Отношение церкви к курению. Курение — Святые отцы о курении. Священники о курении

Согласно статистическим исследованиям - в нашей стране курит едва ли не каждый второй мужчина и каждая третья женщина, многие из них считают себя религиозными, не особо думая о том, как сочетается курение и церковь.

Церковные заповеди не слишком изменились еще со времен основания религии, а курение противоречит сразу нескольким основным церковным догматам. Православная церковь осуждала курение всегда - еще с тех времен, когда оно не было таким распространенным. Еще в 1905 году в православных церквях священники произносили гневные проповеди, называя курение происками дьявола и считая табак серьезным препятствием на пути спасения души человеческой.

Такая резко отрицательная позиция церкви вполне понятна, современные священники, отвечая на вопросы о курении, также высказывают крайне негативно. И дело не только в том, что курение не несет никакой пользы ни душе, ни телу человека, основная причина - это вред, который никотин наносит здоровью курильщика и его окружения. Таким образом, курильщик одновременно нарушает несколько важнейших заповедей - он разрушает собственное тело, греша против самого себя, как творения Божьего, а кроме того, вредит здоровью других людей, что осуждается в любой религии.
Кроме заповеди «не убей» и «не навреди», курящие люди умудряются нарушить еще несколько церковных постулатов, так, например, курение вызывает зависимость от табака, что само по себе является грехом и нарушением Божьего промысла.

Кто-то из отцов церкви называет курение «противоестественным» занятием, другие призывают отказаться от никотина, как от вещества, разрушающего тело и разум человека, ослабляющего душу и усиливающего греховные страсти.

А если учесть сколько существует молитв против курения и для укрепления сил бросающего курить, сразу становится ясно - курение и церковь - понятия не только не совместимые, а скорее противоположные и любой, искренне верующий человек должен отказаться от сигарет.
Подробнее о вопросе курения и веры, а также узнать молитвы и заговоры против курения можно на нашем сайте, где собрано много интересной информации по всем вопросам, касающимся курения.

ПЛАН ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ


Получите свой личный план бросающего курить!

  • На Украине теперь запретят курить в храмах

    Однако при храмах будут оборудованы специальные места для курения.

  • Православие и курение

    Бросаю курить. Мне посоветовали воспользоваться всеми возможными методами морально-психологической поддержки. Вот мне и подумалось: нет ли православных святых или молитв, помогающих бросить курить? Ведь существуют же святые и иконы, помогающие алкоголикам «завязать».

  • Курение – грех?

    Является ли курение табака грехом? Считаю, что безусловно да. Но в тоже время удивляет тот факт, что отдельные представители духовенства курят, и чувствует себя просто прекрасно.

  • Приметы о курении

    Однажды король Греции Александр произнес зловещие слова: «Год не кончится, как одному из нас троих суждено умереть». Увы, прорицание монарха сбылось — в отношении его самого. А вот что послужило поводом для таких печальных слов и дальнейших событий?

  • Заговоры известны с древнейших времен и представляют собой эффективные формулы внушения, которые помогают в обращении к высшим духовным силам и поддерживают на нелегком пути.

  • На статьи под рубрикой "Духовное пространство Сибири" нередко приходят отклики читателей. Часть этих откликов публикуется в разделе "Обратная связь", другие нередко становятся поводом для последующих статей. Причем подчас статей на такие темы, о которых журналисты и не помышляли…


  • Многие не знают или не помнят слов Господа Иисуса Христа: «...всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Пока не согрешил человек, он свободен и грех не имеет силы над ним, а уже после совершения греха становится его рабом.

    Некоторые говорят: «раз согрешу и больше не стану, это не великая беда». Но, согрешив раз, он уже попал к лукавому обольстителю на удочку. И грех начинает тянуть его все сильнее и сильнее, потом человек уже не замечает, что оказался в жестоком рабстве греха.


  • В православном сознании как совершенно очевидное содержится понятие о несовместимости табакокурения и христианства. Дух Истины, живущий в Церкви, свидетельствует и научает об этом. Однако человек, не вполне еще воцерковившийся, бывает склонен прислушиваться к нашептыванию лукавых помыслов, «оправдывающих» табакокурение при посредстве трех распространенных предрассудков.


  • О том, что курение опасно для здоровья, знают все. Но есть и другой аспект проблемы - нравственный. Является ли курение грехом - ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает психолог-консультант центра «Собеседник», священник Андрей ЛОРГУС


  • Вопрос священнику: Почему курение является грехом? Приносит ли это занятие вред душе? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря.

  • Люди часто просят побеседовать о курении и дать ему духовную оценку. Тема, действительно, важная, тут есть, о чем задуматься и поразмышлять. Давайте сегодня этим и займемся! Тут есть одна удивительная вещь!


  • “Разве не знаете, что вы - храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм - вы” - 1 Кор. 3:16,17.


  • Но имею против тебя то,
    что ты оставил первую любовь твою
    Откр. 2,4

    Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе - "для курящих". Даже не будет преувеличением сказать, что весь мир представляет собою одну огромную комнату, вернее один огромный вагон в межзвездных сферах: "для курящих".


  • Есть хорошие новости: это помыслы. Злые. И знаете, почему это хорошая новость? Потому что это значит, что вы на верном пути. Лукавому очень не нравится то, что вы делаете (или только начали делать) и он присылает вам эту дрянь. Не сдавайтесь и "... не бойся, только веруй..." (Лк.8, 50). Посетите сайт, посвященный греховным помыслам и борьбе с ними, узнаете много нового.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир - это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Церковь против курения

Обращаясь к вере в тех или иных жизненных обстоятельствах, человек должен понимать, что ему придётся осознать и изменить свой привычный образ жизни, а значит, прежде всего избавиться от тех привычек и страстей, которые церковь считает греховными.

Так, по основным канонам, и курение является грехом. Ведь это - пагубная страсть, а она, как и любая другая, мешает идти по пути спасения и прощения. Господь создал человека по образу и подобие своему, дабы он обладал совершенством и достиг главного — вечной жизни.

Всегда нужно помнить о том, что любая страсть есть «болезнь» души и сцеплена с другими, не менее страшными недугами. И если она стойко укорениться там, то будет способствовать формированию других пороков и грехов, а именно:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

  • проявление эгоизма (курящие родители, в частности женщины-матери);
  • возникновение постоянного чувства уныния по поводу личной свободы, а в православии ;
  • появление греха самооправдания;
  • притупление чувства нравственности;
  • прощение себе самому других слабостей.

Исходя из этих и других достаточно важных причин, можно точно сказать одно — пагубная привычка является злом. Оно разрушает здоровье как физическое, так и моральное. Учение святых говорит о том, что жизнь дана человечеству Богом как величайший дар. И сокращать её пагубными привычками - это страшный грех. Стоит только задуматься, ведь курящий человек вредит не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. И оправдать это невозможно.

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;
  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и .

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное - вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека - сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность - приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

Любой человек располагает сведениями, что курение - нехорошая привязанность, которая неблагоприятно воздействует на состояние здоровья человека и его жизнедеятельность.

О том, что курение табака небезопасно для самочувствия, понимают все без исключения. Однако имеется и иной нюанс проблемы – моральный.

Считается ли курение табака грехопадением – так как ни в Евангелии, ни у Непорочных Основателей о нем ничего не рассказывается? Необходимо ли сражаться с данной вредоносной повадкой, либо возможно все-таки разрешить себе небольшую слабость? Не препятствует ли она церковному существованию?

Таким образом, считается ли курение табака грехопадением в христианстве, поведает эта статья.

Церковь против курения

Адресуясь к вероисповеданию в тех либо других житейских ситуациях, индивид обязан осознавать, что ему потребуется понять и поменять собственный обычный стиль существования, а, следовательно, в первую очередь в целом освободиться от тех повадок и влечений, какие храм полагает грешными.

По главным канонам, курение табака считается грехопадением. Так как данная привычка - неблаготворное влечение, равно как и каждое иное, которое препятствует следовать по дороге спасения и помилования. Бог сотворил человека по типу и схожести собственному, чтобы он владел совершенством и достигнул основного - нескончаемого существования.

Необходимо не забывать о том, что каждое влечение является «заболеванием» души и соприкасается с иными, не меньше жуткими болезнями.

И в случае если это заболевание устойчиво укрепиться в душе человека, то оно будет способствовать развитию иных изъянов и грехов, а непосредственно:

Выражение эгоистичности (курящие отец с матерью, в частности девушки-мамы);

Появление непрерывного ощущения печали по поводу индивидуальной независимости, а в христианстве угнетенность - серьезный проступок;

Выражение проступка оправдания самого себя;

Притупление ощущения целомудрия;

Прощение себе иных слабостей.

Отталкиваясь от данных и иных довольно значимых факторов, возможно четко отметить один из них- это неблаготворная слабость, которая считается злом. Она рушит состояние здоровья равно как физиологическое, так и духовное . Теория непорочных свидетельствует о том, что жизнедеятельность предоставлена людям Господом равно как великий подарок.

И уменьшать жизнь пагубными действиями - это ужасное согрешение. Если призадуматься, то можно понять, что покуривающий индивид пакостит не только лишь собственному самочувствию, однако и самочувствию находящихся вокруг него людей. И найти оправдание данному нельзя.

Священники о курении

Священники постоянно идут наперекор курению табака и сообщают о нём последующее:

Любое неблаготворное влечение считается итогом объединения людской грешной свободы и дьявольских воздействий, содействие каковых в падении человечества обосновать весьма трудно, так как их воздействие незаметно;

Эта слабость делает человечество невольниками в большинстве ситуаций вплоть до самой кончины, которая способна произойти довольно быстро в виду нехорошего состояния здоровья;

Проступок курения табака возможно одолеть, в случае если желание человека и влияние Всевышнего объединятся в одно целое;

Человек станет превыше этого влечения только в том случае, когда решительно поймёт, какие осложнения принесёт подобная слабость. Так как, общеизвестно, что сигареты приводят в расслабление душу и тело, портит сознание и рушит состояние здоровья;

Результаты болезнетворности состояния дави от воздействия курение табака - это нервозность и уныние;

Перед тем, как освободиться от проступка курения, необходимо исповедаться, проделать ритуал таинства Непорочных Таин и ежедневно прочитывать Евангелие и мольбу, и это поспособствует отказу от сигарет.

Подарок дьявола

Подарок дьявола — так именуют пагубное пристрастие к сигаретам. Распрощаться с курением весьма трудно, однако тот, кто смог данное совершить, обладает сильной внутренней решительностью.

Следовательно, человек пойдёт по нравственной дороге к Господу, где он сможет приобрести нескончаемое счастье.

Чтобы пойти по правильному пути требуется попытаться ликвидировать пагубный проступок, поскольку он никак не приведёт к доброму, а только лишь ухудшит всю вашу дальнейшую жизнь. В случае если вы стерпите – то одолеете зверя. Однако совершайте это с улыбкой и непринужденностью мощного человека. Не дозволяйте собственному настроению ухудшиться из-за табака.

Не забывайте, сигарета не стоит трате ваших нервов и размолвок с людьми. Для того, чтобы подступиться к Господу, принять его мощь и сосредоточиться на его нескончаемом веровании — потребуется очисть душу от пагубных привычек.

Да пусть Вас всегда оберегает и защищает Всевышний Господь!

Все без исключения знают, что курение — это вредная привычка, которая негативно влияет на здоровье человека. Однако мало кто задумывался над тем, является ли употребление табака грехом. Многие люди считают, что курить можно, так как Библия конкретно не запрещает это деяние. Что касается христианства, то любая церковь, к какой бы конфессии она не относилась, негативно отзывается о курении. Например, священник Иоанн Кронштадтский утверждал, что горящая сигарета символизирует вечные муки в аду, которые ждут всех курильщиков, не отказавшихся от греховного пристрастия. Другой известный служитель говорил, что когда человек курит, табачный дым занимает в его сердце место, которое предназначается для Божией благодати.

Ответ на вопрос о том, грех или нет курить, даст история из жизни преподобного Силуана. Служитель ехал на поезде. В вагон зашел купец с папиросой во рту, предложил табак и Силуану, но батюшка отказался. Грешник начал интересоваться, почему попутчик не хочет покурить, и стал рассказывать, как курение помогает в деловых делах. С сигаретой легче решать вопросы, проще расслабиться и веселее общаться с друзьями. В ответ на такие заявления служитель предложил купцу перед каждой «затяжкой» читать «Отче наш». Человек подумал и сказал, что молитва с курением не совместимы. Тогда Силуан заключил, что надо отказываться от любых дел, которые не сочетаются с молитвой.

По всем церковным канонам курение – страшный грех, так как, прежде всего, это страсть, которая не позволят человеку идти по Божьему пути, лишает его прощения, спасения и самого главного – вечной жизни.

По мнению священнослужителей, курение – это та самая пагубная страсть, которая приводит к новым душевным болезням.

Например, табак может стать причиной формирования эгоизма. Это ярко выражено у курящих родителей. Отцы и матери, идя на поводу своих желаний, травят детей табачным дымом. Многие позволяют себе курить даже на детских площадках, тем самым отравляя себя, родных детей и других играющих малышей. А сколько женщин, которые даже не пытаются бросать курить во время беременности или в период кормления грудью.

Другой грех, который провоцирует употребление табака, – уныние. Курильщик, не имеющий возможности затянуться, впадает в настоящую депрессию. Это связано с недостатком гормона радости и психологической зависимости от никотина. Уныние приводит к душевным и физическим болезням. У человека начинается апатия, все обязанности выполняются «спустя рукава». Это тоже является грехом.

Враждебность и злость также могут быть следствием употребления табачных изделий. Когда человек хочет курить, он становится раздражительным и агрессивным. Эти проявления православный храм считает грехом.

Еще одна причина, по которой церковь относится к курению отрицательно, кроется в том, что эта привычка приводит к самооправданию. Мало того, человек создает иллюзию независимости, утверждая, что сможет отказаться от сигарет в любой момент. Появляется гордость. Неспособность признать себя виновным православие называет грехом.

Христианин должен отказаться от сигарет, так как употребление табачных изделий рано или поздно перестанет доставлять прежнее наслаждение, захочется чего-то нового.

Зависимость от удовольствий – страшный грех. Христианство считает, что именно эта слабость порождает пьянство и чревоугодие. Получается, что сигареты провоцируют ненасытность в еде, алкоголе и сексуальных утехах.

Разрушение тела

Курящий человек позволяет себе безнравственность и допускает появление иных слабостей, но самое главное – он наплевательски относится к собственному здоровью. В Библии говорится, что всякого, кто разрушит Божий храм, ждет наказание от Всевышнего. Бог сотворил людей по своему подобию, поэтому тело и является храмом Господа. Потребляя сигареты, человек уничтожает Божье творение.

По мнению церкви, причинение вреда собственному телу является большим грехом. Многие священники в таких случаях даже говорят об одержимости. Православие считает, что выкурив сигарету, человек поселяет в себе беса. С каждой затяжкой чудовище становится сильней, и выгнать монстра из души сложнее. Бес управляет курильщиком через зависимость от никотина. Сущность диктует человеку, когда надо ее покормить, то есть закурить.

Курение считается бессмысленным деянием, а все что не приносит пользы, в храме называют пустым и греховным. Если подумать об этом, то действительно, какую пользу дают сигареты? Нервы не успокаивают, только расшатывают, вводят в зависимость, требуют больших финансовых затрат.

Отдаление от Бога

По мнению служителей, курение – страшный грех, который отделяет человека от Бога. По церковным канонам каждый верующий должен принимать участие в таинствах. Это исповедование и причастие. Последнее действие совершается только натощак. Прихожанин должен отстоять всю службу и только потом принимает «вечерю», так называется церковное вино, символизирующее кровь Христа и пресный хлеб, олицетворяющий тело Мессии.

Понятно, что курить перед причастием нельзя. Но для курильщика, привыкшего начинать день с сигареты, это невозможно сделать. Человек намеренно отказывается от таинства в пользу курения.

Церковь наложила запрет на табак еще потому, что Бог повелел человеку хранить святость, чистоту души, совести и тела. Сигарета не позволяет соблюдать это предписание. На физическом уровне папироса загрязняет легкие, печень, желудок. Токсичные смолы оседают на стенках сосудов. На энергетическом уровне курение разрушает душу и порождает кучу духовных заболеваний.

Основные объяснения греховности курения

Православная церковь относится к курению крайне отрицательно. По мнению священников, греховность этого деяния заключается в том, что:

  • курильщик намеренно уничтожает себя, подрывает здоровье окружающих;
  • воля и дух человека подчинены никотинной зависимости;
  • происходит деградация личности;
  • после смерти душа курящего продолжает мучиться.

Священнослужители о табачной зависимости

Грех курения в православии сильно осуждается, священники единогласно называют это пристрастие пагубной слабостью и непотребством, а сам табак часто именуют «подарком дьявола».

Вот основные тезисы, которые отображают отношение церкви к табакокурению:

  • Каждая страсть порождается греховной сущностью человека и влиянием дьявола;
  • Привычка доводит человека до духовного падения, приближает физическую смерть;
  • От курения слабеет душа;
  • Справиться с грехом курильщик сможет только тогда, когда поймет, что привычка уничтожает его;
  • Избавиться от греха можно только с помощью Бога, вот почему, приняв решение отказаться от сигарет, необходимо исповедаться и принять причастие. Кроме того, человек каждый день должен молиться и просить Бога помочь избавиться от зависимости.

Всегда ли курение было грехом

Курение стало считаться грехом не так давно. В царское время, особенно в годы правления Петра I, эта традиция поддерживалась церковью. Именно поэтому сейчас многие люди задают вопрос, почему раньше было можно, а сейчас нельзя. Ведь курили даже те, кто почитаются святыми, например Николай II.

Дело в том, что наука не стоит на месте. Знания становятся доступными для всех. Сейчас нет ни одного человека, который бы не знал, какой вред табак наносит здоровью. Еще 100 лет назад это не было известно.

Современные ученые полностью развеяли миф о пользе табака. А что касается курящих святых, то лидеры православия объясняют это тем, что слабости могут быть у каждого человека. Не стоит забывать, что Николай II был канонизирован за терпение ради Господа.

Еще одним камнем преткновения является Греция. В этой стране дымят практически все, курят, в том числе, и церковные служители. Такое массовое распространение вредной привычки связано с влиянием мусульманской культуры, где запрета на курение не существует.

Достаточно лояльное отношение к никотиновой зависимости у католиков. Католичество считает эту проблему не грехом, а болезнью, которую должен лечить врач. То есть упование идет не на Божью помощь, а на специалиста и медикаменты.

Вот как ответил один священник католик на вопрос о том, можно ли курить: «Если врач скажет человеку, что сигареты вредят здоровью, то от привычки надо отказаться, так как разрушение тела – это грех. Если проблем с самочувствием нет, то можно продолжать употреблять табачные изделия дальше. Только необходимо упоминать это во время каждой исповеди».

Видео в тему

О духовном и физическом вреде табакокурения...

На статьи под рубрикой "Духовное пространство Сибири" нередко приходят отклики читателей. Часть этих откликов публикуется в разделе "Обратная связь", другие нередко становятся поводом для последующих статей. Причем подчас статей на такие темы, о которых журналисты и не помышляли…

Жертвоприношение. Следующей жертвой можете стать вы!

Уважаемая редакция! Мне несколько раз приходилось слышать слова "грех курения". Я согласен с тем, что курение само по себе - дело нехорошее. Но почему это грех?

Курение не нарушает никаких заповедей Божьих. О греховности курения ничего не говорится в Священном Писании или в трудах Отцов Церкви. Курение не приносит вреда другому человеку (при соблюдении элементарных правил вежливости). Повторюсь: безусловно, курение очень вредная привычка, но, наверное, все-таки неправильно называть ее "грехом". Когда я поделился такими мыслями со своим знакомым, он сказал, что в Библии вообще есть слова: "курение радует сердце". Я проверил это по специальной компьютерной программе "Цитата из Библии", и убедился, что эта фраза действительно присутствует в книге Притчей (27:9)!

А. Ю. Воронцов, г. Бийск.

Вот такое письмо. Можно смело предположить, что в обществе, где курят подавляющее большинство мужчин и около половины женщин, с точкой зрения автора письма согласятся многие. Тем более что эти же самые "многие" (по данным социологических опросов) считают себя православными христианами. И кому же хочется числить за собой "лишний" грех? Тем более что в чем-то читатель вроде бы прав.

О вреде курения прямо в Священном Писании действительно ничего не говорится. Табак в нашем мире появился через много веков после создания Библии. Дата "открытия" курения известна очень точно. "12 октября 1492 года экспедиция Христофора Колумба пристала к острову Сан-Сальвадор, - писал епископ Варнава (Беляев). - Мореплаватели были поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа! Индейцы справляли свой священный праздник, на котором курили особую траву. Ее высушенный и свернутый лист, наподобие сегодняшней сигары, назывался у них "табако", откуда и пошло нынешнее название табака.

Туземцы курили "табако" до полного одурения. В этом состоянии входили в общение с некими "демонами", а потом рассказывали о том, что им говорил "Великий Дух". Курение было частью ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы.

Моряки Колумба захватили таинственную траву с собой в Европу. И очень быстро новое "удовольствие" получило повсеместное распространение. Как писал епископ Варнава: "И вот, при благосклонном участии и тайном побуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии началась буквально повальная горячка табакокурения. Чего правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, - ничего не помогало!"

С курением пытались активно бороться не только христиане, но и мусульмане. В 1625 году в Турции Амурат IV казнил курильщиков, а отрубленные головы с трубками во рту выставлял напоказ. В Персии шах Аббас Великий велел в наказание за курение отрезать губы и носы, а торговцев табаком сжигать вместе с их товаром. Даже во всегда свободной Швейцарии в 1661 году аппенцельский магистрат рассматривал торговлю табаком как грех, равносильный убийству!

У нас на Руси курение вошло в обычай с Петра I, который сам курил и даже осмеливался складывать курительные трубки на манер архиерейских дикирия (двухсвечника) и трикирия (трехсвечника) и "благословлял" ими народ во время своих пьяных "ассамблей". Но это - Петр, а до него царь Михаил Федорович в 1634 году велел "казнить смертию курильщиков". Царь Алексей Михайлович в 1649 году велел курильщикам "пороти ноздри и носы резати", а после "ссылати в дальние города".

Об оценке святоотеческой духовной мысли греха курения мы скажем позже, а пока отметим, что на самом деле опосредованно о грехе курения в Священном Писании все-таки говорится. Бог создал первых людей здоровыми и проявлял заботу об их физическом и душевном совершенстве. "Возлюби ближнего своего как самого себя", сказано в одной из заповедей Христовых. Отсюда следует, что прежде, чем возлюбить ближнего, следует "возлюбить себя". Возлюбить и бережно относиться к тому дару жизни, который дан всем нам от Бога. А какое уж тут "бережное отношение" к своему здоровью курильщика, если всем известно, что табак содержит более 30 вредных веществ. Самым опасным из них считается алкалоид никотина. Среди курильщиков особенно много больных бронхолегочными заболеваниями. А самым грозным последствием курения является рак гортани и легких. Дело в том, что табачный дым содержит канцерогены, вызывающие раковую опухоль. Это бензопирен и его производные.

…Не случайно, как подсчитали эксперты, каждую минуту в России от болезней, вызванных курением, умирают три (!) человека…

Все, что дано человеку Богом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье - бесценный дар, и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, - настоящий грех перед Создателем. Многие святые учителя Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария Эгинского: "Для того, чтобы человек блаженствовал и был достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и телом и душей, потому что без благосостояния обоих не может быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для выполнения назначения. Человек должен заботиться об укреплении, как тела, так и души, чтобы они были крепкими и сильными".

***

Читайте также по теме:

  • Медико-психологические виды помощи при табакокурении (обширнейший научный обзор по методам лечения) - Алесей Бабурин
  • Как бросить курить: совет преподобного Амвросия Оптинского - Православная женщина
  • Как бросить курить: совет преподобного Силуана Афонского - Православная женщина
  • Нет ничего проще, чем бросить курить... - Ольга Михайлова
  • Человек, бросающий курить - Алексей Плотников
  • Курение и беременность - Интернет против наркотиков
  • Табачный самогипноз - Православная женщина
  • Если вам не безразлична ваша судьба: правда о табаке, алкоголе и наркотиках (о негативном влиянии наркотиков на организм и психику) - Интернет против наркотиков

***

"Разве вы не знаете, что вы храм Божий, - говорил Апостол Павел, - и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы". У курильщика этот храм задымлен и закопчен, и Христос в этот храм вселиться не может. Человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом, есть, пить, спать - да. Но курить, отравляя свой организм ядом, дышать зловонным дымом - это требование греха, а не требование природы.

Медицина многое говорит об опасности курения для телесного здоровья. Но ничего не упоминает о том, что зловонный запах табака прикрывает запах духовного разложения. Установлено, что негативные душевные состояния приводят к изменению гормонального фона человека. Образующиеся при стрессах и других внутренних конфликтах химические вещества выводятся из организма, и эти выделения имеют очень тяжелый запах. Употребление табака делает невозможным распознание духовного состояния других людей на самом глубоком биологическом уровне. Курение есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов. Многие курильщики ссылаются на успокоение нервов после выкуренной сигареты, не сознавая, что нервы - это плотское зеркало души. Такое успокоение - самообман, мираж. Это наркотическое успокоение будет источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это "успокоение" надо регулярно возобновлять. А потом оно станет источником адского мучения. Нужно помнить, что после смерти, по разделению души от тела, страсти, проявлявшие себя в телесной жизни, не оставляют душу человека. Не освободившись от той или иной страсти, душа перенесет ее в иной мир, где при отсутствии тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной жаждой греха и похоти. Ненасытный в еде будет мучиться после своей смерти невозможностью набить брюхо. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить только алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Корыстолюбивый тоже, и курильщик - тоже. Если еще при жизни курильщик не покурит несколько дней, то что он будет испытывать? Страшное мучение, но мучение, смягченное другими сторонами жизни. Но то два дня, а у умершего впереди вечность. И вечное мучение…

Между тем армия курильщиков стремительно молодеет. Возраст приобщения к курению в России снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 у девочек. На детский организм курение оказывает особенно пагубное воздействие. Кроме прочего, у курящих подростков формируется комплекс нервно-психических отклонений. В итоге страдают внимание, память, сон, "скачет" настроение. Крайне разрушительно сказывается курение подростков на репродуктивной функции. Не случайно сегодня более 70 процентов мальчиков и девочек уже к 15 годам имеют серьезные проблемы по этой "части".

Если же вернуться к "духовной составляющей" вреда от курения, то следует остановиться на несвободе курящего. Многие из курильщиков (особенно в зрелом возрасте) хотели бы бросить курить. По данным социологов, расстаться с вредной и греховной привычкой хотели бы 100 (!) процентов курящих после 30 лет. Увы… У курильщиков развивается никотиновый синдром. Эта та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков, только менее разрушительная для здоровья. Хотя, как сказать: рак легких, рак гортани - аргумент вовсе не в пользу безобидности столь пагубного пристрастия, как курение.

Нелишне будет упомянуть о том, что в новой классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана недугом. А мы добавим - греховным недугом. Курение - это потворство своим прихотям, один из видов самоуслаждения. Не случайно, на Руси уже давно существует присказка: "Курить - бесам кадить".

Когда человек курит, говорят православные священники, его душа попадает в плен демоническим силам. И он добавляет еще одно тяжелое звено к цепи рабских привязанностей; воля его ослаблена, и за всеми оправданиями курения слышится голос слабовольного человека. Федор Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал: "Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного "борца за идею", который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сил, что чуть не пошел и не предал свою "идею", чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: "за человечество бороться иду". Ну, куда такой пойдет и на что он способен?"

Куришь? Осознай свой грех

Медицинская статистика подсчитала, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека минимум на семь минут. Вообще же курильщики в России живут на пять лет меньше некурящих. Большая часть курящих это знает. И тем не менее оставить греховную привычку никак не может. Вот что писал о состоянии курильщика известный православный писатель С. А. Нилус в первой части книги "На берегу Божьей реки".

"…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! - это все от куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином, что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. Отец Варсонофий запретил мне даже делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета…"

"Придет ваш час, - сказал отец Варсонофий, - и куренью настанет конец". "Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь", - по поводу того же куренья, от которого я никак не мог отстать, сказал мне отец Иосиф. И чудо, по слову обоих старцев, надо мною совершилось. И было это так.

Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется, душа в душу, в полном смысле Евангельского слова, так что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в Таинство Брака, к которому мы оба в свое время приступили со страхом и трепетом. И вот, в июне 1910 года жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и до 40 температура. И так неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, так, как восковая свечечка, и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерной великою тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей, как живой: "Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но знаю, что своими силами исполнить его не смогу, а не исполнять - грех великий, так Ты Сама мне помоги!" Так было это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое, ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий - крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава Пречистой! Наутро температура 36,5, вечером - 36,4 и через день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что я без него жить не мог не только дня, но и минуты".

Во всей этой истории хотелось бы сделать акцент не столько на произошедшее чудо, сколько на осознание ее героем самого греха. Без такого осознания чудо было бы невозможно. И отсюда следует первое правило для желающих бросить пагубную привычку: надо осознать всю греховность курения. Собственно, с такого шага начинается преодоление любого греха…

"Прежде чем закурить, помолись"

Теперь остановимся на том месте в письме читателя, где он говорит, будто отцы церкви ничего не говорили о вреде курения. Это совсем не так. Другое дело, что следует знать - в Русской Православной церкви нет границ святоотеческих наставлений. Дескать, до какого-то относительно давнего времени - это святоотеческие наставления, а наставления тех, кто, скажем, причислен к сонму святых в последние годы, - это нечто недостаточно авторитетное. В Русской Православной Церкви нет подобных границ. Нынешние подвижники часто впитывают и развивают наставления своих предшественников, и каждое слово всякого святого подвижника самоценно. Вот только некоторые из высказываний святых отцов о грехе курения.

"Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, - и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать ни на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, безчувственность".

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения".

Преподобный Амвросий Оптинский: "В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.

Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: "Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и вообще в ходе жизни…" И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.

Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: "Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно: "Отце наш". На это купец ответил: "Молиться, перед тем как закурить, как-то не идет". Отец Силуан в ответ заметил: "Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать".

Теперь о цитате из Библии из книги притчей Соломоновых "курение радует сердце". Разумеется, речь идет вовсе не о курении табака. Курениями в древние времена называли сжигание ароматических веществ и благовонного масла. Люди во все века любили благовония, и уже в древности к жертвоприношениям добавлялись благовонные воскурения. Ароматные растения и экзотические благовония высоко ценились в религиозных обрядах. Они ценились на вес золота и серебра. Так, царица Савская привезла Соломону в подарок ароматические вещества. Благовония хранились в царской сокровищнице. Именно о таком "курении" говорится в Библии. Курение радует сердце, а сердечный совет друга - сладок, - так полностью выглядит эта цитата из книги Притчей. Сегодня "курением" в храме можно назвать каждение - когда священник проходит по храму с кадилом, из которого воскуряется благовоние ладана. "На Богослужении воскуряют ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? - говорил святой Никодим Святогорец. - Первое приятно Богу, второе должно быть приятно врагу Божию - дьяволу".

Церковь предупреждает: курение вредит вашей душе

Сегодня многие эксперты говорят о том, что в последнее время мировой центр продаж сигарет все активнее смещается в Россию. В США и в Западной Европе благодаря предпринятым мерам число курящих ежегодно сокращается на десятки миллионов человек.

Что это за меры? Запреты на курение в общественных местах - в ресторанах, самолетах, на улице, в клубах, офисах и т.д. Не меньший эффект приносит пропаганда вреда курения. Плакаты о вреде табака размещены буквально всюду. Плюс к этому табачные компании буквально завалили судебными исками заболевшие вследствие курения. Суммы исков составляют сотни миллионов долларов, и суды такие иски очень часто удовлетворяют. Может быть, еще большее значение на Западе имеет высокая цена на сигареты. Пачка сигарет в Европе стоит минимум пять евро, то есть 160 - 180 рублей в переводе на российский рубль. Будь такая ценовая политика в России, очень многие бы задумались над тем, стоит ли пускать такие деньги на дым.

В России совсем другое дело. В силу крайне небольших акцизов сигареты у нас стоят совсем недорого. Они доступны всем и, к сожалению, даже детям. В России мировые табачные компании чувствуют себя по-хозяйски. Умело прибрав к рукам практически все табачные фабрики страны (сейчас в России действуют всего две (!) отечественные табачные компании), зарубежные фирмы бросили огромные средства на рекламу курения. Если практически повсюду в мире реклама сигарет строжайше запрещена, то у нас рекламные щиты табачных изделий сотнями "украшают" улицы едва ли не всех городов страны. При этом грубо и повсеместно (в том числе в Новосибирске, Томске, Кемерово, Барнауле) нарушается российское рекламное законодательство. При помощи нехитрых уловок надпись о том, что курение вредно для здоровья, занимает, куда меньшую часть рекламных щитов, нежели предусматривает закон. Делается это очень просто. Процент площади высчитывается по отведенной для подобной надписи полосе, в то время как сама предупреждающая надпись гораздо меньше.

Одновременно зарубежные табачные компании всячески пытаются создать себе в России имидж фирм, крайне озабоченных негативным влиянием курения на здоровье. За рубежом это невозможно по законам. Там табачным компаниям законодательно запрещено участвовать в благотворительных акциях, спонсировании спортивных и всяческих других мероприятий.

…В Лос-Анджелесе на бульваре Санта-Моника установлено табло, отсчитывающее количество умерших от пристрастия к сигаретам. В России пока такого табло ни в одном городе еще нет…

Неудивительно, что подобное положение вызвало серьезную критику со стороны и российских общественных организаций, и представителей власти. В частности, предлагают привести в соответствие с западными стандартами надписи на сигаретных пачках, предупреждающие об опасности курения. Прежде всего предлагается сделать эту надпись (как и за рубежом!) не неким малозаметным размером, а в половину табачной пачки. И вот тут есть смысл вернуться к тому, с чего мы начали, к тому, что курение не просто вредит здоровью, но является серьезным грехом.

Предупреждающие надписи на сигаретных пачках могут быть самого разного содержания. За рубежом такие надписи предупреждают потенциальных покупателей о том, что курение чревато онкологическими заболеваниями. О том, что курение чрезвычайно вредно для беременных женщин. О том, что для молодежи курение часто оборачивается импотенцией. Думается, что Русская Православная Церковь всячески поддержит предложение газеты "Честное слово" о том, чтобы одна из надписей гласила: "Русская Православная Церковь предупреждает: курение - это грех". Формулировка подобного предупреждения может уточняться, но то, что она уместна (и необходима!), сомнений не вызывает.

С одной стороны, голос Церкви сегодня для многих весьма весом, с другой - совсем немногие (особенно среди молодежи) осведомлены о том, как (и почему), Православная Церковь относится к курению табака. И подобное предупреждение, вне всяких сомнений, принесет свои положительные плоды.

Александр Оконишников

Честное слово – 01.11.2006.

Молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобный отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, отчисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Похожие публикации