Михаил романов 16 лет. Михаил фёдорович

Сам Михаил Федорович был человек умный, мягкий, но бесхарактерный…

Платонов С.Ф.
(русский дореволюционный историк)

Всенародно избранный (всеми сословиями) Земским Собором 21 февраля 1613 года в Москве, 16- летний Михаил Федорович Романов стал основоположником новой царской династии Романовых, правившей Россией до 1917 г. Его правление в целом можно назвать удачным, так как оно не только вывело страну из катастрофического общественно-политического кризиса Смутного времени, но и смогло наладить политическую и хозяйственную жизнь для дальнейшего поступательного развития русской цивилизации.

Личность Михаила Федоровича

Про шестнадцатилетнего Михаила говорили, что он был «благоверен (т.е. доверчив) зело кроток же и милостив». Характер прямо скажем не для самодержавной России. Помазанник на царский престол Михаил Федорович «был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, - писал дореволюционный историк Николай Костомаров, - не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать».

Будучи человеком очень мягким, нерешительным и крайне послушным сыном Михаил длительное время находился под сильным влиянием своих ближайших родственников- властной матери инокини Марфы и ее родственного окружения, позже (с 1619 г.) под опекой умного, жесткого и властного отца Федора Никитича (Филарета).

Воспитанный в традициях строгого православного благочестия Михаил был глубоко воцерковленным и верующим человеком, стремившимся все свои поступки и дела соотносить с евангельскими заветами. Свой царский венец и свою власть он воспринимал как высокое служение Богу и строго следовал этому служению. И хотя он слыл в личных вопросах человеком нерешительным (даже не смог настоять на женитьбе на понравившейся ему первой царской невесте Марьи Салтыковой), но что касается вопросов самодержавной чести и достоинства, как и в других государственных вопросах, то тут Михаил был тверд и неуступчив. Покой и порядок в стране после многолетней разрухи Смутного времени для первого Романова были наивысшими ценностями, ради сохранения которых он мог поступать крайне жестко с их противниками.

Женился Михаил Федорович довольно поздно по тому времени, в 29 лет. Первую ему супругу Марию Владимировну Долгорукову навязала его властолюбивая старица-мать. Однако первая жена умерла уже через 3 месяца в январе 1625 г. Во второй брак (после традиционных тогда «смотрин» царских невест) царь Михаил вступил самостоятельно и по любви 29 января 1626 г. Его второй избранницей стала дочь незнатного дворянина Евдокия Лукьяновна Стрешнева, от которой и родился царский наследник и преемник Михаила- царевич Алексей. Сам Михаил Федорович не отличался хорошим здоровьем, он был близорук, у царя постоянно болели ноги.

Боярская Дума и Земский собор- как ограничители самодержавной власти

По времени продолжительное царствование – Михаила Федоровича (1613–1645 гг.) - 32 года было далеко не лично самодержавным. Повествуя о воцарении первого Романова подъячий Посольского приказа Г. Катошихин, указывал, что якобы при избрании Михаила на престол его заставили поцеловать крест на том, чтобы он никого из их вельможных и боярских родов не казнил ни за какое преступление, а только мог ссылать в заточение». Тот же Катошихин описывая правление Михаила Романова, подчеркивает, что царь Михаил не мог ничего делать «без боярского совета».

Сразу после выборов на Земском соборе, вокруг Михаила сразу же сплотилась сильная группа сторонников- видных князей, бояр, дьяков, дворян. Преимущественно это были люди близкие к семейству Романовых, включая и родственников. Многие из них не прославились на поле брани, освобождая от поляков Москву, зато устремились захапать себе земель, власти и почестей. А вот настоящих героев- спасителей Отечества, таких как князь Дмитрий Пожарский они быстро задвинули на вторые роли.

Особую роль при юном царе стали играть князья Федор Иванович Мстиславский, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский, дядя царя Иван Никитич Романов, двоюродные братья бояре Салтыковы. Эти люди и составили своего рода правительство при царе. Впрочем, правление первого Романова было ограничено не только Боярской думой, но также и всесословным Земским собором. В первые годы правления Михаила Федоровича почти беспрерывно действовали Земские соборы, по существу они превратились в орган распорядительной власти, в котором очень большую роль играли представители дворянства и посадских людей. В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 гг. и позднее Земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов.

Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» - чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного «приговора» (решения) в качестве документа. Земские соборы до 1619 г. созывали часто, чуть ли не ежегодно. И тогда они по-своему выражали волю «всей земли». Соборные депутаты получали от своих избирателей «полные и крепкие достаточные приказы», т.е. наказы, представляли интересы своих сословий, своего «мира».

То, что Михаил Федорович, родоначальник новой династии, был связан с боярами неким письменным договором об ограничении его власти, а также то, что он не мог править без согласия Земских соборов, и повлияло на то, что он титуловался «самодержцем» от случая к случаю, по особо торжественным событиям. Окончательно самодержавие укрепилось в титулатуре Романовых лишь при сыне Михаила Федоровича Алексее Михайловиче.

Борьба с бунтовщиками и интервентами

Власть первого Романова была очень шаткой, в условиях неконтролируемости центром целого ряда территорий страны. Правительство первого Романова усиленно занялось восстановлением государственного суверенитета на всей территории России и очищения ее от иноземных оккупантов, разбойничьих ватаг казаков и самозванцев. Для восстановления оскудевшей казны правительство ввело ряд новых налогов. Стали часто практиковаться займы у богатых купцов, особенно Строгановых.

С успешного тихвинского народного восстания в мае 1613 г. начинается борьба за освобождение Северо-Западной Руси и Великого Новгорода от шведов. Орудовавший в районе Астрахани казачий атаман Иван Заруцкий летом 1614 г., вместе с Мариной Мнишек и сыном- «воренком» были схвачены. А уже осенью того же года Заруцкого и пятилетнего «воренка» казнили в Москве, а жену первых двух самозванцев- Марину отправят в темницу, где она и умрет.

Правительство боролось с многочисленными разбойничьими шайками казаков, беглых крестьян и холопов. В 1612-1618 гг. только крупных казацких выступлений прошло около десятка. Достаточно крупный 5-тысячный казачий отряд под командованием атамана Баловня в 1615 году неожиданно подступил к Москве, но был отражён воеводой Лыковым. Все мятежные казаки затем были перебиты или пленены, а сам Баловень казнен.

В 1615 году отражать пришлось сначала грабительский рейд польского пана Лисовского- опустошившего целый ряд уездов, а также шведов. Король Швеции Густав Адольф и его фельдмаршалы Яков Делагарди и Эверт Горн в июле 1615 года, собрав наемную армию из немцев, англичан, шотландцев, французов и шведов, начали осаду Пскова. Псковичи в 1615 году умело отразили три приступа и орудийным огнем нанесли большой урон неприятелю, убив фельдмаршала Горна. Уже в октябре 1615 года Густав Адольф снял осаду, отведя поредевшие войска в Новгород и Нарву.

Война со Швецией завершилась подписанием в 1617 году Столбовского мирного договора, по условиям которого Россия теряла выход к Балтийскому морю (все побережье Финского залива), но города Новгород, Порхов, Старая Русса, Ладога и Гдов были ей возвращены. За Новгород Москва выплатила Швеции 20000 рублей. А Густав Адольф хвастливо тогда заявил, что навсегда отнял у России Балтийское море.

Заключительным эпизодом Смутного времени стал поход на Москву польского королевича Владислава в 1617-1618 гг. В апреле 1617 года двадцатидвухлетний Владислав выступил из Варшавы с польско-литовской армией, с целью установить контроль над московско-русским царством и самому сесть на его престол. Положение Москвы и молодого Михаила усугубилось вторжением в пределы России 20-тысячного запорожского войска во главе с гетманом Сагайдачным и переходом на сторону поляков ряда российских воевод.

Правительство Михаила Федоровича выставило против неприятеля три армии (Дмитрия Черкасского, Бориса Лыкова и Дмитрия Пожарского), общей численностью 16500 человек. Но попытка удержать поляков у г. Можайска успеха не имела. В итоге русская армия оставила Можайск и отступила к Москве. В то время как запорожские казаки, углубившись в российские пределы:- взяли штурмом г. Ливны, Елец, Лебедянь, Данков, Ряжск, Скопин, Шацк и наконец, подошли к самой Москве. 22 сентября 1618 г. польско-литовская армия, подойдя к Москве, разместилась на месте бывшего Тушинского лагеря, а атаман Сагайдачный с казаками разместился у Донского монастыря. Началась осада Москвы и главной линией обороны стал Белый город. В ночь с 10 на 11 октября 1618 года поляки и запорожцы начали штурм российской столицы.

Но штурмующие сразу натолкнулись на хорошо подготовленное и упорное сопротивление российских войск. Все польские атаки Москвы успешно отбивались с большими потерями для наступающих. В результате провал штурма Москвы фактически означал неудачу всего похода. Теперь у Владислава оставалась лишь возможность путём переговоров добиться уступок со стороны русского правительства.

Внутренняя ситуация оставалась очень тяжелой для России. Польская армия располагалась в непосредственной близости от столицы - польско-литовская у Троице-Сергиевого монастыря, а запорожская - у Калуги. В таких условиях подписанное в деревне Деулино (близ Троице-Сергиева монастыря) 14 декабря 1618 г. перемирие было достигнуто ценой больших территориальных уступок России.

К Речи Посполитой переходили Смоленские и Северские земли с городами Смоленск, Рославль, Белая, Почеп, Стародуб, Невель, Себеж, Новгород-Северский, Чернигов, Серпейск, Трубчевск и ряд небольших крепостей. При этом королевич Владислав сохранял право писать в титуле «царь московский», что означало сохранение претензий на русский трон. Но главная цель была достигнута: перемирие в Деулино стало настоящим завершением Смутного времени и возвращения России к нормальному развитию.

Политический тандем: Михаил-Филарет

В начале июня 1619 года после подписанного перемирия с Речью Посполитой произошел обмен пленных: уцелевших знатных поляков - на митрополита Филарета (в миру Фёдора Никитича Романова), отца царя Михаила Фёдоровича. После чего русские иерархи сразу избрали Филарета Патриархом Московским и всея Руси. С этого времени вплоть до 1633 г. (до самой смерти патриарха Филарета) началось совместное соправление царя-сына и патриарха-отца. Причем все указы исходили и от царя, и от патриарха, поскольку патриарх получил право именоваться «великим государем», наряду с царем.

Более того умный и энергичный Филарет самолично принимал иностранных послов и руководил политикой страны. В тандеме Михаил-Филарет наиболее активной и первенствующей стороной был патриарх-отец, а не послушный отцовской воле сын Михаил Федорович. Лишь имя царя Михаила во всех указах всегда стояло впереди. С установлением двоевластия (в 1619) роль Земских соборов, как и самих соборных депутатов, изменилась и перестала быть определяющей для государства. Постепенно Земские соборы становились послушными орудиями самодержавной власти царя и патриарха.

Переживший Смуту и польский плен Филарет проводил политику клерикализации страны, укрепления в ней религиозно-культурного традиционализма и недоверия ко всем западным веяниям. Долгие годы иностранного насилия и грабежей во время Смуты усилили в русском обществе градус ксенофобии к иностранцам. По пуритански жесткий Филарет строго следил за духовно-нравственным обликом подданных своего сына. Даже бояр и священнослужителей жестко наказывали за развратную жизнь, за религиозное вольнодумство и любовь ко всему западному, «латинскому». Преследовалось пьянство, кулачные бои, скоморошество и другие не богоугодные «забавы».

Особый размах приобрело борьба с пьянством, которое широко распространилось в Смутное время. Пьяниц наказывали кнутом, денежным штрафом и даже сажали в «бражную тюрьму». Курение и вовсе было запрещено. За него полагалась смерть. По инициативе Филарета был осуществлен учет земельного фонда в стране. Проведены «дозоры» - описания запустевших селений, земель; вводилась «живущая четверть» («дворцовая четверть») как единица податного налогообложения. Для восстановления оскудевшей казны правительство ввело ряд новых налогов. Стали часто практиковаться займы у богатых купцов, особенно Строгановых. Вновь были восстановлены приказы с работающими там дьяками и подьячими. Для управления разросшимся патриаршим домом и хозяйством сформированы патриаршие приказы (судный, церковных дел, казенный, дворцовый).

Продолжалась политика закрепощения крестьян и поиска беглых. Принимались меры по упорядочению судопроизводства, уменьшению произвола властей, на местах и в центре. По всей стране устроена система воеводского управления. Обычно воевода назначался в города и уезды на срок 1-3 года. За свою службу он получал поместья и денежные оклады. Но это впрочем, не останавливало их коррупцию. В конце жизни Филарет выступил инициатором русско-польской (Смоленской) войны 1632-1634 гг. Скончался Филарет в самый разгар осады Смоленска 1 октября 1633 г.

Единоличное правление Михаила Федоровича

Только после смерти отца Михаил стал править единолично, хотя еще и далеко не самодержавно, как впоследствии его сын Алексей. Жизнь первого Романова была полностью подчинена традиционному укладу. Вставал царь очень рано- в 4 часа утра. Сразу после умывания и одевания при помощи «детей боярских» ему вносили икону дневного святого, приходил духовник с крестом. После молитвы, царя кропили святой водой, затем он шел с царицей к заутрене и больше часу проводил в церкви.

После завтрака шел к обедне. После обедни царь, и царица обедали из несколько десятков блюд. А после обеда их ждал обязательный дневной сон на 2-3 час. Потом вечерня и опять молитва. Еженедельно царь с царицей ездили на богомолье в монастырь. Так тянулась внешне тягомотная, клерикально-бездеятельная царская жизнь, которая иногда разнообразилась разными потехами: кулачными боями поединщиков, да медвежьими боями, шутами и скоморохами (но только не при Филарете).

Правительство Михаила Федоровича всячески пыталось укрепить международный статус страны и расширить международные связи, в том числе торговые. Воспользовавшись слабостью России после Смуты англичане, голландцы и другие западноевропейцы всячески пытались добиться от царя исключительных льгот и уступок в торговле. Сначала англичане, голландцы, затем французы и даже голштинцы наперебой уговаривали царя добиться права беспошлинной торговли и свободного проезда через русские владения для торговли в Персии. Но все эти домогательства о свободном и беспошлинном проезде в Персию через русские территории успеха не имели.

Только англичанам было разрешено торговать в России беспошлинно. Голландцам удалось выхлопотать от правительства Михаила Федоровича право свободного и беспошлинного торга только на 3 года, с 1614 г. В 1634 г. голштинское посольство, приехавшее в Москву выторговало от царя Михаила Федоровича право беспошлинного провоза своих товаров в Персию с уплатой в российскую казну 600000 ефимков (Костомаров.Н.).

В то же самое время, когда вектор России (после Смутного времени) явно обозначился на большую политическую и культурную изоляцию от Европы, в саму Россию, особенно в ее столицу, буквально потянулись иностранцы. В правление Михаила Федоровича в Москве уже действовала на постоянной основе иноземная слобода, в которой проживало около 2000 человек.

Главными торговыми партнерами из европейцев выступали англичане и голландцы, торговавшие с Москвой через северный порт Архангельск. Российское правительство умело играло на извечном англо-голландском соперничестве за богатый российский рынок, выбивая и от тех и других льготы для себя. Причем голландские купцы смогли обогнать англичан по обороту торговли с Россией. Из России голландцы и англичане вывозили меха, икру, пеньку, лен, смолу, сало мыло, корабельные мачты, зерно. Ввозили в Россию большое количество серебра, необходимого московскому государству, чтобы чеканить собственную монету. А также предметы роскоши, сукно, оружие, металлические изделия, вино.

Москва, пытаясь выйти из страшных потрясений Смуты и хозяйственной разрухи, резко усилила торговую деятельность с иностранными европейскими государствами. «Все постановления этой страны,- писал иностранный путешественник, направлены на коммерцию и торги…». А в торговле участвовали не только купцы, но и царский двор, и даже крупные монастыри. Причем казна-государство, часто в ущерб своим купцам, стремясь получить максимум прибыли с ходовых экспортных товаров при продаже их за границей, устанавливало на них свою монополию. В 1635 г. была установлена государственная монополия на торговлю льном, затем селитрой. Расширение казенной торговли, государственный монополизм и свобода торговли для иностранных купцов и предпринимателей била по интересам русского купечества.

Но тогда российское правительство еще не думало об установлении протекционистских мер для иностранных товаров и капиталов. Это произойдет чуть позже, при Алексее Михайловиче. Слабая в финансовом и научно-технологическом областях Россия Михаила Федоровича крайне нуждалась в западных технологиях и иностранных капиталах. Неудивительно, что правительство стремилось все больше открывать для Европы Россию, причем в то самое время, когда одновременно с этим в стране после Смуты и хозяйничанья интервентов к иностранцам усиливается неприязнь.

По сути, все промышленное производство в России при Михаиле Федоровиче, а затем и Алексее Михайловиче создавалось руками европейцев, причем по инициативе самого правительства. Возникало взаимовыгодное настоящее торгово-промышленное партнерство иностранных предпринимателей и российского правительства. Большая часть иностранных предприятий появившихся в России в правлении Михаила Романова было ориентировано на военные нужды.

По жалованной грамоте Михаила Федоровича голландский предприниматель Виниус в 1632 г. основывает на реке Тулице большой железоделательный завод, пообещав изготовлять пушки, ядра ружейные стволы. Вслед за ним появляются и другие заводы в районе Тулы и Каширы, три из которых построил все тот же Виниус. Тульские и каширские заводы лили и ковали пушки, ядра, гранаты, мушкетные стволы, бердыши и прочее оружие, заказываемое казной. Однако в то время продукция тульских заводов не отличалась большим качеством, поэтому царское правительство оружие предпочитало покупать за границей.

Любопытно, что столкнувшись с дефицитом рабочей силы, промышленники и мануфактуристы обратились к правительству с просьбой «приписать» к заводам крестьян. Царское правительство охотно откликнулось на просьбы иностранных предпринимателей (Марселиса и Аккемана), и повелело приписать 2 дворцовые волости к тульским и каширским заводам. Вот так по пожеланию иностранных капиталистов русское правительство впервые встало на путь использования подневольного- крепостного труда в промышленности (Струмилин С. Г.).

Вскоре за иностранцами и казной даже бояре устремились к созданию собственных мануфактур, особенно в правление Алексея Михайловича. А вот русским купцам правительство не спешило доверять промышленное производство. Заря российского капитализма начиналась на тесной связи государства с иностранным капиталом, но никак не с русским частным капиталом. Впрочем, ни первые мануфактуры, ни крепостной труд, не давали России преодолеть отставание в технологиях от Запада, которое в те годы стало все больше проявляться.

Укреплению военной мощи после в целом неудачных войн эпохи Смутного времени стало первоочередным в правительстве Михаила Федоровича. Именно при нем начинается формирование полков нового строя (первые солдатские, рейтарские и драгунские полки), а за образец была взята передовая шведская армия.

Международное положение России оставалось сложным. Потеряны земли в европейской части страны, выход к Балтийскому морю. Все попытки иностранных государств втянуть Россию в совершенно ненужную и кровопролитную Тридцатилетнюю войну успеха не имели. Зато Москва крайне болезненно воспринимала свои прошлые поражения от поляков и жаждала реванша. Особое недовольство царя Михаила вызывал тот факт, что сын короля Сигизмунда III Речи Посполитой Владислав считал себя «русским царём», а московскую Россию - провинцией Речи Посполитой.

В 1632 г. сложилась благоприятная обстановка для войны с Польшей. В апреле умер Сигизмунд III и наступил период «бескоролевья». Швеция обещала России поддержку. В октябре 1632 г. русская армия во главе с воеводой Шеиным взяла Дорогобуж и в декабре осадила Смоленск. Однако обещавший поддержку Москве шведский король Густав-Адольф умер, и Швеция не захотела воевать с Варшавой за польский престол. В самой Речи Посполитой королем избрали королевича Владислава.

В сентябре 1633 года Владислав подошел к Смоленску и перерезал пути снабжения русского войска. Находясь в тяжелом окруженном положении значительная часть наемников- иностранцев изменила и перешла к полякам. А командование русской армии разъедали местнические распри: многие воеводы были более родовитые, чем медлительный военачальник Шеин. А часть дворян, и вовсе покинуло армию, уйдя на защиту своих сел и деревень от набегов крымских татар

.

В итоге русская армия Шеина фактически капитулировала, отдав полякам всю артиллерию и все запасы, за право выхода из окружения 8 тысяч солдат с воеводой Шеиным. За этот поступок Шеин был в Москве судим, и казнен. Не имея в тот момент сил для продолжения войны, русское правительство предложило начать переговоры о мире. Но и сам Владислав оказался в тяжелом положении: вспыхнула народная война, преградившая ему дорогу к Москве, под г. Белым была разбита польская гвардия, Османская Турция напала на Польшу, и кончалось перемирие со шведами.

Поэтому он согласился, и в 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор, по которому русская артиллерия осталась у поляков, но Россия получала Серпейск, и Владислав за 20 тыс. рублей золотом отказывался от титула «царь Московский» или «царь Русский», т.е. от притязания на русский престол. Правда, и Михаил Федорович обязался исключить из своего титула слова «князь Смоленский и Черниговский» и не подписываться «государь всея Руси». Результаты войны показали крайне низкую боеспособность армии и стали причиной снижения престижа России в Европе.

Южная граница государства всегда была предметом беспокойства. Продолжались опустошительные набеги крымских татар: только за первыую половинц крымцы увели и продали в рабство до 200 тысяч русских. А правительство Михаила Федоровича только на ежегодные «поминки» (по сути в виде дани) и на выкуп пленных из неволи потратило сотни тысяч рублей..php?id=59&cat=12). Поэтому для защиты от опустошительных набегов ногайцев и крымцев правительство Михаила Федоровича в 1636 г. в Курской, Воронежской и Тамбовской губерниях стало строить новую защитную «черту» лесных засек, городов-крепостей (например, Козлов, Тамбов, Верхний и Нижний Ломов- Белгородская черта), которые также стали заселяться служилыми людьми и крестьянами. Война со степняками не прекращалась ни на один год.

Зато донские казаки отличились. В 1637 г. они совместно с отрядом запорожцев после длительной осады овладели первоклассной турецкой крепостью Азовом, несмотря на неоднократные попытки турок вернуть утраченную крепость. Огромная турецкая армия в 200 тысяч человек 5 лет не могла выбить их оттуда и, потеряв в 24 приступах свыше 2 десятков тысяч человек, с позором отступила. Но казаки своими силами не могли дальше оборонять крепость и обратились за помощью к Москве.

Собранный в 1642 г. по этому поводу Земский собор высказался против принятия Азова «под руку» царя. Сил воевать с могущественной Османской империей у России тогда не было, и казаки, получив от царя богатое жалованье, оставили Азов. Все попытки западных стран (включая балканских славян) втянуть Россию в войну против Турции, не получились. Территориальные потери Смутного времени и неудачи в войне с Речью Посполитой оказались с лихвой компенсированы на востоке страны. В правление Михаила Россия стремительно стала «прирастать» Сибирью.

Причем российская экспансия в Сибири приняло характер не столько военно-государственного, сколько вольно-народного освоения, обжития и присоединения. Туда устремилось много русских людей, спасавшихся от крепостничества и государственного тягла. А поселенцев освобождали на первое время от всех налогов и повинностей. Поэтому там очень быстро возникали новые города и остроги: Якутск, Олекминск, Верхоянск, Нижнеколымск, последний почти у самой Камчатки…

И вскоре дорогие сибирские меха (особенно соболь) стали кормить тысячи русских промышленников и составили теперь одно из главных богатств царской казны. В итоге при Михаиле Федоровиче - в Сибири территориальные приращения составили 6,5 млн. кв. км, а страна, таким образом, выросла до - 12,3 млн. кв. км. Сам Михаил Федорович скончался 13 июля (23 по новому стилю) 1645 г. Умер он в 49 лет, как считается от брюшной водянки. 32 года находился на троне.

Рассматривая итоги правления Михаила Федоровича, можно увидеть, что они исключительно позитивны. Страна была поднята из руин Смуты. Россия резко расширила территорию (за счет колоссальных пространств Сибири), укрепила финансы, восстановлено территориальное управление, стабилизировала внутриполитическую ситуацию и не ввязалась европейские междоусобные войны. Россия в этот период была умиротворена и сосредотачивалась…

Об этом царе Россия вспоминает нечасто. По существу – раз в сто лет, когда отмечаются юбилеи династии Романовых.

Итак, 21 февраля (как считается по новому стилю – 3 марта) Земский собор избирает нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. Избраннику было шестнадцать лет. Царствовать ему довелось долго, как в сказке – тридцать лет и три года. То были трудные годы повторного укрепления Московского государства. Та Святая Русь, которую мы знаем по фольклору – с теремами, храмами, с торжественным царским и боярским облачением – это как раз эпоха первых Романовых, Михаила и Алексея. Московская эстетика стала для нашей страны классической, заветной.

Пышное облачение Иоанна Грозного и Феодора Иоанновича надели на безусого молодого человека, несколько растерянного…

Робость, нерешительность, столь естественная для юноши, оказалась своевременной для политической реальности. В годы преодоления смуты излишние амбиции государя непременно пошли бы во вред. Иногда нужно уметь, стиснув зубы, сдавать позиции, сдерживая гордость и честолюбие. Русь получила такого царя, который не мог навредить государству, приходящему в себя после смуты.

Считается, что в первые годы царствования Михаил Фёдорович пребывал под влиянием матери – властной инокини Марфы.

Царь действительно на удивление редко демонстрировал своенравие, а компромиссы давались ему, на первый взгляд, легко. Историк Николай Костомаров сетовал, что вокруг молодого царя не было ярких личностей – сплошь ограниченные неучи. «Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать». Ну, у Костомарова оптика извечно уничижительная по отношению к Руси. Из его сочинений невозможно понять – как такое варварское государство выстояло и усилилось?

А ведь царь Михаил начал править в отчаянном положении: казна расхищена, города разорены. С чего взимать подати? Чем кормить войско? Собор признал необходимость экстренного (помимо податей) сбора пятой деньги и даже не с доходов, а с каждого имущества по городам, с уездов же – по 120 рублей с сохи. Этот обременительный для народа маневр за годы правления Михаила пришлось повторять ещё дважды. И, хотя народ потихоньку обогащался, всякий раз денег в казну приходило меньше. По-видимому, состоятельные люди наловчились прятаться от этого убийственного налога.

Присяга народа царю Михаилу Романову. Миниатюра из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича"

В 1620 году правительство разослало грамоты, в которых под страхом жесткого наказания запрещало воеводам и приказным людям брать взятки, а городским и уездным жителям давать их. Своевременная мера!

Всячески пытался царь поддерживать русских деловых людей, смело вводил протекционные меры. Но русское купечество за годы войн обнищало: для больших проектов пришлось приглашать иностранцев. Голландский купец Виниус устроил подле Тулы заводы для литья пушек, ядер и выделывания разных других вещей из железа. Правительство строго следило, чтобы иностранцы не скрывали от русских секретов мастерства. Нравы при этом сохранялись строгие: скажем, за употребление табаку резали носы – совсем, как в наше время. При царе Михаиле вызывали из-за границы не одних ратных людей, не одних мастеров и заводчиков: понадобились люди ученые, и в 1639 году вызван был в Москву известный ученый голштинец Адам Олеарий – астроном, географ и геометр.

В личной жизни молодой царь считал за благо подчиняться матери – и напрасно… Это трагически проявилось в истории его несостоявшейся женитьбы с Марией Хлоповой, которую Михаил любил, но дважды расстроил свадьбу, поддавшись интригам родственников. Марфа нашла сыну более подходящую, как ей казалось, невесту – Марию Долгорукую. Но та смертельно заболела через неделю после свадьбы – и в этом увидели Божью кару за жестокую обиды, нанесённую безвинной Хлоповой…

В 1619-м году на Русь из польского плена вернулся Филарет (Фёдор) Романов – патриарх и «великий государь». Он стал соправителем сына – и возрождение Руси после смуты было в значительной степени заслугой патриарха Филарета.

Как ни был миролюбив юный Михаил, но войны Русь вела беспрестанно. Нужно было и шведов утихомирить, и разбушевавшееся казачество успокоить, и Смоленск вернуть у поляков.

Сперва против поляков были посланы войска под руководством Д. М. Черкасского, против шведов под Новгород направился Д. Т. Трубецкой, а на юг под Астрахань, против Заруцкого - И. Н. Одоевский. Главную задачу решить не удалось: Смоленск так и остался во власти поляков.

У самого Михаила душа не лежала к ратным подвигам. Зато, подобно царю Феодору Иоанновичу, он ежедневно посещал богослужения, несколько рад в год ездил на богомолье, объезжал монастыри, участвовал в публичных церковных церемониях.

Английский король взял на себя роль посредника в переговорах России со Швецией, и в феврале 1617 г. был подписан Столбовский мирный договор. По нему Россия теряла все балтийское побережье, за которое шла борьба на протяжении всего XVI века, но получала назад исконно русские земли, в том числе и Новгород – жизненно важный для царства.

При этом, когда англичане обратились к Михаилу с просьбой разрешить ездить через территорию России в Персию для торговли, он, посовещавшись с торговыми людьми, ответил отказом… Выплачивать пошлину англичане не хотели: и у царя хватило выдержки, чтобы проявить непреклонность. Торговля с Персией интересовала и французов, и голландцев. Французские послы обратились к Михаилу Фёдоровичу с таким предложением:

“Царское величество начальник над восточною страною и над греческою верою, а Людовик, король французский, начальник в южной стране, и когда царь будет с королем в дружбе и союзе, то у царских недругов много силы убудет; император немецкий с польским королем заодно – так царю надобно быть заодно с королем французским. Король французский и царское величество везде славны, других таких великих и сильных государей нет, подданные их во всем им послушны, не так как англичане и брабантцы; что хотят, “то и делают, что есть дешевых товаров скупят в испанской земле да и продают русским дорогой ценой, а французы будут продавать все дешево”.

Несмотря на эти хорошо сформулированные посулы, бояре отказали послу в персидской торговле, заметив, что французы могут покупать персидские товары у русских купцов.

Такой же отказ получили голландские и датские послы. Такова была политика царя Михаила.

Продолжалось освоение Сибири. В 1618-м году русские люди дошли до Енисея и основали будущий Красноярск. В богатевшем Тобольске в 1622 году была учреждена архиепископия.

В 1637-м году казаки под руководством атамана Михаила Татаринова захватили Азов – стратегически важную турецкую крепость в устье Дона. Казаков было изначально всего три тысячи человек при четырех фальконетах (разновидность малокалиберной пушки), в то время, как гарнизон Азова насчитывал четыре тысячи янычар, имел мощную артиллерию, большие запасы продовольствия, пороха и прочего, необходимого для длительной обороны. После двухмесячной осады казаки, числом немногим более трех тысяч, пошли на приступ и штурмом овладели крепостью, полностью уничтожив турецкий гарнизон.

Казаки быстро обосновались в Азове, восстановили постройки, организовали оборону крепости, а в Москву направили послов бить челом Государю всея Руси и просить Его принять Азов-град под свою высокую руку.

Но Москва не спешила радоваться: взятие Азова неизбежно вело к войне с Турцией, которая в то время была самым мощным государством в мире. „Вы это, атаманы и казаки, учинили не делом, что турецкаго посла со всеми людьми побили самовольством. Нигде не ведется, чтобы послов побивать; хотя где и война между государями бывает, то и тут послы свое дело делают, и никто их не побивает. Азов взяли вы без нашего царского повеленья, и атаманов и казаков добрых к нам не прислали, кого подлинно спросить, как тому делу вперед быть”, – таков был царский ответ.

Несомненно, для Москвы было выгодно завладеть Азовом: отсюда можно было держать в страхе крымских татар, но войны с султаном царь не хотел и поспешил отправить ему грамоту. В ней, между прочим, говорилось: „Вам бы, брату нашему, на нас досады и нелюбья не держать за то, что казаки посланника вашего убили и Азов взяли: это они сделали без нашего повеленья, самовольством, и мы за таких воров никак не стоим, и ссоры за них никакой не хотим, хотя их воров всех в один час велите побить; мы с вашим султанским величеством в крепкой братской дружбе и любви быть хотим”.

На требование турецких послов вернуть Азов Михаил Федорович ответил, что казаки, это хоть и русские люди, но вольные, ему не подчиняются, и власти над ними у него нет, и, если султан захочет, то пусть сам их накажет, как сможет. С 24 июня 1641 года по 26 сентября 1642 года, то есть, больше года осаждали турки Азов. Десятки тысяч турок нашли под Азовом свой конец. Обессилев от отчаянных попыток одолеть казаков, они сняли осаду и убрались восвояси.

На Земском соборе выборные люди выразили намерение принять Азов. Но решающее слово осталось за политической элитой и, конечно, за самодержцем.

И всё-таки царь Михаил Федорович, желая избежать войны с Турцией, вынужден был отдать славную крепость. Царь послал 30 апреля 1642 года казакам приказ покинуть Азов. Они разрушили его до основания, не оставили камня на камне и с высоко поднятыми головами отступили. Когда громадное турецкое войско пришло отнимать Азов у казаков, то увидело лишь груды развалин. Русским послам, отправленным в Константинополь, наказано было сказать султану: “Вам самим подлинно известно, что донские казаки издавна воры, беглые холопи, живут на Дону, убежав от смертной казни, царского повеленья ни в чем не слушаются, и Азов взяли без царского повеленья, помощи им царское величество не посылал, вперед за них стоять и помогать им государь не будет, - ссоры из-за них никакой не хочет».

На что только ни шёл самодержец, чтобы удержать равновесие в стране, чтобы не ввергнуть царство в кровопролитную войну. Жаль, что страна не могла поддержать подвиг казаков, но, в стратегическом смысле царь не ошибся. А в народной памяти взятие Азова и героическое «сидение» под осадой осталось как самое яркое событие времён царя Михаила. Подвиг!

Новая война с поляками за Смоленск началась в 1632-м году с успехов: двадцать городов сдались войску, которое возглавил Михаил Шеин. В этой армии насчитывалось немало иностранных наемников. Но поляки вскоре пришли в себя и, с помощью крымских орд, деморализовали русское войско. Длительную осаду войско не выдержало: начались болезни, дезертирства, кровавые склоки между офицерами – в том числе иностранными. Полякам удалось ударить в тыл, уничтожить обозы в Дорогобуже…

В конце концов Шеину и второму воеводе Измайлову отрубили головы: незадачливых полководцев обвинили в предательстве. На новых переговорах поляки вспомнили о давней присяге русских бояр королю Владиславу… По новому договору поляки отказались от претензий на московский трон. Война ни к чему не привела: Русь отвоевала лишь один город – Серпейск. Правда, в боевых действиях неплохо показали себя полки нового строя – и их формирование было продолжено.

Про царя Михаила Фёдоровича говорили: «Без боярского совету не может делать ничего». События смутного времени привели Русь к осознанию простой истины: невозможно управлять царством в одиночку. Вот первый Романов и пробовал насаждать коллективное управление. В первую очередь – с помощью бояр. Но и о дворянах, и о торговых людях он не забывал. И Земской собор собирал неоднократно… Словом, пытался опираться на подданных, а не держать их в зажатом кулаке.

В третьем браке царь обрёл личное счастье и стал многодетным отцом. Главным событием в его семейной жизни стало рождение наследника – старшего сына Алексея. Жизнь царя проходила в обстановке старорусского двора – своеобразно утончённого.

Во дворце стоял орган с соловьем и кукушкой, певшими своими голосами. Органисту Ансу Луну повелено было научить русских людей делать такие “стременты». Развлекали царя гусляры, скрипачи, сказочники. Любил он посещать зверинец и псаренный двор, заботился о садах.

В апреле 1645 года Михаил Федорович тяжко занемог. Его лечили иностранные лекари. В июне больному стало легче. Наступало 12-е июня, день памяти святого Михаила Малеина и царских именин. Набожный государь хотел отстоять заутреню в Благовещенском соборе, но во время службы с ним сделался обморок, и его на руках отнесли в опочивальню. На следующую ночь, “уразумев свое к Богу отшествие”, царь позвал царицу, сына Алексея, патриарха и ближних бояр. Простившись с царицей, он благословил царевича Алексея на царство и, причастившись святых тайн, тихо скончался. Похоронен, как и почти все московские государи, в кремлёвском Архангельском соборе.

Михаил Романов (Михаил Федорович ) стал первым Государем и Великим князем Всея Руси из династии Романовых . Отец Михаила - Федор Никитич Романов, он же патриарх Филарет , был патриархом Московским при царе Федоре Иоанновиче , но во время правления Бориса Годунова (как возможный претендент на престол) был изгнан из Москвы, и лишился части своих земель.

21 февраля 1613 года, после изгнания поляков из Москвы, Михаил был избран Государем, хотя в первоначальном списке из 8 кандидатов его не было. Это произошло благодаря инициативе его родственника боярина Федора Шереметьева (Шереметева) и самого освободителя Москвы Дмитрия Пожарского . Михаил долго колебался, его мать Марфа (Мария) уговорила сына не принимать предложение, но в конце концов Михаил Федорович, которому тогда было 16 лет, отправился в столицу.

Опасения матери будущего царя были вызваны не только судьбой последних четырех царей , дворцовыми интригами, заговорами и прочими опасностями придворной жизни. В тот момент Михаил и Марфа скрывались недалеко от Костромы в селе Домнино. Этот район тогда все еще находился под частичным влиянием Речи Посполитой, изгнанной из Московских земель. Польский король, вероятно благодаря шпионам, прознал о решении Земского собора 1613 года и велел отыскать и схватить Михаила Федоровича. Поляки долго рыскали вокруг Костромы. В одной из деревушек под названием Деревеньки они поймали самого адекватного, на их взгляд, крестьянина, который оказался местным деревенским старостой. Поляки расспросили последнего на предмет местонахождения Михаила Романова, так как точное место жительства Романовых им было неизвестно. Староста отправил своего зятя в Домнино, чтобы предупредить Михаила и Марию, а сам повел поляков в противоположную сторону. Вы, конечно же, поняли уже, что деревенским старостой был знаменитый Иван Сусанин .

Через несколько дней поляки поняли, что их водят за нос, начали пытать Сусанина и, в конце концов, изрубили его на куски. Иван так и не сказал им ничего, а сами поляки, согласно легенде, так и не выбрались из тех болот, куда их завел крестьянин-патриот.

Позже Михаил Федорович пожаловал наследникам Сусанина царские грамоты, определяющие «род их во веки веков неподвижно», что означало следующее: потомки Сусанина отныне не подчинялись никому из бояр, князей и помещиков, а лично царю, а также освобождались от податей и налогов.

Основные достижения Михаила Федоровича Романова как Государя русского:

  1. Столбовский мир со Швецией, заключенный в 1617 году. Согласно нему, Русь снова теряла выход к Балтийскому морю и выплачивала контрибуцию за невыполненный Выборгский договор Шуйского , зато возвращала себе почти все земли (а их было немало) завоеванные Швецией, что в перспективе было все равно выгодно.
  2. Деулинское перемирие 1618 года и последовавший Поляновский мир 1634 года с Речью Посполитой. Цель этого мира, ставшего результатом недолгой Смоленской войны, была больше юридической, чем экономической, поскольку для дальнейшей международной политики и торговли было необходимо, чтобы Владислав IV отказался от своих претензий на русский трон. Минусом стала потеря Смоленска и северских земель, правда ненадолго.
  3. Административная реформа (назначение местных старост и воевод), укрепившая царскую власть на отдаленных от Москвы территориях.
  4. Демократичная налоговая реформа, в которой простой люд мог жаловаться на своих помещиков.
  5. Развитие экономики и торговли, практически разрушенных за период Смутного времени .
  6. Военная реформа - образование полков «нового строя» (драгуны, солдаты и вооруженные огнестрельным оружием рейтары).
  7. Приглашение иностранных военных специалистов и инженеров, для чего была основана в столице Немецкая слобода для их проживания.
  8. Способствование развитию культуры и искусства, особенно живописи. Кроме того, при Михаиле появилась первая русская газета «Вестовые письма», которую издавал Посольский приказ, то есть МИД того времени.

Михаил Романов умер 13 июля 1645 года от асцита (водяной болезни), вызванной либо циррозом печени, либо злокачественной опухолью, либо сердечной недостаточностью (согласно теории современных медиков). После себя он оставил троих сыновей и шестерых дочерей от жены Евдокии Стрешневой боярского рода. По словам очевидцев, семейная жизнь Михаила была счастливой.

С точки зрения, как нынешних историков, так и исследователей времен Российской империи, Михаил Федорович стал вполне закономерно Государем русским, а также лучшим, из доступных на тот момент вариантов. И, хотя он не принадлежал к династии Рюриковичей , он был отнюдь не простого происхождения. Его дед Никита Романов был братом жены Ивана Грозного , а самый первый, известный современной истории, Романов - боярин Андрей по прозвищу Кобыла - служил при дворе Ивана Калиты .

Некоторые исследователи считают, что Андрей Кобыла был сыном прусского князя Камбылы. Князь Гланд Камбыла в свое время приехал в Русские земли и стал на сторону Александра Невского в борьбе с опостылевшим ему Тевтонским орденом. Отсюда можно сделать вывод, что Романовы вполне подходили по своему происхождению для правления Русским царством (а чуть позже и

Введение.

История России на рубеже XVI - XVII веков изобилует событиями. Государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Оно стояло на грани распада. Враги захватили крупнейшие пограничные крепости страны - Смоленск и Новгород, а затем заняли Москву. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы. Бедствия породили широкое народное движение. Государство переживало затяжной и сложный морально-политический и социально-экономический кризис. Результатом которого стала смена царских династий в России - династия Рюриковичей сменилась династией Романовых.

Драматические события, начавшиеся в 1584 году со смертью царя Ивана Грозного и завершившиеся лишь с избранием нового царя Михаила Романова на Земском соборе 1613 года, получили в русской исторической литературе меткое название «Смутного времени».

Истоки рода Романовых.

Романовы - русский боярский род, царская (1613-1721), императорская (1721- 1917) династия. Фамилия ведет свое начало от боярина Андрея Ивановича Кобылы (первая половина XIV в.). Его потомки: Кошкины, Захарьины и Захарьины-Юрьевы. Возвышение Дома произошло после женитьбы (1547) царя Ивана IV Грозного на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Последний брат, Никита Романович Романов, считается родоначальником династии. Представители рода приходились ближайшими родственниками царю Федору Ивановичу и заняли видное положение при дворе. После смерти бездетного царя (1598), последнего Представителя династии Ивана Калиты на московском престоле, Романовы оказались среди наиболее вероятных претендентов на трон. С приходом к власти Бориса Годунова они подверглись опале (1600) и были сосланы (1601), в том числе и двоюродный брат царя Федора Ивановича, Федор Никитич (будущий патриарх Филарет). После освобождения Москвы от поляков (1612) сын последнего Михаил Федорович был избран царем на Земском соборе (1613). В прямом мужском поколении династия прервалась со смертью Петра II (1730), женская прямая линия пресеклась после смерти Елизаветы I (1761). В лице Петра III началась Гольштейн-Готторпская династия Дома Романовых, последний представитель которой, император Николай II, был свергнут с престола февральской революцией (1917).

Иван Кобыла Андрей (?-1351+) Федор (?-1393) Иван Кошкин (?-1427) Захарий (?-1461) Юрий Захарьин (?-1504) Роман (?-1543) Никита Юрьев-Захарьин (?-1586) http://www.hrono.info/biograf/bio_g/godunova_ir.html Федор Романов (1554-1633) Михаил Романов

Биография.

Михаил Федорович Романов – русский царь, положивший начало царской династии Романовых. Был выбран царем на Земском Соборе, состоявшемся в январе-феврале 1613 года. Венчался на царство Михаил Федорович 11 июля того же года, в возрасте 16-ти лет отроду. После «смуты» страна была разорена, её экономика находилась в плачевном состояние. В таких условиях молодому царю требовалась поддержка. Первые десять лет правления Михаила Федоровича почти беспрерывно заседали Земские Соборы , которые помогали решать молодому Романову важные государственные вопросы. В Земском Соборе , одну из главных ролей играли родственники Михаила Федоровича по материнской линии – бояре Салтыковы. Михаил Федорович не без помощи митрополита Филарета, своего отца, ведет активную внутреннюю и внешнюю политику. В первые годы своего правления Михаил Федорович уделил большое внимание международным делам. Внешняя политика первого Романова была весьма продуктивна.

В 1617 году был заключен « Столбовский мир » или как его еще называют «Вечный Мир» со Швецией. Согласно которому Россия теряла выход к балтийскому морю, но получала назад свои территории, которые раннее были завоеванные шведами. Границы установленные «Столбовским миром» просуществовали вплоть до « Северной войны ».

В Москве увеличилось число иностранцев. Михаил Федорович активно приглашал их на русскую службу. А за городской чертой даже возникла особая Немецкая слобода.

В Зарядье, на территории двора бояр Романовых, Михаил повелел основать мужской Знаменский монастырь. К этому времени он уже сильно «скорбел ножками» (не мог ходить, его возили в возке). От «многого сидения» организм царя ослаб, современники отмечали в нем «меланхолию, сиречь кручину».

Призвание на царство Михаила Романова

В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом - Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны. Посольство возглавляли архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса, с посольством отправилась московская святыня - Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 марта 1613 года, и на следующий день, 24 марта были приняты Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета - «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» - день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

Внешняя политика. (цели, швеция, польша, европа, азия итоги)

Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после "смутного времени" оставалась под владением Польши и Швеции. В 1632 году, после того как в Польше умер король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшей, в результате которой новый король Владислав отказался от притязаний на московский Престол и признал Михаила Федоровича московским царем.

Самым важным новшеством в промышленности того времени стало появление мануфактур. Дальнейшее развитие ремесла, увеличение производства сельского хозяйства и промысла, углубление общественного разделения труда привели к началу формирования всероссийского рынка. Кроме того, наладились дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупнейшими центрами российской торговли стали: Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля шла через единственный порт Архангельск; большей частью товары шли сухим путем. Таким образом, активно торгуя с западноевропейскими странами, Россия добилась проведения самостоятельной внешней политики.

Поднялось и сельское хозяйство . Начинало развиваться земледелие на плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому способствовало то, что сельское население России делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян. Последние составляли 89.6 % сельского населения. По закону, они, сидя на государственной земле, обладали правом ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. Крестьяне были лично свободны, у них отсутствовало крепостное право. За выполнением общественных обязанностей следила община с мирским сходом и выборными.
В результате разумной внутренней политики резко улучшилась жизнь простого народа. Так, если за период "смутного времени" городское население в самой Москве уменьшилось более чем в три раза - горожане убегали из своих разрушенных жилищ, то после "реставрации" экономики, по словам К. Валишевского, "... курица в России стоила две копейки, десяток яиц - копейку. Приехав в столицу на пасху, он <посол - П. Л. > был свидетелем благочестивых и милостивых деяний государя, который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы. " Наметился прогресс и в области культуры. По словам С. М. Соловьева, "... Москва поражала великолепием, красотою, особенно летом, когда к красивому разнообразию церквей присоединялась зелень многочисленных садов и огородов. " В Чудовом монастыре открылась первая в России греко-латинская школа. Была восстановлена разрушенная во время польской оккупации единственная московская типография. К сожалению, на развитие культуры того времени наложило отпечаток то, что сам Михаил Романов был человеком исключительно религиозным. С. М. Соловьев пишет, что "царь участвовал в религиозном торжестве, которому подобного новая Россия уже не видала: из Успенского собора в Спасские ворота двигался крестный ход; за образами и духовенством шли стольники, стряпчие, дворяне и дьяки в золотом парчовом платье, за ними сам государь, за государем бояре, окольничие, думные люди и гости; по обе стороны пути близ царя шли полковники и головы стрелецкие. " Поэтому самыми крупными учеными этой эпохи считались исправители и составители священных книг, что, безусловно, сильно тормозило прогресс.

Внутренняя политика. (цели, сельское хозяйство, промышленность, торговля, укрепление структуры общества)

Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое- чего добилась. Главной внутреполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 году, в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье. В 1619 году, из польского плена возвращается отец Михаила Федоровича митрополит Филарет. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политики государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия. Связи с этим крупные угодия передавались во владения светским и церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии, шел процесс закрепления крестьян за их владельцами, путем увеличения срока их сыска, расширялся состав боярской думы, а вот круг лиц имеющих реальную власть наоборот сузился, резко увеличивается число приказов.

С целью повышения авторитета центральной власти были введены новые государственные печати, а так же появился новый титул «самодержавец». После поражения русских войск под Смоленском в 1634 году, Михаил Федорович проводит военную реформу . Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам.

ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ

    Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией.

    Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол.

    Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.

    Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.

    Реорганизация армии (1631-1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.

    Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).

    Усиление крепостнического гнёта крестьянства.

    Основание Немецкой слободы в Москве - поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет, многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

Похожие публикации