Логопедическая гимнастика для развития речи. Артикуляционная (речевая) гимнастика

Светлана Комарова
Речевая гимнастика (младший дошкольный возраст)

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА

младший возраст

1. Упражнение на дыхание

2. Упражнение на слуховое внимание

4. Развитие артикуляционного аппарата

5. Произнесение потешек, скороговорок, чистоговорок, загадок.

6. Хоровод

7. Упражнение на координацию речи с движением.

1 – 2 НЕДЕЛЯ «А»

1. Упр. «Бегемотики» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять» , потом закрыть рот). Повторить упражнение 3-4 раза.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем :

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

А потом раскроем рот – отдыхает бегемот.

2. Упр. «Детки спят» Вдох и выдох носом.

3. Упр. «Листья» :

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на ципочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо и влево)

Будто опять закружится хотят (поднимаются, кружатся)

4. Упр. «Где позвонили?» (глаза открыты, показать направление рукой)

5. Упр. «Покачай куклу Таню, она плачет (а-аа) » (тихо, громко) .

6. Упр. «Аня потеряла маму в лесу, кричит «Ау» . Все позовём Аню «Ау, Ау – у!»

7. Игра «Каравай» .

3 – 4 НЕДЕЛЯ «У»

1. Упр. «Змея» (улыбнуться рот открыть, высунуть язычок изо рта, затем спрятать) . Повторить 3 -4 раза.

2. Упр. «Чем пахнет?» (Вдох носом - выдох ртом)

3. Упр. «Что ты слышишь?» (озвученные предметы за ширмой)

4. Упр. «Паровоз гудит» - У-У-У (громко) ;

«Мальчик плачет» -УУУУ (медленно, тихо)

«Голубь воркует» У-У-У-У-У (короткие, отрывистые звуки)

«Воле воет» УУУУУУУУУ (грозно протяжно)

5. Дети спрятались, а Оля ищет «Ау!» . Все зовут Олю «Ау!»

6. Игра «Зайка серенький сидит» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «О» «И»

1. Вдох носом - выдох ртом (бегали и устали) .

2. Игра «Кто позвал?» Взрослый подражая крику животных

росит угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подаёт голос, подражая одному из животных. Ребёнок угадывает, кто это.

3. У мальчика болят зубы. Как он стонет? «О-О-О»

(тихо – громко) .

4. Упр. «Лошадка ржёт» . Чья лошадка ржёт дольше? «И-И-И-

И» (Колина? Сашина? Ксюшина?)

5. Чистоговорка «Ко-ко-ко, не ходите далеко» .

6. Игра «Эхо» (Две подгруппы. Одна – произносит слово,

другая воспроизводит его. Слова с согласными звуками [аист, Аня, Инна, аптека, азбука].

3 - 4 НЕДЕЛЯ «Э»

1. Вдох и выдох ртом (позеваем)

2. Игра «Телёнок»

Бу-Бу (два прыжка)

Я рогатый. («Рожки» из пальчиков на голове)

Бу-бу, (Два прыжка)

Я хвостатый. («Хвостик» из руки- за спину)

Бу-бу, (Два прыжка)

Я ушастый. («Ушки» из ладошек - на голову)

Бу-бу, (Два прыжка)

Очень страшный. («Рожки» на голове, бодаются)

Бу-бу, Испугаю. Бу-бу, забодаю.

3. Игра «Эхо» (воспитатель называет гласные поочерёдно :А У

О И Э, а дети хором повторяют тихо (на условный знак рукой

воспитателя- громко (рука вверху, тихо (рука внизу) .

артикуляцию звуков А,О,У,И,Э, затем дети воспроизводят.

5. Чистоговорка «Мылом Мила куклу мыла»

6. Игра «Пузырь» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Б» «П»

1. Упр. «Кормление птенцов» (Дети – птички сидят открыв рот. Вос-ль «кормит» ).

2. Упр. «Чем пахнет?» (глубокий вдох носом) .

3. Упр. «Помощники» :

Раз, два,три, четыре.

Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой другую )

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, (опять трут, ладошка о ладошку )

Только чашку мы разбили. (загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали. (сжимаю и разжимают кулачки)

4. Упр. «Кто кричит?» (овечка бе-е, баран бэ-э-э, автомобиль би-би-би, цыплята пи-пи-пи, барабан бум-бум-бум).

5. Упр. «Говорим тихо, громко» (на условный знак рукой вос-ля – громко (рука в верху, тихо (рука внизу)

6. Чистоговорки : «Уп-уп-уп, мама варит суп»

«Бы-бы-бы, идёт дым из трубы» .

7. Игра «Паровоз» (выбирается ребёнок. Все произнося «Паровоз пускает пар, топку топит кочегар» . Ребёнок едет и произносит «пф, пф,пф» ).

3 – 4 НЕДЕЛЯ «В» «Ф»

1. Упр. «Кто умеет улыбаться?» (обнажать сжатые зубы) .

2. Упр. «Подуем на снежинку» (имитация или положить на ладошку маленький кусочек от салфетки).

3. Упр. «Лает собачка» (громко – большая «аф-аф-аф» , тихо – маленькая «гав-гав-гав» , медленно, быстро, высоко, низко).

4. Игра «Угадай, что я сказала?» (вос-ль негромко, затем шёпотом произносит слова – дети повторяют. Во-ва, Фе-дя,фи-лин, Ва-ся, Фе-ня, ва-та, и-ва, тык-ва).

5. Чистоговорки : «Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф» ,

«Ва-ва-ва – у Вани есть сова» .

6. Хоровод «Водит Ваня» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Т» «Д»

1. Упр. «Шарики» (надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.)

Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.

2. Упр. «Ароматный цветок» (сделать глубокий вдох, сказать «Ах, как пахнет» - выдох).

3. Упр. «Гномики - прачки» :

Жили-были в домике

Маленькие гномики (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (правой рукой загибают пальчики левой руки)

Раз, два, три, четыре, пять (правой рукой разгибают пальчики на левой руке)

Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга)

Токт – рубашки (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был, всем водичку носил.

4. Игра «В гости» (ребёнок стучит и произносит «тук, тук, тук» . Другой отвечает «да, да» . Вос-ль стучит, отвечают все дети.)

5. Упр. «Идут часы – тик, так» (тихо, громко, медленно, быстро)

6. Игра «Оркестр» (играет один ребёнок на дудочке»Ду-ду-ду», затем по подгруппам).

3 -4 НЕДЕЛЯ «М» «Н»

1. Упр. «Покажи верхние зубы, спрячь»

2. Упр. «Надуть пузырь» (имитация)

3. Упр. «Кто позвал Мишку?» (у ребёнка игрушка, он отворачивается, кто либо из детей зовет «Мишка» . Ребенок должен отгадать, кто позвал).

4. Игра «Мамы и детки» (мяу, му-у, аф-аф, бе-е, ко -ко, высота звучания.

5. Игра «Заводные игрушки» (дети стоят друг за другом. Хозяин «зоводит» игрушку лошадку «хр-хр-хр» , потом едет, произнося «но – но - но» ).

6. Чистоговорка «Ан – ан – ан – папа чинит кран» (тихо,громко, быстро, медленно)

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Г» «К»

1. Упр. «Поиграй на губках пальчиками» .

2. Упр. «Надуем шарик» (имитация) маленький, побольше, большой.

3. Упр. «Снегири» :

Вот на ветках, посмотри, (по 4хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири. по 4 наклона головы на строку)

Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строки- частое

Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам) .

Головой вертят, (по 2 поворота на каждую строку)

улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по группе,

За метелью! За метелью! взмахивая руками, как крыльями).

4. Упр. «Кукушка созывает деток» (высота и сила голоса, детки в одном конце комнаты,кукушка в другом и зовёт (тихо, громче, очень громко) : «Ку - ку» . Дети отзываются. Кукушка меняет место.

5. Чистоговорки : «Гуляют гуси на горе» , «Куры квохчут во дворе» (тихо, громко, медленно, быстро, чётко) .

6. Повижная игра «Гуси, гуси…»

3 -4 НЕДЕЛЯ «Х» «Ы»

1. Упр. «Слон» (сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» («десять» , вернуться в исходное положение). Выполнить 4-5 раз.

2. Упр. «Дует ветер» (слабый, сильнее, сильный) .

3. Упр. «Повтори, что я сказала» (вос-ль называет слова со звуками «х» и «ы» , названный ребёнок повторяет (двое детей, вся группа и т. д.) . Дым, холм, сыр, мышь, пастух, мыло, сын, пыль, халат.

4. Чистоговорка : «Муха – горюха села на ухо» .

5. Игра «Поезд» (пыхтит – пых, пых, пых; идёт – пух, пух, пух; замедляет,ход – пыф, пыф, пыф).

1 – 2 НЕДЕЛЯ «С» «З»

1. Упр. «Подуй на воздушный шарик» (имитация) .

2. Упр. «Где позвонили комарики» (два ребёнка, взявшись за руки «звенят» «З-З-З-» , остальные дети отгадывают где).

3. Упр. «Мячик» :

Раз, два, прыгай мячик, (взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу) .

Раз, два и мы поскачем. (ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

4. Упр. «Комар далеко летит з-з-з-з-з» , долго, тихо. Подлетел ближе, стал громче з-з-з-з-з, совсем рядом з-з-з-з-з. Замахали руками, прогоняем комара, стал комар улетать (в обратном порядке) .

5. Упр. «полакайте как кот, собака, котёнок» .

6. Чистоговорки : «Са-са-са – бегает лиса» , «За-за-за – вот идёт коза» .

7. Стихотворении «Гуси» :

Старый дедушка Евсей ан лугу пасет гусей.

Гуси белые как снег, лапы красные у всех.

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ц»

1. Упр. «Слон набирает водичку» (вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом, повторить 4 – 5раз.

2. Упр. «Подуй на мыльные пузыри» , игра «Пузырь» .

3. Игра «Кто это?» , ребёнок за ширмой звукоподражает животным, птицам (кошке «мяу» , собаке «аф-аф» , птицам «чик-чирик» , лошади «и-и-и-го-го» и т. д.) – дети отгадывают, кто там.

4. Упр. «Лошадка идёт далеко, цокает копытцами» - дети выполняют также, как с комаром (см. выше) .

5. Упр. «Позовите цыпляток зернышки клевать – цып, цып,цып» (тихо, громче, совсем громче)

6. Чистоговорка «Бегают курицы прямо на улице» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Й»

1. Упр. «Подуй на одуванчик» (длительно) .

2. Игра «Где позвонили в колокольчик?» .

3. Подвижная игра «Лошадка» :

Я люблю свою лошадку, поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спине и хвостику.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колен.

4. Упр. «Ослик кричит – И-а, и-а» (близко, дальше, далеко) .

5. Упр. «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю и нижнюю губу) .

6. Чистоговорка «Чище мойся, воды не бойся» (чётко, медленно, быстро) .

7. Игра «Пчелиный рой» (2 подгруппы, пчёлы идут говорят : «Вот летит пчелиный рой, убегайте дети!» ; вторая отвечает : «Ой, ой, ой!» и убегают.)

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ю» «Я»

1. Упр. «Улыбка» , «Трубочка» , чередование.

2. Упр. «Подуй на ладошку » (У Зины замёрзли руки-слабо, сильнее, сильно) . Повт. 3 – 4 раза

3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – «Ю» , «Я» , тише, громче.

4. Чистоговорка «Я-я-я поймай воробья» ,

«Ю-ю-ю я песенку пою» .

5. Игра «Каравай» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Е»

1. Упр. «Бегемотики» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять» , затем вернуться в исходное положение). Повтор 3 раза

Подражаем мы лягушкам : тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки, а я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

2. Упр. «Подуй на большой пальчик» (У Тани болит, у Коли болит…. с усилием) .

3. Пальчиковая гимнастика «Алёнка - Малёнка» :

Алёнка – Малёнка, шустра и быстра : (хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза)

Воды наносила, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Сарафан дошила, носок довязала,

Ягод насобирала, песню допела.

Везде поспела, в охотку ей дело. (повтор с первых строк)

4. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Е-е-е» (тише, громче) .

5. Игра «Отгадай, кто позвал» (один ребёнок звукоподражает козлёнку «Ме-е-е» или ягнёнку «Бе-е-е» , а другой отгадывает).

6. Скороговорка «Ела, ела, дуб, дуб. Поломала зуб, зуб» . (медленно, быстро) .

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Е» «Ё»

1. Упр. «Часики» (улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Для облегчения упражнения можно поставить пальчики на левый и правый угол рта).

2. Упр. «Гармошка» : и. п. - стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 1-2 сек. Выдох через рот.

3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Ё-ё-ё» (тише, громче) .

4. Упр. «Постучите, как я» (вос-ль простукивает ритм ладошками по коленям , дети повторяют):

а) О О; д) О о О;

б) О о о; е) о о о О О;

в) О О о о; ж) О о о О.

(большой круг – длинный звук, маленький круг - короткий)


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.


«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить , четко произносить звуки. Для этого мало постоянно разговаривать с ребенком, хотя это безусловно, необходимо для становления и понимания речи. Но чтобы кроха мог освоить речь и правильно проговаривать звуки - очень важно развивать у него речевое дыхание и проводить с ним артикуляционную гимнастику.

Эти простые упражнения помогут Вам также на ранней стадии определить какие-то речевые или физиологические нарушения, которые впоследствии можно устранить, обратившись к специалистам.

«Сеансы» артикуляционной гимнастики
также позволяют справиться с возможными проблемами в будущем: устранить вялость языка (как мы говорим - «каша во рту»), а также улучшить его кровоснабжение.

Артикуляционная гимнастика для детей первого года жизни

Для самых маленьких

Уже с первых месяцев жизни малыша можно начать, при переодевании ребенка, во время игры с ним, фыркать, цокать, делать губы трубочкой, вытягивать язык, шлепать губами.

Произносите разные звуки, в том числе неречевые: писк, фырканье, уханье и т. д. При этом старайтесь утрированно произносить слоги: широко открывайте рот, вытягививайте губы в трубочку и тому подобное, чтобы кроха не просто слышал, но и наглядно видел, чем «ко-ко» отличается от «ку-ка-ре-ку»!

На разные голоса

Расскажите крохе, как «говорят» разные животные: как мяукает кошка, как блеет барашек, как поет кукушка. Делайте это нужно с чувством, различными интонациями и на разные голоса. Эти несложные занятия станут и демонстрацией артикуляционных упражнений, и развитием речевого фонетического слуха у младенца.

Игровые упражнения

Когда малыш станет немного постарше, пора приступать к специальным упражнениям - в непринужденной игровой форме. Эти занятия займут всего несколько минут - а пользу от них трудно переоценить.

Хорошо будет делать их перед зеркалом, но не пренебрегайте и временем одевания, купания, прогулки и трапезы (например: облизать по кругу губки, ложку, попытаться достать до носа языком и подобное, в том же духе).
Постарайтесь для этого выбирать время, когда ребенок находится в хорошем настроении.

Вы, как никто другой хорошо знаете индивидуальность своего ребенка, поэтому не требуйте от него того, что он заведомо сделать не сможет, начинайте с самых простых упражнений. С другой стороны - чем больше растет ребенок, тем интереснее можно упражнения усложнять.

В процессе игры Вы объясняете движение и показываете, как его делать. Привлекайте к гимнастике сюжеты, рассказы, игрушки - так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. И тогда он с увлечением будет повторять за Вами. Вот некоторые примеры игровых упражнений для развития артикуляции:

. Упражнение «Жарко-холодно»

Широко откройте рот (жарко), затем закройте рот (холодно).

. Упражнение «Шарик во рту»

«Показать фокус? Смотри малыш - у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды - сдуйте щеки, как будто проглотили шарик - «Я его проглотила!». Откройте широко рот. «А ты так сможешь?»

. Упражнение «Вкусное варенье»

Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

. Упражнение «Киска-лакомка»

«Киска любит лакать молочко - вот так!» Оближите тарелочку, как это делают кошки.

. Упражнение «Зайчик-барабанщик»

Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним и нижним зубам (будто барабанщик).

. Упражнение «Слон на водопое»

«Киска пьет водичку язычком - а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку - втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.

. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

. Упражнение «Лошадка»

У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком - «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет), «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»

. Упражнение «Заборчик»

Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»

. Упражнение «Паровозик»

Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком-игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.

. Упражнение «Пароходик»

Пароход гудит - приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».

. Упражнение «Ходики»

Если есть возможность - покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.

. Упражнение «Море волнуется»

Изобразите ребенку море - на вдохе плавно поднимаем руки вверх, на выдохе - опускаем, тянем звук «ш-ш-ш».

Игровые упражнения - в сказке

Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую:

«Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх, «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш Сереженька (имя ребенка)? Тут наш Сереженька! (имя ребенка) - Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».

Вскоре Ваш кроха начнет за вами повторять - и это будет для него самая настоящая артикуляционная гимнастика.

Развитие речевого дыхания

Для чего нужны тренировки речевого дыхания?

В образовании звуков принимают прямое участие так же и легкие, правильное дыхание - дает силу звучания нашему голосу. У детей младшего возраста часто бывает сбивчивое, прерывистое дыхание. А некоторым - трудно сделать длинный выдох, также чередовать выдох и вдох носом, затем ртом и т.д. Конечно же, это мешает ребенку правильно и выразительно говорить. Предотвратить, а также исправить эти проблемы могут тренировки речевого дыхания.

Тренировки речевого дыхания в игре

Тренировки речевого дыхания , как и артикуляционную гимнастику можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаете малышу сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер - тут Вы учите кроху дуть - дуйте в воздух со звуком, он наверняка начнет вторить Вам. А также научите ребенка дуть на горячее, вдыхать нужно носом, а выдыхать - ртом, также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.

Примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:

. Упражнение «Снежинка»

Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер - она летает!» - дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.

. Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.

. Упражнение «Дерево»

Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке или карандашу - вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».

. Упражнение «Задуваем свечку»

Тренируемся к предстоящему дню рождения - подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким,

. Упражнение «Ветряная мельница»

Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.

. Упражнение «Перелеты птиц»

Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально долгим, выиграет та птичка - которая улетит дальше других.

. Упражнение «Играем в собачку»

Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите - как она может обнюхивать носиком - учащенно дыша носом.

. Упражнение «Дудочка»

Дуть в дудочку или свисток - замечательное развлечение для любого малыша!!!

. Упражнение «Одуванчик»

На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.

. Упражнение с водой «Буря»

Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) - вот какая «буря» в стакане получается!

. Упражнение «Ароматный цветочек»

Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох - ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек - сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!».

На этом все - не огорчайтесь, если с первого раза у Вашего ребенка не получается то или иное упражнение. Будьте терпеливы, и чаще хвалите действия малыша. Будьте уверенны - при регулярных занятиях по артикуляционной гимнастике и развитию речевого дыхания - Вас ждет непременный успех.

Похожие публикации