Экономика и социальная структура. Экономика и социальная структура общества. “Внеэкономические” факторы социальной дифференциации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Сущность, структура и классификация экономической системы общества. Типы экономических систем. Общие понятия и типология кризисов в развитии социально-экономических систем общества. Циклы общественного воспроизводства и их роль в возникновении кризисов.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2010

    Предмет, методы, функции историко-экономической науки. Варианты периодизации экономического развития общества (формационный, цивилизационный подход, теория постиндустриального общества). Экономика первобытнообщинного общества: хроносхема, черты хозяйства.

    презентация , добавлен 24.12.2010

    Понятие и структура экономической системы общества, закономерности ее развития. Характеристика постиндустриального общества. Типы экономических систем: командно-административная, рыночная, смешанная. Проблемы формирования экономической системы в России.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2010

    Понятие, сущность, классификация и типы экономических систем. Характерные черты современной рыночной экономики. Экономическая культура, ее особенности, функции и роль в экономической сфере общества. Перечень значений основных понятий экономической теории.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Возникновение и развитие экономической теории. Школы экономической теории. Предмет и функции экономической теории. Методы экономических исследований. Экономические законы. Проблемы экономической организации общества.

    реферат , добавлен 15.02.2004

    Суть постиндустриальной экономики. Принципы и признаки информационного общества. Специфика теории постиндустриальной экономики в современной социально-экономической системе. Развитие национальной экономики Беларуси в направлении постиндустриализма.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Информационная экономика - попытка создания стройной экономической теории информационного общества. Предмет и метод дисциплины, описание модели "креативного человека", которая в информационном обществе приходит на смену модели "экономического человека".

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010




Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; Общественное производство определяет появление и развитие социальной структуры; Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества; В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества


Экономические институты - нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. формальные правила - кодексы, законы, подзаконные акты и т. д. неформальные правила - традиции, обычаи, привычки, стереотипы поведения субъектов экономики экономические категории - рынок, собственность, конкуренция, налоги и т. д.



Экономика и социальная структура общества - взаимосвязь экономики с такими показателями как: общая численность населения и темпы его роста; состояние здоровья общества; формирование профессиональных социальных общностей; неравенство в доходах и богатстве.




Исследование и анализ влияния экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей богатые занимают самые лучшие должности и имеют самые престижные профессии. эти профессии лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. к зажиточным слоям, составляющим средний класс, в обществе относят юристов, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию рабочий класс согласно современным представлениям составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами общества. к низшим слоям относятся неквалифицированные рабочие, безработные, нищие.


1. Социальное расслоение общества, которое напрямую связано с экономическим развитием, обостряет противоречия интересов различных социальных групп. 2. Рыночную экономику необходимо корректировать путем проведения определенной социальной политики, чтобы не допустить социального взрыва. 3. Социальная политика Российского государства на современном этапе предполагает: поддержку малоимущих граждан; регулирование трудовых отношений; содействие в трудоустройстве незанятого населения; свободу выбора профессии; обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров; обеспечение свободы предпринимательства. 4. Согласование интересов различных участников экономической жизни общества актуально, поэтому экономическая и социальная сферы должны взаимно поддерживать друг друга.



До Петра I промышленность и торговля в России были развиты слабо. Причиной такого положения служили вполне объективные обстоятельства - замедленное развитие сельского хозяйства (низ­кая урожайность, малопродуктивное животноводства) из-за труд­ных природно-климатических условий, растущей тяжести государ­ственных податей, низкой плотности населения. Поэтому для удовлетворения государственных нужд в оружии, порохе, сукне московское правительство создавало свои предприятия, которых к концу XVII в. насчитывалось около 20. Уже при Алексее Михайло­виче с таких заводов не брали никаких податей и приписывали к ним целые деревни для обеспечения рабочей силой. Частным лицам тогда было трудно развивать свои промыслы из-за государ­ственных сборов и большого числа государственных откупов, мо­нополий на самые выгодные товары, а также узости платежеспо­собного спроса среди широких масс населения на продукцию мануфактурной выделки (крестьяне вели в основном натуральное хозяйство).

Петр I по существу продолжил политику своих предшественни­ков в области промышленности и торговли, но с гораздо большим размахом. Число мануфактур выросло примерно в 10 раз, составив приблизительно 200. Много энергии Петр I потратил на содейст­вие поиску полезных ископаемых, особенно железной и медной руд, золота, серебра, на устройство горных заводов, оружейных, суконных и прочих мануфактур. Он строил заводы на государст­венные средства, поощрял заведение частных предприятий, вплоть до насильственных мер, передавал государственные мануфактуры в частные руки, приглашал иностранных мастеров и отправлял русских на обучение за границу и т.д. На мануфактуры отправляли бродяг, «гулящих» людей, крестьян, с 1721 г. купцы получили право покупать крестьян деревнями для работы на фабриках. И это не случайно.

Свободных рабочих рук в стране было крайне мало, полностью оторвать крестьян от земли и отправить работать на завод было невозможно, так как, став рабочими, они едва ли смог­ли бы прокормиться на одну зарплату, если бы это явление приня­ло широкий размах.

В своей промышленной и торговой политике Петр I основы­вался на принципах меркантилизма (т.е. пользы, выгоды), которые сводились к тому, что каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить все нужное ему и больше вывозить, чем ввозить. Поэтому Петр I вводил высокие таможенные пошлины на импорт, особенно на товары, производимые в России, ограничивал деятель­ность в России иностранных купцов. Но это приводило к еще боль­шей нехватке капиталов (иностранцы опасались вкладывать день­ги в русские предприятия), к низкому качеству многих русских товаров, предназначенных для широкого рынка, из-за отсутствия конкуренции. Поэтому после смерти Петра I новое правительство пересмотрело торговую политику и снизило импортные пошлины.

Многие десятилетия идут споры о значении деятельности Пет­ра I в области промышленности и торговли, о том, дала ли она толчок развитию капитализма в России или нет. Одни считают, что нет, так как крепостнические мануфактуры, да еще государствен­ные, нельзя считать капиталистическими предприятиями. Другие полагают, указывая на большое число частных заводов, что эле­менты капитализма были. Ошибка заключается в том, что и те, и другие отождествляют строительство заводов и фабрик и возник­новение капитализма как рыночные отношения. Капитализм, или рынок, предусматривает прежде всего развитие свободных рыноч­ных отношений между производителями и потребителями, и осо­бенно наличие рынка свободной рабочей силы. Ничего этого в сколько-нибудь серьезных масштабах в начале XVIII в. не было. Поддерживая отдельных заводчиков, работавших на государство, Петр I поборами и государственными монополиями разорял ос­новную массу купцов и ремесленников, не давая им возможности накопить капитал, достаточный для заведения предприятий.

Одновременно он истощал основную массу населения - крестьян, не давая им возможности стать потребителями промышленной продукции.

При отсутствии естественных условии и нормальных предпосы­лок для развития промышленности и торговли экономическая по­литика Петра I в этом направлении неизбежно должна была но­сить характер искусственного подхлестывания, и после решения крупных внешнеполитических задач и исчезновения энергичного воздействия преобразователя многие из его начинании должны были прийти в упадок. Что и произошло: из петровских мануфак­тур к концу XVIII в.

сохранилось лишь около 20. Вообще петров­ская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов с купцов как наиболее состоятельной части горожан и различных казенных «служб» при таможнях, питейных сборах и т.д., насильственное сколачивание торговых компаний - вот только часть средств и способов при­нуждения, которые Петр I применял к купечеству с главной целью - извлечь как можно больше денег для казны.

В первой четверти XVIII в. произошло разорение именно наи­более состоятельной части русского купечества - «гостиной сотни», после чего имена многих владельцев традиционных торговых домов исчезли из списка состоятельных людей. Грубое вмешатель­ство государства привело к разрушению ссудного и ростовщичес­кого капитала, на основе которого на Западе и развивалась капи­талистическая промышленность.

В начале XVIII в. происходит окончательное формирование дворянского сословия, которое пользовалось исключительными правами душе- и землевладения. Процесс складывания дворянства был результатом не только длительного развития служилого сосло­вия, но и сознательной деятельности Петра I. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым людям сразу занимать высокое положение в обществе, в армии и на граждан­ской службе основным принципом, определявшим положение слу­жилого человека, становится личная выслуга, условия которой определялись законами.

Тем самым путь наверх открывался наиболее способным пред­ставителям низов общества, и принцип выслуги, продвижения по служебной лестнице за заслуги, закрепленный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет выходцев из других сословии. Но, с другой стороны, не это было конечной целью преобразова­ний. Внедряя принцип личной выслуги, строго оговоренные в Та­бели о рангах условия повышения по лестнице чинов (важнейшим из условий была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста), Петр I стремился превратить довольно аморфную массу служилых «по отечеству» (по происхождению) в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Конечно, одновременно шло и оформ­ление сословия дворянства как корпорации, наделенной особыми правами и привилегиями, с корпоративным сознанием, принципа­ми и обычаями, но этот процесс находит свое завершение только к середине XVIII в., когда дворянство постепенно освобождается от обязательной службы. Петр I стремился само понятие «дворя­нин» как можно теснее связать с обязательной, постоянной, требу­ющей знаний и практических навыков службой.

Петр I внушал подданным, что только тот дворянин достоин по­читания, который служит. И в самом деле: все дворяне определя­лись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в обяза­тельном порядке в школы, посылались на учебу за границу, запрещалось жениться тем, кто не хотел учиться, отбирались име­ния утех, кто уклонялся от службы.

В 1714г. был введен майорат - принцип наследования, по которому все имение доставалось стар­шему сыну, а остальные должны были искать источники существо­вания на службе.

Большие изменения произошли при Петре I в положении некрепостного сельского населения, фактически было создано сосло­вие государственных крестьян. В него вошли черносошные кресть­яне Севера, ясачные крестьяне - инородцы Поволжья, однодворцы Юга. Всего - не менее 18% податного населения. Однодворцы по происхождению были служилыми людьми, но измельчавшими, владевшими, как правило, одним двором, но обладавшими права­ми иметь крепостных (и у некоторых они были) и не платить по­дати. Теперь они были «положены в тягло», что закрывало им путь в дворянство. Принадлежность к тяглым сословиям теперь означа­ла непривилегированность, и государственная политика была направлена на ограничение прав и возможностей, которыми обла­дали податные люди как лично свободные от крепостной зависи­мости.

Произошли изменения и в положении крепостных крестьян. Была ликвидирована разница в положении крепостных крестьян и холопов - холопы до этого времени не платили податей, теперь тоже были поверстаны в тягло. Ликвидация холопства в XVIII в. привела к усилению барщинных отработок крепостных крестьян, так как ранее именно холопы обрабатывали барские поля.

Петром I была проведена унификация социальной структуры городов, в которые были перенесены западноевропейские Городские институты: магистраты, цехи и гильдии. Имевшие на родине глубокие исторические корни, в Россию эти институты были перенесены насильно, административным путем. Посадское население было разделено на две гильдии: первую гильдию составили «перво­статейные», куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремеслен­ники, горожане умственных профессий, а во вторую гильдию были включены мелкие лавочники и ремесленники, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления беглых крестьян.

Деление на гильдии и объединение в цеха оказались чистейшей фикцией, европейские органы городского самоуправления на рос­сийской почве превратились в органы по выколачиванию податей из горожан. Была сохранена и старая система распределения нало­гов по богатству, когда наиболее богатые горожане были вынуждены платить за десятки и сотни неимущих, что вело к сохранению отсталых социальных структур и тормозило развитие рыночных отношений, предпринимательства.

В целом социальная политика Петра 1 была направлена на уни­фикацию сословной структуры общества (к сказанному следует до­бавить и введение штатов священнослужителей с четким распреде­лением прав и обязанностей по Духовному регламенту), которая имела целью создание так называемого «регулярного государства» - самодержавного, военно-бюрократического и полицейского.

Социальную сферу общества образуют крупные, более или менее устойчивые социальные объединения людей и взаимоотношения между ними. Эти объединения формируются под непосредственным воздействием труда, экономической жизни общества в целом и вместе с тем тесно связаны с политической и духовной сферами. Социальные отношения выступают поэтому в качестве сторон материальных и духовных отношений, в том числе политических, а не существуют наряду с ними. Духовные и политические отношения по своей природе суть отношения идеологические и соотносятся как целое и часть.

В социально-экономической структуре общества различают структуры первого и второго порядков . К структуре первого порядка относят крупные, имеющие исторический характер социальные объединения индивидов, получившие название исторических общностей людей. В структуре второго порядка выделяют прежде всего классы.

7.1. Исторические общности людей

Исторические общности людей - это крупные, устойчивые объединения (коллективы), обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т.д. Это своего рода закономерные ступени развития родовой, общественной сущности человека, в первую очередь труда и мысли. Поскольку труд является конечной основой и причиной развития общества, он выступает важнейшим фактором объединения индивидов в различные типы и формы общности и их последовательной от формации к формации смены. Если нет совместной жизни и труда, нет и исторической общности. Последняя поэтому выступает прежде всего как хозяйственная, экономическая общность. Связи в процессе производства ведут к связям территориальным, административным, к общности языка, как необходимого средства общения, накопления, хранения и передачи социально-организованного опыта, к формированию некоторых психологических черт людей, обусловленных условиями совместной жизни и труда.

С изменением производительных сил и производственных отношений изменяются типы и формы коллективности. Основными, известными истории типами общности являются родоплеменная общность, народность , нация . Иногда к ним относят и расы , т.е. группы людей, различающиеся по антропологическим, биологическим признакам (цвету и форме волос, форме глаз и т.д.), выраженным в социальных общностях. До сих пор принадлежность к расе выполняет социообразующую функцию: симпатии, близкие отношения, общение возникают в первую очередь между представителями одной расы. Однако вряд ли правомерно рассматривать расу как историческую общность, главным признаком которой является та или иная форма экономической общности.

В первобытнообщинной формации на основе кровнородственных отношений складываются родовые и племенные общности, а вместе с ними возникают первые формы брака и семьи . Характерной чертой родоплеменной общности является то, что экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Экономическая жизнь общества была такова, что на первый план выдвигала именно родственные связи. Родство - это сложное социальное явление, имеющее свою биологическую основу. Последняя выступает в качестве своего рода матрицы , на которой формируются социальные связи (родовые, семейные, национальные и пр.). Предполагают, что к моменту разделения первобытного стада (исходного состояния человеческого общества) стали играть известную роль родственные связи, материнские роды формировались главным образом из родственников женской линии. Их возникновение определялось не только естественными связями, но и социальными - значительной ролью женщины в домашнем и общественном труде, особенно в период мотыжного земледелия. С переходом от мотыжного земледелия к плужному, от разведения домашних животных - к скотоводству матриархат сменяется патриархатом, ибо в скотоводстве, а потом и в земледелии (где скот стал использоваться в качестве тягловой силы) главная роль стала принадлежать мужчине. Из патриархального рода постепенно возникает патриархальная семья (состоящая из трех-четырех поколений ближайших родственников, потомков отца), экономическую основу которой составляет коллективное владение землей и основными средствами производства; в индивидуальном владении находятся лишь предметы личного пользования.

Семья возникает из потребности воспроизводства человеческого рода, но имеет социальную природу . Брачные и близкородственные отношения - это лишь биологическая основа семьи, но не ее сущность. Семейные отношения с усложнением труда, экономической жизни в целом все больше наполняются социальным содержанием. Вместе с тем социальное родство сохраняет существенную зависимость от биологических связей. Поэтому как в исторических общностях (род, племя, народность, нация), так и в основной ячейке общества - семье - необходимо учитывать биологическую матрицу . Биологическая связь родителей и детей выступает в качестве той основы, на которой формируются социальные связи также и в обществе в целом. Известно, что в современных нациях в конечном счете все индивиды являются отдаленными родственниками. В условиях глобальных интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, возможно превращение человечества в панмиксический род, таящий вследствие гетерозиса (свойства гибридов первого поколения превосходить по жизнестойкости, плодовитости и другим биологическим признакам лучшую из родительских форм) возможности дальнейшего биологического развития человечества.

Экономической основой формирования новой общности - народности - служат частный труд и частная собственность. Преимущественно натуральный характер хозяйства определяет локальные, местные хозяйственные и другие связи. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, административной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства, способствующего ее упрочению. По форме различают народности рабовладельческого и феодального общества. Исторически первыми образовались древнеэллинская, древнеегипетская и другие народности рабовладельческого общества. Они охватывали, по-видимому, свободное население данной страны, не включая рабов. Народность в феодальном обществе (древнерусская, северофранцузская и др.) включает в основном трудящееся население (крестьян, ремесленников и т.д.). Некоторые народности (ненецкая и др.) начали складываться в условиях капитализма.

Нации формируются из людей различных племен и народностей (например, итальянская нация образовалась из римлян, греков, германцев, этрусков, арабов и т.п.) вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущими ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Так, слиянию ранее разобщенных русских областей, земель, княжеств в одно целое способствовали усиливающийся обмен между ними, постепенно растущее товарное обращение, концентрирование рынков в единый рынок. Но так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных.

Ленин выделил две основные тенденции в развитии буржуазных наций. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, интернациональное единство капитала и экономической жизни вообще. Обе эти тенденции в их диалектической взаимосвязи составляют единый мировой закон капитализма, но если первая из них преобладает в начале его развития, то вторая характеризует “зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм” 130 . Отсюда вытекают основные принципы национальной программы при социализме: 1) принцип равноправия наций, в том числе права наций на самоопределение и отделение; 2) принцип интернационализма и борьбы с буржуазным национализмом. При этом необходимо отличать национализм угнетенной нации и угнетающей. Если для пролетариата угнетающей нации основным требованием в национальном вопросе, как правило, является признание права малых наций на отделение, то для пролетариата угнетенных наций таким требованием остается право на объединение. Поскольку в каждом буржуазном национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание против угнетения, его необходимо поддерживать.

Социалистические нации складываются двояким путем: в результате коренного преобразования буржуазных наций или непосредственно из народностей. Общественный характер труда и собственности способствует созданию единой многонациональной общности, учитывающей особенности труда, быта, культуры, демографических процессов и т.д. каждой нации и народности, не исключая малых этнических общностей.

Происходящие в современном мировом хозяйстве интеграционные процессы явно указывают на то, что в будущем на основе новой общности хозяйственной жизни постепенно будут стираться национальные различия. На смену национальной замкнутости придет всесторонняя связь наций, зависимость их друг от друга. Изменение в экономической жизни приведет к изменению психического склада людей, к необходимости единого языка. Тем самым создадутся предпосылки, необходимые для возникновения новой общности людей. Последняя в отличие от предшествующих исторических общностей будет уже внеисторической. Такой формой общности людей и станет обобществившееся человечество, которое Маркс рассматривал как идеал нового, т.е. диалектического и исторического материализма. “Точка зрения старого материализма есть “гражданское” общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество” 131 . Возникший и углубляющийся кризис современной цивилизации властно потребовал совместных действий всех стран, всех общественных сил мира. Объединенное человечество мыслилось Марксом как созданное на коммунистической основе. Появление глобальных проблем выдвигает более сложную и грандиозную задачу - создание объединенного в своих усилиях человечества в условиях социально разнородного мира, не изжившего еще антагонизма классов.

«Общество 6 класс» - Объединение людей по интересам и деятельности. Здесь больше подходит слово «сообщество». Конкретный этап в развитии народа. Все люди, проживающие в стране или на планете (человечество). Общество. Трудовой коллектив. Б) Объединение людей по происхождению (дворянское общество, высшее общество и т.д.).

«Социальная структура российского общества» - Формируются совершенно различные социальные и социально-психологические типы личности. То же самое относится и к социальным общностям. Среднеобес- печенные. Государственная муниципальная. Социальная структура российского общества. Высокообес- печенные. Богатые. Бедные. Виды собственности. Малообеспе- ченные.

«Структура общества» - Ученик. Данный вид стратификации характерен для развитых западных стран. Социальные группы. Социальная структура российского общества. Позиции социальных групп различны. Социальная сфера общества. 5. Найди «Чужаков» в цепочке: Человек выполняет разные социальные роли в соответствии со своим социальным статусом.

«Взаимодействие в обществе» - Общество как система. Общество и общественные отношения. Подумайте, как человек может относиться к природе? Взаимодействие человека и общества. Система общественных наук. Что такое общество? Общество и природа. Подсистемы. Общество.

«Социальная структура общества» - Профессия. Социальные интересы. Марксистская теория В основе – деление общества на классы. Социальная стратификация. Социальное равенство. Социальная группа. Нисходящая вертикальная мобильность: разорение, понижение в должности. Существование неравенства не снимает вопроса о социальном равенстве. Социальная роль.

«Социальная сфера общества» - Философия наука религия право искусство мораль идеология. Формы общественного сознания: Сми. Общественное мнение. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие. Единство и различие природы и общества. Различия между цивилизацией и культурой. Общество как объект познания. Основные сферы жизнедеятельности общества.

Похожие публикации