Что такое щедрость? Составляющие. Мам, а что такое щедрость

Дари себя окружающим

«Слово «любовь» означает умение дарить себя». (Иоанн Павел II, папа Римский)

«Одаривая нас любовью, как много ее Бог желает отдать? Божья любовь безгранична, про нее нельзя сказать: «Вот столько - и хватит!» Он хочет отдавать любовь бесконечно! Даже отдав всего Себя, Бог говорит: «Я хочу жить тобой, Я хочу жить в тебе!» Что заставляет Его так поступать? Любовь! Сам Бог, погрузившись в любовь, довольствуется даже жизнью слуги. Бог, обладающий абсолютной любовью, сожалеет, что не смог отдать столько любви, сколько Он бы хотел». (Преп. Мун Сон Мён)

Часто кажется, что щедрость – это готовность пожертвовать деньги на благое дело или купить еду для бездомного бродяги. Однако в смысле настоящей любви, щедрость нечто большее, чем финансовое пожертвование. Если мы любим, то щедры во всех своих поступках. Мы видим, кому нужны наши деньги, время, энергия, внимание, - и делимся ими.

Слово подарок, происходит от греческого слова charis, что означает «безвозмездная услуга». Наши подарки никак не должны быть связаны с поведением и поступками других людей совершёнными ради нас. Подарки – это безвозмездное проявление любви к человеку. Обладая щедрой душой, мы замечаем возможности проявить свою любовь, и проявляем ее.

Щедрость может заканчиваться поступками, но начинается она с сердечного желания. Щедро даря другим самих себя, мы показываем, как высоко их ценим. Щедрость – это в первую очередь сочувствие, сострадание, открытость и умение слушать. В семье очень легко начать воспринимать добрые поступки супруга как должное. Но когда мы щедры со своими супругами, то внимательно слушаем то, что они говорят и стараемся в меру сил удовлетворять их потребности. Ради любви, можно сделать больше, чем делается обычно.

«Только благодаря практике истинной любви мужчины и женщины способны реализовать свой потенциал и стать истинными людьми». (Принцип Объединения)

Умение дарить время

В современно культуре время – это самый ценный подарок, какой мы только можем сделать другому человеку. Даря другому человеку время, мы дарим ему часть своей жизни. Час, проведенный за разговором с сыном, вы могли бы потратить на компьютер или книгу. И ваш сын, скорее всего, никогда не узнает о вашей жертве, но подаренное вами время – это и есть проявление любви.

Если мы не тратим время на то, чтобы узнать человека, мы вряд ли сможем помочь ему. Проводя время с людьми и расспрашивая их об их семье, работе, интересах и здоровье, мы не только сможем показать им, что ценим их, но и узнаем их потребности и желания. И тогда у нас появится шанс проявить свою любовь, еще и разными другими способами. Мы не можем дарить свое время всем, кого встретим на улице или в метро, но мы можем дарить его хотя бы кому-нибудь. И в этом проявляется щедрость.

Каждый человек, встречающийся на нашем пути, ведет свою борьбу. У кого-то неважное здоровье, кто-то страдает от неудач в личных отношениях, у кого-то не складывается карьера, кто-то неспособен оценить себя по достоинству и страдает от депрессии. Часто человеку нужно лишь, чтобы его выслушали, и сделав это вы подарите ему надежду и помощь.

Иногда мы можем думать, что членам семьи не нужно уделять время, потому что мы и так видим их каждый день. Однако без щедрости в семейных взаимоотношениях, никакого семейного благополучия, просто не может быть. Порой мы думаем, что на будущий год или после того как заработаем определенные деньги, мы изменим наше отношение к близким: станем более внимательными к ним и будем больше проводить с ними время. Однако истинно то - что то, как мы проводим свои дни – это и есть наша жизнь. Выбор, который мы совершаем сегодня, определяет выбор всей нашей жизни. Если мы не делаем правильного выбора сегодня, то вряд ли его станет легче сделать завтра. Скорее уж наоборот делать правильные шаги становится все сложнее и сложнее, чем дольше мы их не совершаем. Наша любовь может быть не идеальной, но воспитывая в себе щедрость, мы учимся тратить время на самые главные вещи, пусть даже они и не кажутся нам самыми неотложными.

У нас у всех разные доходы и разные способности, но у каждого в сутках 24 часа, вычтите время на сон и еду и вы получите те самые ценные часы, которые и можете подарить другим людям. Конечно, много времени отнимает работа или учеба, но даже там мы можем дарить окружающим свое внимание и проявлять заинтересованность в их благополучии. Нам всегда не хватает времени, но каждый его «кусочек», может быть безвозвратно потерян в повседневных заботах, если личные отношения с Богом и окружающими нас людьми не являются нашим самым главным приоритетом.

Мы сами, решаем, как распоряжаться своим временем. Может внеурочная работа позволит вам купить новую машину, но в результате вы меньше времени проведете со своими пожилыми родителями? Может быть, вы нарушите расписание и ляжете спать на полчаса позже, но проведете это время со своей дочерью? Может быть, вы с женой слишком привыкли смотреть вечерами телевизор?

Всем людям необходима любовь, даря свое время вы выражаете свою любовь.

Умение дарить способности

Каждого из нас Бог наделил совершенно уникальным набором талантов и способностей, один может одно, а другой другое. Найти людей, которые нуждаются в том, что мы умеем, и дать им это, и есть настоящее проявление щедрости.

Слово «призвание» происходит от слова «призыв». Бог призывает нас обогатить жизнь других людей, сделав любовь основной целью своей жизни. Конечно чаще всего, мы получаем финансовое вознаграждение за свои способности, используемые ради призвания. Эти средства, помогают нам содержать семью и помогать другим людям. Но призвание само по себе является проявлением любви, так как оно направлено на удовлетворение потребностей других людей. Именно поэтому, если наша жизнь будет ориентирована на любовь, то некоторыми занятиями мы не станем заниматься, даже если они очень прибыльные.

  • Любящий человек не станет делать, что-то, что причиняет боль и страдание другим людям.
  • Любящий человек не станет делать то, что не приносит никакой пользы обществу.
  • Любящий человек не станет делать то, что приносит вред как отдельно взятому человеку, так и окружающему миру в целом.

Печально было бы потратить большую часть своей жизни на то, что не обогащает души других людей! Это означало бы, что мы попросту растратили все дарованные нам способности. Когда же наше призвание помогает другим физически, эмоционально или духовно, тогда оно становиться проявлением любви. Не обязательно становиться пастором, медсестрой или учителем, чем бы мы не занимались, всегда можно найти способ служить окружающим людям.

Очень важно осознавать собственную ценность, верить, что мы можем сыграть значительную роль в этом мире и использовать свои способности ради блага других людей. Тогда мы и сами станем по настоящему любящими людьми и в значительной степени обогатим жизнь других людей.

Умение дарить деньги

Мы тратим свою энергию, на то, чтобы заработать средства, посредством которых удовлетворяем свои потребности и потребности своей семьи. Щедрое сердце и любовь призывают нас так же помогать другим людям. Жертвование денег – это практический способ подчеркнуть ценность других людей.

Иногда мы думаем, что если бы у нас было больше доходов, тогда мы смогли бы заняться благотворительностью. Однако это самообман, если мы не можем отдать, что-либо от «малого», то скорее всего не станем давать и от «большого». Если мы не можем проявить щедрость в малом, то в большем, нам будет еще сложнее проявить ее.

Если бы каждый человек на земле мог бы отделять 10% от своего дохода на благие цели, то всякая необходимость в любых благотворительных фондах, просто отпала бы. Когда вы жертвуете деньги на благие дела, то тем самым привлекаете в жизнь вместо скупости, изобилие, это позволяет вам чувствовать себя более богатым, что, в конце концов, и происходит. Также, жертвуя деньги на разные благие цели, вы становитесь более экономичными и более осторожными, в отношении оставшихся денег, что в долгосрочной перспективе позволяет больше накапливать.

Любые деньги, вложенные в укрепление взаимоотношений, вернуться к нам сторицей. Однако, если мы жертвуем не от щедрости сердца, а из ожидания похвалы, тогда мы лишаем себя радости жертвовать во имя любви. Когда мы признаём бесценную значимость других людей, то можем жертвовать исходя из любви по отношению к людям – такая щедрость приносит удовлетворение и радость.

Бесспорно, важно откладывать и накапливать деньги для себя и своей семьи, чтобы облегчить свое материальное состояние и иметь больше свободного времени. Но если мы страдаем от отсутствия духовности, накопление средств может перерасти в скупость и жадность, которые в свою очередь разрушат не только нашу душу, но и все добрые взаимоотношения.

Иметь хорошие и дорогие вещи не плохо, главное, чтобы они не становились владельцами своих владельцев. Иногда чрезмерно дорогие вещи, становятся грузом и могут встать между людьми. Важно спокойно относиться к своим деньгам и своему имуществу, и ценить превыше всего человеческие взаимоотношения. Тогда обладая внутренней свободой, мы сможем жить в соответствии со своими нравственными приоритетами, несмотря на обстоятельства.

«Откажись от одного человека ради семьи, откажись от семьи ради общины, откажись от общины ради страны. Ради своей души откажись от всей земли». (Древнеиндийское изречение)

Только когда, мы что-либо отдаем, мы можем быть уверены в том, что оставим хоть какой-то след в истории. Когда мы жертвуем бескорыстно и от чистого сердца, мы приобретаем смирение и наполняем свою жизнь любовью.

«Мы живем на то, что зарабатываем. Мы делаем жизнь тем, что отдаем». (Уинстон Черчиль)

«То, что я отдал, я имею. То, что я потратил, я имел. То, что я оставил, я потерял». (Надпись на могиле)

От нас не требуется изменить весь мир, на нас никто не возлагает ответственность за судьбу человечества, щедрость проявляется к одному конкретному человеку, который в данный момент находится перед нами.

«Я никогда не стремилась помочь массам. Я всегда заботилась о конкретных людях». (Мать Тереза)

Простое проявление щедрости и доброты, может подтолкнуть окружающих к ответной щедрости. Даже если наши поступки не могут повлиять на мир в целом, тем не менее, они обогащают жизнь конкретных людей. А эти конкретные люди, вполне могут захотеть обогатить жизнь кого-то еще.

Настоящая щедрость никогда не отягощает. Не смотря на то, что нам придется чем-то пожертвовать, укрепившиеся и улучшившиеся взаимоотношения в состоянии зарядить нас энергией и энтузиазмом, неведомыми человеку, заботящемуся только о себе.

«Всё в этом мире устроено так, что стоит вам что-то один раз отдать, как этой вещи у вас больше нет. С любовью иначе: чем щедрее вы ее отдаете, тем в большей мере она к вам возвращается. Любовь может в любое время отдавать, ее суть такова, что она приносит удовлетворение, удовольствие и радость». (Преп. Мун Сон Мён)

Помеха щедрости: наши планы

Для многих из нас жизнь – это постоянная попытка успеть к сроку. Нужно вовремя уложить детей спать, зайти в магазин и купить продукты. Нужно следить за инвестициями и за успехами российской футбольной сборной, ходить на родительские собрания и оплачивать счета. Нужно вовремя менять масло в автомобиле, делать зарядку и посещать парикмахерскую. Нужно выносить мусор и делать еще тысячи мелких каждодневных дел. Порой наши дни могут оказаться расписанными по минутам, и в такой ситуации легко забыть ради кого мы стремимся ко все новым и новым достижениям. Легко забыть о потребностях окружающих нас людей и целиком сосредоточится на своих собственных сиюминутных планах. Спешка вредит не только нашему здоровью, но и всем нашим взаимоотношениям. Мы не сможем понять других людей и то в чем они нуждаются, если постоянно заняты собственными делами. Иногда чтобы понять самое главное, нужно просто отложить свои дела всего на несколько минут.

Какой стала бы наша жизнь, если бы мы:

  • Спокойно относились к имуществу и были готовы расстаться с ним при необходимости?
  • Жертвовали как минимум 10 процентов своего дохода на помощь другим людям?
  • Каждый день показывали знакомым, друзьям, детям и супругу, что нас заботит их благополучие?
  • Использовали свои способности, чтобы помогать другим?
  • Находили радость в щедрости по отношению к другим людям вне зависимости от обстоятельств?

«Возможно ли объединение? И как я собираюсь его осуществлять? Физической агрессией? Насильно? С помощью денег, власти или знаний? Все решается благодаря жизни ради других, основанной на истинной любви. Вывод прост, правда? Жизнь ради других, основанная на истинной любви, поможет переделать мир сатаны в Небесный мир». (Преп. Мун Сон Мён)

Цикл проповедей "Любовь как образ жизни":

Эти качества делают нас по-настоящему любящими людьми.

Щедрость...

Очередной вопрос семилетней дочери вывел меня из чувства созерцательного равновесия. «Мам, а что такое щедрость?»
«Ну, это доброта, отзывчивость. А откуда такой вопрос?»
«А нам сказали, урожай был щедрый»
«В таком случае, это большой, обильный»
«Странно, большой отзывчивый урожай», - сказала дочь и пошла, играть с армией своих кукол по названию Барби и Братц. Наши Маши и Ани были точной копией людей, а эти существа с полуметровыми ногами и огромными головами, которые так притягивают детей, кажутся нам, людям из прошлого, полными уродцами.
Похоже, ребенка не удовлетворил мой ответ и, чтобы дополнить свои знания, я решила сама разобраться, что же такое в нашем современном мире, щедрость.
Открыв словарь иностранных слов, я к своему стыду от незнания такой информации, увидела полное отсутствие слов на букву «Щ».
Спас меня школьный толковый словарь. В принципе все сказанное ребенку трактовалось правильно, это слово действительно означает «Не жадный».
Тогда я попыталась разобраться, почему в наше время это понятие или, вообще, не применяется в быту или приобрело извращенный смысл.
Сегодня существует великое множество тренингов, где главная цель – это уничтожение «старомодных» идеалов порядочности и раскрытие способностей для управления другими людьми с целью наживы в кратчайшие сроки. И вот «переформированные» личности смотрят на других после таких уроков с одной мыслью.
«Да, я эгоист, негодяй, подлец! И мне это нравится! Я могу так расставить локти и так пройти по головам! Я пойду к вершинам роскоши и благам Мира! Так я приду к райским кущам и буду счастлив!»
А на извечный вопрос того «быдла», которое живет с «пережитком прошлого», - « Почему ты такой?», гордо звучит ответ. «Это не я, это жизнь такая».
Видимо этот «мажор» прав, жизнь такая, какой мы ее хотим видеть. Если человек не способен к самопожертвованию, к щедрости, к банальной жалости, наконец, то, что же он ждет от других людей?
Каждый человек, будь то новоиспеченный на семинарах Иуда или чистое новорожденное существо, каждый, имеющий разум в этом мире, ждет щедрости от собеседника, и щедрость эта не проявляется в количестве выданных рублей. Щедрость эта проявляется в дружеском рукопожатии, объятии или поцелуе без корысти, без задней мысли.
Да, у каждого в этом мире свое предназначение. Одни рождены быть орлом, а другие г...ом. Но, мир изначально состоит из чистоты и красоты, никто не отнимет звезд, песен соловья, бутонов роз с каплями росы.…Тот, кто продолжает это видеть за толщей своего кошелька и своими помыслами, еще не совсем потерян для себя.
И, вовсе, не в том понятие щедрости, что бы «бросать звонкую монету под ноги церковным нищим».
Щедрость бывает разной. Можно просто с недовольным видом на вопрос «не дадите ли стакан воды» в жаркий день, человеку, страдающему от жажды протянуть воду, а можно добавить туда лимон со льдом. Потребность только брать, это страшный симптом начинающейся болезни под диагнозом «одиночество». Наивно думать, что отношения с «нужными» нам людьми тоже можно назвать щедростью. Увы, это просто подхалимаж, построенный на корысти. И решив, что это временно, достигнув цели, стать богатым, можно стать искренне щедрым.
К сожалению, душу уже проели черви выгоды. Она, эта источенная душа, сохнет и не способна к восстановлению.
И вот тут то и находятся люди, для которых слово под названием щедрость, имеет настоящий, светлый смысл. И таким людям, очень тяжело в этом мире, они ищут себе подобных, чтобы вдвоем пробить толпу, которая идет по головам с широко
широко расставленными локтями, к одной им понятной цели, той, которую им внушили на тренингах Миссии от НЛП. Древние философы говорили «мысль управляет миром».
Какая мысль? Пророка, который кричит толпе «бери свое, не смотри по сторонам, иди вперед!»
Или Истинного и Единственного, того, который говорил «Уберегитесь от дурных мыслей, которые обратятся на вас и осядут на плечи ваши. Добрые же мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Ибо человек носит в себе и свет целебный и мрак смертельный»
Почему же мы, так и не научились понимать истинное значение слова щедрый. Почему мы называем щедрым работадателя, который кидает нам подачку из тех средств, которые мы же ему и заработали? Почему мы называем мелкое такими большими словами?
Так мы живем в иллюзии, потеряв истинный смысл этого странного «пережитка прошлого» под названием «щедрость».
Прошу вас, станьте щедрыми по отношению к своим близким, а уж потом, научившись искренне дарить радость добра и умение делиться, выходите на Свет, чтобы самим не остаться в жаркий день без глотка чистой родниковой воды.

Щедрость – это то, что запоминается навсегда. Тот, с кем поступили щедро, будет помнить это до конца жизни. И вспоминать с тем же удивлением, а иногда и со слезами: бывает же такое! Такое встречается редко. Мир обыденности совсем далек от щедрости.

В обыденности действуют другие вещи: обмен, а не дар; осторожность, а не самозабвение; трезвый расчет и мысль о последствиях (вот я дам ему это, а что он с этим сделает? или: а у меня-то что останется?); чувство долга, а не чувство красоты; отношения власти-подчинения или же равенства с другими, а не внезапной близости и чувства мгновенного всемогущества. Обыденностью управляет закон самосохранения, а щедрость не боится потерять и забыться. «Щедрому весьма свойственно даже преступать меру в даянии, так что себе самому он оставляет меньше [чем следует]. Дело в том, что не принимать себя в расчет – свойство щедрого человека», говорит Аристотель («Никомахова этика»).

В щедрости – бессмертие вот этого, только этого момента, как будто за ним не последует никакой другой.

Как будто вышел человек
И вынес, и открыл ковчег,
И всё до нитки роздал.
(Б.Пастернак)

Щедрость радостна. Тот, кто дает без радости, – не щедр. «Не заслуживает этого имени и тот, кто, давая, страдает. Он ведь охотно предпочел бы имущество прекрасному поступку, а щедрому это чуждо» (Аристотель).

Способность дарить радостно, беззаботно и безвозмездно – не добродетель обыденности. Это праздник среди обыденности. Щедрость является в нашем мире как напоминание о мире совсем другом.

Душа щедрости – свобода и смелость. Только свободный человек может быть щедр. Латинское liberalis означает и «свободный от рождения», и «щедрый». Греческое именование щедрости тоже связано с благородством, то есть прирожденной свободой. А совсем свободным человек бывает редко. Щедры мы можем оказаться по вдохновению. Из-за сострадания. Из-за любви. Из-за какого-то непонятного себе самому озарения. Из-за радости, наконец, как в «Сказке о Царе Салтане»:

Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
(Всех трех – злодеек ткачиху с поварихой и сватьей бабой Бабарихой, которых по справедливости ожидало бы справедливое наказание).

Обычно щедрость противопоставляют скупости. Но само по себе это противопоставление не слишком интересно. В «Никомаховой этике» Аристотеля, которую мы уже вспоминали и которая на века стала основой европейской этики, скупости противопоставлено мотовство, расточительство: это два полярных отклонения от «золотой середины» щедрости. В дантовом «Аду» скупцы и расточители отбывают наказание в одном круге.

Но стоит заметить, что золотая середина у Аристотеля – это не фифти-фифти, не половина наполовину. Расстояние от щедрости в две стороны, до скупости и до мотовства – разное: расточитель еще может исправиться и стать щедрым, ему для этого просто не хватает ума, а вот скупой неисцелим, он никогда не станет щедрым. «Мот гораздо лучше скупца, – говорит Аристотель, – и потому, что его природа, в отличие от скупца, благородна, и потому, что он многим оказывает помощь, а скупец – никому, даже самому себе».

Аристотель думал о щедрости, добродетели дарения, только в отношении имущества, материальных вещей. Но это еще не вся щедрость.

В церковнославянском языке «щедрый» значит «милостивый», «щадящий» («Щедр и милостив Господь», как многократно говорят псалмы). «Ущедрити» значит «пощадить», «помиловать»; «щедроты» – «милостивые дары». Милосердие и щедрость в Библии – почти одно. В совершенной мере щедр (милостив) только Бог. Но и человеку предписано быть щедрым, видеть мир «щедрым оком». Уже Ветхий Завет настоящим даром считает только дар, который подают с радостью, без малейшего сомнения и расчета, без ожидания воздаяния, «тихо». Новый Завет еще категоричнее: «Тиха бо дателя любит Бог» (2Кор. 9:7) – «Бог любит того, кто подает с радостью».

Если кто-то дарит кому-то нечто (не обязательно вещественное: свое время, терпение, снисхождение и т.п.), и дарит в огромном количестве – но при этом хоть однажды ему придет в голову мысль, что тот, кого он одаривает, должен быть ему за это благодарен, – он не щедр. Он по существу отнимает то, что дарит.

Отнимает и у того, кому дарит, и у себя, потому что человек счастлив, когда может дарить «просто так»: он делает это не для чего-то еще, не для похвалы и не для благодарности. Благодарность – великая вещь, но она тоже, как и щедрость, принадлежит свободе. Принуждать к благодарности безобразно.

Где мы скажем – щедрый? Там, где дают больше, чем мы можем ожидать, больше, чем просят:

Ты больше, чем просят, даешь. –
это вновь Пастернак. Я думаю, ни один другой русский поэт не говорил столько о щедрости. Это особый дар Пастернака, замеченный другим поэтом:

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил…
(Анна Ахматова)

Щедрость самым естественным образом связывается со светилами, с солнцем, которое светит «на правых и неправых». С бьющими родниками, с обильными источниками… В том, что мы называем природой, нет скупости. Я думаю, что щедрость – это родная стихия творчества. Великая музыка, великие стихи и живопись не то что рассказывают нам о щедрости – они сами собой ее являют. Это всегда «больше, чем просят», всегда какой-то нечаянный, незаслуженный дар.

Итак, щедрость – это дар дарить без всякой оглядки. Дарить не только вещественные предметы, но и что-то важнее: прощение, участие, даже собственную жизнь. Этот дар может вдруг осенить человека жадного и бессердечного, как это рассказано в удивительной повести Л.Толстого «Хозяин и работник».

Лучший в мире рассказ о щедрости – и о том, как в мире ее не обязательно поймут и одобрят – это евангельский рассказ о некоей жене, которая помазала Христа драгоценными благовониями. Все четыре евангелиста передают эту историю, расходясь в деталях. Я перескажу версию Иоанна (Ин. 12:3-8). Дело происходит в Вифании, накануне страданий и казни Христа. Мария, сестра Лазаря (в других версиях – безымянная грешница), купив драгоценного мира, вылила его на ноги Спасителя (по другим версиям, на голову) и отерла ноги своими волосами. Это вызвало возмущение Иуды (у других евангелистов – учеников): зачем тратить миро, которое можно продать за триста динариев (огромная сумма) и раздать нищим?

Рассудительная, хотя и вполне «добродетельная» и «альтруистическая» (забота о бедных) обыденная мораль. Господь отвергает ее. Он объясняет это действие как пророческое: женщина помазывает его перед смертью и погребением (по обычаю тех времен умерших помазывали благовониями). Больше того: женщине, совершившей эту неразумную трату, он обещает – единственному человеку во всех евангельских повествованиях – ни больше ни меньше, как то, что она навеки войдет в саму благую весть: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13; Мк. 14:9). Она исполнила заповедь щедрости. У бесцельной и неразумной щедрости есть своя цель и своя мудрость.

И напоследок расскажу совсем маленькое происшествие. Однажды на римской площади я увидела старика, продающего прекрасные груши. «Сколько стоят?» – спросила я. Старик-крестьянин поглядел вдаль и сказал: «Жизнь короткая. Бери, дочка, так».

Я начала с того, что щедрость, как гениальность, встречается в человеческом мире редко. Но человеческое сердце никогда не перестанет любоваться ее красотой. Свободой от страха, бессердечия и душевной мелкости.

  • ЩЕ́ДРЫЙ , -ая , -ое ; щедр , щедра́ , ще́дро .

    1. Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п., не жалеющий тратить, расходовать что-л. Несмотря на свои ограниченные средства, он [Тит Никоныч] имел вид щедрого барина: так легко и радушно бросал он сто рублей, как будто бросал тысячи. И. Гончаров, Обрыв. Иван надеялся получить на чай, но гость, всегда щедрый и никак не пожалевший бы дать ему рубль, увлеченный разговором, совсем забыл про это. Л. Толстой, Ягоды. || перен.; на что и в чем. Легко, охотно раздающий, расточающий что-л. Щедрый на похвалы. [Иван Федорович] вообще не был щедр на слова. Может быть, это происходило от робости, а может, и от желания выразиться красивее. Гоголь, Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Чернышевский говорит, что, не будучи слишком щедрым в употреблении эпитета гениальный, он, не колеблясь, называет Белинского гениальным человеком. Плеханов, В. Белинский и В. Майков.

    2. Большой по размерам, значительный по ценности. Щедрое вознаграждение. Щедрые подарки. Щедрая помощь. Потемкин получил от Екатерины щедрые награды: медаль в честь взятия Очакова, похвальную грамоту и сто тысяч деньгами на достройку дома. Форш, Радищев.

    3. Богатый, обильный чем-л. В той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там. Вот какая щедрая земля в той стране! М. Горький, Старуха Изергиль. Казалось, тут все есть для счастья. Щедра природа. Благодатна почва. Прохладны реки. Изобильны недра. Горбатов, Филиппины. || Сильный в своем проявлении. Пыль висела над городом, и солнце, уходившее за горизонт, затопило улицу во всю ее длину ярким, чересчур щедрым блеском. Гл. Успенский, Растеряевские типы и сцены.

    Щедрою рукой - не жалея, не скупясь. На каждой станции сама Выходит путница: - Скорей Перепрягайте лошадей! И сыплет щедрою рукой Червонцы челяди ямской. Н. Некрасов, Русские женщины.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

«Делитесь тем, что имеете. Для кого-то это может значить больше, чем вы думаете» - Генри Лонгфелло

Великодушие и щедрость делают наш мир лучше. Они делают счастливее того, кто принимает, так же как и того, кто отдаёт. Несмотря на очевидные преимущества, такие качества в современном мире – на вес золота. Нынешнее общество построено так, что каждый желает большего для самого себя. Удовольствие теперь заключается в имуществе, власти, чувственных наслаждениях и стремлению к роскоши. Тем временем, бесконечные возможности для проявления доброты и щедрости окружают нас на каждом шагу, каждый день. Для того чтобы остановить такой ход событий и развернуть его на 180 градусов, требуется, пожалуй, немного изменить мировоззрения. Однако это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, а преимуществ – масса.

Итак, щедрый и готовый помочь человек знает, что:

1. Ресурсы для счастья не ограниченны

Соперническое мышление «либо ты, либо тебя», которое зачастую навязывается в современном мире, нелогично и негуманно. Проведём следующую параллель: мы как бы представляем пирог (который ограничен в размерах) и если кусочек съест кто-то другой, то вам не достаётся ничего. Чем больше желающих скушать вкусный пирог, тем меньше вероятности, что его скушаете вы. Так, очень часто, мыслим и мы в конкурентных обстоятельствах (если преуспеет он, то окажусь ни с чем я), но это не совсем правильно. Круговорот ресурсов для развития в человеческом мире разнообразен и бесконечен , в отличие от пирога. Ресурсы расширяются и растут по мере развития общества.

2. Щедрость и благородство приумножают счастье

Исследования подтверждают: отдавая, мы наполняем себя, становимся счастливее, обретаем смысл. Человеческая природа изначально не эгоистична. Наоборот, в наши потребности всегда входил поиск и познание любви, забота о других. Те, кто решается на этот поиск, в конце концов, находит то, что ищет.

3. Изменить даже одну жизнь к лучшему – стоит того

Щедрый и открытый человек осознаёт, что решать мировую проблему вместе реальнее, нежели поодиночке. Возможно, решение займёт очень много времени (например, не одно поколение). Но это не останавливает его от действия и своего посильного вклада. Ведь улучшение ситуации даже на тысячную долю процента, в пределах своих возможностей, - это уже достойное дело. Реальный пример: волонтёрство, материальная помощь (не обязательно денежная, но продуктами\игрушками и т.д., посадка деревьев и т.д).

4. Доверие – это важно

Добро всегда предполагает доверие. Инвестируя своё время и энергию в другого, мы на подсознательном уровне хотим верить, что человек использует вложенные в него ресурсы с пользой . Щедрый человек оптимистичен. А оптимистичные люди – счастливые люди, потому что они выбирают жить с верой в других.

Из года в год всё больше исследований указывают на то, каким положительным образом щедрость сказывается на психическом и физическом здоровье. Великодушное отношение к окружающим не только ослабевает стресс, поддерживает физическое здоровье, придаёт чувство смысла и не позволяет поддаться депрессии, но и способствует продолжительной жизни .

Практикуя щедрость, мы налаживаем отношения с окружающим миром, социумом и собой. Доброта, щедрость и великодушие побуждают нас видеть людей в позитивном свете, дарят бесценное чувство причастности и взаимосвязанности.

Похожие публикации