Беседа фрукты полезные продукты в средней группе. Конспект занятия-беседы «Овощи и фрукты. Я на грядке самый злой

«Овощи и фрукты - полезные продукты!»

Цель: Формирование представлений детей о полезной пище ; об овощах и фруктах , полезных для растущего организма детей.

Задачи :

Обучающие :

1. Формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С.

2. Различать витаминносодержащие продукты питания ( овощи , фрукты ) .

3. Познакомить, как витамины влияют на организм человека.

4. Активизировать употребление в речи существительные с обобщающим значением ( овощи , фрукты ) .

5. Узнавать овощи и фрукты с участием различных анализаторов.

6. Вызывать интерес и потребность к правильному питанию.

Развивающие :

    Развивать мышление, память, речевые способности детей.

    Развивать познавательный интерес; восприятие детей.

    Активизировать словарь.

Воспитательные :

    Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью,

самостоятельность, выдержку.

Предварительная работа: дидактические игры на повторение материала, чтение стихов и рассказов о фруктах и овощах, беседы о пользе овощей и фруктов.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением продуктов питания; картинки с изображением различных фруктов и овощей; овощи и фрукты(целые и нарезанные на дольки),сказочный персонаж Незнайка, корзинки.

ХОД: 1.Организационный момент: В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это? (Незнайка). Давайте с ним познакомимся. Д/игра «Назови ласково свое имя».

В: Незнайка принес нам подарки. Все они в корзине. А узнаем, что принес нам Незнайка, когда отгадаем загадки(яблоко, лук, лимон, огурец, картофель, морковь, свекла).

Я – крепкое, хрустящее,

Чудо настоящее.

Желтое и красное –

Кожица атласная.

А ещё румяное

Детям всем желанное!(яблоко)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Сложно без неё прожить –

Борщ уж точно не сварить

И не сделать винегрета,

Чтоб был красного он цвета. (Свёкла)

Всем его полезно есть,

Он помощник при простудах,

С ним вкусней, острее блюда.

Отломи скорей зубок – узнаёшь его? (Чеснок)

(отгадываем загадку – достаем овощи и фрукты, помогаем Незнайке рассортировать их).

В: Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи).

А что у нас лежит в вазе? (фрукты)

В: Ребята, расскажите Незнайке, для чего нужны овощи и фрукты?

Д: Овощи и фрукты нужны для того, чтобы кушать, готовить вкусную еду,

укреплять здоровье человека витаминами.

Мы- витамины- не таблетки

И не вкусные конфетки!

Мы живет в продуктах ,

Овощах и фруктах .

Мы несем здоровье вам,

Помогаем тут и там.

В:А сейчас послушаем,что расскажет нам Незнайка о витаминах.

Н: Витамины бывают в таблетках. Вот такие. А еще они живут в разных продуктах. Особенно витаминов много в овощах и фруктах, что делает их вкусными и полезными. Витаминов много, у каждого есть свое имя, все они важные, но самые главные из них – это витамины А, В, С.

В: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубки, вам нужен витамин А (дети называют овощи и фрукты, в которых есть витамин А).

В: Витамин В помогает работать самому главному нашему органу – сердцу. Он улучшает настроение. Если вы часто плачете, вам нужен витамин В(называем картинки).

Витамин С – это витамин здоровья. Он укрепляет весь организм, помогает защититься от простуды, быть бодрым. Если часто болеете, вам нужен витамин С(показываем и называем продукты)

Физминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот (маршируют на месте)

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить, (показывают, как крошат)

Грушу будем мы рубить, (показывают, как рубят)

Отожмем лимонный сок, (показывают, как отжимают)

Слив положим и песок. (показывают, как кладут, насыпают сахар)

Варим, варим мы компот, (поворачиваются вокруг себя и хлопают в ладоши)

Угостим честной народ.

В:А сейчас, ребята, Незнайка приглашает нас в свою любимую страну «Игралию». Давайте поиграем в игру « Отвечай быстро»:

1.Где растет тыква?

2. Что можно приготовить из картофеля?

3.Из чего можно приготовить салат?

4. Угадайте- круглый, красный, добавляем в салат(помидор).

5. Какие овощи нужно чистить перед употреблением?

6. Какие овощи можно есть сырыми?

7.Что готовим из фруктов?

В: Игра « Какой?»:

Сок из малины – малиновый сок.

Сок из яблок –

Сок из груш –

Сок из слив –

Сок из апельсинов –

В: А сейчас мы поиграем в игру « Угадай – ка»: на ощупь определяем овощи или фрукты, рассказываем, что можно из них приготовить.

В: Очень любит Незнайка игру « Угадай на вкус». Давайте поиграем!

В: Итог: ребята, все овощи и фрукты очень полезны и витамины в них крепко дружат. Витамины необходимы для здоровья человека. Поэтому надо больше есть овощей и фруктов. Особенно детям, чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми. Давайте вспомним пословицы о витаминах и здоровье:

    Овощи и фрукты, хлеб да вода – здоровая еда.

    Яблоко на ужин – и врач не нужен.

    Съешь и морковку, коль яблока нет.

    Кто дружит с овощами и фруктами да чистой водой, того болезни обходят стороной.

В: Прощаемся с Незнайкой.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить и конечно фрукты.

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

Зачем нам нужны фрукты и овощи? Основы здорового питания!

С самого детства мы только и слышим – нужно есть свежие фрукты и овощи, в них много витаминов, они очень полезные. А почему? Этого никто не объясняет. Давайте разберемся, что нам это дает, и в чем состоит польза овощей и фруктов.

1. Поднимают настроение

Фрукты и овощи сродни шоколаду – содержат вещества (селен и фолиевую кислоту), которые способствуют выработке эндорфинов. Если что-нибудь не задалось – съешьте яблоко или банан, и настроение улучшится.

2. Дарят бодрость

Фрукты и овощи содержат много воды – одновременно спасают и от голода, и от жажды, быстро усваиваются. Если нужен заряд бодрости – лучшего решения не найти. Поэтому утренний завтрак так полезно начинать с фруктов – и настроение поднимут, и энергией зарядят.

3. Добавляют витаминов

Сколько фармацевты ни бьются над созданием супервитаминок, а идеального баланса найти не могут. Невозможно в одной таблетке уместить витамины так, чтобы все они полностью усваивались! С овощами и фруктами такой проблемы не возникает – все гармонично, все усваивается.

4. Помогают похудеть

Овощи и фрукты содержат море клетчатки, которая почти не содержит калорий, но дает ощущение сытости. Поэтому их можно есть в любом количестве и не бояться лишнего веса – ему при таком рационе неоткуда будет взяться. Вдобавок клетчатка, словно липкая лента, собирает вредные химические вещества и канцерогены и выводит их из организма.

5. Спасают от холестерина

Ничто так не страшно для сердечно-сосудистой системы, как избыток холестерина. Снизить его уровень в крови тоже помогут фрукты и овощи. Холестерин попадает в организм с животной пищей и вырабатывается печенью. В растительной пище холестерина нет, зато в ней есть пектин, который помогает выводить вредный холестерин из организма.

6. Продлевают молодость

Помните молодильные яблочки из сказок? Так вот – они существуют. Фрукты и овощи содержат антиоксиданты, которые помогают обновляться клеткам организма и предотвращают окисление органических соединений – попросту говоря, позволяют вам быть моложе и свежее.

7. Делают умнее

Овощи и фрукты помогут сохранить ясность ума и отличную память: недавно опубликовали результаты исследования, в котором выяснили, что 6–8 фруктов и овощей в день помогают лучше запоминать и решать математические задачки.

А еще фрукты и овощи спасают от заболеваний мозга: в знаменитой книге «Китайское исследование» пишут, что три порции фруктов и овощей каждый день помогут снизить риск инсульта. Одна порция – это, к примеру, 1/2 чашки персиков, 1/4 чашки томатного соуса, 1/2 чашки брокколи или одна картофелина. Полчашки – это немного.

8. Защищают от болезней

Ученый Колин Кэмбелл 20 лет искал взаимосвязь между болезнями и питанием. Проверил рацион миллионов людей и доказал – фрукты и овощи лечат лучше любого доктора. Аргумент. И чем больше их в вашем рационе – тем ниже риск заболеть раком, диабетом и прочими страшными болезнями. Факт.

9. Экономят время

Потому что их практически не надо готовить. Конечно, есть картофель сырым не стоит, но большинство фруктов перед едой достаточно просто вымыть.

И в конце концов, фрукты и овощи – это просто очень вкусно!

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация»,«Здоровье», «Безопасность».

^ Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей, формирование культуры питания.
Задачи:

Воспитательные.

Воспитывать у детей потребность быть здоровым.(Здоровье. Безопасность.)

Воспитывать потребность в речевом общении со сверстниками и взрослыми. (Коммуникация)

Воспитывать желание прийти на помощь сверстнику.(Социализация)

Воспитывать аккуратность, чистоплотность. (Здоровье. Безопасность)
Развивающие.

Развивать логику, мышление, внимание, память. (Здоровье)

Развивать любознательность, наблюдательность. (Познание)

Развивать потребность высказывать своё мнение. (Коммуникация)

Разви -Развивать способность рассуждать и объяснять причинно-следственные связи. Св св. (Коммуникация)

Развиват - Развивать умение поддерживать диалог. (Коммуникация)

Развивать умение работать в коллективе. (Социализация)

Развивать моторную координацию. (Здоровье)
---Обрз Образовательные.

Познакомить детей с понятием «витамины».

Познакомить с условными обозначениями витаминов (А, В, С,Д)

Продолжать формировать представления о пользе витаминов для организма

человека.

Формировать у детей понимание того, что здоровье зависит от правильного

питания – пища должна быть не только вкусной, но и полезной;

Закрепить знания детей о правильном и рациональном питании.
^ Предварительная работа:

Беседы о здоровье и здоровом образе жизни,

Рассматривание иллюстраций,

Изучение пословиц о еде,

Изучение правил приёма пищи,

Заучивание стихотворений,

Лепка овощей, фруктов.

^ Методы и приемы.

Словесные:

- рассказ воспитателя о витаминах и их обозначении,

Беседа «Чем полезны овощи и фрукты,

Беседа «Для чего мы едим»,

Художественное слово – стихотворение,

Использование пословиц,

Дидактическая игра « Полезное - неполезное».

Беседа о гигиене, правилах безопасности во время работы.

Наглядные:

Рассматривание картинок с изображением фруктов и овощей,

Рассматривание фруктов,

Показ способов действия,

Показ схемы и буквенного обозначения витаминов,

Практические:

- динамическая пауза,

Дидактическая игра «Полезное – неполезное»,

Приготовление салата,

Дидактическая игра « Идем в магазин»,

^ Материалы и оборудование:

Мольберт, магнитная доска;

картинки с изображением продуктов;

вырезанные из цветной бумаги буквы А,В,С,Д;

схема с изображениями продуктов питания и названиями витаминов, которые в них содержатся;

3 корзинки, салатница, 2 разделочные доски, 2 маленьких ножа, салфетки, полотенце, фартуки и колпаки (по количеству детей, занятых приготовлением салата);

продукты: банан, киви, яблоко, груша, небольшой вилок капусты, луковица, морковь, картошка, молоко в коробочке, йогурт без добавок для заправки салата,

любое зерно в пакете.
^ Непосредственно образовательная деятельность.

Дети, мне сегодня пришло письмо от нашего давнего друга Карлсона.

Он пишет, что не сможет прилететь к нам на праздник, так как плохо себя чувствует. Недавно Карлсон был в гостях и съел много вкусных конфет. Теперь у него болит живот, у него совсем нет сил. А еще он просит у нас совета, как же правильно питаться,чтобы быть здоровым. Но прежде чем мы ему ответим на письмо, давайте разберемся, что такое правильное питание.

Что вы любите есть больше всего?

(сладости, фрукты, соки, чипсы, морковку, т.д.)

Для чего мы едим?

(Человек питается, чтобы жить, расти, быть сильным.)

Да, с пищей мы получаем все необходимые вещества для роста, энергию для движения.

Но сначала нам надо разобраться, что такое полезная здоровая пища.

Мы уже с вами много говорили о здоровье, давайте вместе вспомним, что нужно делать, чтобы всегда чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым (Заниматься физкультурой, гулять, чистить зубы и т.д.).

Молодцы, вы все назвали правильно, но оказывается, чтобы быть здоровым нужно еще и правильно питаться. Ребята, любая пища готовится из продуктов, а продукты могут быть полезными и не очень полезными.
-Скажите, пожалуйста, какие полезные продукты вы знаете?

(фрукты, овощи, каша, хлеб и др.)

А вы знаете, в чём разница между здоровой пищей и вкусной?

(Вкусная еда бывает вредной.)

Давайте поиграем в игру. Она называется «Полезное -неполезное».

Посмотрите на картинки, на них изображены разные продукты питания.

Подумайте, каких можно разделить и почему.Вы можете приступить к выполнению задания.

(Дети выполняют задание, а затем рассказывают, мотивируя свой выбор.)

-Хорошо, вы справились с заданием.

А знаете ли вы, что в продуктах есть очень важные для здоровья вещества –

витамины.

Мы с вами знаем стихотворение, давайте его расскажем.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

Кто знает, для чего нужны витамины?

(ответы детей)

Я вам хочу рассказать немного о витаминах.

Посмотрите, на доске схема с изображениями разных продуктов, в которых есть

витамины и буквы. Витамины обозначаются буквами А, В, С, Д). Их гораздо

больше, но сегодня я расскажу о витаминах, которые обозначены на схеме.

Витамин А – он очень важен для зрения и роста. Его много в моркови, сливочном масле, яйцах, помидорах, петрушке.

Витамин В - помогает работать нашему сердцу, помогает организму бороться с разными болезням. Его много в семенах подсолнуха, в печёнке, в мясе, в свежих помидорах, в фасоли, в яйцах, хлебе, в молоке.

Витамин С – укрепляет весь наш организм, защищает от простуды и других болезней. Когда его мало в пище, человек слабеет. Этот витамин есть в свежих фруктах - в апельсинах, грейпфруте, лимонах, хурме и бананах, а также в сырых овощах - помидорах, жёлтой репе, моркови, капусте, луке, чесноке.

Витамин Д - делает наши ноги и руки крепкими, этот витамин предохраняет от размягчения костей. Он содержится в свежих яйцах, рыбьем жире и сырой капусте. Много его в молоке.

Витаминов много и каждый из этих витаминов очень важен для нас.

У каждого из нас есть любимые блюда. Но не забывайте: чтобы быть сильным и здоровым, красивыми и умными, надо питаться разнообразной пищей, а не только тем, что нравится.

А сейчас я предлагаю сходить вам в наш магазин и купить продукты, которые пригодятся для приготовления овощного супа, компота и каши.

Для этого мы разденемся на три команды. Одна команда выберет продукты для приготовления овощного супа, другая - для каши, третья- для компота.

(Дети выкладывают выбранные продукты на разные столы и объясняют свой выбор.)

Вы уже знаете, что есть правила поведения в транспорте, на улице, правила дорожного движения. А сейчас мы с вами повторим правила питания.

(1. Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

2.Надо питаться продуктами, которые полезны для здоровья (обязательно есть овощи и фрукты)

3. Есть надо не много. Переедание вредно для организма.

4. Во время приема пиши не разговаривать

5.Пищу нужно хорошо прожевывать.

6. Полоскать рот после еды

7. Нужно завтракать, обедать и ужинать в одно и те же время.)

Мы с вами говорили о правилах питания.

И для чего же они нужны? (Быть здоровыми,чтобы еда приносила пользу, т.д.)

Да, чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу, нужно обязательно соблюдать правила питания.
-Давайте вспомним с вами пословицы о еде и правилах питания.

(«Кто долго жуёт, тот долго живёт»?

«Когда я ем, я глух и нем.»

«Гречневая каша- матушка наша»

«Хлеб ржаной- отец наш родной.»)
^ Динамическая пауза «Фрукты».

Будем мы варить компот. (Маршировать на месте.)

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут,

насыпают песок.)

Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя.)

Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши.)

А сейчас я хочу научить вас делать полезный для здоровья салат. Назовите, что вы видите на столе?(Банан, апельсин, киви, яблоко.) -Как можно все назвать одним словом? (Фрукты.) - Для того, чтобы у нас получился салат, нужно все фрукты порезать. Мне нужны помощники. - Прежде чем мы начнем готовить салат, нужно…(помыть руки, надеть фартук и колпак.) - Фрукты мы можем сразу порезать? (Нет. Надо их вымыть.) - Почему? (На них могут быть микробы.)

Как нужно пользоваться ножом? (Осторожно.)

Почему? (Чтобы не порезаться самому и не поранить других.) (Дети моют фрукты и помогают воспитателю делать салат)

Заправим его не сладким йогуртом. Мы уже знаем, что он полезный.

Вот и готов наш салат. Как же мы его назовём? (Фруктовый, витаминный, разноцветный, вкусный, т.д.)

Итог.

У нас получился прекрасный салат. Все потрудились на славу. Мы вместе его попробуем.

Что нового вы узнали сегодня о еде? (Еда может приносить пользу или вред. Нужно есть полезную еду.)

Что делает еду нашу полезной? (Витамины.)

О каких витаминах вы узнали? (А, В, С, Д.)

Чтобы полезные вещества усвоились, какие правила нужно соблюдать? (Называют правила.)

Чему вы научились? (Делать салат из фруктов.)

Что вам понравилось? (Высказывают свое мнение.)

«Витамины на грядке — здоровье в порядке»

(помидоры и лук вместе идут).

Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье — сберегающий.

Вид проекта: групповой. Участники дети средне — старшей группы, родители, воспитатель.

Продолжительность проекта: февраль — июль

Цель: Углубление естественнонаучных познаний детей, привлечение знаний из разных областей. Расширить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет).Дать расширенное понятие о природных витаминах необходимых для здоровья. Формировать трудовые умения и навыки. Развитие творческого мышления, исследовательских навыков в практической деятельности.

Задачи: 1. «Познание» — Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы,получать трудовые знания и навыки,

— Формировать представление о натуральных витаминах, их пользе для здоровья человека, содержание тех или иных витаминов в овощах помидорах и луке.

— Уточнить роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья человека.

2. « Здоровье»

— Формировать представление о здоровом образе жизни.Влияние питания на здоровье человека.

3. «Коммуникация»

— Формировать и обогащать словарь детей, развивать коммуникативныеспособности.

4. «Художественное творчество» (лепка, рисование, аппликация)

— Развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус.

5. «Чтение художественной литературы»

— Формировать интерес детей к художественным произведениям. Подбор литературы из истории витаминов.

6. «Музыка»

— Развивать музыкально – художественную деятельность.

7. «ОБЖ»

— Определить роль натуральных витаминов в сохранении здоровья.

— Развивать умение безопасного пользования орудиями труда.

8. «Труд»

— Вызвать у детей интерес к созданию огорода и принятие участия в его создании.

Актуальность проекта: Приобщение детей к здоровому образу жизни. Привитие основ здорового питания. На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети во время обеда на край тарелки откладывают варёные овощи (лук и помидоры).

Этапы реализации проекта:

1. Этап – подготовительный

*Беседа с детьми по теме проекта.*Диагностика детей

*Анкетирование родителей. Анкета

*Обсуждение цели и задач,обоснование,предсказание путей реализации проекта со всеми участниками проекта.

*Подборка и изучение необходимой литературы

*Подборка материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.

2. Этап — основной (практический)

* Внедрение в воспитательно – образовательный процесс инновационных и эффективных методов и приёмов по расширению знаний о полезности дляздоровья и происхождении овощей помидор и лука.

*Заготовка материалов для создания огорода на окне.

*Посев и семян и посадка луковиц.

*Полив, уход за растениями

* срыв первого урожая лука — экологический праздник «Огородные приключения»

*Выставка детских работ / рисунки,лепка / «Что мы вырастим»

*Создание фотоальбома «Как мы потрудились»

*Разработка и накопление методических материалов,разработка советов по теме проекта

3. Этап — заключительный

*Обработка результатов по реализации проекта.

*Итоги диагностики.

*выставка книг, памятки.

*Анкетирование родителей.Анкета

*Совместно с родителями развлечение.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

*Создать необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни овощей и их влиянии на здоровье людей, развитии у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

*Повысить заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о растении, а главное о здоровье детей и взрослых. Желание помогать в начатом деле.

*Вырастить на грядках полезные овощи.

*Проявить желание у детей есть овощи в людом виде (сырые,жаренные, варённые).

*Привлечь всех родителей в реализации проекта.

Мероприятия

1 . Беседы : «Овощи это витамины»; « Лук от семи недуг»; «Помидор – золотое яблоко»; «Что вкуснее таблетки или овощи?» ; «Лук, в твоих объятьях, проходит всякая болезнь»; «Будем есть овощи в любом виде»; «Послушаем доктора» (февраль-июль)

2. НОД «посев семян помидор» ; «посадка лука для зелени»;- познание:ИЗО «Овощи на тарелочке» — лепка; «Наш огород»- рисование; «сколько овощей на грядке» — аппликация.


3. Работа с родителями:
Круглый стол «воспитание любви к овощам» «витамины круглый год».(март, май, июнь). Анкетирование родителей до и после проекта / -социализация..


4. Консультация для родителей
«Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию овощей»


5. Совместно с родителями
: приготовление блюд из овощей, составление своего рецепта.

6. Наблюдение: за всходами и ростом помидор, за прорастанием лук,что необходимо для роста и развития растений? (теплосвет,вода) – познание.(март-апрель)



7. Уход за огородом:
полив, рыхление, прополка сорняков-труд (в течении всего вегетационного периода)

8. Разучивание песен по теме проекта , музыкально – двигательных игр –музыка.


9. Изготовление листовок
«огород круглый год»-ИЗО

Обед без овощей — — праздник без музыки!
Зелень на столе — Здоровье на сто лет!

Какова еда и питьё — Таково и житьё!

10. Фотоконкурс: «Заготовка земли в ящики для посева»,«Посадка луковиц – на перышки», «Посев помидор, рост растений», «Подготовка грядок –посадка овощей» -уход за огородом; конечный результат.

11. Выставка: рисунков и поделок.

12. Экологические игры

«Исправь ошибку художника»

Цель: учить различать корешки и вершки овощей.

Материал: карты с изображением корешков и карты с изображением вершков.

Ход: дети должны найти ошибку и исправить её.

«Помоги растениям»

Цель: Способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенноему помочь.

Материал: карточки с изображением растений с листьями,которые повяли и растений создоровыми,красивыми листьями.

Ход: ведущий спрашивает «как помочь растению», ответы детей (подрыхлить землю, полить,протереть пыль с листвы, пожалеть).

«КОМУ НУЖНА ВОДА»

Цель: Закрепить знания детей о том,что вода нужна всему живому

Материал: большие карты с изображением (в центре) воды. Маленькие карты с изображением животных, человека, растений.

Ход: дети должны выложить по кругу маленькие карточки и назвать, кому нужна вода.

«Советы Айболита»

Цель: Воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью.

Материал: Карточки с изображением солнца, воздуха, овощей, зелени, фруктов.

Ход: Ведущий поднимает карточку с картинкой и спрашивает: «Чем полезен этот овощ?» Дети отвечают. Побеждает тот,кто дал больше всего правильных ответов.

«Опиши, мы угадаем»

Цель: Учить описывать предметы и находить их по описанию.

Материал: овощи корзина.

Ход: Ребёнок выходит за дверь,а остальные составляют описание одного из овощей. Когда водящий возвращается, один из детей рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.

13. Подвижные игры : «Найди свою пару»: «Найди свой цветок здоровья по запаху»; «дождик в огороде».

14. Чтение художественной литературы: по теме проекта

15. Пословицы,поговорки,загадки фольклор считалки: «Лук от семи недуг» ; «Лук в твоих объятиях проходит всякая болезнь», « Помидор – взрослым и детям, больным и здоровым» ;

Сидит баба на грядках, вся в заплатках,

Кто заплатку оторвёт, всяк заплачет и уйдёт. (лук)

Носил мальчик зелёный кафтанчик,стал паном —

Обзавёлся красным кафтаном. (помидор)

Раз Лучок, два лучок,три,четыре,пять.

Шесть лучок,семь лучок, посчитай ещё дружок.

Раз, два — помидоры три, четыре лук крошили

Пять,шесть картошка есть семь, восемь суп мы просим

Девять, десять – съели вместе.

16. Исследовательская деятельность: Наблюдение процесса закладки земли, посев помидор, лука, появление всходов,полив, пересадка в грунт, уход за растением, получение результата.

17. Экологический праздник: «Огородные приключения»; День здоровья «Цветок здоровья»

Я- приправа в каждом блюде

и всегда полезен людям.

Угадали?Я-ваш друг.

Я-простой зелёный лук!

Консультация:

«Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию овощей помидора и лука. / Средне — старшая группа/

1. Викторина: /вопросы к детям и родителям /.

— Отгадайте по загадке растение и найдите его;

— Назовите растение и расскажите, какой уход оно требует?

— Знаете ли о его пользе? есть ли в нём витамины?

Любите ли вы их употреблять в пищу в варёном, сыром виде?

— Если нет, то почему?

Придумайте нежные слова своему растению;

— Расскажите стихотворение, поговорку,пословицу, потешку, считалку. /дети уходят /.

2. Работа с родителями

— Поговорить с родителями о том,что многие дети не любят варёные и пареные лук и помидоры и выкладывают во время еды их на край тарелки.А это не эстетично и неправильно.

— выработать совместный план по привитию любви к овощам.

— Начать работу с создания огорода на окне, привлечь детей к его созданию.

— посоветовать родителям ненавязчиво поговорить с детьми о пользе овощей собрать как можно больше информации о них.

— не заставлять детей кушать против их желания, это вызывает негатив.

Поблагодарить родителей за активное участие

Памятка для родителей

А вы знаете?

ЛУК – оценили по достоинству ещё задолго до нашей эры. Древние египтяне так высоко ценили его,что изображали на своих памятниках. С давних пор лук славится своими лечебными свойствами. «Лук от семи недуг». И это совсем не мистика. Подмечено, что даже один запах лука отгоняет от человека болезни. В наше время это мнение подтвердилось замечательными открытиями отечественных учёных – биологов. Если вам неприятен запах лука,стараётесь использовать его в мелко нарезанном виде, посыпайте им первые и вторые блюда. Съев лук,прополощите рот тёплой водой или добавьте в воду немного зубного эликсира.Чтобы избежать неприятного запаха лука, можно заедать его листьями петрушки и грецкими орехами. Так, во всяком случае,поступали многие древние римляне, съедая свою ежедневную порцию лука. В том,что лук необходим взрослым и детям,нет никакого сомнения. И в первую очередь потому,что он богат фитонцидами. Фитонциды угнетают развитие всех известных болезнетворных для человека бактерий и грибов. Лук первое домашнее лекарство при заболевании простудой,гриппом. Вдыхание паров лука хорошо помогает при кашле,ангине,кашица лука быстро излечивает насморк. Лук используется и в качестве противоглистных домашних средств. А так же при нарывах и фурункулах.

Пользуются луком и для укрепления волос. Сок лука втирают в корни волос рекомендуется завязать голову на 2-3ч, затем промыть голову шампунем. Волосы приобретают красивый блеск,становятся мягкими шелковистыми.

Применяют лук и для предупреждения появления морщин на лице, и для удаления уже появившихся. Лук помогает избавиться от головной боли.

Словом, лук — это растение, которое служит нам и пищей и лекарством.

Памятка для родителей

Помидоры ещё 100лет тому назад выращивали в горшках на подоконниках как комнатный цветок.Сейчас помидоры распространены по всему земному шару. В больших количествах выращивают и у нас в стране.

Помидоры очень полезны прежде всего высоким содержанием органических кислот. Полезны помидоры и вследствие невысокого содержания в них пуринов. Вот почему этот овощ можно рекомендовать практически всем — и взрослым, и детям, больным и здоровым.

В помидорах содержатся витамины С. В1 ,В2 ,Р,К, каротин, сахар, фосфор, железо. Помидоры консервируют зрелости – зелёная, молочная, бурая, розовая, красная. Так вот,в красных помидорах самое большое количество каротина.

В помидорах довольно много калия,которому принадлежит важная роль в поддержании нормальной функции сердечно – сосудистой системы.

Помидоры в отличие от многих овощей обладает нежной клетчаткой, которая благоприятно влияет на жизнедеятельность полезной кишечной микрофлоры, способствует снижению гнилостных процессов в кишечнике, выведению из организма избыточного количества холестерина и вместе с тем оказывает благоприятное действие на процессы пищеварения.

Но и это ещё не всё. Помидоры усиливают специфический иммунитет к возбудителям воспаления лёгких – пневмококкам, кишечных инфекций – сальмонеллам, дизентерии. Фитонциды помидоров проявляют противогрибковую активность. Задерживая развитие опасных для человека микроскопических грибов.

Помидоры- служат нам и пищей и лекарством.

Итоги проекта:

В ходе проекта у детей возник интерес кжизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, осуществляют уход за растениями, каковы плоды на вкус, какие витамины содержатся в овощах, как они влияют на здоровье людей и как здоровое питание влияет на человека.

С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость.

Совместная работа с родителями показала результат — активное участие в создании огорода, в проведении выставок, в создании фото альбома в празднике «Огородные приключения», день здоровья «Цветок здоровья».

Активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много загадок, стихотворений, поговорок, пословиц об овощах.

Какой восторг и гордость были у детей когда они собирая урожай понимали, что это они сами вырастили овощи, отличные на вкус и необходимые для здоровья.

А главное дети поняли что всё, что приготовлено из овощей нужно кушать потому, что это полезно и необходимо.

Работа над проектом показала, что дети с желанием и интересом принимали участие в работе длительного проекта.

Литература

1.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

2. С.М.Мартынов « Овощи +фрукты +ягоды»= Здоровье.

3.О.С.Соломенникова « Формирование элементарных экологических представлений».

4. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»

воспитатель 1 квалификационной категории

МБОУ «Проточненская ООШ»

с. Проточное, Лиманский район, Астраханская область,

Методическая разработка.
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы

Когда овощи могут помочь,
а когда могут навредить нашему здоровью

Кузнецова Ирина Владимировна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад 64 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга

Цель: Развитие познавательного интереса к миру природы и к своему здоровью.

Программное содержание:

  1. Формировать представление о нитратах.
  2. Рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью.
  3. Закреплять умение детей загадывать загадки по картинкам.
  4. Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах питания. Игры «Витаминные домики», «Органы чувств», «Зернотерапия».

Рассматривание иллюстраций: «прогулка по лесу», компьютерная презентация «Как выращивают овощи».

Беседа с детьми о том, что фрукты и овощи содержат витамины А,Б,С и обсуждение для чего они нужны человеку с использованием наглядно- демонстрационного пособия «таблица витаминов».

Пособия.

  1. Кукла - самоделка Витаминоед(который любит витамины)
  2. Карточки с изображением овощей.
  3. Таблица для воспитателей о нитратах в определенных частях овощей.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Часть 1.

Дети входят в группу . С плачем в группу приходит Витаминоед.

Витаминоед: - Я только что из больницы. А ходил я туда из-за того, что у меня появилась слабость, заболел живот, испортилось настроение. Врач меня осмотрел и сказал, что вместе с моими любимыми овощами я наелся каких-то нитратов. Но как они попали в овощи? Ведь я выращивал свои овощи и фрукты в хороших условиях, подкармливал их удобрениями, мыл перед тем, как съесть. Так откуда взялись там нитраты и что это такое?

Ребята, вы знаете?

Дети : - Нет.

Воспитатель: - А как вы думаете, на что она похожи? и где живут?

Дети : - В овощах и фруктах.

Воспитатель: - Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма. Поэтому человек старается вырастить их на огороде или подоконнике. Но овощам и фруктам, также как человеку, нужно питание. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?

Дети: - Навозом, золой, удобрениями - поливают, посыпают, кладут в землю.

Воспитатель : - Да, все это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладет в землю слишком много этой подкормки и удобрений. Тогда лишние удобрения откладываются в растениях и называются нитратами.

Если нитратов в растении очень много, то это становится опасным для человека.

Подвижная игра «Поезд».

2 часть.

Воспитатель: Мы приехали с вами на дачу к Витаминоеду. Посмотрите на его огород

А теперь слушайте и запоминайте, в какой части овощей содержится больше всего нитратов и что нужно сделать, чтобы они не попали в наш организм и не нанесли ему вреда.

Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь. (загадывает загадку о капусте.

Дети : - Капуста

Воспитатель : показывает картинку с изображением капусты.

Капуста нас не только кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к больной голове, она перестаёт болеть, а сушеная капуста исцеляет раны.

Как же правильно употреблять капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов?

Дети: -

Воспитатель : - В зеленых листьях и в кочерыжке. Поэтому перед едой их следует замочить в теплой подсоленной воде.

Вызывает следующего ребенка и загадывает загадку о луке.

Это лук.

Показывает картинку с луком.

Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза вдень. А сок с медом хорош для лечения кашля.

А как вы думаете, где нитраты находятся в луке?

Дети:

Воспитатель : - Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать (показывает как).

Вызывает еще одного ребенка и загадывает загадку об огурце .

Это огурец.

Показывает картинку с огурцом.

А как вы думаете, в огурце бывают нитраты?

Дети:

Воспитатель: - Огурец очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить.

Воспитатель: - это ягоды.а как вы думаете,где в них больше всего содержится нитратов?

Мы разрежем арбуз и дыню на кусочки и рассмотрим их. Мы увидеть этого не можем, но больше всего нитратов содержится в мякоти около корочки этих ягод. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.

Мы все с вами любим зелень. Назовите ту, которую вы знаете, и какую пользу она приносит?

Но она тоже может содержать нитраты в своих листьях.для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.

Игра - массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний:

Вот идет лиса

(скользящими движениями растирать ладони).

хвост красивый у лисы

(Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз)

Со-Со - Со

вот возьму я колесо

(Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз)

Су - Су - Су

и поймаю я лису

(кулачками растирать крылья носа) .

Са - Са - Са

Я лисонька - краса

(«пробежаться» пальчиками по лицу сверх вниз).

Сы - Сы - Сы

Лучше спрячусь я в кусты

(большими пальцами рук мягко провести по шее под челюстями сверху вниз 6 раз).

Со - Со - Со

Ну- ка брось колесо

(раздвинуть указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу).

Су Су - Су

не поймать тебе лису

(погладить ладонями лицо и шею)

3 часть. Заключительная.

Как вы думаете, во всех ли овощах и фруктах, ягодах содержаться нитраты и что нужно сделать, чтобы от них избавиться?

А ты, наш любимый друг Витаминоед, слушай и запоминай.

Дети отвечают с помощью воспитателя .

Чтобы нитраты не появились в овощах, нужно правильно их подкармливать.

Выставлять их на солнечное место, чтобы убить нитраты.

Знать, в какой части растения их содержится больше всего и в каких меньше всего.

После подведения итогов предлагаем детям и Витаминоеду приготовить овощной салат, используя морковь, капусту, свеклу, лук, зелень. В процессе приготовления обращать внимание детей на те части овощей, в которых содержится меньше всего нитратов. Закреплять знания о витаминах в овощах.

Приятного аппетита!

Таблица о нитратах в овощах (для воспитателя)

Культура

Не очень много

кожура корнеплоды

верхняя часть плода

Лук зеленый

около корня

сама луковица

зеленые листья

стебли, черешки

Дыня, арбуз

основание плода у черешка; слой прилегающий к корке.

верхушка плода

средняя часть плода

зеленые листья, кочерыжка

основание листьев

средняя и внутренняя часть кочна

Лук репчатый

около корня

наружная чешуя

средняя и внутренняя часть луковицы

сердцевина, нижняя часть

мякоть без сердцевины

Помидоры

стебли, листья

основание плода, кожура, стебли, корни

мякоть плода

Картофель

кожура клубня

глазки клубня

мякоть клубня

Похожие публикации