Урок чтения белозеров кладовая ветра. "Прогулка по волшебному лесу" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему. Стихотворение – логическая загадка для детей о ветре

Конспект НОД в ДОУ для детей 6-7 лет "Кладовая ветра".

Образовательная область -познавательное развитие.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Кладовая ветра».

Цель: ознакомление детей с образованием ветра.
Обучающие задачи: изучить свойства ветра, используя стихотворные тексты; объяснить детям, откуда берется ветер, используя игры, опыты, речевые упражнения, сказки, задания; использовать прием ТРИЗ (ветер- это хорошо или плохо).Познакомить с его свойствами. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи: выполнять правила игры.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; таз с водой, бумажные кораблики; веер, свеча, змейка (круг, разрезанный по спирали и подвешенный на нить).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о ветре, познакомимся с ним поближе и поймем, что ветер, даже холодный, это тоже замечательно.
Скажите, а у вас на даче, дома, в квартире есть кладовая? Зачем людям нужна кладовая? (Там хранятся старые вещи, туда кладут летом зимние вещи, а зимой летние, там хранятся запасы на зиму, которые делают бабушка и мама.)
Воспитатель. Интересно, а что хранится в кладовой у ветра? Что он может туда положить? Зачем ему это нужно? И где может быть кладовая ветра? Давайте порассуждаем, пофантазируем вместе с вами. Вот однажды поэт Тимофей Белозеров заглянул в одну такую кладовую ветра и нашел там…догадайтесь, что? А вот что.
(На экране мультимедийного оборудования изображение оврага.)
Чего не натаскано в старый овраг!
Хранится в овраге ночной полумрак,
Тугие сережки- подарок березы,
Цветы иван-чая, кукушкины слезы,
Зеленые, желтые бусы дождя,
Перо куропатки на шляпе груздя.
Сюда, как на дно сундука, спозаранок
Накиданы ветром холстины тумана,
В ручье, на голубеньком ситце волны
Мерцает старинная брошка луны…
Воспитатель. Что увидел поэт в кладовой у ветра? А что бы вы хотели подарить ветру и положить в его кладовую? (Дети рассуждают, фантазируют.)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнаем, откуда берется ветер. Я вам предлагаю поиграть с корабликами.
Опыт-игра « Кораблики».
(Воспитатель вносит в группу таз с водой и предварительно сделанные вместе с детьми бумажные кораблики.) Подходите поближе и опустите свои кораблики на воду и подуйте на них.
Воспитатель. Почему кораблики поплыли? (Их толкает ветерок.) Откуда взялся ветерок? (Это мы выдохнули воздух.)
(Воспитатель предлагает устроить соревнования для корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (таз лучше брать квадратной формы.) Кораблики для этой игры можно сделать и из скорлупы грецкого ореха с парусом на полочке-зубочистке, прикрепленной пластилином.)
Ветер на море гуляет,
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(А.С.Пушкин)
Воспитатель. Молодцы, очень хорошо поиграли с корабликами. А сейчас нас ждет следующий эксперимент.
Опыт - игра «Веер».
Воспитатель. Я предлагаю вам сделать веер из полосок бумаги. Возьмите каждый у себя на столе бумажный лист и сложите «гармошкой». Вот так получился у вас веер. А теперь помашите веером перед лицом.
Воспитатель. Что вы чувствовали? Для чего нужен веер? (В жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам.)
Воспитатель. Помашите каждый своим веером над тазом с водой. Что происходит в тазу с водой? Откуда взялись волны? (От ветра.)
Загадка про веер.
Дует ветер - я не дую,

Дует он – не дую я.
Но тогда, когда я дую,
Дует ветер на меня.
(Веер)
Воспитатель. Молодцы и нас с вами ждет следующий этап.
Опыт-игра «Откуда берется ветер?»
(Воспитатель приносит свечу и змейку. Змейку сделать очень просто: берется круг из тонкой бумаги и разрезается по спирали, затем получившуюся заготовку подвешивает на нить. Зажигает свечу и предлагает детям подуть на нее.)
Воспитатель. Почему отклонилось пламя? (Дует ветер.)
(Воспитатель помещает змейку над пламенем свечи.)
Воспитатель. Что происходит со змейкой? (Она начинает вращаться.) Почему она вращается? (Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.)
Почему же ветер дует в разные стороны? (Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается ветер в природе.)
Вывод: ветер - это движение воздуха. Теплый движется вверх, а холодный вниз, и они стремятся поменяться местами.
Воспитатель. А теперь внимательно послушайте рассуждение, или познавательный рассказ для детей о ветре великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Отчего бывает ветер (рассуждение)».
Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится.
Но как только мы побежим, мы слышим воздух - нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же мы откроем дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.
Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: «он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, -тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом –теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

Воспитатель. Вот так знакомили детей с ветром в 19 веке. А вы знаете, ребята, что ветер умеет работать! Оказывается, ветер-работяга: он помогает кружиться мельницам, разносит семена растений, метет улицы, доносит до нас запахи, звуки, помогает летать парашюту, воздушному змею…
Ветер, ветерок, ветрище…
Ты чего по свету рыщещь?
Лучше улицы мети,
Или мельницы круги!
Погляди – в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
(Я.Аким)
Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница».
Мельница, мельница, Дети четко произносят слова, постепенно ускоряя ритм.
Мелет муку, мелет, Дети делают вращательные движения руками перед грудью.
Мелет, мелет, мелет…
Ветра нет- остановилась мельница.
Снова ветер подул-закружилась мельница. Очень быстро крутим руками под быстрое произношение слов.
Мелет, мелет, мелет… Пальцы сжаты в кулак, стучим кулачками.
Ветер сильнее подул.
Намололи мы муки Руки в стороны - вот какие мешки огромные!
Вот огромные мешки!
Из муки, из муки. Ладошки раскрыты, хлопаем одной ладошкой о другую- печем
Напекли мы пирожки! «пирожки».
Воспитатель. Мы знаем, что у ветра, как у людей, есть важная работа. А что он делает, когда отдыхает от своей работы? Где спит? Что любит? Вот послушайте стихотворение о ветре и его любимых занятиях.
Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчесывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Все отметил, все учел,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчел.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошел волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами,
Повозился и уснул.
(М.Придворов)
Воспитатель. А еще одно стихотворение о ветре расскажет нам, как увидеть ветер и услышать его. (Ветер скрипит оконной рамой, толкает форточку, шелестит бумажками, играет вертушкой.)
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улегся за подушкой.
Все я видел. Только ветер
Меня, видно, не заметил.
(Г.Лагдзынь)
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю поиграть в словесную игру «Подбери словечко». (Воспитатель задает детям вопросы, а дети отвечают.)
- Что может ветер? (Шуметь, гудеть, шелестеть, завывать, поднимать, налетать и т. д.)
Ребята, ветер многое умеет делать. Может ли он навредить человеку? (Да, разрушает дома, ломает деревья, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и переворачивает машины.)
- Как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы.)

Тимофей Максимович Белозёров родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье. Детство прошло в предгорьях Алтая, куда судьба занесла семью в голодные тридцатые годы. Он рано лишился матери, и во время войны оказался сначала в Омске, потом в Большереченском селе Старо-Карасук на воспитании у доброй женщины Марии Никитичны Терентьевой. Здесь он окончил семилетку и продолжил учебу в селе Черново.
Далее судьба забросила Тимофея Белозёрова в г. Калачинск, где и началась его трудовая биография. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Здесь его постоянно сопровождала неустроенная голодная жизнь. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении.
Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов-речников, но и офицеров для Военно-Морского флота. Выдержав конкурс (12 человек на место), стал Тимофей Белозёров курсантом технологического отделения. Училище окончил в 1952 году и уехал на военно-морскую стажировку в г. Владивосток. Потом вернулся в Омск и получил направление в г. Барнаул на Бобровский судоремонтный завод с дипломом техника-технолога по обработке металла резанием. Как вспоминал он сам, работал с охотой, нравились напористые и шумные механики, капитаны, нравилась цеховая напряженная работа.
В эти годы начинается и творческая биография поэта. Как волшебное чудо явилась большая любовь к поэзии, зародившаяся еще в благодатную училищную пору, а с ней и дальнейшее пристрастие к собственному сочинительству. Появилась первая публикация стихов в журнале «Алтай». Его заметили и пригласили в Новосибирск на краевое совещание молодых литераторов. Руководители семинара известные в то время поэты Александр Смердов и Казимир Лисовский одобрили стихотворные опыты молодого поэта и посоветовали написать книжку для детей. Несколько позже, когда Белозёров жил уже в Омске, такая книжка появилась на свет с красочными рисунками известного омского художника К.П. Белова. Называлась она «На нашей реке» (1957).
В 1954 году Тимофей Белозёров был переведен в Омск в Управление Нижне-Иртышского речного пароходства. Его приняли на должность литсотрудника бассейновой газеты «Советский Иртыш», Здесь пришлось по-настоящему окунуться в трудовую жизнь речников не только на берегу реки, но и на палубе судна. Однако, как сам поэт позже признавался, все же труд в литейном цехе Омского радиозавода им. А.С. Попова более подходил по приобретенной профессии и больше нравился. Здесь Т. Белозёров проработал несколько лет, до выхода в 1969 году на постоянную творческую работу - она уже достаточно давала денежных средств на содержание семьи. За эти творческие годы у него одна за другой выходят книжки для детей: «Весна» (1858), «Лесной скрипач» (1960), «Гудки над рекой» (1962), «Огородный Подрастай» (1962), «Лесные качели» (1963) и так далее.
Накопленный творческий опыт способствовал поступлению в Литературный институт им. A.M. Горького (заочно), который он окончил в 1963 году. О периоде учебы в единственном на всю страну учебном заведении сам Тимофей Максимович вспоминал: «Учеба в институте, в этом неугомонном «маравейнике», где сам воздух, казалось, был насыщен литературой, бесконечными спорами, чтением, разбором стихов, дала и открыла многое. Я стал смотреть на детскую литературу, как на дело серьезное». Годом раньше он был принят в члены Союза писателей СССР.
В последующие годы книжки для детей у Тимофея Белозёрова стали выходить ежегодно, причем в издательствах разных городов: в Москве, Новосибирске, Свердловске, Кемерово, Барнауле, Алма-Ате, Киеве и даже в Болгарии и ГДР. Завязалась дружба с большими корифеями детской литературы. Положительную оценку его творчеству высказывали в письменной и устной форме: Агния Барто, Сергей Баруздин, Яков Аким, Игорь Мотяшов, Юрий Коринец, Валентин Берестов, Владислав Бахревский... Особенно восхищалась белозёровскими стихами классик детской литературы Елена Благинина, с которой у поэта была настоящая дружба и активная переписка. С ее предисловием изданы книги Т. Белозёрова «Кладовая ветра» (1970), «Зимушка-зима» (1974) в издательстве «Детская литература».
В этом же издательстве выходят несколько разных по объему книг массовым тиражом и даже миллионным - «Лесной Плакунчик» с рисунками художника-сказочника В. Сутеева. (Эта сказка потом переиздавалась несколько раз). Книга стихов «Карасик» с предисловием Ирины Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: «Стихи Тимофея Максимовича Белозёрова - глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом»... Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего легкого дождичка, назвать голубые подснежники Снегурочкиными слезами».
Самой дорогой и любимой книгой для поэта стала «Журавкин праздник» (1980 г.) с гравюрами известного в стране и за ее пределами графика Николая Калиты. Эта книга на Международной книжной ярмарке в Москве получила диплом 2-й степени за полиграфию.
Множество рисунков к разным книгам Т. Белозёрова, изданным в издательстве «Детская литература» и в Омском книжном издательстве выполнил московский график Николай Короткин. В Омском музее им. Ф.М. Достоевского была устроена выставка работ этого художника к произведениям нашего земляка.
Детские журналы - «Мурзилка», «Колобок», «Пионер», «Веселые картинки», «Миша», «Сибирячок», «Костер» - охотно и регулярно печатали произведения Т. Белозёрова, и даже взрослые журналы «Сибирские огни», «Урал», «Нева», «Земля сибирская-дальневосточная». Его стихи можно найти во многих коллективных сборниках, альманахах, хрестоматиях, антологиях. Пожалуй, на каждую книгу писались разными авторами рецензии, статьи, заметки в областных газетах, особенно в «Омской правде», где поэт около двадцати лет проработал литературным консультантом. К нему за советом, за поддержкой шли многие начинающие сочинители. Некоторые в будущем стали профессиональными писателями.
С открытием в 1981 году Омского книжного издательства у поэта выходят значительные по объему книги стихов: «Подснежники» (1982), «Лебедушка» (1986), книга сказок «Дворовичок» (1989). А всего за всю творческую жизнь у Тимофея Белозёрова вышло 53 книги, половина из них - в московских издательствах. И посмертно вышло уже два десятка. Общий тираж творческого наследия поэта более 17 миллионов экземпляров.
За заслуги перед отечественной литературой он был награжден правительственными наградами «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». За книгу стихов «Цветные голоса», изданную в 1972 году подарочным изданием, он получает премию Омского комсомола. А несколько позже ему присваивается звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Умер Т.М. Белозёров 15 февраля 1986 года и похоронен на Старо-Восточном кладбище.

Владимир Новиков

СПИСОК ИЗДАННОГО


На нашей реке.
Омское книжное изд-во,
1957, 100 000 тыс. экз.

Весна.
Омское книжное изд-во, 1958, 200 000 тыс. экз.

Лесной скрипач.
Омское книжное изд-во,
1960, 100 000 тыс. экз.

Гудки над рекой.
Новосибирское книжное
изд-во, 1961, 100 000 экз.

Гудки над рекой.
Москва, Детгиз,
1962, 110 000 экз.

Выбирай на вкус!
Свердловское книжное
изд-во, 1962, 50 000 экз.

Огородный Подрастай.
Омское книжное изд-во,
1962, 110 000 экз.

Лесные качели.
Свердловское книжное
изд-во, 1963, 100 000 экз.

Моим друзьям.
Омское книжное изд-во,
1963, 110 000 экз.

Огородный Подрастай.
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1964, 110 000 экз.

Топтыжка.
Свердловское книжное
изд-во, 1964, 100 000 экз.

Распахнулись ворота!
Свердловское книжное
изд-во, 1965, 100 000 экз.

Веселки, считалки, загадки,
скороговорки, небылицы.
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1965, 50 000 экз.

Веселый арбуз.
Западно-Сибирское
книжное изд-во,1966,
100 000 экз.

Таежный светофор.
Москва,
Детская литература,
1968, 300 000 экз.

Гудки над рекой.
Алма-Ата, «Жазусы»,
1968, 10 000 экз.

Орешки.
Алтайское книжное изд-во,
1968, 150 000 экз.

Синий час.
Москва,
изд. «Советская Россия»,
1969, 150 000 экз.

Синий час.
Кемерово, книжное изд-во,
1969, 100 000 экз.

Гуленьки.
Народные колыбельные
песенки.
Средне-Уральское книжное
изд-во, 1969, 150 000 экз.

Пляска на реке.
Новосибирск,
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1969, 100 000 экз.

Пляска на реке.
Москва, «Малыш»,
1969, 100 000 тыс. экз.

Безымянная речка.
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1970, 200 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
Детская литература,
1970, 300 000 экз.

Среди зеленого и синего.
Пермь, книжное изд-во,
1970, 200 000 экз.

Кладовая ветра.
Москва,
Детская литература,
1970, 100 000 экз.

Лесной скрипач.
Москва,
Детская литература,
1971, 100 000 экз.

Чудеса (загадки, считалки,
скороговорки).
Москва, «Малыш»,
1971, 150 000 экз.

Волшебный посошок.
Москва, «Малыш»,
1972, 150 000 экз.

Комариный колобок.
Новосибирск, Западно-Си
бирское книжное изд-во,
1973, 150 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
Детская литература,
1974, 300 000 экз.

Зимушка-зима.
Москва,
Детская литература,
1974, 100 000 экз.

Огородный Подрастай.
Москва,
Детская литература,
1976, 300 000 экз.

Волшебным посошок.
Москва,
Детская литература,
1976, 150 000 экз.

Лесные стихи.
Москва, изд-во «Малыш»,
1976, 1 500 000 экз.

Смородиновый куст.
Москва,
Детская литература,
1977, 100 000 экз.

Жаворонок.
Новосибирск,
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1978, 150 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
Детская литература,
1979, 2 100 000 экз.

Скачут кони
(стихи, загадки).
Москва, «Малыш»,
1979, 200 000 экз.

Журавкин праздник.
Москва,
Детская литература,
1980, 50 000 экз.

Карасик.
Москва,
Детская литература,
1981, 2 000 000 экз.

Сказки.
Новосибирск,
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1981, 200 000 экз.

Где трава растет густая.
Москва,
Детская литература,
1981, 150 000 экз.

Бука.
Свердловск,
Средне-Уральское
книжное изд-во,
1981, 350 000 экз.

Подснежники.
Омское книжное изд-во,
1982, 100 000 экз.

Сладкая клюква.
Омское книжное изд-во,
1983, 100 000 экз.

Апрель.
Москва,
Детская литература,
1983, 100 000 экз.

Песенка-чудесенка.
Москва, изд-во «Малыш»,
1984, 100 000 экз.

Каравай.
Омское книжное изд-во,
1984, 250 000 экз.

Вечный огонь.
Москва, изд-во «Малыш»,
1985, 300 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
изд. «Детская литература»,
1986, 2 000 000 экз.

Лебедушка.
Омское книжное изд-во,
1986, 50 000 экз.

Заколдованная роща.
Москва, изд-во «Малыш»,
1986, 150 000 экз.

Загадки.
Москва, изд-во «Малыш»,
1987, 500 000 экз.

Свисток с горошиной.
Омское книжное изд-во,
1987, 40 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
Детская литература,
1988, 2 000 000 экз.

Вот моя деревня.
Омское книжное изд-во,
1988, 50 000 экз.

Дворовичок.
Омское книжное изд-во,
1989, 50 000 экз.

Зимушка-зима.
Москва,
Детская литература,
1989, 450 000 экз.

Баюшки (народные колы
бельные песенки и потеш-
ки). Омское книжное изд-во,
1990, 200 000 экз.

Летняя песенка.
Москва,
Детская литература,
1990, 100 000 экз.

Журавкин праздник.
Москва, изд-во «Малыш»,
1990, 500 000 экз.

Песенка над заводью.
Омское книжное изд-во,
1991, 100 000 экз.

Живой подарок.
Омское книжное изд-во,
1992, 100 000 экз.

Речная сказка.
Омское книжное изд-во,
1992, 100 000 экз.

Лесной скрипач
(на украинском языке),
1992, 87 000 экз.

Звездный свет (составитель
В.И. Белозёрова).
Омск, 1997, 999 экз.

Времена года
(сост. В.И. Белозёрова).
Омск, изд-ва
«Диалог-Сибирь»,
«Наследие». 1999, 999 экз.

Лесной Плакунчик.
Очередное переиздание
в Москве, 2001

Карасик.
Омск,
издательский дом
«Наука», 3000 экз.

ТАНКЕР ИМЕНИ ПОЭТА

В Омске есть и улица, и библиотека имени большого русского поэта Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986). А теперь по инициативе омских писателей, прежде всего Александра Токарева и Владимира и Владимира Новикова, появился и теплоход «Тимофей Белозеров». Событие более чем справедливое, ведь по первой профессии Тимофей Максимович был речником.
- С Тимофеем Белозеровым мы поступили в Омское речное училище в 1948 году, - рассказывает член Союза писателей России А.П. Токарев. - Я учился на судоводительном отделении, а он на технологическом. После окончания я работал штурманом на пароходе «Азербайджан», а он на судоремонтном заводе в Барнауле. Вернувшись по семейным обстоятельствам в Омск, Тимофей поступил на работу в редакцию газеты «Советский Иртыш». В ней публиковались его ранние стихи, которые он начинал писать еще в училище. Когда мы учились на втором курсе, у нас образовался литературный кружок. Белозеров был среди нас самый старший, и его стихи были самые зрелые. Потом он работал мастером литейного цеха на радиозаводе. В то время Тимофей Белозеров был уже широко известным поэтом, издавал свои замечательные книги.
После его смерти, когда на стене дома, где он жил, устанавливали горельеф в память о нем, я говорил: хорошо было бы его именем назвать хотя бы маленький теплоходик. Но получилось так, что не маленький, а громадный танкер, нефтеналивное судно грузоподъемностью 2100 тонн, длиной 108 и шириной 15 метров…»
Митинг по случаю присвоения кораблю имени поэта прошел на самом танкере, и символично, что было это 24 мая - в День славянской письменности и культуры, а также в день 100-летия со дня рождения Михаила Шолохова. На палубе танкера собрались речники, писатели, работники учреждений культуры. Речи были краткими, но емкими, и все сходились в одном: имя Тимофея Белозерова должно быть увековечено!
В тот же день танкер «Тимофей Белозеров» отплыл по направлению к Крайнему Северу, где всю навигацию будет работать на перевозке нефтепродуктов. И многие-многие люди будут видеть на его борту имя поэта-классика.

Ю. Виськин



На бульваре Мартынова установлен памятный камень замечательному русскому поэту Тимофею Максимовичу Белозерову. Событие это очень и очень значимо для культурной жизни не только нашего города, но и культурной жизни страны. Ведь Тимофей Белозеров - давно признанный классик русской литературы, без имени которого уже немыслимо само понятие «культурное пространство».
Замечательно, что именно на этой улице установлен памятный камень: здесь Белозеров жил, здесь выразил себя целым калейдоскопом книг! При жизни он издал более 50 сборников, которые с любовью читали и читают целые поколения.
Ныне число его книг перевалило за цифру семьдесят. И оно будет расти, процесс этот неостановим, поскольку наследие Белозерова уже принадлежит вечности.
Проходя по аллее и остановившись у камня памяти Тимофея Белозерова, вы непременно ощутите душой прикосновение к возвышенному и прекрасному, носящему имя - Поэзия.

В Куртамышском краеведческом музее создан личный фонд
писателя Белозерова Тимофея Максимовича,
где хранятся рукописи, переписка, фотографии, документы, издания и личные вещи.
В детской библиотеке им. Г.Н.Зубова есть книги автора.

Без мамы


Памяти моей матери
Арины Трифоновны

Стала уже солнечная рама
Лавки выше, а углы острей.
Без тебя, заботливая мама,
Сразу стало близко до дверей...

Самолёт сверкал под облаками,
Жаворонок падал с высоты,
И твоими смуглыми руками
Пахли придорожные цветы.

Шёл к реке я в тёмную низину
На чужие, дымные костры.
Ветер дул мне то в лицо, то в спину
Гнал меня из детства до поры.

Загонял в незапертые сени,
В погреба за кринкой молока,
В пароходных трюмах на колени
Становил под тяжестью мешка.

Ветер, ветер!..
Выбитые рамы,
Потолки в махорочном дыму...
Оказаться на земле без мамы
Я не пожелаю Никому.

Собаки

Ко мне ласкаются собаки.
Завидев школу впереди,
Мне подают хвостами знаки:
«Контрольной пахнет!
Не ходи!
Вот то ли дело - за рекой!..»
И я на всё махнул рукой.
Я разделил горбушку хлеба,
Раздал остатки колбасы...
Ещё в лугах я нынче не был, -
За мною, преданные псы!
Но каждый пёс,
Вильнув хвостом,
Исчез
за первым же кустом.

Над палубой вьётся дымок теплохода,
Проносятся чайки, плывут берега.
Чем дальше на север, тем строже природа -
Безмолвнее небо, темнее тайга.
Дымятся сыпучим песком крутояры,
Протоки полны луговой тишины.
И вот уж старинного города Тары
Дома-терема над причалом видны.
И снова кустарники, полосы хлеба,
Заливы в зелёной прохладе ветвей...
И вдруг, словно в сказке, заполнилось небо
Всея куполами Тобольских церквей.
С проёмами звонниц,
широких и узких,
Со стрелами башен, зубцами кремля, -
Извечно для нас -
для татар и для русских -
Святые места и родная земля.
Усталое за море солнце садится,
Лениво и сонно вздыхает река,
И в небе зарницы -
как перья Жар-птицы,
И тучка - как грива
Конька-Горбунка!
Список книги

Уверена, что ты прочтёшь эту книгу с удовольствием, читатель. Почему? Потому что она полна уважения к тебе, оставляя за тобой право додумать, и досказать, и обобщить.

Она правдива, потому что поэт искренен.

Она проста, но это кажущаяся простота - за ней большая работа.

Прочти эту книжку! Ты будешь рад...

/Елена Благинина/


Пролилась на перышки синице
Зябкая ночная синева...
Из лощины вытекла лисица,
Забрались в зарю тетерева.

Над гнездом приподняла сорока
Хвост, как ручку от сковороды.
В темноте, на дно травы глубокой,
Ухнули лосиные следы.

Задрожал осинник хлопотливый,
Вышли козы, ягель теребя...
И синица гордой и счастливой
На вершине Чувствует Себя.


Лето, лето, сказочное лето!
От чудес кружится голова...
Вот в кольчугах радужного цвета
Из реки выходят острова!

В чешуе, в мерцании ракушек,
С непокрытой гривой тальников,
Из дворов прибрежных деревушек
Молча в плен уводят рыбаков...

На пески, затянутые тиной,
К мелководьям, острым, как мечи,
То косяк опустится гусиный,
То, горланя, свалятся грачи.

Лето, лето...

С песней недопетой
Ждёт дождя горячая трава.
Вместе с солнцем, в мареве рассвета,
Из реки Выходят Острова!


Я утонул в душистых травах...
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.

Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет...

В моих ногах
Терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной...

Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова грустным стану
Вернусь
И в травах
Утону...


Соскользнула с насыпи тропинка
И, у светофора за спиной,
По лесам, пригоркам и ложбинкам
Вьётся в травах порванной струной
У крыльца, у твоего порога,
За оградой в поле и в степи,
Ты услышишь, как поёт дорога,
Только на тропинку
Наступи.

На речке-невеличке
Мне весело всегда.
Течёт, течёт водичка,
Сверкает, как слюда.
Звенит струёй студёной.
В овражке под горой,
В густой траве зелёной
Укрылась с головой...
Пускай мала речонка,
Но у неё дела:
Она для пастушонка
Прохладу принесла,
Синицу искупала,
На влажном берегу
Немного поиграла
С ромашкой на бегу.
А в жарком поле дальнем,
Откинув ржавый лист,
Её воды хрустальной
Напился тракторист.
Речушка вьёт колечки,
На камушках дрожит...
Она в большую речку
За именем Бежит!

Ветры клонят медуницу
Спелой озимью горчат...
В поле выгнали волчицу
Вместе с выводком волчат.
По жаре трусит волчонок,
Неуклюжий, словно краб,
И кузнечики спросонок
Шумно брызжут из-под лап.
Впереди - овечьи тропы,
Солнце, травы да леса,
Позади - железный топот
И людские Голоса...

Я лежу на лужайке
И в небо гляжу,
В табуне облаков
Я коня нахожу.
В чёрном ворохе туч,
На сердитом ветру,
Вместе с буркой
Я молнию-шашку беру.
И уже страшновато
И радостно мне
Мчаться в красный закат
На лихом Скакуне!

На горе - берёзы да осины,
Дождиком расцвечена листва.
На припёке, в блёстках паутины,
Сушатся ядрёные дрова.
На горе стреноженная лошадь
Не спеша бредёт по облакам
И хвостом лишь чуть трава поплоше
Солнце бьёт по розовым щекам.

Синий лес во мраке тонет,
Засыпает до утра.
Дремлют спутанные кони
В дыме нашего костра,
В углях тлеют головешки,
Гаснут бабочки в огне.
Из золы бочок картошки
Прямо в руки
Метит мне.

Тишина в саду и в доме,
Спит телёнок у плетня.
Возле погреба в соломе
Воробьиная возня.
За оградой
Пыльной полог
Прогибают ветерки,
Воздух мягкий,
Словно щёлок,
Наплывает
От реки...

Вы таскали шишки из костра
Тёмные, взъерошенные, злые?
Вы видали речки золотые,
Полные живого серебра?
Вы слыхали пение песка,
Медное молчанье колоколен?
Тем, кто навсегда дорогой болен,
Вот мой хлеб, А вот моя рука.

Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она.
На них, едва заря проглянет
И лося выведет к воде,
Как на руках у старой няни,
Щебечет пеночка
В гнезде.

Домик в три окошка,
Прясло, огород.
Старицу дорожка
Переходит Вброд.
Там, Среди приволья
У реки Исеть,
Светится на кольях
Седенькая сеть.
Бакен полосатый
Сохнет на песке,
Босые ребята
Ластятся к реке.
В шубе длиннополой
Бакенщик Федот,
Слушая «Спидолу»,
Чинит Перемёт...

Если я
Писать стихи
Для тебя устану,
То подамся в пастухи
В Русскую Поляну.
Выйду поутру с рожком,
Заломлю папаху,
Опояшу ремешком
Белую рубаху.
Уроню на лебеду
Кнутика шелковье,
Заиграю на ходу
Что-нибудь Коровье.
И пробудится народ,
И начнёт зариться,
И телята у ворот
Навострят Копытца.

- До свиданья, листва, и покой, и уют,
И надёжная крыша от гроз!
По зелёной подвеске скользнув, парашют
Тополиное семя унёс. -
Пусть минует тебя неудача-напасть!
Зашумело в горячей листве: -
Поднимись в синеву, чтоб на землю упасть,
Чтоб годами шуметь
В синеве!

Я бежал вприпрыжку
Следом за волной
И на дне увидел
Камешек цветной.
В солнечных веснушках,
В красном пояске,
Он сиял, искрился
На речном песке.
От такой находки
Глаз не отвести!
Что же вдруг случилось
С камешком в пути?
На ветру горячем
Камешек потух
И, мелькнув на солнце,
С кручи в реку - плюх!..

Дождь идёт по городу вразвалку
Похожие публикации