Портал интересных увлечений. Физкультурное занятие с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения с мячом позволяют развить у малышей выносливость, инициативу, самостоятельность, чувство времени. Кроме того, упражнения с мячом способствуют развитию мышц плечевого пояса, корпуса, рук, улучшают координацию движений, а также ритмичность и точность движений. И, что немаловажно, упражнения с мячом позволяют делать все это в игровой форме!

Упражнения с мячом – польза для младенцев

Малыш, еще не умея ходить, уже проявляет интерес к манипуляциям с разными предметами. Он любит их бросать, катать, пробует забросить в корзину или ящик. В возрасте 6-9 месяцев малыш старается научиться самостоятельно сидеть и стоять без опоры. В этом периоде особо уместно использование упражнений с мячом для развития мышц спины и ног.

В большинстве упражнений с мячом для детей до 3 лет используют надувной фитбол диаметром 45-55 см в диаметре. Такой мяч легкий и не может нанести травм ребенку, и к тому же малышу (да и взрослому) удобно его брать.

Упражнения с мячом для ног (для малышей в возрасте 6-9 месяцев)

Положите ребенка спиной вниз на коврик. Пока малыш лежит на спине, подкатите ему под ноги мяч. Приближайте фитбол к ногам ребенка так, чтобы малыш отталкивал его. Побуждайте ребенка отталкивать мяч, пока ему не надоест.

После небольшого перерыва перейдите к следующему упражнению с мячом.

Положите малыша спиной на мяч. И, удерживая ноги ребенка за голени, пригните их к его груди. Затем, откатывая мяч, выпрямите ноги малыша. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнения с мячом для спины (для малышей в возрасте 6-9 месяцев)

Упражнения с мячом отлично укрепляют мышцы туловища. К тому же малыши, как правило, с удовольствием их выполняют.

Положите ребенка животом на мяч так, чтобы его руки свисали вниз. Станьте чуть сзади малыша рядом с мячом, и, слегка прижимая ребенка к мячу за талию и бедра, начинайте катать мяч на себя и от себя. Комбинируйте это движение с круговыми движениями, с движениями вправо-влево, вверх-вниз.

Проделайте то же самое, положив ребенка спиной на мяч.

Обхватите ребенка под подмышки или за талию и, осторожно опуская, попытайтесь поставить его ножками на мяч. Затем, постепенно опуская малыша, усадите его на мяч. Повторите несколько раз.

Упражнения с мячом для детей от 9 месяцев до 3 лет

В этом возрасте дети начинают ходить без опоры, уверенно бросают предметы, пытаясь попасть в цель. Время начинать упражнения с мячом для развития координации и меткости малыша.

Посадите ребенка на мяч подходящего размера (так, чтобы он мог опираться ногами о пол). Разложите перед ним с десяток маленьких мячиков. На расстоянии 60 см поставьте ведерко или коробку. Покажите ему, как нужно бросать мячики в ведерко. Пусть попробует делать это, пытаясь удержаться на большом мяче. На первых порах можно придерживать ребенка за талию.

Посадите ребенка на фитбол так же, как в предыдущем упражнении с мячом. Затем поднимите над головой малыша игрушку. Задача ребенка – постараться ее достать, пружиня на мяче и при этом сохраняя равновесие.

Упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста

В этом возрасте дети без проблем совершают сложные координированные движения и начинают логически осмысливать свои действия. Поэтому упражнения с мячом для дошкольников старшего возраста должны не столько способствовать развитию определенных групп мышц (для этого скорее подойдут ) сколько развивать общую моторику, умение быстро ориентироваться в пространстве и времени.

Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность.

Самые простые и увлекательные для ребенка упражнения с мячом, хорошо развивающее ловкость и быстроту реакции – это «набивание» мяча о стену или пол. Для них нужно использовать небольшой легкий мяч до 20см в диаметре.

Обучая ребенка выполнению упражнения с мячом «набивание о стену», поставьте малыша в метре от стены. Пусть он сначала просто пытается ловить мяч, отскакивающий от стены. Если у ребенка это хорошо получается, упражнение можно усложнить. Теперь мяч нужно ловить тогда, когда он ударится о пол после соприкосновения со стеной.

Затем пусть ребенок попытается отбивать мяч, не хватая его. Только вначале покажите малышу, как мяч нужно правильно отталкивать. Для начала можно делать это двумя руками, как при игре в волейбол.

Усложняя упражнения с мячом, предложите ребенку отталкивать мяч одной рукой, как в баскетболе. При этом важно приучить ребенка отбивать мяч поочередно правой и левой рукой (хотя детям, конечно, удобнее делать это «ведущей» рукой).

Чтобы научить ребенка не сходить с места при выполнении этого достаточно сложного упражнения с мячом, вокруг ног маленького спортсмена можно описать линию мелом и условиться, что ребенок постарается не заступать за нее.

Что касается более простых упражнений с мячом, то для развития координации движений и сноровки хорошо подходят и подбрасывания мяча вверх. Выполнение этого упражнения не требует специальной подготовки или особых условий. Ребенка ставят в устойчивую позу, ноги на ширине плеч. Малыш как можно выше подбрасывает мяч и пытается поймать его.

На фитболе можно заниматься начиная с месячного возраста, физические занятия в то время имеют также задачи психологического развития, поскольку ребенок получает новые эмоции и занимается новым видом деятельности. Но в школьном возрасте для организма стоят совершенно иные задачи. Постоянно сидя за школьной партой, за письменным столом, за компьютером, школьник меньше времени играет с сверстниками и часто не может получить адекватную нагрузку, поэтому могут возникать проблемы с обменом веществ, работой мышц, правильной осанкой. На помощь может прийти гимнастический мяч, заниматься с которым можно даже в перерывах между проделанными домашними занятиями, а в условиях школы — в спортивном зале.

Правила занятий

Правила подбора мяча в основном касаются взрослых, у которых рост уж сильно разнится. Школьникам младших классов, а это возраст от шести до десяти лет, как правило подходит мяч диаметром 55 сантиметров. Но если ребенок слишком высокий или низкий, проследите, чтобы в сидячем положении (на мяче) коленный угол был прямым (90 градусов).


Тренировка мышц плеч и рук

Следующие упражнения для детей можно делать в положении стоя, сидя и лежа, они довольно универсальные. Но за счет статического напряжения под весом мяча дают хороший эффект для мышц рук, плеч и спины. Важно — статические (их еще называют изометрическими) упражнения нельзя делать на протяжение продолжительного времени, тем более из задержкой дыхания, резко поднимается давление, а это опасно.


Укрепление пресса

Упражнения для детей делаются в положении лежа на спине:

  1. Фибол завести руками за голову, садясь, котить мяч по грудной клетке, прессу, ногам и прокатить его в обратном положении, ложась. Для крепких детей можно усложнить упражнение — поднять ноги под углом 45 градусов.
  2. Согнуть ноги в коленях, но стопы должны быть на коврике, взять фитбол между ногами, ладони поставить на затылок. Мяч нужно с усилием сжимать и одновременно сесть. Крепких детей, которым это упражнение слишком простое, можно попросить держать ноги над полом под углом 45 градусов.
  3. Фітбол поставить под спину, ладони поставить за голову, поднять с пола голову и плечи до горизонтального положения, так продержаться несколько секунд и опуститься.
  4. Лечь на фитбол, одну руку поставить за голову, другой держаться за мяч, поднять плечи с головой до горизонтального уровня и повернуться в одну, затем в другую сторону.

Упражнения для детей на боку:

  1. Лежа на боку на гимнастическом мяче, держаться двумя руками за фитбол, приподняться на руках, откатить мяч от себя и опять прикатить к себе.
  2. Лечь на бок, фитбол держать между коленями, поднимать согнутые ноги. Немного сложнее для детей будет поднимать мяч прямыми ногами.

Упражнения и игры с мячом, как средство

гармонически развивающее дошкольника

Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определенной последовательности, с усложнением.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Основная задача - научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) - это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разно образны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд, нередко символизирует приобщение к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. В игре принимает участие различное количество детей.

В программе «Детство», по которой работают многие ДОУ, действия с мячом совершают дети даже раннего возраста. Действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения.

В младшей группе начинают знакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча, учат играть с мячом. Прежде чем приступить к специальным упражнениям, малыш должен научиться брать, держать и переносить мяч двумя рука ми и одной рукой. С этой целью проводится игра «догони мяч». дети с живым интересом, весело бегут за мячами, собирают их, приносят и кладут в корзину. Большие мячи они берут и несут двумя руками, маленькие - одной. Дети младшей группы учатся прокатывать, бросать мяч. Главное в работе с мячом для малышей - обеспечить возможность произвольно упражняться в действиях с мячами, чтобы у них появилась непринужденность в движениях (держать мяч, брать, класть, переносить).

На пятом году жизни возможности ребенка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими рука ми, придавая ему нужное направление движения. Важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только сильно, но и слабо, не отпуская его далеко от рук. Следует учить детей правильно ловить мяч, бросать мяч из-за головы двумя руками.

В старшей группе навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. Много времени надо уделять упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, в парах, по кругу, в кругах с водящими. Не все дети в старшей группе достаточно ловки при ловле мячей. Они еще не умеют учитывать ряд условий, от которых зависит правильность выполнения действия. Так, при ловле необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу. От этого зависит способ ловли. Например, при ловле мяча двумя руками перед собой основная задача - погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. При ловле мяча чрезвычайно важно быть наготове, подойти к мячу на удобное расстояние: подойти вперед, отойти назад, сделать выпад или шаг в сторону, подпрыгнуть, присесть.

В играх и упражнениях с мячом нужно приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать. В старшей группе дети должны уметь подбрасывать и ловить мяч после отскока от земли, пола не менее 10 раз подряд.

Навыки ловли успешно формируются в индивидуальной работе с детьми. Хорошему владению мячом способствуют и разнообразные индивидуальные упражнения «Школа мяча».

В таких упражнениях, как подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком, с поворотом вокруг себя, следует учить детей подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть похлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.

В работе со старшими дошкольниками имеют место и упражнения в бросании, ловле и отбивании мяча одной рукой. Эти упражнения постепенно усложняются с увеличением вы соты подбрасывания, количества подбрасываний подряд. Подбрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений обращают внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить. В игровых заданиях движения выполняются слитно.

Необходимо следить, чтобы дети проделывали упражнения правой и левой руками. При ловле мяча одной рукой его встречают кончиками пальцев, ладонью, после чего рука с мячом плавным движением отводится немного назад, если мяч летит навстречу, или вниз, если мяч падает сверху, движения рук и кистей смягчают прием мяча. Во время ловли мяча ребенку необходимо смотреть на мяч, пока он не возьмет его в руки.

Такими же мягкими и плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол, как на месте, так и с продвижением вперед. Последнее называется ведением мяча. Поступательное движение мячу придают главным образом движения кисти и предплечья. Вести мяч вначале надо на небольшой скорости в прямом направлении, затем с поворотом по кругу и т.д. Дети упражняются в ведении мяча правой и левой руками.

Задания для старшей группы активно стимулируют проявление разных физических качеств - ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости. Например (для развития ловкости): подбрасывание и ловля мячей из разных положений - стоя на коленях, сидя по-турецки, другие упражнения из «Школы мяча».

На занятиях и в самостоятельных играх у детей седьмого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает, ловит. Передавал мячи друг другу или перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнования, в эстафеты: «Гонка мячей», «Лови, бросай, упасть не давай».

Совершенствуются и навыки ловли. Широко используются упражнения из «Школы мяча», дети должны уметь перебрасывать друг другу мячи двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Перебрасывание проводится не только в произвольном темпе, но и под счет. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах, стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку.

Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Становится возможным ведение мяча на большой скорости, на значительном расстоянии (20-30 м), выполнение при этом дополнительных заданий. Например, ведя мяч, пробежать «змейкой» между расставленными кеглями, вести мяч и подпрыгивать. В результате упражнений движения ребенка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Чтобы проверить степень владения мячом, ребенку можно предложить вести мяч с закрытыми глазами, а также вести низко, у самого пола. дети могут выполнять сложные точные движения с мячом, развивая ловкость: удары об стенку с заданиями, «Вперед с мячом», «Не теряй мяч», «Передай мяч», «Пройди с мячом».

Детей старшей группы надо знакомить с историей возникновения мяча: как делали мяч в старину в России, в какие игры играли («Свечки», «Поднебески», «Одноручье» и т. д.); рассказывать, какие мячи есть в современном мире и какие спортивные игры они олицетворяют - баскетбольные (баскетбол), волейбольные (волейбол), футбольные (футбол), теннисные и т.д.

Со старшей группой также начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом: футбол, баскетбол, волейбол. Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. В начале обучения спортивным играм внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. В дальнейшем применяются упражнения с элементами соревнования. Их необходимо проводить с целью закрепления правильного навыка. После этого проводятся упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения: «Мяч с горки», «Прогони мяч», «Бросай мяч», «Чей мяч быстрее».

Помимо упражнений в катании, бросании, ловле, отбивании мяча, дети выполняют упражнения развивающего характера. Общеразвивающие упражнения с мячами занимают достойное место среди упражнений с другими предметами. Следует начинать выполнять их с детьми младшего возраста, эти упражнения очень интересны и увлекательны. Общеразвивающие упражнения с мячами чаще всего проводят в сочетании с упражнениями в бросании, ловле, прокатывании мячей. Если в начале занятия проводятся общеразвивающие упражнения с мячами, то после них удобно организовать такие упражнения, как катание мяча, перебрасывание, метание в цель.

Начиная с младшего возраста, можно посвятить все занятие работе с мячом. Например: «Веселый мяч», «Быстрый мяч», «Школа мяча». Такое сочетание упражнений на одном занятии обогащает действия детей с мячом, облегчает организацию и проведение занятий.

В своей работе надо использовать мячи разных размеров. Детям младшего возраста затруднительны действия с маленькими мячами, поэтому им следует давать в основном большие мячи. А вот дети постарше пользуются как большими, так и маленькими мячами в зависимости от характера упражнений. Для таких, как перекладывание мяча из одной руки в другую над головой, за спиной, под ногой, удобен мяч малого размера. А для передачи мяча двумя руками рядом стоящему ребенку через голову лучше пользоваться большими мячами.

Раздача и сбор мячей на занятии проводятся разными приемами. Малышам, например, можно раздать мячи, или они берут сами, можно катить им мячи по очереди. Старшие ребята берут пособия самостоятельно, проходя в колонне друг за другом. Кроме обычных мячей, в старших группах при про ведении упражнений используются набивные мячи. Эти упражнения способствуют развитию силы рук. В упражнениях увеличиваются нагрузки на работающие мышцы. Это происходит оттого, что во время действия с набивным мячом ребенку приходится прикладывать дополнительные усилия для преодоления веса мяча.

Мячи разных размеров используются и в других основных движениях - таких, как метание. Надо обучать детей метанию в цель и на дальность. При проведении упражнений в метании мячей дети учатся метать правильно: делать хороший замах, энергичный бросок, правильно ставить ноги при метании. С самого начала приучаются дети бросать мяч по выше, так как при более высокой траектории полета он летит дальше. Для этой цели даются задания: бросать мячи через веревку (сетку), натянутую несколько выше уровня головы ребенка.

Метание в цель является более сложным упражнением, оно требует сосредоточенности, точности броска, умения соразмерять силу броска с расстоянием. Опыт показывает, что особенно удается метание мальчикам: их движения более ЛОВКИ, броски энергичны. Они бросают мячи, мешочки дальше и лучше попадают в цель, чем девочки.

Также мяч участвует в таких основных движениях, как прыжки, равновесие, ходьба, бег, лазание. Мяч в них используется как зрительный ориентир (допрыгнем до мяча, пере- прыгнем мяч, бег и ходьба с перешагиванием через мяч); не посредственно выполняя с ним задание - ползание на четвереньках, толкая мяч головой (в подготовительной группе это задание усложняется: ползание на четвереньках, толкая мяч головой, по гимнастической скамейке). для развития чувства равновесия дети балансируют на набивном мяче; ходят по гимнастической скамейке, отбивал мяч. Обычный мяч хорош в работе по профилактике плоскостопия (катание мяча стопой ноги и другие упражнения).

Недавно дети смогли познакомиться с оздоровительнык4и мячами - фитболами. Уникальность оздоровительного эффекта занятий на гимнастических мячах обусловливается физиологическим механизмом их действия на позвоночный столб и как следствие - на весь опорно-двигательный аппарат и работу вегетативных систем организма. Упражнения на гимнастических мячах способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, улучшению осанки и профилактике ее нарушений, создают оптимальные условия для правильного положения туловища.

Работа с оздоровительными мячами является частью физкультурного занятия - это общеразвивающие упражнения, игры-соревнования или подвижная игра, придуманная детьми. «Пятнашки на улиточках» (мячи «хип-хопы» с ручками, похожими на рога, ребята назвали «улиточками»). Занятия с оздоровительными мячами - одни из любимых.

Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются в основном в подвижных играх: «Мячик кверху», «Ловишки с мячом», «Выбивала». действия с мячом следует как можно чащё включать в физкультурно-оздоровительную Работу.

Система представленной работы содержит:

Тематическую программу по разделу «Школа мяча»;

Квартальный план для каждой возрастной группы на основе тематического плана;

Серию конспектов занятий по каждой возрастной группе «Школа мяча»;

Сравнительную диагностику на конец года;

Подборку подвижных игр и игровых упражнений с мячом для каждой возрастной группы;

Наглядное пособие для детей старшего возраста «Что это за мяч?» (см. приложение 1);

Дидактическую игру «Угадай вид спорта и назови спорт смена»;

Схемы работы с мячом для детей каждой возрастной группы (см. приложение 2).

Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому освоение детьми владения мячом должно занимать одно из ведущих мест в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками.

Тематическая программа по разделу «Школа мяча»

Младшая группа

1. Прокатывание мяча двумя руками от черты.

2. Скатывание мяча по наклонной доске.

З. Прокатывание мяча по скамейке, придерживая его двумя или одной рукой.

4. Перекатывание мяча друг другу в парах из положения сидя, ноги врозь.

5. Перекатывание мяча друг другу в парах, стоя на коленях.

6. Прокатывание мяча в ворота с расстояния 1,5-2 м.

7. Прокатывание мяча в ворота, стоя парами.

8. Ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние 70 - 100 см).

9. Подбрасывание мяча невысоко вверх и ловля его.

10. Броски мяча двумя руками из-за головы.

11. Броски мяча двумя руками от груди.

12. Броски мяча через веревочку.

13. Перебрасывание мяча друг другу парами (расстояние 1,5-2 м).

14. Броски мяча об землю и ловля его.

15. Отбивание об пол 2-З раза.

Средняя группа

1. Прокатывание мяча между двумя линиями, веревками (длина 2-3 м), положенными на расстоянии 15-20 см одна от другой.

2. Катание мяча между предметами (расстояние 40-50 см).

3. Катание мяча друг другу из разных положений.

4. Скатывание по наклонной доске с попаданием в предмет.

5. Броски мяча из-за головы из разных положений.

б. Броски из-за головы через сетку.

7. Броски от груди из разных положений.

8. Броски от груди через сетку.

9. Подбрасывание и ловля мяча, не роняя, 3 - 4 раза под ряд.

10. Броски и ловля мяча в паре друг другу.

11. Перебрасывание и ловля мяча по кругу (расстояние 1,5 м друг от друга).

12. Броски мяча об пол и ловля его двумя руками.

13. Отбивание мяча правой и левой рукой об пол 4-5 раз Подряд.

Старшая группа

1. Прокатывание мяча одной рукой и двумя руками из разных положений между предметами (ширина 90-40 см, длина 3-4 м).

2. Броски мяча вверх и ловля его на месте не менее 10 раз подряд.

3. Подбрасывание мяча с хлопками и другими заданиями на месте.

4. Броски мяча вверх и ловля его в движении не менее 10 раз подряд.

5. Подбрасывание с хлопками и другими заданиями в движении.

6. Броски мяча об пол и ловля двумя руками на месте не менее 10 раз подряд.

7. Отбивание одной рукой на месте не менее 10 раз.

8. Броски мяча об пол и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд в движении.

9. Отбивание правой или левой рукой в движении (расстояние 5-6 м).

10. Передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя.

11. Перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя, стоя спиной друг к другу, разными способами, в разных построениях.

12. Перебрасывание мяча через сетку.

13. Прокатывание набивного мяча друг другу.

14. Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу.

15. Перебрасывание набивного мяча друг другу.

16. Забрасывание в баскетбольное кольцо.

17. Бросок мяча об стенку и ловля ею двумя руками.

Подготовительная к школе группа

1. Броски мяча вверх, об землю и ловля его двумя рукам не менее 20 раз.

2. Броски мяча вверх, об землю и ловля его одной рукой не менее 10 раз.

3. «Школа мяча» стоя на месте.

4. Прокатывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя).

5. Перебрасывание набивных мячей разными способам (снизу, от груди, из-за головы).

6. Перебрасывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях).

7. Перебрасывание мяча снизу, от груди, с отскоком от земли, сверху двумя руками, от плеча одной рукой (расстояние 3-4 м).

8. Перебрасывание из разных положений (сидя, стоя, лежа).

9. Перебрасывание мячей друг другу во время ходьбы.

10. Перебрасывание мячей друг другу во время бега.

11. Перебрасывание через сетку.

12. Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую.

13. Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую, в движении.

14. Отбивание мяча на месте не менее 10 раз одной рукой.

15. Отбивание мяча в движении по кругу.

16. Ведение мяча, продвигаясь между предметами.

17. Ведение мяча с дополнительными заданиями (поворотами).

18. Ведение мяча, продвигаясь бегом.

19. Ведение мяча прыжками.

20. Бросание мяча в цель из положения стоя на коленях, сидя.

21. Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров.

22. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.

23. Школа мяча» у стенки

Игры и игровые упражнения с мячом

«Школа мяча» Вариант 1

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

З. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кончиками пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2

1. Ударить мячом об землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться кончиками пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.

2. Сильно ударить мяч перед собой об землю, повернуться кругом и поймать мяч.

З. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в по перечнике 4 шага), обежать ею З раза, отбивал мяч ладонью одной руки (то правой, то левой).

4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой об землю, так чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опускал ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч левой рукой. Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Примечание . Каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепенно усложняется - увеличивается количество бросков. Упражнения выполняются последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки. За упражнение, правильно выполненное с первой попытки, участник получает два очка, за выполненное со второй попытки - одно очко. Побеждает набравший большее число очков.

«Школа мяча» (с теннисным мячом)

1. Бросить мяч правой, а потом левой рукой об пол и оба раза поймать его обеими руками.

2. Бросить мяч правой, а потом левой рукой вверх и оба раза поймать ею обеими руками.

З. Бросить мяч вверх, дать ему удариться об землю и пой мать после отскока. Два раза ловить обеими руками, по одному разу правой и левой.

Примечание : Мяч можно ловить одной рукой разными способами: а) подхватывать снизу в то время, когда он начнет опускаться; б) схватывать сверху или сбоку, навстречу его движению. Второй способ хотя и труднее дается детям, но зато вернее. Первым способом ловят только слабо брошенный мяч, вторым можно поймать одной рукой любой мяч.

4. Бросить мяч на землю и, когда он подпрыгнет, отбить его обратно вниз ладонью, а после второго прыжка поймать. Отбивать правой и левой рукой по очереди, а ловить два раза обеими руками, по одному разу правой и левой.

5. Бросить мяч об землю, после отскока поддать его ладонью вверх и затем поймать. Поддавать правой и левой рукой по очереди, а ловить два раза обеими руками и по одному разу правой и левой.

6. Бросать мяч в стену правой и левой руками поочередно и ловить его два раза обеими руками и по одному разу правой и левой руками.

7. Бросить мяч в стену, дать ему упасть на землю и уже потом поймать обычным способом четыре раза (два раза обеими руками и по одному разу правой и левой руками).

8. Стать спиной к стене, бросить мяч через голову назад и поймать после отскока. Бросать и ловить обычным способом четыре раза.

9. Бросить мяч в стену, ладонью руки отбить его обратно один или два раза и поймать. Бросать и отбивать надо попеременно правой и левой руками, а ловить можно все время обеими руками.

10. Вытянутой рукой опереться о стену (можно гимнастическую), другой рукой подбросить мяч под вытянутую руку и поймать сверху. Выполнить это упражнение правой и левой руками.

11. Встать на одну ногу, второй опереться о стену (можно поставить на третью-четвертую рейку гимнастической стенки): а) бросить мяч из-под ноги наружу вверх и поймать той же рукой; б) бросить мяч другой рукой из-под ноги внутрь вверх и этой же рукой поймать.

Примечание. 1. В упражнениях могут принимать участие двое и больше играющих. Тогда возникает соревнование - кто раньше проделает все упражнения (игра в «классы»). Дети пользуются одним мячом и играют по очереди. Когда до ребенка доходит очередь, он старается выполнить подряд, начиная с первого, как можно больше упражнений, а из «класса в класс» до тех пор, пока не уронит мяча; после этого он передает право играть следующему. Ребенок, получивший мяч, каждый раз начинает игру с того упражнения, на котором прервалась его очередь. Прошедший раньше других все классы выходит из игры и считается победителем, последний - проигравшим.

2. Для начинающих и не очень ловких детей можно ограничиться двумя первыми упражнениями из каждого класса, т. е. ловить мяч только обеими руками.

Игровые упражнения для детей второй младшей группы (3-4 года)

1. Катание мячей друг другу с расстояния 1,5-2 м в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя.

2. Катание мячей черёз ворота (ширина 50-60 см) с расстояния 1-1,5 м.

3. Бросание мяча двумя руками от груди.

4. Бросание мяча двумя руками из-за головы.

5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5 м.

6. Бросание мяча вверх и попытки ловить.

7. Бросание мяча об землю и попытки ловить.

8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку.

9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку.

Догони мяч . Воспитатель катит или бросает мячи в прямом направлении и предлагает детям побежать и принести их. Количество мячей должно соответствовать числу играющих. Начинать с небольшого расстояния (3-4 м) и посте пенно его, увеличивать до 6-7 м. Играя с детьми на площадке или полянке, надо обязательно проверить, чтобы, по пути к мячам поверхность земли была ровная, без ям, выступающих высоко над землей корней деревьев. Ребята во время бега не обращают внимание на окружающее, стараясь догнать любимую игрушку.

Мяч с гор Дети скатывают мяч с небольшой горки или ската (наклонно положенной широкой доски) и бегут следом, догоняя мяч.

Толкни и догони . Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, тол кают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Площадка может быть ровной или с небольшим уклоном в сторону бега.

IIрокати мяч . Дети, сидя на полу или стоя парами (расстояние 1,5-2 м), отталкивают мяч, делая быстрое энергичное движение кистью. Расстояние постепенно увеличивают до 3-4 м. В пары стараться подбирать детей, из которых один лучше владеет движением. С ребенком, не умеющим катать мяч, играет воспитатель.

Игровые упражнения для детей средней группы (4-5 лет)

1. Катание мяча, шарика друг другу с расстояния 1,5-2 м.

2. Катание мяча, шарика в ворота (ширина 40-50 см) с расстояния 1,5-2 м.

3. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (рас стояние 1,5-2 м).

4. Катание мяча, шарика между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2-3 м).

5. Катание обруча в произвольном направлении.

6. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд).

7. Бросание мяча об землю и ловля.

8. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.

9. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м).

10. Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя, сидя.

11. Отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на мёсте.

12. Отбивание мяча одной рукой.

13. Бросание мяча об стену и ловля (в индивидуальных играх).

Вперед с мячом . Сесть на пол, мяч зажать ступнями, руками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед (примерно на расстоянии З м), не отпуская мяча.

Игровые упражнения для детей старшей группы (5-6 лет)

1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.

2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).

3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).

4. Бросание мяча друг другу с хлопком.

5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.

б. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.

7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.

8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.

9. Отбивания мяча об землю двумя руками, стоя на месте (не менее 10 раз подряд).

10. Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстоянии 5-6 м.

11. Отбивание мяча об землю одной рукой (правой или левой), продвигаясь вперед.

12. Отбивание мяча об стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.

13. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.

14. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.

Поймай мяч . Дети стоят тройками, двое из них стоят на расстоянии 3-4 м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч в тот момент, когда он пролетает над ним. Если поймает, становится на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего.

Догони мяч . 4-5 детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят, не давая мячу коснуться земли более 1-2 раз. Стараться бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький или большой мяч, одной или двумя руками. Расстояние до веревки 50-60 см

С мячом под дугой. Проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2-3 м.

Игровые упражнения для детей подготовительной к школе группы

1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд).

2. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не менее 10 раз подряд).

3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.

4. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.

5. Катание друг другу набивного мяча.

6. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.

7. Отбивание мяча об землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.

8. Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояния 6-8 м.

9. Отбивание мяча об землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.

10. Отбивание мяча об землю, продвигаясь по кругу.

11. Отбивание мяча об землю, двигаясь «змейкой»..

12. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с трех шагов.

13. Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).

14. Бросание и ловля мяча от стены с разными задания ми: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч.

15. Бросание мяча вверх и ловля руками. Напоминать детям, что мяч должен лететь прямо вверх, что нужно следить за полетом мяча. Ловить надо двумя руками, не прижимать мяч к груди. Можно ввести элемент соревнования: кто подбросит мяч 8-10 раз, ни разу не уронив на пол.

16. Перебрасывание мяча друг другу снизу. Дети строятся парами, у каждой пары - мяч. Встают друг против друга на расстоянии 1,5-2 м и бросают мяч двумя руками снизу. Если дети бросили и поймали мяч, не уронив его, 6-8 раз подряд, расстояние увеличивается.

17. Перебрасывание мяча друг другу из-за головы, двое детей встают друг против друга, у одного в руках мяч. Отвести мяч за голову и, поднимаясь на носки, бросить мяч вперед вверх. Партнер ловит мяч и бросает обратно тем же способом. Это же упражнение можно провести, построив детей в две шеренги, лицом друг к другу. Выигрывает шеренга, у которой мяч падал на пол меньшее число раз.

Толкни - поймай . Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один сидит, второй стоит на расстоянии 2-3 м. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений дети меняются ролями.


Примерный комплекс упражнений с малым (теннисным) мячом

1.И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1. – Поднять руки вверх, прогнуться. 2. – Сгибая руки, коснуться мячом шеи.3. – Выпрямить руки вверх, присесть. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

2.И. п. – ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке, повернутой ладонью вниз. 1 – 2. – Выпустить мяч из руки и после отскока, поворачивая туловище налево, поймать мяч правой рукой. То же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.

3. И. п. – лежа на животе, мяч в обеих руках вверху. 1 – 2. – Прогнуться, руки с мячом за голову. 3 – 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

4. И. п. – основная стойка, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять левую ногу вперед. 2. – Ударить мячом о пол под ногой так, чтобы мяч отскочил немного вправо. 3. – Опуская ногу, поймать мяч правой рукой. То же под другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

5. И. п. – сидя, ноги прямые, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять прямые ноги и, опуская руки, переложить мяч под коленями из левой рукивправую.2. – Опустить ноги, руки в стороны (мяч в правой руке). 3 – 4. – То же, перекладывая мяч из правой руки в левую. Повторить 6 – 8 раз.

6. И. п.– ноги шире плеч, руки вперед, мяч в левой руке. 1. – Разжать пальцы, выпустить мяч из левой руки и, быстро приседая, поймать его двумя руками у самого пола. 2. – Выпрямиться. То же правой рукой; то же, ловя мяч одной рукой. Повторить 6 – 8 раз.

7. И. п. – упор лежа, мяч на полу между руками. 1. – Взять мяч левой рукойи, поворачивая туловище налево, в упор лежа боком, поднять левую руку с мячом вверх. 2. – То же правой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

8. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1. – Поднять вперед левую ногу, правая рука вперед, мяч на ладони левой, отведенной в сторону. 2. – Присесть на правой ноге, удерживая мяч на ладони. 3. – Встать, удерживая мяч на ладони. 4. – И. п. То же другой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

9. И. п. – стоя, зажать мяч между ступнями. 1. – Прыгнуть, подбросив мяч ногами вверх – вперед, и поймать обеими руками. 2. – И. п. То же, поочередно ловя мяч каждой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

10. И. п. – основная стойка, мяч у груди в обеих руках. 1. – Руки вверх, подняться на носки, прогнуться.2. – Руки на грудь. 3. – Наклониться вперед, руки внизу, коснуться мячом пола. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений с малыми (теннисными) мячами для учащихся 2-4 классов.

  1. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. 1. Бросить мяч вверх. 2. Поймать мяч левой рукой. 3. Бросить мяч вверх. 4. Поймать правой рукой. Повторить 4-6 раз.
  2. И.п. – основная стойка, мяч в левой руке. 1. Бросить мяч в пол перед собой. 2. Поймать после отскока правой рукой. То же доугой рукой. Повторить 5-7 раз.
  3. И.п. – основная стойка, мяч в левой руке внизу. 1. Бросить мяч высоко вверх. 2. Хлопнуть в ладоши. 3. Поймать мяч правой рукой. То же другой рукой. Повторить 6-8 раз.
  4. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. Ходьба в медленном темпе, подбрасывая мяч вверх и ловя ладонью сверху, снизу правой рукой. То же чередуя левую и правую руку. Выполнить 25-30 сек.
  5. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. 1. Бросить мяч вверх, поднять левую гону вперед. 2. Хлопок в ладони под ногой. 3. Поймать мяч двумя руками. 4. И.п. то же другой ногой, ловя мяч одной рукой. Повторить 4-5 раз.
  6. И.п. – основная стойка, мяч в левой руке. 1. Выпад влево, руки вверх, переложить мяч в правую руку. 2. Приставить ногу, руки вниз. То же в другую сторону. Повторить 7-9 раз.
  7. И.п. – основная стойка, мяч внизу в левой руке. 1. Бросить мяч в пол сзади с поворотом туловища направо. 2. Поймать мяч после отскока правой рукой. То же dв другую сторону. Повторить 6-8 раз.
  8. И.п. – ноги вместе, мяч внизу в левой руке. 1-3. Рвновесие на левой ноге, мяч в прямых руках впереди. 4. И.п. то же на правой ноге. Повторить 3-4 раза.
  9. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. Подпрыгивая на носках, поочередно ударять раскрытыми ладонями о мяч так, чтобы он отскакивал от пола не выше пояса. (30-50 сек).
  10. И.п. – ноги врозь, мяч внизу в руках. 1. Наклониться вперед, положить мяч сзади как можно дальше. 2. Выпрямится. 3. Наклониться вниз, взять мяч. 4. И.п. Повторить 4-6 раз.

О значении мяча.

Мяч развитии действий руки

Игры с мячом развивают

развития функций мозга

развитию речи активизируется весь организм

Игры и упражнения с мячом

мячом

Как выбирать мяч

Прыгучесть.

Тяжесть/легкость. Для ребенка мячом и легким надувным.

Цвет

Качество поверхности. ребенка

Окраска ребенка .

Минимальный набор мячей .

Дома и на улице.

«Я боюсь, злюсь, люблю...».

«Кто Я?».

Игра «Кто, чем занимается?»

Игра «Горячий - холодный»

О значении мяча.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки . Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности . Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.

Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм . Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.

Существует великое множество забав и игр с мячом на суше и на воде. Они в действительности обладают неоценимыми и весьма и весьма широкими развивающими возможностями! Составьте компанию своему малышу! Играйте с удовольствием, вспоминайте игры и забавы из своего детства, и вам будет интересно!

Упражнения с мячом для детей дошкольного возраста

Самые простые и увлекательные для ребенка упражнения с мячом, хорошо развивающее ловкость и быстроту реакции – это «набивание» мяча о стену или пол. Для них нужно использовать небольшой легкий мяч до 20см в диаметре.

Обучая ребенка выполнению упражнения с мячом «набивание о стену», поставьте малыша в метре от стены. Пусть он сначала просто пытается ловить мяч, отскакивающий от стены. Если у ребенка это хорошо получается, упражнение можно усложнить. Теперь мяч нужно ловить тогда, когда он ударится о пол после соприкосновения со стеной.

Затем пусть ребенок попытается отбивать мяч, не хватая его. Только вначале покажите малышу, как мяч нужно правильно отталкивать. Для начала можно делать это двумя руками, как при игре в волейбол.

Усложняя упражнения с мячом, предложите ребенку отталкивать мяч одной рукой, как в баскетболе. При этом важно приучить ребенка отбивать мяч поочередно правой и левой рукой (хотя детям, конечно, удобнее делать это «ведущей» рукой).

Чтобы научить ребенка не сходить с места при выполнении этого достаточно сложного упражнения с мячом, вокруг ног маленького спортсмена можно описать линию мелом и условиться, что ребенок постарается не заступать за нее.

Что касается более простых упражнений с мячом, то для развития координации движений и сноровки хорошо подходят и подбрасывания мяча вверх. Выполнение этого упражнения не требует специальной подготовки или особых условий. Ребенка ставят в устойчивую позу, ноги на ширине плеч. Малыш как можно выше подбрасывает мяч и пытается поймать его.

Научите ребенка играть с мячом:
1. Ударять мяч об землю без перерыва не менее десяти раз каждой рукой, попеременно обеими руками, пропуская его под ногой;
2. Отбивать мяч от стены непрерывно, держа руки в различных положениях, перепрыгивать через мяч и ловить его сзади;
3. Вспомните знакомые Вам с детства игры в «вышибалы», используйте игру с мячом для развития речи и мышления ребенка. Пусть, ударяя мяч об землю, он приговаривает: «Я знаю пять имен девочек, (мальчиков, названий деревьев, видов транспорта, спортивных игр и все другое, что придет вам с ним в голову)». Играя в «штандр», условьтесь ловить только определенные времена года, месяцы, дни недели, названия птиц или посуды, мебели или цветов, всего, что имеет хвост или ручку и т.п.

4. Попросите подбросить мячик в воздух, потом хлопнуть в ладоши и поймать его.

В современных квартирах возможнос­ти для игры в мяч очень ограничены, но все же родителям можно предложить несколько забавных игровых упражнений с мячом. Эти игры можно проводить в усло­виях помещения, используя все, что есть под рукой: игрушки, бумажные шары, кегли, пустые пластиковые бутылочки, веревки, мячи разной величины, табурет­ки, стулья и т.п.

Упражнения с использованием этих предметов конкретизируют движение, раз­вивают ловкость, сноровку, сосредоточен­ность.

Желательно иметь один или два боль­ших мяча диаметром 15-20 см, маленькие мячи диаметром 5-8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумаж­ные шары (из скомканной бумаги), боль­шой надувной мяч-шар.

Сопровождение движений с мячом сти­хотворным текстом помогает сделать заня­тие более понятным, а главное, задаст ритм выполнения игрового задания.

«ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

Цель. Учить катать мяч в прямом на­правлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентировать­ся в пространстве.

Ребенок с мячом в руках подходит к обо­значенному месту (шнур, полоска пласты­ря, цветной кружочек) и выполняет дейст­вия в соответствии со стихотворным текс­том.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился ),

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его .)

Это сделать нам легко! (Поднимает мяч над головой: «Поймал!».)

В зависимости от диаметра мяча ребе­нок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч ма­ленький (диаметром 5-8 см) или двумя ру­ками, если большой (диаметром 18-20 см).

Советы маме. Приучайте ребёнка по­смотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Не бежать за мячом сразу, а дождаться речевого сигнала. Объясните, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движе­нием рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).

«СБЕЙ КЕГЛИ»

Цель.

Это отличная игра для отработки метко­сти и навыков катания. Если в доме нет кеглей, то их прекрасно заменят пустые пластиковые бутылочки (из-под воды, «Растишки» или «Имунеле»). Взрослый ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка и дает ему большой мяч.

Малыш, присев на корточки (наклонив­шись, ноги чуть шире плеч) в обозначен­ном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Советы маме.

Следите, чтобы ребёнок энергично оттал­кивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Приучайте его смотреть вперед (на кегли). Хвалите, даже если малыш не попадет в цель. Отметьте мелом, кусочками пластыря на полу, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку само­стоятельно устанавливать сбитые предме­ты на место.

«МЯЧ В ТУННЕЛЬ»

Цель. Развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать рас­стояние между предметами.

Вариант 1. Взрослый сдвигает одну-три табуретки. Показывает, как катить мяч через «туннель» (под табуретками), отталкивая его двумя руками. Внимание: диаметр мяча не должен быть больше по­ловины расстояния между ножками табу­ретки. Ребенок с интересом будет смот­реть, как мяч проходит туннель.

Вариант. 2. Понадобится помощь трех-четырех человек: старшие брат или сестра, бабушка и дедушка с радостью по­играют с малышом. Они должны встать друг за другом, расставив ноги в стороны. А мама показывает, как двумя руками ка­тить мяч через получившийся туннель.

В обоих вариантах иг­ры ребенок может сам бежать за катящимся мя­чом и приносить его об­ратно, чтобы снова про­катить через туннель. Можно попросить кого-нибудь из взрослых встать с другого конца туннеля, чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Ма­ленькому ребенку доста­вит удовольствие не только прокатывать, но и ловить выкатывающийся мяч.

Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатил­ся через туннель, а не застрял в нем. Учите его смотреть вперед. Хвалите, даже если он не попадет в туннель.

«СНЕЖИНКИ»

Цель. Учить двумя руками бросать мяч в горизонтальную цель, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику рук.

Перед игрой (обязательно вместе с ре­бенком) нужно сделать снежинки - на­рвать небольшие кусочки белой легкой бу­маги (например, салфетки). Положить на пол большую взбитую подушку, сверху на­сыпать «снежинки».

Ребенок с мячом в руках стоит на рас­стоянии 0,7-1,5 м от подушки и пытается забросить мяч на нее (двумя руками сни­зу). Попав в цель, приходит в восторг от разлетающихся в стороны снежинок. Пусть бросает мяч, пока ему не наскучит. А затем собирает снежинки вместе с мамой - пальчики малыша потрудятся.

Советы маме. Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превра­щайте обучение в скучную повинность. Иг­райте, когда малыш будет находиться в прекрасном настроении.

«БАШЕНКА»

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично оттал­кивать мяч в заданном направлении).

Это игровое упражнение можно предло­жить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.

Из трех-четырех кубиков мама строит башенку. Малыш, присев на корточки (на­клонившись, ноги чуть шире плеч) в обо­значенном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящу­юся на расстоянии 1,5 м от него.

Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков (кото­рые не должны быть слишком тяжелыми).

«Пятнашки с мячом»

Кроме бега, существенным элементом этой игры является метанье мячом.
Дети по предыдущему распределяют между собой роли, при чем большинство обращается в бегство, а один из их среды, получивши прозвище пятнашки, снабжается еще мячом большей или меньшей величины.
В то время, как дети бегают по разным направлениям, пятнашка намечает себе жертву и старается во что бы то ни стало настигнуть ее, запятнав прикосновением мяча.
Потерпевший меняется с ним ролью, и игра продолжается до тех пор, пока у детей хватит охоты, и они не устанут и не потеряют интереса к начатой игре.

«Мой веселый звонкий мяч»

Для этой игры важно, чтобы мяч хорошо прыгал. С 4-х лет взрослый может показать ребенку следующий ее вариант: ударять мячом об пол или стенку и ловить его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!» Ничего, если мяч несколько раз ударится об пол, прежде чем малыш его поймает.

Постепенно к 5-6 годам дети смогут освоить ведение мяча, сопровождая удары стихотворением С. Маршака:

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладошкой хлопал,
Ты скакал и громко топал,
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Эту игру дети должны многократно видеть в исполнении взрослого или более старших детей, чтобы прочувствовать ритм движения.

«Поскачи с мячом»

Зажать между коленями мяч и скакать, соревнуясь с кем-либо и не теряя при этом мяч.

«Мини-баскетбол»

3-4-летнему ребенку можно предложить также варианты действий по забрасыванию мяча в какую-нибудь емкость, находящуюся на полу или приподнятую на небольшое расстояние от пола (корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т.д.). Для этого хорошо подходят непрыгучие мягкие мячи и шерстяные клубки. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч.
Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. С 6-ти лет дети могут самостоятельно играть в парах. Для этого варианта игры подходят и прыгучие мячи.

«Яблочко»

Игра доступна детям не ранее 3,5-4-х лет. Детям 3-х лет эта игра еще не понятна, а 4-5-летки вполне могут удерживать в тайне местоположение мячика и ждать своей очереди.
Взрослый садится и своим примером предлагает детям сесть. Все сидят на полу или на стульчиках в кругу. Водящий закрывает ладонями глаза и кладет голову на колени. Мячик-яблочко передается из рук в руки перед собой, а для 6-летних – за спиной, с песенкой на произвольный мотив:
Катись-катись яблочко,
Ты катись, румяное.
Ты катись, катись,
Мне в ладошки прикатись.
А теперь остановись! – в этот момент мячик останавливается у кого-то в руках. Все прячут руки за спину. Песенкой же приглашают водящего угадать, у кого прячется яблочко:
Поднимись и посмотри,
Яблочко в игру верни!
Водящий, ходя внутри круга, просит кого-то показать ручки. Каждый спрашиваемый должен показать обе ручки. Для младших детей количество угадываний может быть неограниченным, тот, у кого было яблочко, становится водящим. Для 6-леток вводятся дополнительные правила: найти яблочко за 3-2-1 раза; если водящий не угадал, то он остается водящим еще на один кон.
Дети школьного возраста с удовольствием продолжают играть, сами придумывая новые правила.

«Съедобное – несъедобное»

Игра для детей с 5-ти лет. На земле короткой чертой обозначается кон, где стоит водящий и длинной чертой обозначается стартовая линия для играющих. Для начала пространство между ними можно разметить линиями с интервалом в маленький детский шаг (20-25 см) для удобства продвижения. Для игры нужен мяч средней величины.
Водящий встает за линию кона, играющие в шеренгу за линию старта. Каждому играющему по очереди водящий бросает в руки мяч, называя предметы и явления живой и неживой природы (облако, береза, торт, крокодил, компот и т.д.) Играющий, сообразив пока летит мяч, съедобное это или нет, должен поймать или не поймать (отбить от себя) мяч. Если верно – игрок делает шаг вперед, в сторону кона. Если неверно остается на месте. Водящий бросает мяч следующему. Побеждает и становится ведущим тот, кто первым доберется до кона.

«Поймай сачком»

Метатель и ловец становятся приблизительно на расстоянии 15-20 метров друг от друга. Затем метатель делает десять бросков мячом. Ловец должен попытаться поймать теннисный или резиновый мяч сачком. Количество удачных попыток подсчитывается.

«Мяч на голове»

Соревнующиеся кладут на голову резиновый «бублик» - сверху мяч (волейбольный или футбольный). С мячом на голове необходимо пройти или пробежать определенное расстояние.

Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что будет под ру­кой: стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.

Постепенно вовлекайте ребенка во всё новые виды игры и забавы, систематичес­ки повторяйте их, чтобы он закрепил дви­жения. Для детей этого возраста достаточ­но, чтобы они научились прокатывать мяч вдаль в заданном направлении, ударять мячом об пол и вверх, правильно замахи­ваться при метании малого мяча вдаль.

Не забывайте о возрасте ребенка, его фи­зических возможностях! Обращайте вни­мание на упражнения, которые он выпол­няет с радостью, без нажима с вашей сторо­ны. Будьте мягкими, добрыми, ласковыми. Хорошо, если вы ободрите своего ребёнка похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый. Пусть ребенок демонст­рирует свои умения перед всеми членами семьи или сверстниками: это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая но­вые, более сложные движения и игры.

Как выбирать мяч

Мяч должен быть удобен и не вызывать у малыша слез от ощущения собственной неловкости!

Прыгучесть. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные. Мяч «непрыгучий» может быть «мячом катучим». Например, стеклянные шарики именно своей «непрыгучестью» и хороши! Для домашних игр из прыгучих мячей подойдут лишь хорошо набитые шерстяные. На улице качество прыгучести становится особенно важным – «непрыгучий» мяч кажется неживым.

Тяжесть/легкость. Для ребенка , только начавшего ходить, тяжелый футбольный мяч из-за своего веса и большого размера просто не может быть игрушкой. А вот старшим дошкольникам проявлять свою ловкость с самыми разными мячами доставляет истинное удовольствие. Для малыша очень важно научиться соразмерять силу удара с тяжестью мяча. Это дает хороший опыт управления собой и предвидения результата уже в самом раннем возрасте. Понаблюдайте, как по-разному ваш малыш управляется с большим резиновым мячом и легким надувным.

Цвет . Несмотря на то, что дети обращают внимание на яркие цвета, не стоит пичкать малышей едкими, броскими анилиновыми красками. Цветовосприятие глаза лучше развивается на сочных, открытых цветах радуги, их вариантах и оттенках в пастельной гамме.

Качество поверхности. Очень важно для тактильного восприятия. Чем больше будет натуральных материалов, тем богаче станет опыт ребенка в действиях с ними, комплексном восприятии их свойств и пр. Рельефная вязаная поверхность, хлопковые ткани или сукно, стекло (если оно не бьется), резина, дерево, кость, плетение из бересты, лозы и т.д.

Окраска . Обратите внимание, не линяет ли мяч! Не облезает ли, не отколупывается ли с него краска? Это может быть опасно для ребенка .

Минимальный набор мячей . Малышам необходимы:1 небольшой резиновый мяч, 1–2 мягких мяча для игры дома и 1 прыгучий мяч для улицы.

Дома и на улице.

Дома лучше использовать для игры мягкие мячи – тряпичные, вязаные, валяные, клубки ниток с закрепленным кончиком, воздушные шары, шарики для настольного тенниса и пр. и большие гимнастические мячи. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Для хранения «комнатных мячей» подойдет большая корзина в детском уголке.

Уличные мячи должны храниться отдельно у входной двери в такой же корзине, коробке или контейнере (резиновые мячи разного размера, футбольные, баскетбольные и др. спортивные мячи).

Игры, помогающие понять переживания ребенка.

«Я боюсь, злюсь, люблю...».
Кидая мяч друг другу, быстро называть первое, что приходит в голову, продолжая предложения: - Я боюсь...., Я люблю...
Родитель тоже участвует в назывании и тем самым показывает ребенку, что у него тоже бывают разные чувства, в том числе и негативные, что помогает ребенку принять собственные чувства.
«Кто Я?». Не показывая друг другу до конца работы, ответить на вопросы: для ребенка: На какое животное по характеру ты похож? А на какое похожа мама? А каким животным, как ты думаешь, тебя представляет мама?
Для мамы вопросы аналогичные. Вопросы можно придумывать самим. Цель - понять, как я вижу себя, и как меня видит другой.

Похожие публикации