Самый древний русский город. Самый древний город россии, самый древний город руси

Обычно историю Восточной Европы, которую населяли славяне, начинают изучать с основания Киевской Руси. Согласно официальной теории, это первое государство в этих землях, о котором знали в мире, с ним считались, а правителей уважали. Один за другим возникают древние города в Древней Руси, и этот процесс остановился только с вторжением монголов. С нашествием орды уходит в забытье и само государство, раздробленное между многочисленными потомками князей. Но мы будем говорить о его расцвете, расскажем, какими были древние города Руси.

Немного о стране

Термином «Древняя Русь» обычно именуют государство, объединенное вокруг Киева, существовавшее с девятого по середину тринадцатого веков. По сути, это был союз княжеств, население которого составляли восточные славяне, подчинявшиеся великому князю. Союз этот занимал огромные территории, имел собственное войско (дружину), установленные нормы права.

Когда древние города в Древней Руси приняли христианство, началось активное сооружение каменных храмов. Новая религия еще больше укрепила власть киевского князя и способствовала внешнеполитическим отношениям с европейскими государствами, развитию культурных связей с Византией и другими высокоразвитыми странами.

Гардарика

Возникновение городов в Древней Руси носило бурный характер. Не зря в западноевропейских летописях она именуется Гардарикой, то есть страной городов. Из письменных источников, датированных IX-X веками, известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Названия этих поселений, как правило, были славянскими. Например, Новгород, Вышгород, Белоозеро, Перемышль. К концу двенадцатого столетия роль городов в Древней Руси была поистине неоценимой: их насчитывалось уже 238, они были хорошо укрепленными, являлись центрами политики, торговли, образования и культуры.

Структура и характеристика поселения в старину

Город в Древней Руси - это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Территория должна быть удобной в плане обороны. На холме, как правило, в отделении от реки, сооружалась укреплённая часть (кремль). Жилые дома располагались ближе к реке, в низменности или, как говорили, на подоле. Таким образом, первые города Древней Руси состояли из центральной части - детинца, хорошо защищенного, и более удобной, но менее безопасной торгово-ремесленной части. Немного позже в поселениях возникают посады, или предгорья.

Древние города в Древней Руси строились не из камня, как большинство поселений в Западной Европе того времени, а из дерева. Отсюда появился глагол «срубить» город, а не построить. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов, наполненных землей. Попасть внутрь можно было только через ворота.

Стоит заметить, что в Древней Руси городом называли не только населённый пункт, но и ограду, крепостную стену, крепость. Помимо детинца, в котором располагались главные сооружения (собор, площадь, казна, библиотека), и торгово-ремесленного квартала, обязательно была торговая площадь и школа.

Мать городов русских

Именно таким эпитетом наградили историки главный град государства. был город Киев - красивый и очень удобный в плане географического расположения. Люди обитали в этой местности уже 15-20 тыс. лет назад. Легендарный основатель населенного пункта, вероятно, жил в период Черняховской культуры. «Велесовая книга» утверждает, что был он выходцем из Южной Балтии и жил примерно в средине второго века. Но основание самого града этот источник датирует скифскими временами, что перекликается с сообщением Геродота о сколотах. Возможно, полянский князь не закладывал город, а только укрепил его и сделал опорным. считает, что Киев основали позже, в 5-6 веке, когда славяне активно заселяли территории над Днепром и Дунаем, продвигаясь на Балканский полуостров.

Возникновение городов в Древней Руси после Киева было закономерным, так как за укрепленными стенами люди чувствовали себя в безопасности. Но на заре развития государства стольный град полян входил в Хазарский каганат. Кроме того, Кий встречался с византийским императором, предположительно с Анастасием. О том, кто правил градом после смерти его основателя, неизвестно. История называет только имена двух последних правителей до прихода варягов. Вещий Олег без кровопролития овладел Киевом, сделал его своей столицей, оттеснил кочевников, сокрушил Хазарский каганат и пошел в наступление на Царьград.

Золотое время Киева

Походы Олега и его приемника Игоря, а также не способствовали развитию города. Его границы не расширялись со времен Кия, но в нем уже возвышался дворец, были построены языческие и христианский храмы. За обустройство поселения взялся уже князь Владимир, а после крещения Руси в нем вырастают каменные святыни, курганы прежних богов сравниваются с землей. При Ярославе возводятся Софийский собор и Золотые ворота, а территория Киева и его население увеличиваются в несколько раз. Стремительно развиваются ремесла, книгопечатание, образование. Городов в Древней Руси становится все больше, но град Кия все равно остается главным. Сегодня в центральной части украинской столицы можно увидеть здания, возведенные в период расцвета государства.

Достопримечательности украинской столицы

Древние города в Древней Руси были очень красивыми. И уж конечно, столица не является исключением. Сегодня архитектурные памятники того времени дают возможность представить великолепие Киева. Самая выдающая достопримечательность - Киево-Печерская Лавра, основанная монахом Антонием в 1051 году. В комплекс входят каменные храмы, украшенные росписью, кельи, подземные пещеры, крепостные башни. Золотые ворота, построенные при Ярославе Мудром - уникальная памятка оборонительного зодчества. Сегодня внутри действует музей, а вокруг сооружения разбит сквер, в котором стоит памятник князю. Стоит посетить знаменитый Софийский собор (1037), Михайловский златоверхий собор (ХІ - ХІІ вв.), Кирилловскую, Троицкую надвратную церковь, Церковь Спаса-на-Берестове (все ХІІ в.).

Великий Новгород

Крупные города Древней Руси - это не только стольный Киев. Красивейшим является и Новгород, который сохранился до сегодня, поскольку не был тронут монголами. Впоследствии, чтобы подчеркнуть важную роль населенного пункта в истории, к официальному названию власти добавили приставку «Великий».

Изумительный град, разделенный рекой Волхов, был основан в 859 году. Но это дата, когда впервые упоминается поселение в письменных источниках. Летопись упоминает, что в 859 году умер новгородский воевода Гостомысл, а, следовательно, Новгород возник раньше, задолго до призвания Рюрика на княжество. Археологические раскопки показали, что в этих землях люди селились с пятого века. В восточных хрониках десятого столетия упоминается ас-Славийа (Слава, Салау), один из культурных центров русов. Под этим городом имеется в виду Новгород или его предшественник - старый город ильменских славян. Также его отождествляют со скандинавским Хольмгардом, столицей Гардарики.

Особенности столицы Новгородской республики

Как и все крупные города Древней Руси, Новгород был разделен на части. В нем были кварталы ремесленно-цехового назначения, жилые районы без улиц, укрепления. Детинец образовывается уже в 1044 году. Помимо него, до сегодня сохранился вал и Белая (Алексеевская) башня. В 1045—1050 годах в граде строится Софийский собор, чуть позже - Николо-Дворищенский, Георгиевский и храм Рождества Богородицы.

Когда образовывается вечевая республика, в городе расцветает зодчество (возникает новгородская архитектурная школа). Князи утратили право строить храмы, но зато этим активно занимались горожане, купцы и меценаты. Жилища людей, как правило, были деревянными, а из камня возводились только культовые сооружения. Примечательно, что уже в то время в Новгороде функционировал деревянный водопровод, а улицы были вымощены брусчаткой.

Славный Чернигов

Изучая крупные города Древней Руси, нельзя не упомянуть Чернигов. В окрестностях современного поселения люди обитали уже в 4 тысячелетии до нашей эры. Но как град впервые он упоминается в письменных источниках в 907 году. После битвы под Лиственом в 1024 году Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, делает Чернигов своей столицей. С той поры он активно развивается, растет и застраивается. Здесь возводят Ильинский и Елецкий монастыри, которые надолго становятся духовными центрами княжества, территория которого простилалась до Мурома, Коломны и Тмутаракани.

Нашествие монголо-татар остановило мирное развитие города, который был сожжен войсками чингизида Мункэ в октябре 1239 года. С княжеских времен до современности дошли несколько архитектурных шедевров, с которых и начинают знакомство с городом туристы. Это Спасский собор (XI ст.), Ильинская церковь, Борисоглебский и Успенский соборы, Елецкий Успенский монастырь (все - XII в.), Пятницкая церковь св. Параскевы (XIII в.). Примечательны Антониевы пещеры (XI—XIX в.) и курганы Чёрная могила, Гульбище и Безымянный.

Старая Рязань

Был еще один град, который играл исключительную роль. Городов в Древней Руси было много, но не каждый из них был центром княжества. Рязань, полностью уничтоженная ханом Батыем, уже не возродилась. В 1778 году Переяславлю-Рязанскому, который отдален от старого княжеского поселения на 50 км, было дано новое имя - Рязань, но используют его вместе с приставкой «Новая». Руины древнерусского града сегодня представляют огромный интерес для историков и археологов. Только остатки укреплений занимают свыше шестидесяти гектаров. В археологический заповедник входят также развалины сторожевых форпостов, крепость Новый Ольгов, возле которой приютилось Всероссийское родноверческое Святилище.

Удивительный Смоленск

В верхнем течении Днепра расположен древний и очень красивый город. Топоним Смоленск восходит к названию реки Смольня либо к наименованию племени смолян. Также вероятно, что град нарекли в честь того, что лежал он на пути из варяг в греки и был местом, где путешественники смолили лодки. Впервые упоминается он в «Повести временных лет» под 862 годом и именуется центром племенного союза кривичей. В походе на Царьград Аскольд и Дир обошли Смоленск стороной, поскольку он был сильно укреплен. В 882 году град был захвачен Олегом Вещим и стал частью его державы.

В 1127 году город становится уделом Ростислава Мстиславича, который в 1146 году приказывает построить Церковь Петра и Павла на Городянке, церковь Иоанна Богослова. Перед монгольским нашествием Смоленск достигает своего высшего расцвета. Он занимал около 115 га, и там постоянно проживало 40 тыс. человек в восьми тысячах домов. Ордынское нашествие не тронуло град, что позволило ему сохранить многие памятники архитектуры. Но со времени он утратил своё значение и попал под зависимость других княжеств.

Другие города

Как видим, высокое развитие городов Древней Руси позволяло им быть не только политическим центром регионов, но и устанавливать внешние связи с другими странами. Например, Смоленск имел тесные отношения с Ригой, а о торговых связях Новгорода вообще ходят легенды. А какие еще поселения существовали на Руси?

  • Полоцк, расположенный на притоке Западной Двины. Сегодня он находится на территории Белоруссии и любим туристами. О княжеской эпохе в нем напоминают Софийский собор (11 век, разрушен и восстановлен в 18 веке) и древнейшая каменная постройка в стране - Спасо-Преображенский храм (12 век).
  • Псков (903 год).
  • Ростов (862 год).
  • Суздаль (862 год).
  • Владимир (990 год). Город входит в Золотое кольцо России, знаменит Успенским и Дмитриевским собором, Золотыми воротами.
  • Муром (862 год), сожженный дотла в период монгольского нашествия, восстановленный в четырнадцатом столетии.
  • Ярославль - град на Волге, заложенный Ярославом Мудрым в начале десятого века.
  • Теребовля (Галицко-Волынское княжество), первое упоминание о городе датировано 1097 годом.
  • Галич (Галицко-Волынское княжество), первое письменное упоминание о нем датировано 1140 годом. Однако в былинах о Дюке Степановиче говорится, что он был лучше, чем Киев при жизни Ильи Муромца, и получил крещение задолго до 988 года.
  • Вышгород (946 год). Град был уделом княгини Ольги и ее любимым местом. Именно здесь проживали три сотни наложниц князя Владимира до его крещения. От древнерусской эпохи не сохранилось ни одно здание.
  • Переяславль (современный Переяслав-Хмельницкий). В 907 году впервые был упомянут в письменных источниках. Сегодня в городе можно увидеть остатки крепостных сооружений 10-11 столетий.

Вместо послесловия

Конечно, мы не перечислили всех городов той славной эпохи в истории восточных славян. И тем более не смогли их описать в полной мере так, как они заслуживают того, по причине ограниченности размеров нашей статьи. Но мы надеемся, что разбудили интерес к изучению прошлого.

Города появились в глубокой древности. Это были укреплённые поселения земледельцев и скотоводов. Русское слово «город» произошло от слов «ограда», «городить». Поселение окружали оборонительной оградой - земляным валом, частоколом или стеной.

В Древней Руси городом называлось всякое жилое место, окружённое такой защитной оградой. Со временем жители городов стали заниматься ремеслом и торговлей, повсеместно появились рынки и ярмарки. Площадь для торговли называлась торгом. Здесь размещались лавки купцов и общественные здания. Для приезжих купцов строили гостиные дворы. Часто города возникали по берегам морей и рек или на перекрёстках дорог: на судах или лошадях купцам было легче привозить товары. Близость переправы - моста или брода - тоже имела значение. Порой город возникал рядом с волоком - сухим путём, по которому корабельщики «волокли» суда с товарами из одной реки в другую (так появился Волоколамск). Иногда город вырастал вокруг крупного монастыря (как Сергиев Посад).

Город состоял из крепости (кремля) и посада. Посад делился на слободы. В каждой из них жили ремесленники одной профессии - гончары, кожевенники, кузнецы. Город мог появиться по воле князя или царя. Так, князем Владимиром Святославичем был основан Владимир-на-Клязьме. А подготавливая поход на Казань, царь Иван Грозный повелел построить на реке Свияге - притоке Волги - крепость Свияжск.

Город выживал в том случае, если в его округе было хорошо налаженное сельское хозяйство. Городская жизнь имела отпечаток жизни деревенской. Часто неприятели сжигали древние города дотла, но жители восстанавливали их из пепла и руин. Город мог «исчезнуть», если мелкое княжество, которому он принадлежал, прекращало своё существование или в округе истощались запасы ценного сырья, ради добычи которого строился город. Люди также покидали «беспокойные» города, устав от постоянных набегов степных кочевников.

Среди жителей было много ремесленников. Горожан обслуживали мастера «по костюму» (ткачи, портные, кожевенники), мастера «по приготовлению пищи» (блинники, мясники, квасники), мастера «по строительству» (котельники, каменщики, замочники). На торгу проходила жизнь купцов. Были в городе служилые люди во главе с воеводой, а также военные - стрельцы, пушкари, воротники.

Что из себя представляет древнерусский город? Город был деревянным. Из камня строили храмы и редко палаты. Жилые дома были чаще всего одноэтажными. Нередко город, окружённый деревянной (а позже каменной) стеной и рвом, дополнительно защищал земляной вал или ещё одна деревянная стена. Между кремлём и этими укреплениями жили люди. Так, в центре Москвы был кремль и Китай-город. На расстоянии от них находилась другая защитная стена - Белый город. А дальше шло следующее укрепление - земляной вал.

Введение.

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Во всяком случае славянские поселения VI - VII вв. на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений - славянские поселения строились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать у города.

По всей видимости появление городов стало следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIIIв., и было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки", по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Мы видели, что восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. При церквах хоронили покойников: отсюда произошло значение погоста как кладбища. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости. Но все это - позднейшие значения термина: первоначально так назывались сборные торговые, "гостинные" места. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли Наши древнейшие торговые города по греко- варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов. Таковы два важных экономических последствия, которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам:

1) развитие внешней южной и восточной, черноморско- каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов,

2) возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIIIв.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселениев отличие от веси или села - неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVIIв. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений - городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Да у славян в VIII- IX, а частично даже и в Х в., еще и не было возможностей строить мощные укрепления - ведь в это время здесь только слагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве. Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и очень существенные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной была связь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселения здесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадь было невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такой остров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтому укрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистых местностях. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленскойи Полоцкойземель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системы обороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы с крутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде. Поэтому наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия - отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

К началу IXв. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов. В центре древнерусского города, укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец (кром- кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находились слободки (слободы).

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство - Киевская Русь.

Роль городов в экономической политической и духовной жизни Руси

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - "очеловеченная", "окультуренная", отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

"В городах, - пишет В.П.Даркевич, - исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях".

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

"Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие".

В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи.

Что же такое древнерусский город?

В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения. Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей "очевидности" ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова "город" (родственное "жердь"), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, "городом" в древнерусских источниках до XVIв. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения "крупные"), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином "город" имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением. Летописи упоминают в дотатарскую эпоху до трехсот городов. Но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение.

До объединения Руси под одним княжеским родом и вообще в языческую эпоху, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины и княжения, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения. Города неизбежно и постепенно умножались вместе с переходом славяно-русских племен от кочевого и бродячего быта к оседлому. Еще в VI веке, по известию Иорнанда, леса и болота заменяли славянам города, т.е. служили им вместо укреплений против неприятелей. Но и это известие нельзя принимать буквально. Уже в те времена, по всей вероятности, были укрепленные поселения и даже существовали значительные торговые города. С большим развитием оседлости и земледелия число их сильно возросло в последующие века. Около трех столетий спустя после Иорнанда другой латинский писатель (неизвестный, по имени географ Баварский) перечисляет славянские и неславянские племена, населявшие Восточную Европу, и считает у них города десятками и сотнями, так что в сложности получается несколько тысяч городов. Если бы его известие и было преувеличено, все-таки оно указывает на огромное количество городов в древней России. Но из такого количества еще нельзя заключать о густоте и многочисленности самого населения страны. Города эти были собственно городки или небольшие селитьбы, окопанные валом и рвом с прибавлением тына, или частокола, и только частью имели стены из плетней и бревенчатых срубов, наполненных землей и камнями с башнями и воротами. В мирное время население их занималось земледелием, скотоводством, рыбным и звериным промыслом в окрестных полях, лесах и водах. На эти сельские занятия горожан прямо указывает летопись, влагая в уста Ольги следующие слова, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Но при первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и самое место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки или озера; по крайней мере с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. Разумеется, чем открытее была страна, чем более подвергалась неприятельским нападениям, тем большая потребность существовала в поселениях, окопанных валами, как это и было в южной полосе Древней Руси. В местах же лесистых, болотистых и вообще защищенных самой природой, укрепленных таким способом селений встречалось, конечно, меньше.

Когда русское племя посредством собственных дружин распространило свое господство в Восточной Европе и когда эти дружины объединили восточных славян под властью одного княжеского рода, естественно, должны были уменьшиться и опасность от соседей, и взаимные драки между славянским племенами. Русь, с одной стороны, обуздывала внешних врагов, которых нередко громила в их собственной земле; а с другой стороны, княжеская власть запрещала в своих владениях драки, возникшие из-за обладания полем, лесом, пастбищем, рыбною ловлею или из-за похищенных женщин, а также нападения с целью грабежа, добычи рабов и т.п. Налагая дани на туземное население, князья взамен, кроме внешней защиты, давали им суд и расправу, т.е. обязывались более или менее защищать слабых от обид сильнейшего, другими словами, полагали начало государственному строю. Поэтому жители множества городков вследствие большей чем прежде безопасности могли постепенно расселяться по окрестным местам в неукрепленных хуторах и поселках, чтобы удобнее заниматься сельским хозяйством; самые городки нередко получали более мирный характер, постепенно превращаясь в открытые селения. Отсюда все более и более размножалось сельское население, преданное земледелию и другим хозяйственным занятиям. Так было преимущественно во внутренних областях; но по окраинам и там, где существовало более опасности, а также в землях покоренных инородцев князья уже сами заботились о поддержании и сооружении хорошо укрепленных городов, в которых размещали своих дружинников. Вообще в эту русско-княжескую эпоху постепенно выработалось различие между городским и сельским населением.

Если число укрепленных селитьб не было так многочисленно, как прежде, зато самые города сделались значительнее и стали вмещать в себе население более разнообразное по своему делению на классы и сословия. Они постепенно становятся средоточием для окрестной области как в военно-правительственном отношении, так и в промышленно-торговом; по крайней мере, это должно сказать о городах наиболее значительных. Такие города обыкновенно состояли из двух главных частей: "детинца" и "острога". Детинец, иначе кремль, считался внутренней частью, хотя он редко приходился внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя или его посадника, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины, или детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца"). Острогом назывался внешний, или окольный, город, примыкавший к детинцу. Он также опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Стены и башни в Древней Руси были деревянные; только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной, где замки и города укреплялись еще по образцу римских колоний. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений. В больших городах с умножением населения вокруг острога заводились новые селитьбы, носившие названия "предгородия", "застенья", а впоследствии – "слобод", обитатели которых занимались или земледелием, или огородничеством, рыбной ловлей и другими промыслами. Эти предгородия в свою очередь опоясывались валом. Кроме того, около больших городов в более или менее значительном от них расстоянии насыпались валы с той целью, чтобы в случае неприятельского нашествия окрестные сельские жители могли укрыться за ними не только с своими семьями и с хлебными запасами, но и со своими стадами. Особенно в Южной Руси, где грозила постоянная опасность от кочевников, и доселе можно видеть остатки многочисленных валов по соседству с важнейшими древними городами.

В те времена, когда еще не было строгого деления по сословиям и занятиям, когда была так сильна потребность в защите себя, своей семьи, своего имущества и жилища, все свободное население должно было иметь привычку к оружию, чтобы в случае нужды встать в ряды войска. Горожане по преимуществу сохраняли свой воинственный характер; при обороне городов, равно и в больших походах княжие дружинники составляли только ядро военной силы; но, конечно, они были и лучше вооружены, и более привычны к воинскому делу, более искусны в употреблении оружия. Земская рать, по-видимому, имела своих особых начальников в лице "тысяцких" и "сотских". Названия эти напоминают те времена, когда все свободное население делилось по тысячам и сотням и с таким делением выступало на войну. А потом сотские и десяцкие обратились в земских чиновников, заправлявших некоторыми текущими делами, особенной раскладкой и сбором даней и повинностей .


Пособиями для общественных отношений и учреждений Древней Руси служат Плошинского "Городское состояние русского народа в его историческом развитии". СПб. 1852. Погодина "Исследования и лекции". Т. VII. Соловьева "История отношений между князьями Рюрикова дома". М. 1847. В. Пассека "Княжеская и докняжеская Русь" (Чт. Общ. И. и Др. 1870, кн. 3). Сергеевича "Вече и князь". М. 1867. (Подробную рецензию Градовского на это сочинение см. в Ж. М. Н. Пр. 1868. Октябрь.) Беляева "Лекции по истории русского законодательства". М. 1879. Лимберта "Предметы ведомства веча в княжеский период". Варшава. 1877. Самоквасова "Заметки по истории Русского государственного устройства и управления" (Ж. М. Н. Пр. 1869. Ноябрь и Декабрь). Его же "Древние города России". СПб. 1870. Его же "Начала политического быта древнерусских славян". Вып. I. Варшава. 1878. В двух последних сочинениях проф. Самоквасов доказывает несостоятельность прежде господствовавшего мнения о малочисленности городов в древнейшей Руси – мнения, основанного на нескольких гадательных фразах летописца о быте русских славян до так наз. призвания Варягов. (Некоторые писатели, по недостатку критики, до того полагались на эти фразы, что самое построение городов на Руси считали делом призванных Варягов.) Лучшая рецензия по теории о городах проф. Самоквасова принадлежит проф. Леонтовичу (Сборник Госуд. Знаний. Т. II. СПб. 1875).

В последнем сочинении г. Самоквасова ("Начало политического быта") представлен обзор разных теорий политического быта русских славян в эпоху призвания; таковы теории: родовая, общинная, задружно-общинная и смешанная. Представителями патриархального и родового быта являются Соловьев и Кавелин, общинного – Беляев, Аксаков и Лешков, задружно-общинного – Леонтович (см. его статью в Ж. М. Н. Пр. 1874. №№ 3 и 4), а смешанного – Затыркевич ("О влитии борьбы между городами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период". Чт. Об. И. и Др. 1874). Критика на него проф. Сергеевича в Ж. М. Н. Пр. 1876. № 1. Проф. Никитский ("Теория родового быта в древней Руси". "Вестник Европы". 1870. Август) развивает теорию рода фиктивного или политического. Помянутого проф. Самоквасова "Главнейшие моменты в государственном развитии древней Руси". Варшава. 1886. (Примыкает к родовой теории междукняжеских отношений.) Проф. Хлебникова "Русское государство и развитие русской личности (Киев. Университет. Известия. 1879. № 4). Мы не входим в разбор всех этих теорий; так как они более или менее исходным своим пунктом берут мнимое призвание Варяжских князей, считая его историческим фактом и полагая его началом Русской государственной жизни. Даже г. Затыркевич, признавая более древнее происхождение Русского государственного быта, в то же время как-то сплетает его с призванием Варягов и считает Русь выходцами из Скандинавии. С своей стороны мы возводим начало нашего государственного быта с туземными русскими князьями во главе ко времени гораздо более раннему, чем эпоха мнимого призвания Варягов. Во внутренних отношениях видим в Древней Руси существование общины и веча рядом с дружинно-княжеским началом, но при явном подчинении сему последнему. (Несколько моих мыслей о происхождении государственного быта вообще см. в Известиях Моск. Общ. Естествознания, Антропологии и Этнографии за 1879 г.: "О некоторых этнографических наблюдениях".) Что касается до местных славянских князей, существовавших до подчинения их Киеворусскому княжему дому, то летопись сохранила нам несколько имен. Таковы: в X веке древлянский Мал и полоцкий Рогволод, а позднее встречаем у Вятичей Ходоту, современника Владимиру Мономаху. Вятичи позднее других племенных князей подчинились Киевскому княжему роду. Этот род на место побежденных князей сажал своих членов, или своих посадников.

Происхождение и развитие городов древней Руси

Введение.

Вопросо том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилосьДревнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторыеисследователи считают, что славяне являются исконным населением этойтерритории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славянепереселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Вовсяком случае славянские поселения VI - VII вв. на территории современнойУкраины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти награнице степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточноспокойной и можно было не опасаться вражеских нападений - славянские поселениястроились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появилисьвраждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать у города.

Повсей видимости появление городов стало следствием успехов восточной торговлиславян, завязавшейся в VIIIв., и было возникновение древнейших торговых городовна Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города:Киев, Переславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту,с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если невсе они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглоговзгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они былисозданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепьюпо главному речному пути «из Варяг в Греки», по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов вобласти Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать,операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указываяфланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этихбольших торговых городов было завершением сложного экономического процесса,завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Мы видели, что восточныеславяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами. Сразвитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты,места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли,для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили названиепогостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельскихрынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианскиехрамы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходскаяцерковь. При церквах хоронили покойников: отсюда произошло значение погоста каккладбища. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельскоеадминистративное деление: это сообщало погосту значение сельской волости. Новсе это - позднейшие значения термина: первоначально так назывались сборныеторговые, «гостинные» места. Мелкие сельские рынки тянули к болеекрупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков,служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками,и выросли Наши древнейшие торговые города по греко- варяжскому торговому пути.Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихсявокруг них промышленных округов. Таковы два важных экономических последствия,которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам:

1)развитие внешней южной и восточной, черноморско- каспийской торговли славян ивызванных ею лесных промыслов,

2)возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к нимторгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIIIв.

Словогород в древнерусском языке означало укрепленное поселениев отличие от веси илисела - неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленноеместо, как город в социально-экономическом значении этого слова, так исобственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескуюусадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Болеетого, вплоть до XVIIв. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

Вдревнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромноеколичество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительствекрепостных сооружений - городов.

Укрепленияраннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержатьврага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того,предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать враговстрелами. Да у славян в VIII- IX, а частично даже и в Х в., еще и не быловозможностей строить мощные укрепления - ведь в это время здесь толькослагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежалосвободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, немогли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены илирассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве. Поэтому укреплениястарались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественныепреграды.

Наиболееподходящими для этой цели были островки посреди реки или средитруднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор иличастокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и оченьсущественные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной быласвязь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселенияздесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадьбыло невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такойостров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтомуукрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистыхместностях. Характерными примерами такой системы являются некоторые городищаСмоленскойи Полоцкойземель.

Там,где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления,укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкоераспространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системыобороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы скрутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде. Поэтому наиболеераспространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройствавыбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселениеоказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, ноне имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилосьсооружать искусственные земляные препятствия - отрывать ров. Это увеличивалозатраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества:почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место,заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того,землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки,создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднялпротивнику доступ на поселение.

Кначалу IXв. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны),ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персыназывали Русь Гардарикой - страной Городов. В центре древнерусского города,укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец(кром- кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находилисьслободки (слободы).

Такстроили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когдаокончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство - КиевскаяРусь.

Роль городов в экономической политическойи духовной жизни Руси

СтановлениеДревнерусского государства было теснейшим образом связано с процессомпреобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей,окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - «очеловеченная», «окультуренная», отвоеванная у природытерритория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опоруновой социальной организации.

«Вгородах, - пишет В.П.Даркевич, - исчезает поглощенность личности родом, еестатус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе.Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояниедезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включалсякаждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сенькняжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и поэтнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условиевыживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений.Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже всовершенно иных условиях».

Города,несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни ДревнейРуси.

«Именногорода предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль вразвитии политических, экономических и культурных связей с Византией идунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскимикочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическимигосударствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейшихцентрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливалисьразнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностямипридавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие».

Визучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологамидостигнуты серьезные успехи.

Что же такое древнерусский город?

Вто же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения.Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город?При всей своей «очевидности» ответ на него вовсе не так прост, какможет показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова«город» (родственное «жердь»), то следует признать, что этопрежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подходдалеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболеераннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что жесобственно называлось городом в более позднее время. Действительно, «городом»в древнерусских источниках до XVIв. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения«крупные»), независимоот того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином «город» имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

Чтоже называют древнерусским городом современные исследователи? Приведу некоторыетипичные определения:

«Городесть населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговоенаселение, в той или иной мере оторванное от земледелия».

Заметим,насколько такие представления соотносятся с тем, что называли городом в ДревнейРуси, - точно не известно. Решение этой проблемы, как уже отмечалось, затрудняетсянеоднозначностью понятия город в Древней Руси.

Термином«город» в Древней Руси обозначалось вообще укрепленное, огражденноепоселение, вне зависимости от его экономического характера - был ли это город всобственном смысле слова - значительный ремесленно-торговый центр, илинебольшая крепостица с военным гарнизоном, или старое укрепленное поселениедофеодальной поры".

Такоерасхождение в определениях серьезно затрудняет использование информации огородах, почерпнутой из древнерусских источников, поскольку требуетпредварительного доказательства, идет ли речь в данном конкретном случае огороде в «нашем» смысле слова (точнее в том смысле, которыйвкладывается в этот смысл данным исследователем). Вместе с тем становится подвопрос принципиальная возможность выработки универсального определениядревнерусского города.

Всоветской историографии, опиравшейся на марксистскую теорию, появление городовсвязывалось с отделением ремесла от земледелия, т.е. с так называемым вторымкрупным разделением труда (Ф. Энгельс). Прочие факторы, если и учитывались,ставились в подчиненное положение. Им уделялось гораздо меньше внимания приобъяснении формирования такого типа поселений. В качестве примера приведувысказывание М.Н.Тихомирова, весьма характерное именно для такого подхода:

Настоящейсилой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла вобласти экономики, развитие феодализма - в области общественныхотношений". Правда, одновременно с этим исследователи часто подчеркивали,что «само возникновение русских городов имело различную историю >>.

Впоследнее время все больше внимания обращается на то, что происхождение иособенности жизни древнерусского города не могут объясняться сугубоэкономическими причинами. В частности В.П.Даркевич считает, что:

объяснениепоявления раннесредневековых городов на Руси в итоге общественного разделениятруда – пример явной модернизации в понимании экономики того времени, когдагосподствовало натуральное хозяйство. Продукты труда производятся здесь дляудовлетворения потребностей самих производителей. Товарное производствонаходится в зачаточном состоянии. Внутренние местные рынки в эпоху становлениягородов на Руси еще не получили развития. Господствует дальняя международнаяторговля. Затрагивавшая лишь верхи общества>>.

Подвергаетсясомнению и жесткое противопоставление города и села в Древней Руси. При этомподчеркивается роль агрикультуры в городе, жители которого (как, впрочем, изападноевропейские горожане) „вели полукрестьянское существование изанимались разнообразными промыслами, как свидетельствуют археологическиематериалы: охотой, рыболовством, бортничеством.

Горожанамне чужды были занятия земледелием и скотоводством (об этом говорятмногочисленные находки на территории древнерусских городов сельскохозяйственныхорудий труда: лемехов плугов, мотыг, кос, серпов, ручных жерновов, ножниц длястрижки овец, огромного количества костей домашних животных). Кроме того,сельское население занималось производством большинства “ремесленных»продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду,производило гончарные изделия и т.п. Пожалуй, единственным исключением былиметаллические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальнойподготовки и сложного оборудования. Добавим к этому, что по свидетельствамархеологов, крупные городские поселения подчас возникали раньше окружавших ихсельских поселков. К тому же, подобно городам Западной Европы, населениегородских поселений Древней Руси постоянно пополнялось сельскими жителями.

Всеэто заставляет согласиться с мнением В.П.Даркевича о высокой степениаграризации древнерусских городов и отсутствии жестких различий междугородскими и сельскими поселениями. Он пишет:

Какна Западе, так и на Востоке Европы город представлял собой сложную модель,своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра. Первыйкруг - садовые и огородные культуры (огороды вплотную примыкают к городскомупространству и проникают в свободные его промежутки), а также молочноехозяйство; во втором и третьих кругах - зерновые культуры и пастбища. Прираскопках на территории городских дворов-усадеб находят огромное количествокостей домашних животных. Места для содержания скота обнаружены как в пределахукреплений, так и вне их >>.

Основнымотличительным внешним признаком городского поселения, видимо, было лишь наличиеукрепления, крепостного сооружения, вокруг которого концентрироваласьсобственно «городская жизнь». При этом в сознании жителей ДревнейРуси город отличался от пригорода, также окруженного «городскими»укреплениями. В городах - «пригородах» отсутствовал очень важный,хотя и почти не заметный для нас элемент настоящего города - вече.

Взгляд на происхождение и развитие городовс археологической точки зрения

Археологиялесной зоны Восточной Европы второй половины I-начала II тыс. н.э. являетсяархеологией исторического периода. Под этим подразумевается, что, исходя измногочисленных письменных источников (византийских, восточных,западноевропейских, древнерусских), топонимики, гидронимии, данных этнографии илингвистики, мы представляем, с той или иной степенью полноты, тот общийисторический фон, на котором развертывались события в интересующую нас эпоху икто был их участниками. Мы знаем, что история рассматриваемых территорий - этоистория четырех народов и их взаимодействия, а именно, финнов, балтов, славян искандинавов, также знаем, что к рубежу X-XI вв. завершилось формированиедревнерусской государственности. Приступая к анализу археологических материалови стремясь ответить на те или иные вопросы, мы всегда имеем в виду этот общийисторический фон.

Впервой половине I тыс. н.э. огромные пространства лесной зоны Восточной Европыбыли заняты восточнобалтскими и финскими племенами. Редкое разбросанноенаселение, небольшие родовые поселки, укрепленные в областях ВерхнегоПоднепровья, Поволжья и Подвинья и чаще вообще не укрепленные севернее,комплексное лесное хозяйство со скотоводством на первом месте, подсечно-огневымземледелием - на втором, и большой ролью охоты, рыболовства и лесных промыслов,неспешная, размеренная жизнь - вот характерные черты быта этого населения.

Втораяполовина этого тысячелетия резко отличается. Появляются новые археологическиекультуры, новые типы археологических памятников, первые поселения сцентральными функциями, центры ремесла, дальняя торговля, интернациональныеформы материальной культуры. Эти тенденции четко улавливаются на материалахархеологии.

Напротяжении столетий они определялись двумя главными историческими процессами.Основным являлось то, что из более западных и юго-западных районов наВосточноевропейскую равнину началось широкое движение славянских племен. Этодвижение к середине I тыс. н.э. несомненно охватило Среднее Поднепровье, а вVI, VII, VIII вв. продолжалось к северу. Славяне, как центральноевропейскийземледельческий народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственногопроизводства, основанного на пашенном земледелии и имели, в сравнении сместными племенами, более развитые формы социальной организации общества. Самаясеверная славянская группировка достигла оз. Ильмень и р. Волхова и, оказавшисьв иноэтничном окружении, стала именоваться общеродовым славянским именем - словене. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европыпересекли два крупных торговых и военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь «из варяг в греки». Первый из нихсыграл особо значимую роль в истории региона.

Сложениепути между Балтикой и Востоком оказывало сильное влияние на экономикуприлегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль какадминистративно-военные, торговые и ремесленные центры территорий. Вдоль пути,вглубь Восточной Европы, ближе к источникам серебра и местным рынкам началосьпроникновение скандинавов.

Именносочетание двух исторических процессов: славянского расселения и сложение путиБалтика-Восток определили многие черты становления Древнерусского государства игородов.

Сложениегосударственной территории на юге и на севере Руси, а также становлениегородов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений исвязей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развитиявосточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфическихчерт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и городавозникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было сбольшинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первыхгородов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянскогообщества, последовавший за переселением славянских племен из более западных июго-западных районов Европы.

ВСеверной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города.Последние росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравшихкоммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городувозможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговымипутями. Это была дальняя торговля, военно-административный контроль речныхсистем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов иторговые пути.

Список литературы

1)И.Н. Данилевский

2)Носов Е.Н. Проблемы изучения погребальных памятников Новгородской земли (к вопросу о славянском расселении) // Новгородский исторический сборник. Вып.1 (11). Л., 1982.

3)Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990.

4)Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси // ДревностиСеверо-Запада. СПб., 1993.

5)Носов Е.Н. Первобытно-общинный строй: Возникновение производящего хозяйства //История крестьянства Северо-Запада России. СПб., 1994.

6)Носов Е.Н. Речная сеть Восточной Европы и ее роль в образовании городскихцентров северной Руси // Великий Новгород в истории средневековой Ea?iiu. M.,1999.

7)Тихомиров М.Н. Древнерусские города. 2-е изд. М., 1956.

8)Толочко П.П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989

Похожие публикации