Цитаты. Основание всякого духовного делания. Святые отцы о посте

С облюдение постов и постных дней необходимо... Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковью и Соборами, а основание и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос…
Желаю вам подвигом добрым подвизаться, «поститься духовно и телесно, постом приятным, благоугодным Господеви»: затворяйте двери кельи от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов.

Преп. Макарий Оптинский

П ост - дар древний; пост - драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2,17). А сие: не снесте - есть узаконение поста и воздержания.

Свт. Василий Великий

С трапезы постящихся... заимствуй себе врачевство жизни, и возбуди от омертвения душу свою. Ибо среди них, освящая их, возлежит Возлюбленный, и труд поста и подвиги их претворяет в неисповедимую сладость Свою; и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. Я знаю одного из братий, который ясно видел это своими собственными глазами.

Прп. Исаак Сирин

О шибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления.

Свт. Иоанн Златоуст

Г лава добродетелей - молитва, их основание - пост.

Свт. Игнатий Брянчанинов

...П риблизился и... наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители, но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: «постимся постом духовным, благоприятным Господеви» и прочее (стихира Триоди). Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс.50, 19), не внимать чужим недостаткам и не судить оных, а более внимать своим страстям и не допускать происходить оным в действие.

Прп. Макарий Оптинский

К то нерадит о посте, тот и в других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, показывает тем начало и худой признак расслабления души своей, и воюющему с ним дает случай к победе...

Прп. Исаак Сирин

..Б ыть может, ты щадишь плоть и бежишь от поста, как от носителя истощения; но - напротив! - именно пресыщение приводит к возникновению подагры, и мигрени, и иных болезней; а пост является матерью здоровья; так что не только блудник согрешает против своего тела, но и чревоугодник грешит тем же, делая его слабым и более болезненным

Свт. Григорий Палама

В сякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются «как враги креста Христова: их бог-чрево, и слава их - в сраме» (Флп.3, 18-19). И в псалмах сказано: «от утробы [матери] заблуждаются» (Пс.57, 4). Разумеется, - иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

Прп. Амвросий Оптинский

И нок, небрегущий о посте, колеблет все здание добродетелей своих: не устоять этому зданию, если здатель не опомнится, и не позаботится благовременно об укреплении основания.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

...О т невоздержания всякое зло происходит... Пост возбуждает к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет и на исповедь, между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее. Враг возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты...

Прп. Варсонофий Оптинский

Е сли мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он ещё продолжается, и будет с нами постоянная от него польза.

Свт. Иоанн Златоуст

В се желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышьте слово Божие, услышьте завет Божий - и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В оздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей.

Прп. Макарий Оптинский

С какою материнскою, нежною и святою любовию Святая Церковь хранит наши души и тела, назначив нам частые посты, которые многим кажутся по их неведению стеснением их свободы! Чрез воздержание и пост она желает дать нам самую широкую духовную свободу: ибо невоздержание порабощает дух наш телу, его страстям и похотям, да и самое тело отягчает и подвергает болезням.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Е сть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.

Свт. Василий Великий

К то постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами и, посредством поста достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного - праведным, из злого - добрым, из нечестивого - благочестивым, и таким образом, усвояет себе Христа, сокровище жизни.

Свт. Иоанн Златоуст

К ушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь.

Преподобный Силуан Афонский

О бщее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не столько, сколько требует желание насыщения.

Преподобный Кассиан Римлянин

В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими (человек), но тщеславием и мнением еще и вред приимет.

Прп. Макарий Оптинский

И кровожадные звери, и ястреба хищные, и сколько еще невинных животных малых и великих, и какие неисчислимые тысячи их - тоже постятся. Волки, говорят, иногда по неделе не едят и больше. Нам ли, христианам - наследникам сущим Вечного Царства, не поститься? А теперь самое приличное время. Се время благоприятно. Се день спасения. «Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистых сердцем тебе поклонимся сподоби нас!»

Прп. Анатолий Оптинский

П ост есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне. А когда примешь это основание, то есть пост, и на место его положишь насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, - и все здание добродетели рушится.

Прп. Симеон Новый Богослов

Н а вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» - старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. … Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность»

Прп. Амвросий Оптинский

Е сли вспомним, какую трапезу имели святые отцы скудную, то и будем довольны. Скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух…

Прп. Макарий Оптинский

Н ам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым подвергаем себя.

Свт. Иоанн Златоуст

П одражай … преподобному Феодору Студиту, который ежедневно был за трапезою, но между тем был постник.

Прп. Амвросий Оптинский

Н а первой же неделе поста, после … духовного утешения, наступила сильная плотская брань, а потом томление душевное. Спрашиваешь меня: отчего это могло случиться? Причины сему сама ты выставляешь в письме своем. Первое: безрассудное сомнение и смущение, что не вынесешь поста как должно, а потом ропот на Господа. Святой Исаак Сирин пишет, что все немощи человеческие терпит Бог; человека же ропщущего не терпит, чтобы не наказать его.
Вторая причина восставшей на тебя этой брани - самочинный пост. Пока жила ты сама по себе, что ты ни делала, по нужде все сходило с рук: Господь снисходил бестолковому твоему усердию и безрассудству. Если же иметь духовное отношение к кому-либо, то уже не следует по своей воле проходить или брать на себя безрассудные подвиги, вопреки полученного благословения или совета, и этим не только нельзя угодить Богу, но такое самочиние не остается безнаказанным, а навлекает на человека искушение.
…Святой Иоанн Лествичник пишет: «кто одним воздержанием брань сию укротить покушается, тот подобен плывущему одною рукою и хотящему выплыть из моря», а вот указано в другом месте им настоящее средство: «если сопряжешься с послушанием, то тем самым от нее (т.е. брани плоти) разрешишься; если стяжешь смирение, то тем отсечешь главу ее».

Прп. Амвросий Оптинский

П одобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немощствует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа.

Блаж. Диадох

Н адобно обращать внимание, чтоб, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий... Думаю, что знак самой лучшей распорядительности - следовать положенным уставам.

Свт. Василий Великий

С постом всегда должна быть соединена молитва... И молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается, и не подавляется гибельным бременем удовольствий.

Свт. Иоанн Златоуст

К ак здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы.

Преп. Исаак Сирин

Храм святителя Иоанна Златоуста

В оздержание от пищи, соблюдаемое напоказ, ненавидит душа Господня; но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение.

Свт. Василий Великий

Ж ивая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда невоздержание в пище пресечено со смирением, то и другие страсти отсекаются в то же время.

Прп. Иоанн Лествичник

П ост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому.

Прп. Симеон Новый Богослов

П ост есть закон и повеление Бога, и тех, которые преступают сей закон Божий, берет в свою власть первый преступник воли Божией диавол и мучит их, как тиран. Хотя это не тотчас случается, потому что Бог долготерпит на нас, ожидая покаяния нашего, однако же всячески не убежим от рук сего врага нашего, в сей ли жизни или в будущей, если пребудем во грехе и не покаемся.

Прп. Симеон Новый Богослов

На вопросы телезрителей отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба). Передача из Москвы.

- Тема нашей передачи сегодня - Рождественский пост. Для чего он был установлен и какова его главная цель?

Рождественский пост установлен Церковью за 40 дней до празднования Рождества Христова в честь этого величайшего события. Он призван прежде всего к тому, чтобы люди достойно, в чистоте тела, души и духа встретили рождающегося Младенца Христа. Этот пост подготавливает нас духовно, душевно и физически к этому величайшему для всего мира событию.

- Почему Рождественский пост иногда называют Филипповым постом?

Дело в том, что накануне поста отмечают праздник в честь святого апостола Филиппа, который пострадал от язычников, когда благовествовал о Царстве Небесном и о Христе. Если смотреть древние источники, которые описывают житие святого апостола Филиппа, то в них можно увидеть интересную историю, связанную с его загробной участью, которая учит и о Царстве Небесном, и о том незлобии, в котором человек должен жить не только на земле, но и после смерти. В саму историю праздника мы вдаваться не будем, хотя она действительно очень интересная, но она не имеет под собой богословского смысла, и этот пост более правильно называть Рождественским, а Филиппов пост - это рудиментарное название, потому что пост начинается после праздника в честь святого Филиппа.

- Как правильно проводить время поста?

Время поста должно быть благоприятным по некоторым причинам: человек должен очиститься от греха, должен сделаться готовым и годным для принятия Царства Небесного, которое есть внутри каждого человека, как говорит Христос. И для того чтобы это величайшее дело совершилось, нам необходимо выполнять определенные правила и указания Святой Матери Церкви, которая завещает всем православным христианам определенный ритм жизни, тип питания, темп молитвы, определенное духовное состояние, это способно изменить нашего внутреннего человека, возродить в нас духовного человека, очистить наше тело от греховной скверны, сделать его более утонченным, более легким, а нашу душу сделать более чувствительной к принятию величайшего события - Рождества Христова.

Вы сказали, что нужен определенный темп жизни. Известно, что современный темп жизни очень высокий. Как и какими средствами следует изменять темп жизни во время Рождественского поста?

Мы должны разделять некоторые общественные слои, которые действительно каждый живут своей жизнью. Дело в том, что в монастырях монашествующие живут темпом особенной, усиленной молитвы, усиленными богослужениями и воспоминаниями о Господе и Пресвятой Богородице. Если говорить о приходе, то также делается особый упор на наше внутреннее состояние: богослужения не становятся более длительными и скорбными, как во время Великого поста, но вместе с тем само это время пропитано духом встречи рождающегося Христа. И поэтому сам богослужебный темп в приходском храме становится таким, который способен напомнить об этом величайшем событии. С церковных амвонов также звучит проповедь о том, как необходимо проводить это время: воздерживаться от увеселений, придерживаться правил нашей Святой Церкви, воздерживаться от пьянства, блуда, от того, что оскверняет наше сердце, ум, душу, для того чтобы наша домашняя молитва была пропитана духом любви, благодарности, созидания, чтобы за время поста мы вспомнили все наши грехи и прегрешения, не забывали прийти в это время в храм Божий покаяться и сделать себя причастными Евхаристической трапезе, которая совершается в каждом храме, сделаться таким человеком, который удовлетворял бы требованиям и благословениям Господа нашего Иисуса Христа.

- Каков смысл уклонения от увеселений и смысл ограничения поступающей информации?

Если брать различные группы населения, то, наверное, надо меньше уделять времени «желтой» прессе или вообще от нее отказаться, отказаться от просмотра увеселительных передач. В это время православный христианин не сможет пойти в какой-нибудь клуб или театр, чтобы отвлечь свою душу от воспоминания о таких великих и спасительных событиях нашей христианской жизни, как Рождество Христово. Следует отказаться от осуждения, от того, что делает нашу душу более тяжелой и способной воспринимать в себя грех, поэтому Церковь рекомендует людям возрождать в себе духовного человека: заниматься богомыслием, домашней умной молитвой. Хорошо бы всем членам семьи вместе собираться на вечернюю и утреннюю молитву, вместе готовиться к приобщению Святых Христовых Таин, для того чтобы вспомнить все те греховные состояния и деяния, которые совершили по отношению друг к другу, и попросить прощения, чтобы помириться со своими соседями, близкими и друзьями, чтобы исполнить заповедь Христову. Для того чтобы принести жертву Богу, необходимо сначала примириться со всеми, а потом уже прийти с чистым сердцем и душой и принести эту жертву к престолу Божию, положить ее и приобщиться этой великой благодатной святыни - Святых Христовых Таин, очистить свою душу. Вот к чему призывает Церковь, и это состояние называется постовое, когда человек собирает все силы своего тела и души для того, чтобы сделаться иным по отношению ко всему тому, что происходит в обыденном греховном мире.

- Рождественский пост - не самый строгий пост. Какие бывают посты по строгости?

По строгости посты бывают пяти типов: строгий пост, пост с сухоядением, пост с благословением елея, с благословением вина, с благословением вкушения рыбы. Мы знаем, что самый строгий - это Великий пост. Рождественский, как и Петров, также является строгим, но вместе с тем благословляется в субботу, воскресные и праздничные дни, если они выпадают не на среду и пятницу, вкушать рыбу. Скоро будет праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он попадает на пятницу, поэтому благословляется пища с елеем, вино по церковному Уставу, который является регламентирующим документом постного стола: в нем прописано, какие продукты необходимо употреблять в постное время. Исходя из тех природных условий, в которых живет человек, он может разнообразить свой постный стол, тем более сейчас в больших городах есть супермаркеты, где много постных продуктов. Но понятно, что постный стол не является главным в это время. Пост - это прежде всего молитвенное состояние: особенное душевное и духовное состояние, которое призвано изменить наш греховный стиль и образ поведения.

Вопрос телезрительницы из Сарова: «По каналу «Союз» от одного батюшки я услышала, что Рождественский пост раньше не был таким длительным, как пост перед Пасхой. Меня это смущает, и длительность поста для меня - это тяжелое препятствие, чтобы полностью его выполнить. У меня есть предложение, может, оно и глупое, чтобы Рождественский пост был с 1 по 6 января, чтобы не смущать многих людей тем, что в новогодние праздники приходится нарушать пост. Как Вы к этому относитесь?»

Действительно, интересное предложение, но вместе с тем люди боятся постов из-за того, что видят в них только гастрономическое ограничение: если не съесть кусочек колбасы, то и свет Божий не мил. Людей, которые не могут нести строгость поста, никто не заставляет соблюдать гастрономический пост. Тем, кто имеет хронические болезни, страдает сахарным диабетом, какими-то генетическими патологиями, когда пищеварительный тракт не может справиться с теми или иными продуктами, пост послабляется и усиливается молитвенная сторона. Таким людям рекомендуется воздерживаться от всего греховного, что отвлекает нас зрением, слухом, обонянием, осязанием и оскверняет нашу душу. Пост - это не цель, это средство спасения, он как колышек, который выравнивает криво растущее дерево и помогает нам справиться со страстями.

Если смотреть на чисто физиологическом уровне, пост полезен для человека, потому что когда пост не соблюдаешь и употребляешь различные продукты, в организме накапливается много вредных веществ, а сейчас у нас и экология плохая, и качество продуктов, поэтому пост - это благодатное время, когда можно очистить свой организм. Но мы не должны вдаваться в гастрономическую составляющую поста, мы должны видеть в посте особое время, когда мы должны сделаться годными для Царства Небесного - пригодными для духовной жизни, чтобы молитва наша легче «взлетала» к Богу, а это происходит, когда наша душа становится тоньше, когда наш дух не услаждается греховными помыслами, не искушается различными греховными делами.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «В Евангелии говорится, что когда фарисеи попрекали Христа: «Почему Твои ученики не постятся», Он им ответил: «Как они могут поститься, когда с ними Жених; когда отнимется, тогда и будут поститься». Здесь получается расхождение со словами Христа: то есть мы встречаем Жениха, а сами с грустными физиономиями постимся. И второе: с какого времени введен Рождественский пост?»

Рождественский пост введен с первых веков христианства. Существует очень большой пласт богословской литературы, который еще не реанимирован и плохо изучен многими церковными людьми. Очень многие заглядывают в справочную литературу, которая носит поверхностный характер (типа Википедии в Интернете), и ссылаются на тот семидневный пост перед Рождеством, который был в первые века и позднее, но там говорится об особенном состоянии поста, когда не было особой дифференциации. Все-таки легче жить, когда такая дифференциация есть: знаешь, когда начать и когда закончить, но в те времена предписывалось только соблюдение вот этого строгого недельного поста, однако это абсолютно не означает, что люди себя не готовили к определенному молитвенному состоянию и до этого. Всегда соблюдался пост среды и пятницы, всегда люди воздерживались от различной душевной и духовной скверны и всегда готовились к священному событию определенным способом и путем.

Сейчас существует нормативная документация, и сам этот пост восходит к XI веку, когда были прописаны его границы - 40 дней. Эта цифра имеет сакральное значение, носит библейско-богословский характер: 40 дней искушения Христа, 40 дней подготовки, очищения. Это время, когда человек способен переродиться или избавиться от чего-то греховного, что его беспокоит. Наверное, святые отцы пришли к этому эмпирически, ощутили это на себе и рекомендуют в течение 40 дней подготовиться определенным способом.

Что касается первого вопроса телезрителя, то здесь нет никакого противоречия. Евангелие надо читать внимательнее, и там сказано, что фарисеи пришли ко Христу, когда хотели упрекнуть тех апостолов, которые в данное время и в данном месте нарушали пост, установленный старцами. Поста, который фарисеи для себя установили, в Ветхом Завете не было, это была такая мифологема, а Христос как Бог не подчинялся этим человеческим мифологемам. Христос как Бог знал Священное Писание, которым люди пользовались, Он же Сам давал его Моисею, пророкам - неужели Он стал бы нарушать то, что давал? Поэтому Он и говорит фарисеям, что те посты, которые они наложили, трудноисполнимы и не нужны, не приносят пользы как таковой: когда Жених находится на брачном пиру, то не нужно делать мрачных лиц, накладывать на себя бремена неудобоносимые, не имеющие под собой ни сакральной, ни богословской необходимости. Например, захотел какой-то учитель или раввин выделиться - и он приносит букет богословских высказываний, пишет богословский трактат и показывает пользу и необходимость определенного события. Потом собирается группа последователей этого раввина, и они договариваются между собой, что будут соблюдать такой пост. А Христос говорит, что это не нужно, и соответствующим образом показывает, что Он не является заложником этих придуманных правил.

Дело в том, что в Евангелии говорится о том конкретном событии, и Христос дал такой ответ именно в том месте и в то время. Пост, который соблюдали иудеи, был особенным: нужно было наложить на себя вретище (рубаху из жесткой материи), снять с себя всю удобную одежду, не мыться, не бриться, падать на землю, посыпать свою голову пеплом и взывать: «Боже, помилуй мя, грешного». Поэтому Христос говорит, что Его ученикам этого делать не нужно, потому что они находятся с Ним, то есть с Богом, им не нужны сейчас эти придуманные установления. А когда Его не будет и ученики будут вспоминать о священных событиях, связанных с Ним, с Его Матерью, апостолами и святыми, которые проповедуют Его имя, тогда они будут накладывать на себя пост, то есть пребывать в определенном молитвенном и духовном состоянии. При этом Господь подчеркивает, что не следует делать свои лица унылыми во время поста. То есть нам, православным христианам, Христос прямо заповедует не делать свои лица унылыми, причесать свою голову, в противовес тому, как соблюдали пост иудеи. Они были взъерошенные, посыпали себя пеплом и грязью, бросали горсти пепла в небо, и над их головами были своего рода пепельные облака - так они привлекали внимание. Это было такое театрализованное действие, которое вызывало у кого-то смех, у кого-то печаль, а у кого-то слезы, но люди видели, что такие постящиеся совершают какой-то важный обряд. Христос был против этого, Он говорил, что не нужно этими обрядами замещать изменение внутреннего человека и состояния своей души: Христос призывал очиститься.

В подтверждение сказанного приведу слова из Ветхого Завета, где пророк Исаия спрашивает: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» И Господь отвечает ему: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо » (Ис. 58,5-6). То есть Господь помнит, что сказал тогда пророку, и здесь, в этом отрывке из Евангелия, подчеркивается, что придуманные иудеями правила о посте не имеют никакой силы и не являются законом для Богочеловека.

Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Как избавиться от депрессии? Я два года страдаю и ничего не могу сделать: меняю одни таблетки на другие - и они не помогают».

Хочу Вас призвать к изменению Вашего внутреннего человека, а изменить его можно словом Божиим - Священным Писанием, лучше которого никакого средства не существует. Если человек говорит, что меняет одни таблетки на другие и они не помогают, значит здесь не душевная, а духовная проблема. Я рекомендую читать Псалтирь на адаптированном русском языке, потому что очень много людей начинают истово читать Священное Писание на церковнославянском языке и не понимают тех слов и образов, которые заложены в этом священном тексте. Для новоначальных людей я рекомендую читать Священное Писание на адаптированном русском языке: есть синодальный перевод, а есть новый русский перевод. Когда человек начинает занимать свой ум и душу чтением полезной духовной литературы, то в нем начинает работать Дух Святой (внутри нас, помимо нашей воли и нашего сознания) - Бог Сам знает, как Ему работать и что в нас необходимо изменить.

Второе: необходимо вспомнить все грехи, которые есть, записать их на бумагу, прийти к своему духовнику и хорошенько исповедоваться со слезами и всем тем, что наболело в душе, получить разрешение грехов, если необходимо - понести определенную епитимью и почаще приходить к Чаше Христовой. Мы забыли, что у нас есть очень важное, спасительное и сильнодействующее духовное средство - принятие Святых Таин. Очень мало людей сегодня прибегают к этому таинству. Одни считают себя недостойными, другие считают, что слишком часто причащаются, начитавшись каких-то басен об этом в сомнительных источниках информации, - все это не имеет под собой канонической основы. Христос сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». На Тайной Вечере, когда Христос установил это таинство, Он сказал: «Приимите Тело Мое и Кровь Мою, сие творите в Мое воспоминание». Мы должны помнить, что эти спасительные таинства способны изменить нас, помочь нам, способны сделать из нас не телесных, а духовных людей уже здесь, на этой земле.

Кроме того, во время поста в церкви проводят таинство Соборования, когда священники выполняют апостольский завет Христа: «Болен ли кто из вас, призовите пресвитеров церкви, и пусть те помолятся над вами и помажут вас елеем во имя спасения, и будете здравы». У Церкви есть много различных духовных средств, которые уже сейчас могут исцелить человека от душевного и духовного недуга.

- Расскажите подробнее о чтении Псалтири: на что следует обратить особое внимание при чтении?

Необходимо обратить внимание на историю того, кто ее написал, почитать предисловие. Хорошо бы начинать чтение Псалтири с чтения Закона Божьего, потому что люди часто кидаются на очень серьезную духовную литературу, не зная основ христианства. Если мы не знаем основ христианства, то у нас ничего не получится. Существует много авторов, но самый популярный - Серафим Слободской, его книга «Закон Божий» - это классика духовного жанра; эту книгу все православные христиане должны иметь у себя дома и прочитать от начала и до конца. Тогда люди будут иметь представление о Церкви, о храме, молитве, душе, о Боге, о смысле и цели нашей человеческой жизни. Когда у человека будет представление о смысле и цели его жизни, тогда депрессии не будет. Человек будет знать, что каждый день, встав с постели, нужно поблагодарить Господа, делая какое-то дело, нужно призвать имя Божье, каждый вечер перед сном нужно помолиться и поблагодарить Бога за прошедший день, попросить у Него прощения, помощи, благословения и той Божественной, духовной подзарядки, которая называется Божественной благодатью, для того чтобы Он сохранил, укрепил и дал сил на завтрашний день, а также нужно не забыть подготовиться на выходных к Божественной литургии. Когда у человека есть такие маленькие цели, они помогают достигнуть самой главной цели нашего христианского делания - спасения во Христе.

- Что говорят святые отцы о посте?

Святые отцы о посте говорят только то, что пост всегда был полезен для человека во всех его проявлениях. Главная мысль у отцов, что пост прежде всего должен быть не гастрономическим, а душевным и духовным. Кроме того, святые отцы всегда говорили, что пост должен быть направлен на исправление внутреннего человека. Именно об этом говорит апостол Павел, и отцы апеллируют к нему. И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст говорят о пользе поста. Иоанн Златоуст говорит о том, что пост - это мать смиренномудрия, источник всякой мудрости, матерь всех благ, учитель целомудрия и всякой добродетели. Он же говорит о том, что пост заимствует свою твердость от милостыни, то есть когда человек постится, занимается исправлением самого себя, он не должен забывать о своих близких, должен творить как физическую, так и духовную милостыню. «Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, а такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества», - говорит Иоанн Златоуст. Это очень серьезные слова, серьезные мысли, которые мы должны в пост узнавать и пытаться изменить самого себя, своего внутреннего человека.

Также о посте говорят другие святые отцы. Василий Великий говорит о том, что пост имеет своей целью прежде всего напоминание о том грехе, который был совершен нашими прародителями в раю: «Пост - это дар древний». Пусть не думают люди, что пост придумали церковники, чтобы людей помучить. Церковь ничего не придумывала, она стоит на страже духовного и физического здоровья нашей нации. «Пост - это драгоценность отцов, - говорит Василий Великий. - Он современен человечеству, и эта его современность будет всегда: и в нашем поколении, и в предыдущих поколениях, и в будущих». Пост узаконен в раю, потому что Адам принял первую заповедь - не трогать тот плод, который заповедовал Бог. Первый человек должен был воздерживать свою похоть, свое любопытство, свою страсть - он должен был воздержаться и спросить у Бога. Сегодня отблеск совопросничества у Бога - это вопросы священнику, как лучше поступить в той или иной ситуации. Поэтому каждый человек призван особенным, личным образом изменять своего внутреннего Адама таким образом, чтобы Господь видел это стремление быть достойным в Царстве Небесном.

Пост дает очень многое. В посте я вижу одно добро. Что касается духовного состояния, во время поста меняются мысли, отношение к окружающему миру. Ты видишь все другими глазами и говоришь о происходящем другими словами, потому что в пост больше читаешь духовной литературы. В пост я, например, ставлю задачу перечитать все Священное Писание от Ветхого до Нового Завета (от Бытия до Откровения), причем наше, православное, с неканоническими текстами, а по возможности и толкования святых отцов.

Что касается душевного состояния, я воздерживаюсь от просмотра телевизора, увеселительных передач и даже новостей, потому что они меня смущают и направляют в какое-то ложное душевное русло: я начинаю переживать, делать неправильные выводы, и это отводит меня от молитвы. Зачем православному человеку переживать? Христос сказал, что будут и глады, и моры, и землетрясения, и убийства. Что меня удивляет? Христос сказал, что все это будет, значит так и будет. Произошла трагедия - значит мы должны измениться. Когда возле Силоамской купели рухнула башня и задавила 18 человек, Христос сказал, что они не были самыми грешными, но это произошло для того, чтобы те, кто узнает об этом событии, научились жить по-другому, чтобы вспомнили свои грехи и воззвали к Богу: «Отче, спаси нас, недостойны мы Царства Небесного, ибо мы грешны». Поэтому мы должны делать такой духовный вывод: все, что происходит, делается по попущению Божию, и мы должны измениться, чтобы с нами такого не произошло.

А на физическом (медицинском) уровне пост - это ограничение поступления тех веществ, которые разрушают организм. В пост человек выборочно относится к еде. Пища, содержащая в своем составе животный жир, является балластной: человек, который употребляет большое количество калорий, не справляется с ними, и они начинают откладываться в жировой ткани, в сосудах, начинают изменять обмен веществ. В определенный момент времени человек должен решить: готов ли он себя погубить или готов спасти на физическом уровне, чтобы лучше себя чувствовать, лучше спать, лучше действовать.

Людям, которые страдают ожирением или полнотой, перед постом лучше сходить к врачу и сдать анализ на гликозилированный гемоглобин, потому что эпидемия нашего века - это сахарный диабет, нужно посмотреть, есть ли маркеры сахарного диабета. Лучше знать заранее, на превентивном уровне, а не встречать проблему, когда она уже на пороге. В пост изменяется рацион питания: мы отказываемся от животной, жирной и сладкой пищи, потому что пост призывает человека также отказаться от сладостей, алкоголя и всего, что изменяет сознание. Пост способен очистить человека на физическом уровне, а если при этом человек начнет молиться, исправляться духовно и нравственно, то это вообще одна сплошная польза.

- Как поститься в случае, когда один из супругов верующий и постится, а другой - нет?

Это очень частая проблема. Я рекомендую таким людям прежде всего успокоиться и молиться за неверующую половину. Если супруг хочет мясного борща - сварите, потому что силовые методы вызывают только реакцию отпора: человек начнет бастовать и делать назло. В таких случаях необходимо усилить молитву, потому что молитва действительно многое может дать. Это особенная энергия, которая соединяет человека с Богом и Бога с человеком. Молиться надо непрестанно. Апостол говорит: «Непрестанно молитесь». Все время надо молиться, а в пост особенно. И когда один из супругов начинает молиться за неверующую половину, начинает исправляться сам, то он преображается, становится красивее и изнутри, и снаружи. И когда неверующий супруг увидит это, он спросит, как это произошло, и сам захочет попробовать. Главное - верить. Апостол Иаков прямо говорит: «Если чего-то хотите у Бога, просите - и Он вам обязательно даст, главное - верьте, не сомневайтесь, и вы это получите». То есть должна быть сильная, глубокая вера. И пост является средством для укрепления веры, для укрепления этой духовной силы.

- Как поститься детям?

Тоже актуальный вопрос. У детей растущий организм. На физиологическом уровне они должны получать полный состав белков, жиров и углеводов, заменимых и незаменимых аминокислот, то есть пища должна быть разнообразной, поэтому детей не стоит ограничивать даже и в мясной пище - у них должен быть полноценный рацион. Но детей необходимо оторвать от компьютера, от того, что отвлекает их от развития, оторвать от дел, порочащих юношество, от плохих компаний, приучить к церковной службе и молитве, чтобы они были полноправными членами православного общества. Пост - это очень хорошее время, чтобы не забирать у ребенка необходимые с физической точки зрения вещества, а, наоборот, сделать упор на его душевное и духовное развитие.

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Елена Кузоро

Зимний период для православных христиан всегда связан со вступлением в сорокадневный Рождественский пост , который начинается 28 ноября (15 ноября ст. ст.) и заканчивается в день великоторжественного праздника . Этот пост установлен для того, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и постом и просветившись, таким образом, душой и сердцем, могли мы достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес ».

История установления Рождественского поста

Из истории Рождественского поста известно, что установлен он был во времена раннего христианства и уже начиная с четвертого века был принят к соблюдению. Однако окончательный устав о продолжительности поста был сформирован только в середине ХII века , в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга , при императоре Мануиле, он повсеместно стал сорокадневным.

По словам прп. Симеона Солунского , «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти ».

По имени святого апостола Филиппа, на день памяти которого часто выпадает заговенье, Рождественский пост именуют также «Филипповым » или, в просторечье, «Филипповки ». Уместно будет вкратце упомянуть здесь и житие святого апостола.

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 — 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8). После Пятьдесятницы апостол проповедовал Евангелие в Галилее, сопровождая проповедь дивными чудесами. Затем он просвещал иудеев в Греции и многих обратил ко Христу. Из Эллады св. апостол отправился в Сирию, Лидию, Мисию, Фригию, всюду проповедуя Евангелия и терпя всевозможные скорби и лишения от своих гонителей. Ему сопутствовали сестра его Мариамия и св. ап. Варфоломей. В г. Иераполе (Фригия) было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Св. Филипп силой молитвы умертвил ехидну, а так же исцелил пострадавших от укусов змей. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель приказал схватить апостолов и распять их стремглав. Началось землетрясение и многих язычников засыпало землей. Св. Филипп молился о спасении мучителей. Многие уверовали во Христа и требовали прекращения казни. Ап. Варфоломей, снятый с креста, был жив, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Св. ап. Филипп предал дух свой, скончавшись на кресте.

Устав трапезы в Рождественский пост

Сам Рождественский пост можно было бы разделить на три периода . Первые три недели, до 19 декабря - памяти , устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам есть разрешение на рыбу. Понедельник, вторник, среда - пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого). Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям, а последние 5 дней, в Предпразднество Рождества Христова, устав по своей строгости совпадает с . Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре , так как ради памяти нарочитых святых могут встречаться некоторые послабления.

Особый день накануне великого праздника - 24 декабря, Рождественский сочельник . По сложившейся благочестивой традиции многие христиане этот день блюдут особенно строго и не садятся за трапезу до появления «первой звезды». Так с благоговением вспоминаем мы явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца. Сочиво - это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня - сочельник. «Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но еще и сок; или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.

Богослужение Рождественского поста

Богослужебный церковный устав имеет также некоторые отличительные указания, последовательно подводя и готовя нас встретить Рождество Спасителя. Начиная с 21-го ноября, когда празднуем и до отдания Рождества Христова, на Утрени, когда поется великое славословие, поем катавасию Рождеству («Христос рождается…») . В предшествующие Празднику воскресные дни два раза полагаются свои особенные уставные службы. От 11-го декабря включительно поется служба Недели святых праотец, а следом за ней идет Неделя святых отец, когда мы чествуем древних прародителей Христа: «Праотец совокупление, празднолюбцы приидите псаломски восхвалим. Адама праотца. Еноха, Ноя, Мельхиседека. Авраама, Исаака и Иакова. По законе, Моисея, и Аарона и Исуса. Самуила и Давыда. С нимиже Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, и Даниила, и оба надесяте. Вкупе Илию, и Елесея, и всех. Захарию и Крестителя. И проповедавшие Христа, жизнь и воскресение роду нашему» (стихера Празднику). Служим здесь по минее и трем святым отрокам, которые ради поста, целомудрия и прочих богоугодных добродетелей одни среди множества народа смогли противостоять беззаконному царскому повелению о поклонении золотому идолу и не побоялись войти в огонь за свою веру. Как знаем из Писания, Господь сохранил их в горящей раскаленной печи, хотя вырывавшееся из нее пламя сумело попалить даже стоящих поблизости нечестивых язычников.

С 20-го декабря начинаются особые дни - Предпразднества Рожества Христова . Здесь (и до 14 января - Отдания Богоявления включительно) опускается Октай (кроме воскресной службы), причем в воскресные дни, если нет памяти нарочитого святого, опускается полиелеос. На утрени в будничные дни читаются две кафизмы, а на павечернице, вместо привычного Богородичного канона, указан Трипеснец в минее на ряду.

24-го декабря служатся Царские Часы, по образу службы часов Богоявленского сочельника и Великого Пятка. Это особого рода служба, когда на всех часах, помимо псалмов, читаем еще паремии, Апостол и Евангелие, а также поем стихеры, посвященные событиям Праздника. «Царскими» часы называются, как говорят, ради обычая первых Византийских царей, непременно посещавших подобного рода богослужения.

Святые отцы о посте

В святоотеческих поучениях очень много сказано о пользе и необходимости христианского поста: «Как облако скрывает свет солнца, так чревоугодие затмевает ведение ума и отгоняет Духа Святаго»; «Если для Бога алчешь, жаждешь и смиряешься, то вскоре будешь прославлена Богом»; «Кто здесь для Бога алчет и жаждет, тому, в день воздаяния, Он явит истинное богатство»; «Столп и утверждение всякого добра есть пост с безмолвием, а нерадящий о нем теряет всякое добро». («Митерикон»).

Но при воздержании от брашен необходимо соблюдать также и «пост духовный», чтобы «поститься» от зависти, клеветы, осуждения и пр., как о том поется в стихерах Триоди Постной. В одной из самых известных и читаемых старообрядческих книг, «Златоусте», перед началом Рожественского поста, в неделю 22-ю по памяти Всех святых, сказано также особое слово о том, как должно нам упражняться в постном подвиге, чтобы пост этот был действительно добродетельным и богоугодным:

«Днесь возлюбленнии, Врачеви душевному поклонимся, призывающему нас на исцеление невидимых наших язв, и не гнушающихся наших душевных страстей. Се бо наставает время алкания, душам и телесем нашим спасенное здравие подавая. Постом бо и молитвами, и духовными труды, повелевает помазатися подвижником.

Молитва и алчба победа на диавола. Молитва и пост богатство благочестия. Молитва и пост смерти вторыя по воскресении избавляета. Молитва и пост добра воина на безплотнаго ратника еста.

Но егда пост и молитва с милостынею будет, тогда делатель благочестия богатство с Богом обрящет. Даяй бо убогим милостыню, Бога одолжает, иже за милостыню к убогим воздает Царство Небесное, и наслаждение райское.

Сего ради ко июдеом, яко не творящим алчбы с милостынею, пророком глаголет: не такого поста Аз избрах, глаголет Господь, но еже всякому человеку смирити душу свою. Кая бо польза алкати плотию своею, а ины утесняти, и имения наполнятися; кая польза от ядения воздержатися, а на блуд совокуплятися; кая польза есть умовену быти, а нага не одеяти; кая польза есть плоть изсушати, а алчнаго не накормити; кая польза есть уды сокрушати, а вдовиц не помиловати, и сирот в бедах томимых не избавляти.

Кая есть польза человеку християнином нарицатися, а дела поганска творити; не по званию бо человецы от Бога честь восприимут, но по делом.

Того ради потщимся братие убежати ярости и гнева Божия, истинным покаянием, постом и слезами, не воздающе никомуждо зла за зло, ни клеветы за клевету, соблюдающе слово Господне, еже рече нам: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молите за творящие вам обиды, и взаим дайте от них же не чаете прияти, да будет мзда ваша многа на небесех и сынове Вышнего наречетеся.

Того сыновства братие чающе прияти, вящше подвигнемся, не возвращатися к студным делом и богомерзским деянием нашим: но да преплывше постную пучину, дойдем вышних обителей, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком».
(«Златоуст», «Поучение святаго Иоанна Златоустаго о посте»).

Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки) - установленный в честь Рождества Христова. Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января).
В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) - 14 (27) ноября - приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.

Наставления Святых отцов о посте

«Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост»

«Воздержание от пищи, соблюдаемое на показ, ненавидит душа Господня; но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение»

«Должно поститься умеренно и оказывать телу самую необходимую помощь, но так, чтобы не сластолюбие руководствовало в избрании снедей, а рассудок со всею строгостью определял потребность. Ибо при таковом душевном расположении вкушающий пищу оказывается в любомудрии нимало не ниже невкушающего, а по намерению соблюдает не только непрестанный пост, но и неядение, попечением же о теле заслуживает похвалу, как наилучший домостроитель»

«Надобно обращать внимание, чтоб, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий… Думаю, что знак самой лучшей распорядительности - следовать положенным уставам»

«Пост - дар древний; пост - драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2,17). А сие: не снесте - есть узаконение поста и воздержания»

«Если бы постилась Ева, и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в посте. «Ибо не требуют здравии врача, но болящий» (Мф. 9, 12). Мы повреждены грехом; уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля… терния и волчцы возрастит тебе» (Быт. 3, 17-18). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом»

«Пост - мать смиренномудрия, источник всякой мудрости; пост - матерь всех благ, учитель целомудрия и всякой добродетели»

«Пост от милостыни заимствует свою твердость… Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества»

«Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев - молитвы и милостыни. Посмотри на Корнилия, как он вместе с постом обладал и этими крыльями. Потому он и услышал бывший ему голос с неба: «Корнилие, молитвы твоя милостыни твоя взыдоша» (Деян. 10, 3-4)»

«С постом всегда должна быть соединена молитва… И молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается, и не подавляется гибельным бременем удовольствий»

«Постящемуся нужно воздерживаться от пищи, но прежде всего от грехов… Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех зло»

«Пусть не будет неумеренности; это весьма много способствует здоровью и крепости нашего тела. Не видите ли, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят бесчисленные болезни? Откуда болезни в ногах? Откуда болезни головы? Откуда умножение испорченых мокрот? Откуда бесчисленное множество других болезней? Не от неумеренности ли? Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, предавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум, и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на добро способный не более мертвых»

«Цель поста - чистое приобщение. Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к Таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю - не с нечистою, не с порочною совестию приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением,.. но осуждением, мучением и увеличением наказания»

«Есть много людей, которые, готовясь сражаться с постом, как бы с диким зверем, ограждают себя объядением, и, до крайности обременив и омрачив себя, весьма неразумно встречают тихое и кроткое лице поста. И если я спрошу тебя: для чего ты сегодня идешь в баню? - ты скажешь: чтобы с чистым телом встретить пост. А если спрошу: отчего упиваешься? - ты опять скажешь: оттого, что готовлюсь вступить в пост. Но не странно ли этот прекраснейший пост встречать с телом чистым, а с душею нечистою и опьяненною?»

«Нам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым подвергаем себя»

«Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей»

«Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому»

«Пост есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне. А когда примешь это основание, то есть пост, и на место его положишь насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, - и все здание добродетели рушится»

«В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, св. Апостолы установили… чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение года. Рассудив так, они освятили нам семь недель Четыредесятницы»

«Есть два вида чревоугодия: гортанобесие и чревобесие. Первый вид - когда человек ищет приятности пищи; он не всегда хочет есть много, но желает вкусного и побеждается его приятным вкусом. Чревобесие - многоядение, когда человек и не заботится о вкусе снедей, но стремится наполнить чрево свое»

«Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника»

«Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило… - различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел, или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа»

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия»

«К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи»

«Утесняй чрево воздержанием, и заградишь тем себе уста; ибо язык берет силу от множества снедей»

«Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда невоздержание в пище пресечено со смирением, то и другие страсти отсекаются в то же время»

«По пресыщении нашем дух чревоугодия отходит, и посылает на нас духа блудного, извещая его, в каком состоянии мы находимся, и говоря: «Иди и возмути такого-то; чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Этот, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами»

«Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом»

«Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы»

«Облеченный в оружие поста во всякое время распаляется ревностью. Ибо и ревнитель Илия, когда возревновал о законе Божием, пребывал в сем деле - в посте»

«С трапезы постящихся… заимствуй себе врачевство жизни, и возбуди от омертвения душу свою. Ибо среди них, освящая их, возлежит Возлюбленный, и труд поста и подвиги их претворяет в неисповедимую сладость Свою; и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. Я знаю одного из братий, который ясно видел это своими собственными глазами»

«Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Добрый постник есть кто от всякого удаляется зла. Аще убо хощеши, христианине, чтоб тебе пост полезен был, то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда»

«Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немощствует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа»

св. Астерий Амасийский

«Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения»

Преп. Макарий Оптинский

«Мы должны быть, по учению святых отцов, не телоубийцами, но страстоубийцами, то есть истреблять в себе страсти»

свят. Тихон, патриарх Московский

«Апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) – ради того человека, который вас радушно встретил»

«Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне»

Что благославляется за трапезой во время Рождественского (Филиппова) Поста?

Предписания о трапезе Рождественского Поста

По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Кроме того, предписывается:

  • по вторникам, четвергам - горячая пища с растительным маслом;
  • по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;
  • 21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;

С 20 декабря (2 января) по 23 декабря (5 января) включительно (период предпразднства Рождества Христова):

  • по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение;
  • по вторникам и четвергам, по субботам и воскресеньям - горячая пища с растительным маслом;
  • 24 декабря (6 января), в Рождественский сочельник - горячая пища с растительным маслом (по Уставу); кроме того, по обычаю едят сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни.

В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. — Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост

Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Из книги «Как провести Рождественский пост, Рождество и святки»

Святые отцы о посте

Две тысячи лет назад человечество с надеждой ждало Спасителя. Однако большинство представляло Его в виде земного царя и поэтому не заметило день Его Рождества. Спокойно спал Вифлеем, и только горстка пастухов услышала ангельское благовестие.

Эти люди поверили, что Спаситель может родиться не в царском чертоге, а в пещере, где укрывают овец от непогоды. Эти люди увидели Того, Кого ждал весь мир, потому что были чисты сердцем. И в награду за все им открылась тайна Воплощения Любви. Как часто люди надеются на то, что жизнь улучшится благодаря внешним причинам. Они не подозревают, что мрак повседневности может осветить лишь любовь в их душах. Но, чтобы обрести ее, необходимо очистить свое сердце.

Дни поста вырывают человека из суеты будней, требуют от него чистой жизни для Бога. Это – другое, неотмирное время. В Ветхом Завете требовалось принести в Храм десятую часть своих доходов. Пост – это новозаветная жертва христиан Богу.

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет:

«Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам св. Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и чтобы кроме обычных даров и жертв принести ему чистое сердце и желание следовать его учению.

Преподобный Паисий Величковский

Постом называю вкушение однажды днем мало, – еще будучи алчным вставать от трапезы; пищею иметь хлеб и соль, питием же – воду, которую сами собою доставляют источники. Вот царский путь принятия пищи, то есть многие спаслись этим путем, так сказали Святые Отцы. Воздерживаться от пищи день, два, три, четыре, пять и седмицу – не всегда может человек, а чтобы каждый день вкушать хлеб и пить воду, так всегда может. Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движением чувствительно, и телесные страсти победятся; пост не может умертвить так страстей телесных, как умертвляет скудная пища. Некоторые какое-то время постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепления тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти.

Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепления сил <…> таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие Отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру – в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу. Поэтому Святые Отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всякий день, - так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание происходит или от тщеславия, или от безрассудности; тогда как воздержание – одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждый же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждый день в определенной час; таковых похваляет святой Феодор Студитский в поучении на пяток первой седмицы Великого поста, где он приводит в подтверждение слова святых богоносных Отцов и Самого Господа. Так и должно поступать нам. Господь претерпел продолжительной пост; равно Моисей и Илия, но однажды. И другие некоторые, иногда, прося что-нибудь у творца, налагали на себя некоторое бремя поста, но сообразно с законами естественными и учением божественного Писания. Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находится в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не приводить в бездеятельность тело. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников, – много или мало кто постится; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель – своя совесть.

Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг, потому что одни сильны, другие немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск. Итак, хорошо узнавши свою меру, принимай пищу однажды на каждый день, кроме суббот, недель и владычных праздников. Умеренный и разумный пост – основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ея лежащий грех.

Святитель Тихон Задонский

Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое – от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Видишь, христианин, пост душевный. Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто.

Многие постятся телом, но не постятся душой.

Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов – и какая им от того польза?

Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают – и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра – и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост – воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти.

Да постится ум твой от суетных помышлений.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (См. Пс 118, 37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15, 1; Петр 3, 11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьете рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан? Не такой пост Я избрал и день, в который смирит человек душу свою, когда согнет шею свою, как серп, и подстилает под себя рубище и пепел. Не такой пост назовете постом приятным, не такой Я избрал, – говорит Господь. – Но разреши всякий союз неправды, разрушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание неправедное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58, 4–10).

Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

(Святитель Василий Великий)

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

(Святитель Иоанн Златоуст)

В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.

(Из писем игумена Никона (Воробьева))

Похожие публикации