Отличие между любительским объединением и клубом по интересам. Этапы создания клубов по интересам

Сложившаяся практика формирования и деятельности любительских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное времяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и негативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Значительное сокращение вложений государственных средств в развитие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж-ной преступности. В поисках различных средств повышения эффективности воспитания подрастающего поколения, возможности расширения сферы досуга, особое внимание отводится любительским объединениям, клубам по интересам, работе по месту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развиваются новые организационнные формы клубов – детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ – комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных центров и т.п.» . Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых еще очень мало, – клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произошел отток профессиональных руководителей художественной самодеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юннатов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.



Рассмотрим основные виды любительских объединений и клубов по интересам, которые официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).

1. Общественно-политические (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве-тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветеранами, создают поисковые отряды. При многих школах созданы музеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общественно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по делам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разделом программы является содействие гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия – фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происходят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наряду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внимания стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится очевидным, что наиболее острой потребностью государства и общества является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в построении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между потребностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное учреждение могут свободно выбирать свой собственный путь развития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания образования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи является формирование культуры мира, которая требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педагогический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конструктивное влияние на формируемую личность конкретного молодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры мира. Необходимо использовать все аспекты образования: содержание, формы, методы, организацию, отношения между администрацией, педагогами и учащимися, между учебными заведениями и семьями – для активного содействия развитию и укреплению в умах людей идей терпимости, добрососедства, равноправия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является многоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, под воздействием формирующих принципов культуры мира.

В связи с этим разработка программ формирования культуры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закладываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и методик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и поведения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведениям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, психологов и социально-культурных работников.

Нами на протяжении трех лет проводилось экспериментальное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на практике программа учебного курса «Культура мира» позволила ознакомить студентов со следующими проблемами:

· историческим развитием проблемы мира и опыта международного сотрудничества в этом направлении;

· процессом развития концепций культуры мира за рубежом и в России;

· рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

· ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

· рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.

Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспирантов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающими на пути движения к культуре мира.

Основными направлениями работы клуба являются:

· Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

· Взаимодействие и переписка с университетами – клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

· Изучение различных культур народов мира.

· Проведение семинаров и научно-практических конференций.

· Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

· Организация праздников, концертов, фестивалей.

· Сбор фольклорного материала, предметов старины.

· Организация выставок, конкурсов художественного и декоративно-прикладного искусства.

· Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

· Организация семинаров, лекций, конференций для педагогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

· Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности развития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человечества из сложившегося всестороннего кризиса.

В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и районах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем переросла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе – Московской области, Кемерово, Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью формирование гражданственности у подрастающего поколения, а конечным результатом должно стать самоопределение членов ассоциации посредством эффективной демократии. Данная Ассоциация объединяет старшеклассников государственных и частных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углубленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск-ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь – специалисты в области педагогики, истории, права, политологии.

В последнее время заметно проявилась тенденция к интеграции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят большую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее показать все многообразие досуговых ориентаций подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приведем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из информации Комитета по делам молодежи администрации Тамбовской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материалы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли-тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа областного поискового благотворительного центра «Искатель», сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 курсантов военных училищ. Также был создан военно-патриотический клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организовали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

2. Производственно-технические (клубы технического творчества – радио, моделирование, автомототехника, картинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, общественники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем недавно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолюбителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Академии детства, которая является одной из лучших в России и ведущей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профессиональное ориентирование школьников и учащихся по приобретению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской радиостанции изучают основы радиотехники, электроники, приобретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской связи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В существующем отделе технического творчества и спорта действуют детские объединения – телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов – озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспирантов и студентов технического университета (ТГТУ) в инновациях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета – организаторы городских, областных и зональных выставок-ярмарок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчества. К таким причинам можно отнести:

1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необходимыми материалами и инструментами;

2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

3) малооплачиваемая должность руководителя.

Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предпринимаются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

· создание системы непрерывного экологического образования и воспитания;

· пересмотр учебных курсов по экологии и введение разделов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объединения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных выбирать посильные экологические проблемы и решать их. Назовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

· общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пониманию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

· наблюдение за происходящим в природе;

· слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг;

· экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

· деловые игры. Назначение этих игр – моделирование реальных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

· сбор и анализ экологической информации;

· экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует соблюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углублять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Сфера свободного времени представляет огромные возможности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному – на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день – это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада – это закаливание, посещение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровления. Примером физического самосовершенствования подростков и молодежи можно назвать действующие при городском Центре по работе с детьми и молодежью в городе Тамбове клубы «Атлет», «Серебряные спицы», «Феникс». Руководители-профессионалы, совместно с тренерами спортивных школ создают условия для занятий спортом, развивают физические возможности ребят через специальные упражнения и тренажеры. Новой формой оздоровления детей младшего возраста (с четырех лет) является разработанная специальная программа «Голиаф» (клуб «Феникс»), куда входят, помимо физподготовки, игры, участие в культурно-досуговой деятельности, знакомство с основами различных единоборств. В ребятах воспитывается мужество, любовь к своей Родине, своим близким, дружба и взаимовыручка. Здесь принимают всех слабых и не подготовленных к спорту, так как основной целью клуба является создание условий для интеллектуального и физического развития полноправного гражданина.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

Интересна творческая деятельность тамбовчанина, любителя-коллекционера, искусствоведа, доцента кафедры культурологии института «Культуры и искусства» ТГУ им Г.Р. Державина Ивана Ивановича Алпацкого. В его домашней коллекции открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников (около 20 тыс. экземпляров, среди них 3 тыс. дореволюционные). Он коллекционирует художественные медали, посвященные юбилеям знаменитых людей или памятным событиям (около 300). Среди его многочисленной коллекции около 10 тыс. книг – по искусствоведению, мемуары, краеведческая литература. Есть более 2 тыс. этикеток от спичечных коробков, коллекция экслибрисов и многое другое. С собранными коллекциями И.И. Алпацкий постоянно знакомит студентов вуза, школьников, устраивает выставки. Он на протяжении 20 лет являлся председателем городского клуба книголюбов.

Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик – кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Так, формы организации фольклорных коллективов привносят особую самостоятельность регионам, включают многообразие видов и жанров творчества. При наличии фольклорного певческого увлечения участники клубных объединений могут познать основы: игры на ложках, трещотках; танцевальных движений; пошива и украшения своего костюма; принять участие в массовых играх и забавах.

Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. эти две группы объединений представлены на рис. 4.

Активизация личности в сфере свободного времени, развитие культурной самодеятельности масс усложняет функции клубных художественно-творческих коллективов. Культурная самодеятельность масс реализуется в культурно-досуговой деятельности и обеспечивается всей системой социально-культур-ных учреждений страны, для которых творческое развитие личности составляет одну из важнейших проблем.


Рис. 4. Виды объединений художественной направленности

Если в художественной самодеятельности преобладали прежде исполнительские виды, в которых творческое начало состояло лишь в интерпретации авторского замысла, то сегодня она включает в себя творческую деятельность личности по созданию оригинальных художественных ценностей. Сейчас все большее распространение получают авторские виды художественного творчества, такие, как сочинительство, музицирование, съемки фильма, рисование, изготовление изделий народных ремесел и т.д. Это обстоятельство, в свою очередь, видоизменяет художественную самодеятельность в учреждениях культуры и досуга по формам, требует от нее большей систематичности, ставит на повестку дня все более и более настойчиво вопрос о предварительной подготовке человека к художественному творчеству. Здесь раскрываются также вопросы о развитии задатков и способностей к тому или иному виду художественного творчества в детском возрасте, о создании единой системы художественного воспитания личности в школах и внешкольных учреждениях, в первую очередь – клубах.

Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с проблемными группами населения. Статистика последних лет свидетельствует, что среди нас живет множество людей с особенностями в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подобного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга способствует формированию индивидуальных творческих способностей, помогающих им самовыразиться в различных формах художественного творчества.

Благоприятное воздействие искусством помогает почувствовать удовлетворение тем, кто немногословен, имеет трудности в языковом выражении. «Проявляющаяся в художественном произведении изобразительная сила – есть выражение исключительной личности творящего, независимо, например, от показателя интеллекта. В этом все художники равны. Творческие способности – движущая сила художественного процесса – не могут идентифицироваться с интеллектуальностью. Они и результаты, которые они приносят, не являются ни благоразумными, ни неблагоразумными, ни толковыми, ни глупыми – они соответствуют индивидуальным возможностям и средствам языка художника. Созидательная творческая сила существует независимо от интеллектуальных способностей или умственных ограничений. Индивидуально разно, в разных областях и разной мере человек развивает свои таланты. Обусловливается это лишь творческими задатками и общественными условиями, в которых работает художник» . Существует множество примеров, когда умственно ограниченный художник получает рецензию на свои произведения. Его работами восхищаются и критикуют. Этим создается благоприятная атмосфера доброжелательности, где уважительное отношение окружающих людей к умственно ограниченному человеку дает силу к новому творчеству, возможность почувствовать свое самоуважение и полезность существования. Необходимо содействовать различным проектам и их финансирование осуществлять из социальной сферы, сферы здравоохранения, бюджета культуры и местного бюджета.

Важно проводить выставки, где наравне с обычными художниками могли выставлять экспозиции и умственно ограниченные художники. Организовывать мастерские – как учреждения для включения умственно ограниченных людей в трудовую жизнь. Создавать условия для воплощения художественных идей умственно ограниченных людей (помещение, отдельные комнаты в общежитиях, домах, интернатах). Важным является создание в микрорайонах при подростковых клубах кружков, осуществляющих раз в неделю по два-три часа занятия художественной деятельностью. Можно создать центры, где одновременно с группами людей без умственных ограничений занимались бы и пять-десять человек, имеющих проблемы в умственном развитии. К этой работе можно привлечь Дома творчества районов. Формами организации могут быть: посещение публичных мастерских; сотрудничество с музыкальными школами (классы для занятий с умственно ограниченными людьми и совместные группы), театральными группами, музыкально-народными ансамблями; творческие недели и др.

Современная тенденция развития клубов по интересам и любительских объединений проявляется также в возрастании роли разнообразных выставок, смотров, конкурсов. Они являются ярким свидетельством глубоких социальных преобразований в нашем обществе. Однако выставки отражают лишь общую картину состояния художественного вида творчества, за которой не видны многие проблемы, существующие в организации любительского движения. Деятельность всех клубов по интересам и любительских объединений осуществляется по следующим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год. В целом же, говоря о работе любительских объединений, можно отметить, что сегодня повсеместно действуют многофункциональные объединения – это клубы ветеранов войны и труда, подростков и молодежи, молодой семьи, кому за 30, психологической помощи, трезвости, семейного отдыха и т.п. Так, например, клубы, организующие досуг подростков и молодежи, – клубы по месту жительства, имеющие дополнительную направленность деятельности. Наряду с основными перечисленными нами направлениями, в них применяются самые разнообразные формы и методы деятельности, реализуются различные программы и проекты.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства, выделяют наравне с основными, дополнительные направления. Это:

1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, фриволите и т.п.).

2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции, шахматы, ГО).

3. Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).

4. Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программы и семейные клубы и т.п.).

5. Военно-патриотическое .

6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кружок «Юный биолог», экология и т.п.).

7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематиче-ские мероприятия и т.п.).

8. Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).

Эти виды деятельности реализуются в детских многопрофильных досуговых и семейных клубах, клубах общения .

Современным представлением типологии клубности по месту жительства выступают клубы встреч, клубы по интересам, клубы сообщества. Так, например, на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии города Тамбова действуют в настоящее время 28 подростковых клубов, где организуется интересный социально-полезный досуг детей. При Центре с 1998 года работает интеллектуальный игровой клуб для старшеклассников, ставящий следующие задачи: развитие эрудиции у детей, углубление познаний в различных областях знаний, развитие творческого потенциала ребенка в процессе игры, развитие коммуникативных способностей у детей, повышение статуса эрудированного человека. Команды клуба формируются на базе общеобразовательных учреждений, где они проходят несколько этапов, а результатом является формирование Лиг. Развитие в клубе получила новая форма сотрудничества детей и родителей – проведение совместных заседаний клуба интеллектуальных игр, вечеров отдыха, праздников и походов. При подростковых клубах действуют кружки, секции различной направленности, руководят ими грамотные специалисты. Есть и клубы по интересам, где руководители-энтузиасты сплачивают вокруг себя подростков и молодежь, вовлекают в деятельность клубов родителей, местное население.

Таким образом, при всем многообразии направлений самодеятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно-досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, происходят межличностные общения и все это подвергается воздействию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, побуждения к общественно-полезным видам деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды любительских объединений и клубов и клубов по интересам.

2. Дайте краткую характеристику каждому виду любительских объединений.

3. Охарактеризуйте социально-художественный (творческий) портрет художника, поэта на конкретном примере.

4. Назовите современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства.

1. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

2. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура. Тамбов, 2000.

3. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 1999.

4. Кругликов Г.И., Симоненко А.Ф., Цырлин М.Д. Основы профессионального творчества. Курск, 1995.

5. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М., 1988.

6. Каргин А.С. Воспитательная работа в коллективе художественной самодеятельности. М., 1984.

7. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 175-194.

8. Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302.

9. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396 с.

10. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

11. Организация и методика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. Л., 1981.

12. Творчество и педагогика. Т. 1, 2. М., 1998.

13. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 мес. М., 1995.

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВЫ ВИШНЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО КЛУБА

Любительское объединение

«Академия домашних волшебников»

Кружок «Академия домашних волшебников» был создан в 2003 году.

Участники кружка это дети 8-14 лет, в количестве 12 человек.

Цель программы кружка - сформировать у детей практические навыки ведения домашнего хозяйства, сформировать основы поведения в семье, изучить правила этикета.

На примере кулинарных работ у детей формируется учтивое отношение к женщине, как к хозяйке дома, уважение к старшим, навыки поведения за столом, обхождение с гостями, правила сервировки стола и уборки дома. Все продукты и материалы участники кружка приносят из дома, предварительно договариваясь между собой.

Любительское объединение

Фитнес-клуб «Грация»


Фитнес-клуб «Грация» существует с 2000 года.

В клубе 10 участников в возрасте 27-48 лет.

Женщины поселка Вишневка, почувствовав необходимость в физической культуре и ее социальную значимость, объединились для самореализации. В клубе собираются женщины разного возраста, но они все предъявляют повышенные требования к своей фигуре и внешности. Современные спортивно-оздоровительные занятия, позволяют привести в порядок свое тело; избавиться от лишних килограммов, улучшить фигуру, осанку, походку.

Задачи объединения - повышение физической привлекательности и оздоровление.

Принцип - красота, как непременный атрибут совершенства, как процесс его формирования, как единая совокупность содержания и формы. Девиз - "От здоровой, красивой личности - к счастливому обществу". Результат - исчезают психологические комплексы, появляется уверенность в себе и привлекательность.

Участники клуба охотно посещают занятия.

Любительское объединение

"Избиратель"

Клуб «Избиратель» существует с 2001 года.

В клубе 5 участников в возрасте 39-48 лет.

Клуб «Избиратель» - общественное объединение, не имеющие формального членства, существующее на принципах добровольного участия.

Миссия клуба «Избиратель» - помощь в становлении гражданских позиций личности, приобретении правовых знаний.

Программа клуба включает множество мероприятий, предусматривающих большие творческие усилия. Она построена так, чтобы участники клуба были не пассивными слушателями, а могли проявлять себя как личности, высказывать свое отношение к рассматриваемым вопросам, открыто выражать личное мнение.

Любительское объединение

«Досуг»

Клубное любительское объединение «Досуг» существует с 2003 года и является добровольным объединением жителей поселка, увлеченных, творческих людей. Руководит объединением с 2009 года Радченко Нина Владимировна уборщик служебных помещений. В коллективе 15 человек в возрасте 27-54 лет.

Цель работы клуба - организация интересного содержательного досуга людей.

Вовлечение людей в активную культурно-творческую деятельность.

Это любительское объединение, в котором люди чувствуют себя членами большого и дружного творческого коллектива, ведь именно здесь за чашечкой чая рождаются новые идеи, устраиваются тёплые посиделки, обсуждаются свежие новости и вспоминаются былые года.

Занятия проводятся по различным творческим направлениям: хоровое и сольное пение, декламация стихов и прозы, рукоделие, садоводство. Участники клуба постоянно задействованы в праздничных мероприятиях и концертах. Своим заводным настроение и шумными

песнями эти люди создают праздник в любой день! Они рады каждому пришедшему на огонёк клуба «Досуг»!

Награждены дипломом за II- место в отборочном туре районного проекта «Я живу на Донщине» , благодарственным письмом за участие в районном мероприятии «Грековское лето».

Любительское объединение

Клуб любителей настольных игр


Клуб любителей настольных игр был создан в 2011 году.

В клубе 15 участников от 18 до 45 лет. Это клуб единомышленников - любителей настольных игр. Репертуар клуба разнообразен; шашки, шахматы, теннис, бильярд.

Цель клуба: активное содействие физическому, духовному и гражданско-

патриотическому воспитанию граждан России, внедрение физической

культуры и спорта в повседневную их жизнь.

В клубе проходят вечера настольных игр. На этих вечерах, люди, объединенные страстным увлечением - настольными играми, собираются вместе, чтобы пообщаться, поиграть в хорошей компании. Кроме того в клубе проходят турниры по настольным играм.

Клуб любителей настольных игр - это один из вариантов, как с пользой провести вечер в кругу друзей.

ДТС -«Закулисье»

Детская театральная студия «Закулисье» была создана в 2000 году.

Детский театральный коллектив проявляет себя на тематических программах, театрализованных представлениях, календарно-обрядовых праздниках таких как «Масленица», а так же других детских праздниках, изображая самых разных персонажей: Карлсона, Бабу-Ягу, Лешего, Кикимору, Василису Премудрую и др.

Активное участие в жизни коллектива принимают родители детей, оказывая помощь не только в пошиве костюмов, изготовлении декораций, но и принимая непосредственное участие в мероприятиях: в новогодних программах в роли Зимы, Бабы -Яги, Деда Мороза, Снегурочки и др.

Участники коллектива награждены грамотой за участие в районной игре «Веселый аукцион творчества» и дипломом за III -место в четвертом туре игры «Азарт» Морозовского района.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ИЗО-студия

Детский кружок «ИЗО-студия» был создан в 2000 году. Участники кружка, это дети 8-12 лет, увлеченные изобразительным искусством.

Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании

детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,

колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала

личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его

эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,

развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Выставки рисунков участников кружка всегда вызывают живой интерес зрителей.

В коллективе 10 человек.

Коллектив самодеятельного народного творчества

«Умелые Ручки»

Кружок «Умелые ручки» был создан в 2001 году.

Участники кружка, это дети 8-14 лет, в количестве 13 человек.

Основные цели кружка:

Вызвать у детей интерес к творчеству;

Пробудить желание творить самостоятельно;

На занятиях кружка ребята занимаются изготовлением плоских игрушек, аппликаций из бумаги и ткани, изделиями из соленого теста, пластилина.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

Программа кружка вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Целью программы кружка является развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе мастерства по лепке, изо и оригами и аппликации, раскрытие творческого потенциала ребёнка художественными средствами.

Коллектив самодеятельного народного творчества

Кружок художественного чтения

Кружок Художественного чтения был создан в 2003 году.

Участники кружка, это дети 8-13 лет, в количестве 15 человек.

Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово, написанное в слово звучащее. На занятиях ребята постоянно «дышат» воздухом творчества: они хотят играть на сцене, петь, сочинять, читать стихи… Дети учатся рифме и ритму стихотворных произведений, умению к сочинительству. Только в речевой практике учащиеся поймут, что «с помощью родного языка можно творить чудеса». (К.Г. Паустовский)

Цель программы кружка: вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности

В целом работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.Участники кружка участвуют в праздничных программах; ко дню пожилого человека, ко дню семьи, на день матери и др. В литературно-музыкальных программах посвященных памятным датам; день Победы, день памяти и скорби, и др.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ДТС -«Радуга»

Детская творческая студия «Радуга» была создана в 2000 году.

Участники кружка это дети 9-13 лет, в количестве 9 человек.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей.

Все участники кружка с удовольствием посещают занятия.

Любительские объединения и клубы по интересам имеют различные направления: спортивно-оздоровительное, патриотическое, естественнонаучное, ветеранское , художественное, семейное, женское, общей проблематики. Объединения проводят учебные занятия, репетиции, тренировки, походы, обсуждения своей деятельности; организуют творческие отчеты; участвуют в подготовке и проведении выставок, тематических вечеров, устных журналов, вечеров вопросов и ответов, викторин, используют другие формы общественно-полезной любительской деятельности и проведения культурного досуга.

С каждым годом возрастает роль физической культуры и спорта во многих сферах жизни нашей страны. В учреждениях культуры существуют и появляются новые клубы и кружки по интересам спортивно-оздоровительной направленности.

Шиморский РДК:

«Выходного дня»

«Здоровье»

«Спарта»

«Шашечный»

«Шахматно-шашечный»

«Танцевальная аэробика»

Лесозаводской ДТ:

«Культура тела»

«Красотка»

«Теннис без границ»

Тамболесский ДТ:

Клуб «ЗОЖ»

Верхне-Верейский ДТ:

Кружок настольного тенниса

Досчатинский ДТ:

Кружок настольного тенниса

Новодмитриевский ДТ :

Клуб «Азарт»

Вильский ДТ :

Клуб здоровья «Для милых дам»

Клуб «МЕН»

В клубах проходят такие мероприятия как: веселые старты, комбинированные эстафеты, игровые программы, велосипедные гонки, матчи по футболу, хоккею, волейболу баскетболу .

В объединениях проходят встречи со спортсменами, знакомства с оригинальными методиками здорового образа жизни, различными методиками здорового питания, а также лыжные прогулки, походы.

Работа кружков декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства, работа с мастерами. Большое внимание уделяется возрождению и развитию декоративно-прикладного творчества на базе сельских домов культуры . Основная цель работы кружков - научить детей элементарным навыкам, развивая их творческие способности, побуждая к творчеству и самостоятельности, учитывая их индивидуальность и вовлекая их в творческий процесс. Руководители клубов тесно сотрудничают с народными умельцами, привлекая их знания и умения в работу кружков.

Новодмитриевский ДТ:

«Мастерица»- в кружке занимаются таким видом искусства как «квилинг»-это плетение изделий из тонкой цветной бумаги.

«Узоры»- дети изучают историю искусства макраме, знакомятся с приборами и материалами для плетения, видами узлов и декоративным оформлением изделия.

Нижневерейский ДТ:

«Мастерица»- занимаются шитьем, изготавливают своими руками мягкие игрушки, кукол для кукольных спектаклей. Девочки постарше вышивают картины, которые дарят своим родным и знакомым к праздникам.

Досчатинский ДК:

«Мастерилки»- здесь можно научиться делать поделки из бумаги, ткани и природного материала.

ДТ п. Дружба:

«Рукодельница»- кружок вязания.

Досчатинский ДТ:

«Умелые руки»

Грязновский ДТ:

«Умелые руки»

Новский ДД:

«Умелые руки»- кружок вязания.

Сноведской ДТ:

«Умелые руки»- ребята занимаются изготовлением аппликаций на цветном картоне из ткани, готовят поделки из природного материала: шишек, листьев, желудей.

Вильский ДТ:

«Очумелые ручки»


В. Верейского ДТ:

«Чудесница»- кружок декоративно- прикладного творчества. Здесь дети могут освоить различные техники изготовления поделок из различных материалов (соленое тесто, салфетки, лоскутная мозаика, подручные материалы, «оригами»). Участники кружка принимают участие в различных выставках и конкурсах.

Ведется работа по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи. Целью работы клубов является сохранение истории своей родины, воспитание чувства патриотизма, любви к своему краю.

Шиморский РДК:

«Интересных встреч»

Досчатинский ДК:

«Русичи»

Тамболесский ДТ:

«Память» - За большое время работы у клуба сложились свои устои и традиции, а главное открыли свою музейную комнату, в которой собираются и пополняются материалы об участниках войны, участниках ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС , знаменитых людях деревни. Большое количество собранного материала позволяет проводить множество мероприятий на местном материале.

В учреждениях культуры работают клубы семейного направления .

Вильский ДТ:

«Встреча»- Клуб «Встреча» является самым старшим Вильского ДТ, он существует шестнадцать лет. Количество участников клуба растет с каждым годом, и нет предела творчеству и возрасту участников. Это один из самых любимых клубов Вильского ДТ, его знают и любят не только жители поселка, но и гости. Дети вместе с родителями с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах, играх, викторинах, спортивных состязаниях: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Калейдоскоп семейного досуга», «Семейный праздник пирога», «Пока есть хлеб да вода, все не беда», «И крови родной, и души одной».

Шиморский РДК:

«Очаг»

Работают клубы художественного направления.

Вильский ДТ:

«Веселые девчата»

Шиморский РДК:

«Тальяночка»

«Вдохновение»

Н.- Дмитриевский ДТ:

«Лира»

ДТ п. Дружба:

«Фабрика»

Досчатинский ДК:

«Вдохновение»

«Радуга»

«Буратино»

Н. Верейский ДТ:

«Солнышко»

Также в учреждениях культуры работают вокальные и музыкальные кружки и кружки сольного пения .

Грязновский ДТ:

«Сударушка»

Досчатинский ДТ:

«Мелодия»

В. Верейский ДТ:

«Дебют»

Тамболесский ДТ:

«Город детства»

«Тамболесочка»

Н. Верейский ДТ:

«Лучик»- дети вокального кружка «Лучик» Н. Верейского ДТ с увлечением поют фольклорные и современные песни.

«Сударушка»

Досчатинский ДК:

«Колокольчики»

«Эдельвейс»

«Приволье»

Н.- Дмитриевский ДТ:

«Сувенир» - в кружке проходят беседы на темы: «Происхождение русской народной пени», «Народный фольклор и народные музыканты-сказители», «Русский народный и национальный костюм». Участники кружка за год разучили песни: «Перевоз Дуня держала», «Как у наших у ворот», «На горе-то калина», «Посею лебеду на берегу».

«Сюрприз»- в вокальном кружке «Сюрприз» дети исполняют современные мелодии и ритмы.

«Соловушка» - кружок сольного пения для девочек 6-12 лет. На занятиях участники вокально-хоровых коллективов не только учатся правильно петь, формировать звуки, правильно дышать, но и понимать мир музыки, узнают много нового о певцах и композиторах.

Шиморский РДК:

«Шиморяночка»

«Подарок»

ВИА «Экипаж»- уже более 10 лет при Шиморском РДК существует вокально-инструментальная группа «Экипаж» под руководством. Коллектив группы активно участвует в культурной жизни не только своего поселка, но и всего Выксунского городского округа , и даже за его пределами.

Вильский ДТ:

«Маэстро»


Районный организационно-методический центр:

«Созвучие»- в окальный ансамбль «Созвучие» был организован в марте 2008 года. Ансамбль является постоянным участником творческих мероприятий, концертов, конкурсов как городских, так и областных.

Каждую субботу и воскресенье в семи учреждениях культуры открываются клубы выходного дня досугово - развлекательного направления.

Вильского ДТ:

«Фантазеры»

Бл. Песоченского ДТ:

«Выходного дня школьника»

ДТ п. Дружба:

«Непоседы»

Грязновского ДТ:

«Почемучка»

Тамболесского ДТ:

«Выходного дня школьника»

Шиморский РДК:

«Клоир»

«Светелка»

Большой популярностью пользуются у детей и подростков танцевальные кружки .

Шиморский РДК:

«Мари»


«Непоседы»


«Родничок»

«Блэк Кэт»

В. Верейский ДТ:

«БЭМС»

«Забава»

Грязновский ДТ:

«Каблучок»



ДТ п. Дружба:

«Девчата»

Вильский ДТ:

«Солнышко»


Тамболесский ДТ:

«Техно»

Досчатинский ДК:

«Сюрприз»

«Волшебная сказка»

«Грация»

Лесозаводской ДТ:

«Созвездие»

Театр -это искусство, искусство преображения, искусство маски. Все мы немного актеры в жизни, каждому приходится применять на себя те или иные роли в разных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый может выйти на сцену и преобразиться в другого человека с этой целью, и были созданы театральные кружки .

Вильский ДТ:

«Арлекин»- театральный кружок «Арлекин» Вильского ДТ любят взрослые и дети. Сказочные персонажи оживают при помощи таланта и творческого участия детей. Особое внимание руководитель уделяет творческой активности подростков, где они проявляют себя с положительной стороны, и даже стали любимцами публики.

Шиморский РДК:

«Контакт»- кружок «Контакт» Шиморского РДК работает три года, который посещают 20 человек. Члены кружка активно участвуют в жизни РДК. Ни одно крупное мероприятие не обходится без помощи «Контакта». Члены кружка «Контакт» являются участниками театрализованных представлений и фольклорных праздников.

Н. Дмитриевский ДТ:

«Теремок»

ДТ п. Дружба:

«Юнона»

«Белоснежка и семь гномов»

Досчатинский ДК:

«Арлекин»

«Виктория»

Тамболесский ДТ:

«МОМУС»

Грязновский ДТ:

«Лицедеи»

Досчатинский ДТ:

«Созвездие»

    Роль любительских объединений в социально-культурной деятельности.

    Классификация любительских объединений по направлениям деятельности.

    Организация работы любительских объединений.

    Документация любительских объединений.

    Примерные планы работы, Уставы любительских объединений и клубов по интересам по различным направлениям деятельности

  1. Роль любительских объединений в социально-культурной деятельности

Одной из форм активного и социально приемлемого проведения досуга людей являются клубы по интересам, любительские объединения.

Каждое культурно-досуговое учреждение может самостоятельно выбрать профиль клуба. Разнопрофильность клубов создает условия для разностороннего развития личности.

Клубное объединение , иначе именуемое «клубом по интересам», любительским объединением» - это организационно оформленная и стабильно функционирующая на базе какого-либо культурно-досугового учреждения (клуба, центра досуга, музея, библиотеки и т.п.) социальная группа людей объединенных общим интересом к какому-либо виду деятельности на досуге.

Клубное объединение – это добровольное объединение людей, самостоятельно программирующее и организующее свой досуг.

Клубы по интересам и любительские объединения – это добровольные общества энтузиастов общественников. Они учат своих членов быть не только потребителями, но и творцами духовных ценностей, воспитывают творческое отношение к действительности. Клубы дают возможность расширить и углубить свои знания, развивают профессиональные навыки, повышают уровень воспитанности, культуры досуга. Иначе говоря – это форма взаимовоспитания людей. Не случайно, что клубные объединения вошли в жизнь многих учреждений культуры, стали местом интеллектуального и культурного общения людей.

Роль клубных объединений, как форм организации свободного времени, которые располагают максимальными возможностями не только для просвещения участников, но и для развития способностей, организации непрофессионального творчества, активной деятельности по интересу, превращающейся в условиях клуба в род общественной работы.

Функции клубных объединений – не простое удовлетворение имеющихся запросов, а развитие и формирование более совершенных, более высоких ценных потребностей.

Социальные функции клуба можно рассматривать как направления воспитательного воздействия:

Познавательная функция (дает возможность получения знаний, приобретаемых в результате инициативы самого человека). Создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом;

Коммуникативная функция (организация общения людей по интересам);

Преобразовательная функция (познавательная деятельность тесно связана с творческой, занятия в клубе могут побуждать к деятельности, преобразованию окружающей среды. Клуб должен учить творчеству, всесторонне гармоничное развитие личности в процессе любительских занятий);

Ценностно-ориентационная функция – в результате деятельности клуба его участники вырабатывают значимую для них характеристику различных явлений. Общая цель расчленяется на ряд задач и направлений деятельности клубных объединений. Каждое из направлений способствует развитию различных качеств личности;

Рекреационно-оздоровительная – обеспечение отдыха в процессе деятельности по интересу, создание высокого оптимистического настроения личности и группы любителей путем реализации потребностей в положительных эмоциях, радости и развлечениях.

Если клубы по интересам создаются «сверху», то любительские объединения «снизу» и возникновение их зависит от наличия группы людей с одинаковыми личными интересами.

Любительские объединения в клубных учреждениях – это все творческие союзы, объединяющие начинающих поэтов, прозаиков, иллюстраторов; объединения любителей поэзии, музыки, искусства и т.п.

По своих характеристикам и значению любительские объединения отличаются от клубов по интересам.

В основе создания любительских объединений лежит также дифференцированный подход. Их состав, как правило, самый разнообразный; в одном объединении можно встретить людей разного пола и возраста, с разным уровнем образования.

Нередко в любительские объединения приходят лица не только проявляющие интерес к какой-то проблеме или роду занятий, но и имеющие определенный запас знаний, то есть люди увлеченные. В отличии от клуба по интересам, где в силу подвижности объекта воздействия, состав может быстро обновляться, любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу.

Структура любительского объединения, таким образом, отличается от структуры клуба по интересам и организационно и функционально.

Функциональная структура любительского объединения состоит из двух частей, но здесь все - руководитель, члены Совета, члены клуба равноправные участники.

В любительском объединении человек надеется получить квалифицированные советы, что-то узнать, чему-то научиться.

Основное значение любительского объединения – интеллектуальное, духовное развитие личности, удовлетворение личного интереса, личных потребностей отдельных членов общества. Объединение помогает в самообразовании, представляет возможности для творческого самовыражения.

Любительские объединения и клубы по интересам удовлетворяют самые разнообразные вкусы.

Особенность клубов и объединений в том, что они основывают свою работу на общественных началах. Поэтому их организация и деятельность не требуют значительных материальных затрат, штатных руководителей и специальных помещений.

В отличие от кружков, которые, как правило, уже имеют готовые программы и профессиональных руководителей, инициативные клубы и любительские объединения сами устанавливают, чем и как они будут заниматься. Вот почему клубным работникам надо вовремя прийти им на помощь, подсказать цели и пути их деятельности, предостеречь их от возможных ошибок.

  1. Классификация любительских объединений по направлениям деятельности

Своеобразие работы клубных объединений состоит в том, что они представляют коллективную деятельность, но являются самостоятельными и имеют свою программу.

Клубы по виду деятельности могут быть:

Поисково-исследовательские;

Познавательные;

Дискуссионные;

Творческие;

Организационно-пропагандистские;

Досугово-развлекательные.

По внутренней структуре :

Однопрофильные (объединяющие своих членов по одному общему интересу);

Многопрофильные (включающие несколько направлений деятельности: объединения подростков, женщин, молодежи, семейные клубы, клубы творческой интеллигенции).

В зависимости от содержания деятельности согласно «Примерному положению о клубах по интересам и любительских объединениях», клубные объединения классифицируются следующим образом:

Историко-краеведческие (клубы любителей всемирной истории, родного края, рыцарские);

Традиционной народной культуры (клубы любителей фольклора, декоративно-прикладного творчества, клубы мастеров и т.д.);

Художественные (клубы любителей музыки, театра, кино, литературы, книги, творческой интеллигенции, самодеятельных поэтов, композиторов, любителей фотоискусства, бардовской песни);

Природоведческие (садоводов, огородников, цветоводов, аквариумистов, клубы любителей кошек и собак, экологические клубы);

Спортивные и физкультурно-оздоровительные (клубы путешествий и туризма, клубы архитектуры тела, аэробики, клуб «моржей», шахматно-шашечный клуб, аквалангистов, клубы болельщиков и др.);

Научно-технические (клубы новаторов и изобретателей, рационализаторов, любителей моделирования, конструирования, компьютерной и другой техники);

Коллекционно-собирательские (клубы коллекционеров: нумизматов (собирателей монет) экслибрисов (книжного знака) фалеристов (значков), филофонистов (грампластинок), банистов (бумажных и деревянных значков), филателистов (марок), клубы любителей антиквариата;

Семейно-бытовые (клубы любителей кулинарии, вязания, рукоделия, клуб молодой семьи, клуб многодетных матерей и т.д.).

Похожие публикации