Важно ли высшее образование в наше время. Актуальные вопросы современного мира: нужно ли высшее образование

Так нужно ли высшее образование? Большинство тех, кто получил высшее образование, а потом пришел к выводу, что оно ему не нужно, начинают антипропаганду образования. И часто даже не понимают, что причиной неудовлетворительного опыта стали они сами. Как это возможно? Хочу рассказать в этой статье.

Скептиков высшего образования прошу лишь прочитать до конца и ответить на вопросы. И если после ответов на вопросы, вы все ещё будете считать, что высшее образование — это «зло», то я очень серьёзно готова углубиться в этот вопрос и рассмотреть ваши аргументы.

Итак, почему возникла тема. В последнее время я все чаще слышу и вижу, особенно на просторах интернета, множество антирекламы высшего образования. И поскольку я сама нахожусь в системе, знаю ее изнутри, мне кажется, я могу рассказать о ней, поругать и похвалить. И вообще имею право поднимать этот вопрос.

Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры

Например, я встречала такие высказывания:

  • Сначала работаешь на зачётку, потом нигде
  • Сказки мамы на ночь: закончишь школу, закончишь университет, найдёшь хорошую работу и все будет прекрасно

В сети полно информации и статей о том, как многие именитые, известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали высот. При этом в своё время они бросили университет или школу и высшего образования не получили. Мол, зачем оно нужно, зачем тратить годы на непонятное времяпрепровождение, если потом оно не нужно.

Мне тяжело и часто больно смотреть на эти высказывания. Ведь обращаются к молодёжи, на эти высказывания обращают внимание школьники, которым ещё предстоит делать выбор. И печально то, что такими мощными, запоминающимися, часто провокационными фразами и мыслями можно направить молодую не сформировавшаяся личность на ложный путь, сбить с толку. Почему?

1. Подумайте сами. В процентном соотношении, сколько историй таких успешных людей, которые, бросив ВУЗы, добились успеха? Сотые доли процента. А считал кто-то тех, кто закончил ВУЗ и стал успешным?

Об образовании этих людей никто не говорит. Это же не интересно, не провокационно! А сколько их? Часто приводят такие цифры (и кстати, неизвестно еще, откуда это взято), что около 30-40% успешных и богатых людей без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования.

Многие даже не задумываются, что успешные проекты образовались именно благодаря образованию.

Вот небольшой лишь список.

  • Google — результат научной разработки его основателей студентов Ларри Пейджа и Сергея Брина. Финансировались их разработки научным фондом, поддерживали юных разработчиков научные руководители. И представьте, что они не пошли туда учиться.
  • Но и наш отечественный интернет-гигант не отстает. Волож Аркадий Юрьевич - сооснователь и гендиректор компании
  • Уоррен Баффет. Крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов. Баффетт обучался под руководством Бенджамина Грэма в Колумбийском университете, штат Нью-Йорк. По словам Баффетта, именно Грэм заложил в него основы разумного инвестирования с помощью фундаментального анализа, и описывает его как человека, оказавшего наибольшее влияние на его жизнь после отца.
  • Костин Андрей Леонидович. Президент-председатель правления ВТБ, банка, входящего в ТОП-3 Российских банков. В свое время с отличием окончил экономический факультет МГУ.
  • Авен Петр Олегович. Председатель совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк ». Закончил экономический факультет МГУ, а позже защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
  • Дмитрий Гришин. Российский венчурный инвестор глава совета директоров Mail.ru Group. Окончил МГТУ имени Баумана с красным дипломом по специальности «Системы автоматизированного проектирования».

Ну что ж, хотите быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс — учитесь. Что-то не так интересно звучит, да? Не то что антипропаганда. (Я просто умолчу о врачах и ученых, они ВСЕ с образованием, и их… тысячи).

А каковы шансы, что именно этот школьник, который решил не учиться, достигнет подобного успеха? А каковы шансы, что с образованием достигнет? Неизвестно. Да-да. В том и другом случае нет никаких гарантий. Я не утверждаю, что образование сделает вас успешным. Гарантий никаких ни в том, ни в другом случае.

Образование поможет лишь тем, кому оно действительно нужно. Нужно ли высшее образование и как это определить? Поговорим ниже.

Нужно ли высшее образование? Популярные возражения

Получил диплом, а меня никто не берет на работу, приходится ходить искать места. Виновато высшее образование.

Почему-то мы считаем, что получив корочки, мы тут же устроимся, нас прямо с руками оторвут радостные работодатели. Но разве есть гарантия этого? Нет, мы давно уже живем не в Советском Союзе. Нет гарантии, что вас примут с удовольствием. А каковы шансы устроиться куда-то без образования? Еще меньше.

Я хочу сказать, что образование и устройство на работу — это два разных процесса. Да, одно отчасти зависит от другого, но важно понять, что получить образование — это еще не значит получить работу. Как в случае с образованием, так и без него, для того, чтобы найти хорошее место, нужно потрудиться, приложить усилия.

Вас это смущает? Избавьтесь в своих головах от мифа, что диплом равняется благополучному месту. С распадом СССР это перестало быть таковым. Вы можете относиться к этому как угодно. Это факт и это нужно понять. Выкиньте этот миф об устройстве на работу.

С дипломом или без нужно прилагать усилия. Котлеты отдельно, мухи отдельно. Устройство на работу — это отдельный проект. Ваш личный. Образование только даст право надеяться на некоторые должности и базу знаний для ряда специальностей. И все.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что в вашей голове сидит этот советский миф? Вопрос риторический.

Получил диплом, работу ищу, а не могу устроиться. Работы нет. В моей отрасли все переполнено. По специальности никто не берет. Виновато высшее образование.

Сразу вопрос: а вы, когда поступали, то изучали рынок? Анализировали, где вы можете работать, насколько профессия востребована? Нет? Почему?

Почему перед тем, как отдать документы, вы не поинтересовались, каковы шансы устроиться на работу по этой специальности, какова текучка в профессии, какие шансы на развитие? Не интересовались? Почему?

Я могу сказать, что в 16 лет, когда готовилась к поступлению на химико-технологический факультет узнала по интересуемой специальности все, что было доступно. Где можно работать, каковы шансы, есть ли вакансии. Меня порадовало, что на желаемую специальность был спец. набор от работодателей, которые готовы платить спец. стипендию и ждать выпускников. Здорово, правда. Я готовилась и мечтала работать в крупной классной, процветающей компании.

Но туда я так и не поступила. Нет, с экзаменами было бы все в порядке, я сознательно не подала туда документы. Там у меня могли быть проблемы с устройством, поскольку на такие типы предприятий с осторожностью берут женщин из-за угрозы здоровью. Я решила, что этот вариант мне не подходит. Я заранее поняла, что потом меня могут ждать трудности, да и здоровье мне дорого.

Готовилась к одному, поступила в другое, на химический факультет. Где был широкий потенциал работать в безопасных пищевых, косметических и экологических областях. Я уже тогда в 16 лет об этом всем думала. А вы?

Когда мы хотим открыть бизнес (по хорошему), мы тщательно анализируем нишу, спрос, выявляем потребности потенциальных покупателей. Ведь не сделав это, можно вылететь в трубу. Когда мы встречаем людей, то мы осознанно или нет оцениваем их, насколько это хороший человек, каковы у него ценности. Нам не очень хочется общаться с алкоголиками-тунеядцами-нытиками-попрошайками, мы отстраняемся и не впускаем таких людей в свою жизнь.

А почему бездумно получаем образование такое, которое никому не нужно и еще надеемся, что нас как высококлассных специалистов оторвут с руками? Идите учитесь на учителей, врачей — там спрос огромный. Не хочется? Хочется на юриста? Там халява и деньги? Так не удивляйтесь, что юристов полно и шансы на устройство минимальны.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что вы не подумали заранее о работе? Еще один риторический вопрос.

Знаю людей с образованием, они какие-то тупые и глупые. Образование их портит

На самом деле, какое бы внешнее культурное воздействие ни было, человек становится умным, эрудированным, грамотным САМ. Да, среда может внести свои коррективы, молодой человек может попасть в дурную компанию. Но те, кто желают развиваться, развиваются. А кто любит лишь попивать пивко, да играть в танки, не станут великими учеными и изобретателями, в каком бы элитном ВУЗе не учились.

Любой человек может запустить себя, а может постоянно развиваться, совершенствовать личные качества. Только это работа самого человека, за него не должен и не может это делать кто-то другой. Вы все еще думаете, что это должны быть университетские преподаватели?

Пока учился, понял, что хочу заниматься другим. Открыл свое дело, занялся дизайном/решил заняться психологией/вырезать мебель/ путешествовать и тп. Высшее образование виновато в том, что мешало заниматься любимым делом.

В коучинге есть один удивительный, прекрасный принцип «каждый человек делает ЛУЧШИЙ выбор в данный момент». Тогда в 16-17-18 лет, вы просто не могли знать, что через 2-3 года вы займетесь починкой байков и это будет настоящим удовольствием для вас, станет делом жизни.

Тогда у вас, не было того опыта, тех знаний, которые есть сейчас. Тогда вы сделали этот выбор, потому что не знали, что вам может понравиться в будущем. Тогда вы еще только-только начали понимать, чего хотите в жизни. Вышка была приемлемым вариантом на тот момент. Вы не стали слоняться по дворам, попивая пивко с «друзьями», а стали учиться хоть чему-то, возможно, нашли настоящих друзей среди однокурсников, встретили будущую жену/мужа, участвовали в студенческих мероприятиях.

У многих из нас в голове сидит миф о том, что однажды сделав выбор профессии, мы навсегда в ней останемся. Друзья, это МИФ, МИФ, МИФ. Можно (и нужно) менять род своей деятельности. Нет ничего ужасного, если через год-два-три после поступления, вы поняли, что это не ваше, если вы нашли дело, которое вам нравится больше. Так это же прекрасно!

Некоторые мои одногруппники/однокурсники закончили образование и поняли, что эта специальность была не для них. Еще в ходе основной учебы некоторые поступили на второе высшее, кто-то закончил курсы переподготовки. Выучились, устроились и счастливы себе в новой сфере. Это же хорошо, и это их жизненный путь.

Виновато ли образование, что вы сами не знали в свои 16-17-18 лет, чего хотите? Да опять этот риторический вопрос!

А может, вы поступили, потому что настояли родители, за компанию с другом, потому что модно? А потом говорите, что образование бесполезно. Я так очень аккуратно, не сочтите за дерзость, хочу поинтересоваться, а не ваша ли в том вина ответственность, что вы выбрали образование, поддавшись внешнему влиянию?

Так виновато ли образование, что поступили вы не по собственному желанию? (Да что за эти риторические вопросы, надоели уже!)

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Если вы ответили ДА на все вопросы, если вы сделали все, что зависит от вас, и при этом считаете, что высшее образование — не нужно, тогда мне очень интересна ваша позиция, я с удовольствием в комментариях рассмотрю с вами эту тему.

Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.

С мифами разобрались. Теперь мое мнение, нужно ли оно, это образование.

Я считаю, что образование нужно. НО. Не всем.

Кому НЕ нужно высшее образование? Тем, кто занимается своим любимым делом и при этом для вашего дела диплом НЕ нужен. Кто-то мастерит, кто-то пишет сказки, кто-то чинит байки, кто-то продает свои поделки, кто-то воспитывает детей, кто-то строит бизнес. Зачем вам образование в том, что не ваше? Не за чем. Оно лично вам не нужно и все. Точно так же как не нужен тулуп и валенки, если вы в тропиках живете и у вас 30-градусную жара круглый год. Сам тулуп и валенки — вещь хорошая, но вам лично они не нужны.

Если же для вашей любимой деятельности обязательно нужен диплом (например, если вы врач и вам это очень нравится), то да, образование нужно. Обязательно.

Мы так часто виним всех и вся (образование, государство, президента, страну, родителей, общество) в наших неудачах. Мы часто вспоминаем о таком пафосном слове как «ответственность», когда дело касается других. Но, увы, столь редко помним об этой ответственности, когда речь идет о собственном образовании. Ведь мы сами пошли на это образование, так почему виним кого-то или что-то в неудачности этой попытки?

Это мы делаем выбор, подчиняться внешнему давлению или идти своим путем. Это мы меняемся, взрослеем, получаем опыт. У нас практически всегда есть реальный выбор, и абсолютно всегда есть выбор своей реакции. Это называется проактивность, если вы читали С. Кови или Виктора Франкла.

Кому еще не нужно образование? Тем, кто выбрал профессию в быстроменяющейся сфере. Веб-программирование, большинство специальностей в маркетинге и веб-профессий (таргетологи, рекламщики, SEO и SMM специалисты), бизнесы всех уровней. В этих сферах все меняется быстрее, чем модифицируются учебные планы. Да, система образования со своими стандартами менее поворотливая. Она по определению, по сути своей не может угнаться за этими сверхскоростными областями.

И если вы задались вышеуказанными вопросами о будущем устройстве, вы сразу поймете, что образование по таким специальностям скоро устареет. Я призываю вас всегда думать вперед, это главное.

Образование как ресурс

Думаю, вы поняли, что само образование здесь нейтрально. В системе есть свои пробелы, прорехи, а есть и положительные стороны. Как и везде. Это точно такой же внешний ресурс, как и все остальное. Мы можем им пользоваться или нет. Мы можем его, то есть образование, выбирать, менять, не заканчивать или заканчивать, пользоваться им или не пользоваться.

Образование — это ресурс. Как время, деньги, материалы для строительства, дома, машины, умение водить эту машину, навык , компьютер и смартфон, кредиты в банках. Бывают откровенно ужасные ресурсы, прогнившие и обветшавшие. Бывают прекрасные. Мы сами себе выбираем, какими ресурсами пользоваться, а какими нет. Вы же не берете кредиты в каждом втором банке просто потому, что:

  • реклама понравилась
  • родители настояли
  • кредит — это модно
  • за компанию с другом
  • а что, у всех кредиты и у меня то же…

а потом сидите и плачете, оттого, что по уши в долгах и вините банки, за то, что они такие-сякие кредиты выдают. Так и с образованием. Если вы будете рассматривать его как ресурс, будете выбирать под ваши нужды, искать хороший ВУЗ с нужной программой, примерами успешных выпускников, отзывами (а не подаваться туда, где обучают кое-как и не тому, что нужно), то образование станет одним из самых удачных вкладов в свое будущее.

Заканчиваю сие длительное повествование, а то боюсь надоела уже.

Выводы

Давайте подведу итог, чтоб собрать мысли в кучку. Несколько основных выводов:

  1. Высшее образование — не зло и не добро. Это ресурс, который нужно использовать разумно.
  2. Есть люди, которым образование для жизни не нужно. И не надо его тогда получать.
  3. Есть люди, которым образование необходимо. Добро пожаловать в стены университета.
  4. И главное: учиться надо тому, что любишь, что нравится, от чего горят глаза. Это относится не только к высшему, а к любому образованию.

А вы что думаете по этому поводу?

В современной экономике конкуренция за рабочие места становиться все более жесткой. В настоящее время вполне нормально, увидеть сотни недавних выпускников колледжей, борющихся между собой за несколько рабочих мест.

Если вы задумывается о поступлении в институт, или уже учитесь в нем, а может быть недавно окончили его, то вам следует спросить себя, каков должен быть необходимый для получения работы уровень образования. Является ли степень младшего специалиста достаточной для получения работы? Следует ли завершить обучение после получения степени бакалавра? Если вы пытаетесь решить какое образование вам действительно необходимо, то ознакомьтесь с пятью причинами в пользу высшего образования:


  1. 1.

    Конкурс

    По статистике, все меньше обладателей высшего образования ищут работу по сравнению с выпускниками средней школы. Это означает, что чем выше уровень вашего образования, тем меньше у вас будет конкурентов на рынке труда. У вас будете больше шансов на получение работы мечты, при конкурировании с сотнями других кандидатов.

  2. 2.

    Зарплата

    Понятно, что люди с высшим образованием могут зарабатывать больше денег, чем без него. В среднем работники, которые до этого проучились два года в колледже, зарабатывают на 8000 долларов в год больше, чем выпускники школ. Работники со степенью бакалавра зарабатывают почти на 11 000 долларов США больше, чем те, у кого степень младшего специалиста, а те, у кого имеется степень магистра, зарабатывают примерно на $9,000 больше, чем бакалавры. Выпускник школы в среднем может заработать около $27 000 за год, при этом работник с докторской степенью сможет заработать около $80,000. Очевидно, что разница в доходах более чем компенсирует затраты на обучение в университете!

  3. 3.

    Наличие рабочих мест

    Даже в самый разгар рецессии, выпускники универов имели гораздо больше шансов найти работу, чем выпускники школ. Рынок труда широко открыт для людей, которые получили высшее образование. У вас будет больше предложений по работе после окончания колледжа, чем, если бы вы попали на рынок труда только с аттестатом об окончании средней школы. В самом деле, компании, которые совсем недавно были более чем рады принять на работу кандидатов прямо со школьной скамьи, теперь требуют, чтобы соискатели, по крайней мере, имели степень младшего специалиста.

  4. 4.

    Сохранение рабочих мест

    При сегодняшней неопределенности на рынке труда, совсем не редкость, когда человек оказывается на пороге увольнения всего лишь после нескольких месяцев работы в компании. По статистике, выпускники университетов имеют больше шансов проработать в одной компании год или более, в то время как выпускники школ могут стать безработными уже в первый год своей работы. Скорее всего, это может быть связано с тем, что выпускники школ имеют больше шансов быть нанятым в компании, в которых применяется метод «последним пришел — первым ушел».

  5. 5.

    Рост

    Если вы работаете, имея лишь аттестат об окончании средней школы, то вряд ли сможете двигаться вверх по служебной лестнице. С другой стороны, если у вас есть высшее образование, либо вы его получаете параллельно с работой, то больше шансов продвинуться в своей области. Большинство компаний требуют, чтобы работники имели ученые степени для того, чтобы только рассмотреть вопрос о продвижении их по службе. Посмотрим правде в глаза: мало кого устроит, если на пенсию человек уйдет из компании с той же должности, на которую он был принят!

Стоимость высшего образования постоянно только увеличивается, несмотря на это расходы на образование оправдают себя в будущем. Ученая степень практически гарантирует вам широкий выбор рабочих мест, продвижение по службе и повышение зарплаты. С учетом всех этих преимуществ следует получать как можно более высокую степень образования?

Зависит, в целом, от того, как вы хотите жить в дальнейшем и насколько вам важно мнение окружающих.

  • Есть такие специальности, в которых без профильного высшего образования вы реализоваться не сможете точно (медицина, юриспруденция, инженерия и др.). Так что если вы считаете, что одна из таких специальностей - ваше призвание, кажется, очевидно, что это образование вам нужно.
  • Если вы не знаете точно, на 1000%, чем хотите заниматься в дальнейшем, лучше все-таки получить какое-нибудь высшее образование (в таком случае советую выбирать факультет именно по интересам, а не по высокооплачиваемости, потому что если вам будет очень скучно, велика вероятность до получения диплома не доучиться, а работать вы все равно, скорее всего,будете не по профессии), и вот почему:
    • С дипломом о высшем образовании гораздо легче найти более высокооплачиваемую работу, чем без него. Вот вопрос: а нужна ли вам настолько высокооплачиваемая работа? Он глубже чем кажется. Да, возможно, вам одному не трудно будет жить в съемной комнате с еще тремя людьми, питаться гречкой и покупать одежду раз в пять лет. А вдруг вы захотите заводить семью? Вы же наверняка хотели бы вырастить детей в более благоприятных условиях (а на детей в принципе уходит достаточно-таки много денег). Фраза "счастье не в деньгах" о том, что будучи супербогатым не обязательно будешь счастливым, а не о том, что, если будешь бедным, не будет нелегко.
    • В принципе, предрассудки в обществе так складываются, что люди с высшим образованием, прошедшие через реалии обучения в вузе, чем-то лучше, умнее, интеллигентнее людей без него.
    • Во время учебы в университете можно наладить много новых связей, как деловых, так и личных, нигде больше вы скорее всего такой возможности не получите.
    • Даже если сейчас вам кажется, что без "плюшек" высшего образования вы сможете обойтись, велика вероятность лет через 10-20 пожалеть о своем решении его не получать. Я лично знаю много таких людей. А проблема в том, что в том возрасте, когда вы пожалеете, уже гораздо менее вероятно, что вы финансово сможете потянуть учебу (наверняка ведь работать вы сможете меньше, если начнете учиться, не говоря уже о возможных затратах на само обучение)

Да, есть люди, которые, не имея высшего образования, начинали свое дело и становились миллионерами (или хотя бы хорошо обеспеченными). Но очень важно понимать, что такие люди - исключение из правил . Откуда у них было столько знаний о том, как производить продукт/услугу? как его подать на рынке? как привлекать клиентов? как управлять фирмой?
Эти люди либо прошли очень сложный путь, который под силу далеко не каждому, либо чертовски везучие, а такое везение тоже встречается крайне редко.

Есть такие направления, для достижения успеха в которых высшее образование не обязательно, и в основном это профессии творческие или спортивные. Если вы видите себя в этом, задайте себе два вопроса:

  1. Достаточно ли моих способностей в этой сфере для получения с нее стабильного, удовлетворяющего мои потребности, дохода?
  2. Достаточно ли мал риск по какой бы то ни было причине оказаться более не способным работать в этой сфере (из-за получения травмы, например)?

Если ваш ответ на оба вопроса уверенно положительный - вы можете обойтись и без высшего образования. Если же вы не очень уверены в чем-то из этого, лучше иметь запасной план, чтобы не остаться у разбитого корыта.

Высокий уровень развития науки и техники, возросшие объемы информации не позволяют обычному человеку, не гению, стать высококлассным специалистом в нескольких областях знаний. Для большинства людей становится возможным получить только тот объем знаний, который необходим для изучения того или иного предмета, той или иной профессии. Т.е. подавляющее большинство дипломированных специалистов имеет только одно , но и этого им вполне достаточно для самореализации в жизни.

Только имея те знания, которые можно получить в вузе, вы можете говорить о том, что достаточно хорошо знаете теорию вашей профессиональной деятельности, чтобы считаться высококлассным специалистом. Только специальные знания по предмету, ставшему вашей профессией, делают вас профессионалом высокой квалификации, или ученым.

Высшее дает человеку не только необходимый объем специальных знаний в той или иной науки, техники, литературы, искусства, но и другие, не менее важные навыки. Во время обучения в вузе, вы получаете дополнительные знания в смежных областях, без которых сегодня не обойтись ни одному действительно грамотному и образованному человеку. В вузах студенты всех специальностей изучают , и культуру, основы права, иностранные и экономику.

Но, самое главное, во время обучения, человек получает навыки работы в информационном поле. В вузе он учиться работать с литературой, организовывать поиск необходимых для работы источников знаний, обрабатывать их, анализировать и делать выводы из того, что он узнал. Современные компьютерные технологии и возможности интернета только расширили то пространство знаний, которое доступно студентам и выпускникам вузов.

Можно сказать, что высшее образование – это другой качественный уровень восприятия информации, который отличает выпускника вуза от выпускника . Это ступенька, с которой думающий человек может продолжить свое дальнейшее образование в выбранной профессиональной сфере и смежных с ней областях знаний, которые ему пригодятся для дальнейшего роста и самосовершенствования.

Высшее образование сегодня не редкость, практически каждый школьник по окончании 11 класса идет учиться в высшее учебное заведение. Кто-то делает это осознанно, желая получить определенную профессию, а кто-то идет в ВУЗ, не задумываясь о том, насколько ему это нужно и важно.

Новые знания

Высшее учебное заведение – это, в первую очередь, источник новых знаний, которые невозможно получить в школе. Безусловно, любые знания можно черпать из соответствующих вашим запросам книг, однако никакие книги не заменят общение и взаимодействием с преподавателем, способным разъяснить непонятные моменты и передать опыт, накопленный им многолетним трудом. Кроме того, первые курсы практически всех факультетов являются общеобразовательными и включают в себя такие предметы, как философия, история, психология, социология и т.д. Развитие интеллекта еще никому не мешало, тем более что начитанность и сегодня в большой цене.

Работа по специальности

Если вы определились в том, чем хотите заниматься в течение хотя бы значительной части своей жизни, то лучший способ рано или поздно найти подходящую работу – это пойти учиться в ВУЗ. Некоторые профессии не требуют высшего образования, однако устроиться работать учителем, врачом или инженером без соответствующего диплома не получится. Есть смысл получать высшее образование даже в том случае, если вы не пойдете работать по специальности. Заглядывая в будущее, можно разглядеть ситуации, в которых диплом пригодится и обеспечит вас работой, а следовательно, и средствами к существованию. Поэтому если есть время и возможность, лучше поступить в ВУЗ, максимально подобрав специальность согласно собственным знаниям и интересам.

Престиж

Как правило, большинство абитуриентов идут учиться не на тот факультет, который им действительно интересен, а стараются поступить куда угодно, лишь бы суметь сдать вступительные экзамены. Если проходной балл позволяет учиться за счет государственных средств, то это считается большим везением, и специальность уже значения не имеет. Почему такой безответственный выбор будущей деятельности совершает большинство молодежи, только что окончившей школу? Дело в том, что наибольшее значение в современном обществе имеет собственно наличие диплома. Если просмотреть объявления о вакансиях, можно заметить удивительную вещь: высшее образование требуется и водителю автобуса, и продавцу, и мойщику окон, и даже обычному дворнику. Сегодня устоялось мнение о том, что хороший работник обязательно должен быть образован, а человек без высшего образования не стоит ни хорошей работы, ни приличной зарплаты. К сожалению, именно престиж, закрепленный за получением диплома, до сих пор обусловливает появление тысяч желающих поступить в высшие учебные заведения, хоть большинство из студентов не имеют желание учиться.

Для многих представляется стандартной жизненная ситуация, когда ребенок после окончания школы поступает в университет, получает диплом и идет работать. В этом случае те, кто не смогли начинают чувствовать себя неудачниками или людьми, которые классом ниже студентов. Но стоит разобраться, зачем нужно высшее образование и какие есть способы его получить.

Вожделенный диплом

У людей советской закалки очень глубоко засел стереотип относительно образования. Многие думают, что если их ребенок не получит диплом, то вся его жизнь пойдет «под откос». Но так ли это?

Такое мнение сложилось из-за того, что во времена существования Советского Союза наблюдался избыток рабочих мест низкопрофильного уровня, где рабочие получали низкую зарплату. Если говорить всю правду, то нужно упомянуть, что и людей, имеющих высшее образование, также никогда не баловали высокими зарплатами. Но эта категория относила себя уже к классу интеллигенции, что давало мнимое превосходство.

Сегодня ситуация существенно изменилась. Вопрос о высшее образование, стоит совершенно иначе. Он опирается на пользу знаний, которые можно приобрести во время обучения. Механизированная и автоматизированная техника постепенно заменяет рабочий класс на заводах и фабриках, тем самым увеличивая безработицу и количество «умирающих» профессий. Такое положение дел существенно подняло статус работников интеллектуальной сферы.

Кроме этого, поменялись и методики обучения. Появилось множество частных вузов, где стараются преподать не только теорию, но и практику изучаемой специальности. По этой причине возросла стоимость обучения, а также уменьшился уровень престижа многих государственных учебных заведений.

Такая тенденция заставляет людей с небольшим материальным достатком задуматься, а нужно ли высшее образование их детям? Появилось множество предпринимателей, которые предоставляют возможность получения знаний и умений не через утвержденные государством программы обучения, а благодаря семинарам, вебинарам и прочим системам ученичества.

Способы получения образования

Если говорить о стандартных способах и формах обучения, то можно выделить следующие:

Стационарная;

Заочная;

Дистанционная.

Стационарная подразумевает каждодневное посещение лекций и семинаров, предусмотренных учебной программой. Она представляется наиболее эффективной (с точки зрения получения и усвоения знаний). Такая форма обучения может осуществляться как на платной, так и на бюджетной основе.

Предусматривает прохождение учебных программ дважды в год и хорошо подходит для совмещения работы и учебы. Конечно, знания, полученные за один месяц, могут и не принести существенного образовательного результата, но в совокупности с практикой они могут оказаться весьма полезными. Нужно ли в такой форме людям, которые не работают по специальности? Многие профессии просто предполагают наличие диплома.

Дистанционная форма обучения позволяет не появляться в университете вовсе. Студент получает консультации, задания и рекомендации по электронной почте. Получая высшее образование через Интернет, студент экономит свое время и средства. Стоимость такой формы обучения сравнительно невысока, но и эффективность также не отличается значимыми показателями.

Каждый человек сам должен решить, нужно ли высшее образование именно ему. В жизни наилучший результат приносят действия, которые совершаются при собственном внутреннем руководстве. Так и образование может быть качественным лишь тогда, когда человек сам захочет получить необходимые знания и навыки.

Похожие публикации