Крым, гора Бойко: описание, где находится, как добраться

Гора Бойко (так же известная как Крымская Шамбала) - одно из самых мистических и загадочных мест Крыма. Считается выдающимся местом силы.

Место силы - зоны обладающие большим скоплением энергетических полей

Состоит из 5-ти вершин, которые находятся между Богатырем и Соколиным:

  1. Сотира (1172 метра)
  2. Ахлаплых (1113 метра)
  3. Бойка (1087 метров)
  4. Курушлюк-Бурун (1026 метров)
  5. Коккоз-Бойка (806 метров)

Достопримечательности

На вершине можно наблюдать потрясающий вид на Большой каньон. Он образовался от раскола Ай-петри и Бойко.

Так же видны скалы Сююрю-Кая и Седам-Кая с малым каньоном. А со смотровой площадки виднеются склоны гор:

  • Орлиного залета
  • Караул-Кая
  • Хуш-кая
  • Сотиры

Одной из главных достопримечельностей горы Бойко несомненно являются развалины храма Христа Спасителя IX века. Сейчас сохранились лишь развалины и основания стен, но раньше храм был одним из самых крупных храмов Крыма. Если верить Экзотерикам, то в этом храме находится место силы.

Рунический лабиринт

Одно из самых загадочных мест Бойки. Это огромное каменное плато, увидеть которое можно забравшись на вершину. Ровные расщелины похожи на рунные письмена. В них встречаются источники чистой и мягкой воды.

Легенды и интересные факты горы Бойко

  • Очевидцы утверждают, что в руинах храма Христа спасителя можно встретить, парящего среди руин, призрака белого монаха.
  • Здесь много сильно искривленных деревьев, что считалось признаком нахождения великой силы.
  • Были неоднократные заявления очевидцами об наблюдении НЛО. Уфологи уверяют, что внутри горы находится база пришельцев.
  • Из Византии в 14-м веке загадочным образом была привезена Чаша Грааля. Чаша с кровью Христа хранится в недрах горы, однако несмотря на многочисленные поиски, никем не обнаружена. Однако на стенах есть изображения аналогичные гербу феодорийцев (ребенок в чаше, над которым кружат ангелы). Легенды гласят, что священный Грааль одним своим видом сводит людей с ума и имеет неземное происхождение.
  • От горы доносится постоянный гул. Многократно усиливаются и отражаются все звуки, так даже чириканье птиц звучит особенно громко. Есть версии, что это шумит подземная река, тектоника, либо вообще инопланетяне.
  • Гитлер, который был свою очередь известным мистиком, жаждал овладеть бессмертием и невероятной удачей заключенную в Святом Граале. Была создана специальная экспедиция «Аненербе», однако его поиски не увенчались успехом. Но не только он хотел обрести Грааль, советские службы так же организовывали несколько экспедиций. Они считали, что Грааль - упавший с Ориона камень и хотели воспользоваться силой артефакта.
  • Источники питьевой воды горы Бойко считаются омолаживающими и чудотворными.

Вывод

Это место имеет виды невероятной красоты, а так же богатую историю и легенды. Посетив данное место вы получите массу впечатлений!

Гора бойко в крыму как добраться

Как доехать: добираемся до села Ароматное, затем сворачиваем налево до села Плотинного. Сразу за ним вы легко найдете тропинку к горе Бойко.

Гора бойко в крыму на карте

Горную вершину связывают с необычными явлениями, его зовут самым выдающимся местом силы. Таинственная и малоизученная, вместе с тем живописная и мистическая гора Бойко, входящая в состав огромного скального массива на северо-западе Крыма волнует воображение каждого, кто интересуется загадками древних легенд и искателей сокрытых сил.


Координаты и расположение

Скальный пятиконечный массив, поросший буковыми лесами, взимается высоко над уровнем моря. Каждая вершина горы носит индивидуальное название, при этом северная сторона горного ансамбля носит название Бойко (1087 м). Соседняя Сотира достигает 1172 м расположена восточнее и имеет особое историческое значение в древней Таврике. Древние источники сообщают о нахождении здесь церковного центра средневекового феодального государства. Этот факт подтверждают археологи, обнаружив остатки храма Спаса, сохранившийся до наших дней. Восточную часть массива Бойка составляют две самые высокие горы - Сторожевая (Караул-Кая) 1134 м и Соколиная (Куш-Кая) 1107 м. И, наконец, южная вершина Курушлюк-Бурун – пятая, самая низкая, всего 1026 м. Все части Бойковского массива представляют собой просторное плато общей площадью 1200 га.




Массив Бойко называют северным отрогом Ай-Петри, южные склоны которого направлены в сторону Большого Каньона. Территориальное расположение - с. Соколиное Бахчисарайского района в Крыму. Соколиное – последний крупный населенный пункт на этом маршруте. Далее через с. Ароматное следуем, повернув налево, до Платинного. Это отправная точка к Басману (путь к горе Бойко).

Легенды горы Бойко - легенда о Золотой колыбели

Гора Бойко действительно необычайно загадочна. Жители ближайших поселений относятся с большим почтением к этим местам и охотно делятся историческими фактами и легендами. Одна из самых будоражущих сознание о том, что гора Бойко хранит в своих каменных недрах Чашу Грааля, привезенную сюда в 14 веке из Византии. Как она попала сюда – навсегда останется загадкой. Возможно во времена раннего средневековья, когда начались гонения православных, многие бежали в Таврику, унеся с собой артефакт всех времен. Считается, что Чаша, в которую была собрана кровь Христа, находится здесь. Однако никем до сих пор не обнаружена, не смотря на многочисленные исследования, которые проводились весьма безуспешно. Времена существования княжества Феодора связаны с теми событиями, которые побудили досконально исследовать массив. Дело в том, что на гербе феодорийцев изображался младенец в чаше, аналогичные изображения найдены на стенах пещерных храмов.

Хроники показывают, что группы экспертов не возвращались в первоначальном составе, а те, кто видел священный Грааль – сходили с ума; говорят, артефакт имеет неземное происхождение.

Также рассказывают, что от горы исходит постоянный шум. Сама же Бойка усиливает и отражает многократно звуки так, что даже пение птиц здесь звучит невероятно громко. Некоторые считают, что гора Бойко – база инопланетных кораблей. На этот счет даже есть очевидцы.




Маршрут: гора Бойко

Маршрут к Бойке лежит через живописные места, - деревья причудливо изогнуты, небольшое озеро у самого поселения Богатырь свежо и прохладно. Подъем несложный, чуть более часа ходьбы в лесной буковой тиши. Лишь изредка слышны звуки птиц или текущего ручья. А их, надо сказать, тут много.

Маршрут лежит из с. Соколиное Бахчисарайского района в Крыму. Соколиное – последний крупный населенный пункт на этом маршруте. Далее через с. Ароматное следуем, повернув налево, до Платинного. Это отправная точка к Басману (путь к горе Бойко).


Покоряя вершину

Итак, поднявшись, сразу попадаем на большое каменное плато, где взору предстает рунический лабиринт – одно из таинственных мест Бойки. Расщелины в скальной породе выглядят впечатляюще ровными и напоминают рунные письмена. Для людей с холодным рассудком – эти образования появились вследствие схождения ледников с известковой породы, образовав трещины, встречающиеся по всему миру. По всему плато то там, то тут встречаются родниковые источники с чистейшей мягкой водой.


Вид с плато на низлежащие зеленые островки уносит ум в небесную даль. Здесь понимаешь, что природа - лучший архитектор и ландшафтный дизайнер. На Махульдурском перевале находим остатки храма Спасителя , о котором мы говорили выше. Каменные остатки стен намекают на былое величие сооружения. Иконы и крест оставлены для паломников.

Балуют изобилием и плодородием здешние чаиры – черешневые, яблоневые и грушевые сады, находящиеся на южных склонах вершины. Мощные заграждающие остатки сооружений напоминают о временах, когда генуэзцы и монголы нападали на феодорийцев. Картинки всплывают и уносят далеко назад… Мы постарались описать атмосферу этого чудесного места, тем не менее, лучше самому оказаться здесь, чтобы узнать еще больше о горе Бойко.




Я уже бывал на разведке маршрута в этих чудесных местах и был очарован ими – раз и навсегда…

Горный массив Бойка входил в программу нашего нового маршрута «Загадки Крымской Шамбалы», который успешно прошёл в сентябре. Понятно, что перед этим мы выезжали туда на разведку. Но что-то подсказывало мне, что наБойку надо ещё вернуться – походить, послушать голос гор, проникнуться энергиями этого места, чтобы в будущем сделать новый маршрут, посвящённый исключительно этой горе. А она, несомненно, заслуживает внимания как эзотерически-продвинутой публики, так и просто любителей дикой природы…

Итак, что же нам известно о горном массиве Бойка?

Википедия, например,довольно сухо сообщает: «Бо?йка (укр. Бойка, крымскотат. Boyka, Бойка) - горный массив в Крыму, относится ко Главной гряде Крымских гор. Представляет собой столообразное плато с несколькими скалистыми вершинами - г. Курушлюк-Бурун (1026 м), г. Бойка (1087), г. Караул-Кая (1134 м), г. Куш-Кая (1107 м), г. Сотира (1172 м). Южные и юго-восточные склоны пологие, лесистые, постепенно понижающиеся в сторону глубокой котловины верховьев Большого каньона Крыма.

На одной из вершин массива Бойка не ранее VIII века был сооружён православный храм Спасителя (или Сотира - греч. ?????), вокруг которого существовало поселение. И храм, и поселение было разрушено в XV веке, однако название храма нашло свое отражение в имени самой высокой вершины Бойкинского массива - горы Сотира (1172 м)…»

Точно, не поспоришь… На развалинах храма мы уже раз бывали ранее… Кстати сказать – несомненное Место Силы, и не из последних! Что же ещё связано с Бойкой? Почему, с лёгкой руки «жёлтой прессы», её уже давно окрестили «Крымской Шамбалой»?...

Немного покопавшись в интернете, находим следующие прелюбопытнейшие сведения: «…Путь к подножию горы Бойка начинается сразу за селом. Эта гора, которая до Великой Отечественной войны именовалась Басман, - одна из самых загадочных в Крыму. С ней связывают легенды о Золотой колыбели. Их несколько, но главная сводится к тому, что колыбель - это Святой Грааль, который мог попасть в Крым из Византии в XIV веке. Именно тогда на гербе средневекового княжества Феодоро появляется символ чаши. В ней изображен младенец, над которым кружатся ангелы.

Именно за этим предметом охотились СС и оккультная служба Гитлера «Аненербе», что в переводе означает «Наследие предков». В 1942 году, сразу после оккупации Крыма, секретная немецкая организация снарядила сюда целую экспедицию и в подземных лабиринтах пещер искала Святой Грааль…Поговаривают, что «Аненербе» таки нашла подтверждение существованию Чаши Грааля. Ведь несмотря на то, что документальных подтверждений находке нет, участники экспедиции получили высшие немецкие награды...

По словам местных старожилов, экспедиций по поискам Грааля к склонам горы Бойка было несколько. Как минимум, три попытки найти священную реликвию предпринимали советские спецслужбы. Одну из первых организовал секретный отдел НКВД во главе с известным оккультистом Александром Барченко. Он считал, что Грааль - это чудотворный камень, многие сотни тысяч лет назад упавший на Землю с созвездия Ориона, и еще за пятнадцать лет до оккупации Крыма искал его в районе горы Бойка. А последняя экспедиция состоялась в семидесятых годах прошлого века под руководством крымского археолога Олега Домбровского. Таинственным образом несколько членов этой экспедиции исчезли в долине…»

Интересное кино выходит, не правда ли? И если хоть половина из прочитанного – правда, то на Бойку ходить можно и нужно - каждому уважающему себя эзотерику! Вот мы и пошли…

Октябрь в Крыму радовал нас ласковым солнышком, за окнами автобуса мелькали знакомые уже пейзажи, настроение было просто чудесным! До села мы добрались уже поздним вечером и стали на ночлег в окрестностях живописного озера, распложенного у подножия Бойки… Первый сюрприз ожидал нас ночью: с вершины горы доносился вой. Явно человеческий – я не шучу… Такое впечатление, что это был плач ведьмы. Этому жутковатому звуку тут же вторили все собаки в селе у подножия горы – заходились тревожным лаем, начинали подвывать… В общем, где уж тут уснёшь? Ничего, уснули – предварительно найдя для себя разумное объяснение происходящему: в конце-концов, мы можем быть не единственной группой эзотерического толка, находящейся в эту ночь на Бойке… и у той, второй, группы запросто может проходить, скажем, какая-нибудь голосовая практика… Объяснение вышло жидковатое, не спорю, но уснуть мы уснули.

Утром уже ничего не напоминало нам о ночных волнениях и мы бодро тронулись на подъём.

То, что мне всегда здесь нравилось – вековые буковые леса! Они абсолютно непривычны среднестатистическому горожанину, они будоражат твою фантазию… они всегда тенистые, притихшие и загадочные, словно зачарованные древним чародеем. Невдалеке по горному склону шумела река, за веком век пробивая в каменном русле причудливые нерукотворные бассейны и ванночки…

Тропа была удобной, подъём - довольно пологим. Вскоре мы уже нашли ответвление тропы, уходящее на вершину Бойки. Это уже были места незнакомые – ведь в прошлый раз мы шли только через перевал между Бойкой и Сотирой, без подъёма на вершину. Тропа стала чуть более крутой, склоны горы густо заросли лесом. Вскоре мы были уже на вершине Бойки и с изумлением наблюдали знаменитый «Рунный Лабиринт», о котором были уже наслышаны заранее… Дело в том, что вершина Бойки представляет собой цельный каменный щит толщиной до нескольких метров, причудливо растрескавшийся. Это больше всего похоже на исполинский каменный панцырь, сброшенный в самой чаще леса каким-то великаном. Панцырьпокрыт затейливыми трещинами, очертаниями своими напоминающие рунное письмо. Глубина их доходит до пары метров, они вьются и пересекаются, сплетаясь в диковинные узоры; по ним можно путешствовать, как по системе окопов. Говорят, в дохристианские времена это место использовалось в культовых целях. Не удивлюсь. Сам я тут почувствовал явное Место Силы. Потрясающее место.

А рядом с Рунным Лабиринтом нашему взгляду открылось настоящее чудо, я о таком раньше только читал! Прямо посреди лесной чащи лежала идеально круглая поляна, залитая солнцем, покрытая ровной густой травой. Поляна Фей, иначе и не скажешь… Да, для того, чтобы просто увидеть и ощутить пронзительную красоту этого сакрального места, стоило карабкаться в горы, поверьте, стоило!

А чудеса продолжались. Никогда и нигде ранее я не видал столько скрученных в штопор деревьев, как на склонах Бойки! Огромные стволы много раз скручены вокруг вертикальной оси и более всего напоминают витые фигурные свечи. Возможно, этому феномену и существует вполне рациональное объяснение – но мне оно не известно…

Вскоре, недоходя до развалин храма Спасителя, мы нашли замечательный родник, о котором нам рассказывали старожилы этих мест. Ещё одна немаловажная часть нашей «обязательной программы» была успешно выполнена – ведь мы прежде всего готовим новый маршрут, а без родников и удобных стоянок тут никак не обойтись! Кстати, и места под стоянки мы тоже нашли – живописнейшие, уединённые, так и располагающие к медитациям и созерцанию…

На развалинах храма Христа-Спасителя мы долго не задерживались, ведь это Место Силы уже было нам хорошо знакомо. Мы торопились спуститься через перевал Сотиры вниз, к стоянке Баш-Дере, до наступления темноты. Теперь наш путь лежал всё вемя вниз, под уклон, и хотя переход вышел достаточно затяжным, но совсем не утомительным.

Баш-Дере – небольшая уютная стоянка в самом начале Большого Каньона, с живописной речушкой и парой замечательных родников. А ещё тут целые заросли тёрна, диких яблонь и груш – настоящий рай для сыроедов! И хотя мы к ним не относимся, но душу отвели капитально, ещё и компот на утро сварили, в дорогу!

А дорога на следующий день нам выпала неблизкая – затяжной подъём на Ай-Петринскую яйлу, в район горы Али Баши и дальше – вдоль Бахчисарайской гряды – к хребту Иографа, по которому мы запланировали спуститься в окрестности Ялты. Пожалуй, я зря волновался по поводу протяжённости этого перехода. Это более всего напоминало красивую прогулку в некой райской долине… Мы шли крымскими яйлами, сосновыми лесами и небольшими перелесками… Шли по петляющим просёлкам, любовались оставшимся далеко позади массивом Бойка (мы ещё обязательно увидимся, дружище!) Ах, как краснел шиповник на каждом кусте… а многочисленные грибы под низкими сосенками так и манили задержаться… Но мы продолжали наш путь до самого вечера, не уставая восхищаться потрясающими видами.

Спуск по Иографу занял достаточно продолжительное время, т.к. тропа там слишком пологая, бесконечным серпантином петляющая по склону.

А вскоре мы уже были на окраине Ялты, с удивлением разглядывая верхушки гор над головами – неужели мы ещё пару часов назад были там, над самыми облаками?... Были. И ещё обязательно будем снова! В новом маршруте - к таинственной и загадочной горе Бойка… В самое сердце Крымских гор…

Одной из природных крепостей является горный массив Бойка, лежащий над селом Соколиным. Глубо-кое ущелье Большого каньона отделяет Бойку от Главной гряды Крымских гор, длина ее окружности свыше 60 километров.

Юго-восточный край Бойки переходит в длинный узкий хребет, ведущий на Ай-Петринское плато. С востока Бойку омывает река Бельбек, берущая начало у его подножия, а с запада из каньона вытекает река Голубая (Коккозка).

Бойка состоит из пяти вершин, обращенных в разные стороны, а лесистые склоны скатываются внутрь массива к глубокой котловине, наклоненной к руслу каньона. Высоты называются так: Курушлюк — длинный скалистый кряж, начинающийся у устья Большого каньона и тянущийся над Ай-Петринским шоссе и долиной речки Голубой; гора Богатырь, с мощными скалами, вздымается над деревней того же названия, расположившейся на западном склоне массива: гора Сотира, или Спаса — самая значительная из высот Бойки (она повернута северными обрывами к селу Нагорному, а ее восточные утесы смотрят на дорогу в село Зеленое, проходящую у их подножия). Высота Караул-Кая (Сторожевая скала) обращена обрывистым краем на восток к селу Счастливому. Гора Кош-Кая (Соколиная ската), скалистая сторона ее возвышается над селом Ключевым. От горы Кош-Кая отходит на юго-восток упомянутый хребет, связыва-ющий Бойку с яйлой.

Бойку надежно охраняют ее скалистые обрывы, и только на перевалах природа солдата относительные удобства для прокладки проезжих дорог. Здесь же горцы воздвигли поперек них заградительные стены от обрыва к обрыву, кроме того, с западной стороны Бойка имела два небольших укрепления: нижнее — на одной из скал хребта Курушлюк и верхнее — на самом хребте.

Стояла ранняя весна. Наша археологическая экспедиция, навьючив лошадей доходным снаряжением, поднялась по той дороге, что идет от села Зеленого. Мы стали лагерем на светлой широкой поляне Цент-ральной котловины Бойки. В то время года зеленые листья еще не трепетали на голых ветвях деревьев, а лесные прогалины и опушки украшало множество подснежников. Весна таит в себе запах путешествий, и всегда ее воздух будоражит сердце зовом неведомых приключений.

Мы, юные археологи, участники кружка при детской туристской станции Симферополя, бродили тог-да по Бойке, отыскивали в лесных зарослях остатки средневековых построек. Руководил нашей экспедицией известный археолог Олег Иванович Домбровский, наш старший друг и товарищ. Мы, мальчишки, выросли, возмужали, но до самой смерти Олега Ивановича не забывали о нем, встречатись, вели долгие беседы обо всем. Олег Иванович, очень добрый и бескорыстный, всегда приходил к нам на помощь, стал нашим внимательным наставником, и ему мы доверяли все свои планы, даже сокровенные мечты. Воз-раст, точнее разница в возрасте, ведь Олег Иванович всем нам годился в отцы, не влиял на наши отноше-ния. Это была крепкая, нежная и Великая дружба умного и сердечного человека-ученого с разношерстной толпой пацанов, вырастающих и не предающих своего Учителя.

На Бойке тогда мы нашли шесть поселений X — XV веков. На седловине между Сотирой и хребтом Курушлюк, где в древности вилась дорога (сейчас она превратилась в тропу, но под толстым слоем пере-гноя местами прослеживаются глубокие колеи, протертые колесами в твердой скале), сохранились остат-ки крепиды, предохранявшие дорогу от разрушения. Крепида состоит из мощной кладки из крупных обработанных камней с прямоугольной лицевой стороной. Мы зачистили руины древнего храма размером 18 х 27 метров. Храм был трехапсидным и трехнефным с нартексом и папертью в западном конце. Храм Спаса с двускатной крышей оказался одним из самых больших в Горном Крыму.

Погиб он от турецко-татарского нашествия, следы грабежа и пожара — это обломки оплавленной посуды, най-денные в шурфах внутри и вокруг храма. Название храма, как в XIX веке считал археолог В.Х.Кон-дараки и подтвердил эту версию в наши дни О.И. Домбровский, дало имя и самой горе — Сотира. В нем и причина столь длительного сохранения этого греческого названия — храм Спаса — Спасителя.

Люблю Бойку за дикость ее лесов с невообразимо искривленными стволами буков и грабов, за прелесть ее лугов и притягательную красу горных вершин, за ветхие и заброшенные ее тропы и дороги, откуда то и дело открываются щемящие сердце глубокие дали чистого голубого, зеленого и солнечного света. Много путей идет на Бойку из сел Многоречья, Богатыря, Счастливого. Можно попасть на нее и с Ялтинской яйлы — по дороге мимо горы Эндека по западному склону Куш-Каи.

Красива и удобна Бойка для лесного отдыха. Здесь в любое время года можно поставить небольшой походный лагерь или палатку и целыми днями бродить по очаровательной округе.

День выдался тихий, теплый. Ласково грело солнце. Сквозь редкую голубизну тумана на горы лился мягкий рассеянный свет. Вдруг совсем рядом в дубовой чаще что-то зашумело, затрещало. Ух ты! Целое стадо диких кабанов дало от нас деру. Вольготно им живется в крымских лесах. Интересно увидеть на воле могучих, очень осторожных животных.

Для ночлега выбираем ровную площадку у ручья, стаскиваем к ней дрова — сухостоя вокруг вдоволь. Спальных вещей у нас нет, поэтому собираем на постель сухие листья, под головы укладываем бревно, а ноги будет греть огонь костра.

Люблю слушать ночной лес, то и дело охающий в сонном беспокойстве. Вот вскрикнула в темноте какая-то птица. За ней всполошилась другая. Потом кто-то, тяжело топая, промчался вдалеке. А глаза не могут оторваться от неба, увешанного голубоватыми, словно мартовские льдинки, звездами. Просыпаюсь среди ночи. Белый колодец света от костра сдавила черная мгла. Обнявшись, грея друг друга, спят товарищи. Подбрасываю дров. Огонь, будто намаявшись, недовольно трещит и ворчит. Всполохи освеща-ют толстые стволы с кривыми ветвями. Былинный лес с бородатыми от мха стволами.

Утреннюю тишину дробит сухой треск. Это старается недалеко от нас сидящий дятел. Покрутился вокруг ствола, хитровато взглянул в нашу сторону — и вспорхнул.

Поднимается белый слиток солнца. Пора вставать. Весело умываемся. Как жемчужины блестят на лицах капли холодной воды.

Жалко друга, гревшего нас всю ночь, но мы тщательно заливаем костер — такой в лесу закон.

Богата Бойка и дикими садами-чаирами, в них растут яблони, груши, сливы, черешня, орех, множе-ство лесных ягод.

На затерянных дорогах порой встречаются углеобжигательные ямы. На них шумят дубы возрастом по нескольку сотен лет. Видно, в древности бытовал на Бойке промысел по изготовлению древесного угля. Нашли мы на Махульдурском перевале остатки кузнечно-литейной мастерской. В геологическом отноше-нии Бойка исследована пока слабо. Специфический ржаво-красный цвет земли и рыхлой породы, подсти-лающей конгломераты, наводил на предположение о том, что здесь могла добываться руда. Так и оказа-лось, ученые определили, что для выплавки металла могли послужить железные конкреции, находимые в красных песчаниках тут же на перевале. Такие конкреции попадаются среди гальки многих горных ручьев Бойки.

Есть на пятиглавом массиве и хорошие источники с чистой ключевой водой, не иссякающие даже в засушливые годы.

Однажды ночь застала меня на Ялтинской яйле. Синеватая звездная мгла распростерлась над миром. Сонная звенящая тишина разлилась по лесам и урочищам. Внизу в серебряном лунном литье лежала загадочная Бойка. Мне казалось, что я увидел сказочную землю, точно она явилась со страниц приклю-ченческих книг. Я словно открыл неизвестный горный массив, легендарную страну Эльдорадо. Юность всегда богата воображением...

Есть в Крыму места, и они не сразу овладевают путником, словно не раскрывают перед ним своей внутренней прелести. Но потом приходит огромная потребность еще раз побывать в этом желанном угол-ке, вызывающем смутное сожаление, даже грусть, будто ты что-то пропустил в своей суматошной жизни и не успел увидеть. Ты обязательно вернешься к любимым тропам, урочищам и полянам.

Вот и все. Всего лишь несколько слов о "почтенной Пойке". это, наверное, давнишнее имя Бойки, и оно упомянуто в одной из надписей Мангупа. Легенды о Бойке, ходившие до последнего времени среди жителей Коккоз, Большого и Малого Озенбашей, Ауджикоя, Махульдура, Богатыря и других селений этой округи, невнятно повествуют о том, что когда-то Бойка была "большим городом", якобы разгромлен-ным турками во время их борьбы с "френками" (генуэзцами).

В далекое средневековье пятиглавая Бойка, защищенная крепостными стенами и укреплениями, рвом на узком хребте между Бойкой и яйлой, а также естественными обрывами, представляла собой большой замкнутый удел, состоящий из шести поселений, объединившихся вокруг большого храма Спасителя. Построенный из тяжелых глыб дикарного камня на седловине между горой Сотира и хребтом Курушлюк, где рядом проходила дорога на Южнобережье, храм по своим размерам был самым большим в горах Таврики. Пол его украшала разноцветная "мозаика" из плит местного конг-ломерата. Перекрытие храма составляли легкие арки и своды из известкового туфа, а крышу покры-вали гладкие песчаниковые плиты.

О богатстве и значимости, величии храма Спаса, стоявшего на горе Сотира (с греческого "Спаситель"), свидетельствовали не только архитектура, но и дорогая привозная посуда из Малой Азии и Херсонеса, резные надгробия, орнаментированные пифосы. Храм Спаса возглавлял Бойкинский церковно-феодаль-ный удел.

В XV веке турки осадили Бойку, но взять ее не могли: слишком трудными и опасными для них стали скальные обрывы и крепостные стены. Осада Бойки длилась очень долго, и все это время Прокопия терзала мысль о его водяной мельнице, устроенной на горной речке: "Нашли мельницу турки? Разруши-ли они ее или нет? Работают ли жернова? Может, стоит выбраться через потайную калитку и сбегать посмотреть?"

Мельница Прокопия стояла за Соколиной горой, вдали от крепостной стены, закрывающей Бойку. Это была хорошо оборудованная мельница, скрытая среди каменных глыб на горном потоке. Сторожем и смотрителем на ней был старый и немой грек Каликус. "Жив ли старик? Выдал ли он потайные подвалы с зерном и мукой?" — думал Прокопий.

Наступление на Бойку турки вели с другой стороны, куда по хорошей дороге подходила их конница. Они поднимались на Махульдурский перевал, пытаясь с ходу взять цитадель Бойки — храм Спаса. Но вновь и вновь терпели поражение. Сейчас они оставили свои яростные атаки, где теряли много смелых янычаров, и осадили Бойку сторожевыми постами, внимательно просматривая и блокируя все дороги и тропы, ведущие к ней. Правда, в горной местности, где стояла мельница, турок появлялось очень мало. Прокопий с высоты Соколиной скалы внимательно просматривал округу близ мельницы. Начальник ох-раны крепостной стены Николас дал ему подзорную трубу, купленную у генуэзских моряков. Прокопий весь день вел наблюдение, но ничего подозрительного не заметил. Наоборот, в окуляр подзорной трубы он увидел сгорбленный силуэт хромого грека, мелькнувший возле реки, на которой стояла мельница. Ка-менные глыбы у мельницы прикрывали ветви деревьев и вечнозеленый плющ, так что с высоты Соколи-ной скалы ее нельзя было увидеть. "А может, ночью тайно проскользнуть к мельнице и осмотреть ее?" — подумал Прокопий. Калитку в крепости, скрытно сделанную в фундаменте стены, ему давно показал Николас. "Сегодня ночью так и сделаю, схожу к мельнице. Кажется, вокруг тихо, и турки успокоились, решив, что Бойку им не взять. Скоро польют дожди и паводок может наделать беды — поломать плотину, ведь старый Каликус один не сможет поднять задвижку, и вода сломает все на своем пути. И потом, какой я хозяин, если не осмотрю и не проверю свое добро!" — так думал и мучился Прокопий.

Осенняя ночь дышала грозой, блистая лазурными сполохами. "Будет ливень, и я проскользну незаме-ченным, посмотрю только на мельницу и вернусь обратно!" — наконец решился Прокопий. Жена прово-дила его и закрыла за ним железную калитку.

— Жди меня. Когда вернусь, постучу пять раз, и ты откроешь засов, только не сиди у стены, а то ночная стража тебя увидит. Часа в четыре утра подходи к калитке и слушай мой стук! — наказал ей Прокопий.

Гроза приближалась, влажно и кисловато-горько пахло осенней листвой. Прокопий осторожно ступал рядом с тропинкой, пристально всматриваясь в каждый куст и дерево. Темный лес был пуст и тих, Прокопий осмелел и быстрее зашагал, но бдительности не терял. Гроза накатывалась чернотой и дожде-вым шумом. "Хорошо — буду невидим и неслышим, " — решил Прокопий. У мельницы он появился в одно время с хлынувшим ливнем. "Жив ли Каликус? — подумал Прокопий. — Надо посмотреть в сто-рожке". Хромоногий Каликус был там — сидел у стола с горевшим светильником и ел пшеничную лепешку. Схватили Прокопия на пороге сторожки. Турок в засаде оказалось очень много.

— Ты хозяин мельницы? -Да.

— Как ты вышел с Бойки?

Прокопий молчал. Допрашивал его маленький толстенький турок с лоснящимся лунообразным лицом и черными дугами бровей. Привели немого Каликуса и пропустили ему руки под вращающиеся жерно-ва. Каликус даже не мычал от боли, только кровавой пеной пузырился его рот. Потом ему переломали ноги, и тогда Прокопий рассказал о железной калитке. Турки тут же приказали вести их к калитке. Торопливо зашагали по скользкой тропе.

Прокопий постучал пять раз, и жена отодвинула засов. Десять воинов проскользнули за крепостную стену, остальные остались у потайной калитки. Жене, закричавшей от испуга при виде турок, тут же вспороли живот кривым ножом.

— Веди нас к храму! — приказал луна-турок. Прокопия мучила жажда, все нутро горело от страха перед пытками. Он быстро зашагал на перевал к храму Спаса. Турки темными тенями скользили за ним. Дождь прекратился, и умытая луна улыбалась со светлеющего неба. Храм Спаса был взят быстро и бесшумно, сонных стражников и монахов турки перерезали быстро. И тут же над храмом Спаса взвилось зеленое знамя ислама. Защитников крепостных стен Бойки охватили паника и отчаяние.

Умирал Прокопий у храма, где турки распяли его возле векового дуба. Луна-турок ножом полоснул два раза по рту Прокопия, наградив кровавым знаком предателя.

Гора Бойко (Бойка) – одна из множества крымских вершин, мало чем примечательная для обычного туриста. Но очень популярная среди эзотериков: её называют самым мощным местом силы в Крыму… и, побывав здесь, вы согласитесь с данным утверждением. Место это действительно волшебное. С «характером»: Бойка не подпускает к себе «негативных» людей. Если гора не захочет, чтоб вы её покорили, вы никогда её не покорите – проверено множеством паломников, терявших тропу и блуждавших часами вокруг крутых склонов. Мой товарищ, широко известный в узких кругах маг Аштар Шеран три года (!) пытался «подружиться» с Бойкой, но та каждый раз отвергала его – пока этой осенью наконец не приняла. Не без помощи, кстати, опытного контактёра… Так что если вам удастся дойти до самой вершины мистической горы с первого раза – считайте, повезло. Я подробно опишу маршрут и приложу к статье карту, облегчив задачу тем смельчакам, кто не боится топографических аномалий – вам же остаётся прийти на свидание с непознанным без злых и тревожных мыслей, и тогда всё получится.

И, конечно, приходите хотя бы с минимальным опытом горных походов: высота Бойко – 1087 метров, весь подъём займёт не менее трёх часов упорного карабканья вверх по крутой каменистой тропе. Запаситесь водой, сухпаем, а если намереваетесь заночевать на яйле – тёплыми вещами. Наверху в любое время года гуляет холодный ветер. Костры здесь жечь категорически запрещено. Просто поверьте на слово: это правило существует не для того, чтоб его нарушать.

О Бойке ходит очень много разных легенд:

Чему верить, каждый решает для себя сам. Но даже если поддаться здоровому скептицизму и отмести все сомнительные легенды о горе Бойко, всё равно побывать здесь стоит: великолепный вид, открывающийся с вершины, будет вам наградой за долгий и тяжёлый путь.

Гора Бойко в Крыму: как добраться?

Существует три основных варианта маршрута. Первый – из Ялты: вверх по Тарахташской тропе, через весь каньон, и снова вверх-вверх-вверх… Трудный. Длинный. На несколько дней. Рекомендую его только тем, кто желает совместить эзотерический туризм в Крыму с обычным горным, и уверен в своих физических возможностях. Второй – из села Соколиного. Тоже достаточно долгий и непростой, причём весьма запутанный маршрут, не самый удобный. И, наконец, из села

Гора Бойко в Крыму на карте (кликабельно, нажмите для увеличения)

Богатырь (Бахчисарайский район) – наиболее короткий и понятный. Большинство паломников ходят именно так, успевая за один световой день и подняться к таинственному месту силы, и вернуться обратно в цивилизацию. Недостаток у третьего варианта один: Богатырь являет собой крохотный и очень уединённый населённый пункт, рейсовые автобусы в который практически не заглядывают. Существует расписание , но нет никакой гарантии, что водила не поленится зарулить сюда хотя бы раз в день. В выходные шансы встретить автобус и вовсе стремятся к нулю… Так что пользуйтесь либо собственными колёсами, либо нанимайте такси, либо ловите попутку. Крайний вариант – дойти пешком до поворота на село Плотинное и что-нибудь поймать там. Три километра асфальта… в самом деле, разве туриста-походника этим напугаешь?

Итак, маршрут из Богатыря – самый оптимальный, поэтому распишу его подробнее. Начинаем своё эпохальное восхождение прямо с центра села, с остановки, на стене которой кто-то написал: «Я люблю тебя, Крым!». Жму руку, неизвестный автор – ибо я целиком и полностью с тобой солидарен. Слева начинается улица Туристов: идём по ней, пока не упрёмся в развилку. Сворачиваем опять налево. По тропинке выходим к околице и красивейшему озеру, в отражении которого гордо вздымает голову наша вожделенная вершина – да, это и есть Бойка. Отсюда в лес уходит тропа, и по ней мы пойдём чуть позже: пока запомните поляну у озера. Здесь можно отдохнуть перед восхождением, даже поставить лагерь и переночевать, выбросить мусор (справа от тропы у указателя есть контейнер). Озеро недостаточно чистое, чтобы в нём купаться, и тем более из него пить: водой при необходимости запасаемся у местных жителей.

Турстоянка «Богатырь»

Тропа от озера уходит вверх прямо по направлению к Бойке. Она маркирована аж дважды, но частично: вначале встречаются и красные круги, и бело-зелёно-белые квадраты, так что заблудиться прямо на старте у паломников нет никакого шанса. Но когда через час-два мы подходим к кургану из камней, то обнаруживаем за ним развилку: влево уходит длинная тропа, а прямо расположена короткая, более крутая – она отмечена чёрной стрелочкой и подписана «Бойка». Выбрав короткую тропу, на вершину вы выйдете достаточно быстро и вряд ли уже заблудитесь (ну разве что если гора совсем никак не согласится вас принимать), так как дальше никаких развилок не предвидится. Выбрав длинную, потратите часа на полтора больше времени, зато сумеете побывать на руинах средневекового христианского храма: собственно, маркированная тропа ведёт именно к нему. Несмотря на то, что храм сейчас представляет собой один лишь фундамент, им до сих пор пользуются жители окрестных деревень, обставляют иконами, следят за порядком.

Продолжение тропы проходит мимо руин и опять обращается в развилку: пройдя налево, вы сможете попасть в Большой Крымский каньон, штурмовать вершину соседней горы Сотера… но если ваши планы не изменились, и мы по-прежнему идём на Бойко, то сворачиваем направо. Тропинка узенькая,

Вид с горы Бойко на Большой Каньон Крыма

малозаметная: она полого идёт сначала вниз по склону оврага, потом вверх – и, наконец, соединяется с короткой крутой дорогой. По какой бы из них мы ни шли изначально, всё равно выходим на плато. И… ах!.. Какая красота!

Вот мы и дошли. Потратьте немного времени на то чтоб перевести дух и полюбоваться голубыми далями, а затем можно прогуляться по плато. Почти у обрыва находится так называемая рунная пустошь: здесь кто-то складывал руны из мелких камешков и выцарапывал тайные знаки на плите у старого дуба. Место ровное, вполне пригодно для ночёвки – обычно именно тут и обустраивают лагерь странствующие эзотерики. Ведь особый шик – остаться на ночь в столь мистическом месте… а вдруг именно под покровом тьмы явится людям Тайное? Кстати, ещё одно предупреждение: пресловутое Тайное терпеть не может пьяных. Алкоголь на Бойку даже не приносите! И, повторюсь, никаких костров!

Памятные «башенки» на вершине Бойко

На плато то тут, тот там, попадаются сложенные из камней миниатюрные башенки. Что это такое? Оставив своеобразное напоминание о себе, паломники стремятся связать собственное биополе с мощной энергетикой горы Бойко – чтоб даже на расстоянии ощущать её целительную и питающую силу. Некоторые башенки со временем разрушаются – обрывается и связь, другие же стоят нетронутыми годы и годы… всё зависит от того, насколько понравились вы местному духу-хранителю. Чтоб задобрить его, можно пожертвовать кусочек хлеба или горстку орехов.

Если углубиться в лес на вершине Бойко, вы попадёте в самое сердце места силы. Здесь расположен так называемый рунный лабиринт – весьма живописный «сад камней», не лишённый геометричности и по странному стечению обстоятельств напоминающий колоссальную шахматную доску. Побродить по

Рунный лабиринт

нему можно и нужно – но обязательно . Протоптанных тропок здесь нет. И не будет: ваши следы исчезнут прямо у вас за спиной, каждая примятая травиночка тут же поднимется. Рунный лабиринт предпочитает оставаться нетронутым. Все признаки пребывания в нём людей улетучиваются мгновенно – такова магия этого места. Так что компас и только компас поможет вам вернуться на тропу и покинуть плато без происшествий.

Похожие публикации