Что можно и чего нельзя делать на троицу. традиции, обряды, приметы. с праздником! Праздник Святой Троицы: традиции, обычаи, обряды и народные приметы - Irzeis

На 50-й день после Пасхи православные празднуют Святую Троицу. Этот день часто называют также Пятидесятницей или Зеленой неделей, и неслучайно. Поскольку Троицу мы празднуем в 50-й день после Пасхи – в этот день Святой Дух сошел на апостолов, и они получили дар разуметь Священное Писание, чтобы проповедовать.

Однако Троица – это еще и день рождения Церкви. 12 простых неученых людей вдруг стали понимать разные языки и смогли покорить весь мир – не оружием, не силой, а Евангельской проповедью. Как мы знаем из истории Церкви, они даже смогли побеждать самых искусных риторов того времени. В этот день Господь вдохнул в небольшую общину людей ту силу, благодаря которой они смогли привести ко Христу миллионы людей.

Понятно, что без Божьей помощи апостолы не смогли бы этого сделать, поэтому праздник Троицы – это еще один шанс для нас утвердиться в вере во Христа.

Об этом и многом другом рассказал накануне Троицы епископ Обуховский Иона, Глава Синодального отдела УПЦ по делам молодежи, наместник Троицкого Ионинского монастыря.

Итак, что мы отмечаем в праздник Троицы, и почему церковный праздник стал государственным?

Чем богослужения на Троицу отличаются от богослужений в другие дни, и что это за особая Троицкая вечерняя?

Известно, что часто Троицу называют «Зелеными святками». Откуда идет традиция в этот день украшать храмы и жилища зелеными побегами и цветами?

О чем нужно помнить, празднуя Троицу? И о чем наместник Троицкого Ионинского монастыря будет говорить насельникам и прихожанам обители в престольный праздник?

– Владыка, Троица – это государственный праздник, и для большинства людей выходной в понедельник – это возможность отдохнуть, выехать на природу, на дачу. Если говорить о Троице в двух словах, то, что мы отмечаем в этот день?

– Действительно, Троица, слава Богу, благодаря тому, что наше государство возвращается, хоть и частично, к традициям христианства, является государственным праздником. Этот праздник всегда попадает на воскресный день потому, что он празднуется через 50 дней после Воскресения Христова, после праздника Пасхи. И всегда в 50-й день совершается память схождения Святого Духа на апостолов, или праздник Пятидесятницы.

Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа. Это день рождения Церкви, поскольку в этот день апостолы получили дары Святого Духа для того, чтобы нести проповедь Евангелия по всему миру.

Ведь кем были апостолы? Это были малограмотные рыбаки, простые работяги. Мы видим исторический парадокс: 12 неученых людей покорили весь мир – не оружием, не силой, не красноречием, не своей образованностью, а проповедью евангельской. Они, действительно, покорили всю вселенную, и без явной помощи Божьей сделать это было невозможно.

Мы видим дары Святого Духа, которые апостолы получили и смогли применить, благодаря чему все мы верим во Христа и являемся чадами Церкви.
«Именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено…»

– А в чем особенности богослужения в этот день?

– Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. В этот день по окончании Литургии, то есть утренней службы, совершается особая Троицкая вечерняя, во время которой читаются коленопреклонные молитвы, в которых мы просим, чтобы Господь послал нам обильно дары Святого Духа.

В период от Пасхи до Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, в церкви не совершаются коленопреклонения, потому что это дни особой Пасхальной радости, это дни, когда вся вселенная торжествует. И в этот период покаянная коленопреклонная молитва в церкви неуместна.

Но именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено, прося, чтобы Господь и нас приобщил к благодати Святого Духа. Чтобы он и нас вразумил тем Духом, которым вразумлял апостолов, вразумлял поколения проповедников святых, которые несли слово Божье всему миру.
«Когда Троица ассоциируется исключительно с какими-то ботаническими предметами, это всегда коробит»

– Троица имеет несколько названий, в том числе в Украине этот праздник называют «Зелені свята» - и храмы, и квартиры украшаются зеленью. Скажите, откуда идет эта традиция, и будет ли украшаться храм в вашем монастыре?

– К сожалению, многие церковные традиции, которые сложились на протяжении веков существования Церкви, перекрывают догматическое содержание праздника. Практически каждый человек скажет, что нужно делать на первый, на второй Спас, когда освящается мак, а когда мед или зелень, когда еще что-либо, но не может сказать, с чем связаны все эти традиции.

Меня всегда коробит, когда, скажем, Преображение Господне называется «Яблочным Спасом». Ведь это праздник, когда Господь явил, приоткрыл апостолам свою Божественную славу. Ведь Господь не стал иным в праздник Преображения – Он чуть-чуть только показал им, насколько они смогли воспринять, славу Своего Божества. И когда праздник связывается только с освящением каких-то продуктов питания и прочее, меня это очень сильно напрягает.

Действительно, есть старинная традиция украшать свои жилища, храмы зелеными побегами в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека. В знак того, что человек, питаемый Святым Духом, начинает расцветать, имеет возможность принести плоды ко Христу.

Да, это очень хорошее символическое сравнение. Но когда идет перевес в сторону украшения храмов и домов зеленью, когда Троица ассоциируется исключительно с какими-то ботаническими предметами, это всегда коробит.

Нужно помнить, что все традиции, связанные с христианскими праздниками, являются только дополнением к ним, только украшением этих праздников, но никак не основной их сутью.
«Главное, о чем нужно помнить, празднуя Троицу, что в этот день родилась Церковь»

– Что тогда главное в праздник Троицы?

– Самое главное, о чем нужно помнить, празднуя Троицу, что в этот день родилась Церковь. В этот день Святой Дух сошел на апостолов, и они стали проповедовать на иных языках, которых ранее не знали, они получили дар разуметь Священное Писание. Ведь они все, повторюсь, были малограмотными простыми людьми. И они смогли, как мы знаем из дальнейшей истории Церкви, зачастую состязаться на равных и побеждать самых искусных риторов и проповедников своего времени.

Поэтому мы и говорим, что в этот день родилась Церковь. В этот день Господь вдохнул в небольшую общину, еще не пришедших в себя после Распятия и Воскресения Христа апостолов, ту силу, благодаря которой они смогли покорить весь мир, благодаря которой они смогли привести ко Христу всю вселенную.
«Если кто-то поступает, по нашему мнению, не так, то, осуждая его, мы осуждаем Самого Христа»

– Владыка, Троица для Вашего монастыря – это престольный праздник, и каждый год Вы в этот день говорите праздничную проповедь. О чем она будет в этом году?

– Наверное, в этом году буду говорить, как и в предшествующие годы, о дне рождении Церкви, о благодати Святого Духа, которая дает человеку возможность спастись и уподобиться Богу.

Ведь мы знаем по слову старца Паисия Афонского, что нашего у нас – только грехи, что в нас есть доброго – по благодати Святого Духа. Буду говорить о том, что если мы видим брата согрешающим или не преуспевающим, или совершающим какие-то ошибки, нужно помнить: прежде, чем осудить его, вынести ему какой-то вердикт, Господь является источником добродетели и преуспевания в человеке, и только благодаря благодати Божьей человек может стать лучше.

Если кто-то поступает, по нашему мнению, не так, то, осуждая его, мы осуждаем Самого Христа, который пока не дал этому человеку Своей Благодати. Мы осуждаем Христа, Который пока еще, по каким-то причинам, по своему помыслу не сподобил этого человека тех даров, которые, возможно, есть у нас и есть у окружающих.

Поэтому всегда, если мы видим, что кто-то делает что-то не так, что кто-то грешит, нужно вздохнуть и сказать: «Господи, дай ему свою благодать, исцели его и исправь его». Вот об этом буду говорить.

– Мы благодарим Вас за ответы на наши вопросы. Поздравляем Вас с грядущим престольным праздником, а наших зрителей – с праздником Святой Троицы! Всего доброго!

Почему праздник называется Троица?

Святая Троица – одно из основных понятий христианского вероучения, поэтому праздник Троицы в христианском мире стоит в одном ряду с такими важными праздниками, как Пасха и Рождество. Отмечается он с 381 года - с того момента, когда на Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе.

В Евангелии рассказывается, что на пятидесятый день со дня Воскресения Спасителя на Его учеников снизошел Святой Дух в виде огненных языков, и они тут же принялись проповедовать на разных языках, которых ранее не знали, учение Христа. С этого дня миру был явлен Господь во всей его полноте триединства, поэтому праздник в честь явления Святого Духа называется Троицей.

Когда отмечается Троица?

Православные христиане, как и верующие других христианских конфессий, отмечают Троицу на пятидесятый день после Пасхи. Этот день всегда приходится на воскресенье и является выходным днем. Во многих христианских государствах Троица признана государственным праздником.

Еще одно название праздника - день Пятидесятницы - имеет значительно более древнюю историю, описанную в библейском ветхом Завете. Праздник Пятидесятницы отмечался еще древними евреями в честь того дня, когда пророк Моисей спустился с горы Синай, неся своему народу скрижали Завета с Господом. Это произошло на пятидесятый день после выхода еврейского народа из Египта.

Троицын день считается днем, когда родилась Церковь Христова, поэтому все православные верующие отмечают его с радостью и весельем. Именно с этого дня Апостолы, до того момента напуганные и таящиеся от людей, преисполнились верой и отвагой, дарованными Духом Святым, и безбоязненно пошли проповедовать учение Спасителя. Только в тот день к ним присоединились около трех тысяч человек.

Почему на Троицу наряжают березку?

На Троицу принято украшать свои дома живой зеленью, однако это не обязательно должны быть березовые ветви. На Украине в этот день идут в храм с большими пучками пахучих трав: любистока, шалфея, аира, чабреца и других. После освящения зеленых букетов их ставят за образа и хранят весь год, до следующей Троицы.

Во время болезни кого-то из членов семьи троицкую зелень добавляют в целебное питье, считая, что она помогает от всех хворей.

В среднерусских селах и деревнях на Троицу принято приносить в храм березовые ветви и полевые цветы. Храмы, дома и подворья в этот день обильно украшаются свежей зеленью, пахучей травой посыпается пол в избах. В поселениях Русского севера (Якутии, Приленье) для этого берутся ветви ели, на Юге России – липы или рябины.

Во многих местностях цветы для троицких букетов специально выращиваются заботливыми хозяйками, чтобы к празднику дом выглядел особенно нарядным.

Кроме того, во многих местностях принято в этот день «завивать березу» - заплетать ветви молодой березки в косу, вплетая в нее яркие цветы и ленты. По окончании праздника украшение обязательно расплетают, чтобы дерево «не обиделось».

Троица считалась днем разгула русалок. / 1zoom.ru

Троица отмечается через 50 дней после . Отсюда и второе название праздника – .

Среди запретов этого дня – купание и прогулки на природе в одиночестве. "Главред" выяснил, откуда взялись такие табу и с чем это связано.

Почему на Троицу нельзя купаться

У многих современных людей запрет на купание вызывает недоумение.

Дело в том, что запрет этот возник в старину, когда не было современных водопроводов и бойлеров. Поэтому, чтобы искупаться (особенно простому люду), нужно было либо готовить баню (а это немалый труд и нарушение запрета на физическую работу в религиозный праздник), либо идти на водоем, благо, лето почти.

Однако Троица считалась днем разгула мавок и русалок. Поэтому любой водоем автоматически превращался в зону повышенного риска, с точки зрения наших предков. Отсюда и запрет.

Для современных людей он весьма условный.

Почему дома и храмы украшают березами

К Троице дома и храмы украшают ветками различных деревьев – чаще всего березы. По народным поверьям, эти молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

В церковной традиции этот обычай иные объяснения. Первое : ветки берез и других деревьев служат напоминаем о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Эта дубрава и изображена на иконах Троицы.

Второе : в день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи праздновали Пятидесятницу. Этот праздник связан с историей дарования им Закона Божия. На 50-й день после исхода из Египта евреи подошли к Синайской горе, и там Господь дал Моисею десять заповедей.

Это было время весны, и всю Синайскую гору укрывали цветущие деревья. Возможно, именно с этим и связана эта традиция – с желанием максимально воссоздать те события.

Можно ли крестить ребенка на Троицу

Крестить ребенка можно в любой день, если это связано со здоровьем малыша: дитя болеет, и родители хотят провести крещение не мешкая.

В противном случае день для таинства лучше подбирать со священником в выбранном храме.

По церковным канонам нет запрета на совершение обряда в праздники. Поэтому крестить ребенка на Троицу можно. Но могут возникнуть определенные трудности. Так, на такие большие праздники, как Троица, в храмах обычно очень много прихожан. Так что отказать могут и по этой причине.

Можно ли на Троицу поминать самоубийц

На Троицу вообще не принято ходить на кладбища. Для этого есть накануне праздника.

А что касается поминовения самоубийц на панихиде, то церковь вообще – ни на Троицу, ни в любой другой день – не благословляет подобного, так как лишение себя жизни - большой грех.

Молиться за самоубийц на Троицу можно лишь дома.

С праздником Святой Троицы (Днем сошествия Святого Духа или Пятидесятницей) связано немало интересных символов. Например, почему на Троицу украшают храм березой? И вообще — причем тут зелень и Дух Святой?

Подробные ответы на эти вопросы, а также пояснения священнослужителей представлены в нашей статье.

Троица всегда отмечается на 50 день после Пасхи, который тоже выпадает на воскресенье: 16 июня 2019, 7 июня 2020, 20 июня 2021 года и т.д. В этот день проходят особые праздничные богослужения, когда все священнослужители облачаются в специальные торжественные одеяния зеленого цвета.

И храм принято украшать ветвями березки, полевыми цветами и вообще свежей зеленью. Почему так сложилось? Ответ довольно простой, но в одно предложение его не уместить.

Еще при жизни Христос обещал, что после его смерти Бог пошлет на землю Утешителя – Святого Духа. На 40 день после Пасхи Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду обещанное действительно исполнилось: Дух сошел на последователей Иисуса, находящихся в одном из домов Иерусалима.

Появление Святого Духа означает наступление благодатного времени, когда на земле постоянно присутствует сам Бог (ведь Дух – это третье лицо Троицы). Теперь он всегда незримо с нами, а значит, каждый человек может помолиться ему простой молитвой, и он будет услышан. Это событие является символом животворящей веры, великого чуда и блага, которое послал Господь.

Даже грешная душа может искренне покаяться и попросить прощения, после чего получит его сполна. Получается, что любой человек может как бы возродиться от неправедной жизни ко спасению. Причем получить этот бесценный дар можно совершенно свободно – личные заслуги и профессиональные достижения в этом деле не играют никакой роли.


Таким образом, праздник Троицы символизирует возрождение души и исполнение воли Бога. А что ассоциируется с возрождением, если подумать о природе? Конечно же, весна – время, когда солнце светит все ярче, а пейзаж на улице становится все зеленее.

Почему на Троицу украшают храм травой и березой: комментарий священнослужителя

Ответы на этот вопрос уже неоднократно давались священниками. Например, протоиерей Борис Старк еще в 1981 году говорил о том, что здесь можно привести по крайней мере две причины.

Одна из них связана с легендарным историческим событием, а другая имеет чисто символическое, но не менее важное значение. Ниже приводится довольно подробный комментарий по вопросу, почему на Троицу украшают храм березой и травой.

Зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками

Ну а почему на Троицу храм и жилище украшают именно ветками березы – ответ также очевиден. Береза – это вообще сакральный символ нашей страны без всякого преувеличения.

Это дерево является одним из самых распространенных, причем встретить его можно не только в сельской местности, но и на просторах шумного города. Вот почему многие люди на Троицу срывают молодые ветки березы, делают из них венки или просто собирают в охапку и несут в дом.

Предварительно можно освятить зелень в храме, после чего положить этот своеобразный букет рядом с иконой или на самое видное место в доме.

Как украсить дом ветками березы

Итак, понятно, для чего на Троицу украшают дома ветками березы. Но как это сделать? Тут можно дать полный простор своей фантазии. Ветви можно просто поставить в вазу, а ее разместить на столе.

Можно положить молодую зелень на обеденный стол. Кстати, его неплохо декорировать зелеными салфетками, посудой такого же цвета и элементами декора (статуэтками, вазами).


А еще можно сделать настоящую зеленую гирлянду, повесив ее под потолком, как это и было принято делать на протяжении многих веков.


Березовые веточки, сорванные на Троицу, принято хранить целый год, а после их можно заменить новыми. Кстати говоря, этот букет не стоит выбрасывать, как обычный мусор. Нужно просто аккуратно собрать их и унести на природу или отправить по течению реки – т.е. положить туда, где никто бы не стал топтаться или проезжать по ним.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Традиция украшения жилища березовыми ветвями на Троицу тесно пересекается с главным символом Вербного воскресенья – ветвью ивы с набухшими почками.

По сути, верба олицетворяет наступившую весну, а береза – лето. Одновременно ли сложились эти традиции или нет, но даже если это и простое совпадение, оно как минимум весьма примечательно.

Березовые ветки на Троицу: народные традиции

Интересно, что зелень вообще и конкретно березовые ветви на Троицу стали интересным символом не только в церковной традиции, но и в народных обрядах.

Девушки, например, плели венки из зелени и полевых цветов, пускали их по воде и гадали на суженого. Приметы были такие: поплывет венок – скоро будет свадьба, останется на месте – нужно подождать, утонет – грядет какое-то непростое испытание. А еще было принято хранить березовые ветви в течение всего года рядом с иконой, чтобы он приносил счастье и достаток в дом.


Многие хозяйки стремились сделать из них веник, которым можно прибираться в помещении, а также на кладбище, куда также стремились попасть в день Троицы. Надо сказать, что эта традиция едва ли заслуживает внимания, ведь в такой светлый праздник заниматься наведением порядка на могиле не стоит.

Более того – накануне торжества наступает специальная Троицкая родительская суббота, когда можно помянуть своих ушедших близких и прибраться на кладбище. А Троица – день праздничный: всему свое время.

Праздник Пятидесятницы практически всегда выпадает на начало лета или конец весны – самое заветное время года, когда впереди теплый сезон, пора отпусков и многих ярких моментов. Нет такого человека, который бы не радовался приходу чего-то светлого и доброго (как в прямом, так и в переносном смысле). Поэтому Троица – это праздник для всех.

Наверняка вы задавались вопросом — Почему на Троицу храм украшают зеленью? Дело в том, что с давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью - ветками берез, цветами. Откуда берет начало этот обычай? Многие задают этот вопрос. Я думаю, тут две причины: одна - церковно-историческая, а другая - символическая. Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму.

Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день на аналое. Также день пятидесятницы еврейской,ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна - и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью - и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки » (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся ». Аминь.

Протоиерей Борис Старк.
Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г.
«Вся моя жизнь чудо». - М., 2007 г. - ПСТГУ.

Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев.

Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении.

Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы «.

Из книги — «Руководство для сельских пастырей «, 1889, 19

Похожие публикации