Божья матерь с грошиками значение. Значение иконы «Всех скорбящих Радость

Празднование иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим радость » установлено 6 ноября (24 октября по старому стилю). Икона является чудотворной и известна в различных списках. Образ Божией Матери Всем скорбящих радость является особенно близким к сердцу верующего человека, ведь даже в названии святыни можно найти утешение.

Образ Богородицы Всем скорбящим радость. История праздника

В наши дни распространено предание, что икона Божией Матери Всем скорбящим радость впервые прославилась как чудотворная накануне раскола, в 1688 году. Однако, несомненно, что этот чудотворный образ наши предки знали и почитали гораздо раньше. Сведений о происхождении образа Богоматери Всем скорбящим Радость сохранилось крайне мало. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, при лаврской больнице, в храме во имя святителя Николы Чудотворца, находится очень древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». Правнук великого князя Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.) и сын князя черниговского Давыда Святославича (1050-1123 гг.), Никола Святоша (ок.1080-1143 гг.), устроил святые ворота, а в 1107 году постригся в иноки в Киево-Печерской обители и сам нес послушание вратаря. Он стал первым из русских князей, принявших монашеский постриг. Здесь же князь-инок построил больницу и приставил к ней своего врача Петра. При больнице Никола служил больным около тридцати лет. К северу от святых врат, за двором лавры, находится основанный им же больничный монастырь с храмом во имя святителя Николы . В этой церкви и находится чудотворная икона Богородицы «Всем скорбящим Радость». Считается, что этот образ поставлен здесь самим благоверным князем.

Существует предание, что еще с древних времен нуждающиеся получали исцеление от пречистого образа Богородицы. Предание сообщает, что находившийся у ворот больницы вратарь несколько раз видел по ночам, как некая Женщина приходила в больницу, и заметил, что после всякого такого посещения кто-нибудь из больных получал здравие. Он принялся узнавать у больных, кто эта Женщина. Те же отвечали, что и они видели, как Она приходила, а на вопрос, кто Она, получили от Нее ответ: «Я - скорбящим Радость ». Тогда сторож решил проследить за таинственной Посетительницей. Однажды ночью он увидел, что мимо него прошла эта Женщина и зашла в больницу, где лежал серьезно больной инок, уже приготовившийся к переходу в вечность. Сторож отправился к болящему и на стене над умирающим монахом заметил в отблеске лунного сияния изображение Божией Матери. Только тогда вратарь понял, что он удостоился увидеть Богоматерь. Он упал на колени и принялся горячо молиться Пресвятой Богородице. Больной инок тоже удостоился зреть Богородицу, которая даровала ему скорое исцеление. После видения он впал в глубокий сон, проспал несколько дней и пробудился совершенно здоровым.

* Источник: книга «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»,

Праздник иконы Богородицы Всем скорбящим радость. Богослужение

Тропарь, глас 4.

От святыя иконы Твоя О! Владычице Госпоже Богородице, исцеления цельбы подаются обильно, верою и любовию всем приходящим. Тако и мои немощи посети, и душу мою помилуй Благая, и тело мое исцели благодатию си Пречистая.

Кондаки, глас 6.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежди, разве Тебе Владычице, Ты нас помози. На Тебе ся надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, да ся не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко Блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти, ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

————————

Библиотека Русской веры

Иконы Богородицы Всем скорбящим радость

На иконах Всем скорбящим Радость Пресвятая Богородица изображается в полный рост в окружении ангелов, а также людей, обуреваемых недугами и скорбями. На одних иконах Божия Матерь изображена с Младенцем Христом, на других - без Него. Чаще всего у образа Богородицы Всем скорбящим Радость верующие просят избавления от болезней и бед.

Старообрядческие храмы в честь явления иконы Богородицы Всем скорбящим радость

Храмы в честь образа Богородицы Всем скорбящим радость, построенные до раскола Русской Православной Церкви, неизвестны: по какой-то причине не было массового почитания этого образа.

Престольный праздник явления образа Богоматери Всем скорбящим радость отмечается в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Кемеровской области, г. Самарской области и в г. Республики Марий Эл. Также сегодня престольный праздник единоверческого храма в селе Ковернинского района Нижегородской области.

В ноябре 1910 года в г. Рязани был возведен старообрядческий храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». С 1937 г. по 1945 год рязанский храм был закрыт и разграблен. После периода советских гонений храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но и в настоящее время праздник явления иконы Богородицы Всем скорбящим Радость особо почитается в рязанском приходе.

ИКОНА "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ

НАШЛА ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ИКОНУ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ, КОГДА-ТО В АРЗАМАСЕ Я УВИДЕЛА ЭТУ ИКОНУ И ВОТ ВСПОМНИЛОСЬ. ТАКИЕ КРАСИВЫЕ ЛИКИ НА ИКОНАХ, ТАКАЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ РАДОСТЬ СОЗЕРЦАТЬ ЛИК БОГОРОДИЦЫ.

Церковь "Всех Скорбящих Радость" иконы Божией Матери (с грошиками) подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря 1909г

Уже со второй половины XVIII века в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная Тихвинская часовня с иконой Тихвинской Б.М. Икона этой часовни по преданию была обретена в водах Невы. Часовня была поставлена возле перевоза к дер. Клочки.

Во время наводнения 1824 г. часовню унесло на противоположный берег в деревню Клочки. Часовню было решено оставить там. Для возвращенной жителями Клочков иконы на прежнем месте Д. Туляковым была возведена новая деревянная часовня.

Часовня знаменита Скорбященской иконой. Икона Божией Матери "Всех скорбящих радосте" была родовой святыней в семье купца Матвеева - семейная легенда гласила, что один из предков купца нашел эту икону на берегу Невы. Сам купец однажды попал на Неве в сильнейшую бурю, его лодка перевернулась, и, уцепившись за доску, купец обратился с мольбой о спасении к домашней иконе. Волны вынесли его на берег возле Тихвинской часовни. В благодарность за спасение купец пожертвовал часовне родовую святыню.

Эта икона изестна как икона Б.М. „с грошиками". Икона прославилась в 1888 г., когда во время грозы часовня загорелась. Во время пожара икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты. 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Причем ни одна монета не закрыла лик на иконе и не была вдавлена в краску. Так же обнаружилось, что лик на Скорбященской иконе обновился.

С тех пор возле иконы стали происходить случаи исцеления. Молва быстро прославила икону, поток народа стал столь велик, что стали задумываться о строительстве церкви.

Богоматерь "Всех скорбящих Радость" - это список московской святыни. В Москве икона находилась в церкви Преображения на Ордынке. Икона прославилась в 1688 г. чудом исцеления родной сестры патриарха Иоакима. Сестра Петра I Наталия Алексеевна из благоговения к этой иконе сделала с нее список и в 1711 г. привезла в Санкт-Петербург.

Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. Позже образ был перенесен в Преображенский собор, где пребывает и поныне. С иконы делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых и прославилась в 1888 г. в часовне на Стеклянном заводе.

Икона "с грошиками" несколько отличается от иконы "Всех скорбящих Радость", прославившейся в Москве в 1688 г. Богоматерь изображена во весь рост, но без Младенца и без короны. Она предстает перед молящимися в обычной одежде, в белом плате на голове. Фигуры ангелов и людей по размеру значительно уступают Ее изображению. Но главное отличие этого образа от других - монетки, прилепившиеся к иконе. Их изображают и на списках с чудотворной иконы. На московской иконе Богоматерь изображена с младенцем.

Весной 1893 г. император Александр Ш, проезжая с семьей по Шлиссельбургскому тракту, с благоговением молился у иконы. Вскоре была выделена земля для строительства храма. В 1893-1898 гг. рядом с часовней была построена Скорбященская церковь. Икона оставалась в часовне и переносилась в церковь для богослужений.

В 1906-1909 гг. возле храма была устроена каменная часовня. Авторы проекта - арх. А. И. фон Гоген и А. В. Иванов. Историческую деревянную часовню разместили внутри новой, в ее правой части.

В 1911 г. возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).

Церковь закрыли в ноябре 1932 г. Сначала хотели передать здание под общежитие завода "Большевик", но позднее снесли, якобы для расширения территории речного порта.

После закрытия церкви, часовня действовала как приходской храм, потом была передана обновленцам, а в 1938 г. окончательно закрыта и передана Володарскому районному штабу МПВО.

Чудотворный образ был передан в Троицкий храм "Кулич и Пасха", где находится и поныне.

В начале 1990-х гг. обезглавленная часовня была возвращена епархии. В 1996 г. начался ремонт, который закончен в 2008 г.

В настоящее время это храм подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.

-Образ из храма Петра и Павла в Крутицах г. Москва.

Она - в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» — Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда - как не пускали и блаженную Ксению… Её место - на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23).

Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую.

Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)- и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её - так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых.

Церковь - нищая странница в мире -

Как скала, как стрела — от алеф и до тав,

по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,

среди странствий своих ткёт червленую нить,

смеет тварей Господних с ладони кормить —

что о крыльях, копытах и многих очах,

что поя, вопиют, и взывают, крича,

бесприютна, бездомна, седа и юна,

неприступная, словно в огне купина….

…Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, — как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.

Древние верили, что от удара молнии в раскрытые створки раковины, лежащей на самой глубине вод морских, вод бездны, таинственно зарождается жемчуг, и этот образ приводил преп. Ефрем Сирин, когда говорил о таинственном Рождестве Сына Божия. Рожденный от Духа Свята и Марии Девы, Он пришел для того, чтобы потом путем крестным сойти во ад и божественной молнией осветить его темные, беспросветные глубины. Он осветил все его углы, ища человека - каждого человека, без сарказма Диогена, но с величайшим состраданием к людям - потерянным неудачникам перед Богом Живым.

Для Бога неважно, что люди стали неудачниками, и, промахнувшись, (а грех - это по-гречески «промах», «амартия») не попали в цель. Он стал совершенным Человеком, Он попал в цель вместо них - чтобы никто более не промахивался. Новое человечество собрано вокруг Него - символом этого были двенадцать Его апостолов, символизировавшие двенадцать колен Израилевых.

…Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. На главе Богоматери - белый плат. Церковь Его - та жемчужина, за которую все отдал Сын Божий (Мф.13:45; Филипп. 2:7)

И обрёл Он Церковь Свою, и она возлюбила Его, и странствует, нищая, за Ним, Нищим Странником - куда бы Он ни пошёл (Откр.14:8).

И копейка с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, та самая, которую -единственную! - брала в милостыню блаженная Ксения, бездомная странница Петрова града, есть символ победы Христа и свободы Его Невесты - Церкви.

Здесь нет больше разделения на тех, кого пускают в Летний Сад, и кого гонят прочь - ибо здесь во всём и везде Христос Бог, разрушающий все преграды.

Она, Церковь Его, взирает на барыню и нищенку, на бомжа и менеджера, приходящих к Нему в своей великой беспросветной нищете. И раздает она, Церковь, Христа - ибо ничего у нее нет, лишь только Сам Христос, Сын Божий.

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он собирает хоровод,
Неистовый Хорег!

Но кто за Ним дерзнет пойти,
Сквозь свет и синеву -
Пить от потока на пути
И вознести главу?

Подаст Он ланям водопой,
Замки срывая с рек -
Веселый Странник, Бог Живой,
Убитый Человек.

Но - посмотри! - средь света дня
Зовет Он в хоровод!
Не опалит Его луна,
И солнце не ожжет.

Лишь Серафим со взмахом крыл,
что светел, синь и ал,
в смятенье помнит, как Он жил
и как Он умирал.

Но — не дано теперь прервать
Веселый путь Его!
…Лишь Сам Себя Он может дать,
А больше - ничего.

Его рука раздвинет рожь,
Пронзенная гвоздьми,
И, хоть охватит сердце дрожь,
Но - хлеб из рук возьми!

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он созывает хоровод,
Неистовый Хорег

Ольга Джарман

Акафист к иконе в следующем посте.

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость - начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных - «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы - московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась - для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование - 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Икона прославилась многочисленными исцелениями от физических недугов, в том числе и смертельных. Молятся о здравии как собственном, так и своих родных и друзей. Просят у Богоматери перед иконой «Всех скорбящих радость» и излечения от болезней духовных – маловерия, уныния, отчаяния и скорби.

Молитва перед этим образом помогает и в других житейских вопросах. Если на сердце лежит «груз», дела не ладятся, случились семейные распри, трудности с работой и прочее – об успешном исходе всего этого можно молиться Богородице перед иконой «Всех скорбящих радость».

Перед иконой Богоматери «Всех скорбящих радость» с монетками, помимо всего перечисленного выше, молятся в нужде.

Матерь Божия «Всех скорбящих Радость» - икона, прославление которой началась с 1688 г. в Преображенском храме, который расположен был на Ордынке. Информация о том, каким образом икона оказалась в церкви, нет. Вероятнее всего, произошло это в 1685 г., когда Евдокия Васильевна Акинфова сделала крупное пожертвование, после чего на местности этой был возведен каменный храм.

Причиной прославления иконы стало радостное событие: исцелилась Евфимия Петрова Папина, которая была сестрой Московского патриарха Иоакима. Записи Преображенского храма сообщают о том, что лежала Евфимия на одре своем еле живая, страдая от болезни, не покидавшей ее уже несколько лет. И никто уже не думал, что единоутробная сестра патриарха Великого останется не сем свете, избавившись от страданий.
Однажды, взывая к Матери Божией с просьбами избавить ее от болезни мучительной, услышала бедная голос, который спросил ее, почему же она не прибегает к общей Целительнице. На вопросы о том, где же найти ей такую целительницу, получила Евфимия ответ, что находится в Преображенской церкви образ Богородицы, который называется «Всех скорбящих Радость». Найти святыню можно с левой стороны в трапезе, где становятся женщины. Также сказал голос, что молебен с водосвятием поможет больной в исцелении. В ответ на спасение женщина должна будет прославлять имя Богородицы, не забывая ее милосердия.

Придя в себя, страдалица узнала, что в Преображенском храме действительно есть такая икона: «Всех скорбящих Радость». Поверила она голосу из сна, попросила принести святыню в свой дом, и случилось чудо: после молебен полностью исцелилась Евфимия от болезни неизлечимой. Состоялось прекраснейшее событие 2 октября, с того момента множество чудес после молитв перед иконой происходило. Случившееся в истории сохранили, как «Сказание об иконе», написанное опосля чудесного исцеления.

Антиминс на престол, посвященный чудотворной иконе, был выдан в 1713 г. Преображенской церкви, с того времени церковь чаще называли Скорбященской, а не Преображения Господня, как это было раньше.

Находится в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке , г.Москва

Нет более высокого служения, чем нести радость скорбящим. Слово «скорбь» в старину имело более широкое значение, чем в наши дни. Под ним подразумевались не только горестные переживания, но и физические страдания от болезней, и неудачи житейского плана, и вообще всё то, что мы сейчас называем словом «негатив». Вот сквозь эти беды и невзгоды житейские, которыми полон мир, и несёт радость утешения икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

Благодать, подаваемая через иконы

Прежде чем начать о ней разговор, следует подчеркнуть один очень важный факт ― не сама икона творит чудеса и несёт людям Божественную благодать, а изображённая на ней Матерь Божья. Творит же Она это через свои образы, перед которыми мы возносим Ей молитвы. Есть среди них великие иконы, которые принято называть чудотворными. Это означает, что Царица Небесная именно на них остановила свой выбор, и Ей угодно посредством именно ниспосылать благодать. За это мы их почитаем, но молимся не им, не доскам, покрытым живописным слоем, а Той, чей святой образ на них запечатлён.

Для о которой идёт речь, использованы слова одной из Богородичных стихир (особого богослужебного текста) ― «Всех скорбящих радость». с этим названием появилась на Руси в XVII веке. Искусствоведы отмечают в её иконографии ощутимое влияние западноевропейской школы. Кроме того, следует отметить отсутствие во множестве её изводов (вариантов) единой композиционной схемы. В результате можно встретить в иконах с этим названием существенные различия.

В качестве примера можно привести изображаемых на ней святых. В самых ранних изводах эти фигуры отсутствовали и появились лишь на иконах, написанных после 1688 года. Объяснение этому следующее: в этот год икона Богородицы «Всех скорбящих радость» принесла чудесное исцеление от недуга сестре Патриарха Иоакима ― Евфимии. С этих пор началось её прославление, и в живописный сюжет стали вносить фигуры страждущих, тем самым акцентируя внимание на целительной силе образа.

Особенности общепринятой иконографической традиции

С годами сложилась традиция изображать Богородицу в полный рост, стоящую в так называемой мандорле ― вертикальном овальном сиянии. Любопытный факт: подобное изображение характерно для христианского и буддийского искусств. В таком нимбе принято изображать фигуры Христа, Богородицы и Будды. В христианской иконописи часто встречается изображение Христа в мандорле на иконах «Преображение Господне» и «Второе пришествие», а в богородичной иконографии ― на иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Помимо Богородицы и фигур, страждущих недугами, вошло в традицию изображать на иконе ангелов, творящих акты милосердия от имени Царицы Небесной. Кроме того, можно встретить многочисленные изводы с изображениями святых, стоящих по правую и по левую сторону Богородицы. Несмотря на то, что икона «Богоматерь всех скорбящих радость» появилась после церковного раскола, причиной которого послужила известная реформа патриарха Никона, она весьма распространена у старообрядцев. Особенно много появилось её списков, выполненных в белорусском селе Ветке.

История прославления иконы

Следует подробнее остановиться на истории иконы. Как было сказано выше, прославление её началось в 1688 году с исцеления от недугов патриаршей сестры Евфимии Папиной. Легенда гласит, что страдала она от незаживающей раны в боку. И вот однажды во время молитвы услышала Евфимия дивный голос, возвестивший, что исцеление ей принесёт икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

На Ордынке есть Преображенская церковь, в которой следует искать эту икону. После молитвы перед ней свершится чудо, и недуг оставит больную. Голос добавил также, что Евфимия должна будет исповедовать это чудо, прославляя имя Пресвятой Богородицы. Вскоре икону доставили к страждущей, и после молитвы перед ней рана стала быстро заживать. Произошло это 24 октября. Выполняя наказ Пречистой Девы (именно Ей принадлежал тот голос), брат Евфимии ― Патриарх Иоаким ― повелел составить молитвенную службу образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была прославляема с тех пор наряду с другими чудотворными иконами.

Среди жителей Москвы и всей России эта история получила широкую известность, что и неудивительно ― её главной героиней была сестра Патриарха. Был написан акафист «Всех скорбящих радость». Кроме уже упомянутой службы составили «Сказ об иконе», в котором подробно излагались все обстоятельства происшедшего, а царские мастера-иконописцы приступили к изготовлению списков с неё. К сожалению, так и не удалось установить, откуда попала в Преображенскую церковь икона «Всех скорбящих радость». Значение её для русского православия велико, и отсутствие сведений о её ранней истории является большим пробелом.

Создание списка с иконы и отъезд в Петербург

Дальнейшие события, связанные с чудотворной иконой, относятся к 1711 году. В этот период столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Переехала туда и царская семья. Из исторических документов явствует, что родная сестра царя Петра I ― царевна Наталья Алексеевна, уезжая в новую столицу, заказала копию с иконы «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была отвезена в Петербург. Но тут в документах появляется разногласие ― по одним источникам, на берега Невы поехала копия, а подлинник остался в Москве, другие источники утверждают обратное.

Следует заметить, что после прославления иконы Спасо-Преображенская церковь, где находился освящённый в её честь предел, стала именоваться в народе «Скорбященской» или «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Можно с полной уверенностью утверждать, что та икона, которую оставила москвичам царевна Наталья, находилась в храме вплоть до революции. Дальше начинаются загадки.

После революции церковь была закрыта, её здание использовалось для государственных нужд. Есть версия, что хранившаяся там икона бесследно исчезла в период церковного лихолетья, а образ, находящийся ныне в восстановленной церкви, ― это подаренный ей I список XVIII века. Но есть и другая версия, согласно которой подлинная икона чудесным образом пережила годы богоборчества и сейчас находится на своём прежнем месте.

Петербургская икона Богородицы

Однако перенесёмся в Петербург и проследим за той иконой, которую привезла сюда из Москвы родная сестра царя. Осталось так и невыясненным, оригинал это или копия, но, несмотря ни на что, и московская икона, и её петербургская сестра почитались в равной степени чудотворными. Это подтверждается тем, что, отправляясь в Прутский поход в 1711 году, царь приказал взять её с собой как залог небесного покровительства армии.

Царевна Наталья Алексеевна поместила привезённую ей икону в домовой церкви собственного дворца, который располагался на Шпалерной улице. В те годы там же находилось и знаменитое детище её брата ― Литейный двор, на котором отливались орудия для армии и якоря для флота. Там создавалась военная и экономическая мощь России.

Наталья Алексеевна не пожалела средств для святыни. Оклад иконы, выполненный из серебра и покрытый золотом, богато украсили фамильными драгоценностями. По установленной традиции, в него были помещены частицы мощей святых и прочие реликвии. Со временем благочестивая царевна устроила при своём дворце богодельню, к которой и отошла церковь после её кончины в 1716 году.

Почитание иконы царствующими особами

Через полвека императрица Екатерина II с особым почитанием относилась к чудотворному образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери придала ей силы в период эпидемии оспы, которая разразилась в 1768 году. Известно, что императрица одна из первых сделала прививку от этой страшной болезни себе и наследнику престола, подав тем самым пример остальным.

Он был очень важен, так как прививки в те годы являлись новшеством и были встречены в обществе со страхом и непониманием. Перед тем как решиться на подобный шаг, Екатерина II приехала в домовую церковь царевны Натальи. Молитва иконе «Всех скорбящих радость» вселила в неё уверенность. В результате прививки, сделанные по её примеру, спасли жизнь сотням людей. В знак благодарности вскоре был сделан новый, ещё более богатый оклад иконы.

В период царствования её внука Александра I домовая церковь на Шпалерной была полностью перестроена по проекту архитектора Л. Руска, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса. К этому периоду относится создание нового, третьего по счёту оклада для иконы.

Он был выполнен с необыкновенной щедростью. На его изготовление пошло почти семь килограмм золота. Кроме того, для украшения были использованы в большом количестве драгоценные камни. Фото с литографии иконы, сделанной в 1862 году, можно увидеть в этой статье. В оклад были помещены также частицы мощей многих святых. После торжественного освящения, которое было совершено митрополитом Григорием (Постниковым), оклад занял своё место.

Три списка с иконы

Надо также отметить, что в храме на Шпалерной кроме иконы, о которой идёт речь, находились ещё три сделанные с неё списка, однако они считаются утерянными. Известно только, что один из них практически не отличался по своим иконографическим особенностям от того, что привезла Наталья Алексеевна. Украшал его драгоценный оклад. В 1847 году икона была передана в собственность Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, а её место заняла копия, выполненная живописцем П.М. Шамшиным.

О двух других списках известно, что они имели свои иконографические особенности. В их композицию были включены фигуры страждущих, что говорит об их более позднем написании. Живописная манера, в которой они были выполнены, более характерна для западной школы. Одна из икон находилась в верху помещения на хорах. Её авторство приписывают известному в то время художнику Ф.А. Бронникову. Другая же была создана специально в честь пятидесятилетнего юбилея перестройки храма. Она написана на медной доске художником И.А. Тюриным.

Несколько позднее была произведена перестройка церкви, и с тех пор она получила название Скорбящинской. Также была известна как Церковь иконы «Всех скорбящих радость». Просуществовала она до 1932 года, когда вместе со многими российскими храмами её закрыли. После этого бесследно исчезла и хранившаяся в ней чудотворная икона - семейная реликвия царевны Натальи.

В Петербурге, в Спасо-Преображенском соборе, есть икона, которую многие считают именно той, утраченной при закрытии храма на Шпалерной. Но это, к сожалению, ошибочное мнение. Старинная литография, сделанная с иконы, принадлежавшей царевне, доказывает их неидентичность. Более вероятно, что в Спасо-Преображенском соборе находится тот чтимый список, который, как известно, хранился в драгоценном окладе рядом с иконой Натальи Алексеевны и был передан в собор после закрытия домовой церкви.

Икона с грошиками

Среди петербургских богородичных икон есть одна по-своему уникальная. Называется она икона «Всех скорбящих радость» с грошиками. Существует предание, что однажды, в середине XIX века, её прибило невскими волнами к берегу рядом с имением купца Куракина. От них икона перешла к купцу Матвееву, который преподнёс её в дар часовне, построенной в честь иконы Тихвинской Божьей Матери в Деревне Клочки вблизи Петербурга. Находилась часовня рядом со знаменитым Петербургским стекольным заводом.

Известность эта икона получила после страшной грозы, разбушевавшейся над городом 23 июля 1888 года. Из документов, оставшихся с той поры, известно, что удар молнии, попавшей в часовню, опалил внутренние стены и находящиеся там иконы. Больше всего пострадала кружка для сбора пожертвований — она оказалась полностью разбитой. Осталась невредимой только находившаяся в часовне икона — дар купца Матвеева. Больше того, разлетевшиеся при ударе молнии монеты непостижимым образом накрепко пристали к поверхности иконы.

Когда после грозы открыли повреждённую часовню, то обнаружили, что образ Богородицы, прикреплённый ранее в углу на шнуре, от сильного удара опустился вниз. Но самым поразительным было то, что лик Божьей Матери, потемневший от времени, сам собой просветлел и обновился. Этому чуду было много свидетелей, молва о нём быстро разнеслась по Петербургу.

Её прославление началось с того, что по повелению правящего архиерея митрополита Исидора (Никольского) начались регулярные молитвенные службы перед иконой. К этому времени относятся и сообщения о первых чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам перед этим вновь обретённым образом. Из записей явствует, что после того как 6 декабря 1890 года была совершена молитва иконе «Всех скорбящих радость», отрок Николай Грачёв 14 лет от роду получил исцеление от эпилепсии. Следующий случай зафиксирован в феврале 1891 года, когда 26-летняя Вера Белоногова, полностью потерявшая вследствие болезни горла способность говорить, вдруг обрела дар речи.

Разрушенный храм «Всех скорбящих радость» (Спб)

Благочестивый император в 1893 году отслужил молебен перед этой иконой. Через пять лет благодаря пожертвованным им финансовым средствам на специально отведённом участке возвели для неё каменный храм «Всех скорбящих радость». Высился он на набережной Невы. Однако в тридцатые годы его постигла та же участь, что и многие храмы нашей страны — он был снесён. Сейчас о нём напоминает только чудом сохранившаяся часовня.

К счастью, удалось спасти саму чудотворную икону, и теперь она находится также на Невском берегу, в церкви которую в народе за её архитектурные особенности называют «Кулич и Пасха». В честь этой иконы установлен особый день празднования — 5 августа. Кстати, своё официальное название Петербургская икона «Всех скорбящих радость» с грошиками получила по личному указанию Патриарха Алексия II в 1998 году. На всех сделанных с неё впоследствии изображались краской.

Списки, прославившиеся чудесами

Известно, что многими чудесами прославились не только иконы, о которых уже упоминалось в данной статье, но и сделанные с них списки. По своему иконографическому типу эти иконы часто повторяют как московскую, так и петербургскую икону. Они находятся в разных концах страны, но предания о явленных ими чудесах становятся всеобщим достоянием.

Следует подробнее на этом остановиться. Самая известная из этих икон — Решнёвская. Её название происходит от села Решнёв, где для неё был специально выстроен храм «Всех скорбящих радость». По преданию, эту икону получила от странствующего монаха благочестивая и богатая помещица — М. Савич. На её средства и был построен храм.

Предание гласит, что в день его освящения свершилось чудо — по молитвам матери получил исцеление отрок, страдавший параличом. Сама эта икона несколько отличается от прочих икон подобного типа. Она почти полностью копирует «Иверскую Богоматерь», тем не менее, среди местных жителей и вообще среди своих почитателей именуется как икона «Всех скорбящих радость». Значение её для верующих состоит в ощущении реальности заступничества и помощи, ниспосылаемых Пресвятой Богородицей.

Списки иконы, прославившиеся в больницах и тюрьмах

Вот уже несколько столетий икона «Всех скорбящих радость» помогает больным, потерявшим всякую надежду на выздоровление. Примером этого является образ, находящийся в больнице, принадлежащей Киево-Печёрской лавре. Предание гласит, что пожертвовал туда икону основатель больницы ― князь Николай Святоша, позже прославленный в лике святых. Далее предание повествует, что больничный сторож не раз становился свидетелем того, как в больницу наведывалась никому не известная женщина, и те больные, к кому она подходила, вскоре выздоравливали. Был там и один монах, страдавший неизлечимой болезнью и готовый уже закончить свой земной путь. И вот однажды над его изголовьем в лунном свете появился отчётливый образ Богородицы. Больной увидел её и вскоре исцелился.

С давних времён в Вологде в тюремной больнице находилась чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Значение её и там оценили. Люди, попавшие по своей вине или в силу обстоятельств за решётку, как никто другой нуждаются в помощи и заступничестве Пресвятой Богородицы. Жители города, почитавшие икону, сделали для неё серебряный с позолотой оклад и выносили на каждый крестный ход. К сожалению, этот чудотворный образ не сохранился до наших дней, бесследно исчезнув в годы революции.

Икона из Воронежа

Воронежская Богословская церковь также известна своей чудотворной иконой. Существует предание, что один из приближённых Петра I, проплывая в лодке по реке Воронежу, отказался причалить к берегу возле храма и поклониться находящейся в нём иконе. Он даже позволил себе весьма дерзостно выразиться по этому поводу. Однако разразившаяся вскоре буря, угрожавшая жизни и самого вельможи, и его свите, заставила его раскаяться в опрометчивых словах и, причалив к берегу, поспешить в храм. После того как он приложился к иконе, буря чудесным образом прекратилась. Эта икона почитается как чудотворная. Существует много свидетельств об исцелениях, происшедших по молитвам перед ней.

Трудно перечислить все чудотворные списки с этой благодатной иконы. Их всегда почитали, для них строили храмы и часовни. Такая часовня «Всех скорбящих радость» была построена в Петербурге в 1915 году. Предназначалась она для помощи психически больным детям и строилась под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. После революции она была закрыта и вновь освящена лишь в 1990 году.

Нельзя не вспомнить и список иконы, находящейся в Тобольске. Сведений о его создании немного, но искусствоведы полагают, что его написание можно отнести к концу XVI века. В храме эта икона была выставлена в драгоценном окладе и украшена многочисленными кольцами, крестами и привесами, пожертвованными прихожанами по случаю дарований помощи по молитвам. Характерно, что в особом почёте она была у городских купцов, среди них считалось залогом удачной коммерции пронести её по торговым рядам. К сожалению, эта икона не сохранилась до наших дней. Как и многие другие, она пропала в период революции.

Многие верующие люди в своих домашних собраниях имеют этот замечательный образ. Иконы в квартире всегда создают особую атмосферу. Даже люди, не отождествляющие себя с религией, ощущают исходящую от них благодатную энергию. Она действует независимо от нашего восприятия. Но если сердце человека согрето верой в Бога, то иконы становятся по истине чудотворными.

Похожие публикации