Технология социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в стационарных учреждениях. Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста Учреждения социальные услуги пожилым людям

В последние годы быстрыми темпами увеличивается чис­ло одиноких и одиноко проживающих граждан указанной ка­тегории, и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происхо­дит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных свя­зей, обособления младшего поколения от старшего.

Все это послужило основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудос­пособных граждан наряду с существующей системой поме­щения их в дома-интернаты. Такие формы социального об­служивания, включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи предоставляют цен­тры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающих­ся в постоянном постороннем уходе, а имеющих физические и психические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.

В РФ деятельность центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулируется рядом законодательных актов:

· Конституция РФ от 12.12.93 г.;

· ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» от 02.08.95 г.;

· ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 15.11.95 г.;

· ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.12.95 г.;

· Указ Президента РФ от 25.03.93 г. № 394 «О мерах по про­фессиональной реабилитации и обеспечению занятости ин­валидов»;

· Приказ Министерства социальной защиты населения РФ № 137 от 20.07.93 г. «О примерном положении центра соци­ального обслуживания»;

· Постановление Правительства РФ «О федеральном пе­речне гарантированных государством социальных услуг, пре­доставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями соци­ального обслуживания».

Федеральный закон «О социальном обслуживании граж­дан пенсионного возраста и инвалидов» регулирует отноше­ния в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавли­вает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан указанной категории, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетво­рению потребности указанных граждан в социальных услу­гах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении меди­цинской, правовой, социально-психологической помощи: в натуральном виде, в профессиональной подготовке, тру­доустройстве, организации досуга и т. д.), которые предос­тавляются указанной категории граждан на дому или в уч­реждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Целью деятельности ЦСО является осуществление соци­ального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эф­фективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:

Выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;

Оказание социально-бытовой, медицинской, психоло­гической, консультативной и иной помощи гражданам;

Содействие в оптимизации у граждан, обслуживае­мых центром, возможности реализации своих по­требностей;

Обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законода­тельством;

Анализ уровня социально-бытового обслуживания на­селения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населе­ния, внедрение в практику новых видов и форм помо­щи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

Привлечение различных государственных и негосу­дарственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом на­правлении.

Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие под­разделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания (рис.


2.4).

ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоян­ного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посто­ронней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.

ОСО создается для обслуживания 60 граждан, прожива­ющих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан сельской местности и 8 — в благо­устроенном городском секторе.

ОДП является полустационарным структурным подраз­делением центра и предназначается для социально-бытово­го, культурного, медицинского обслуживания граждан, со­хранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отды­ха, привлечения к посильной трудовой деятельности, под­держания активного образа жизни.

В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по труду, заведующего, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность об­служивания в отделении устанавливается исходя из очеред­ности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель. В ОДП выделяются помещения для кабинетов доврачеб­ной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, ле­чебно-трудовых мастерских и т. д.

Обслуживаемые граждане могут при их добровольном со­гласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специ­ально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.

ОССО предназначается для оказания престарелым граж­данам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной под­держке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штат ОССО вводятся должности специалиста по со­циальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуще­ствляется выявление и учет граждан, остро нуждающих­ся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее пос­ледующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для оказания срочной доврачебной по­мощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, обще­ственными, благотворительными, религиозными органи­зациями и объединениями, фондами, а также отдельны­ми гражданами.

К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:

· услуги по организации питания, быта, досуга;

· социально-медицинские услуги;

· правовые услуги.

Пожилые люди и инвалиды, оставшиеся без помощи родственников, зачастую не справляются с обычными домашними делами в силу своего возраста и слабого здоровья. Поэтому им оказывается социальное и медицинское обслуживание на дому – государственными бюджетными учреждениями, муниципальными образованиями, организациями и предпринимателями. Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому, кто может рассчитывать на подобную помощь, как получить услугу.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг

Граждане, отвечающие требованиям закона, предъявляемым к получателям социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие виды помощи:

  • сопровождение до мест отдыха, санаториев, лечебных учреждений, государственных и муниципальных учреждений;
  • помощь в оплате коммунальных услуг;
  • помощь в организации быта, обустройстве жилья, в проведении косметического ремонта, стирке вещей, уборке дома;
  • доставка воды, топка печи (при проживании льготника в частном доме без центрального водоснабжения и отопления);
  • приготовление еды, организация быта и досуга, поход в магазин за продуктами и в аптеку.

Если человек не может самостоятельно обслуживать себя, социальный работник должен помощь. Также могут быть предоставлены следующие услуги в зависимости от состояния здоровья гражданина:

  • совместные походы в поликлиники;
  • психологическая поддержка, содействие в санаторно-курортном лечении, госпитализации и уходе в условиях стационара;
  • помощь в проведении социальной и медицинской реабилитации, в прохождении МСЭ;
  • содействие в получении медицинских услуг;
  • осуществление медицинских процедур и манипуляций, гигиенических процедур;
  • помощь в оформлении документов;
  • правовые и юридические услуги;
  • помощь в получении среднего и высшего образования (людям с ограниченными возможностями).

Кто имеет право на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Пригласить социального работника на дом имеют право следующие категории лиц:

  1. Граждане пенсионного возраста (женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет).
  2. Люди с ограниченными возможностями (инвалиды всех трех групп).
  3. Люди, являющиеся временно нетрудоспособными и не имеющие помощников.
  4. Граждане, попавшие в сложное положение из-за алкогольной или наркотической зависимости члена семьи.
  5. Некоторые другие категории лиц, например, сироты без места проживания.

Услуги социального обслуживания на дому могут быть оказаны бесплатно, на условиях частичной оплаты или за оплату в полном объеме.

Оплата социальных услуг Категории получателей
Бесплатно Инвалиды ВОВ, ветераны войны, супруги и вдовы участников боевых действий, бывшие узники концлагерей, бывшие жители блокадного Ленинграда, Герои СССР и РФ, Герои социалистического труда.

Инвалиды и пенсионеры, не относящиеся к особым категориям граждан (федеральным льготникам), но имеющие доход ниже 1,5 размера регионального прожиточного минимума.

Частичная оплата Граждане, не являющиеся инвалидами и пенсионерами, но нуждающиеся в помощи социального работника и имеющие доход ниже 1,5 размеров регионального ПМ (размер скидки зависит от социального статуса).
Полная стоимость Во всех остальных случаях.

Как оформить социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому, в каких случаях могут отказать в предоставлении услуги

Важно! Для подачи заявления на получение социальных услуг на дому необходимо обратиться в региональное отделение органов социальной защиты населения.

Прежде чем заявка на получение помощи будет одобрена, сотрудники социальной службы должны проверить документы, чтобы оценить степень нуждаемости гражданина в получении помощи социального работника (поскольку желающих достаточно много, а ресурсов обычно недостаточно), проверить условия проживания обратившегося человека. Законом предусмотрены следующие случаи, когда в социальном обслуживании заявителю могут отказать:

  1. Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
    • наличие тяжелых психических отклонений,
    • наркотическая зависимость,
    • алкогольная зависимость,
    • прием психотропных препаратов,
    • наличие карантинных болезней,
    • наличие тяжелых инфекционных патологий;
    • наличие открытой формы туберкулеза;
    • наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
  2. Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
  3. Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
  4. Заявитель является лицом без определенного места жительства.

Из документов при обращении в органы соцзащиты понадобятся следующие бумаги:

  • заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы;
  • справка из медицинского учреждения об отсутствии заболеваний, при которых получения социальной помощи невозможно;
  • пенсионное удостоверение;
  • справка о составе семьи;
  • справка о величине доходов.

Экспертное мнение к вопросу про социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

В работе прошлогоднего семинара-совещания по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, который проводился в Министерстве соцразвития и труда Камчатского края, приняли участие Министр социального развития и труда И. Койрович, заместитель Министра Е. Меркулов, начальник отдела соцобслуживания Н. Бурмистрова, руководители органов соцзащиты населения и руководители организации соцобслуживания инвалидов и пожилых граждан .

Обсуждались экономические, организационные, правовые основы социального обслуживания, права и обязанности получателей и поставщиков услуг, полномочия органов власти, установленные Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ . Основное внимание было уделено следующим вопросам:

  • правом на получение бесплатной социальной помощи на дому обладают граждане с доходом ниже 1,5 величины ПМ по региону (ранее пенсия должна была быть ниже 1 размера ПМ);
  • был введен детальный подход к утверждению набора социальных услуг с учетом потребностей гражданина;
  • граждане получили право самостоятельно выбирать поставщика социальный услуг;
  • теперь на социальное обслуживание на дому могут претендовать не только пенсионеры и инвалиды, но и граждане, являющиеся временно нетрудоспособными, столкнувшиеся с внутрисемейными конфликтами (имеющими отношение к наркомании, алкоголизму у родственников), нуждающиеся в помощи по уходу за ребенком-инвалидом и не имеющие места жительства (при принадлежности к числу детей-сирот).

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

На заметку, обслуживание на дому производит работник отдела социальной помощи населению.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе. Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

Стационарное обслуживание

Стационарное обслуживание направлено на получение гражданами разных видов помощи. Данное социальное сопровождение имеет некоторые принципы:

  • помощь оказывается лицам частично, полностью утратившим способность к обслуживанию, людям, которым требуется постоянный уход, наблюдение;
  • стационарные учреждения способны обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования;
  • предоставляется уход медицинская, санитарная помощь;
  • позволяет провести МСЭК, чтобы установить группу инвалидности или продлить ее;
  • позволяет получить социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию;
  • позволяет обеспечить посещение священнослужителя, адвоката, родственников, нотариуса;
  • предоставляет помещение для проведения религиозных обрядов.

Стационарные учреждения создают наиболее адекватные условия исходя из возраста, состояния здоровья, обеспечивают не только медицинскую помощь, но и реабилитацию и отдых. У данных заведений имеются следующие особенности. Стационарное обслуживание производится в домах для престарелых людей и инвалидов. Они принимают граждан, которые достигли пенсионного возраста, инвалидов первой и второй группы, не имеющих родственников, обязанных их содержать.

Дома-интернаты принимают людей только с 1 группой инвалидности 18-40 лет, не имеющих трудоспособных детей, родителей. В детском доме-интернате содержатся дети 4-18 лет с физическими и умственными патологиями. Важным условием считается разделение детей с умственными заболеваниями от физических.

Психоневрологический интернат принимает людей, которые страдают заболеваниями психической сферы, нуждаются в помощи третьих лиц, медицинском обслуживании вне зависимости от наличия трудоспособных родственников. Социальный дом-интернат принимает лиц, которые систематически нарушают внутренние распорядки, занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.

Заведения стационарного типа оказывают медицинскую помощь, реабилитационные услуги, помогают в быту, организуют трудовую деятельность. Путевка в дом-интернат дается отделом социальной помощи на основании заявления, подписанного представителем больного, медицинской карты. После того, как лицо признается недееспособным, оно помещается в стационар.

На заметку, если состояние здоровья позволяет, то с разрешения директора больной или престарелый человек имеет возможность на временное выбывание из интерната.

Срочное обслуживание

Данный вид направлен на получение необходимой неотложной помощи для пожилых людей и молодых, находящихся на инвалидности. Сопровождение носит разовый характер и направлено на решение материально-бытовых вопросов следующими типами услуг:

  • получение горячего питания, продуктового набора;
  • получение обуви, одежды, необходимых предметов;
  • получение разовой материальной помощи;
  • обеспечение временным жильем;
  • получение консультации юриста;
  • получение срочной помощи медиков, социальных работников, священнослужителей.

Срочное оказание помощи проводится для людей, которые находятся в остром социальном положении. Помощь может оказываться следующим слоям населения: неработающим малоимущим, одиноким пенсионерам, инвалидам, семьям, которые состоят из пенсионеров, где не имеется работоспособных членов семьи, при среднедушевом доходе ниже уровня прожиточного минимума, гражданам, которые потеряли близкого родственника и не имеют средств на его погребение.

При обращении за помощью в местное отделение соцзащиты необходимо предъявить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство об инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах за 3 месяца.

На заметку, срочную социальную помощь осуществляет муниципальный центр соцзащиты населения.

Социально-консультативный вид помощи

Социально-консультативное сопровождение направлено на адаптацию инвалидов в социуме, способствует снятию напряженности в отношениях, создает благоприятную обстановку в семье, обеспечивает связь в обществе, государстве. Инвалидам оказывается социальная поддержка в решении проблем путем выявления граждан, которые нуждаются в консультации, профилактики социальных отклонений, работы с семьей, в которой проживают инвалиды.

Проводятся организации досуга пожилых людей и инвалидов, консультации в области профориентации, обучения, дальнейшего трудоустройства, обеспечения государственными учреждениями необходимого образца, общественными организациями, помогающих бороться с общими проблемами, оказывается правовая консультация. Социально-консультативную помощь оказывает муниципальный центр соцобслуживания, местный отдел социальной защиты населения.

Другие услуги

Исходя из законодательства РФ у инвалидов имеется право на получение следующих социальных услуг: получение бесплатной медицинской помощи, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту врача в соответствии с определенным перечнем, получение санаторно-курортного лечения, льготный проезд на общественном, речном, железнодорожном, воздушном транспорте.


Инвалиды получают бесплатные путевки, при отказе от которых выплачивается компенсация

У инвалида имеется право на отказ от пользования перечисленными услугами и получение ежемесячной ЕДВ. Данная сумма в 2019 году составляет:

  • инвалидам 3 группы – 2073, 51 руб.;
  • инвалидам 2 группы – 2590,24 руб.;
  • инвалидам 1 группы – 3626,98 руб.;
  • детям-инвалидам – 2590,24 руб.

Социальное обслуживание направлено на адаптацию, получение медицинской помощи, реабилитацию, консультацию инвалидам и людям пожилого возраста. Эти моменты регулируются законодательством РФ.

Современная государственная (муниципальная) система социального обслуживания пожилых людей в России начала формироваться в конце 80-х годов XX века.
В настоящее время она представлена 4 формами социального обслуживания:
стационарной (существующей в стране десятки лет);
полу стационарной;
не стационарной (надомной); 4) срочной социальной, Стационарная сеть представлена 1314 учреждениями, из которых:
618 - дома-интернаты для престарелых и инвалидов (общего типа);
440 - психоневрологические интернаты;
64 - дома - интернаты милосердия для престарелых и инвалидов;
14 - геронтологические центры.
В стационарных учреждениях системы социальной защиты населения проживает 245 тысяч человек, из которых 140 тысяч человек - пожилые люди.
Если рост численности проживающих в домах-интернатах в последние годы был незначительным (колебания в пределах 1-2 тысяч человек в год), то расширение сети стационарных учреждений оказалось более заметным явлением. Наиболее активно развивалась сеть домов-интернатов общего типа (за 10 лет увеличение более чем в 2 раза) при полной стагнации психоневрологической сети (на начало года).
Расширение сети домов-интернатов общего типа позволило улучшить условия проживания в них.
В последние годы наметилась тенденция к разукрупнению существующих домов- интернатов и открытию домов малой вместимости. В результате средняя мощность дома- интерната общего типа сейчас составляет 151 место (в 1992 году - 293 места).
Другой тенденцией является создание специализированных стационарных учреждений - домов милосердия и геронтологических центров, которые в большей степени, чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского ухода.
Несмотря на активное развитие сети стационарных учреждений, численность ожидающих очереди на помещение в дома-интернаты не уменьшается (17,2 тысячи человек, в том числе в дома-интернаты общего типа - 10,0 тысяч человек).
К полу стационарной форме относится деятельность структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО), учреждений по оказанию помощи лицам без определённого места жительства, а также социально-оздоровительных центров. В эту же группу обычно включают специальные дома для одиноких и престарелых, хотя они, по своей сути, не являются учреждениями социального обслуживания, а, скорее всего, типом жилья.
Сеть центров социального обслуживания развивалась более динамично, чем стационарная сеть. Первый ЦСО был открыт в г. Челябинске в 1987 году. Сейчас их насчитывается уже 1875.
За 2001 год отделениями дневного пребывания было обслужено 825,5 тысяч пожилых людей и инвалидов, отделениями временного проживания - 54,4 тысячи человек.
Через систему 99 учреждений для лиц без определённого места жительства в 2001 году прошло 57,4 тысячи человек, причём в большинстве случаев это услуги 38 домов
ночного пребывания - 23,1 тыс. человек и 21 центра социальной адаптации - 15,6 тыс. человек. До 30% обслуженного этими учреждениями контингента - лица пожилого возраста.
Развивается сеть социально-оздоровительных центров. Их - 52, и они смогли обслужить за 2001 год 55,9 тыс. человек.
В 701 специальном доме для одиноких престарелых проживает 21,7 тыс. человек. В большинстве своём эти учреждения небольшие, с числом проживающих до 25 человек, их - 444. В 21,8% таких домов имеются службы социально-бытового назначения.
Нестационарная (надомная) форма обслуживания пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Ежегодные темпы прироста сети специализированных отделений значительно (в 15-20 и более раз) превосходят темпы развития сети неспециализированных отделений.
В 2001 году указанными подразделениями было обслужено на дому 1255,3 тыс. пожилых людей и инвалидов, из них 150,9 тыс. человек (12,0%) -специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.
Срочное социальное обслуживание - наиболее массовая форма социального обслуживания. В 2001 году срочную социальную помощь получили более 13 млн. человек, из них, по данным ряда регионов, 92-93% составляют пожилые люди и инвалиды.
Несмотря на кажущееся улучшение материального благосостояния российских граждан, эта служба продолжает активно развиваться и оказывать услуги всё большему и большему числу людей.

Юридические основы социальной помощи пожилым и инвалидам

Основные направления социального обслуживания инвалидов закреплены в ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно данному закону инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия инвалидов на получение социальных услуг. Социальное обслуживание по желанию инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, специально предусмотрены ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В случае отказа от социального обслуживания инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.

Отказ инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Ограничения прав инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Формы социального обслуживания:

1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4. срочное социальное обслуживание;

5. социально-консультативную помощь.

Инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Социальное обслуживание на дому - одна из основных форм социального обслуживания, направленная на максимально возможное продление пребывание инвалидов в привычных для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Государством при надомном обслуживании гарантируется следующие социальные услуги:

1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6. содействие в организации ритуальных услуг;

7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Инвалидам могут предоставляться иные надомные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением лиц, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. В связи с этим могут быть оказаны следующие услуги:

1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3. разовое оказание материальной помощи;

4. содействие в получении временного жилого помещения;

5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Эта помощь ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

1. выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2. профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

3. работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;

4. консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

5. обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;

6. правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

7. иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.

Порядок и условия представления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ФЗ от 17.07. 1999 г. в редакции от 25.11.2006 г. «О государственном социальном обслуживании» инвалиды могут обратиться с заявлением о предоставлении следующего набора услуг:

1. дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных учреждений утверждены соответствующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с момента установления ему ежемесячной денежной выплаты.

Социальные услуги предоставляются на календарный год. В случае если инвалид приобрел право на получение социальных услуг в течение календарного года, то периодом предоставления ему социальных услуг является период с момента приобретения права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Оплата социальных услуг производится путем вычета определенной суммы из ежемесячного денежной выплаты (ЕДВ). Например, если инвалид отказался от бесплатного проезда в железнодорожном транспорте, то из его ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от степени ограничение способности к трудовой деятельности, будет удержано 97,53 рублей.

Похожие публикации