Модель выпускника современной школы. Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения

Требования, предъявляемые к современной системе образования, непосредственно влияют на тот образ выпускника, который формируется в сознании общества .

Какие люди необходимы современному обществу, чтобы оно развивалось?

Попробуем создать модель современного выпускника, воспользовавшись мнением ведущих педагогов мира.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, по мнению Ф.С. Шлехти, должен обладать определенными качествами личности, в частности:


  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место ;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня .
Обладая такими качествами, человек способен выполнять различные социальные роли. В таблице мы представим основные «жизненные роли», которым нужно учить школьника и которые ему предстоит выполнять, по мнению академика В.Я. Пилиповского .

Социальные роли современного человека .




Социальная роль

Реализация роли

Реализовавшаяся личность

Человек, отличающийся хорошо развитым сознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести здоровую, продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающие основу для личной самореализации.

Личность со стремлением к поддержке других людей

Человек, умеющий ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ними. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить жизнь каждого человека.

Человек, имеющий кредо «Жизнь как постоянное учение»

Человек, постоянно приобретающий новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, - порой много лет спустя после завершения формального образования.

Деятельный участник культурного развития

Человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.

Высококвалифи-цированный работник

Человек, который берет на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественной продукции и сервисных услуг.

Информированный гражданин

Личность, хорошо осведомленная в вопросах истории , политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.

Защитник окружающей среды

Личность хорошо осознает взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные богатства. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения ее ресурсов.

Все больше количество выпускников начинает понимать, что знания, практические и интеллектуальные умения помогут им самоутвердиться и самореализоваться в этой жизни , по мнению Е.С. Полат .

Модель современного выпускника реализуется через развитие качеств личности школьника. В книге Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» представлены три модели структуры качеств личности: по К.К. Платонову, И.П. Иванову и модель ключевых компетентностей личности.

Модель структуры качеств личности по К.К. Платонову .

Уровень темперамента включает те качества личности, которые обусловлены наследственностью и индивидуальными особенностями нервной системы человека. На уровне особенностей психических процессов человек получает первичный набор ощущений и восприятий и на основе этого совершает мыслительные логические операции, называемые способами умственных действий (СУД), что играет огромную роль в процессе обучения. Затем человек начинает обучение, происходит формирование ЗУНов в трудовой и практической деятельности – СПД (сфера действенно-практическая). На завершающей стадии – становление личности – наблюдается формирование ценностных жизненных ориентиров человека, которое ложится в основу самоуправляющего механизма личности (СУМ). Итоговым моментом является благодаря этим поступательным действиям формирование Я-концепции, целостной развитой личности, то есть модели современного выпускника, готового к самостоятельной жизни.

Модель структуры качеств личности по И.П. Иванову .

Шесть сфер психики : ЗУН – сфера знаний, умений и навыков;

СУМ – самоуправляющий механизм личности;

СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств;

СДП – сфера действенно-практических качеств;

СТВ – сфера творческих качеств;

СФР – сфера физического развития.

Развитие личности по И.П. Иванову должно происходить, затрагивая все сферы психики. Следовательно, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, так как развитие этих сфер находится у учеников на разном уровне. Для каждого ученика нужно создать индивидуальную программу развития. При создании условий для развития личности ребенка можно сформировать у выпускника такие качества, которые будут способствовать его реализации в жизни.

Личность можно представить и как «совокупность компетентностей» .

Компетентности определяют меру возможности человека включаться в деятельность в реальных жизненных условиях.

Модель ключевых компетентностей личности .
Все перечисленные концепции направлены на всестороннее развитие личности ребенка, они являются прогнозируемым результатом деятельности педагогов, а ни в коем случае не целью . В первую очередь, необходимо видеть ученика и выбирать индивидуальную программу развития, таким образом формировать в человеке его уникальную личность. Каждый ученик в процессе обучения должен выстроить свою модель выпускника, будь то человек, обладающий «Я-концепцией», личность, у которой развиты все сферы психики или компетентностно развитый ученик. В этом ученику поможет учитель , учитывающий его индивидуальные особенности, а также требования времени, социума и государства.



  • С 01 сентября 2015 года осуществляется обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • Ведущие принципы ФГОС общего образования - принципы преемственности и развития. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Они разделены на три блока: требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
  • Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Знания и умения

Познавательная деятельность

Здоровье

Достаточный уровень базовых знаний общеобразовательных программ по предметам учебного плана, необходимый для продолжения обучения на ступени основного общего образования. Овладение навыками учебной деятельности, навыками самоконтроля учебных действий. Умение решать проектные задачи. Овладение основами ИКТ с целью самостоятельного приобретения знаний. Умение работать со словарями, энциклопедиями, картами, атласами.

Ценностное отношение к сохранению здоровья. Знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий. Знание способов здоровьесбережения. Получение опыта здоровьесбережения.

Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Мотивация достижения успеха. Самостоятельно работающая личность.

Учебно-познавательные интересы.

Ответственность

за результат обучения.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Социальная мотивация.

Уверенность в себе.

Инициативность, самостоятельность.

Навыки сотрудничества

в разных видах деятельности.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность для решения поставленных задач.


  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества,

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.

Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Современная школьная инфраструктура

Новые стандарты

Школа

здоровья

Современный учитель

Любознательные

Для определения национально-ориентированного компонента в содержании общего среднего образования существенное значение имеет научное осмысление педагогического проектирования личности, что становится заметным явлением в образовательной деятельности на современном этапе. В оценке В. М. Коротова проблема прогнозирования - изначально педагогическая. В свое время К. Д. Ушинский дал ей толкование в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» , большое внимание характеристике личности гражданина, труженика, семьянина уделял В. А. Сухомлинский . В. М. Коротов разработал проект программы формирования личности российского школьника, наделенного главнейшими социальными ролями. В его теории воспитание раскрывается как системно-ориентированный процесс человековедения, продуктом которого является личность, готовая и способная выполнить целостную систему социальных ролей: семьянина - чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи; участвует в ведении домашнего хозяйства, во все возрастающем объеме обслуживает себя; рассматривает семью как одну из высших человеческих ценностей; сознательно готовит себя к созданию собственной семьи и воспитанию своих детей в духе профессиональных традиций и идеалов своего народа; хранит память о предках, стремится быть похожим на них; ученика -- умеет и любит учиться; в совершенстве владеет родным языком; хорошо и много читает; понимает, что учиться придется всю жизнь и поэтому овладевает приемами самообразования; уважительно относится к своим учителям; стремится получить среднее и высшее образование; овладевает диалектической логикой, культурой мышления; труженика - видит в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России; овладевает разными профессиями, повышает квалификацию, оттачивает мастерство; участвует в техническом творчестве и сельскохозяйственном опытничестве; дисциплинирован, умелый организатор, умеет работать в коллективе, оказывает помощь товарищам, участвует в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах и благоустройстве микрорайона; стремится к рационализации труда и повышению технологической культуры; инициативен и предприимчив, постоянно пополняет экономические знания; овладевает навыками работы с компьютером; гражданина - патриот, интернационалист, гуманист, борец за процветающую демократическую Россию; знает и соблюдает законы и правила общежития; активно участвует в школьном самоуправлении, в общественно-политической жизни страны; бережет природу, личное и общественное имущество; терпим к инакомыслию; хорошо знает историю России и родного края; повышает свою политическую и общую культуру; ценителя и творца прекрасного - хорошо знает фольклор и достижения художественного творчества; создает и пополняет личную библиотеку; вырабатывает у себя потребность общения с прекрасным; овладевает основами мировой культуры, хорошо разбирается в искусстве; хорошо рисует; разбирается в классической и современной музыке; посещает театры и музеи, сочетает туризм с краеведением; приверженца здорового образа жизни - заботится о своей безопасности и безопасности окружающих людей; привычно соблюдает правила дорожного движения, техники безопасности, а также пользования бытовыми приборами; сознательно относится к своему здоровью и здоровью близких людей как к главному богатству; опрятен, соблюдает правила личной гигиены; воздержан в пище; занимается закаливанием и физическими упражнениями; вырабатывает у себя сопротивление вредным привычкам, умеет оказать первую помощь пострадавшему .

Указанные параметры удачно связывают проектируемую личность с началами этнопедагогики, с русскими семейными традициями, с патриархальным укладом жизни, но, на наш взгляд, в связи с высоким и объемным уровнем требований, предъявляемых к выпускнику школы, перспектива достижения данного образа мало вероятна. Концепция ролевого предназначения человека весьма перспективна, поскольку стремится воплотить идеал формирования личности гражданина, будущего труженика, представителя династического рода, семьянина, общественного деятеля, продолжателя лучших традиций своего народа и Отечества, сторонника здорового образа жизни, ценителя прекрасного в окружающем мире. По такому пути идут многие современные школы, удачно реализующие принципы этнопедагогики и внедряющие национально-ориентированные курсы в содержание общего среднего образования. Определенный исследовательский опыт, значимый для истолкований данной проблемы, накоплен педагогами современных русских школ Гатчины, Иванова, Костромы, Москвы, Орла, Пензы, Ростова, Тобольска и других городов, педагогами Вологодской области. Образовательное пространство Вологодской области имеет отличительные особенности, связанные с природной средой, этносом, своеобразием экологического, исторического и культурного развития, народными традициями, диалогом с другими регионами страны и международным сообществом.

При проектировании образа выпускника, определении требований к уровню развития духовно-нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности школьника и механизма педагогического воздействия нами взят за основу принцип природосообразности, учитывающий взаимозависимость происходящих психических процессов в личности ребенка соответственно его возрасту и основным видам педагогического воздействия. В связи с этим рассмотрены теоретические идеи личностно-ориентированного подхода к воспитанию школьников. Интересно представлена схематичная картина целостно-доминантного подхода к программе воспитания ребенка группой авторов в работе «Воспитание детей в школе» под редакцией Н. Е. Щурковой . По мнению авторов, цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную человека. На наш взгляд, подобный подход к решению главных задач в воспитании приемлем и результативен. Мы считаем, что ребенок, чтобы стать личностью, должен пройти путь от восприятия (на начальной ступени обучения) до потребности действия (на старшей ступени). Схематично это может выглядеть так:

Взаимозависимость происходящих психических процессов в личности ребенка соответственно его возрасту и основным механизмам педагогического воздействия на него отражено в следующей схеме:


Требования к уровню развития духовно-нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности школьника на каждой возрастной ступени, соответственно его возрастным особенностям, отражены в следующих таблицах:

Духовно-нравственная

Познавательная, уметавшая

Коммуникативная

Эстегическая

Трудовая

Физическая

Начальная школа

Обладание такими качествами, как любовь к матери, семье, дому, своей Родине; доброта, внимание к окружающим людям, честность, отзывчивость, уважительное отношение к представителям других наций и народностей

Знания, умения, навыки, соответствующие психолого физиологической характеристике конкретного ученика и требованиям учебных стандартов; познавательный интерес к окружающему миру, истории и культуре своей Родины

Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со взрослыми, понимание ценности дружбы со сверстниками; умение управлять своим поведением и чувствами, владение основными навыками этикета; соотнесение своих поступков с этническими, социально-ценностными нормами

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, стремление беречь. защищать природу. Приобщение к миру искусства края, знание творчества родных поэтов, писателей, художников

Желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям. Самообслуживание, Наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи

Желание укреплять свое здоровье, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями, соблюдение правил личиной гигиены. Знание народных игр и умение их организовать

Основная школа

Осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность, уважение к своей родине России, Осмысление понятий: честь. долг, целеустремленность, ответственность, гражданственность. Социальная активность. Нравственная убежденность

Знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту, в том числе, знания о России и регионе, знания широкого спектра профессиональной деятельности человека, знание своих психофизических особенностей. Стремление к расширению кругозора. Культура мышления, в том числе и языковая

Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Управление своим поведением. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях

Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты

Умение работать в коллективе, участие в школьных делах, благоустройстве микрорайона. Бережное отношение к школьному и иному имуществу, умение применять трудовые знания на практике, проявление инициативы, творчества при выполнении работы. Сформированность чувства долга, ответственности. Способность к адекватной самооценке своих способностей и возможностей

Осознанная потребность укрепления своего здоровья, выполнение правил здорового образа жизни, внимание к здоровью окружающих, знание основ народной медицины, желание заниматься в различных спортивных секциях

Средняя школа

Осознанная гражданская позиция. Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Человеческое достоинство. Потребность делать добро. Гуманистическое отношение к другим народам и человечеству. Способность к рефлексии Преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными

Знания, умения, навыки. соответствующие образовательному стандарту школы третьей ступени. личным запросам и потребностям Развитый интеллект, культура ума. научное миропонимание. творческое мышление. Сформированность мотивов и познавательных интересов, потребность в продолжении образования, самообразования

Умение выполнять роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации. Умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи. привычки. Высокая социальная адаптированность

Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Потребность вносить прекрасное в учебную, трудовую, досуговую деятельность, в отношения с окружающими людьми. Овладение основами мировой культуры, знание достижений художественного творчества России

Осмысленное и осознанное профессиональное самоопределение, готовность к трудовой деятельности и самореализации в обществе, способность к конструктивной, научной организации труда, критичность, оптимизм, мобильность

Готовность вести здоровый, физически активный образ жизни, сознательное отношение к своему здоровью, забота о здоровье окружающих, умение использовать в жизни русские традиции здоровья. Стремление к достижению личных спортивных результатов

Наиболее обобщенно образы выпускников начальной и средней школы сформулированы следующим образом: Образ выпускника начальной школы - «Выпускник начальной школы обладает лучшими качествами русского человека, такими, как любовь к Родине, доброта, внимание к окружающим людям, честность, отзывчивость, трудолюбие, уважительное отношение к старшим. Активно участвует в жизни класса и школы, умеет организовать свое время управляет своим поведением и чувствами, заботится об укреплении своего здоровья. Проявляет познавательный интерес к окружающему миру истории, культуре своей Родины, обладает связной, свободной правильной речью, знания, умения и навыки соответствуют требованиям учебных стандартов». Образ выпускника средней школы - «Человек, преданный России, деятельный патриот, оберегающий и охраняющий свою Родину, ее историю и культуру, соединивший в своем сознании идею личного блага с благом государственным.

Духовно богатая, творческая, свободная личность обладающая лучшими чертами русского характера, стремящаяся к физическому и нравственному совершенству. Человек образованный, обладающий культурой ума, готовый к самообразованию, самоопределению и самореализации во взрослой жизни». Формирование личности не является следствием лишь школьного обучения и воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, воспитания в семье, «давления» окружающих, произвольного и непроизвольного влияния средств массовой информации, а также самовоспитания, стимулируемого появлением у человека определенного плана на будущее, известного жизненного идеала, чему школа должна всемерно способствовать.

Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах человека, как основные критерии для отслеживания всей экспериментальной деятельности. Рассматривая модель как своеобразный образовательный стандарт, мы обращаемся к критериям, позволяющим осуществить анализ и замеры качества личности выпускника, устанавливаем характеристики, необходимые и достаточные для того, чтобы «явление функционировало и развивалось по определенному типу, то есть находилось на уровне "качественной определенности"». При многообразии условий, определяющих содержание общего среднего образования, в структуре модели выпускника находит выражение и национально-ориентированный компонент содержания образования. В методологическом аспекте модель выпускника школы есть совокупность концептуальных положений, фиксирующих цели моделирования, систему основных понятий. В собственно педагогическом измерении модель характеризует основные этапы и продукты процесса стандартизации общего среднего образования на уровне субъекта Федерации Инновационная по своей сути и по своему характеру модель строится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к моделированию в такой сложной области общественной жизни, какой является образование, применительно к деятельности школы.

Исследование о студентах и выпускниках

Специалисты кадрового агентства «Контакт» с помощью исследования «Современный выпускник вуза» проанализировали образ сегодняшнего по различным параметрам. В опросе приняли участие 389 ведущих вузов Москвы.

В августе рекрутинговым агентством «Контакт» было проведено исследование «Современный выпускник вуза и карьера в бизнесе» в рамках проекта «Первый аукцион молодых специалистов». 389 студентов и выпускников ведущих вузов Москвы рассказали о своем обучении в вузе и планах на будущее.

В результате исследования стало известно, что большинство воспринимают вуз как важнейший источник знаний и место тусовки — эти варианты выбрали 93% и 79% участников исследования соответственно.

Главным результатом обучения 73% опрошенных считают получение знаний и навыков. 67% респондентов заявили, что важнее всего — наличие об окончании учебного заведения. Для 54% участников исследования обучение в вузе — это прежде всего интеллектуальный вызов, а для 51% — приобретение связей и знакомств, которые могут оказаться полезными в будущем.

Компетентное управление – компетентный выпускник

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Самсонова Татьяна Дмитриевна,

заместитель директора по УВР Новоазовской ОШ І-ІІІ ст.№1

Аннотация

В статье представлена модель формирования конкурентноспособных качеств выпускника современной образовательной организации. Особенности формирования компетентного выпускника.

Ключевые слова: компетентность, модель выпускника, запросы времени

Мировая практика связывает сегодня образовательные результаты с компетентностью выпускника. Модель выпускника – это образ желаемого результата образования. Кроме того, компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения ученик в должном объеме приобрести не может.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

    научиться познавать;

    научиться делать;

    научиться жить вместе;

    научиться жить
    определили по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Важны в учебно-воспитательном процессе:

    познавательная компетентность (учебные достижения, интеллектуальные знания, умения учиться и оперировать знаниями).

    личностная компетентность (развитие индивидуальных способностей, талантов, знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний).

    самообразовательная компетентность (способность к самообразованию, ответственность за уровень личностной самообразовательной деятельности; гибкости применения знаний;

    социальная компетентность (сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения), развитие личных качеств, саморегулирование).

    компетентное отношение к собственному здоровью.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

    Технологий;

    Содержания образования;

    Стиля жизни ОУ;

    Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

    Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

    Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .

    Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

    Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

    Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

    Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

    Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

    В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

    Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

    Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

    Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Ученые отмечают, чтобы достичь конечного результата учебно-воспитательного процесса, необходимо уже в его начале, то есть четко представлять, какими компетенциями будет обладать будущий выпускник школы. Поэтому, уместно моделирование образа выпускника не только на последнем этапе обучения и развития, а в каждом звене, на каждом отдельном этапе школьной жизни.

Мы делаем попытку сконструировать модель выпускника, основываясь на компетентностном подходе.

Модель выпускника начальной школы (4-й класс)

Выпускник начальной школы должен:

1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться.

6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Модель выпускника основной школы (9-й класс)

Выпускник основной школы должен:

1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе.

3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.

4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:

· овладение культурой учебного труда;

· овладение информационно-коммуникативной деятельностью;

· овладение рефлексивной деятельностью;

· умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом, семьей, друзьями);

· способность вести здоровый образ жизни;

· умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;

· проявлять активную жизненную позицию.

Модель выпускника средней школы (11-й класс)

Выпускник средней школы должен:

1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.

3. Овладеть ключевыми компетентностями:

· компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

· компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

· компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта);

· компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.);

· компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, создание модели компетентного ученика и обеспечение надлежащих условий для достижения результатов – это конкретные задачи, выполнение которых позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию общества и культуры – формирование компетентной личности.

Литература:

    Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013

    Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Логос, 2009.

    Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

    Шрубковский С.В. Мецдерецкий В.В. Компетентностный подход к обучению, как стратегический ориентир в управлении процессом экспериментальной подготовки школьников // Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко. Физико-математические науки. – Выпуск 10. – Каменец-Подольский. 2013. – 265с.

Похожие публикации