Если у ребенка вегето-сосудистая дистония. Инвалидность при вегетососудистой дистонии Группа здоровья у детей с всд

Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья.

Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.


ПОНЯТИЕ О МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПОНЯТИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ, ЕГО ВИДЫ

Учебные вопросы:

Понятие об иммунитете и его виды.

Показания и противопоказания к иммунизации.

Понятие об иммунитете и его виды

Иммунитет (от лат. Immunities - освобождение от чего-либо) - освобождение (защита) организма от генетически чужеродных организмов и веществ (физических, биологических, химических). В инфекционной патологии иммунитет - это невосприимчивость организма к патогенным микробам и их ядам. Основоположниками учения об иммунитете являются Луи Пастер, Илья Мечников и Эрлих. Л.Пастер разработал принципы создания вакцин, И.Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. Эрлих открыл антитела и разработал гуморальную теорию иммунитета.

Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит. Органы иммунной системы подразделяются на:

центральные: костный мозг и тимус (вилочковая железа);

Периферические: скопления лимфоидной ткани в кишечнике, дыхательных путях и легких, мочеполовой системе (например, миндалины, пейеровы бляшки), лимфатические узлы, селезенка. Периферические органы иммунной системы, как сторожевые башни, расположены на пути возможного продвижения генетически чужеродных веществ.

Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.

Неспецифические механизмы иммунитета - это общие факторы и защитные приспособления организма. К ним относятся:

- непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек;

- непроницаемость гисто-гематологических барьеров;

- наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне, слезе, крови, спинномозговой жидкости);

- выделение вирусов почками;

- фагоцитарная система;

- барьерная функция лимфоидной ткани;

- гидролитические ферменты;

- интерфероны;

- лимфокины;

- система комплемента и др.

Неповрежденная кожа и слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, половых органов являются непроницаемыми для большинства микробов. Секреты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием по отношению ко многим инфекциям (кроме гноеродных кокков). Шелушение кожи - постоянное обновление верхнего слоя - является важным механизмом ее самоочищения от микробов и других загрязнений. Слюна содержит лизоцим, обладающий противомикробным действием. Мигательный рефлекс глаз, движение ресничек эпителия дыхательных путей в сочетании с кашлевым рефлексом, перистальтика кишечника - все это способствует удалению микробов и токсинов. Таким образом, неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются первым защитным барьером для микроорганизмов.

Если случается прорыв инфекции (травма, ожог, отморожение), то выступает следующая линия защиты - второй барьер - воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизмов. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (факторы клеточного иммунитета). Фагоцитоз, впервые изученный И.И. Мечниковым, представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ. Фагоцитарной активностью обладают ретикулярные и эндотелиальные клетки лимфоузлов, селезенки, костного мозга, купферовские клетки печени, гистиоциты, моноциты, полибласты, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.

ВСД по гипертоническому типу - крайне редкая причина инвалидности. Несмотря на функциональный характер патологии, она неблагоприятно воздействует на работу всего организма. Но государство не будет платить деньги фактически здоровым людям.

Вегетативная дистония часто сопровождает заболевания, которые выступают поводом к инвалидности, например диабет. От этого возникает ложное впечатление, что сама ВСД выступает причиной инвалидности, но это не так. Дистония - это не болезнь, а расбалансировка отделов нервной системы.

Вот пример. Ниже приведены органические повреждения, которые ухудшают здоровье пациента и ограничивают его функциональные возможности:

  • Гипертонический криз - резкое повышение артериального давления (АД) к показателям в 180-220/100-150 мм рт. ст., которое сопровождается сильными головными болями.
  • Инсульт или инфаркт миокарда - патологические состояния, развивающиеся на фоне гипертонического криза. Часто приводят к ограничению трудоспособности.
  • Хроническая почечная недостаточность - заболевание почек, которое выступает фактором, вызывающим стойкую утрату работоспособности.

Перечисленные выше состояния не развиваются по причине вегетативной дисфункции, но ВСД присоединяется впоследствии, и кажется, что она была изначально, но это не так.

Инвалидность


Стойкая потеря трудоспособности у пациентов с ВСД как сопутствующим, но не основным диагнозом, возможна, если диагностируются необратимые повреждения других органов. Это и выступает причиной для установления инвалидности:

  • Вторая группа инвалидности. Характеризуется частичным ограничением функциональных возможностей. Больной в основном обслуживает себя сам. Может заниматься некоторыми несложными видами профессиональной деятельности.
  • Третья группа инвалидности. Характеризуется незначительным ограничением по трудоспособности. Больной может занимать должности, которые не требуют сильных физических или умственных нагрузок. Полностью обслуживает себя в быту.

Пациентам с ВСД как с основным диагнозом группа инвалидности не устанавливается, поскольку дистония не вызывает необратимые изменения.

Но при ВСД можно вполне получать больничные листы, особенно при панических атаках. Критерии временной утраты трудоспособности при ВСД:

  • Выраженная клиническая картина, частые панические атаки.
  • Средний и тяжелый вегетативный криз с учетом прогрессирования базовой болезни в течение 3-5 дней, редко - дольше. Повторные панические атаки умеренной выраженности в течение 1-2 дней.

Дистония по гипертоническому типу


Гипертония, развивающаяся на фоне вегетативной дисфункции, носит обратимый характер и потеря трудоспособности временна. Главные причины ограничения жизнедеятельности пациентов с гипертонической формой ВСД:

  • снижение выносливости к напряжениям и нагрузке (физической, психологической);
  • нарушение баланса с факторами внешней среды (метеозависимость, боязнь слишком громких звуков или яркого освещения);
  • повышенная чувствительность к бытовым химикатам, токсинам, аллергенам;
  • снижение адаптивных способностей организма - проявляется невозможностью справляться с ситуациями, предусматривающими контроль за работой приборов, собственным поведением; поэтому исключается деятельность, связанная с управлением транспортными средствами, работой диспетчера и так далее.

Указанные факторы, возникающие на фоне ВСД, ведут к снижению качества жизни. Терапия заболевания и контроль за АД позволит частично или полностью восстановить трудоспособность пациента.

Особенности инвалидности при ВСД

Больные с ВСД, развивающейся по гипертоническому типу, претендуют только на третью или вторую группу инвалидности. И только в том случае, если у них есть серьезная причина - другое заболевание, например, злокачественная опухоль или тяжелая сердечная недостаточность.

  • эффективность проводимой терапии и улучшение самочувствия пациента;
  • уменьшение количества панических атак средней и тяжелой степени выраженности;
  • нормализация АД, уменьшение числа эпизодов головокружения и других сопутствующих симптомов.

Несмотря на возможность восстановления в должности, некоторые профессии противопоказаны больным с конкретным диагнозом. Это связано с выраженным снижением адаптивных способностей организма.

  • Таким людям не рекомендована работа в неблагоприятных метеорологических условиях (частые колебания температуры воздуха, изменения влажности, отсутствие необходимой вентиляции, перепады атмосферного давления).
  • Нельзя задействовать людей с диагнозом ВСД к производствам, на которых происходит контакт с токсинами, синтетическими аллергенами.

Дополнительные ограничения устанавливаются в зависимости от особенностей каждого клинического случая.

Не стоит обольщаться тем, кто думает, что вегетативная дистония - повод для оформления инвалидности без каких бы то ни было дополнительных серьезных заболеваний. Ведь ВСД провоцирует временные симптомы, которые снижают качество жизни, но при этом все функции организма выполняются исправно:

  • пищеварение работает;
  • сердце сокращается;
  • человек передвигается и обслуживает себя сам.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Вегето-сосудистая дистония

Вегето-сосудистая дистония… Этот диагноз многие считают несерьезным: опасности для жизни он не представляет, осложнений практически не бывает. Однако проблема вегето-сосудистой дистонии заключается в том, что это заболевание может серьезно ухудшать самочувствие, к тому же лечить его не так-то просто.

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – заболевание, обусловленное нарушением регуляции работы вегетативной нервной системы. За что отвечает этот отдел нервной системы? Он координирует работу всех внутренних органов включая эндокринные, а также функционирование кровеносных и лимфатических сосудов. Таким образом, нарушения в вегетативной нервной системе могут привести к расстройству работы любого внутреннего органа и сердечно-сосудистой системы.

Почему развивается вегето-сосудистая дистония?

Происхождение заболевания сродни любому неврозу – несоответствие желаемого и действительного, реакция на отсутствие психологического комфорта. Несмотря на то что вегето-сосудистую дистонию лечат преимущественно врачи-терапевты, по современной международной классификации болезней это состояние относится к психиатрической категории заболеваний и называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы. Другими словами, это разновидность невротических расстройств, которая нашла свой выход в соматических проявлениях, затрагивающих сердце, сосуды, пищеварительную систему и другие внутренние органы.

Болезнь формируется постепенно под влиянием особенностей личности и внешних факторов – семьи, окружающего общества, религиозных традиций, образования, культурных нюансов, образа жизни. Любой человек сталкивается с множеством стрессов, и если он не умеет правильно реагировать на проблемы и негативные эмоции, не может найти выход накопившемуся негативу и внутренней агрессии, это приводит к нарушению баланса работы различных отделов нервной системы.

Вегето-сосудистая дистония – заболевание обратимое и функциональное, то есть не связанное с нарушением структур организма, а вызванное лишь нарушением регуляторных механизмов. Однако длительное течение болезни может привести и к органическому необратимому повреждению, поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от лечения.

Как проявляется заболевание?

  • Повышением или снижением артериального давления.
  • Нарушением ритмичности и частоты сердечных сокращений.
  • Одышкой.
  • Болями в сердце.
  • Расстройствами пищеварения – запорами или диареей, болями в животе.
  • Склонностью к обморокам.
  • Повышенной потливостью .
  • Снижением общей температуры тела.
  • Головной болью.
  • Ощущением кома в горле.
  • Нарушением сна.
  • Повышенной раздражительностью.
  • Ухудшением некоторых интеллектуальных функций (памяти, способности к концентрации внимания и т. п.).

Заболевание может протекать с различным сочетанием этих признаков, но чаще преобладает какая-то одна группа расстройств. Если болезнь проявляется расстройствами, касающимися работы сердечно-сосудистой системы, то мы имеем дело с наиболее распространенной разновидностью – нейроциркуляторной дистонией. При нейроциркуляторной дистонии по кардиальному типу на первый план выходят симптомы со стороны сердца, когда больного беспокоят боли в сердце, ощущение его замирания или перебоев. Подобные проявления очень пугают больного, а это усугубляет психическую неуравновешенность и ухудшает течение заболевания. Если вследствие болезни повышается артериальное давление, то говорят о вегето-сосудистой дистонии по гипертоническому типу; при снижении давления – ВСД по гипотоническому типу. Практически всегда заболевание сопровождается психическими нарушениями с повышенной плаксивостью, приступами раздражения, тревожностью.

Вегето-сосудистая дистония может проявляться постоянными или приступообразными симптомами. Но в любом случае, как правило, имеют место периодические ухудшения самочувствия – кризы. Симпатоадреналовые кризы характеризуются усилением влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы: давление повышается, учащается сердцебиение, повышается температура тела, появляется дрожь, боль в сердце, больной покрывается холодным потом, испытывает страх. Противоположность симпатоадреналовому кризу – вагоинсулярный криз: давление падает, кружится голова, дыхание затруднено, пульс замедлен, сердце «замирает». Такое состояние может сопровождаться послаблением стула и обильным и частым мочеиспусканием.

Вегето-сосудистая дистония – заболевание хроническое. Как правило, больные годами лечатся у разных врачей с переменным успехом – им то становится лучше, то вновь наступает обострение. Дело осложняется трудностями при постановке диагноза – прежде чем делать окончательный вывод о наличии у больного вегето-сосудистой дистонии, требуется тщательное обследование с обязательной консультацией невропатолога, эндокринолога, кардиолога, окулиста, гастроэнтеролога и при необходимости некоторых других специалистов. Больному могут назначить ЭКГ, доплерографическое исследование, УЗИ, компьютерную томографию, рентгеновское исследование и др. Цель обследования – исключение органического поражения органов и систем.

Лечение вегето-сосудистой дистонии

Лечить вегето-сосудистую дистонию сложно, но необходимо. Для достижения хорошего результата лечение должно быть комплексным и включать в себя не только лекарства и физиотерапию, но и обязательную коррекцию образа жизни , иначе все усилия превратятся в простое устранение неприятных симптомов. При одностороннем подходе к делу состояние больного улучшается только при постоянном приеме медикаментов – стоит только их отменить, как болезнь дает о себе знать с новой силой.

Здоровый образ жизни – вот главное условие эффективности проводимого лечения. Необходимо наладить правильное чередование труда и отдыха, заниматься физкультурой, избегать перенапряжения, правильно питаться, учиться снимать психологическое напряжение. Подбирая физическую нагрузку, отдавайте предпочтение активности с умеренной интенсивностью – ходите, займитесь легким бегом, плавайте, катайтесь на велосипеде, делайте комплекс оздоравливающих упражнений, займитесь бальными танцами.

Для устранения психологической подоплеки болезни рекомендуется пройти курс психотерапии . Ее цель – выявление актуальных психологических проблем, обучение правильному поведенческому ответу на стресс и повышение стрессоустойчивости.

Очень полезно бывает пройти санаторно-курортное лечение , которое проводят в учреждениях неврологического профиля. Больным с вегето-сосудистой дистонией хорошо помогает бальнеотерапия, массаж, лечебная гимнастика, ароматерапия, рефлексотерапия.

Психотропные средства являются необязательным, но частым компонентом лечения. Врач может назначить транквилизаторы, снотворные средства и антидепрессанты. Не стоит пугаться этих препаратов: их прием под контролем квалифицированного специалиста не приведет ни к привыканию, ни к другим нежелательным последствиям. Обязательное условие такого лечения – четкое следование предписаниям врача.

Симптоматические средства назначаются для устранения неприятных проявлений болезни. Больной начинает чувствовать себя лучше, успокаивается, получает возможность полноценно участвовать в психотерапевтических сеансах и активно работать над собой. В зависимости от симптомов вегето-сосудистой дистонии назначают гипотензивные средства, адреноблокаторы, тонизирующие препараты, ноотропы, сосудосуживающие средства.

Общеукрепляющая терапия позволяет ускорить процесс выздоровления и улучшить состояние пациента. Назначают комплексные витамины, микроэлементы, антиоксиданты, женьшень и другие средства, улучшающие обмен веществ и повышающие общий тонус организма.

Фитотерапия оказывает хороший эффект при комплексном подходе к лечению и практически не имеет побочного действия. Для успокоения нервной системы используют мелиссу, хмель, валериану, пустырник. Боярышник благотворно влияет на работу сердца. Ромашка и мята снимают кишечные спазмы и уменьшают воспаление.

Лечение вегето-сосудистой дистонии – дело сложное. Оно требует внимания, высокой квалификации и терпения. Не стоит заниматься самолечением или пускать все на самотек – доверьте свое здоровье хорошему специалисту.

Статью подготовила врач Карташова Екатерина Владимировна

Причины и типы ВСД

Вегето-сосудистая дистония или ВСД – это не какое-то определенное заболевание, а комплекс симптомов всевозможных проявлений, затрагивающих многие органы и системы человека. Вегето-сосудистая дистония рассматривается врачами как следствие наличия нарушений в нашем организме, когда нарушено взаимодействие вегетативной и сосудистой систем, и важная роль при этом принадлежит нервным структурам, от которых зависит регулирование эмоций.

Вегето-сосудистая дистония, если не проводить ее лечение, вместе с другими факторами может привести к развитию у детей различных заболеваний, которые имеют как психологический, так и соматический (т.е. проявляющиеся телесно) компоненты, среди которых:

  • астма;
  • повышенное артериальное давление;
  • язва желудка;
  • ишемическая болезнь сердца.

Соматические заболевания ведут к усилению вегетативных нарушений, которые оказывают неблагоприятное влияние на появление и дальнейшее течение многих заболеваний у детей.

Существует много причин, по мнению врачей влияющих на формирование у ребенка вегетативных расстройств. Считается, что главные факторы — это нарушения работы нашей вегетативной нервной системы, передающиеся в основном по материнской линии. Другие же факторы чаще всего выступают как пусковые механизмы, которые проявляют уже имеющиеся нарушения. В наши дни лечение проводят с помощью медпрепаратов, настоев трав, используется помощь психотерапевта. Очень рекомендуют для общего укрепления здоровья посильные физические упражнения и лечебную физкультуру, рациональное питание.

Вегето-сосудистая дистония у детей возникает как следствие поражения ЦНС, полученного при родах. Поражения приводят к нарушению ликвородинамики, могут быть причиной повреждения гипоталамуса, развития гидроцефалии и церебральных сосудистых расстройств. Если повреждены центральные отделы вегетативной нервной системы, это часто приводит к нарушениям работы нервной системы и психики, эмоциональной нестабильности. Также это ведет к неадекватно проявляющимся реакциям на стрессовые ситуации. Большую роль играют травмирующие воздействия на нашу психику:

  • ребёнок изолирован от сверстников или чрезмерно опекается родителями;
  • у него частые конфликты в школе и семье;
  • он воспитывается в неполной семье;
  • его родитель или родители больны алкоголизмом.

Все эти воздействия нередко приводят ребенка к психической дезадаптации, что способствует проявлению или углублению вегетативных расстройств. Такое же влияние оказывает наличие в жизни ребенка хронических стрессы, постоянного умственного перенапряжения, частых эмоциональных перегрузок.

Вегето-сосудистая дистония у детей также может появиться и/или усилиться под влиянием неврологических, соматических и эндокринных заболеваний. В группе риска пребываю дети, склонные к аллергическим состояниям, с аномалиями конституции. Определенный риск составляют особенности климата и неблагоприятные метеорологические условия в том регионе, где проживает ребенок. В той или иной степени влияние могут оказать и чрезмерные физические нагрузки, несоблюдение детьми режима питания, гормональная перестройка организма в подростковом периоде, плохая экология. У детей и подростков симптомы ВСД имеют большое разнообразие, которое зависит от возраста ребенка. Однако чаще всего нарушения здоровья у них касаются сердечно-сосудистой системы.

Лечение зависит от того, какой тип ВСД врач определит у больного. По уровню артериального давления выделяют гипертонический, гипотонический и смешанный типы, которые проявляют себя через кризы. Для первого типа они проявляются в виде внезапного возбуждения, беспокойства, у детей может учащаться сердцебиение, повышаться артериальное давление. У некоторых появляются симптомы панической атаки, дети ощущают озноб и холод в конечностях. Вегето сосудистая дистония гипотонического типа проявляет себя в виде тошноты, одышки, общей слабости, перебоев сердечного ритма, низкого артериального давления и потливости. У ребенка со смешанным типом более или менее сильно проявляются симптомы обеих вышеописанных типов.

Какие симптомы ВСД у ребенка?

В наши дни вегето-сосудистая дистония все чаще обнаруживается у детей в разных возрастных периодах, от грудничка до подростка. Когда ребенок подрастает, вегетососудистая дистония у него тоже развивается. Чаще всего ее признаки проявляются у подростков и детей семи-восьми лет. К данному заболеванию девочки склонны больше, чем мальчики. Если говорить о процентном соотношении, то признаки ВСД проявляют от 25 до 80% детей, и в основном это жители городов.

Если ваш ребенок склонен к конфликтному поведению, часто капризничает, часто болеет – все это может свидетельствовать о ВСД. Однако если ему поставят диагноз вегето сосудистая дистония, для родителей это не причина делать из него больного – чрезмерно баловать, освобождать от занятий физкультурой, постоянно мерить температуру и прочее. Вегето сосудистая дистония – вовсе не болезнь. Вегетососудистая дистония не помешает вашему ребенку считать себя здоровым и жить обычной жизнью. Однако проводить лечение ребенка необходимо. Родителям также надо помнить, что для детей, которым поставлен диагноз вегето сосудистая дистония, противопоказаны стрессы, недостаточный отдых, излишнее напряжение и серьезные занятия спортом.

На какие же симптомы родителям следует обратить внимание, если они подозревают у ребенка ВСД? Вегето-сосудистая дистония обычно проявляется через такие симптомы, как обмороки, головные боли, слабость, шум в ушах, сонливость, головокружение. У ребенка могут случаться перепады температуры тела или учащаться сердцебиение. Все эти симптомы, в зависимости от степени заболевания, могут проявляться чаще или реже. Они могут быть незначительными, а могут провоцировать обмороки и панические атаки, что свидетельствует о серьезном развитии синдрома и необходимости лечения.

Течение вегето-сосудистой дистонии у детей

Если ребенок страдает ВСД, ее проявления могут наблюдаться постоянно либо периодически, появляясь при влиянии неблагоприятных факторов. Могут развиться вегетативные кризы, иначе их называют паническими атаками. Криз может наступить при следующих ситуациях:

  • ребенок перенапрягается умственно и физически;
  • у него острая инфекция;
  • он испытывает эмоциональные перегрузки;
  • на улице резко меняются метеоусловия.

Криз может продолжаться от минут или нескольких часов и длиться до нескольких суток, протекать в симпато-адреналовой, вагоинсулярной или смешанной форме. При симпатоадреналовом кризе ребенок может чувствовать тревогу, страх смерти, головную боль, озноб. У него может наблюдаться повышение артериального давления, сухость во рту, тахикардия, повышение температуры до 39-40 градусов, частое мочеиспускание. При вагоинсулярном кризе ребенок внезапно бледнеет, потеет, у него падает температура тела и артериальное давление. Такой криз может проявляться ощущением боли в животе и быстро наступающим вздутием кишечника, тошнотой и рвотой. Возможны кратковременная потеря сознания, мигрень, напоминающее приступ бронхиальной астмы удушье или боли в левой части груди в области сердца. Если у вашего ребенка проявляются кризы, ему необходимо лечение.

У детей в разном возрасте вегето-сосудистая дистония протекает и проявляется по-разному. Для дошкольников характерны не слишком сильные вегетативные нарушения, чаще всего проявляющиеся в виде следующих симптомов: снижение сердечного ритма и артериального давления, гипогликемия, гипергидроз. В подростковом возрасте проявления ВСД носят более тяжелый характер, с многообразными жалобами, часто развиваются вегетативные кризы.

Диагностика ВСД

Правильная диагностика может облегчить и ускорить лечение. Первым врач начинает составлять анамнез, в котором попытается выявить присутствие в семье ребенка больных с психосоматическими патологиями и вегетативными нарушениями. Стоит обратить внимание на наличие у родственников ребенка таких болезней, как бронхиальная астма, язва желудка, диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония. Также у детей с ВСД часто бывает указание на повторяющиеся острые очаговые инфекции и инфекции в хронической форме.

Чтобы правильно лечить ВСД, врач должен определить состояние вегетативной нервной системы по вегетативному обеспечению деятельности, вегетативной реактивности и вегетативному тонусу.

Для определения исходного вегетативного тонуса используют анализ объективных параметров и субъективных жалоб пациента, данных кардиоинтервалографии и ЭКГ. Результаты различных проб – фармакологических, клиноортостатической и прочих – служат для определения показателей вегетативного обеспечения деятельности и вегетативной реактивности. Иногда вегето сосудистая дистония требует консультации у окулиста, эндокринолога, невролога, ЛОР-врача, или психиатра. Все это помогает назначить правильное лечение.

Чтобы правильно поставить диагноз, врач должен исключить заболевания, симптомы которых похожи на симптомы ВСД. Это ревмокардит, врожденные пороки сердца, неревматический кардит, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, инфекционный эндокардит, острые инфекционные заболевания, сепсис, онкозаболевания или психические расстройства. Начинать лечение ВСД следует только исключив возможность других заболеваний.

Как лечить ВСД у ребенка?

Хорошие результаты лечение детей, которым поставлен диагноз вегето-сосудистая дистония, дает если оно индивидуально, составлено с учетом особенностей вегетативных нарушений юного пациента. Также лечение должно быть комплексным, проводить его надо длительное время. Оптимальными для лечения ВСД считаются немедикаментозные методы:

  • нормализация режима дня;
  • устранение гиподинамии;
  • индивидуальная психологическая и семейная коррекция;
  • ограничение эмоциональных воздействий;
  • регулярное, своевременное и правильное питание.
  • Если эти способы лечения не дадут достаточного эффекта, врач назначит подобранную индивидуально медикаментозную терапию. При этом лечить детей начинают малыми дозами препаратов, постепенно увеличивая их до эффективных. Эффективным считается лечение с использованием седативных средств, таких как препараты боярышника, валерианы, зверобоя и пустырника. Используют и антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропы. Лечение детей с хорошим эффектом могут дать глутаминовая кислота, микроэлементные и витаминные препараты, пантогам, глицин. Если у ребенка вегето сосудистая дистония, врач может порекомендовать Я-адреноблокаторы или растительные психостимуляторы – препараты лимонника, заманихи, элеутерококка.

    Ребенок, которому поставлен диагноз вегето-сосудистая дистония, должен регулярно, не реже чем раз в пол года, проходить диспансерное наблюдение. Периодичность обследований для детей зависит от тяжести, формы и типа течения болезни. Обследования необходимо повторять в переходные сезоны – весной и осенью, и по их результатам назначать лечение.

    Народные средства могут помочь лечить ВСД, однако носят только вспомогательный характер. Они не дают выздоровления, но способны благотворно повлиять на наш организм.

    Лечебная физкультура способна укрепить организм ребенка, и потому наиболее полезна при диагнозе «вегето сосудистая дистония». Упражнения должны быть составлены продуманно, учитывать возраст и состояние здоровья ребенка, и полностью исключить прыжки.

    Похожие материалы:

      Нет похожих материалов...


    Похожие публикации