Урок по ОПК на тему «Православие о Божьем суде»(4 класс). О суде божием

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Православие о Божием суде Урок ОРКСЭ в 4 классе Подготовила: Коршунова Лариса Александровна Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области

На Бога надежда Молись, надейся и трудись, Работы тяжкой не страшись, Верь: кто добра достичь желает, Тому Всевышний помогает. Найдёшь ли трудности в ученье, Иль позже в жизни затрудненья, На Божью помощь положись, Молись, надейся и трудись. (Архимандрит Павел Груздев.) По многочисленным свидетельствам, отец Павел в самые суровые морозы ходил по снегу босиком. Возможно, это было связано с пыткой холодом в концлагере, после которой он перестал бояться мороза.

Притча о Божием суде В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на Земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ по левую»…. -Как вы считаете, каким должно быть продолжение притчи? Почему, обоснуйте своё мнение. -А теперь откройте страницу 72 учебника и давайте узнаем как заканчивается эта притча из Евангелия.

Помни об этом всегда! Каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на Свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, - это помощь Богу. Оскорбление, нанесённое любому из людей, Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое ему, то есть как Богохульство. Любой человек- посланник Неба на Земле.

Просит убогий, а подашь Богу.

Работа с текстом учебника 1. Откройте учебник на странице 73 и внимательно прочитайте легенду о Христофоре. 2. Чему учит нас легенда? Какие выводы вы сделали для себя после прочтения этой легенды?

МИЛОСЕРДИЕ БЕССМЕРТИЕ милуяй нища взаим дает Богови

Задание: Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу: вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие. Тело Душа

Задание. Как определяется судьба человека в вечности? 1. по статусу, который человек заработал в земной жизни 2. по тому, научился ли человек за свою любить других людей 3. по накопленному богатству.

Стих.Н.М. Языкова. Блажен, кто мудрости высокой Послушен сердцем и умом, Кто при лампаде одинокой И при сиянии дневном Читает книгу ту, святую, Где явнен Божеский закон: Он не пойдёт в беседу злую, На путь греха не ступит он.


Урок 6 (23). Православие о Божием суде.

Вы узнаете:

Как видеть в людях Христа

Почему христиане верят в бессмертие

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Расскажите, какими вопросами друг ко другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

2. Есть такое латинское выражение – casus belli (казус белли; повод к войне). Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то как же надо относиться к людям?

В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи. Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

В Евангелии есть притча о том, какое значение такая копеечка может иметь для судьбы человека:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Своим ученикам Христос говорит: Меня вы почитаете? Тогда точно с таким же благоговением относитесь к любому человеку! Любой человек – посланник Неба на земле!

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод:

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал» (имя Христофор в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «милуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Главное воздаяние, которого и ждут и боятся верующие люди – на Божьем Суде.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни. Конечно, это тайна для всех, и потому об этом можно говорить только языком притчи.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Все вы видели телевизионные кадры, на которых ракета-носитель, отработав свое, отходит от космического корабля и валится вниз, тогда как разогнанный ею корабль продолжает стремиться вперед.

Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Великая русская поэтесса Марина Цветаева жила среди людей, которые громко заявляли о своем неверии в Бога и в бессмертие души. К ним Цветаева обратила очень напряженные строки:

Все таить, чтобы люди забыли,

Как растаявший снег и свечу?

Быть в грядущем лишь горсточкой пыли

Под могильным крестом? Не хочу!

Каждый миг, содрогаясь от боли,

К одному возвращаюсь опять.

Навсегда умереть! Для того ли

Мне судьбою дано все понять?..

Слушайте! я не приемлю!

Это - западня!

Не меня опустите в землю,

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 11 лет…

Вот так человек перерастает много хороших вещей и радостей. И как раньше он вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет свое тело.

Помните ли вы хоббита Бильбо из «Властелина Колец»? А его жалобу на то, что он застрял в бессмертном теле?

«Мне нужен отдых, долгий отдых, Гэндальф. Я ведь говорил тебе раньше... Я старый. Да, знаю, по мне не скажешь, но вот внутри... Во мне все как-то тает. Ну, как будто кусок масла размазывают по слишком большому куску хлеба. Это же неправильно, да?». Гэндальф объяснил: «Тот, кто владеет одним из Великих Колец, не уми-рает. Правда, и не живет тоже. Он просто продолжается до тех пор, пока не устанет от ноши времени. А если он еще и часто прибегает к Кольцу, для невидимости там, или для чего другого, - участь его еще горше. Он словно истачивается о время, бледнеет, выцветает, пока не сходит на нет, пока не исчезает для этого мира навсегда, и потом он вечно обречен бродить в нездешнем сумраке под всегдашним взором темной силы, которой подвластны кольца. Так неизбежно случится, дело только во времени. Если обла-датель Кольца крепок духом и чист в помыслах – позже; в прочих случаях - раньше, но темная сила неминуемо под-чинит его себе. - Ужас какой - вырвалось у Фродо».

Полагаю, вы все знаете светлую сказку про Маленького Принца.

Автор этой сказки, французский писатель, вместе с нашей страной воевавший против фашизма, Антуан де Сент-Экзюпери (воевавший и погибший на этой войне), так описал свое отношение к предстоящей смерти: «Только в тот миг, когда отдаешь это тело, с изумлением обнаруживаешь, как мало оно для тебя значит. Когда разрушается тело, становится очевидным главное... Человек перестал интересоваться собой. Ему важно лишь то, к чему он причастен. Умирая, он не исчезает, а сливается с этим. Он не теряет, а находит себя. Подумаешь тело! Да мне на тебя начхать! Я выброшен из тебя вон, у меня нет больше надежды, и ничего мне не нужно! И отвергаю все, чем я был до этой минуты. Не я думал о чем-то. Не я чувствовал это. То было мое тело. С грехом пополам я вынужден был дотащить до той секунды, когда вдруг обнаружил, что оно не имеет для меня никакого значения... И я живу не ожиданием смерти в каждую ближайшую секунду: я живу воскресением, наступающим сразу вслед за секундой предшествующей».

Смерть воспринимается в религии как последний переход. Но куда? Это зависит от того, научился ли человек любить. Мы часто делаем вид, что любим, а на самом деле просто используем людей Нам приятны их подарки и их лестные отзывы о нас. А без подарков, человек сам по себе, останется ли нам дорог?

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Теперь понятно, почему у православных христиан Великий Пост начинается именно с напоминания евангельской притчи об овцах и козлищах. Успех поста измеряется не тем, сколько и какой пищи человек съел или не съел, а тем, смог ли он стать строже к себе и добрее к другим.

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Один американский писатель-фантаст представил такой картину. Ученые создали идеальный скафандр. Он собирает влагу, выделяемую человеком при дыхании, очищает его и позволяет вновь ее пить. Все системы в нем работают по «замкнутому циклу» и поэтому в нем можно жить годы. И вот космо-навт шагнул в космос в этом скафандре и… оторвался от корабля. Найти маленького человечка в огромном космическом пространстве нельзя. Он видит Землю. А Земля его не видит… День за днем он смотрит через свой шлем на голубую Землю, пытаясь дотянуться, добраться до нее, протягивая к ней перчатку скафандра, гадая, там ли еще мои друзья. Шли годы, и шлем заполнялся отросшими волосами, которые, посте-пенно спадая на лоб и давя со всех сторон, оконча-тельно скрыли от человека единственное, что было ему доступно, - панораму Земли. Ведь он не мог убрать их в сторону. Земля в первые два года медленно исче-зала за завесой волос, откуда пробивался лишь сла-бый свет. И вот пришло время, когда он уже не мог опре-делить, там, в космосе, спит он или бодрствует, на-ходясь где-то между сном и явью. Мысли смеша-лись, поскольку не было никого рядом, даже при-сутствия человеческого голоса, чтобы напомнить мне о реальности. В течение десяти лет дышать станови-лось все труднее из-за разросшихся волос. Борода опутала лицо, стала забиваться в рот и беспре-рывно щекотать нос. И никто не пришел…

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Автобусы на улицах наших городов полны бессмертными. Мы на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем. Каждый из нас переживет Вселенную и увидит смерть галактики. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) последнего Перехода. Все бессмертны. И каждому надо будет обрадоваться. И с каждым быть всегда. А скажешь о ком-то – «Я с ним не хочу быть в раю!» - и Христос скажет – значит, ты от Меня отрекся… Оставайся тогда один со своими капризами.

Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было суд Господень. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

А потом остановится точное сердце.
Ты увидишь: на прочной, безжалостной дверце
Тяжеленный висячий (как дачный) замок.
Отопрешь - значит, умница - душу сберег.

Извини, я сейчас умираю впервые.
А какие ключи? Говори, не таи!
- А ключи, как законы Господни, простые -
Это общие благодеянья твои.

(Евгений Степанов)

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

(Яков Полонский)

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

Тихо плывут паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так, извините!

Жил я впервые на этой земле.

Я ее только сейчас понимаю,

К ней припадаю и ею клянусь,

И по другому прожить обещаю,

Если вернусь.

Но ведь я не вернусь…

(Роберт Рождественский)

ВРЕЗКА Копилка русского языка:

Притча – это вроде бы бытовая житейская история, но в содержащая в себе глубокий нравственный смысл.

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2. Почему нищий раздавал подаяние? Какими словами вы можете описать его душу?

3. Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

4. Какие нерелигиозные мотивы, понуждающие к доброй жизни ты знаешь?

5. Значимы ли они и для жизни христианина?

6. Продолжи фразу: Святой Христофор перенес Христа через реку. А Колумб, названный в честь святого Христофора, перенес христиан…

7. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕПодготовьте ответы на вопрос - для чего люди ходят в храм?

Урок 7 (24) Таинство Причастия

Вы узнаете:

Как Христос передал Себя ученикам

Что такое церковное таинство

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Какие вопросы о православии вы накопили? Кому и где вы их будете задавать, если мы не успеем обсудить всё на наших уроках?

2. Мы много говорили о христианской этике. Но этика - лишь один из элементов христианства. Как вы думаете, раз христианство это религия, то можно ли предположить, что в самой его сердцевине есть место для необъяснимого чуда?

Вы уже немного знакомы со своим телом. Вы знаете, что можете есть очень разные продукты. Но ваши органы пищеварение все переработают и перестроят именно в ваше тело. Ты съешь яйцо – но не станешь курицей. Ты съешь банан - и все же не станешь пальмой.

Впрочем, не всё человек может переварить. Есть такие вещества, что, проглотив их, человек отравится и даже может умереть.

Но в религиозном мире есть представление о том, что может быть еще и третье отношение человека и пищи. То, что человек вкушает, может изменить его. Живая вода может оживить. Эльфийский хлеб может прибавить невероятные силы. Волшебный пирожок может уродца превратить в красавца.

В Евангелии же говорится о том, что может быть еще более чудесное преображение.

Перед Своим уходом на Крест Христос собрал апостолов. Это было прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках – «Последний ужин» или «Тайная вечеря».

Был четверг. В пятницу Христос прольет Свою кровь за людей. Но еще за несколько часов до этого Он берет в руки чашу с вином и говорит апостолам: «Пейте все. Это – кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих изливается».

После этого Он разломил хлебную лепешку и протянул апостолам со словами: «Вкусите (ешьте). Это – Тело Мое, ломимое во оставление грехов».

Христос завещал – «творите это в Мое воспоминание».

Мы с вами уже знаем, что, согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения. То есть: Пасха Христа произошла в прошлом. А пасха всех остальных людей предполагается в будущем. Как же перебросить мост между ними?

Связью между этими двумя пасхами считается причастность каждого христианина телу воскресшего Христа: «если воскресло тело Христа, то ради того, чтобы моя бессмертная душа вновь соединилась с моим же телом, то есть ради своего воскресения я сам должен стать частичкой Христа».

А чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свое Тело. Но чтобы люди не пугались – Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

О хлебе причастия Христос сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я воскрешу всякого верующего в последний день. Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Мы видим, какое высокое значение Христос придает причастию Его Телу. Однако, было бы странно, если бы возможность пойти таким путем Христос оставил только для двенадцати своих учеников. Если Христос говорит, что Его Хлеб нужен всем людям – значит, всем людям, когда бы они ни жили, Он должен был бы и предоставить возможность для вкушения этого Хлеба.

Первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Эта возможность делиться друг с другом святыней Христа связана с тем, что называется словом «Церковь».

Христос сказал «создам Церковь Мою». Слово «церковь» имеет два смысла. Это 1) собрание христиан и 2) это храм, то есть место, где христиане собираются для причастия. Христос имел в виду не здание, а именно людей.

То слово, которое стоит в греческом тексте Евангелия (а именно на этом языке написаны эти книги), означает «собрание» (экклесиа). Точнее – вы-борка. Это те люди, которые вышли из общего строя, потому что осознали какую-то особую, но объединяющую их задачу.

Поначалу этих из-бранных было всего 12 человек. Именно им Христос дал чашу причастия. Но сказал не таить ее, а передать всем людям, которые будут с благодарностью вспоминать жертву Христа.

Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово – «благодать». Это добрый дар от Бога к людям, а точнее – действие Бога в человеке. Так вот, согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы, и когда они будут просить о ниспослании благодати – давать ее. «Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть» - сказал Он им.

Это означает, что у собрания христиан появляется новое и неожиданное качество: человеческая ограниченность восполняется от бесконечной Божественной силы и любви. На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества.

Там, где собирались апостолы, они молились, и и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. С этой силой им, по их признаниям, было легче бороться с грехами, и было легче любить. Они понимали теперь слова Христа – «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».

Там, где течет кровь живого существа – там его жизнь и его тело. Если христианин принимает кровь Христа – он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа – «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам.

ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА

Христиане очень хорошо понимают, что такая их вера далеко не всегда понятна другим людям. Поэтому самые главные стороны своей духовной жизни христиане называют словом «таинство». Таинство не потому, что это секрет (мол, мы то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.

Таинство – это такое человеческое действие, при котором в ответ на молитву Церкви Бог подает действии Своей благодати.

То, что Христос сказал, передается через Писание. То, что Он сделал для людей (соединение их с Богом) – передается через Церковь. Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя - Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям (а не только апостолам). Для этого Он создал свою Церковь в которой Он же совершает Таинства. Важнейшие из них – Причастие и Крещение. В православном понимании священник похож на почтальона, который посылки от Бога (Таинства) разносит людям.

Религиозных культур и светской этики, музыка, художественный труд, физическая культура . Учебный план 3-4 классов ... к труду и собственности, правовая культура , духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной...

  • Публичный доклад за 2010-2011 учебный год (3)

    Доклад

    ... классе введен новый курс «Основы православной культуры» , в 4-5 классах введен курс «Основы светской этики», в 10 классах ведется курс «Основы ... Русский язык Литература Биология МХК Основы православной культуры ОБЖ Биология Чувашская литература 7а...

  • Публичный отчет

    03.-30.03.07 36 ч. «Основы православной культуры» 4. Совместителей не имеется. 5. Вакансий нет... нарушения Интегрированная форма обучения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Итого по видам нарушений...

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г.Меленки

    Урок по теме «Православие о Божьем суде», 4 класс

    Выполнила:

    Учитель начальных классов Маркова Е.А.

    2014 г.

    Модуль: «Основы православной культуры»

    Учебное пособие Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе/А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2013.

    Тема урока: «Православие о Божием суде».

    Урок № 23.

    Цель: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Задачи: Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде;

    понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

    Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

    Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

    Планируемые результаты: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Освоить ключевые понятия пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Этап урока

    Цели этапа

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    Планируемые

    результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Организационный момент.

    Организация внимания уч-ся к началу урока.

    Создание хорошего настроения

    на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

    Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

    Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения.

    Повторение ранее изученного материала.

    Проверить, как дети знают ранее изученный материал по теме «Чудо в жизни христианина».

    Задает вопросы: На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина.Давайте вспомним материал и ответим на вопросы.

    1. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Как вы это понимаете?

    2.Кто является Патриархом Московским и всея Руси?

    3.Какое чудо произошло с его родственниками?

    4. Как связаны вера и верность?

    5.Что является чудом для верующих людей?

    6. Что такое добродетель?

    7.Сделайте кроссворд по электронному учебнику к уроку 22.

    Отвечают на вопросы:

    1.Бог есть Святая Троица: Отец Сын и Дух Святой.

    2.Кирилл.

    3.В голодное время семье его деда помогли не умереть с голоду, и кто –то принес ночью целый мешок муки.

    4.Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни, а верность -это когда человек верен кому –то.

    5.Чудо встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

    6. Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Веры, надежды, любви).

    7.Ответы к кроссворду:

    (1.честность, 2.усердие.3 добродетель. 4. зло).

    Закрепление понятий вера, верность, чудо для христианина.

    Следить за речью при ответах на вопросы.

    Понимание значимости веры для человека, верности перед другими людьми, перед Родиной.

    Актуализация знаний

    Убедить детей в необходимости изучения курса ОРКСЭ по модулю

    «Основы православной культуры»

    Создать ситуацию, при которой у детей возникнет необходимость

    получения

    новых знаний.

    Вопросы.

    1.Где, когда и при каких ситуациях вы слышали о Божьем суде?

    2. Как вы думаете, есть ли связь между церковным значением слова пост и воинским значением этого же слова, как стояния на страже?

    3. Как вы понимаете выражения «земная судьба человека», «судьба человека в Вечности»? Связаны ли между собой эти выражения? Чем?

    4.Какова же цель урока?

    Учащиеся высказывают своё понимание, выясняют, что необходимо, чтобы получить новые знания.

    1.Бабушка рассказывала, что Божий суд бывает после смерти человека.

    2.Да, есть. Пост в православии- это, когда человек ограничивает себя в употреблении пищи, праздности, с усердием молится Богу. А пост для солдата – это служба(работа) в определенные часы.

    3. Земная судьба – это то, что ждет человека в его жизни на Земле.

    Судьба человека в Вечности, это судьба после смерти. Эти выражения связаны: человек может повлиять на свою судьбу в Вечности.

    4.Цель урока - показать, как добродетель влияет на Судьбу человека в Вечности.

    Под руководством учителя развивают умение ставить познавательную

    цель. Совместно с учителем планируют свои действия.

    Развитие чувства

    ответственности-

    за получение

    знаний.

    Учебно-познавательная деятельность.

    1.Работа с учебником и тетрадью.

    2.Работа с иллюстрациями в парах.

    Освоение содержания учебной темы. Привлечь внимание к новым сведениям, развивать умение решать учебно-познавательную задачу.

    Научить сопоставлять рисунок с текстом.

    Предложить уч-ся найти научное объяснение цели урока с.72-75

    Учащимся предлагается задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя верные утверждения и отмечать их знаком (+), а где неверные утверждения знаком (-).

    2.Предложить уч-ся рассмотреть иллюстрации в тетради с. 70 и дать ответ на вопрос.

    3.Как вы понимаете слова, которые мы написали около 3 рис.

    1.Уч-ся читают статью на с. 72 – 75.

    2.Обсуждение в парах ответа, ответы уч-ся на поставленный вопрос. Дети сами решают, кто будет отвечать.

    Ответы:

    1 рис. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ – по левую.

    2 рис. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

    3.Ответ: Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, нот не всегда той же 2валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

    Понимать смысл терминов:

    бессмертие, грехи,

    Божий суд.

    2. Выборочная

    запись необходи-

    мых сведений с учебника.

    1.Использование выборочного чтения.

    2.Проявление само-

    стоятельного и

    хорошего навыка

    чтения.

    2.Грамотное спи-

    сывание текста с

    учебника. Умение выделять из текста самое главное.

    1.Ученик должен понять, что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    2.Расширение кругозора уч-ся.

    Динамическая пауза.

    Смена деятельности.

    Предложить дежурным провести динамическую паузу.

    Уч-ся по своему желанию используют разученные стихи и показывают движения.

    Применение теоретических знаний на практике, работа по электронному учебнику.

    Сформировать чёткое представление о Божием суде.

    Ответить на тест:

    1.Божий суд называют Страшным судом, потому что:

    Ответ.

    То, что ты заслужил своей земной жизнью, получишь и в жизни Вечной.

    2.Человек предстанет на суд Божий для того, чтобы

    Ответ

    3.Заколнчите предложение:

    После Божьего суда.

    Ответ

    Праведники будут вечно прибывать в любви Божьей в Раю.

    Ответы на тест.

    анализ, выводы, умозаключения.

    Закрепление полученных знаний Божием суде.

    Умение слушать, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

    Высказывание и аргументация своего мнения.

    Работа над формированием умения ориентироваться в полученной информации.

    Рефлексия

    Оценить важность темы урока.

    Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы.

    Что такое Божий суд?

    Что такое пост?

    Как земная жизнь влияет на жизнь человека в Вечности?

    Если все понравилась?

    (зел. Кружочек)

    Если наполовину понравилось(желт. Кружочек)

    Если урок был непонятный (красный кружочек).

    Ответы на поставленные вопросы.

    Осознанное использование терминов пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Развитая и грамотная литературная речь.

    Домашнее задание.

    Закрепить знания, полученные на уроке.

    Тетрадь. Доделать номера на с. 68-71.

    Нарисуй свой добрый поступок.

    Запись дом. зад.

    Воспиттание ответственности, прилежности.

    Анализ урока

    Тема урока : Православие о Божьем суде.

    Цель: : познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные : формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

    Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действий.

    Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновыват суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Личностные УУД: формировались во время установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ответах, диалоге учителя с учеником.

    Познавательные УУД: дети сами ставили учебную задачу, думали, как правильно соотнести утверждения в тетради с текстом в учебнике.

    Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение работать сообща в парах, умение договориться.

    Регулятивные УУД: работали по плану, контролировали свою деятельность, оценивали себя, своих товарищей.

    На уроке использовала методы: Икт - работа по электронному учебнику, фронтальный опрос, беседа, работа в парах – по тренажеру, по рисункам, индивидуальная работа – работа по таблице в тетради.

    Присутствовали различные виды активности:

    познавательная: ответы на вопросы, слушали ответы детей, социальная (работа в парах),физическая (физминутка).

    Старалась менять виды деятельности: опрос, работа по учебнику, работа по тетради, работа по компьютеру. Подвела итог: рефлексия, беседа. Домашнее задание было творческое: нарисуй свой добрый поступок.

    Основные понятия урока: Божий суд;причины, побуждающие христиан творить добро; богохульство; бессмертие.

    Материал для организации работы с учащимися

    Сиротка (Святочный рассказ)

    А.Сумароков

    Плохо, горько им жилось. Но у них была мать. Молодая вдова-мать из сил выбивалась, питая своих сироток, а их у ней было трое. Горемычная то была семья! Но и в этой семье бывали счастливые минуты.

    Измается, бывало, вдоволь наработавшись мать, но она приголубит, приласкает своих деток, - и хорошо им. Вот один примостился у ее ног и улыбается ее голубиным речам. Другой - на коленях у ней, запрокинул свою курчавую головку и смотрит умильно в ее глубокие, задумчивыя глаза. А третий обвил своими худыми ручонками шею матери и все твердит: "Мама, милая мама"!.. Славно бывало в эти минутки детям! Отдыхала с ними и мать от своих непосильных трудов...

    Но совсем вдова выбилась из сил, слегла в постель и... сошла в могилу. Не стало у детей любящей матери и любимой.

    Помнит сиротка-Ваня отчаянные крики старших - братишки и сестренки: "умерла родная, голубка наша". Помнит Ваня, как потом положили их матушку в гроб, как выносили ее из дома, как отпевали в храме, как, наконец, страшно застучали мерзлые комья земли о крышку гроба... Мама, их дорогая мама, была в могиле, сокрылась от них навсегда...

    Пришли круглые сиротки домой, обнялись все трое, да так и замерли в объятьях...

    Наконец, опомнились. Вот кто-то из них сказал: "А ведь послезавтра у нас Рождество". - "Да, Рождество", - сказали все грустно. Грустно было сироткам. А прежде, при матушке, они с восторгом по-детски кричали: "Рождество! Рождество!..."

    Сдали сироток на руки одному их родственнику, а у того самого была куча ребятишек. И началась сиротская жизнь, жизнь какую знают только круглые сироты...

    Родные их, дядя и тетка, не были злыми людьми, но у них самих была нужда: они едва-едва прокармливали свою семью. И сироткам приходилось нередко голодать, потому что голодали и сами их приютившие...

    Эх! доля ты наша горькая! - скажет иной раз дядя. - Хоть из кожи вылазь вон, а все ничего не поделаешь! А тут еще навязали этих"...

    Слышит это Ваня и чует он своим детским сердцем, что дядя вовсе не сердится на них, а так, с горя говорит такие слова. В ответ на такую думу Вани, как бы отвечает тетка.

    Полно, Филипыч! - скажет она мужу. - Грех роптать на свою судьбу, а сирот еще грешней обижать: сиротки - Божьи детки, - и тетка ласково погладит по головке Ваню... Дядя от слов жены повеселеет, возьмет своего меньшого сынишку на руки, подымет его высоко и скажет:



    Эх, вы - малыши, выростайте скорей, заживем тогда, Бог даст...

    Бог не оставит нас, Филипыч! - сказала жена.

    Да как-же я теперь без лошадушки-то?

    Станешь в город ходить в поденщики.

    Плохая эта работа!

    Дядя, а я теперь умею корзинки плести: будем продавать, - сказал старший брат Вани.

    Ай да молодец! - сказал дядя и, махнув рукой, вышел из избы.

    Стал работать Филипыч в городе поденно. День работает, а вечером идет домой в свою деревню, которая была всего в трех верстах от города. Весь свой дневной заработок Филипыч употребляет на хлебушко своим деткам да сироткам. Племянник сдержал слово и продает сплетенныя им "корзинки в город". Но заработка дяди и племянника хватало лишь на пропитание; а подходила зима. Тому надо шубенку перешить, этому шапченку купить, а всего много надо было. Знает все это Филипыч... Идет он из города и думает: "Зима пришла, надо дровишек запасти, вот лошадушка-то и нужна... Жене вот не в чем и к колодцу за водой сходить: шубенка совсем развалилась... Эх ты, нужда!.." И крепко задумался Филипыч...

    А дома его ждала новая беда. От плохого ли корму, от плохой ли защиты, или так уж тому быть, - пала последняя коровенка... Опустил Филипыч руки...

    "Теперь по миру придется пустить малышей", - думает Филипыч. И действительно, как он ни бился, как ни усердствовал племянник в плетении корзин, а пришлось-таки малышей пустить по миру... И снова плакала семья, и горевали отец с матерью! Одели они, как потеплее, своего десятилетняго сынишку Петю да племянника сиротку-Ваню, перекрестили их, да и пустили в город просить у православных "Христа ради" милостыньку.



    Подходило Рождество. Филипыч целую неделю работал в городе, не приходя даже домой. Он хотел побольше заработать к празднику и накупить кое-чего. За день до Рождества Филипыч со своими весьма дешевыми покупками возвращался домой.

    Дома ребятишки ждали батьку с покупками... Но что это за покупки? Если бы увидело их дитя богатых родителей, то отвернулось бы от них. А эти дети, рады были и тому. Вон старший сынишка напяливает на себя весьма поношенный, весь заплатанный, тулупчик, который ему повыше колен; вон поменьше сынишка надевает плохую шапченку, а шапченка чуть носа ему не закрывает; там девочка примеряет полусапожки, которые годятся на ногу ее матери... Бедны обновки к празднику, также бедны и съестные припасы, но бедняки и тому рады, они благодарили Бога и спокойно уснули.

    Канун Рождества Христова... Петя и Ваня в городе за милостынькой. Под великие праздники хорошо подают милостыньку. Да, все добрые православные жалеют нищую Христову братию и дают ей, кто что может. Вон в богатой булочной щедро оделяют нищих белым хлебом; там, у подъезда богатаго дома, раздают деньги; везде, на всех улицах и углах вы увидите прохожих, торопливо сующих монетки в протянутые руки бедняков. Подавали добрые люди и Пете с Ваней.

    Петя еще с полдня ушел домой, в свою деревню, с полным мешком подаяний. Ваня припоздал. К вечеру поднялась непогода. Ваня поспешил домой; спешит он, а метель все сильней и сильный... Устал Ваня, мешок оттянул плечи, руки затекли и начали остывать; присел Ваня отдохнуть... Стемнело почти... Ваня не боится темноты: не впервой ему, а вот непогода совсем разыгралась... Поднялся Ваня и снова спешит. Спешит бедный иззябший мальчик, а ветер резкий, холодный режет ему щечки, валит его с ног. Выбился из сил Ваня, вот-вот упадет. И, правда: сильный порыв ветра свалил его с ног. "Замерзну", - думает Ваня, - "а ведь осталось близко и огоньки, было, показались".

    Попробовал Ваня подняться, чтобы снова спешить, а сил нет.

    "Вишь, как спать-то хочется", - думает Ваня? - "а, ну, как усну: снегом меня занесет, замерзну, а завтра Рождество Христово".

    И снова хочет Ваня подняться, и снова падает.

    "Усну... Замерзну... Рождество... Петя дома..." - Проносятся в голове мальчика несвязные мысли... Вот-вот заснет, заснет и не проснется тогда...

    Но вот, к счастью Вани, во всю прыть мчится лихая тройка. Звенят под дугой колокольчики. Ваня чуть-чуть слышит. Прозвенели колокольчики. "Должно, уехали", - проносится в голове замерзающего мальчика... Но зоркий взгляд кучера-ямщика заметил Ваню.

    Барин! - обращается ямщик к седоку, там что-то чернилось, как ехали.

    Пошел живей! опоздаем к празднику.

    Поспеем, барин: троечка, Бог даст, донесет, а уж дозвольте посмотреть туда: не человек ли это?

    Ну, смотри, да живо!..

    Барин встрепенулся. "Там, дома, дети в тепле, подумалось ему".

    Давай сюда, скорей! - закричал он кучеру. - Не спасем ли? Это будет лучший подарок детям на елку!..

    Барин завернул в свою теплую шубу мальчугана и крикнул:

    Живо! огни видать: должно деревня. Помчались лошади. А барин трет Ване виски, руки, дышет ему в лицо... Лошади влетели в улицу.

    Стой! в первую избу...

    Отворили барину хату, и он занялся замерзшим.

    У него нашлось вино, и он стал усердно растирать мальчика. Прибег он и к другим средствам, и чрез час Ваня открыл глаза и начал дышать. Пока барин приводил Ваню в чувство, бабы, хлопотавшие тут же, все повторяли:

    Да ведь это Ванюша-сиротка! Бедный! Под Рождество-то! Бог спас!..

    Барин узнал, где живет Филипыч - дядя Вани, и сам повез его туда. Пока Ваню везли на другой конец деревни, он все смотрел вправо от барина, там ему виделась чудная женщина и на руках у нее прекрасный ребенок. - "Как это он, такой маленький, не замерз", - думал Ваня, - "вот большой, а чуть было не замерз".

    Барин сдал Ваню на теплую печь и ужаснулся бедности Филипыча. Он расспросил Филипыча про все и сказал:

    Завтра Рождество Христово: прими-же Христа ради, милый, вот это, - и барин протянул ему сторублевую бумажку.

    Филипыч повалился, было, барину в ноги, а барин уже вылетел из избы и мчался на лихих конях к празднику к своим милым детям, которым завтра, в день Рождества Христова, расскажет, как спас от смерти бедного сиротку.

    - "Сегодня", - думал барин, - "самый радостный день в моей жизни: Бог дал мне спасти человеческую жизнь..."

    В день Рождества Христова Ваня рассказывал, как "хороша была барыня и ее прекрасный ребенок".

    Да, ведь, барин был один, - говорили ему.

    Нет, - уверял Ваня, - я видел и барыню и ребенка.

    Потом он задумался и сказал:

    А как барыня с ребенком похожи на Божию Матерь с Христом, что у нас в церкви!

    Тогда все поняли, какую Женщину и какого Ребенка видел Ваня...

    Филипыч, благодаря помощи барина, живет теперь хорошо. Детки его и сиротки подросли и помогают ему. Филипыч, сберегая понемногу, отложил сто рублей.

    Это сиротские деньги, - говорил он жене, - это им Бог послал, а через них и мне грешному. Как станут на ноги, так и отдам им эти сто рублей.

    А ты еще вздумал было на судьбу свою роптать, - говорила ему жена.

    Да, грешен я в том. И кто знает, что было бы с нами, если бы не сиротка Ваня!..

    Каждый год, в день Рождества Христова, семья Филипыча служит молебен о здравии своего благодетеля.

    Работа с текстом для участия и сопереживания детей в чужой беде, для того чтобы развить в детях не только внимательность, но и участие в чужом горе, и оказание помощи. Выработать у них чувство отзывчивости и доброты.

    Отметим добродетели: Краткий комментарий учителя, соотнесенный с современностью:
    Сердечное внимание. То есть участливое, сравним просто с внимательным человеком: увидит и пройдет.
    Твердость добрых намерений. Участливый: увидит, остановится и поможет. Извозчик уговорил барина остановиться.
    Жертвенность. Вопрос учителя: «Чем можно жертвовать, что отдать? Отдать силы, время, деньги, вещи…» (подтвердите текстом)
    Милосердие, бескорыстие. Вопрос: «Почему барин не выслушал благодарности Филипыча?»
    Благодарность Богу за возможность совершить добро. Смирение. Скромность. Воспитание детей в духе христианских заповедей. Вопрос: «Как вразумляла Филипыча жена в минуты слабости?» (Можно ли сказать, что все поступки жены Филипыча были связаны с богобоязностью, с Божием судом) Можно ли это назвать по другому «хождению перед Богом»?
    Семья Филипыча
    Трудолюбие, терпение, безроботность, Надежда, взаимная ответственность, поддержка, совестливость, благодарность. Вопрос: «Как вразумляла Филипыча жена в минуты слабости?» что побуждало семью Филипыча творить добро?
    Искренность, молитва. Неизбирательная любовь. Вопрос: «Как относились в семье Филипыча к своим детям и сироткам?»
    Для всех героев
    Вера, любовь (к Богу, К ближнему)

    Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать - но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из этих вещей - неизбежность суда Божия. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри - об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.

    Даже атеисты, отрицающие Бога и Его суд, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону - когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе - откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.

    В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту - свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.

    Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.

    Конечно, мы можем отрицать этот суд - люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27) «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10)

    Наступит момент - и каждый из нас неотвратимо приближается к нему - когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили - пояснили мне - что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae - фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому.

    Будет вынесена написанная книга,

    в которой содержится всё,

    по ней мир будет судим.

    Итак, когда Судия воссядет,

    всё сокрытое станет явным:

    ничто не избегнет наказания.

    Что тогда скажу я, несчастный,

    кого попрошу в защитники,

    когда даже праведник не будет в безопасности?

    Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее - хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения - и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:

    В поисках меня Ты изнемог;

    Ты искупил меня страданиями на кресте.

    Да не будет жертва напрасной.

    Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи - и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы на Страшном Суде не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он - наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.

    Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда - и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского - по мере того, как мы покоряемся Ему.

    Жизнь христианина - это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но суд - это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан.3:19-21)

    Свет Христа - если я допущу его в свою жизнь - обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему - я буду оправдан. Если я отвергну этот свет - буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта - мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.

    Похожие публикации