Что говорит церковь о курении. Как я бросил курить. Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир - это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Церковь против курения

Обращаясь к вере в тех или иных жизненных обстоятельствах, человек должен понимать, что ему придётся осознать и изменить свой привычный образ жизни, а значит, прежде всего избавиться от тех привычек и страстей, которые церковь считает греховными.

Так, по основным канонам, и курение является грехом. Ведь это - пагубная страсть, а она, как и любая другая, мешает идти по пути спасения и прощения. Господь создал человека по образу и подобие своему, дабы он обладал совершенством и достиг главного — вечной жизни.

Всегда нужно помнить о том, что любая страсть есть «болезнь» души и сцеплена с другими, не менее страшными недугами. И если она стойко укорениться там, то будет способствовать формированию других пороков и грехов, а именно:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

  • проявление эгоизма (курящие родители, в частности женщины-матери);
  • возникновение постоянного чувства уныния по поводу личной свободы, а в православии ;
  • появление греха самооправдания;
  • притупление чувства нравственности;
  • прощение себе самому других слабостей.

Исходя из этих и других достаточно важных причин, можно точно сказать одно — пагубная привычка является злом. Оно разрушает здоровье как физическое, так и моральное. Учение святых говорит о том, что жизнь дана человечеству Богом как величайший дар. И сокращать её пагубными привычками - это страшный грех. Стоит только задуматься, ведь курящий человек вредит не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. И оправдать это невозможно.

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;
  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и .

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное - вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека - сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность - приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

Здравствуйте, Кирилл Ильич! Отношение Православной Церкви к курению можно понять из высказываний некоторых людей, имеющих к ней отношение:

Протоиерей Борис Даниленко: На богословском уровне мнение Православной Церкви по этому вопросу не высказано, но многие видные священнослужители, монахи, старцы, духовные писатели относились к курению сугубо отрицательно. Это греховный навык, который мешает человеку в деле духовного совершенствования. И то, что мы называем аскетическая культура - само это понятие исключает привязанность человека в частности к разрушению собственного организма.

Но дело в том, что некоторые люди, люди высокой христианской жизни, действительно к большому сожалению курили. Многие почитатели Императора Николая знают, что его привязанность к курению является одним из моментов, который для части их оппонентов представляется аргументом против возможной его канонизации. Привязанность к курению часто является для человека прямым препятствием, например, к принятию Причастия.

Священник Алексий Уминский: Да, курение является грехом. Но мы должны с вами понимать, что есть грех к смерти, а есть грех не к смерти, не смертный грех.. Курение - это грех, который в общем не к смерти. Оно может и не явиться препятствием ко спасению. Мы знаем святых, которые курили. И сейчас, наверное, многие священники и монахи в Греции курят: там курение не является чем-то таким удивительным.

В православной традиции, и это очень правильно, сложилось такое отношение к курению как к греху, потому что всякое пристрастие, всякая привычка, которая каким-то образом, которая вносит нечистоту, хотя бы даже физическую в человека, она, конечно, не является ни полезной, ни спасительной, особенно когда человек не может от этого отказаться.

Но здесь не следует стоять на какой-такой фарисейской позиции: если человек курит, значит, он уже вообще все. Пить чай тоже может быть грехом. Ведь можно так пить чай и так услаждаться питьем чая, что это тоже может стать греховной привычкой. Или кофе, например. Так что сделать пристрастие можно из любого дела.

Диакон Андрей Кураев: Вы знаете, если человек ну никак не может избавиться от курения - пусть хотя бы попробует извлечь из своего греха некоторую пользу. Какую? Курящий человек совершенно наглядно убеждается в своей беспомощности, в своей несвободе. Казалось бы, мелочь какая-то - курящаяся палочка, чадящая, вонючая, а вот, поди ж ты, она имеет надо мною такую власть!

И однажды человек очнется, ужаснется своей повязанности и задумается: кто же я такой? Свободен ли я, или я раб каких-то диких вещей, каких-то странных привычек?.. Если это чувство однажды проснется в человеке, когда он будет доставать сигарету из пачки, то я думаю, что этот ужас может быть первым шагом на пути к христианскому покаянию.

Если христианин хотя бы однажды осознал себя сыном Божиим и свое тело увидел как храм - то при каждой затяжке он будет ощущать, что потерял свое Богосыновство, утратил свою свободу… И ради чего?! Ради этой вонючки?! А осознание своей несвободы и ненастоящести - это уже шаг к борьбе за свободу и за подлинность.

Что касается католиков, то, по всей видимости, как таковых, запрещения курения и употребления алкоголя в Католической Церкви нет. Грехом является лишь злоупотребление курением и алкоголем.


Дополнительно

Многочисленные беды, грехи человечества можно условно разделить на мелкие неприятности и огромные испытания. Казалось бы, на незначительных и малозаметных погрешностях не стоит заострять внимание, в мире существуют проблемы важнее. Но именно мелкие грехи и недостатки в совокупности оказывают на человека по-настоящему умерщвляющее действие, постепенно уничтожая его как духовно, так и физически. К таким порокам относится курение.

Немного истории

В России обычай курения был введен Петром I. Традиция приживалась тяжело, равно как и другие, чуждые русской культуре насильственно внедряемые реформы. На востоке отношение к пагубной привычке совсем иное — курение является исторической традицией. Или, например, в Греции курящий человек воспринимается спокойно, без осуждения и без претензий. Обряд курения там является дополнением к обычной трапезе.

Еще сто лет назад терпимое отношение к табаку было и в русской церкви. Теперь, благодаря особенностям отечественной культуры и благотворному влиянию православных заповедей, ситуация в корне изменилась. Принципиальное неприятие табакозависимости стало нормой в православии.

Курение с точки зрения православной церкви

Отрицательное воздействие никотина на организм человека доказано наукой. О том, что курение — это грех, церковь говорит вполне обоснованно.

  1. Каждый курильщик ищет оправдание своей привычке, ему кажется, что он рассуждает здраво. Но реальных причин дышать дымом, травить ядом органы нет. Оправдание недостойного поступка считается тяжким грехом.
  2. Человек, употребляющий табачные изделия, тратит много времени на эту привычку. Иначе говоря, превращает большую часть жизни в пустое времяпрепровождение, именуемое церковью праздностью. Праздность является грехом. Она порождает лень и безделье.
  3. Табакозависомость ведет к развращению и опустошению личности. Наступает момент, когда сигарета не доставляет удовольствия. Такое положение провоцирует курильщика на тягу к алкоголю, низменным страстям, чревоугодию. Уничтожается нравственность, духовность, парализуется воля, пропадает ответственность за свои действия, за жизнь свою и близких людей.
  4. Грех курения способствует разврату и деградации. Это, в свою очередь, порождает преступность, провоцирует аморальное поведение в целом.

Православная церковь, христианская вера выступают за свободу человеческой личности, за нравственное здоровье и волевой дух.

Человек, который находится в рабстве у плохой привычки, по религиозным канонам, лишен свободы, причем делает он это сознательно. Вот почему курение, с точки зрения православной веры, считается грехом.

Является ли курение грехом для верующего

Ответ на вопрос, является ли грехом привычка курить, для верующего человека однозначен. Причин этому много. Акцент ставится не на физический вред и зависимость от химических процессов. Страшна и опасна психологическая зависимость, которая разрушает личность.

Тело человека призвано служить храмом Святого Духа. В этом храме должно быть чисто и светло. Курильщик, потакая своей привычке, не проявляя волевых усилий для ее уничтожения, воздвигает стену между Богом и собой. Кирпичиками этой стены становятся низменные инстинкты: страсть, самолюбие, эгоизм, разврат, грязные помыслы и так далее. Человек, лишенный воли, не может быть сильным, он добровольно отказывается от помощи Небесного Отца.

Привычка курить препятствует духовному развитию. Курильщик зачастую использует ложь для оправдания своих поступков, не отдавая себе в этом отчета.

Он лжет себе, своим близким, попадая в замкнутый круг. Родственные, дружеские и профессиональные связи отступают на второй план, разрушаются, затем пропадают вовсе.

Грех курения заключается в следующем:

  • человек осознанно наносит вред себе и окружающим;
  • курильщик испытывает зависимость от никотина, его воля парализована, а дух сломлен;
  • курильщики добровольно лишают себя свободы, они зависимы от привычки;
  • личность деградирует, становится неадекватной;
  • страсть не покидает человека после смерти, его душа, не получая удовлетворения, будет страдать в потустороннем мире.

Положительные моменты при отказе от сигарет

Если сопоставить вред физический и вред духовного плана, то в первую очередь следует обратить внимание на поведение курильщика. Как правило, раздражительность, апатия, отсутствие должного внимания и чуткости — это верные спутники пагубной привычки. Каждый, кто хочет покончить с этим, должен помнить, что душевное равновесие, гармония несовместимы с болезненным состоянием психики.
Курение — грех или нет, каждый решает для себя сам. Но, принимая решение, необходимо знать и учитывать положительные моменты при отказе от сигареты:

  • происходит духовное обновление личности;
  • повышается самооценка;
  • отступает раздражительность и депрессивное состояние;
  • восстанавливается физическое здоровье;
  • улучшается качество жизни;
  • экономятся средства;
  • появляются новые интересы;
  • человек чувствует себя под божьей защитой, обретает свободу;
  • меняются жизненные приоритеты.

Можно долго рассуждать о вреде курения, о греховности поступка, о преимуществах жизни без табака, но неизменным остается одно: до тех пор, пока курильщик не увидит греха в привычке курить, пока он не возненавидит этот грех, любая попытка избавиться от зависимости обречена на провал.

Отношение к табачной зависимости в современном православном мире

По статистическим данным от Всемирной организации здравоохранения, среди взрослого населения нашей страны курит 39%, а 60% от этого количества — мужчины. Показатель не утешительный, хуже цифра только у Бангладеш. Тем не менее во всем мире ведется активная пропаганда о вреде курения, к борьбе со злом давно подключилась православная церковь.

Полагаясь на христианские каноны, священнослужители настоятельно рекомендуют отказаться от вредной привычки, приравнивая ее к самому настоящему самоубийству. Кроме того, курение на виду у несовершеннолетних детей отрицательно сказывается на их психическом состоянии.

Незрелая психика ребенка не способна правильно воспринимать ситуацию. Подросток может выбрать неверную жизненную позицию, обрекая себя на плохое будущее.

Пристрастие к сигарете не только осуждается, но и приравнивается к греху. Православная церковь отождествляет курение с духовным кризисом, предостерегает каждого человека, что даже одна выкуренная сигарета может оказать сильное влияние на душевное и физическое состояние. По мнению церкви, для курильщика главным критерием при оценке жизненных приоритетов становится получаемое удовольствие. Ложная эйфория от никотина, наркотика или алкоголя неизменно сменится потерей способности принимать адекватные решения.

Мнение курильщика, что он сам сделал выбор — курить или не курить, ошибочно. Православие не поддерживает подобную позицию, напоминая, что только свободный от какой-либо зависимости человек может принимать правильные решения. Распознать и устранить причину, которая провоцирует тягу к никотину — это первоочередная задача для того, кто намерен избавиться от табачного рабства.

Согласно статистическим исследованиям - в нашей стране курит едва ли не каждый второй мужчина и каждая третья женщина, многие из них считают себя религиозными, не особо думая о том, как сочетается курение и церковь.

Церковные заповеди не слишком изменились еще со времен основания религии, а курение противоречит сразу нескольким основным церковным догматам. Православная церковь осуждала курение всегда - еще с тех времен, когда оно не было таким распространенным. Еще в 1905 году в православных церквях священники произносили гневные проповеди, называя курение происками дьявола и считая табак серьезным препятствием на пути спасения души человеческой.

Такая резко отрицательная позиция церкви вполне понятна, современные священники, отвечая на вопросы о курении, также высказывают крайне негативно. И дело не только в том, что курение не несет никакой пользы ни душе, ни телу человека, основная причина - это вред, который никотин наносит здоровью курильщика и его окружения. Таким образом, курильщик одновременно нарушает несколько важнейших заповедей - он разрушает собственное тело, греша против самого себя, как творения Божьего, а кроме того, вредит здоровью других людей, что осуждается в любой религии.
Кроме заповеди «не убей» и «не навреди», курящие люди умудряются нарушить еще несколько церковных постулатов, так, например, курение вызывает зависимость от табака, что само по себе является грехом и нарушением Божьего промысла.

Кто-то из отцов церкви называет курение «противоестественным» занятием, другие призывают отказаться от никотина, как от вещества, разрушающего тело и разум человека, ослабляющего душу и усиливающего греховные страсти.

А если учесть сколько существует молитв против курения и для укрепления сил бросающего курить, сразу становится ясно - курение и церковь - понятия не только не совместимые, а скорее противоположные и любой, искренне верующий человек должен отказаться от сигарет.
Подробнее о вопросе курения и веры, а также узнать молитвы и заговоры против курения можно на нашем сайте, где собрано много интересной информации по всем вопросам, касающимся курения.

ПЛАН ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ


Получите свой личный план бросающего курить!

  • На Украине теперь запретят курить в храмах

    Однако при храмах будут оборудованы специальные места для курения.

  • Православие и курение

    Бросаю курить. Мне посоветовали воспользоваться всеми возможными методами морально-психологической поддержки. Вот мне и подумалось: нет ли православных святых или молитв, помогающих бросить курить? Ведь существуют же святые и иконы, помогающие алкоголикам «завязать».

  • Курение – грех?

    Является ли курение табака грехом? Считаю, что безусловно да. Но в тоже время удивляет тот факт, что отдельные представители духовенства курят, и чувствует себя просто прекрасно.

  • Приметы о курении

    Однажды король Греции Александр произнес зловещие слова: «Год не кончится, как одному из нас троих суждено умереть». Увы, прорицание монарха сбылось — в отношении его самого. А вот что послужило поводом для таких печальных слов и дальнейших событий?

  • Заговоры известны с древнейших времен и представляют собой эффективные формулы внушения, которые помогают в обращении к высшим духовным силам и поддерживают на нелегком пути.

  • На статьи под рубрикой "Духовное пространство Сибири" нередко приходят отклики читателей. Часть этих откликов публикуется в разделе "Обратная связь", другие нередко становятся поводом для последующих статей. Причем подчас статей на такие темы, о которых журналисты и не помышляли…


  • Многие не знают или не помнят слов Господа Иисуса Христа: «...всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Пока не согрешил человек, он свободен и грех не имеет силы над ним, а уже после совершения греха становится его рабом.

    Некоторые говорят: «раз согрешу и больше не стану, это не великая беда». Но, согрешив раз, он уже попал к лукавому обольстителю на удочку. И грех начинает тянуть его все сильнее и сильнее, потом человек уже не замечает, что оказался в жестоком рабстве греха.


  • В православном сознании как совершенно очевидное содержится понятие о несовместимости табакокурения и христианства. Дух Истины, живущий в Церкви, свидетельствует и научает об этом. Однако человек, не вполне еще воцерковившийся, бывает склонен прислушиваться к нашептыванию лукавых помыслов, «оправдывающих» табакокурение при посредстве трех распространенных предрассудков.


  • О том, что курение опасно для здоровья, знают все. Но есть и другой аспект проблемы - нравственный. Является ли курение грехом - ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает психолог-консультант центра «Собеседник», священник Андрей ЛОРГУС


  • Вопрос священнику: Почему курение является грехом? Приносит ли это занятие вред душе? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря.

  • Люди часто просят побеседовать о курении и дать ему духовную оценку. Тема, действительно, важная, тут есть, о чем задуматься и поразмышлять. Давайте сегодня этим и займемся! Тут есть одна удивительная вещь!


  • “Разве не знаете, что вы - храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм - вы” - 1 Кор. 3:16,17.


  • Но имею против тебя то,
    что ты оставил первую любовь твою
    Откр. 2,4

    Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе - "для курящих". Даже не будет преувеличением сказать, что весь мир представляет собою одну огромную комнату, вернее один огромный вагон в межзвездных сферах: "для курящих".


  • Есть хорошие новости: это помыслы. Злые. И знаете, почему это хорошая новость? Потому что это значит, что вы на верном пути. Лукавому очень не нравится то, что вы делаете (или только начали делать) и он присылает вам эту дрянь. Не сдавайтесь и "... не бойся, только веруй..." (Лк.8, 50). Посетите сайт, посвященный греховным помыслам и борьбе с ними, узнаете много нового.

О духовном и физическом вреде табакокурения...

На статьи под рубрикой "Духовное пространство Сибири" нередко приходят отклики читателей. Часть этих откликов публикуется в разделе "Обратная связь", другие нередко становятся поводом для последующих статей. Причем подчас статей на такие темы, о которых журналисты и не помышляли…

Жертвоприношение. Следующей жертвой можете стать вы!

Уважаемая редакция! Мне несколько раз приходилось слышать слова "грех курения". Я согласен с тем, что курение само по себе - дело нехорошее. Но почему это грех?

Курение не нарушает никаких заповедей Божьих. О греховности курения ничего не говорится в Священном Писании или в трудах Отцов Церкви. Курение не приносит вреда другому человеку (при соблюдении элементарных правил вежливости). Повторюсь: безусловно, курение очень вредная привычка, но, наверное, все-таки неправильно называть ее "грехом". Когда я поделился такими мыслями со своим знакомым, он сказал, что в Библии вообще есть слова: "курение радует сердце". Я проверил это по специальной компьютерной программе "Цитата из Библии", и убедился, что эта фраза действительно присутствует в книге Притчей (27:9)!

А. Ю. Воронцов, г. Бийск.

Вот такое письмо. Можно смело предположить, что в обществе, где курят подавляющее большинство мужчин и около половины женщин, с точкой зрения автора письма согласятся многие. Тем более что эти же самые "многие" (по данным социологических опросов) считают себя православными христианами. И кому же хочется числить за собой "лишний" грех? Тем более что в чем-то читатель вроде бы прав.

О вреде курения прямо в Священном Писании действительно ничего не говорится. Табак в нашем мире появился через много веков после создания Библии. Дата "открытия" курения известна очень точно. "12 октября 1492 года экспедиция Христофора Колумба пристала к острову Сан-Сальвадор, - писал епископ Варнава (Беляев). - Мореплаватели были поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа! Индейцы справляли свой священный праздник, на котором курили особую траву. Ее высушенный и свернутый лист, наподобие сегодняшней сигары, назывался у них "табако", откуда и пошло нынешнее название табака.

Туземцы курили "табако" до полного одурения. В этом состоянии входили в общение с некими "демонами", а потом рассказывали о том, что им говорил "Великий Дух". Курение было частью ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы.

Моряки Колумба захватили таинственную траву с собой в Европу. И очень быстро новое "удовольствие" получило повсеместное распространение. Как писал епископ Варнава: "И вот, при благосклонном участии и тайном побуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии началась буквально повальная горячка табакокурения. Чего правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, - ничего не помогало!"

С курением пытались активно бороться не только христиане, но и мусульмане. В 1625 году в Турции Амурат IV казнил курильщиков, а отрубленные головы с трубками во рту выставлял напоказ. В Персии шах Аббас Великий велел в наказание за курение отрезать губы и носы, а торговцев табаком сжигать вместе с их товаром. Даже во всегда свободной Швейцарии в 1661 году аппенцельский магистрат рассматривал торговлю табаком как грех, равносильный убийству!

У нас на Руси курение вошло в обычай с Петра I, который сам курил и даже осмеливался складывать курительные трубки на манер архиерейских дикирия (двухсвечника) и трикирия (трехсвечника) и "благословлял" ими народ во время своих пьяных "ассамблей". Но это - Петр, а до него царь Михаил Федорович в 1634 году велел "казнить смертию курильщиков". Царь Алексей Михайлович в 1649 году велел курильщикам "пороти ноздри и носы резати", а после "ссылати в дальние города".

Об оценке святоотеческой духовной мысли греха курения мы скажем позже, а пока отметим, что на самом деле опосредованно о грехе курения в Священном Писании все-таки говорится. Бог создал первых людей здоровыми и проявлял заботу об их физическом и душевном совершенстве. "Возлюби ближнего своего как самого себя", сказано в одной из заповедей Христовых. Отсюда следует, что прежде, чем возлюбить ближнего, следует "возлюбить себя". Возлюбить и бережно относиться к тому дару жизни, который дан всем нам от Бога. А какое уж тут "бережное отношение" к своему здоровью курильщика, если всем известно, что табак содержит более 30 вредных веществ. Самым опасным из них считается алкалоид никотина. Среди курильщиков особенно много больных бронхолегочными заболеваниями. А самым грозным последствием курения является рак гортани и легких. Дело в том, что табачный дым содержит канцерогены, вызывающие раковую опухоль. Это бензопирен и его производные.

…Не случайно, как подсчитали эксперты, каждую минуту в России от болезней, вызванных курением, умирают три (!) человека…

Все, что дано человеку Богом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье - бесценный дар, и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, - настоящий грех перед Создателем. Многие святые учителя Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария Эгинского: "Для того, чтобы человек блаженствовал и был достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и телом и душей, потому что без благосостояния обоих не может быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для выполнения назначения. Человек должен заботиться об укреплении, как тела, так и души, чтобы они были крепкими и сильными".

***

Читайте также по теме:

  • Медико-психологические виды помощи при табакокурении (обширнейший научный обзор по методам лечения) - Алесей Бабурин
  • Как бросить курить: совет преподобного Амвросия Оптинского - Православная женщина
  • Как бросить курить: совет преподобного Силуана Афонского - Православная женщина
  • Нет ничего проще, чем бросить курить... - Ольга Михайлова
  • Человек, бросающий курить - Алексей Плотников
  • Курение и беременность - Интернет против наркотиков
  • Табачный самогипноз - Православная женщина
  • Если вам не безразлична ваша судьба: правда о табаке, алкоголе и наркотиках (о негативном влиянии наркотиков на организм и психику) - Интернет против наркотиков

***

"Разве вы не знаете, что вы храм Божий, - говорил Апостол Павел, - и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы". У курильщика этот храм задымлен и закопчен, и Христос в этот храм вселиться не может. Человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом, есть, пить, спать - да. Но курить, отравляя свой организм ядом, дышать зловонным дымом - это требование греха, а не требование природы.

Медицина многое говорит об опасности курения для телесного здоровья. Но ничего не упоминает о том, что зловонный запах табака прикрывает запах духовного разложения. Установлено, что негативные душевные состояния приводят к изменению гормонального фона человека. Образующиеся при стрессах и других внутренних конфликтах химические вещества выводятся из организма, и эти выделения имеют очень тяжелый запах. Употребление табака делает невозможным распознание духовного состояния других людей на самом глубоком биологическом уровне. Курение есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов. Многие курильщики ссылаются на успокоение нервов после выкуренной сигареты, не сознавая, что нервы - это плотское зеркало души. Такое успокоение - самообман, мираж. Это наркотическое успокоение будет источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это "успокоение" надо регулярно возобновлять. А потом оно станет источником адского мучения. Нужно помнить, что после смерти, по разделению души от тела, страсти, проявлявшие себя в телесной жизни, не оставляют душу человека. Не освободившись от той или иной страсти, душа перенесет ее в иной мир, где при отсутствии тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной жаждой греха и похоти. Ненасытный в еде будет мучиться после своей смерти невозможностью набить брюхо. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить только алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Корыстолюбивый тоже, и курильщик - тоже. Если еще при жизни курильщик не покурит несколько дней, то что он будет испытывать? Страшное мучение, но мучение, смягченное другими сторонами жизни. Но то два дня, а у умершего впереди вечность. И вечное мучение…

Между тем армия курильщиков стремительно молодеет. Возраст приобщения к курению в России снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 у девочек. На детский организм курение оказывает особенно пагубное воздействие. Кроме прочего, у курящих подростков формируется комплекс нервно-психических отклонений. В итоге страдают внимание, память, сон, "скачет" настроение. Крайне разрушительно сказывается курение подростков на репродуктивной функции. Не случайно сегодня более 70 процентов мальчиков и девочек уже к 15 годам имеют серьезные проблемы по этой "части".

Если же вернуться к "духовной составляющей" вреда от курения, то следует остановиться на несвободе курящего. Многие из курильщиков (особенно в зрелом возрасте) хотели бы бросить курить. По данным социологов, расстаться с вредной и греховной привычкой хотели бы 100 (!) процентов курящих после 30 лет. Увы… У курильщиков развивается никотиновый синдром. Эта та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков, только менее разрушительная для здоровья. Хотя, как сказать: рак легких, рак гортани - аргумент вовсе не в пользу безобидности столь пагубного пристрастия, как курение.

Нелишне будет упомянуть о том, что в новой классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана недугом. А мы добавим - греховным недугом. Курение - это потворство своим прихотям, один из видов самоуслаждения. Не случайно, на Руси уже давно существует присказка: "Курить - бесам кадить".

Когда человек курит, говорят православные священники, его душа попадает в плен демоническим силам. И он добавляет еще одно тяжелое звено к цепи рабских привязанностей; воля его ослаблена, и за всеми оправданиями курения слышится голос слабовольного человека. Федор Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал: "Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного "борца за идею", который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сил, что чуть не пошел и не предал свою "идею", чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: "за человечество бороться иду". Ну, куда такой пойдет и на что он способен?"

Куришь? Осознай свой грех

Медицинская статистика подсчитала, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека минимум на семь минут. Вообще же курильщики в России живут на пять лет меньше некурящих. Большая часть курящих это знает. И тем не менее оставить греховную привычку никак не может. Вот что писал о состоянии курильщика известный православный писатель С. А. Нилус в первой части книги "На берегу Божьей реки".

"…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! - это все от куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином, что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. Отец Варсонофий запретил мне даже делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета…"

"Придет ваш час, - сказал отец Варсонофий, - и куренью настанет конец". "Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь", - по поводу того же куренья, от которого я никак не мог отстать, сказал мне отец Иосиф. И чудо, по слову обоих старцев, надо мною совершилось. И было это так.

Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется, душа в душу, в полном смысле Евангельского слова, так что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в Таинство Брака, к которому мы оба в свое время приступили со страхом и трепетом. И вот, в июне 1910 года жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и до 40 температура. И так неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, так, как восковая свечечка, и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерной великою тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей, как живой: "Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но знаю, что своими силами исполнить его не смогу, а не исполнять - грех великий, так Ты Сама мне помоги!" Так было это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое, ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий - крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава Пречистой! Наутро температура 36,5, вечером - 36,4 и через день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что я без него жить не мог не только дня, но и минуты".

Во всей этой истории хотелось бы сделать акцент не столько на произошедшее чудо, сколько на осознание ее героем самого греха. Без такого осознания чудо было бы невозможно. И отсюда следует первое правило для желающих бросить пагубную привычку: надо осознать всю греховность курения. Собственно, с такого шага начинается преодоление любого греха…

"Прежде чем закурить, помолись"

Теперь остановимся на том месте в письме читателя, где он говорит, будто отцы церкви ничего не говорили о вреде курения. Это совсем не так. Другое дело, что следует знать - в Русской Православной церкви нет границ святоотеческих наставлений. Дескать, до какого-то относительно давнего времени - это святоотеческие наставления, а наставления тех, кто, скажем, причислен к сонму святых в последние годы, - это нечто недостаточно авторитетное. В Русской Православной Церкви нет подобных границ. Нынешние подвижники часто впитывают и развивают наставления своих предшественников, и каждое слово всякого святого подвижника самоценно. Вот только некоторые из высказываний святых отцов о грехе курения.

"Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, - и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать ни на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, безчувственность".

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения".

Преподобный Амвросий Оптинский: "В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.

Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: "Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и вообще в ходе жизни…" И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.

Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: "Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно: "Отце наш". На это купец ответил: "Молиться, перед тем как закурить, как-то не идет". Отец Силуан в ответ заметил: "Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать".

Теперь о цитате из Библии из книги притчей Соломоновых "курение радует сердце". Разумеется, речь идет вовсе не о курении табака. Курениями в древние времена называли сжигание ароматических веществ и благовонного масла. Люди во все века любили благовония, и уже в древности к жертвоприношениям добавлялись благовонные воскурения. Ароматные растения и экзотические благовония высоко ценились в религиозных обрядах. Они ценились на вес золота и серебра. Так, царица Савская привезла Соломону в подарок ароматические вещества. Благовония хранились в царской сокровищнице. Именно о таком "курении" говорится в Библии. Курение радует сердце, а сердечный совет друга - сладок, - так полностью выглядит эта цитата из книги Притчей. Сегодня "курением" в храме можно назвать каждение - когда священник проходит по храму с кадилом, из которого воскуряется благовоние ладана. "На Богослужении воскуряют ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? - говорил святой Никодим Святогорец. - Первое приятно Богу, второе должно быть приятно врагу Божию - дьяволу".

Церковь предупреждает: курение вредит вашей душе

Сегодня многие эксперты говорят о том, что в последнее время мировой центр продаж сигарет все активнее смещается в Россию. В США и в Западной Европе благодаря предпринятым мерам число курящих ежегодно сокращается на десятки миллионов человек.

Что это за меры? Запреты на курение в общественных местах - в ресторанах, самолетах, на улице, в клубах, офисах и т.д. Не меньший эффект приносит пропаганда вреда курения. Плакаты о вреде табака размещены буквально всюду. Плюс к этому табачные компании буквально завалили судебными исками заболевшие вследствие курения. Суммы исков составляют сотни миллионов долларов, и суды такие иски очень часто удовлетворяют. Может быть, еще большее значение на Западе имеет высокая цена на сигареты. Пачка сигарет в Европе стоит минимум пять евро, то есть 160 - 180 рублей в переводе на российский рубль. Будь такая ценовая политика в России, очень многие бы задумались над тем, стоит ли пускать такие деньги на дым.

В России совсем другое дело. В силу крайне небольших акцизов сигареты у нас стоят совсем недорого. Они доступны всем и, к сожалению, даже детям. В России мировые табачные компании чувствуют себя по-хозяйски. Умело прибрав к рукам практически все табачные фабрики страны (сейчас в России действуют всего две (!) отечественные табачные компании), зарубежные фирмы бросили огромные средства на рекламу курения. Если практически повсюду в мире реклама сигарет строжайше запрещена, то у нас рекламные щиты табачных изделий сотнями "украшают" улицы едва ли не всех городов страны. При этом грубо и повсеместно (в том числе в Новосибирске, Томске, Кемерово, Барнауле) нарушается российское рекламное законодательство. При помощи нехитрых уловок надпись о том, что курение вредно для здоровья, занимает, куда меньшую часть рекламных щитов, нежели предусматривает закон. Делается это очень просто. Процент площади высчитывается по отведенной для подобной надписи полосе, в то время как сама предупреждающая надпись гораздо меньше.

Одновременно зарубежные табачные компании всячески пытаются создать себе в России имидж фирм, крайне озабоченных негативным влиянием курения на здоровье. За рубежом это невозможно по законам. Там табачным компаниям законодательно запрещено участвовать в благотворительных акциях, спонсировании спортивных и всяческих других мероприятий.

…В Лос-Анджелесе на бульваре Санта-Моника установлено табло, отсчитывающее количество умерших от пристрастия к сигаретам. В России пока такого табло ни в одном городе еще нет…

Неудивительно, что подобное положение вызвало серьезную критику со стороны и российских общественных организаций, и представителей власти. В частности, предлагают привести в соответствие с западными стандартами надписи на сигаретных пачках, предупреждающие об опасности курения. Прежде всего предлагается сделать эту надпись (как и за рубежом!) не неким малозаметным размером, а в половину табачной пачки. И вот тут есть смысл вернуться к тому, с чего мы начали, к тому, что курение не просто вредит здоровью, но является серьезным грехом.

Предупреждающие надписи на сигаретных пачках могут быть самого разного содержания. За рубежом такие надписи предупреждают потенциальных покупателей о том, что курение чревато онкологическими заболеваниями. О том, что курение чрезвычайно вредно для беременных женщин. О том, что для молодежи курение часто оборачивается импотенцией. Думается, что Русская Православная Церковь всячески поддержит предложение газеты "Честное слово" о том, чтобы одна из надписей гласила: "Русская Православная Церковь предупреждает: курение - это грех". Формулировка подобного предупреждения может уточняться, но то, что она уместна (и необходима!), сомнений не вызывает.

С одной стороны, голос Церкви сегодня для многих весьма весом, с другой - совсем немногие (особенно среди молодежи) осведомлены о том, как (и почему), Православная Церковь относится к курению табака. И подобное предупреждение, вне всяких сомнений, принесет свои положительные плоды.

Александр Оконишников

Честное слово – 01.11.2006.

Молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобный отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, отчисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Похожие публикации