизм и шизофрения идентичны, противоречит одному из самых распространенных утверждений психиатров: процент пациентов с шизофренией устойчив в популяции. Тогда следует признать, что мы имеем не всплеск рождаемости аутистов, а нарушение популяционной устойчивости субгруппы шизофрении.

    Miloserdie.ru

    Основные научные работы

    • Работы известных английских (не американских) детских психиатров Руттера и Колвина 1971 -72 года на основании каких фактов не следует считать аутизм и шизофрению идентичными публикация ОК
    • Статья Юдифь Рапопорт является лучшей из современных попыток отделить аутизм от шизофрении.
    • В статье Руттера также описывается основное прагматическое отличие аутизма и шизофрении.

    • При аутизме мы должны пытаться обучить ребенка - социальным шаблонам, речи, проявлениям эмоций и физической активности.
    • При шизофрении необходимо помочь человеку вернуть утраченный баланс психической активности.
    • Это замечание крайне точно описывает основную (глобальную) задачу ведения ребенка как с аутизмом, так и с шизофренией. (пост ОК)

      Кататония и псевдокататония

      Кататонические симптомы взрослых шизофреников и детей с аутизмом различаются. Так как аутизм — болезнь развития нервной системы, то подкорковые и стволовые нарушения являются правилом. Тем не менее кататония шизофреническая явно отличается от аутистических моторных симптомов. Синдромы растормаживания при аутизме разнообразны. К сожалению они не выделены в отдельную группу и идентифицируются как кататонические.

      Отметим отсутствие симптома «каталепсия» (восковая ригидность) у детей при наличии других симптомов кататонического ряда. Несмотря на то, что дети с кататоническими симптомами встречаются регулярно, мы ни разу не видели именно восковой ригидности.

      brainstormwiki.org

      Шизофрения у детей

      Детская шизофрения – психическая болезнь, протекающая хронически. Характеризуется нарушениями, которые несут в себе признаки аутизма, выраженные сложностью общения с окружающими, отсутствием или снижением эмоциональности, а также наличием психопатологических симптомов – галлюцинациями, бредом и т.п.

      Статистика показывает, болезнь способна заявить о себе даже в грудном возрасте, однако в большинстве случаев диагностируется от семилетнего возраста. Шизофрения у детей в четырнадцатилетнем возрасте выявляется в 1.6 процентов случаев на тысячу.

      Детская шизофрения проявляется по-разному в зависимости от возраста. Первое, что замечают родители и окружающие ребенка люди – его замкнутость, отсутствие интереса к предметам, которые доставляли ему радость прежде, нарушение логики. До трехлетнего возраста присутствовать кататонические приступы. Ребенок начинает кружить, бегать, повторяя какую-то траекторию, сидя качаться в разные стороны или истерично смеяться или плакать.

      Для детей постарше характерно наличие тревоги, на фоне страха у ребенка нарушается логическое мышление, он замыкается, сокращая круг общения. Отказывается от контактов с друзьями, близкими родственниками, нежеланием разговаривать и находиться с родителями. После двенадцатилетнего возраста на фоне развития болезни происходят бред и галлюцинации.

      Шизофрения характеризуется отсутствие эмоциональности. Ребенок может оставаться абсолютно безучастным и не проявлять никаких эмоций, когда окружающим смешно, например, от шутки или эпизода в фильме. Более тяжелый вид шизофрении – олигофреноподобная. Случается лишь в тех случаях, когда происходит нарушение познавательных способностей. Как правило, диагностируется у детей, страдающих данной болезнью с первых лет жизни.

      Конкретно о патологиях, сопутствующих заболеванию и в чем они выражаются:

      • Паранойя – уверенностью ребенка в том, что все окружающие, включая родителей, говорят и судят о нем как о плохом человеке.
      • Галлюцинации – видением образов, вещей, предметов, которых в реальности не существует.
      • Неряшливость – безразличием к гигиене, отказ от умывания, мытья рук, ношение нестиранной или не выглаженной одежды, отход ко сну на полу.
      • Тревожность – жалобами на присутствие инопланетян, монстров, чудовищ, притаившихся в доме и т.д.
      • Капризность – затяжной истерикой при отказе купить ему что-либо.
      • Нарушение речи – потерей (внезапно или постепенно) способности к диалогу, когда ребенок, который мог изъясняться простыми предложениями, вдруг лишается этой способности.
      • Родителям надо знать, шизофрения у детей диагностируется не по указанным выше симптомам, они весьма условны, а специалистом. Поэтому самостоятельно определять наличие болезни не рекомендуется.

        Хотя болезнь известна давно, но еще недостаточно изучена. Многочисленные исследования в этой области показывают, что детская шизофрения может быть спровоцирована следующими факторами:

      • наличием этого заболевания у близких родственников;
      • поздней беременностью. С возрастом беременной возрастает риск рождения малыша-шизофреника, например, у сорокалетних он возрастает до 50 процентов.
      • условиями жизни ребенка. Шизофрения у детей может развиться при сильных стрессах, таких как развод родителей, тиранство в воспитании.
      • недоедание беременной. Провоцирующим фактором выступает именно регулярное недоедание, или проще голодовка, а не скудное питание.
      • наркотики, алкоголь, препараты психотропного действия. Злоупотребление ими также способно спровоцировать развитие шизофрении.
      • Конечно, наличие какого-либо фактора у ребенка – не повод утверждать, что он нездоров. И от больных шизофренией рождаются вполне здоровые дети, и у питающейся «хлебом да квасом» беременной может родиться упитанное дитя. При возникших подозрениях – следует обращаться только к врачу.

        Шизофрения у детей лечится комплексно – наряду с применением лекарств, проводятся групповые занятия с психологами, логопедами, а также индивидуальные – на дому. Кроме этого используется творческая терапия. О комплексном подходе подробнее:

        Антидепрессанты, нейролептики. Современные препараты, в отличие прежних аналогичных средств, более мягко корректируют психическое состояние ребенка и эффективно купируют приступы шизофрении, не сдерживают умственное и физическое развитие. Однако существенным недостатком препаратов последнего поколения является необходимость постоянного контроля инсулина, так как их прием повышает риск развития сахарного диабета.

        Нейролептические препараты способствуют уменьшению патологических проявлений расстройств психики. Врожденная недостаточность нервной системы в большинстве случаев присуща детям, страдающим шизофренией в раннем возрасте. Стандартную схему лечения нейролептиками необходимо дополнять ноотропными препаратами:

        Это снизит побочные эффекты нейролептиков, например, судороги, тремор конечностей, заторможенность

        Они эффективно избавят ребенка от серьезных признаков болезни, А вот от тревожности целесообразно назначение Левомепромазина. Если шизофрения у детей имеет смазанную клинику, симптомы проявляются не остро, назначаются более мягкие нейролептики – Эглонил, Сонапакс.

        Сеансы психотерапевта

        Необходимо, чтобы ребенок старше семи лет, осознавая свою особенность, принял диагноз и смирился с этим. Прекрасно помогают групповые занятия – они учат детей правилам общежития, без посторонней помощи глушить приступы агрессии, подготавливают к социуму.

        Хотя заболеванию присуща хроническая форма, в большинстве случаев многие ее симптомы удается с помощью комплексного лечения держать под контролем.

        При ухудшении здоровья родители не должны оказываться от помещения ребенка в стационар. Это позволит своевременно и эффективно оказать необходимую помощь.

        В нашей стране если ты не такой как большинство, значит ты ненормальный, а чем шизофрения на ранних стадиях отличается от аутизма? Не задумывались над этим, я несколько раз проходил обследование в психиатрической клинике, и наблюдал как взрослые люди вытворяют такие вещи… Со мной лежал парень, его звали Александр 30 лет, в разговоре умный парень, работал бухгалтером, заработался до такой степени что у него случился приступ, вызывали скорую помощь. Сказали на почве стресса, ага как же, готовил годовую отчетность. Как он описывал свои приходы, чтобы для нас простых обывателей это было понятно:

        Ты не можешь заснуть одну ночь, вторую ночь, тебе плохо, ты вялый, сонный, но не засыпаешь, и в результате не достаточности серотонина, на 3-4 бессонную ночь, начинаются творится интересные вещи. В его случае он начинал слушать голоса двух женщин, не просто слышать он мог с ними разговаривать. И более того пересказывал их истории.

        Я это слушал так в пол уха, не придавая этому значения, но в обеденный перерыв, он лежал на кровати и смотрел в потолок, а когда я его отвлекал по каким нибудь вопросам, он отвечал. Сейчас, я договорю… (хотя он лежал молча, но мог улыбаться, как будто слушал интересную историю.)

        Отличие и сходство аутизма и шизофрении

        Шизофрения и аутизм - это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении - в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.

        Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.

        Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина - основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.

        Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.

        Детские психозы

        Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.

        Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.

        Общие клинические особенности

        Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность - общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.

        Существует два основных критерия для аутизма:

      • постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
        ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
        Основными критериями для шизофрении выступают:
      • галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
        негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
        Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.
      • Особенности аутического расстройства

        Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:

      • нарушение исполнительных функций;
      • проблемы с абстрактным мышлением;
      • неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.
      • Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.

        Шизофреническое расстройство

        Шизофрения - это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

        К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

        На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

        Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

        Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

        Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

        Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

        Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

        Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

        Проблемы диагностики

        Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:

      • более поздний возраст развития отклонений;
      • меньшее влияние на интеллектуальные способности;
      • легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
      • усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
      • периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.
      • У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.

        Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.

        Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.

        За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.

        Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.

        Аутизм это детская шизофрения

        Хочу рассказать про дурацкие диагнозы в детской психиатрии.

        Вообще их есть целый список у меня, но буду по одному выдавать. Диагноз — очень важная вещь. Диагноз — это не только выбор терапии, не только понимание того, что с человеком происходит. Это еще и отношение.

        В учебниках середины 20го века можно было увидеть фотографии людей с психическими расстройствами (как правило люди эти выглядели очень неприглядно – растрёпанные, с нелепыми выражениями лиц, одетые в больничные робы), которые были подписаны словами «эпилептичка», «шизорфеничка», «сифилитик», «олигофрен». Подобные образы, конечно, были связаны с общим отношением к людям в психиатрии. Пренебрежительное, опекающее и неуважительное отношение получали они в системе помощи и в целом от людей вокруг. Диагноз и название человека становился инструментом отношения к нему.

        Сейчас конечно врачи говорят так редко, чаще кулуарно, в учебниках такого не пишут. Но часто используют диагнозы, которые можно назвать именно плохими инструментами (я их называю «дурацкими диагнозами») которые соответственно определяют и плохое отношение к человеку.

        Один из таких диагнозов, который сам по себе дурацкий, да еще и тянет за собой ужасное отношение к человеку – «детская шизофрения». Вот про него сегодня немного расскажу.

        Идея очень простая – ребенок имеет шизофрению, но так как он маленький и у него не сформированы определенные психические умения (например, умение абстрактно мыслить и обобщать), шизофрения у него проявляется не так, как у взрослых. У взрослых шизофрения проявляется психотической симптоматикой (то есть бредом, галлюцинациями), а у ребенка будет проявляться в тех областях, которые ему по уровню развития доступна (например, искаженными эмоциями, нарушениями движения). В итоге такой подход, вот эта приставка «детская» оправдывает невероятные отличия в поведения людей с шизофренией от поведения тех детей, которым диагноз «детской шизофрении» ставят.

        В итоге диагноз «детская шизофрения» стали ставить (и продолжают ставить) в буквальном смысле всем, тем, кто ведет себя как-то странно и необычно. Странно двигается (взмахивает руками, раскачивается)? Шизофрения. Очень холоден и неэмоционален? Шизофрения. Слишком плохо себя ведет? Шизофрения. Выравнивает предметы в ряд и остервенело разглаживает складки на одеяле перед тем, как заснуть? Шизофрения.

        Это, конечно, все не так. От термина детская шизофрения отказались, его место на полке «история психиатрии» и пользоваться им нельзя.

        Что есть вместо?

        Во-первых, действительно есть шизофрения. Это заболевание с определенными (очень четкими критериями) диагностики. Это заболевание проявляется бредом и галлюцинациями и может быть любом возрасте – у детей, у подростков, взрослых и пожилых. Им всем поставят диагноз шизофрении, но, конечно, не будут уточнять, что у них какая-то особенная подростковая или пожилого возраста шизофрения. Да, шизофрения у детей бывает очень редко (примерно 1 на 10-15 тысяч), но бывает и именно в том виде, в котором бывает у взрослых, с такими же проявлениями.

        Но чаще же то, что называют детской шизофренией является одной из ситуаций расстройств аутистического спектра. Единственное, что будет объединять людей с шизофренией и людей с РАС является некоторая необычность и странность поведения, все остальное же будет совершенно разным. У людей с РАС нет бреда и нет галлюцинаций, у них нет приступов обострений, которые характерны для течения шизофрении.

        В-третьих, детской шизофренией часто называют обсессивно-компульсивное расстройство. Это нарушение при котором у человека есть очень много навязчивостей (повторяющиеся воспоминания, мысли, импульсы, которые при этом по тем или иным причинам мешают) и много ритуалов (то есть действий, с помощью которых они эти навязчивости пытаются прогнать).

        В-четвертых, часто наличием детской шизофрении объясняют выраженные расстройства поведения. Это ситуации, когда у человека какое-то очень сильно проблемное поведение, когда очень высокий уровень протестов, агрессии, когда есть малопонятные побеги или воровство в большом масштабе. Как правило механизмы этих проблем поведения довольно понятны (наличие высокого уровня импульсивности, СДВГ у ребенка, не очень высокий интеллект, сложная домашняя и школьная ситуация, наличие депрессии), но почему-то вместо того, чтобы разбираться в том, что именно человека приводит к такому поведению, могут поставить такой вот диагноз и все начать объяснять тем, что человек, мол, «сошел с ума».

        Ну и в-пятых, часто диагноз «детской шизофрении» могут получить люди с не очень простыми характерами и формирующимися особенностями личности, особенно тогда, когда их формирование связано с проблемным поведением. Например, я встречался с тем, что подростку с эмоциональной неустойчивостью (это иногда называют пограничным расстройством личности), поставили диагноз шизофрении из-за нередко встречающихся при пограничном расстройстве личности резких интенсивных перепадов настроения.

        И, конечно, есть и в-шестых и в-седьмых, и в-восьмых. Вообще эта концепция детской шизофрении (с невероятно размытыми границами) очень предрасполагает к тому, чтобы ей обзывали все на свете. Будет проще тогда, когда на использование этого термина будет наложен строгий запрет.

        Шизофрения и аутизм - это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении - в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.

        Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.

        Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина - основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.

        Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.

        Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.

        Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.

        Общие клинические особенности

        Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность - общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.

        Существует два основных критерия для аутизма:

        • постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
          ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
          Основными критериями для шизофрении выступают:
        • галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
          негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
          Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.

        Особенности аутического расстройства

        Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:

        • нарушение исполнительных функций;
        • проблемы с абстрактным мышлением;
        • неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.

        Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.

        Шизофреническое расстройство

        Шизофрения - это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

        К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

        На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

        Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

        Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

        Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

        Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

        Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

        Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

        Проблемы диагностики

        Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:

        • более поздний возраст развития отклонений;
        • меньшее влияние на интеллектуальные способности;
        • легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
        • усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
        • периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.

        У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.

        Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.

        Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.

        За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.

        Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.

        Коррекционная работа с детьми с аутизмом

        в психологическом центре Просвет.

        Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом. .

        Наряду с ранним детским аутизмом, как особая категория расстройства развития в МКБ-10 выделяется атипичный аутизм. В отличие от раннего детского аутизма, он либо начинается в ином возрасте, либо характеризуется отсутствием некоторых важных признаков. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, а также у детей с атипичными детскими психозами.

        Клиническая диагностика детей с ранним детским аутизмом является чрезвычайно сложным процессом. Для правильного установления диагноза необходимы обширные и тонкие клинические и клинико-психологические исследования. К их числу, прежде всего, следует отнести структурированный анамнез, обязательное неврологическое и соматическое обследование, электроэнцефалографическое обследование, проверку зрения и слуха, в некоторых случаях хромосомный анализ. Желательно получение заключения от психолога, который наблюдает за ребенком и использует специальные методы психологической диагностики.

        Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особую важность дифференциальной диагностики раннего детского аутизма, так как аутистические проявления могут наблюдаться также при ранней детской шизофрении, умственной отсталости, задержке психического развития и других вариантах психического дизонтогенеза.

        Е. С. Иванов справедливо акцентирует внимание именно на ранней диагностике детского аутизма, задачей которой должна быть дифференциация РДА от синдромов аутизма при других заболеваниях и состояниях психического недоразвития. По мнению автора, дифференциальная диагностика должна быть основана на знании ядерных проявлений РДА как искаженного психического развития, на знании этапов нормального психического развития ребенка. Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно, а симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. В случае затруднения в постановке диагноза, подчеркивает автор, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и специального психолога.

        В. Е. Каган выделяет следующие дифференциально-диагностические признаки детского аутизма от шизофрении в детском возрасте (см. табл. 3).

        Таблица 3 Различия раннего детского аутизма и детской шизофрении

        Ранний детский аутизм

        Шизофрения в детском возрасте

        Отсутствие бреда и галлюцинаций у детей с РДА (даже в юношеском возрасте) Наличие бреда и галлюцинаций
        Детский аутизм достоверно преобладает у мальчиков При шизофрении распределение по полу равномерно
        В семьях аутистов редки случаи заболевания родственников шизофренией У детей, страдающих шизофренией, шизофрения диагностируется в родителей в 10 раз чаще, чем у детей с аутизмом
        Более высокий социальный статус родителей Более низкий социальный статус родителей
        Ремиссии и рецидивы отсутствуют Имеют место ремиссии и рецидивы
        В анамнезе чаще пренатальные осложнения Доминируют наследственные факторы
        Период нормального развития ребенка отсутствует Ребенок развивался нормально и затем заболел
        Задержка в развитии социальных отношений Активный уход от реальности

        К. С. Лебединская предлагает использовать два важных диагностических критерия отличия раннего детского аутизма от шизофрении. Для шизофрении характерны следующие признаки:

        Хотя бы короткий промежуток времени - нормальное психическое развитие, предшествующее возникновению аутизма;

        Признаки прогродиентности (прогрессирования заболевания) в виде нарастания психического дефекта: углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков.

        Как отмечалось выше, одновременно с Каннером и независимо от него австрийский психиатр Г. Аспергер описал состояние, названное им «аутистической психопатией». По мнению Аспергера, «ядро личности» у описываемых им детей было сохранено [цит. по: Каган, 1981]. В свою очередь, Ван Кревелен выдвинул предположение, что ранний детский аутизм является результатом органического поражения мозга у лиц, предрасположенных к аутистической психопатии. Автор выделил различия между инфантильным аутизмом и аутистической психопатией [цит. по: Каган, 1981, с. 20].

        Таблица 4. Различия раннего детского аутизма и синдрома Аспергера

        Ранний детский аутизм

        Аутистическая психопатия

        Выявляется сразу после рождения на первом году жизни Странности отмечаются на 2-3 году жизни и особенно ясно проявляются в первые годы обучения в школе
        Ходить начинает раньше чем говорить Речь проявляется раньше ходьбы
        Встречается у мальчиков и девочек Чаще встречается у мальчиков
        Познавательный дефект Дефект интуиции
        Плохой социальный прогноз Хороший социальный прогноз
        Речь не имеет коммуникативной функции Речь используется как средство общения
        Нет зрительного контакта, не замечает других людей Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда
        При госпитализации нет тоски по дому При госпитализации есть тоска по обстановке дома, но не по людям («ностальгия кошек»)
        Интеллектуальные проявления бедны Хорошие общие и специальные способности
        Поведение беспокойно Поведение странно

        Д. Вебер выделил следующие дифференциально-диагностические критерии различения синдрома Аспергера и раннего детского аутизма :

        Отсутствуют нарушения в развитии речи у детей с синдромом Аспергера, характерны для детей с синдромом Каннера;

        Синдром Аспергера представляет собой личностное расстройство с относительно рано закрепившимися стабильными особенностями, которые претерпевают лишь количественное изменение, в то время как синдром Каннера характеризуется большей вариабельностью и наклонностью к качественным изменениям. Не менее важной является дифференциальная диагностика раннего детского аутизма от умственной отсталости.

    Похожие публикации