Развитие краеведческой и туристической деятельности. Блок «Организация туристско-краеведческой деятельности школьников. обязательной походной документации

Организация туристско-краеведческой деятельности как средства воспитания определяется ее методологическими основами, важнейшими из которых являются положения материалистических теорий о социальной среде - определяющем факторе в развитии личности, о роли в развитии важнейших человеческих потребностей.

Организация и развитие туристско-краеведческой деятельности учащихся строятся на психолого-педагогических принципах, которые служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения и воспитания и отражают, с одной стороны, общие цели и задачи, стоящие перед обществом, с другой стороны, общие закономерности процесса обучения и воспитания.

Принцип целеустремленности предполагает подчинение туристско-краеведческой деятельности задачам воспитания, формирования ценных качеств личности подростка, определяющих мотивы его поведения.

Связь воспитания с жизнью предполагает систематическое ознакомление учащихся с окружающей действительностью, которое в походных условиях достигается путем регулярного проведения политинформаций, бесед, чтения газет и журналов, прослушивания радио, организации диспутов или лекций политического, правового, эстетического, экономического, культурного характера. Важно, чтобы юные туристы были в курсе происходящих в стране событий и не замыкались в кругу повседневных дел.

Запланированные на время похода встречи с представителями науки и культуры, людьми труда, участниками гражданской и Великой Отечественной войн позволяют устанавливать тесную связь учебных заведений с производственными коллективами, общественными организациями, способствуют воспитанию учащихся на примере традиций народа.

Участие юных туристов в туристско-краеведческих экспедициях, выставках, слетах и др., их трудовая деятельность становятся школой общественного служения, составной частью общенародной борьбы за восстановление духовных ценностей.

Дидактический принцип научности следует рассматривать как единую систему деятельности, управляемую целями и задачами воспитания. Дидактический принцип научности осуществляется в планировании туристско-краеведческой и экскурсионной работы, в системном подходе к ней, а также в предварительном изучении района путешествия, подготовке к выполнению соответствующей работы в походе, обработке собранных материалов.

Принцип коллективизма имеет особое значение в трудовом и нравственном воспитании юных туристов. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев. А.С. Макаренко так характеризовал коллектив: «...это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива, где главное не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а вопрос ответственной зависимости… Товарищ должен уметь подчиняться товарищу, и не просто подчиняться, а уметь подчиняться. И товарищ должен уметь приказывать товарищу, то есть поручить ему и потребовать от него определённых функций и ответственности… подчинение равноправных членов коллектива - это чрезвычайно трудные задачи не только для детского общества, но и для взрослых»

Туристский коллектив, временный или постоянный, является составной частью общества, отражает его идейную направленность, объединяется на его принципах. Цель туристского коллектива - формирование гармонично развитой личности. Однако возможности решения этой задачи туристскими коллективами различных видов неодинаковы. Так, туристская секция или клуб туристов предприятия решают эту задачу на протяжении достаточно большого периода времени, а туристская группа планового или самодеятельного маршрутов, собранная на время похода, осуществляет воспитывающее воздействие в границах небольшого временного отрезка, как правило, до одного месяца. При прочих равных условиях постоянный туристский коллектив выполнит поставленную задачу значительно эффективнее.

Однако даже постоянные туристские коллективы (кружок, секция, клуб) обладают разными педагогическими возможностями в создании перспективных линий круглогодичной непрерывной туристской деятельности. Так, производственный коллектив может запланировать многодневный поход или дальнюю экскурсию для каждого члена своей туристской секции раз или два (если отпуск разбит на две части) в год. Студенты вуза (техникума, производственно-технического училища) могут позволить себе до трех дальних походов, используя зимние и летние каникулы. Общеобразовательная школа имеет значительные преимущества - в свой годовой план туристской работы может включать 4-5 дальних или ближних многодневных походов, экскурсий, экспедиций.

Детские туристские коллективы бывают одновозрастными, например в классе общеобразовательной школы, и разновозрастными, например в общешкольном туристском кружке или в туристском кружке воспитательного учреждения дополнительного образования (Дворца или Дома творчества юных туристов, областной туристской станции, центра юных туристов, туристского клуба и т.д.) Практика показывает, что в разновозрастном коллективе больше возможностей использовать индивидуальные особенности ребят, закреплять традиции, накапливать опыт совместной деятельности через его преемственность - от старших к младшим. В то же время неодинаковая интеллектуальная подготовка и различия в физических данных не способствуют глубокому внутреннему объединению в группе. Как правило, сплоченный туристский коллектив формируется там, где разница в возрасте составляет 1-2 года. Учитывая особенности поисково-краеведческой работы, органы народного образования не рекомендуют совмещать в одной группе на категорийный поход учащихся более трёх близких возрастов.

Непрерывность педагогического влияния, обусловливающая необходимый эффект воспитания, может быть обеспечена только при опоре на сложившийся детский коллектив. Сплочённость детского туристского коллектива - основное условие успеха и результативности его поисковой деятельности, которая строится на взаимодействии и коллективном творчестве участников похода при строгом разграничении обязанностей в организации и проведении поисковой работы, культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и других мероприятий. Здоровье и жизнь участников похода также зависят от степени сформированности коллективных отношений.

Туризм обладает огромными возможностями в сплочении школьников. Преимущество туризма перед другими видами деятельности состоит в том, что участники похода занимаются постоянной и разнообразной по характеру деятельностью. Ребята в походе, на экскурсии постоянно находятся вместе, имеют общественно значимую, привлекающую своим романтизмом цель, которая, овладев сознанием участников похода, становится стимулом их активности, мобилизует энергию, направляет деятельность. Любое отклонение от требований, норм и правил поведения вступает в противоречие с интересами коллектива, тормозит продвижение к намеченной цели. Возникновение подобных ситуаций в походе вызывает естественную реакцию протеста большинства и, как правило, отряд быстро и правильно разрешает недоразумения, споры. Деловая и коллективная целеустремленность в туристской работе позволяет руководителю похода устанавливать мажорный тон в жизни отряда.

В сплочении туристского коллектива важную роль играет совместная деятельность в походе, в процессе которой возникают отношения взаимозависимости. А.С. Макаренко считал отношения взаимозависимости важнейшим рычагом сплочения коллектива «Члены коллектива, - говорил он, - «не свободны», «не вращаются в пустом пространстве», они связаны своими обязательствами или отношениями с коллективом, своим долгом по отношению к коллективу… вопрос отношения товарища к товарищу - это вопрос ответственной зависимости» [Макаренко А.С. Сочинения. - М., 1957. - Т.5. - С.207].

Отличительной чертой туризма как средства сплочения коллектива является то, что в походе учащиеся выступают как представители школы, района, области, края. Это заставляет юных туристов быть ответственными, дисциплинированными и подтянутыми, следовать символике и традициям отряда, выступая на соревнованиях и слётах, бороться с нарушителями общественного порядка (браконьерами, хулиганами и т.д.) Принадлежность к коллективу, который дорог, способствует формированию у его участников чувства долга, чести, гордости за свой отряд, школу и др. Таким образом, принцип воспитания в коллективе и через коллектив в туристской деятельности имеет особо важное значение, делает школьный туризм эффективным средством всестороннего воздействия на подростков, предполагает умелое использование воспитательных средств для формирования взаимоотношений руководителя с учащимися.

Принцип сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и инициативы учащихся имеет важное значение в туристско-краеведческой деятельности. Опыт показывает, как отношения взаимозависимости, рожденные в процессе туристской деятельности, усложняются: учащиеся первоначально исполняют распоряжения руководителя похода, а затем постепенно и сознательно включаются в решение отрядных дел. Коллектив вступает в новую стадию своего развития, которая определяется более высоким уровнем взаимоотношений - товарищества, долга, ответственности. Таким образом, туристский коллектив достигает полного самоуправления.

Характерной чертой туристской деятельности является насыщенность общественно полезным трудом. В период разработки маршрута, предварительного распределения обязанностей в походе, оформления материалов похода учащиеся оказываются в разных зависимостях по отношению друг к другу. Каждый может активно участвовать в хозяйственных, культурно-просветительных, санитарно-гигиенических и других общих мероприятиях. Это достигается организацией самоуправления, основанного на сочетании единоначалия и демократизма. Каждый участник похода имеет свой участок работы (исследовательской, административно-хозяйственной), за который он полностью отвечает и регулярно отчитывается перед товарищами. Организация самоуправления в туристском коллективе - основа развития инициативы и творчества.

Большое значение в туристской работе имеет то, что руководитель похода в целях перевоспитания трудного подростка может перевести его на интересную для него деятельность, варьировать малые (микро) группы, утверждая положительные и разрушая отрицательные связи, по своему усмотрению объединять или создавать педагогически целесообразные микрогруппы подростков. Практика показала, что одной из характерных особенностей микрогруппы является общность совместно реализуемых целей. И хотя значимость конечной цели коллективной деятельности для отдельных её участников может быть различна, совместное функционирование предъявляет к каждому определённые требования, соответствующие принятым в группе нормам поведения и отношениям.

В групповых нормах поведения фиксируются такие положения совместной деятельности, как необходимые и достаточные признаки ситуаций, в которых уместна та или иная деятельность; цели, средства, предмет, процесс и продукт деятельности; взаимные права и обязанности, образцы поведения и границы возможных вариаций; содержание и допустимые пределы санкций, применяемых к лицам, чье поведение отклоняется от общепринятых норм. Используя групповые нормы поведения как систему соотношения, индивид оценивает ситуацию и свое поведение в ней [Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного, Ю.Д. Шерповина. - М., 1975. - С.230].

В групповых нормах поведения отражается также тенденция к стабилизации принятых в туристской группе форм поведения и отношений. Более того, в них заключены не только требования к участникам туристской деятельности, но и ожидание от них принятой в группе поведенческой линии. Неприятие подростком групповых норм поведения ведет к нежелательным для него последствиям: к подростку могут применяться определенные санкции, вплоть до отчисления из отряда; его оценка сверстниками снижается, что ведёт к изменению социального статуса подростка в туристской группе. Если группа для нарушителя является референтной, складывающаяся ситуация ощущается им как дискомфортная, ведущая к разрушению субъективно-лучшего состояния. Чтобы сохранить хотя бы минимально удовлетворяющую его позицию, подросток вынужден придерживаться групповых ожиданий (требований) даже вопреки непосредственным побуждениям, противоречащим групповым нормам поведения.

Таким образом, групповые нормы поведения представляют двухфункциональную систему: с одной стороны, являются регулятивным аппаратом внешнего воздействия, с другой стороны, затрагивая мотивационную структуру подростка, ставят его перед проблемой выбора значимых в сложившейся ситуации потребностей. Необходимо учитывать, что внешнее следование нормам поведения не говорит о нравственном соответствии им подростка.

Сложность межличностных взаимоотношений в детской туристской группе, как и сложность отношения её членов к туристской деятельности, могут снижать воздействие групповых норм поведения. Достаточно оказаться в группе даже небольшой фракции, молчаливо или открыто поддерживающей нарушителя принятых норм поведения, как общественные санкции не будут восприниматься остро. Это говорит не о том, что групповые нормы поведения перестают быть детерминирующим фактором, но указывает на то, что при определенных обстоятельствах они становятся менее эффективными. Что же касается нарушителя групповых норм поведения, то он находит удовлетворяющее положение в той микрогруппе, для которой общие нормы также не представляют достаточной ценности из-за имеющихся собственных норм, отличных от общегрупповых. В таком случае происходит перемещение степени воздействия общегрупповых норм поведения на микрогрупповые нормы, которые становятся детерминантом поведения членов микрогруппы.

Принцип сочетания требовательности и уважения к подростку служит надежной основой и ориентиром в налаживании необходимых контактов в туристской группе. Этот принцип органически связан с опорой на коллектив. Чем шире и разнообразнее общение подростка в коллективе, тем совершеннее знания, умения и навыки, которые подросток усваивает. Сочетание требовательности с уважением к подростку проявляется в доверии к его силам и возможностям. Реализация этого принципа в туристской деятельности имеет свою специфику. Ответственность руководителя похода за жизнь и здоровье подростков обязывает его хорошо знать их возможности, настроение, характер взаимоотношений, отношение к себе. Необходимые знания об участниках похода приобретаются в неформальной походной жизни и в близких межличностных отношениях. Распределяя туристские должности, назначая ответственных за конкретные участки работы, руководитель похода выражает полное доверие к юным туристам, утверждает деловое отношение к выполнению возложенных на них обязанностей.

Педагогически спланированное управление жизнью детского туристского коллектива, гуманистическая основа организации взаимоотношений подростков диктуют необходимость учета их возрастных и индивидуальных особенностей в содержании и использовании многообразных форм туристской деятельности.

Каждый школьник - это особый мир. В процесс воспитания необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности подростка. Собираясь в поход (дальнюю экскурсию, экспедицию), руководителю следует выявить туристские знания и умения, определить трудовые, нравственные, физические и другие качества каждого участника похода. В этом ему могут помочь родители, учителя, члены туристской группы, врач. Важное значение имеют собственные наблюдения и представления педагога о подростке. Однако даже этих источников

Бывает недостаточно, чтобы выявить полностью моральные и физические качества подростка. Походная жизнь наиболее полно помогает определить его личностные качества. С подъема и до отбоя подросток находится под наблюдением руководителя похода. Многие не известные ему черты характера подростка, его привычки, наклонности, физические и моральные качества открываются в процессе поисково-краеведческой работы, спортивной и трудовой деятельности, за обедом, в часы досуга. Чем чаще подросток участвует в походах (экскурсиях, экспедициях), тем полнее и глубже он раскрывается. Опытный руководитель туристского отряда может увидеть внутренний мир подростка намного точнее, чем его близкие и родные. Знание темперамента, характера, способностей, интересов, склонностей, мыслей, переживаний, устремлений подростка позволяет руководителю похода плодотворно вести целенаправленную работу по развитию отдельных сторон личности воспитанника.

Таким образом, индивидуальный подход к детям в организации туристской работы помогает педагогу, опираясь на положительные качества ученика, оказывать ему повседневную помощь в сложных ситуациях, умело и, самое главное, без формализма применять различные методы и приёмы воспитательного воздействия.

Принципы последовательности, постепенности, систематичности имеют большое значение в туристской работе со школьниками. Соблюдение этих принципов предполагает построение педагогической системы, составные части которой органично взаимосвязаны, образуют целостное единство. Реализация этих принципов предполагает непрерывность педагогического процесса в туристской работе, требует преемственности в воспитательных воздействиях. Важно, чтобы воспитание во время похода (экскурсии, экспедиции) являлось продолжением работы с подростками в течение учебного года в школе и, представляя качественно новый этап, способствовало закреплению ранее полученных знаний, умений, навыков.

Однако принципы последовательности, постепенности, систематичности выдерживаются не всегда. Как правило, поход имеет спортивные цели, а общественно полезная, краеведческая работа сводится до минимума или отсутствует, что снижает педагогический эффект. Часто реализации принципов последовательности, постепенности, систематичности мешает отсутствие обоснованного планирования, когда походы организуются от случая к случаю без определённых педагогических целей.

Бессистемность в организации и проведении туристских мероприятий, как правило, не дает желаемого воспитательного эффекта. Особенно это ощутимо в работе с учащимися младшего подросткового возраста. Слабая воля, неуравновешенность не позволяют удерживать их в течение учебного года на перспективе одного летнего похода или экскурсии.

Непоследовательность в организации туристской работы с младшими подростками особенно заметна в попытках некоторых руководителей провести первый поход по сложному - категорийному - и даже опасному маршруту. Это, конечно, временно повышает ответственность подростков за учебную, общественно полезную и трудовую деятельность. Они стараются хорошей учебой, примерным поведением и активным участием в труде заработать право на участие в походе. Но педагогическая целесообразность такого похода себя не оправдывает. Длительный сложный поход требует напряжения физических сил подростков, но они, не подготовленные в малых, систематически проводимых тренировочных походах выходного дня, не могут правильно и своевременно пользоваться простейшими туристскими умениями и навыками, что повышает их дневную и всепоходную нагрузку.

Самоуправление, не отработанное в тренировочных походах, подменяется административными действиями руководителя. Общественно полезная цель сводится, как правило, до минимума. В таком «суперпоходе» решается только спортивная задача. В итоге замученные бесцельным марш-броском, не имеющим подкрепления в разнообразных формах туристской деятельности, учащиеся возвращаются из похода разочарованные и недовольные. Педагогическая результативность такого спортивного мероприятия всегда хуже итогов похода, в котором наряду со спортивной деятельностью присутствует познавательно-краеведческая деятельность, соединенная с посильным общественно полезным трудом.

Непродуманность системы туристской работы, игнорирование системы спортивного стимулирования и Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися (приказ Министерства образования РСФСР от 13 июля 1992 г. №293), нарушение последовательности в допустимой трудности и сложности походов могут привести к перегрузкам, травматизму на маршруте, а также к созданию у подростков ложного представления о туристском мастерстве, к игнорированию малых форм туристской работы.

Принцип доступности туристско-краеведческой деятельности реализуется через её содержание. Туристско-краеведческой деятельности присуща демократичность: в ней не происходит деления подростков на способных и одарённых, с одной стороны, и неспособных, неодарённых, с другой стороны, как это часто бывает в учебном процессе и во многих других видах деятельности учащихся. Демократичность туристско-краеведческой деятельности предполагает успешное участие в ней школьников с любым уровнем физического, интеллектуального и эмоционального развития, так как не требует достижения высоких показателей в физической и волевой подготовке, как в спорте, и не предполагает исключительно эмоциональной и интеллектуальной одарённости, как, например, в художественном творчестве. Разнообразие форм туристско-краеведческой деятельности, их чередование снимают психологическую напряжённость и способствуют организации общения всех членов туристского коллектива.

Краеведческий принцип является особо важным в туристской деятельности. Опыт Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР» показывает, как следует реализовывать краеведческий принцип в воспитательной работе с подростками.

Основы краеведческой работы с детьми закладываются в старших группах детского сада и в начальных классах общеобразовательной школы, когда дети начинают знакомиться с природой (прогулки в лес, сбор гербариев и т.д.), историей и культурой родного края (знакомство с местными достопримечательностями). Значение туризма и краеведения значительно возрастает с введением в школьную программу урока природоведения. Учащиеся третьих-пятых классов знакомятся с природными явлениями, наблюдают сезонные изменения, происходящие с растениями и животными. Результаты наблюдений над природой, почерпнутые во время экскурсий, походов и прогулок, используются на уроках.

Широкий простор для организации туристско-краеведческой деятельности открыт перед учителем биологии. Изучение мира растений и животных даёт учащимся представление о местной флоре и фауне, знакомит с палеонтологической летописью родного края. Знание биологии воспитывает бережное отношение к природе, учит ценить местные биологические ресурсы. При подготовке к походу целесообразно привлекать учащихся к опытнической работе на пришкольном участке (в питомнике, школьном лесничестве, на ферме и т.д.) При изучении биологии у школьников следует формировать навыки составления гербариев, коллекций. Материалы о богатстве родной природы, собранные в правильно организованном туристско-краеведческом походе, могут составить драгоценное достояние школьного кабинета биологии, туристско-краеведческого музея.

Использование краеведческого материала (сведения о диалектах, быте, фольклор, топонимика и пр.) на уроках русского языка и литературы расширят кругозор учащихся, помогут им вдумчиво анализировать жизнь родного края.

Важным средством повышения уровня знаний подростков является литературное краеведение. Знание биографий и истоков творчества писателей, истории создания произведений поможет школьникам глубже понять российскую литературу.

Эффективна туристско-краеведческая работа, проводимая учителем географии. Во время похода или экскурсии педагогу следует на наглядных примерах объяснять учащимся наблюдаемые физико-географические явления, учить школьников визуально и с помощью приборов фиксировать, географически изображать, суммировать, обобщать результаты наблюдений. Это расширит кругозор учащихся, повысит интерес к предмету.

Материалы краеведения находят применение на уроках математики и астрономии. Измеряя длину реки, определяя расстояние до отдалённого предмета и т.д., школьники на практике закрепляют теоретические знания.

Широкие возможности для ведения познавательной работы с детьми открыты для преподавателей физики и химии. Все, что окружает ребят в походе (вода, воздух, земля, камни и т.д.), обладает физическими и химическими свойствами и служит наглядными предметами для изучения. Кроме того, во время похода или экскурсии преподаватели могут знакомить учащихся с историей предприятий и перспективами их развития, производством, технологиями.

Туристско-краеведческая деятельность способна повысить интерес ребят даже к урокам пения и рисования. Туристские песни у костра, участие в художественной самодеятельности, рисунки с натуры и другая творческая деятельность способствуют художественному образованию и воспитанию учащихся, повышают престиж этих предметов в школе.

Собранные в походе и систематизированные краеведческие материалы (таблицы, диаграммы, фотографии, кинокадры, видеофильмы и т.д.) помогают школьникам закреплять знания, полученные на уроках, а учителям - использовать их в учебно-воспитательных целях. Единство учебных и внеурочных занятий обогащает содержание уроков и внеурочной туристско-краеведческой деятельности преподавателей по всем предметам общеобразовательной школы.

С краеведческой деятельностью тесно связана работа клуба интернациональной дружбы, которым руководит, как правило, преподаватель иностранного языка. Занятия в КИДе также должны начинаться со знакомства школьников с жизнью родного края.

Поскольку туристско-краеведческая деятельность является обучающей, ей свойственны такие дидактические принципы, как принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков, а также принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в туристско-краеведческой деятельности реализуется в том, что участник похода трижды проходит маршрут:

1) когда готовится к нему и изучает особенности края;
2) когда совершает поход;
3) когда обрабатывает собранный перед походом, в походе и после него материал.

В такой интенсивной системе изучения края прочность знаний достаточно высока.

Прочность усвоения знаний, умений и навыков обеспечивает также непрерывная деятельность в походе, связанная с выполнением дежурных обязанностей (повара, кострового, дежурного командира, дежурного штурмана и т.д.), качество которых контролируется и оценивается товарищами.

Принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления имеет важное значение в туристско-краеведческой деятельности. Наглядное познание окружающей действительности даёт возможность воочию видеть объекты, которые трудно, а иногда и невозможно представить по описанию, объяснению, фотографии. Наглядность значительно увеличивает глубину восприятия объекта, что важно для детей и подростков, особенно для тех, мышление которых характеризуется как предметное.

Принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния является одним из важнейших принципов педагогики, особенно успешно осуществляемым в туристско-краеведческой деятельности. Реализация этого принципа способствует одномоментному воздействию на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы подростка, осуществлению органичного слияния образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.

Ошибочна, а иногда и опасна практика работы некоторых туристских клубов, отрицающих значение краеведческой познавательной деятельности, не уделяющих внимание формированию идейной убеждённости, нравственной закалке своих воспитанников и отдающих предпочтение туристской технике, считая, что она сама по себе решит вопросы становления личности. В таких клубах (кружках, секциях) подростки нередко нарушают дисциплину, что ведёт к асоциальным поступкам, травмам, несчастным случаям в походе и в школе. Нередко подростки, обученные технике туризма (навыкам пользования верёвкой при спуске и подъёме по крутому склону, разжигания костра), демонстрируют свои умения одноклассникам или младшим школьникам без достаточной страховки в местах, где категорически нельзя этого делать: спускаются с балкона по верёвке, разжигают костёр на стройплощадке, без взрослых уходят в поход, где не лучшим образом проводят время. Давая школьникам младшего возраста в изобилии «голую» технику туризма, педагог должен разъяснять, что их (навыки) можно применять только в присутствии взрослых в условиях туристского похода. Педагогу следует помнить, что нравственное становление его воспитанников должно опережать как физическое развитие, так и владение техническими умениями и навыками. Без этого в развитии подростка может случиться «перекос», способствующий формированию отрицательных сторон его характера.

Принцип единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности является важным условием успешного воспитания подростков в туристской деятельности. Это условие обеспечивается соблюдением принципов воспитания, использованием форм и методов, применяемых педагогикой и психологией в различных видах деятельности, в том числе в туристско-краеведческой. Реализация принципа единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности особенно важна по отношению к учащимся начальных классов, которых родители сопровождают на экскурсии, туристской прогулке, в походе. Передовой педагогический опыт организации совместных мероприятий воспитательного характера показывает высокую активность не только учащихся, но и родителей. Родители, получившие задание провести на привале игру (конкурс, викторину), участвуют в педагогическом процессе вместе с учителем, а не являются объектом воспитательного воздействия, как на родительском собрании. Не секрет, что во многих школах родители не участвуют в школьной работе, не знают соучеников своих детей и впервые видят их на выпускном вечере. Туристско-краеведческая деятельность даёт возможность активно включать родителей в воспитательный процесс.

Для участия в походе целесообразно привлекать педагогические отряды шефствующих предприятий, которые могут оказать помощь туристским снаряжением, оборудованием. В ряде передовых туристских коллективов Москвы (туристские клубы «Родина», «Россия») организуются так называемые родительские походы. Осенью или весной в тёплые дни члены туристско-краеведческих кружков приглашают родителей в совместный поход по родному краю. Ребята знакомят взрослых с достопримечательностями, историей, культурой, природой и экономикой края, организуют привал, готовят обед, угощают родителей, учителей. Участие в походе помогает родителям увидеть приобретенные подростками туристско-краеведческие знания и навыки, получить более глубокое представление о своих детях.

Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность позволяет осуществлять тесный контакт (иногда в течение 70-80 дней) педагога с воспитанниками, что повышает влияние педагога на учащихся, предоставляет возможность исправить негативные черты их характера, обязывает к сотрудничеству с коллегами, обучающими его воспитанников, родителями. Этот контакт педагогу следует организовывать в начале работы кружка (секции), а не тогда, когда возникает конфликтная ситуация. Только совместная программа действий руководителя туристско-краеведческого кружка, учителей, воспитателей, родителей и представителей общественности - всех тех, кто активно общается с учащимися, позволит успешно осуществлять педагогическое влияние на юного туриста-краеведа.

В организации туристско-краеведческой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности подростков. Так, у дошкольников, занимающихся в кружках раннего развития, необходимо учитывать их отзывчивость на игровые формы деятельности, и ролевые игры в частности. Например, введение звания «знаток» хорошо принимается дошкольниками. Такой подход применим в туристской работе с младшими подростками, которые стремятся вступить в широкий круг общественных отношений. К 10 годам у ребенка появляется кризис самооценки - ему необходимо самоутверждение. Туристско-краеведческие должности, применяемые в походе, позволяют решать эту проблему. С 10 до 15 лет обостряется потребность подростка в общественном признании. В 15 лет он переориентируется на предметно-практическую деятельность. В 15-17 лет у подростка идёт развитие абстрактного и логического мышления. В этот период юноша может с интересом осваивать краеведческо-поисковую деятельность. В социальном плане он уже стоит на отношениях субъект-объектных, когда идут процесс самореализации и поиск жизненного пути. В этих стремлениях особенно ценно освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности.

Таким образом, есть достаточные основания утверждать, что туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность учащихся регулируется всеми без исключения вышеназванными принципами педагогики и психологии в их своеобразном преломлении. Существенным условием эффективности реализации психолого-педагогических принципов в туристско-краеведческой деятельности учащихся является усиление их основными направлениями, законами, правилами и традициями детского туризма. Без активного включения в арсенал туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности принципов педагогики и психологии невозможно добиться успеха в формировании гармонически развитой личности юного туриста-краеведа.

Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, полевых лагерей, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п.

В рамках любой из перечисленных выше форм возможно достижение результатов первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Элементарные социальные знания ребенок получает уже тогда, когда только начинает осваивать туристско-краеведческую деятельность: он знакомится с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке, узнает о специфике походной жизни в коллективе, постигает этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяет представление о себе как о жителе того или иного края...

Но особенно эффективно процесс освоения социальных знаний будет происходить тогда, когда школьники станут в полевых условиях знакомиться с окружающим их социальным миром, с жизнью людей родного края:их нормами и ценностями, победами и проблемами, этническими и религиозными особенностями. Приобретение школьником этих знаний происходит в походе совсем иначе, чем на школьных уроках или дома. Одно дело, например, узнавать из учебников, кинофильмов или рассказов взрослых о значении для нашего общества Победы в Великой Отечественной войне, о нормах отношения к ветеранам, о необходимости чтить память погибших, и совсем другое дело – понять все это, когда ты сам прошел сотню километров по местам боев, встречался с людьми, пережившими ужасы фашистской оккупации, расчищал от мусора заброшенные братские могилы и т.п. В связи с этим маршруты экскурсий, походов, экспедиций рекомендуется прокладывать так, чтобы школьники смогли посещать монастыри, храмы, памятники, старинные дворянские усадьбы, музеи, места важных исторических событий.

Педагогам рекомендуется также инициировать организацию детьми встреч с очевидцами ярких исторических событий, старожилами, местными краеведами, хранителями школьных музеев, членами поисковых отрядов, просто интересными людьми. Такие встречи и беседы не идут ни в какое сравнение с музейными экскурсиями или рассказами приглашаемых в школу гостей. Заинтересованно, эмоционально школьники слушают своих собеседников, ведь к ним они добирались не один день, сами разыскали их, сами устроили встречу в нехитрых условиях: в местной школе, на порожках деревенского дома и т.п. Не менее интересными для школьников могут оказаться и неформальные встречи с попутчиками, с людьми, заглянувшими на походный огонек или приютившими ребят на ночлег у себя дома.

Достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом – осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов.

1. Введение педагогом и поддержание старшими и авторитетными членами туристского коллектива особых неписанных правил, касающихся туристских традиций и специфических форм поведения. Например:

Вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестает быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совместное пользование имуществом и умение отдать товарищу последнюю сухую рубашку.

В походе все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики».

Нежелательно совершение индивидуальных покупок в попадающихся по пути населенных пунктах. Во-первых, не у каждого могут оказаться с собой карманные деньги, а имущественное неравенство в туристской группе крайне нежелательно. Во-вторых, это противоречит принципу автономности туристского путешествия.

Рюкзаки девочек должны быть на порядок легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная поддержка. То же самое касается и помощи младшим членам туристской группы.

Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и по возможности уничтожать чужой мусор.

Исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев – использовать можно только хворост и сухостой. Походный костер следует стараться разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревьев и кустарников.

В походе приветствуется красивая и правильная речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон – крайне нежелательны. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость, вести себя вызывающе запрещается.

В этих туристских правилах воплощены важные общественные ценности: Земля, Отечество, Культура, Человек. За каждым из этих правил стоит то или иное социально одобряемое отношение: туриста – к природе, собеседника – к собеседнику, старшего товарища – к младшему, мальчика – к девочке. Предъявление начинающим туристам этих неписаных правил имеет особое значение в воспитании. Рано или поздно они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Эти правила укоренятся в группе или даже ритуализируются. «Старички» (туристы со стажем, опытные, знающие) станут предъявлять эти правила начинающим. А те, в свою очередь, желая идентифицировать себя с более взрослыми и авторитетными в их глазах школьниками, естественным образом станут воспроизводить правила в своем собственном поведении.

2. Побуждение детей к соблюдению основных режимных моментов жизни туристской группы и опривычивание этого режима – чтобы, как и описываемые выше нормы, он становился частью повседневной жизни туриста. Прежде всего, здесь следует позаботиться об отношении школьника к труду и к своему свободному времени. Сборы, гигиенические процедуры, установка и демонтаж палаток, укладка рюкзаков, уборка территории бивака, разведение костра, приготовление пищи и т.п. должны выполняться четко и не отнимать у школьника лишнего времени. Чтобы не затягивать время важно ввести в туристской группе простое правило – «Ищу работу». Пусть эта фраза ляжет в основу отношения юного туриста к своему свободному времени. Текущей работы в походе, экспедиции или палаточном лагере хватает всегда – и ребята не должны в безделье дожидаться, когда эту работу выполнят те, кому она поручена и кто за нее отвечает по должности. Дело в любом случае должно быть выполнено четко и в срок. Это важно для всего коллектива, причем гораздо важнее, чем строгое исполнение своих индивидуальных обязанностей. Поэтому ничем не занятые в данный момент дети должны предлагать себя в помощники и сами искать работу. Это должно стать правилом хорошего тона в туристской группе.

3. Пожалуй, самым большим потенциалом в формировании ценностных отношений школьника к окружающему миру, к другим людям и, самое главное, к самим себе, обладают возникающие во время многодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживает ребенок. Трудности походной жизни – попадающиеся на пути препятствия, неблагоприятные погодные явления, многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный тяжелый физический труд – все это требует от подростков концентрации сил, воли, терпения. Смогут ли они не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами «несите этот рюкзак сами»? Смогут ли, имея за спиной десятки километров и десятки килограммов, продолжать выполнять свои должностные обязанности? Смогут ли при этом еще и помогать другим – девочкам, малышам, более уставшим сверстникам? Смогут ли взять на свои плечи чужой груз? Смогут ли в проливной дождь пересилить свое желание отсидеться в палатке и отправиться на помощь дежурным собирать дрова, разводить огонь, готовить пищу? Смогут ли удержаться от малодушного желания сократить маршрут или воспользоваться попутным транспортом? Смогут ли, устав, стиснуть зубы и продолжать идти? Все эти естественные испытания ребенку нужно учиться переносить, а не стремиться уклониться от них, выбирая более легкую дорогу, более благоприятную погоду, более удобную жизнь. Задача педагога – помочь детям достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив веру в себя и верность другим.

В подобных ситуациях-испытаниях подросток находит ответы на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть из того, что я в себе еще не открыл?», «К чему я способен, что я могу?» Именно в экстремальных ситуациях у школьника появляется возможность проверить себя, показать себя, доказать себе, что он что-то в этой жизни может и чего-то стоит. Эти испытания дают ему возможность поверить, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться человеком, который способен подняться над своими слабостями, капризами, страхами.

Поэтому, планируя маршрут, рекомендуется не делать его удобным для прохождения. Пусть в пути попадается достаточное количество сложных для прохождения участков. Пусть поход не будет для ребят легкой прогулкой. Пусть он станет настоящей школой испытания, школой физической и нравственной закалки.

Туристско-краеведческая деятельность открывает перед школьником широкие возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия (это третий уровень результатов ).

Опыт социального действия юный турист-краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп систему сменных должностей. Педагогам рекомендуется чаще создавать такие системы в детских объединениях и привлекать к ним как можно большее количество школьников. Система сменных должностей – это, по сути, система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода. Практика введения системы сменных должностей распространена среди многих туристских групп, поскольку значительно облегчает их работу на маршруте и является хорошей школой формирования туристских навыков. Все (или почти все) участники похода по очереди занимают те или иные должности в течение суток. Должности могут быть, например, такими.

- Штурманы . Задача двух штурманов – при помощи компаса и карты провести группу по намеченному маршруту. Располагаясь впереди идущей группы, они выбирают наиболее удобную для всех дорогу, а при необходимости – производят ее разведку. Естественно, что ошибки штурманов могут серьезно усложнить жизнь путешественников, и поэтому взрослому руководителю необходимо постоянно отслеживать эти ошибки. Но не следует при этом тут же бросаться их исправлять – важнее дать почувствовать детям, что значит быть человеком, от которого зависят другие люди.

- Хронометрист . Его задача – в специальном блокноте фиксировать основные участки пути, время и скорость их прохождения, расстояния между ними, преодолеваемые препятствия и степень их сложности. Пунктуальность, оперативность, умение работать в неблагоприятных условиях – вот качества, требующиеся от исполняющего эти обязанности школьника. Результаты работы хронометриста могут понадобиться для отчета о походе в маршрутно-квалификационной комиссии.

- Дежурные . Занимая эту должность, школьники приобретают элементарные навыки самообслуживающего труда. Костер, дрова, посуда, завтрак, обед и ужин – вот объект заботы дежурных. А еще – места привалов и ночевок, которые после ухода группы должны стать чище, чем они были до ее прихода.

- Командир . Этот человек отвечает за все и за всех – он (если не считать взрослого руководителя, на котором лежит ответственность за безопасность школьников) организует нормальное функционирование туристской группы. А потому только он имеет право вмешиваться в работу других и требовать качества ее результатов. Объект особой его заботы – девочки и младшие ребята. Командиру надо так распределить груз по рюкзакам и выбрать такой темп движения, чтобы группа смогла идти ровно, не растягиваясь из-за спешащих и отстающих, но и не передвигаясь «черепашьим шагом», грозя выйти из запланированного графика. От него зависит выбор режима движения, времени привалов, места ночевки, а также организация вечернего анализа прошедшего дня. Постарайтесь (хоть это и чрезвычайно сложно) не вмешиваться в работу командира и не пытаться изменить его решения – даже если они кажутся вам неудачными или ошибочными. Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Принимать же решения и отвечать за других – пожалуй, самая сложная работа. А высказать свои замечания или дать совет опытного человека вы сможете вечером, когда будут подводиться итоги дня.

Большое значение имеет здесь включение педагога в систему сменных должностей. Во-первых, это будет справедливо: педагог покажет детям, что система сменных должностей – это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни, где у каждого (кем бы он ни был) есть свой участок работы, за который он несет ответственность перед всей группой и, в первую очередь, перед командиром (кто бы в данный момент эту должность ни занимал). Во-вторых, работа педагога в той или иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами, именно его действия – как более опытного в группе туриста – будут примером для них.

Получить опыт социального действия школьник может и участвуя в благотворительной работе, которая может быть организована педагогом или самими детьми во время экскурсии, похода, экспедиции, полевого лагеря и т.п. Это может быть:

Уход за братскими могилами, которые встречаются туристам во время путешествия;

Помощь в восстановлении или ремонте храмов, монастырей, мимо которых пролегает маршрут юных туристов;

Расчистка от мусора и благоустройство туристических стоянок, родников, колодцев и других природных объектов;

Оказание тимуровской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, старожилам, с которыми встречаются школьники во время проведения краеведческой работы, музею, который они посещают, школе, в которой им разрешили переночевать, и т.п.

Пусть забота о других становится привычным делом юных туристов. Инициируя те или иные благотворительные акции, используйте собственный авторитет и личный пример. Приступайте к работе первым, а лучше – предварительно сговорившись с кем-то из ребят (с тем, кто обязательно вас поддержит). Ни в коем случае не превращайте акцию в митинг и не делайте из нее «события мирового масштаба» – пусть это дело выглядит обыденным и само собой разумеющимся.

Полученный детьми опыт социального действия должен быть обязательно осмыслен ими, отрефлексирован. Для этого педагогам рекомендуется создавать в туристских группах разного рода рефлексивные ситуации.

Одной из них может быть, например, вечернее обсуждение туристами пройденного дня. Это обсуждение учит школьников: анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их; передавать свои чувства и быть открытыми для других. Как может выглядеть эта процедура? Вечером у костра собирается вся группа и начинается совместное обсуждение прошедшего дня. Ребята по очереди говорят о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях:

Каково самочувствие, есть ли какие-то проблемы со здоровьем, каково душевное состояние, настроение? Чем это вызвано? Что в связи с этим планируешь сделать завтра?

Какие обязанности (штурмана, командира, дежурного и т.д.) выполнял сегодня? Справился ли с ними? Что получалось хорошо, а с чем были проблемы? Чем они были вызваны? Как можно было бы их избежать? Какой совет дал бы тому, кто будет исполнять эти обязанности завтра? Чему новому ты сегодня научился? Что дало (или не дало) тебе пребывание в этой должности? В каком качестве хотел бы попробовать себя еще раз?

Какие произошедшие сегодня события, увиденные вещи и явления, встреченные люди удивили, поразили, обрадовали, расстроили? Чем и почему? Как ты думаешь, почему это задело тебя лично?

Кому из товарищей хотел бы сказать сегодня спасибо? За что? Кто был для тебя сегодня примером, кто тебя чему-либо новому научил, чем-то помог?

Будет лучше, если первым начнет этот вечерний разговор кто-то из взрослых (но не руководитель группы) или кто-либо из старших детей, туристов со стажем – это послужит для ребят хорошим примером рефлексии и сразу задаст достаточно высокий ее уровень. А завершать анализ дня лучше взрослому руководителю. Инициировать и вести вечерний разговор должен взрослый. Однако со временем, когда «разбор полетов» за день станет традиционным и привычным для туристов, можно делегировать эту функцию дежурным командирам.

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программвнеурочной деятельности:

- комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

- тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов);

- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (например, ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.);

- образовательные программы, ориентированные на учащихся определенной возрастной группы (например, ОП для младших школьниковт.п.ьнтьсти школьного театраельности), ОП для подростков).

III. По характеру организации

II. По территориальному признаку (масштабу района).

I. По направленности и характеру деятельности.

1. Прогулки - простейшая кратковременная, доступная для широких масс форма туризма (передвижение пешком, на лыжах, на велосипедах, лодках) с целью оздоровления, зака­ливания организма.

2. Экскурсии - коллективные посещения какого-либо объекта с научной либо учебной целью, для общего и культурного развития.

3. Экспедиция - организованное многодневное путешествие поискового характера с целью изучения каких-либо объектов (географических, геологических, краеведческих, историче­ских и др.).

4. Поход - путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах. В зависимости от целей походы могут быть: 1) познавательные - направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства. Такие походы расширяют круго­зор, воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за него, чувство патриотизма; 2) оздоровительные - способст­вуют закаливанию организма, развитию и совершенствова­нию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха; 3) спортивные - улучшают физическую подготовленность, закаляют волю, способствуют физическому совершенствованию; 4) агитаци­онно-массовые - проводятся в честь каких-либо крупных общественно-политических или спортивных событий и слу­жат цели привлечения широких масс к туризму и обмена опытом туристской работы.

1. Местный туризм - это путешествия, проводимые в преде­лах своего района, области, края.

2. Дальний туризм - путешествия в районах, отдаленных от места жительства.

1. Плановый туризм - однодневные и многодневные путеше­ствия, которые организовываются через туристско-экскурсионные бюро, спортивные клубы, коллективы физи­ческой культуры. Такие путешествия проводятся по оплачи­ваемым путевкам с полным обеспечением участников пита­нием, обслуживанием, транспортом.

2. Самодеятельный туризм - путешествия, которые органи­зуются силами и средствами самих участников. По возрас­тающей сложности самодеятельные путешествия подразде­ляются на походы выходного дня и многодневные путешест­вия 1,2,3,4 и 5-й категории сложности. Сложность походов определяется протяженностью, продолжительностью, коли­чеством и характером препятствий, а также иными фактора­ми, характерными для данного вида туризма.

Среди форм организации туристско-краеведческой и экскурси­онной работы с учащимися выделяют следующие:

1) уроки с ис­пользованием учебного и краеведческого материала по предметам;

2) факультативные занятия и предметные кружки;



3) программные и внепрограммные экскурсии;

4) туристские прогулки, походы, мно­годневные путешествия и экспедиции;

5) туристско-краеведческие кружки, секции, клубы;

6) туристско-краеведческие вечера, викто­рины, конкурсы, соревнования, слеты, конференции, выставки;

7) школьные музеи.

Работу по туризму в школе возглавляет туристский совет. Он избирается на общем собрании туристов. Руководит советом учи­тель, ответственный за туристскую работу. В состав совета могут избираться учителя, ведущие краеведческие группы, туристские ор­ганизаторы, активисты-школьники. Работа туристского совета ве­дется по плану, согласованному с директором школы и педагогиче­ским советом. Связь туристского совета с педагогическим необхо­дима потому, что туристская работа имеет воспитательную и крае­ведческую направленность. Туристский совет руководит работой в классах через классных руководителей и туристских организаторов. Совет организует работу туристских, краеведческих кружков. В его ведении находится школьный краеведческий музей, туристский уго­лок. Совет осуществляет связь с родительским комитетом, ДТЭС, помогает группам в выборе маршрутов и утверждает их, принимает участие в подготовке слетов и соревнований, однодневных и много­дневных походов, занимается подготовкой туристского актива - туристских организаторов, младших инструкторов, занимается подго­товкой и организацией школьного туристского лагеря.

Проведение туристско-краеведческой и экскурсионной работы является обязательной для всех общеобразовательных школ, а для того, чтобы эта работа была более эффективной и успешной, необ­ходимо объединение усилий всего педагогического коллектива шко­лы.

Директор школы обеспечивает условия, необходимые для про­ведения туристско-краеведческой работы в школе, организовывает весь педагогический коллектив школы, учащихся для участия в этой работе.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за осуществление краеведческого принципа препо­давания предметов школьной программы. Он контролирует работу факультативов и предметных кружков, проведение программных экскурсий, выполнение учебных практических работ во время экс­курсий, прогулок и походов; контролирует наличие краеведческих материалов в учебных кабинетах, школьном музее и их использова­ние в учебном процессе.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной рабо­ты несет ответственность за проведение туристско-экскурсионной работы во внеурочное время; контролирует работу туристско-краеведческих кружков, секций, клубов; организует занятия с учите­лями и др. работниками для подготовки их к руководству походами, путешествиями и экскурсиями; организует пропаганду туризма и краеведения среди учащихся, учителей и родителей.

Учитель – туристский организатор школы разрабатывает план туристско-краеведческой и экскурсионной работы, маршруты похо­дов выходного дня и многодневных походов, маршруты экспедици­онных отрядов, а также ведет работу по подготовке и проведению походов. При необходимости он проводит занятия с руководителями при подготовке походов, а также представляет маршрутные листы, маршрутные и заявочные книжки на походы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) соответствующего органа об­разования, проводит инструктаж по правилам безопасности в тури­стских походах и экспедициях.

Совместно с туристским активом обеспечивает подготовку и проведение туристских слетов и соревнований. Учитель - турорганизатор отвечает за делопроизводство туристско-краеведческой работы (регистрация маршрутных листов, книжек, экскурсионных путевок; учет работы по сдаче норм на значки «Юный турист» и «Турист», а также спортивных разрядов по туризму и спортивному ориентированию); проводит учебно-тренировочные сборы, тренировочные сборы, семинары по подготовке общественных тури­стских кадров (младших инструкторов).

Классный руководитель при составлении плана воспитательной работы планирует проведение походов и экскурсий, ведет подготов­ку учащихся к их проведению и проводит их, привлекая учителей-предметников, школьного медицинского работника, родительский актив и др.

Учитель физической культуры организует физическую подго­товку юных туристов, туристские соревнования; проводит турист­ские походы, путешествия, экскурсии.

Учитель осуществляет краеведческий принцип преподавания предмета, участвует в проведении походов, путешествий, экскурсий.

Воспитатель группы продленного дня ведет работу по подго­товке и проведению прогулок, походов и экскурсий в течении учеб­ного года и каникул; оказывает помощь учащимся в оформлении итогов прогулок, походов и экскурсий.

Медицинский работник проводит медицинское обследование учащихся, уходящих в поход, обслуживает туристские соревнова­ния, инструктирует ответственных за санитарно-гигиеническую ра­боту в туристский группах, обучая их оказанию доврачебной помо­щи, комплектует походную аптечку.

Школьный библиотекарь комплектует библиотечку туристской, краеведческой литературы, описаний маршрутов, туристских карт, методических материалов; организует выставки туристско-краеведческой литературы.

Начальник школьного лагеря труда и отдыха организует с уча­щимися экскурсии и походы на передовые промышленные и сель­скохозяйственные предприятия, к памятникам истории, культуры и природы родного края; краеведческую работу по изучению истории поселка, села, предприятия и т.п., где работает трудовое объедине­ние; сбор материалов для учебных кабинетов, школьного музея; об­щелагерные соревнования по туризму.

Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по туристской подготовке.

Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей - туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, на-полненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Туристско-краеведческая работа юных туристов многообразна по формам. Самой комплексной, эффективной формой туристско-краеведческой деятельности является туристский поход.

Поход - это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.

В настоящее время качественно изменилось содержание и сложность походов, значительно снизилось количество походов, их постепенно заменяют походы выходного дня. Сегодня проведение многодневных походов стало недоступным по нескольким причинам. Это очень высокие цены на проезд к месту совершения путешествия, дороговизна продуктов питания, криминальная обстановка в стране. В школах города отсутствует туристское снаряжение, необходимое для жизни в полевых условиях - палатки, рюкзаки, спальники, походное костровое оборудование, не хватает опытных педагогов, умеющих правильно и безопасно провести туристский поход. Одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются туристские соревнования, которые способствуют подготовке безаварийного содержательного туристского похода, проверке готовности туристских групп. Традиционно туристские соревнования проводятся в два этапа:

Школьный

Городской

На каждом этапе перед организаторами стоят определенные задачи: на школьном - это, в основном, задачи обучения и пропаганды туризма, на городском - выявление сильнейших команд и участников, обмен опытом работы. Ежегодно в городских туристских соревнования принимает участие около 150 учащихся. Эти показатели говорят о том, что туристские соревнования остаются одним из самых массовых мероприятий школьников. Туристские соревнования учащихся - это комплексное мероприятие, подготовка и проведение которого требует больших усилий от всех организаторов. Городские туристские соревнования имеют большое воспитательное значение, что отражается на программе соревнований, которая состоит из спортивной части и конкурсной программы. Спортивная часть включает традиционные виды соревнований: командная и личная техника пешеходного туризма, контрольно-туристский маршрут, спортивное ориентирование. Конкурсная программа, состоит из конкурса туристской песни, туристских газет, краеведческой викторины и позволяет раскрыть творческие способности участников соревнований. На городских туристских соревнованиях проводятся вечера отдыха, дискотеки, игротеки.

Краеведение

Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, - задача краеведения.

Одним из основных направлений деятельности Станции является школьное краеведение. Широкое распространение в образовательных учреждениях получили различные формы общественно-краеведческой деятельности: объединения, поисковые отряды, клубы, научные общества учащихся и др. В краеведческих объединениях учащиеся овладевают основами исследовательской работы; знакомятся с научными дисциплинами вне рамок школьной программы: этнографией, экологией, фольклористикой, археологией и др. Давая возможность овладеть основами этих дисциплин, школьное краеведение воспитывает у обучающихся навыки профессионального самоопределения, самоорганизации и самоуправления. В то же время краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций. С 1993 года основной формой организации краеведения в системе дополнительного образования детей стала Программа туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество». Программа демократична, она открыта для любого поиска и эксперимента, свободна от идеологических рамок и ограничений, что способствует свободному проявлению творчества, как юных краеведов, так и их педагогов.

Ежегодно учреждение проводит:

Городские олимпиады по школьному краеведению;

Городские конкурсы исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»;

Смотры музеев образовательных учреждений.

Все краеведческие мероприятия проходят в два этапа:

I этап - школьные олимпиады, конкурсы;

II этап - городские олимпиады, конкурсы;

В традиционно проводимых областных олимпиадах, конкурсах исследовательских краеведческих работ, слетах юных туристов обязательным этапом является проведение краеведческой викторины. Краеведение - это сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории своей малой Родины. Стало традицией проводить конкурсы-смотры музеев образовательных учреждений.

Смотры показали, что за многие годы работы музеев в школах сложилась система патриотического и нравственного воспитания учащихся, музеи являются хранилищами бесценного наследия исторического прошлого нашего Отечества.

Краеведческая деятельность - универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом.

Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся -- идет интенсивное умственное развитие.

Несмотря на огромное воспитательное и образовательное значение, туристско-краеведческая деятельность все реже используется в школе. Несмотря на то, что отдельные ее компоненты в той или иной мере рассматриваются в содержании учебных курсов, этого явно не достаточно для формирования единой картины миры, включающей природный компонент. Возникает потребность в разработке целостной концепции туристско-краеведческой подготовки школьников, наполненной современным содержанием, отражающим новые научные подходы и требования жизни.

Для наилучшего понимания важности туристско-краеведческой деятельности и необходимости ее дальнейшего развития в современной школе нам представляется необходимым рассмотрение каждого компонента данного вида деятельности в отдельности. Школьное краеведение рассматривается нами не только как деятельность учащихся, направленная на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале.

Это деятельность, направленная на всестороннее познание локальной территории. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении. Он служит основой организации всех видов учебно-познавательной деятельности классов краеведения, а краеведческий подход является составной частью, способом его успешной реализации. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».

В связи с учебной ценностью краеведения, выделяют учебное краеведение. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. В них обязательно участие школьников всего класса, его содержание и характер определяются учебной программой. Также выделяют непрограмное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Во внепрограмном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Формами его реализации становятся туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр.

Следующий компонент ТКД - туризм, является отличной формой реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

В школе фактически существует «два» туризма: один как обязательный для всех классов («классный туризм»), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам («кружковый туризм»). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий, глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.

В использовании форм ТКД отражается двойственность туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, однодневные и двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).

Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе» (ТКД).

Часто понятие «школьный туризм» ограничивают единственным смыслом - изучением края (краеведением), то есть познавательностью.

Когда краеведение ставится во главу угла туристского похода (становится его целью, заданием), тогда строгое прохождение заявленного маршрута с его собственным содержанием - протяженностью, набором естественных препятствий, автономностью жизнеобеспечения и т.п. - ставится в подчиненное положение, перестает быть обязательным, теряет приоритетность.

Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: «Туризм - это краеведение, но краеведение - это не туризм».

Вполне правомерно говорить и о двойственности краеведения в школе: простые визуальные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет и серьезное, глубокое краеведение без связи с туризмом. Нет необходимости настоящее краеведение обязательно увязывать со спортивными нормами походов; трудно втиснуть серьезную поисковую, научно-исследовательскую работу в строгие рамки спортивного похода. Часто от этого проигрывают и познавательность и спортивность, а главное - страдают дети от перегрузок.

Для так называемой туристско-краеведческой деятельности характерен многоцелевой характер, разнообразие форм. И это необходимо сохранять как в работе в целом, так и в частных формах ее проявления. Не зря туристско-краеведческую форму работы с детьми называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы.

Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм туристских занятий детей, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм, построить в школе так называемую систему ТКД.

Важно не забывать, что участие в полевых исследованиях требует овладения туристской техникой и тактикой, поэтому туризм становится неразрывной составной частью краеведения. Таким образом, в этой связке краеведение обеспечивает познавательную деятельность и интеллектуальное развитие учащихся, а туризм - технико-тактическую подготовку, безопасность и комфорт в полевых условиях. В учебно-воспитательном процессе туризм и краеведение выступают как единое целое - туристско-краеведческая деятельность.

Туристско-краеведческая работа является частью учебно-воспитательной работы в школе. Она планируется ответственными за этот раздел учителем, обсуждается на туристском, а затем на пе­дагогическом совете школы и утверждается директором. В плане предусматриваются основные школьные и внешкольные мероприя­тия по туризму по четвертям.

Формы организации туристской работы со школьниками имеют свои особенности. Работа в секциях и краеведческих кружках непо­средственно связана с содержанием целого ряда учебных дисцип­лин. В отдельных темах по географии, биологии, истории использу­ются краеведческие материалы, новые сведения, полученные в кружках и туристских секциях. Эта взаимосвязь способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, воспитанию учащихся, а туристско-краеведческая работа может стать делом все­го педагогического коллектива.

Туристскую и краеведческую работу ведут в основном учителя физкультуры, географии, биологии, истории. Однако учителя физ­культуры не знают или недостаточно знают вопросы краеведения, охраны природы, в то время как специалисты-предметники не под­готовлены по вопросам физического воспитания и организованным вопросам туризма. Вот почему перед учителями физкультуры стоит важная задача овладения методами внеклассной работы, повышения уровня знаний по краеведению, охране природы, туризму.

Примерные мероприятия для плана туристско-краеведческой работы в школе на учебный год

I четверть

1. Утверждение преподавателя, ответственного за туристскую рабо­ту в школе (приказ директора школы).

2. Составление плана туристско-краеведческой работы на год. Об­суждение плана на туристском и педагогическом совете.

3. Создание туристских секций и краеведческих кружков. Органи­зация их работы.

4. Участие в районном (городском) семинаре учителей-турорганизаторов.

5. Участие учителей географии, биологии, истории в районном (го­родском) семинаре по туризму и краеведению.

6. Составление сметы на год и обсуждение ее на туристском и педа­гогическом совете.

7. Инвентаризация снаряжения.

8. Проведение осеннего школьного слета юных туристов.

9. Участие в районном (городском) слете.

10. Участие в районных (городских) соревнованиях по спортивному

ориентированию.

11. Подготовка и проведение школьного туристского вечера. 12.Разработка тематики краеведческой работы по классам. 13.Организация и проведение вечера туристской песни.

14.Проведение походов выходного дня в 1-11 классах на тему «Золо­тая осень».

15.Проведение походов выходного дня с ночевками в 5-11 классах.

16.Проведение конференций юных туристов. Избрание совета.



17. С оставление смет зимних многодневных походов с учащимися 7-11 классов.

II четверть

1. Разработка и утверждение маршрутов зимних походов.

2. Разработка краеведческих заданий летних многодневных походов и экскурсий.

3. Составление смет многодневных походов с учащимися 5-11 классов в весенне-летний период.

4. Оформление стенда с планами походов и экспедиций.

5. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.

6. Приобретение и ремонт туристского снаряжения.

7. Организация и проведение встреч с бывалыми туристами, героя­ми труда и ветеранами Великой Отечественной войны.

III четверть

1. Проведение зимних однодневных походов.

2. Обсуждение туристско-краеведческой работы за 1-е полугодие на туристском и педагогическом советах.

3. Проведение соревнований по туристской технике и спортивному ориентированию.

4. Проведение игр на местности.

5. Проведение семинаров по подготовке младших инструкторов.

6. Подготовка к школьному слету туристов.

7. Подготовка к районному (городскому) слету туристов.

8. Участие в районных (городских) семинарах руководителей тури­стских походов.

9. Составление планов летних тур. мероприятий.

10.Проведение многодневных походов с учащимися 5-11 классов. 11.Подведение итогов зимних многодневных походов с учащимися 5-11 классов. Оформление стенда.

IV четверть.

1. Организация и проведение однодневных походов.

2. Учебно-тренировочные занятия команд.

3. Подготовка и проведение школьного слета.

4. Подготовка команд и участие в районных (городских) слетах и соревнованиях.

5. Подготовка заданий по краеведческой работе в летних походах и экспедициях.

6. Организация и проведение подготовительных работ в школьном

туристском лагере.

Летние каникулы.

1. Проведение многодневных походов и путешествий.

2. Открытие и работа школьного туристского лагеря.

3. Обработка экспонатов для школьного музея.

4. Организация сбора (семинара) для учащихся 10-11 классов по подготовке инструкторских общественных кадров.

5. Подготовка отчетов тур. секции и краеведческих кружков. Изго­товление стендов и другой наглядности.

6. Участие в работе районных (городских) секций по туризму и краеведению на августовских совещаниях.

Организация и содержание работы секции по туризму в школе

Основной формой организации учебной работы по туризму в школе являются классные кружки и общешкольные туристские сек­ции. Их задача - организация круглогодичных занятий, экскурсий, слетов и туристических соревнований, однодневных и многодневных походов, экспедиций, составление отчетов о туристских мероприятиях, отчетных ве­черов, участие в создании и пополнении школьных музеев. При соз­дании кружка в одном классе для лучшего управления он должен делиться на туристские группы, по 12-15 учеников в каждой. Обще­школьные секции формируются по возрастным группам из учащих­ся 5-6, 7-8, 9-11 классов.

Начинать работу легче с технически простых видов туризма (пеший, лыжный), а краеведческую - с познания родного края. Под­держивать интерес и эмоциональное отношение учащихся к роман­тике походов в период летних каникул, отдаленных по времени, трудно, поэтому задачи должны быть близкие и дальние, а работа систематической и круглогодичной. Для поддержания интереса пред туристами должны ставиться все новые и новые задачи. В годовом календаре целесообразно планировать и проводить не более двух туристических мероприятий в месяц в виде экскурсий, соревнова­ний, организации выставок и вечеров, игр на местности и не более одного похода или туристско-краеведческой экспедиции в четверть. Их продолжительность определяется каникулами.

Важными принципами в организации туристской деятельности с учащимися являются цикличность и непрерывность. Там, где основу туристского мероприятия составляет кратковременный темати­ческий поход или поход выходного дня, игры на местности, сорев­нования и т.д., цикл назван малым. Период подготовки к многоднев­ному походу, экспедиции назван большим циклом. Малые и боль­шие циклы, соединенные в определенной последовательности, соз­дают непрерывную круглогодичную систему.

Каждый большой и малый цикл имеет три периода: подготовка туристского мероприятия, его проведение и подведение итогов.

Первый период включает следующие виды работ: сбор мате­риалов о районе путешествия, краеведческую подготовку; физиче­скую подготовку и предпоходную тренировку; хозяйственную рабо­ту, подготовку личного и группового снаряжения.

Второй период - это прохождение маршрута, сбор краеведче­ских материалов, различные виды общественно-полезной деятель­ности. Заключают цикл подведение итогов и отчет, обработка днев­ников и краеведческих материалов, подготовка и проведение отчет­ного вечера.

Для поддержания устойчивого интереса к туристской деятель­ности, для обеспечения тщательной подготовки к основному походу большое значение имеют самоуправление группы, четкое распреде­ление обязанностей. Основные обязанности в группе следующие: командир группы, культорг, физорг, главный краевед, казначей, за­ведующий питанием, заведующий снаряжением, фотограф, редактор дневника, санинструктор, корреспондент и др. В учебных и воспита­тельных целях, а также по желанию учащихся обязанности в группе могут быть перераспределены, но не чаще одного раза в год.

Руководит группой на протяжении обучения в секции один учитель. Для проведения занятий по отдельным темам могут при­глашаться учителя географии, биологии, истории, а также альпини­сты и краеведы из числа шефов, родителей.

Содержание занятий определяется программой для различных возрастных групп. Типовые программы утверждены Главным управлением школ Министерства общего и профессионального об­разования РФ. Типовой программой предусматривается возмож­ность внесения изменений и дополнений с учетом специфики шко­лы. Содержание программы кружков и секций юных туристов с воз­растом усложняется.

Программа для учащихся 5-6 классов рассчитана на 144 ч. На этом этапе учащиеся знакомятся с туристскими возможностями края, с правилами организации самодеятельных походов, изучают физико-географическую и экономическую характеристику района, исторические и культурные памятники. Знакомятся с личным и групповым снаряжением туриста, проходят элементарную топогра­фию, практикуются в ориентировании на местности, измерении рас­стояний, проводят простейшие наблюдения за погодой, раститель­ностью, малыми водоемами, получают сведения по охране природы, санитарии, гигиене, доврачебной помощи.

В программе для учащихся 7-8 классов также предусмот­рено 144 ч. За этот период школьники получают комплекс знаний и практических навыков, необходимых для участия в походах выход­ного дня и многодневных пеших походов не выше I категории слож­ности, знаний правил соревнований по туристской технике и спор­тивному ориентированию. Направление краеведения определяется руководителем, исходя из конкретных условий школы. Учащиеся шире знакомятся с родным краем, глубже изучают топографию -карты и их характеристики, способы ориентирования. Практикуются в выборе мест соревнований по ориентированию, в разработке мар­шрутов походов по карте. Учатся правильно подбирать снаряжение, рациональное питание, готовить документы похода. Тренируются в технике передвижения, преодоления склонов, оврагов, лесных уча­стков, заболоченных мест, водных преград.

В старших классах (9-11) на основе предыдущего опыта уча­стия в походах развиваются спортивные интересы, стремление пройти по сложным маршрутам пешего, горного, лыжного, велоси­педного, водного туризма. Определяются четкие направления в краеведческой работе. Виды туризма школой выбираются в зависи­мости от местных условий: близость гор - для горного туризма, на­личие водоемов и лодок - для водного, климатических условий - для лыжного, возможность приобретения велосипедов - для велосипед­ного: и наличия руководителя для организации и проведения по то­му или другому виду туризма.

Типовые программы по перечисленным видам туризма для учащихся старших классов также рассчитаны на 144 ч. Тематика учебного материала составлена с учетом специфики вида туризма. Так, например, темы «Массовый туризм», «Туристские возможности края» рассматриваются применительно к избранному виду туризма, также рассматривается тема «Особенности организации и проведе­ния походов по горному, лыжному, велосипедному или водному ту­ризму» и т.д. Техника передвижения и преодоления препятствий то­же изучается в зависимости от вида туризма, и для освоения и за­крепления темы требуется различное количество времени.

На основе программы руководитель туристской секции разра­батывает тематический план работы секции на учебный год, а затем составляет план учебно-тренировочных занятий (см. приложение 3).

Похожие публикации