Титулярный советник табель о рангах. «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…

НОВЫЙ ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Почти одновременно (24го января) издан был знаменитый указ, заключавший табель о рангах, послуживший основанием новому порядку государственной службы. И здесь видно было желание поставить верховную царскую волю выше всяких прав и предрассудков породы. Местничество давно уже уничтожилось; повышение личностей в служебной лестнице оставалось на произволе власти. Новый указ был дальнейшим развитием этого принципа, Петр не уничтожал преимуществ рождения вовсе, но выше их ставил достоинство государственной службы. Заслуги, оказанные в государственной службе, сообщали недворянину потомственное дворянское звание. Всем, считавшимся до того времени дворянами, вменялось в обязанность в полуторагодичный срок доказать, когда и от кого пожалована им дворянская честь; те, которые докажут, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольдмейстер должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей. Таким образом положено начало родословным книгам и герольдии. Царь предоставлял себе право жаловать недворян за службу дворянством и лишать его за преступление. По закону 24го января 1722 года, вся государственная служба разделялась на воинскую, статскую и придворную, и в каждом таком разряде установлялась лестница из 14ти ступеней. Воинская служба разделялась на 4 отдела: сухопутная - армейская, гвардейская, артиллерийская и морская. Верховный чин или первый класс для всей армии, гвардии и артиллерии был генералфельдмаршал, для морских - генераладмирал. Ко второму классу принадлежали, как в армейской, так и в гвардейской службе, полные генералы от инфантерии и от кавалерии; в артиллерийской службе - генералфельдцейхмейстер, в морской - адмиралы прочих флагов. В третьем классе, в армии, гвардии и артиллерии, числились генераллейтенанты, генералкригскомиссар и кавалеры Св. Андрея, а в морской - вицеадмиралы. В четвертом, как в армии, так и в артиллерии - генералмайоры; а в гвардии с этого класса начинается преимущество над армией: армейскому генералмайору равнялся гвардейский полковник, в морской службе шаутбенахты и оберцейгмейстер. В пятом - армейские бригадиры, оберштеркригскомиссар, генералпривиантмейстер, в артиллерии полковник, в гвардии подполковник, а в морской - капитаны, командир над портом кроншлотским и некоторые хозяйственные должности. В шестом: в армии - полковники, в гвардии - майоры, в артиллерии - подполковники, в морской — капитаны 1го ранга. В седьмом: в армии - подполковники, генералаудиторы и некоторые другие должности, в гвардии - капитаны, в артиллерии - майоры, в морской - капитаны 2го ранга. В восьмом: в армии - майоры, генеральские адъютанты; в гвардии - капитанлейтенанты, в артиллерии - инженермайоры, в морской - капитаны 3го ранга. В девятом: в армии - капитаны, в гвардии - лейтенанты, в артиллерии и в морской - капитанлейтенанты. В десятом: в армии - капитанлейтенанты, в гвардии - унтерлейтенанты, в артиллерии и в морской - лейтенанты. Одиннадцатого класса не было, исключая для морской службы - секретари корабельные. Двенадцатого: в армии - лейтенанты, в гвардии - фендрики, в артиллерии - унтерлейтенанты, в морской - унтерлейтенанты и шкиперы 1го ранга. Тринадцатого: в армии - унтерлейтенанты, в артиллерии - штыкюнкеры, в гвардии и в морской не было этого класса. Наконец, четырнадцатого: в армии - фендрики, в артиллерии - инженерфендрики, в морской - шкиперы 2го ранга и констапели. В статской службе: 1го класса был один только канцлер, 2го - действительные тайные советники, 3го - генералпрокурор, 4го президенты коллегий и тайные советники. Затем остальные классы, за исключением 11го, которого вовсе не было, выражали разные должности гражданской служебной деятельности, и в этом отношении табель Петра имела несколько другой смысл, чем та, которая удержалась до нашего времени и представляет сходство с современной только по принадлежности должностей, размещенных в их достоинстве по лестнице классов. Придворные должности, начиная со 2го класса, к которому принадлежал обермаршал, шли также на 14 степеней, но, за исключением 10го и 13го, выражали собой придворные обязанности, в иных случаях постоянные, как, например, тайный кабинетсекретарь, лейбмедикус, в других - о тносившиеся только к придворным церемониям, например, обершенк, камергеры. «Ранг» при Петре означал право на известную почесть, и всякий, кто самовольно займет место, дающее ему право на почесть выше его ранга, подвергался вычету двухмесячного жалованья или же уплате той суммы, которая равнялась жалованью, получаемому другими, равными ему по рангу, лицами. «Сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся или при публичных ассамблеях, но токмо в церквах при службе Божьей, при дворовых церемониях, при аудиенциях послов, в торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, погребениях и тому подобное». Так пояснял значение рангов государев указ. И женский пол пользовался подобным отличием по рангам. Замужние женщины считались в рангах сообразно своим мужьям, а девицы сообразно своим отцам, но между замужними и девицами устанавливалось отношение, дававшее преимущество первых пред последними. Например, девицы, дочери отцов 1го ранга, до своего замужества, считались выше тех замужних, которых мужья состояли в 5м ранге, дочери отцов 2го ранга считались выше жен чиновников 6го ранга. У фискалов теперь явилась новая обязанность - наблюдать, чтобы все пользовались почетом сообразно своему рангу и не присваивали себе высшего почета. В статской службе потомственное дворянство давали первые 8 классов, а в военной - все (как штаб и обер) офицерские чины. Каждый должен был иметь свой убор, ливрею для служителей и экипаж сообразно своему рангу. «Понеже знатность и достоинство какой особы часто умаляется, когда убор и прочий поступок чем не сходствует».

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993; 2006. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Глава 15. . VI. Внутренние события после Ништадтского мира

РАЗДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ЯВИЛОСЬ НЕОБХОДИМОСТИЮ

При Петре развитию была дана такая сила, что разделение должностей явилось необходимостию, что и высказалось в Табели о рангах, где все должности, или чины, были размещены в известном порядке, по классам, и подле должностей, или чинов, военных являются гражданские и придворные. В январе 1722 года двое сенаторов, Головкин и Брюс, и двое генерал-майоров, Матюшкин и Дмитриев-Мамонов, сочинили Табель о рангах. В этой табели подле чина генерала от кавалерии или инфантерии видим чин действительного тайного советника; и это не был чин в нашем значении слова: действительные тайные советники на самом деле были членами Тайного совета, собиравшегося обыкновенно для обсуждения важных, преимущественно иностранных дел. Современники рассказывают, что когда Петр хотел возвести в действительные тайные советники графа Брюса, то последний сам отказался от этой чести, представив, что хотя он и верный подданный, но иноверец. В пунктах, приложенных к Табели о рангах, говорилось: «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, также служителей (чиновников) знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов, в публичной ассамблее знатных чинов, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чина и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат. Потомки служителей русского происхождения или иностранцев первых 8 рангов причисляются к лучшему старшему дворянству, хотя бы и низкой породы были. Понеже статские чины прежде не были распоряжены и для того почитай никто или зело мало надлежащим порядком снизу свой чин заслужил из дворян, а нужда, ныне необходимая, требует и в вышние (статские) чины, того ради брать, кто годен будет, хотя бы оный и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многие лета и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше, того ради кто в который чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует».

ПРИНЦИПЫ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности (поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества).

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии.

Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. М., 1991.

«ТАБЕЛЬ» О ДАМАХ

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы - с женами брегадиров.

Гоф девицы - с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен - с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

Кроме военных чины носили и служащие гражданских ведомств: сыскной департамент полиции, министерство финансов, путейское ведомство, телеграфное и т.д. Отличие состояло в том, что гражданские служащие носили знаки различия на воротнике, т.н. "петличные". У гражданских чиновников было 2 типа мундира, те сюртука: служебный и парадный. К концу ХIХ века парадный сюртук у чинов обер-офицерского ранга был отменён.

Чины обер-офицерского ранга:

XIV класс: Коллежский регистратор - 1 просвет и 1 звёздочка
XIII класс: Провинциальный секретарь
XII класс: Губернский секретарь - 1 просвет и 2 звёздочки
XI класс: Корабельный секретарь
X класс: Коллежский секретарь - 1 просвет и 3 звёздочки
IX класс: Титулярный советник - 1 просвет без звёздочек

Чины штаб-офицерского ранга:

VIII класс: Коллежский асессор - 2 просвета и 2 звёздочки
VII класс: Надворный советник - 2 просвета и 3 звёздочки
VI класс: Коллежский советник - 2 просвета без звёздочек

Чины генеральского ранга:*

V класс: Статский советник - 1 большая звезда в сиянии
IV класс: Действительный статский советник - 2 большие звезды в сиянии
III класс: Тайный советник - 3 большие звезды в сиянии
II класс: Действительный тайный советник - без звёзд
I класс: Канцлер - // -

*По некоторым данным чины генеральского ранга носили узкие генеральские погоны без звёзд, указывающие на ранг, в то время как различия по чинам были на гладких петлицах без просветов.

Ниже приводятся изображения петличных знаков различия гражданских чинов.

Последняя реформа мундиров гражданского образца была в 1905 году. Мундир (парадный) остался только у высших чинов. Он указывал на место служения и ранг должности. Сюртуки же носили на воротниках петлицы по чинам.
Погоны были положены лицам, занимающим определенные должности. В этом случае они несли знаки различия по чинам.

Вот неполный список должностей, коим положены погоны:

  • Министры и их Товарищи;
  • Генерал-Губернаторы, Губернаторы и Вице-Губернаторы;
  • Чины рыбного и зверового надзора Министерства Земледелия и Гос. Имуществ (до 1910);
  • Корпус лесничих (не все чины, а "оперативные");
  • Следователи в сельской местности;
  • Чиновники военного ведомства.

ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОЕ ВЕДОМСТВО

В 1806 году Почтовое управление вошло в состав Департамента внутренних дел. В 1808 году «почтовики» получили мундир, представлявший собой темно-зеленый кафтан с черным воротником и того же цвета обшлагами.
В 1810 году главное почтовое управление было преобразовано в Почтовый департамент Министерства внутренних дел.
В 1819 году почтовое ведомство было выведено из Министерства внутренних дел, а в сентябре 1820 года на мундире «почтовиков» появляются пуговицы «с изображением государственного герба и почтовых сигнальных труб (рожков)».
При реформе гражданских мундиров 1834 года почтовый мундир был оставлен без изменений, пуговицы по-прежнему «. . золоченыя, с изображением Государственного герба и под оным двух почтовых рожков». Такой рисунок, с незначительными вариациями, сохранялся до 1885 года.
Первоначально деятельность, связанная с телеграфной связью осуществлялась военным ведомством, затем ведомством путей сообщения и публичных зданий. Чиновники телеграфной части имели на пуговицах изображение такое же, как и Корпус инженеров путей сообщения «перекрещенные якорь и топор».
В марте 1855 года военные мундиры телеграфных служащих были заменены двубортными полукафтанами темно-зеленого сукна. Пуговицы оставались те же.
27 февраля 1858 года для Телеграфного управления был установлен специальный «телеграфный знак желтой бронзы из стрел, одна другую пересекаемых». Такой знак полагалось носить и на «гладких пуговицах одноцветным штампом».
2 августа 1867 года военная структура телеграфного ведомства была заменена на гражданскую, а в апреле 1868 года сотрудники ведомства получили форму военного покроя для гражданских чиновников.
В 1885 году произошло слияние «почтовиков» и «телеграфистов» в единую структуру - Почтово-телеграфное ведомство. В этом же, 1885 году на пуговицах нового ведомства появилось изображение герба этой организации - «почтово-телеграфного знака - две трубы и стрелы».

ВЕДОМСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

20 ноября 1809 года вместо Департамента водяных коммуникаций и Экспедиции устроения дорог были образованы Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения, Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Таким образом, в 1809 г. ведомство путей сообщения было составлено из двух крупных частей: гражданской (Главное управление) и военной (Корпус инженеров).
В 1809 году гражданские чиновники нового министерства на мундирах носили гладкие пуговицы, без рисунка. А в 1817 году на мундирах служащих военизированного Корпуса инженеров путей сообщения появились пуговицы с эмблемой – «перекрещенные якорь и топор».
В 1843 г. местные подразделения путейского ведомства были реорганизованы.. Существовавшие с 1817 года военно-рабочие батальоны, а также мастерская и полицейская бригады упразднялись, вместо множества разнородных команд были сформированы 52 военно-рабочие роты, которым передавались функции обслуживания и охраны коммуникаций.
С развитием железных дорог в России в 1871 году были введены пуговицы с обозначениями различных дорог страны. В то же время железнодорожникам нижних чинов разрешалось носить пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения с эмблемой «Якорь и топор».

Тема дворянства и принадлежности к данной категории жителей в Российской Империи всегда считалась одной из важнейших в обществе и на законодательном уровне. В течение многих лет именно дворянство являлось опорой для власти и считалось общественной элитой, а потому статусу уделяли много внимания. Дворянское сословие регулировали всегда, однако впервые в Российской Империи вопрос был поднят Петром I . Силой закона он решил упорядочить отношения в разных жизненных сферах. Правитель издал Табель о рангах.

Как создавался табель о рангах (кратко)

Поскольку идеей создания был вдохновлен Петр Первый, он и принимал участие в его формировании. За основу были взяты похожие документы мировых ведущих держав: Дании, Швеции, Франции, Пруссии. После их изучения комиссия создала черновик, подписанный Императором.

Сам Петр занимался редакцией черновика , а затем передал его на рассмотрение Адмиралтейской и Военной коллегиям совместно с Сенатом. Однако, даже после правок документ сразу принят не был.

В 1722 году все-таки Император утвердил таблицу. Гражданские чины были распределены на три группы:

  • военные;
  • статские;
  • придворные.

Все они включены в 14 классов и представляли 263 должности. Позже некоторые из них оказались упраздненными, а ближе к концу 18 века и вовсе исчезли.

Табель о рангах является подробным описанием гражданских чинов. Сначала это была таблица, описывающая и делящая должности в соответствии с классами. Затем шло описание заработных плат, характера присвоения звания и его наследования. Характеристика Табеля о рангах описывает даже правила обращения к чиновникам.

Владение потомственным дворянством 14-го класса предоставляло право на получение потомственного дворянства, приобретающееся в гражданской службе при наличии восьмого класса, а 14-й (коллежский регистратор) класс предоставляет право на дворянство носителя.

Согласно изданному Манифесту 1845 года, потомственным дворянством награждались вместе с присвоением восьмого класса. Все, кто родился до получения дворянства, имели отдельную категорию – офицерские дети. Их было принято называть обер-офицерскими детьми. По ходатайству отца одному из детей предоставляли чин.

В таблице чины не просто описывали, но сравнивали друг с другом. Статский советник по правам был приравнен к бригадиру либо капитану-командору на военной службе. Остальные звания описывали аналогично, но военные всегда превосходили гражданские. При этом военное лицо быстрее поднималось по карьерной лестнице.

В дальнейшем Табель о рангах претерпел изменения. В 1856 году правитель Александр II ограничил право получения дворянство полковничьим чином на 6-м классе, а гражданские лица – на 4-м классе.

Как видите, Табель о рангах постоянно претерпевал изменения в Российской Империи. Ряд гражданских чинов обособили, независимо от обязанностей представителей.

Какие названия упразднили?

После учреждения документа такие названия, как коллежский секретарь, асессор, советник и статский советник сначала имели значение должности, исполняющие членами совета. Они обладали решающим голосом при голосовании. Председатель надворного суда носил название надворного советника.

Все перечисленные должности упразднили в 1726 году, а вот наименование званий оставалось до 1917 года. Знаменитый Табель о рангах и его значение для служащих сложно переоценить, поскольку он позволил людям из низших сословий получить дворянство, если у них есть талант.

Принципы разделения чинов

Звания делили на:

  • штаб-офицерские;
  • обер-офицерские;
  • генеральские.

Отдельно выделялись первые две категории, относящиеся к высшему генералитету. К ним обращались по-своему.

Отдельно выделялись первые пять классов чинов , поскольку эти категории не причисляли ни к офицерским, ни к генеральским. Обращаться к таким людям следовало: «Ваше высокородие».

Принятые чины выдавали строго мужчинам, а их жены поступали в ранг своих мужей. Незамужние девушки носили ранг, на один ниже своего отца. Существовало и такое правило: за требование почестей и места более своего чина на официальном собрании и публичном торжестве – наложение штрафа (2-месячное жалование этого человека), при этом его 2/3 отдавали доносителю. Аналогичное наказание было для того, кто уступил ранг лицу, низшему по классу.

Чины, предпочитаемые Петром

Поскольку Правитель Российской Империи предпочитал военных, он не желал устанавливать чины первого класса для гражданских лиц. Однако, после уговоров Остермана для поддержки дипломатического престижа ранг канцлера приравнен к первому классу. Ранг тайного советника первого класса создали впоследствии.

Среди прочих предпочтений Петра можно выделить и то, что в армии вместе с чином 14 класса назначали дворянство, а при гражданском виде службы только вместе со званием асессора. С 1856 года для получения этого же звания требовалось иметь ранг генерала (статский советник). Достаточно показательным считается низкий ранг президента статской коллегии, который по европейским меркам считается министром. Позже, министрам Российской империи давали ранг тайного и действительного тайного советника.

Как документ повлиял на общество и дворянство

Принятие Табели о рангах формально не упразднило древних чинов, однако, они прекратили свое существование. Он оказал огромное влияние на историческую судьбу дворянства и распорядок службы. Регулирующим фактором для изменения служебного положения являлись личные заслуги.

Главное историческое значение Табеля о рангах заключается в утрате породы «отеческая честь» в отношении продвижения по службе. Также военная служба была обособлена от гражданской и придворной. Это оказало влияние на процесс демократизации дворянства. Когда его закрепили, создали разделение класса по группам: личные и поместные. Обладая чином низшего военного класса, человек мог приобретать дворянство для всех своих потомков.

“Говорящие” фамилии

В России не было принято пользоваться дворянскими титулами. Особых частиц-приставок к фамилиям тоже не существовало. Несмотря на это, инициалы человека порой содержали в себе принадлежность к дворянству.

Отчество возникло на Руси только в 16 веке и тогда воспринималось в качестве награды, а потому не всякий мог им воспользоваться. Лишь государю было разрешено указывать, кому писать окончание “-вич”. в 1697 году Петр Первый разрешил пользоваться отчеством Якову Федоровичу Долгорукову. Во времена Екатерины Первой составили список людей, отражающихся в документах Правительства с отчеством.

Фамилии возникли тоже на сразу и не у каждого. Князьям добавляли фамилии в 15 – 16 веках, а к началу 18 столетия фамилии были уже у каждого дворянина. обычно, их создавали по фамилии отца и наименования владения. В принципе, методов образования фамилий дворянского рода было много. Отдельную категорию составили фамилии княжеских древних родов, произошедших от Рюрика. До окончания 19 столетия таковых сохранилось пять:

  1. Елецкие.
  2. Мосальские.
  3. Звенигородские.
  4. Вяземские.
  5. Ростовские.

Фамилии назначались случайным образом и не вводились законом. Если возникали сомнения при выборе фамилии, выбирали двойные, которые актуальны по сей день.

Значение документа

Принятый документ был призван упорядочить и систематизировать государственную службу, а также сделать понятным присвоение чинов. После появления этого Табеля государственная служба стала более прозрачной. В нем описывали созданные старорусские звания, которые перестали давать в дальнейшем. Это означало, что держава была освобождена от порядков и устройства Московской Руси и стала на новый путь правления.

Ключевое значение Табеля о рангах заключается в том, что шансов на получение титула и продвижение по служебной лестнице стало намного больше, и они были независимы от уровня знатности рода. Такое изменение привело к тому, что личная заслуга и успехи значили больше, чем родительские почести. Теперь дворянским титулом способен обладать и простолюдин, а само дворянство делилось на личное и знатное.

Документ, утвержденный Петром Первым , разделил службу на гражданскую, придворную и военную, а этого ранее не было.

Сегодня тоже существует похожий документ. Там представлено в форме таблицы соотношение чинов государственной федеральной гражданской службы, званий членов юстиции и военных, а также прокурорских работников.

В Российской республике и Российской империи, в нем указано также соотношение по старшинству различных чинов и последовательность, в которой осуществляется чинопроизводство.

Утверждена она была Петром I в январе 1722 года и просуществовала вплоть до ноября 1917 года с многочисленными изменениями. На некоторых территориях, подконтрольных казачьим и белому правительствам, ее действие сохранилось вплоть до октября 1922 года. Закона "Табель о рангах" Российской Федерации не существует.

История создания

Царь Петр деятельно участвовал в создании и редактировании данного закона, основу которого составляют заимствования из списка чинов прусского, французского, датского и шведского королевств. Петр, собственноручно внеся поправки в черновой проект, подписал его в 1721 году, однако перед опубликованием велел внести этот закон на рассмотрение Сената.

Содержание "Табели о рангах" царской России, кроме Сената, рассматривалось также в Адмиралтейской и Военной коллегиях, где был сделан целый ряд замечаний о том, как разместить по рангам чины, об окладах жалования, а также о введении древних русских чинов в табель и об устранении пункта, посвященного штрафам за занятие места, которое было выше соответствующего ранга, в церкви. Все данные пункты были, однако, оставлены без дальнейшего рассмотрения в законе "Табель о рангах" (Российская империя). В составлении окончательной редакции принимали участие члены Сената Брюс и Головкин, а также Дмитриев-Мамонов и Матюшкин - генерал-майоры.

"Табель о рангах": как служили государству в царской России

24 января 1722 года царь утвердил документ. Все чины отныне подразделялись на следующие три типа: статские, военные и придворные. Они также включались в 14 различных классов.

"Табель о рангах" в царской России насчитывала в общей сложности 263 должности, но затем из нее некоторые упразднились, а в конце 18 века исчезли совсем.

Потомственное дворянство

14-й класс (фендрик, а позднее, с 1730 года, прапорщик) давал человеку право на потомственное дворянство, которое в гражданской службе приобреталось по достижении восьмого класса (чин коллежского асессора), а 14-й (то есть коллежский регистратор) право предоставлял только на дворянство своего носителя.

Потомственное дворянство по Манифесту, изданному 11 июня 1845 года, приобреталось вместе с производством в 8-й класс (которому соответствовал штаб-офицерский чин). Рожденные до того, как их отцы его получили, дети представляли особую категорию. Их называли обер-офицерскими детьми. При этом одному из них могло быть предоставлено потомственное дворянство по ходатайству отца.

Изменения, произошедшие в дальнейшем в "Табели о рангах"

В декабре 1856 года ограничил Александр II своим указом подданными потомственного дворянства чином полковника (это 6-й класс), а на гражданской службе - 4-го класса.

Как вы видите, первоначальный вариант, который имела "Табель о рангах" в царской России, менялся в результате реформ на протяжении почти двух столетий. Ряд гражданских должностей превратился в названия гражданских чинов, независимо от реальных обязанностей их представителей.

Упраздненные названия

Особняком стояли чины 5 класса (статского советника/бригадира), не причисляясь ни к генеральским, ни к офицерским, им полагалось обращение следующее - "ваше высокородие".

Чины, хотя это отдельно не оговаривалось, давались исключительно мужчинам. Жены поступали в соответствующий их мужьям ранг, а незамужние девушки считались несколькими рангами ниже, чем их отцы. Также вводилось правило, согласно которому за требование мест и почестей выше своего чина во время официальных собраний и публичных торжеств полагался штраф, который равнялся двухмесячному жалованью этого человека, из которых 2/3 денег должен был получить доноситель. Этот же штраф предусматривался за уступку лицу низшего ранга своего места. Ливрея, экипаж, образ жизни - все должно находиться в соответствии с занимаемым чином.

Предпочтение военных чинов Петром I

Петр I, подчеркивая во всем предпочтение перед статскими военных, не хотел устанавливать для лиц, находящихся на гражданской службе, соответствующих чинов первого класса. Но, поддавшись уговорам Остермана, приравнял из соображений дипломатического престижа чин канцлера (главы некоторого дипломатического ведомства) к нему.

Чин тайного советника I класса был установлен лишь впоследствии. Предпочтение Петра выразилось еще и в том, что если в армии с чином 14 класса достигалось потомственное дворянство, то в статской службе - лишь со званием коллежского асессора (8 класс, штаб-офицерский ранг). Начиная с 1856 года для этого нужно было получить генеральский ранг, то есть стать действительным статским советником.

Показателен в этом отношении также довольно низкий ранг (даже не генеральский), который имел президент коллегии "статской", то есть министр, по европейским понятиям.

В дальнейшем министры получали чины тайного советника и действительного тайного советника.

Влияние на дворянство и общество

При введении данного закона древние чины (окольничьи, бояре) формально не были упразднены, но с тех пор прекратились назначения их. "Табель о рангах" оказала большое влияние на исторические судьбы дворянства, а также на служебный распорядок. Лишь личная заслуга стала единственным регулятором служебного положения. Порода, "отеческая честь" потеряла всякое значение в этом отношении. В этом состоит главное историческое значение такого документа, как "Табель о рангах" в царской России.

От придворной и была отделена военная. Приобретение дворянства пожалованием монарха, личным достижением было узаконено. Это повлияло в целом на демократизацию дворянства, закрепление его служилого характера, а также разделение этого класса на новые группы - личного и поместного.

Чин низшего класса в военной службе (14 класс, фендрик, а позднее, с 1730 года - прапорщик) сразу же предоставлял право на приобретение дворянства для всех потомков. Позднее, Манифестом 1845 года, его стал давать лишь 8 класс, а в гражданской службе - 5-й.

  • 8. Правовое положение населения по рп
  • 9. Гос. Строй Псковской и Новгородской республик.
  • 11. Право собственности, обязательственное право, наследование по псг.
  • 12. Преступление и наказание по псг.
  • 14. Образование единого гос-ва. Гос. Строй в XV – I половины XVI вв. Боярская Дума. Приказы.
  • 16. Преступление и наказание по судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 17. Суд и процесс по Судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 18. Право феодальной собственности на землю в XV – XVIII вв. Вотчина и поместье, их правовой статус.
  • 19. Закрепощение крестьян: причины и юр. Оформление в XV – XVIII вв.
  • 20. Гос. Строй во II половине XVI – I половине XVII вв. Земские соборы, губное и земское управление.
  • 22. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.
  • 23. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.
  • 24. Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному Уложению 1649г.
  • 25. Возникновение и утверждение абсолютной монархии в России. Гос. Аппарат при Петре I
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I
  • 28. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.)
  • 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Предпосылки дворцовых переворотов
  • 3. Борьба за власть после смерти Петра 1
  • 4. “Затейка верховников”
  • 5. Правление Анны Иоанновны (1730-1740)
  • 6. Правление Елизаветы Петровны (1741-1761)
  • 7. Правление Петра III
  • 8. Итоги
  • 29. Просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II в области местного самоуправления
  • 30. Завершение формирования сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам Екатерины II.
  • 31. Систематизация законодательства в I половине XIX в. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов.
  • 32. Государственное право по Своду Законов 1835г.
  • 33. Гражданское и брачно-семейное право по Своду Законов.
  • 34. Уголовное право по Своду Законов. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 35. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 36. Земская и городская реформы II половины XIX в.
  • 37. Вооруженные силы XVIII – I половины XIX вв. Военная реформа II половины XIX в.
  • 38. Судоустройство по Судебным Уставам 20 ноября 1864 г.
  • 40. Процессуальное право по своду Законов и Судебным уставам 1864 г.
  • 41.Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX в.
  • 42. Изменения в государственном строе в годы I русской революции. Советы. Государственная Дума. Реорганизация Совета Министров.
  • 43. Изменения в праве в годы I русской революции. Основные законы 23 апреля 1906. Столыпинское аграрное законодательство.
  • 44. Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны. Впк, Земгор.
  • 45. Изменения в государстве и праве в феврале- октябре 1917г. Советы. Временное правительство.
  • 46. Возникновение советского государства. 2 всероссийский съезд рабочих, солдатских депутатов, его декреты.
  • 47. Слом старых и создание высших и местных органов гос. Власти и управления. Учредительное собрание.
  • 48. Создание Красной Армии, милиции, вчк, суда(1917-1918).
  • 49. Конституция рсфср 1918 г.
  • 51. Правоохранительные органы в период нэПа. Судебная реформа 1922. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.
  • 52. Кодификация законодательства в период нэПа.
  • 53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование ссср.
  • 54. Конституция ссср 1924 года
  • 55. Конституция ссср 1936.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 57. Изменения в государстве и праве в период вов. Чрезвычайные гос. Органы.
  • 58. Изменения в праве в период 1945- 1960.
  • 59. Изменения в органах гос. Власти и управления в 1945-60.
  • 60. Изменения в государстве и праве 60-2000гг.
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I

    В этот период гос-во стремится к правовой регламентации всех сословий: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения.

    Основа правого положения дворян – монопольное право на земельную собственность. Указ (О единонаследии» 1714 г. не только уравнял в правах поместье и вотчину, но и превратил поместья в наследственную собственность дворян. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил право дворян на платить подати.

    Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий: Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия ≪недвижимость≫. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

    Установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), целью которого было сохранить от раздробления земельную дворянскую собственность, не было обусловлено традициями русского права. Реализация нового принципа приводила к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено уже в 1731 г.). Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение круга наследователей заставляло дворян служить за жалованье. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

    Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств:

    Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

    Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

    Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

    Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

    В период абсолютизма происходит процесс огосударствления церкви. Духовенство было важной политической силой в стране. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Начатая Петром I церковная реформа не оправдала его ожиданий. В I четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации. С 1722 г. установлены жесткие правила вхождения в духовное сословие.

    Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне . Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых.

    Развитие экономики способствовало выделению из среды крестьянства торговцев и ростовщиков. Но основная масса крестьян несла повинности в пользу хозяина в виде барщины или оброка. Ежегодно крестьяне направляли по одному рекруту с 20 дворов. Кроме того, они работали на строительстве городов, верфей. В 1718 г. была введена подушная подать, которая ликвидировала такой разряд населения, как люди вольные и гулящие.

    Различие между холопами и крестьянами стирается. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, более того, распоряжались ими как своей собственностью. Указом 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми были и гос. крестьяне.

    В 1721 г. купцам было разрешено покупать селения (с крестьянами) и приписывать их к мануфактурам; так появились посессионные крестьяне. В результате секуляризации церковных земель возникли гос. крестьяне, которые несли в пользу гос-ва денежный оброк. Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии.

    Города развивались как центры торговли и промышленного производства. Гос-во, заинтересованное в преодолении экономической отсталости страны, предоставляло различные льготы. Особо привилегированное положение получили владельцы мануфактур.

    Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме того, существовал городской сход (собрание населения). Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан (которые делились на 2 гильдии) и «подлых людей».

    Руководящие должности занимали крупные купцы.

    Опубликованная в 1785 г. «Грамота на права и выгода городам Российской империи» поделила городское население на 6 разрядов: «настоящие» городские обыватели, купцы всех 3-х гильдий, ремесленники, записанные в цехи, иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане, именитые горожане, все остальное посадское население.

    Мещане составляли большую часть городского населения и являлись податным сословием. Горожане имели свой сословный суд и органы местного самоуправления – общую городскую думу.

    Табель о рангах

    Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

    Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности на государственной службе. Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье.

    ВИДЫ ЧИНОВ: военный, морской, придворный, гражданские(штатский). «Из дворян отнюдь не писать в офицеры» с 8 чина гражд службы и с 14 военной давалось потомственное дворянство.

    Похожие публикации