Е к лигачев краткая характеристика. Биография Егора Лигачёва. – А с Ельциным встречались

Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный,
яркий представитель типа "универсального человека"

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500).

В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция; 1500 — Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 — Милан; 1513-1516 — Рим; 1517-1519 — Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.

К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр),

где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в нерасторжимом единстве.

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.

И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью — жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции.

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая „молодая крестьянка” Катерина. В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано.

В 4 года его забрали в семью отца, где он получил начальное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи - его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.

В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщика, ювелира, устроителя празднеств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину „Крещение Христа” (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски - яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент - и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо».

Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки.

В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические „чудеса”. Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо „работал на себя”, занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.

В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.

Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою „Тайную вечерю” на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - „Демон”). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.

После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием.

К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

Личность и творчество Леонардо да Винчи всегда вызывали повышенный интерес. Слишком неординарной фигурой был Леонардо для своего времени. Печатаются книги и статьи, на экраны выходят художественные и документальные фильмы. Искусствоведы обращаются к учёным и мистикам, в попытках найти разгадку тайны гения великого мастера. Существует даже отдельное направление в науке, исследующее наследие живописца. В честь Леонардо да Винчи открываются музеи, по миру беспрестанно проходят тематические выставки, бьющие все рекорды посещаемости, а «Мона Лиза» целыми днями взирает на толпы туристов из-за бронированного стекла. Реальные исторические факты и легенды, научные достижения и художественный вымысел тесно переплелись вокруг имени одного гения.

Судьба великого мастера

Будущий великий художник и учёный родился 14 апреля 1452 года от внебрачной связи зажиточного нотариуса сэра Пьеро с то ли крестьянкой, то ли хозяйкой таверны из городка Винчи. Мальчика назвали Леонардо. Катерина, так звали мать художника, занималась воспитанием сына первые пять лет его жизни, после чего отец забрал мальчика в свой дом.

Хотя Пьеро был официально женат, у него не было других детей, кроме Леонардо. Поэтому появление ребёнка в доме встретили тепло и радушно. Единственное, чего художник так и остался лишен, находясь на полном обеспечении у отца, – это права на наследство. Ранние годы Леонардо проходили безмятежно, в окружении живописной горной природы Тосканы. Восхищение и любовь к родному краю он пронесет через всю жизнь, увековечив его красоту в своих пейзажах.

Тишина и покой провинциальной жизни закончились с переездом семьи во Флоренцию. Жизнь заиграла, забурлили всеми красками настоящего мегаполиса того времени. Управляли городом представители рода Медичи, известные своей щедростью меценаты, которые создали на своей вотчине идеальные условия для развития искусств.

В период их правления, Флоренция стала колыбелью культурной и научной революции, известной как Возрождение. Оказавшись здесь, юный Леонардо попал в самый центр событий, когда город приближался к апогею своего расцвета и славы, пику величия, неотъемлемой частью которого стал молодой художник.

Но величие было впереди, а пока, будущему гению было просто необходимо получить образование. Будучи незаконнорожденным сыном, он не мог продолжать дело своего отца, как и стать, например, адвокатом или врачом. Что, в общем-то, ни как не повредило судьбе Леонардо.

С самых ранних лет юноша демонстрировал незаурядные художественные способности. Пьеро не мог не учитывать этого, когда принимал решение касательно судьбы своего единственного сына. Вскоре отец отдал восемнадцатилетнего Леонардо на обучение в очень успешную и передовую мастерскую живописи. Наставником художника стал известный живописец Андреа дель Вероккио.

Талантливый и широко мыслящий скульптор и художник, Вероккио не проповедовал средневековые эстетические взгляды, а старался идти в ногу со временем. Его живо интересовали образцы античного искусства, которое он считал непревзойденным, в своей работе он стремился возродить традиции Рима и Греции. Тем не менее, признавая и уважая прогресс, Вероккио широко использовал технические и научные достижения своего времени, благодаря которым живопись все больше приближалась к реализму.

Плоские, схематичные изображения времен Средневековья отходили, уступая место стремлению целиком и полностью подражать природе во всем. А для этого надо было владеть приемами линейной и воздушной перспективы, понимать законы света и тени, что означало необходимость владеть математикой, геометрией, черчением, химией, физикой и оптикой. Леонардо обучался у Вероккио азам всех точных наук, параллельно овладевая техникой рисования, моделирования и скульптуры, приобретал навыки работы с гипсом, кожей и металлом. Его талант раскрывался так быстро и явно, что вскоре молодое дарование далеко ушло от своего учителя по мастерству и качеству владения живописью.

Уже в двадцать лет, в 1472 году, Леонардо стал членом почетной флорентийской Гильдии художников. И даже отсутствие собственной мастерской, которой он обзавелся лишь спустя несколько лет, не помешало ему начать свой собственный путь самостоятельного мастера. Несмотря на явные инженерные способности и недюжинный талант к точным наукам, общество видело в художнике лишь ремесленника, не обладающего пока большим престижем. До идеалов свободы и творчества было ещё далеко.

Судьба художника XV века целиком и полностью зависела от влиятельных покровителей. Так и Леонардо на протяжении всей жизни приходилось искать место службы у сильных мира сего, а выполнение отдельных светских и церковных заказов строилось по принципу простого торгового соглашения.

Первые десять лет жизни художника прошли в творческих исканиях и работой над немногочисленными заказами. Пока, однажды до Леонардо не дошел слух, что герцогу Сфорца, правителю Милана, требуется придворный скульптор. Молодой человек тут же решил попробовать свои силы.

Дело в том, что Милан в то время являлся одним из крупнейших центров оружейного производства, а Леонардо с головой был погружен в своё последнее увлечение – разработку чертежей оригинальных и хитроумных машин и механизмов. Поэтому, возможность переезда в столицу инженерного дела, очень его вдохновляла. Художник написал рекомендательное письмо герцогу Сфорца, в котором осмелился предложить себя в качестве не только скульптора, художника и архитектора, но и как инженера, утверждая, что может соорудить корабли, бронированные машины, катапульты, пушки и прочую военную технику. Герцог был впечатлен самоуверенным письмом Леонардо, но удовлетворил его лишь отчасти: он лад художнику должность скульптора. Первым заданием нового придворного скульптора было изготовление бронзовой статуи лошади, предназначенной для украшения фамильного склепа Сфорца. Забавно то, что в силу самых разных обстоятельств, за те семнадцать лет, которые Леонардо провел при миланском дворе, лошадь так и не была отлита. Зато интерес молодого таланта к военному делу, механике и технике в оружейных мастерских только вырос. Почти все изобретения Леонардо относятся к этому периоду.

За свою жизнь, гениальный да Винчи создал многочисленные чертёжи ткацкого, печатного и прокатных станков, металлургических печей и деревообрабатывающей машины. Он первый додумался до идеи вертолетного винта, шарикоподшипников, поворотного подъемного крана, механизма для забивания свай, гидравлической турбины, прибора для измерения скорости ветра, пожарной телескопической лестницы, разводного ключа, редуктора. Леонардо разрабатывал модели всевозможных военных машин – танка, катапульты, подводной лодки. В его эскизах имеются прообразы прожектора водолазного колокола, экскаватора, велосипеда, ласт. А также, самых известных его конструкций, основанных на кропотливом изучении техники полета птиц и структуры птичьего крыла – летательного аппарата, очень напоминающего дельтаплан, и парашюта.

К сожалению, Леонардо не довелось увидеть воплощение подавляющей части своих идей при жизни. Время для них ещё не пришло, отсутствовало необходимое сырье и материалы, создание которых также предвидел гений XV века. Всю жизнь Леонардо да Винчи приходилось мириться с тем, что его грандиозные замыслы слишком сильно опережают эпоху. Лишь в конце XIX века многие из них получат свою реализацию. И, конечно, мастер не подозревал, что и в XX, и в XXI веке миллионы туристов будут любоваться этими изобретениями в специальных музеях, посвященных его творчеству.

В 1499 году Леонардо покинул Милан. Причиной стал захват города французскими войсками во главе с Людовиком XII, лишившийся власти герцог Сфорца бежал за границу. Для художника начался не лучший период в его жизни. В течение четырех лет он постоянно переезжал с места на место, нигде подолгу не задерживаясь. Пока, в 1503 году ему, пятидесятилетнему, вновь пришлось вернуться во Флоренцию – город, где он когда-то работал простым подмастерьем, а теперь, будучи на пике мастерства и славы, работал над созданием своей гениальной «Моны Лизы».

Правда, в Милан да Винчи все же вернулся, спустя несколько лет работы во Флоренции. Теперь, он был там придворным живописцем Людовика XII, контролирующего в то время весь итальянский север. Периодически, художник возвращался во Флоренцию, выполняя тот или иной заказ. Мытарства Леонардо закончились в 1513 году, когда он переехал в Рим к новому покровителю Джулиано Медичи, брату Папы Льва X. Следующие три года да Винчи занимался преимущественно наукой, заказами на инженерные разработки и техническими экспериментами.

Будучи уже в весьма преклонном возрасте, Леонардо да Винчи снова переехал, на этот раз во Францию, по приглашению Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Остаток жизни гениального мастера прошел в королевской резиденции, замке Лмбуаз, в окружении высочайшего почета со стороны монарха. Сам художник, не смотря на онемение правой руки и постоянно ухудшающегося состояния здоровья, продолжал делать зарисовки и заниматься учениками, которые заменили ему семью, так и не созданную мастером при жизни.

Дар наблюдателя и ученого

С самого раннего детства Леонардо обладал редким талантом наблюдателя. С раннего детского возраста и до конца своей жизни художник, очарованный явлениями природы, мог часами всматриваться в пламя свечи, следить за поведением живых существ, изучать движение воды, циклы роста растений и полет птиц. Живой интерес к окружающему миру дал мастеру множество бесценных знаний и ключи от многих тайн природы. «Природа так совершенно все устроила, что повсюду ты находишь, то, что может дать тебе новые знания» – говорил мастер.

За свою жизнь Леонардо совершал переходы через высочайшие альпийские перевалы, чтобы исследовать природу атмосферных явлений, путешествовал по горным озерам и рекам, чтобы изучить свойства воды. Всю свою жизнь Леонардо носил с собой записную книжку, в которую заносил все, что привлекало его внимание. Особое значение он придавал оптике, считая, что глаз живописца является непосредственным инструментом научного познания.

Отказываясь идти по проторенной современниками дороге, Леонардо искал собственные ответы на волновавшие его вопросы гармонии и соразмерности всего сущего (окружающего мира и самого человека). Художник понял, что если он хочет запечатлеть в своих произведениях самого человека и окружающий мир, не исказив их сути, он должен изучить природу того и другого так глубоко, как это возможно. Начав с наблюдения за видимыми явлениями и формами, он постепенно углублялся в процессы и механизмы, управляющими ими.

Математические знания помогли живописцу понять, что любой предмет или объект является целым, которое неизбежно состоит из множества частей, соразмерность и правильное расположение которых и рождает то, что называется гармонией. Невероятным открытием живописца явилось то, что понятия «природы», «красоты» и «гармонии» неразрывно связаны с конкретным законом, следуя которому образуются абсолютно все формы в природе, начиная от самых дальних звезд на небосклоне, и заканчивая цветочными лепестками. Леонардо понял, что этот закон можно выразить языком цифр, и, используя его, создавать красивые и гармоничные произведения в живописи, скульптуре, архитектуре и любой другой области.

По сути, Леонардо удалось открыть тот принцип, по которому сам Творец Бытия создавал этот мир. Свое открытие художник назвал «Золотая, или Божественная Пропорция». Этот закон уже был известен философам и творцам античного мира, в Греции и Египте, где он широко применялся в самых разных видах искусства. Живописец шел по пути практика, и все свои знания предпочитал обретать на собственном опыте взаимодействия с природой и миром.

Леонардо не скупился делиться с миром своими открытиями и достижениями. Ещё при жизни он работал вместе с математиком Лукой Почоли над созданием книги «Божественная пропорция», а уже после смерти мастера свет увидел трактат «Золотое сечение», полностью основанный на его открытиях. Обе книги написаны об искусстве на языке математики, геометрии и физики. Помимо этих наук художник в разное время серьёзно увлекался изучением химии, астрономии, ботаники, геологии, геодезии, оптики и анатомии. И все для того, чтобы, в итоге, решать задачи, которые он поставил себе в искусстве. Именно посредством живописи, которую Леонардо считал наиболее интеллектуальным видом творчества, он стремился выразить гармонию и красоту окружающего пространства.

Жизнь на холсте

Глядя на творческое наследие великого живописца, можно явственно увидеть, как глубина проникновения Леонардо в основы основ научных знаний о мире наполняла его картины жизнью, делая их все более правдивыми. Создается впечатление, что с людьми, изображенными мастером, можно легко завести беседу, предметы, нарисованные им, повертеть в руках, а в пейзаж войти и затеряться. В образах Леонардо, загадочных и удивительно реалистичных одновременно, очевидна глубина и одухотворенность.

Чтобы понять, что Леонардо считал настоящим, живым творением, можно провести аналогию с фотографией. Фотография, по сути, является лишь зеркальной копией, документальным свидетельством жизни, отражением сотворенного мира, не способным достичь его совершенства. С этой точки зрения фотограф является современным воплощением того, о ком Леонардо сказал: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь лишь практикой и суждением глаза, подобен обычному зеркалу, которое подражает всем противопоставленным ему предметам, ничего не зная о них». Настоящий художник же, по мнению мастера, изучая природу и воссоздавая её на полотне, должен превосходить её, «сам придумывая бесчисленные формы трав и животных, деревьев и пейзажей».

Следующей ступенью мастерства и уникальным даром человека, по мнению Леонардо является фантазия. «Там, где природа уже закончила производить свои виды, сам человек начинает из природных вещей творить с помощью этой же природы бесчисленные виды новых вещей». Развитие воображение – первое и самое основное, что должен делать художник, по мнению да Винчи, именно об этом он пишет на страницах своих рукописей. В устах Леонардо это звучит как Истина с большой буквы, потому, что сам он многократно доказал это всей своей жизнью и творческим наследием, включающим так много гениальных догадок и изобретений.

Неуемное стремление к познанию Леонардо коснулось практически всех областей человеческой деятельности. За свою жизнь мастер смог проявить себя как музыкант, поэт и литератор, инженер и механик, скульптор, архитектор и урбанист, биолог, физик и химик, знаток анатомии и медицины, геолог и картограф. Гений да Винчи нашёл своё применение даже в создании кулинарных рецептов, разработке одежды, составлении игр для дворцовых развлечений и проектировании садов.

Леонардо мог похвастаться не только необычайно разносторонними знаниями и широким спектром умений, но и почти идеальной внешностью. По словам современников, он был высоким, красивым человеком, прекрасно сложенным и наделенным большой физической силой. Леонардо отлично пел, был блестящим и остроумным рассказчиком, танцевал и играл на лире, обладал изысканными манерами, был обходителен и просто очаровывал людей одним своим присутствием.

Возможно, именно эта его незаурядность практически во всех сферах жизни и вызывала такое опасливое отношение к нему консервативного большинства, с опаской воспринимающего новаторские идеи. За гениальность и нестандартное мышление его не раз клеймили как еретика и даже обвиняли в служении дьяволу. Видимо таков удел всех гениев, приходящих в наш мир, чтобы ломать устои и вести человечество вперед.

Словом и делом отрицая опыт прошлых поколений, великий живописец говорил, что «картина у живописца мало будет совершенна, если он берет картины других в качестве вдохновителя». Это касалось и всех остальных областей знаний. Леонардо уделял огромное внимание опыту как главному источнику представлений о человеке и мире. «Мудрость есть дочь опыта», говорил художник, её нельзя приобрести, всего лишь изучая книги, ведь те, кто их пишет, всего лишь посредники между людьми и природой.

Каждый человек это дитя природы и венец творения. Ему открыты бесчисленные возможности познания мира, неразрывно связанного с каждой клеточкой его тела. Посредством изучения мира Леонардо познавал себя. Вопрос, мучающий многих историков искусства, заключается в том, что же больше интересовало да Винчи – живопись или познание? Кем в итоге он был – художником, учёным или философом? Ответ, по сути прост, как истинный творец, Леонардо да Винчи гармонично сочетал все эти понятия в себе одном. Ведь можно обучиться рисованию, уметь владеть кистью и красками, но это не сделает вас художником, ибо настоящее творчество это особое состояние чувств и отношение к миру. Наш мир ответит взаимностью, станет музой, откроет свои тайны и позволит проникнуть в самую суть вещей и явлений лишь действительно любящему его. По тому, как жил Леонардо, по всему, что он делал, очевидно, что он был страстно влюбленным человеком.

Изображения Мадонны

Произведение «Благовещение» (1472-1475, Лувр, Париж) написано молодым живописцем в самом начале его творческого пути. Картина с изображением Благовещения предназначалась для одного из монастырей не далеко от Флоренции. Она породила много споров среди исследователей творчества великого Леонардо. Сомнения относятся в частности к тому, что произведение является полностью самостоятельной работой художника. Надо сказать, подобные споры вокруг авторства не редкость для многих произведений Леонардо.

Выполненная на деревянной панели внушительных размеров – 98 х 217 см, работа показывает тот момент, когда спустившийся с небес архангел Гавриил, сообщает Марии, что она родит сына, которого назовет Иисус. Традиционно считается, что Мария в это время как раз читает тот самый отрывок пророчеств Исайи, где упоминается о будущем свершении. Сцена не случайно изображена на фоне весеннего сада – цветы в руке архангела и под его ногами и символизируют чистоту Девы Марии. И сам по себе сад, окруженный низкой стеной, традиционно отсылает нас к безгрешному образу Богоматери, отгороженной своей непорочностью от внешнего мира.

Интересный факт связан с крыльями Гавриила. На картине явно различимо, что они были дорисованы позже – неизвестный художник удлинил их в весьма грубой живописной манере. Изначальные же крылья, которые изобразил Леонардо, остались различимы – они намного короче и, вероятно, были срисованы художником с крыльев настоящей птицы.

В этом произведении, если присмотреться внимательнее, можно найти несколько ошибок, сделанных ещё неопытным Леонардо в построении перспективы. Самой очевидной из которых является правая рука Марии, зрительно расположенная ближе к зрителю, чем вся её фигура. В драпировках одежды пока нет мягкости, они выглядят слишком тяжелыми и застывшими, как будто сделанными из камня. Здесь надо учесть, что именно так учил Леонардо его наставник Вероккио. Эта угловатость и резкость свойственна практически всем работам художников того времени. Зато в дальнейшем, на пути к обретению собственного живописного реализма, Леонардо будет развиваться сам и поведет за собой всех остальных художников.

В картине «Мадонна Литта» (около 1480 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург) Леонардо удалось создать невероятно выразительный женский образ с помощью практически единственного жеста. На полотне мы видим полную задумчивости, нежную и умиротворенную мать, любующуюся на своё дитя, сосредоточив в этом взгляде всю полноту чувств. Без такого особенного наклона головы, столь свойственного многим произведениям мастера, который он часами изучал создавая десятки подготовительных рисунков, многое от впечатления безграничной материнской любви пропало бы. Лишь тени в уголках губ Марии как бы намекают на возможность улыбки, но сколько нежности придает это всему лицу. По размеру произведение совсем небольшое, всего 42 х 33 см, наиболее вероятно, что оно было предназначено для домашнего поклонения. Действительно, в Италии XV века живописные изображения Мадонны с Младенцем пользовались довольно большой популярностью, их часто заказывали художникам зажиточные горожане. Предположительно, «Мадонна Литта» изначально была написана мастером для правителей Милана. Затем, сменив нескольких владельцев, она перешла в частную семейную коллекцию. Современное название произведения происходит от имени графа Литта, владевшего фамильной картинной галереей в Милане. В 1865 году именно он продал её Эрмитажу совместно с несколькими другими картинами.

В правой руке младенца Иисуса почти сокрыт незаметный с первого взгляда птенец, служащий в христианской традиции символом Сына Божьего и Его детства. Вокруг полотна ходят споры, вызванные слишком четкими контурами рисунка и некоторой неестественностью позы ребёнка, что заставляет многих исследователей предположить, что активное участие в создании картины принимал один из учеников Леонардо.

Первым живописным произведением, в котором виден раскрывшийся талант мастера, стало полотно «Мадонна в гроте» (около 1483 года, Лувр, Париж). Композиция была заказана для алтаря капеллы в миланском храме Св. Франциска и предполагалась как центральная часть триптиха. Заказ был разделен между тремя мастерами. Один из них создавал боковые панели с изображением ангелов для алтарного образа, другой – резное обрамление готового произведения из дерева.

Церковники заключили очень подробный контракт с Леонардо. В нём были оговорены мельчайшие детали картины вплоть до стиля и техники исполнения всех элементов и даже цвета одежд, от которых художник ни на шаг не должен был отклоняться. Так, на свет появилось произведение, рассказывающее о встрече младенца Иисуса и Иоанна Крестителя. Действие происходит в глубине грота, в котором мать и сын укрываются от преследователей, посланных царем Иродом, увидевшем в Сыне Божьем прямую угрозу своей власти. Креститель устремляется к Иисусу, сложив ладони в молитве, тот, в свою очередь, жестом руки благословляет его. Молчаливым свидетелем таинства является ангел Уриэль, смотрящий в сторону зрителя. Отныне он будет призван оберегать Иоанна. Все четыре фигуры так искусно расположены на картине, что, кажется, образуют единое целое. Всю композицию хочется назвать «музыкальной» так много нежности, гармонии и плавности в её персонажах, объединенных между собой жестами и взглядами.

Эта работа далась художнику очень непросто. Временные рамки были строго оговорены в контракте, но, как нередко случалось с живописцем, он не сумел уложиться в них, что повлекло за собой судебные разбирательства. После долгих тяжб, Леонардо пришлось написать ещё одну версию этой композиции, хранящуюся сейчас в Национальной Галерее Лондона, нам она известна как «Мадонна в скалах».

Знаменитая фреска миланского монастыря

В стенах миланского монастыря Санта Мария делла Грацие, точнее в его трапезной, хранится один из величайших шедевров живописи и главное национальное достояние Италии. Легендарная фреска «Тайная вечеря» (1495-1498) занимает пространство 4,6 х 8,8 м, и описывает драматический момент, когда, окруженный учениками Христос изрекает печальное пророчество «Один из вас предаст меня».

Живописец, которого всегда привлекало изучение человеческих страстей, хотел запечатлеть в образах апостолов простых людей, а не исторических персонажей. Каждый из них по-своему откликается на происходящее событие. Леонардо поставил своей задачей с максимальной реалистичностью передать психологическую атмосферу вечера, донести до нас различные характеры его участников, с точностью психолога обнажая их душевный мир и противоречивые переживания. В разнообразии лиц героев картины и их жестов есть место практически всем эмоциям от удивления до яростного гнева, от растерянности до печали, от простого неверия до глубокого потрясения. Будущий предатель Иуда, которого традиционно все художники до этого отделяли от общей группы, в этом произведении сидит вместе с остальными, явно выделяясь мрачным выражением лица и тенью, словно окутавшей всю его фигуру. Учитывая открытый им принцип золотого сечения, Леонардо с математической точностью выверил расположение каждого из учеников. Все двенадцать апостолов разделены на четыре практически симметрические группы, выделяющие фигуру Христа в центре. Прочие детали картины призваны не отвлекать внимание от персонажей. Так, стол намеренно сделан чрезмерно маленьким, а само помещение, в котором происходит трапеза, строгим и простым.

Работая над «Тайной вечерей» Леонардо провел эксперимент с красками. Но, к сожалению, придуманный им состав грунта и краски, для которого он сочетал масло и темперу, оказался совершенно нестойким. Следствием этого стало то, что спустя всего двадцать лет после написания, произведение начало стремительно и необратимо портиться. Конюшня, которую устроила армия Наполеона в помещении, где была расположена фреска, усугубила уже существовавшую проблему. Как следствие, практически с начала своей истории и до нынешних дней над этим монументальным полотном проводятся реставрационные работы, только благодаря которым его все-таки удается сохранить.

Зав Сю свою долгую жизнь, Леонардо да Винчи создал не более двадцати живописных полотен, часть из которых осталась незавершенной. Подобная удивительная для того времени не плодовитость настораживала заказчиков, ну а та не спешность с которой мастер имел обыкновение работать над своими картинами, и вовсе стала притчей во языцех. Остались воспоминания монаха монастыря Санта Мария делле Грацие, наблюдавшего за работой живописца над знаменитой фреской «Тайная Вечеря». Вот как он описывал рабочий день Леонардо: художник ранним утром забирался на леса, воздвигнутые вокруг картины, и мог не расставаться с кистью до глубокой ночи, совершенно забывая о еде и отдыхе. Но в другой раз, он часами, дни напролет, пристально рассматривать своё творение, не нанося ни единого мазка. К сожалению, не смотря на все старания мастера, из-за неудачного эксперимента и материалами, фреска из миланского монастыря стала одним из самых сильных разочарований художника.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.

Портрет Леонардо да Винчи

Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.


Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.


Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.


Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.


К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.


К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.


Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.

Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.

К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.


После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.


В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.

На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.


С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель . Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.


На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.


Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.


Фрагмент картины “Поклонение волхвов”

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

  • Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
  • Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
  • Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».

  • Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
  • Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.
Похожие публикации