Классный час "Моя будущая профессия" классный час (10 класс) на тему. Классный час « Моя будущая профессия» классный час на тему Внеклассный час моя будущая профессия

Классный час "Моя будущая профессия"

Цель мероприятия: знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к

поступлению в вузы и выбору профиля обучения.

Эпиграф:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас

отыщет»Константин Дмитриевич Ушинский (слайд 2)

Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных,

определяющих вашу судьбу выборов –выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в

молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно

информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более

40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу

людям и обществу?!

(Слайд 3)Во все времена люди по- разному относились к своей работе, к труду, что им

приходилось выполнять. Послушайтелегенду. Давным -давно во французском городе Шартре

строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень,

спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие

мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок

хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель:В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же

деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники,

телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от

труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того,

чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей

интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех

тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много

денег, сформулировалитри главных требования, которым должна удовлетворять профессия,

чтобы потом не разочароваться в ней: (слайд 4)

1.профессия должна быть интересной,

2.профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

3.профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии (слайд 5)

Потребности рынка

труда –наличие

рабочих мест по

избранной

специальности

самому процессу того, что человек делает.

Личные качества

деятельность, направленная на пользу общества,

деятельность, требующая профессионального обучения,

деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в

земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во

двор не придут –требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские

требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей

смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер) (слайд 6)

Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада.

Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В

современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми».

Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства.

управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни –вот что

требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер) (слайд 7)

«Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения.

Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного

ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник

обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы

планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как

у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки

или хризантем) –размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые,

золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо

различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест.

(Цветовод) (слайд 8)

Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об

отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у

мужчин длина шага 60- 90 см, а у женщин и стариков 50- 70; а если длина шага метр и

больше, значит, человек бежит. (Криминалист) (слайд 9)

В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие

от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А

вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному

экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их

задача –установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять

самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его

воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей

будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях

экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой

профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец) (слайд 10)

Игра "Закончитьпредложения" (слайд 11)

1.Люди работают ради…

3.При выборе профессии люди часто не учитывают…

4.В любом профессиональном труде самое важное…

(Записали, зачитали).

Учитель:Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравнимваши высказывания с мыслями

на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают радиудовлетворения своих потребностей, ради самовыражения

собственного "Я".

3. При выборе профессии люди частоне учитываютпонятия, которые выражаются тремя

словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное–знания, и умение их применять на

практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" (слайд 12) прозвучал такой ответ:

возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастьяявляется правильный

выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Игра «Что это за профессия?» (слайд 13)

Учитель: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их?

Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий.Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия

приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и

курсы специализации.

2. Веб- мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий.Веб- мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем

упадет, но веб- мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным

технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий.

Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его

результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-

На данном занятии дети знакомятся с типами профессий (Климов) и рассматривают профессию с разных точек зрения. Получают информацию как не ошибиться в своём выборе.

Слайд 1 Классный час «Моя будущая профессия»

Цель : создать благоприятные условия для самоопределения к типу профессии и способствовать выбору будущей профессии;

Задачи: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Оборудование: ПК, Презентация, мультфильм о профессиях, песня «Иди дорогою добра»

Ход занятия.

1.Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий»

Эпиграфы:

Слайд 2

« Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

Слайд3 «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

2.Вступительное слово классного руководителя.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться?

На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. От этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь. Выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.

Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно?

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

Итак, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах:

Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу»;

Оценить свои профессионально важные качества, которые определят, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «Я могу»;

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».

Слайд 4 Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

Слайд 5

1. интересна и привлекательна для вас;

2. соответствует вашим способностям;

3. пользуется спросом на рынке труда.

2. Типы профессий

Слайд 6

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий.

Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.

Слайд 7 1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

Слайд 8 2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье.

Слайд 9 3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

Слайд 10 4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Слайд 11 5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.

Слайд 12 3. Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие же факторы обуславливают выбор человеком той или иной профессии?

1. Позиция старших членов семьи.

Родители несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии.

2. Позиция друзей, подруг.

Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной активностью учащихся, опытные педагоги знают много такого о вас, что скрыто от непрофессиональных глаз.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются ваши представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своих способностях надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые вами сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

7. Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

К неправильному выбору профессии могут привести две причины:

1. искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы);

2. искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков).

«Моя будущая профессия»

Цели:

выяснить уровень знаний учащихся о профессиях;

расширить знания детей о мире профессий;

формировать интерес к профессиям;

развивать логическое мышление, память, связную речь, умение цивилизованно общаться друг с другом.

Ход классного часа

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители. Вот и закончилось лето. Но надеемся, что за лето вы хорошо отдохнули и набрались сил. Я поздравляю всех с началом учебного года, ребятам желаю быть добрыми и честными, хорошо учиться.

Классный час хочу начать с отрывка из стихотворения С.Я. Маршака "Кем быть?"

Дело было вечером, делать было нечего,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак,

Тут сказал ребятам Боря просто так

А у меня в кармане гвоздь, а у Вас?

А у нас сегодня гость. А у Вас?

А у нас сегодня мама отправляется в полёт,

Потому что наша мама называется пилот.

С лесенки ответил Вова "Мама - лётчик! Что ж такого?

Вот у Коли, например, мама - милиционер,

А у Толи и у Веры - обе мамы инженеры,

А у Лёвы мама - повар,

Мама - лётчик, что ж такого?"

"Всех важней, - сказала Ната, - мама вагоновожатый,

На работе до зацепы водит мама два прицепа"

И спросила Нина тихо: "Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьёт? Ну, конечно, ни пилот!

Лётчик водит самолёты - это очень хорошо!

Повар делает котлеты - это тоже хорошо!

Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе!

Мамы разные нужны, мамы всякие важны!"

О чём спорили герои стихотворения?

А как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить на классном часу?

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

- Сегодня по всей стране объявлен всероссийский урок по теме: «Моя будущая профессия»

Поговорим мы с вами сегодня о профессиях. Профессия - это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. Но как бывает тяжело выбрать профессию! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам можно готовиться к серьезному выбору. А что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.

Ребята, очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что у него золотые руки.

- Как понимаете смысл этих слов?

Презентация (знакомство с видами профессий)

Каждая профессия необходима и нужна. Давайте обсудим, почему необходима та или иная профессия? (слайды)

Какую профессию вы хотели бы получить?

О какой профессии идет речь?

а) Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)

б) Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете.

На тропе, на берегу,

преграждает путь врагу. (Пограничник)

в) Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

г) Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку,

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак! (Шофёр)

д) Пачку, пуанты надела Марина

На сцену вспорхнула, она … (балерина)

е) Прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (артист)

ё) Дупло и берлогу,

Дом лисий и птичий

В лесу охраняет

Надёжно … (лесничий)

ж) На улице Садовой

Дом построен новый,

А крыша так высоко,

что птицам не достать.

В доме десять этажей,

В доме тысячи людей.

Кто построил этот дом,

Дом, в котором мы живём? (Строители)

з) Справедливей всех всегда

Споры все решит … (судья).

Очень хорошо! Вспомнили много профессий! Ребята, вы знаете профессию строитель? Чем он занимается?

Игра «Строитель».

Давайте мы сейчас все превратимся в строителей. Вы должны будете построить дом. Родители, конечно, могут помогать детям. (Работа в паре).

Какие замечательные строители у нас в классе. Все справились!

Физкультминутка

А следующая игра называется «Кто как работает» . (Педагог задает вопросы, дети показывают действие руками, ногами, мимикой.)

Что делает дворник?

Что делает шофёр?

Что делает маляр?

Что делает парикмахер?

Что делает повар?

А сейчас поиграем в игру «Угадай профессию». (По нескольким прочитанным словам, дети и родители угадывают задуманную профессию.)

Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)
- Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)

Книга, формуляр, читатель. (Библиотекарь.)
- Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)
- Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель.)
- Прилавок, продукты, весы. (Продавец.)
- Двор, метла, урна. (Дворник.)
- Самолет, штурвал, команда. (Летчик.)
- Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник.)
- Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)
- Фотоаппарат, пленка, квитанция. (Фотограф.)
- Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)
- Автобус, деньги, билет. (Кондуктор.)

Молодцы. Все справились. Как много профессий вы знаете.

Игра «Отгадай ребусы».

Какие профессии зашифрованы в ребусах? Работа в группе.

Игра «Самая-самая».

Отгадать профессии с элементами юмора.

А теперь давайте узнаем, кем же работают наши родители. Рассказ родителей о своих профессиях!

«Угадай профессию»

1.Этот человек работает на улице, он одет в большой фартук, у него есть метла, лопата и совок для собирания мусора.

2.Этот человек работает под землёй, он одет в комбинезон из плотной материи, на голове у него каска со светящимся фонарём, он добывает уголь.

3.Этот человек работает в автобусе, у него есть сумка, на которой прикреплены свёрнутые в рулоны билеты.

4.Этот человек работает в аэропорту. Он одет в форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема – два крыла. Он водит в небе самолёты.

Игра «Кому принадлежит фраза»

А сейчас мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза». Из волшебной шкатулки каждый достанет листочек, прочитает фразу и определит, человек какой профессии мог ее сказать.

    Как вас постричь? Челочку покороче? (парикмахер);

    Дети, откройте учебники на странице 33.(учитель)

    Посадил я сотни роз в городском саду (садовник);

    Сколько кг картошки вам взвесить? (продавец);

    сейчас заеду на заправку, потом продолжу свой путь…(шофер).

    Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)

    водитель, предъявите ваши документы (полицейский)

    в суп я положил картофель, капусту, морковь и лук. (повар)

    лево руля, право руля (моряк)

    я сегодня сочинил новую оперу (композитор)

    У меня сегодня в стаде 10 коров и 15 овец. (пастух)

    В шесть утра я подмел чисто (дворник)

    Игра «Объяснялки». Дети объясняют друг другу профессии (на листочке).

Рефлексия занятия.

Вот и совершили мы путешествие в мир профессий. Вы узнали для себя что–нибудь новое?»

Дети отвечают.

Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Ваши родители ходят на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус! Мы думаем, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна!

А теперь, ребята, давайте немного отдохнём и порисуем.(Рисунок своей будущей профессии.)

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы. Различают 5 типов профессий.

Человек-природа. Этот профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. И, конечно, они хорошо знают животный и растительный мир, почву, воздушную среду - природу. Какие профессии можно отнести в эту группу?

ветеринар

агроном - специалист сельского хозяйства

гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли

2. Человек-техника. Это профессии, которые используют технические устройства. Какие это профессии?…

Пилот водитель

электромонтёр - специалист, работающий в области электрики, занимающийся монтажом, эксплуатацией или ремонтом электрооборудования и электрических цепей.

слесарь - специалист по обработке металлов, сборке и починке металлических изделий, машин

3. Человек-человек. Это профессии, которые взаимодействуют с другими людьми. Какие это профессии?…

Учитель врач журналист продавец

4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Какие профессии относятся к этому типу?

Это бухгалтер учёные программисты

5. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие фантазии, художественного таланта. Какие профессии относятся к этому типу?

Художник актеры писатели

Как вас постричь? Челочку покороче?

Дети, откройте учебники на странице 33.

Посадил я сотни роз в городском саду.

Сколько кг картошки вам взвесить?

Сейчас заеду на заправку, потом продолжу свой путь…

Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-».

Водитель, предъявите ваши документы

В суп я положил картофель, капусту, морковь и лук.

Лево руля, право руля

Я сегодня сочинил новую оперу

У меня сегодня в стаде 10 коров и 15 овец.

В шесть утра я подмел чисто двор.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:«ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия»

(Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду

понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу,

потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы

для этого» (Жюль Верн)

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для тог чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

9. Где можно её получить?

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

работа имеет огромное общественное значение;

высокая зарплата;

встреча с интересными людьми;

командировки, дающие возможность многое увидеть;

использование современной техники.

трудности, связанные с устройством на работу;

частые командировки, осложняющие личную жизнь;

трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

большая ответственность;

нервные перегрузки;

ненормированный рабочий день; k

постоянное общение с людьми.

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

В мире существует более 50 тысяч профессий. Выбор профессии - очень серьезеное и ответственное дело. Сейчас от человека всё в большей степени требуются высочайший профессионализм, готовность быстро адаптироваться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Быстро растет интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что все-таки необходимо для того, чтобы сделать собственный профессиональный выбор? Для этого разработан данный материал. Конечно, одного классного часа мало, нужна целая серия занятий. Тем не менее, с данного классного часа можно начать работу по профориентации.

Классный час «Моя будущая профессия»

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы являетесь учениками уже 7 класса! И сегодня мне бы хотелось обсудить с вами очень серьезную проблему, с которой вы столкнётесь в будущем.

Работа с эпиграфом. Прочитайте, пожалуйста, эпиграфы.

Беседа.

1.Что объединяет эти высказывания?(Они о труде. Труд- это сокровище).

2. Где основной труд человека?(на работе)

3. Прежде чем начать работу, что нужно сделать?(получить образование профессию)

4. О какой же серьезной проблеме мы будем рассуждать сегодня?

Тема классного часа « Моя будущая профессия»

Почему этот вопрос важен уже сегодня? Вы же еще не являетесь выпускниками?

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? От этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь. Выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.

Что же означает слово «профессия»? Слайд№3)

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Как вы думаете, отчего зависит выбор профессии? Слайд№4)

Итак, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах:

Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу» ;

Оценить свои профессионально важные качества, которые определят, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «Я могу» ;

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».

Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

  • интересна и привлекательна для вас;
  • соответствует вашим способностям;
  • пользуется спросом на рынке труда.

Выбор профессии- очень важное и серьезное дело. Психологи даже разработали специальную диаграмму выбора профессии (Слайд№6 «Восьмиугольник Климова»

или восемь факторов выбора профессии)

2.Групповая работа. Профессии 21 века.

Вы уже, наверное, думали, кем хотите стать в будущем. А знаете ли вы, какие профессии будут востребованы на рынке труда будущего?

Объединяемся в 3 группы. Задание: составьте рейтинг профессий будущего.

3.Типы профессий(слайд 10-14)

А теперь давайте подумаем, можно ли сгруппировать профессии? (Да, по интересам)

Различают пять типов (слайд №9)

Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.

4. Тест «Профориентация»

Вам стало интересно, какая сфера вам ближе всего? Какая профессия для вас?

Ответьте на вопросы теста, расставьте баллы с учетом критериев и подведите итог.

Слайд№15

5. Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие же факторы обуславливают выбор человеком той или иной профессии?

1. Позиция старших членов семьи.

Родители несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии.

2. Позиция друзей, подруг.

Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной активностью учащихся, опытные педагоги знают много такого о вас, что скрыто от непрофессиональных глаз.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются ваши представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своих способностях надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые вами сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

7. Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

К неправильному выбору профессии могут привести две причины:

  • искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы);
  • искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков).

Наша задача - сделать эти представления более реалистичными.

6. Заключительное слово учителя

Надеюсь, наш сегодняшний классный час не прошел для вас даром. Возможно, многие из вас уже выбрали будущую профессию, другие же задумались над выбором- это первый шаг к правильному выбору. А если вдруг ваши желания не совпали с вашей мечтой не отчаивайтесь! У вас еще есть время все изменить!!! Займитесь самовоспитанием и выработайте именно те качества, которые требует от вас выбранная вами профессия. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта может стать реальностью.


Похожие публикации