Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД). Проявления и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей Минимальные мозговые дисфункции у детей коррекция

Здравствуйте, уважаемые родители!

Предлагаю обсудить, тему думаю, что интересную и актуальную для многих из Вас, а говорить мы будем о минимальной мозговой дисфункции (ММД) , о её причинах, последствиях и способах помощи детям с этим диагнозом.

1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?

Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.

Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД . Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.

2. Как проявляется ММД в различном возрасте.

Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:

  • патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);
  • токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);
  • угроза выкидыша;
  • это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;
  • это нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;
  • инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;
  • несовместимость крови плода и матери по резус фактору;
  • психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;
  • ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.

Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска!!!

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

  1. невролог;
  2. педиатр;
  3. нейропсихолог;
  4. логопед-дефектолог;
  5. учитель-логопед
  6. Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.

Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.

Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

  • Задержка и нарушение речевого развития.
  • Проблемы обучения в школе.
  • Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
  • Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
  • Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.
  • Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).
  • Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).
  • Несформированность ориентации во времени и пространстве.
  • Повышенная двигательная активность.
  • Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

  1. снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;
  2. повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.
  3. развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;
  4. обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);
  5. формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;
  6. формирование умения контролировать импульсивность своих действий;
  7. узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.
  8. формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.

Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.

Ведущий психолог в ООО «Медико-психологический центр «Все свои»,
Титиева М.В.

Любой ребенок чрезвычайно активен. Дети младшего возраста склонны к бесконечной беготне, они совершают массу резких движений, которые пугают их мамочек. Ребятишки мучают старших огромным количеством вопросов, постоянно пристают. Однако у каждого малыша найдется терпение поиграть с конструктором, полистать книгу, посидеть с раскраской.

Если ваш ребенок вообще не сидит на месте и не занимается спокойными делами, это может быть свидетельством наличия у него минимальной мозговой дисфункции.

Признаки и причины ММД

Основные признаки ММД сводятся к поведенческим нарушениям. Это может быть дефицит внимания, гиперактивность, склонность к быстрой утомляемости.

Эти признаки служат сигналом для родителей, заметив их, мамы и папы должны показать своего ребеночка специалисту. Причин ММД может быть несколько. Наиболее распространено отклонение в формировании нервной системы во время пребывания в утробе матери.

Среди прочих причин могут быть социальные проблемы. Это конфликтная напряженная ситуация в семье, нежеланная беременность, низкий уровень культуры родителей. Наследственность также оказывает влияние на формирование нервной системы.

Лечение ММД

При наличии определенных признаков, которые можно связать с ММД, следует обратиться за консультацией к педиатру, а потом – к неврологу. Чем раньше будет проведена коррекция состояния, тем меньше негативных последствий останется с ребенком на всю жизнь. ММД можно вылечить без особых проблем.

Главное – правильное отношение родителей к проблеме, наличие психолого-педагогической поддержки, прием специальных медикаментов. Не обойтись и без активного движения.

Активное движение направлено на выработку координации движения, ловкости, соответствующей возрасту. Ребенку надо давать нагрузки спортивного плана, соревнования проводить не следует, потому что они способствуют разбалансировке эмоционального состояния.

Психолого-педагогическую поддержку должны оказывать не только специалисты. На первом месте стоит забота родителей. Ограничивается просмотр ребенком телепередач, исключаются компьютерные игры, ребенка не водят в шумные места, избегают больших компаний. Малыш должен четко придерживаться режима дня, заниматься с развивающими игрушками.

Родители должны стараться совершенствовать память и внимание своего ребенка. Также родителям следует следить за своей речью, не допускать упреков, криков, ругани. Общение с малышом строится на доброжелательном отношении, речь должна быть мягкой, спокойной, сдержанной.

Если 2 метода, приведенных выше, не дают никаких результатов, надо обратиться к медикаментозной поддержке. Здесь самолечение недопустимо. Врачи обычно назначают антидепрессанты, психостимуляторы.

Симптомы ММД

Симптомы данного заболевания проявляются в дошкольном возрасте. Если признаки, описанные выше, выявляются в течение 6 месяцев и больше, надо обязательно обратиться к врачу. При этом симптомы ММД появляются не только в домашней обстановке, но и во время пребывания в детском коллективе. Главные признаки ММД:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • низкий уровень внимания.

Такие дети много бегают и прыгают, много вертятся не могут спокойно посидеть на одном месте, они могут совершать движения, не несущие никакого смысла. Есть и другие поведенческие характеристики:

  • ребенок не может играть в тихие игры;
  • он не может сделать то, что ему сказали, доведя дело до конца;
  • постоянно отвлекается на любые раздражители;
  • часто теряет вещи;
  • совершает множество ошибок при выполнении любого задания;
  • не может внимательно слушать, не воспринимает информацию на слух, при этом задает вопросы, перебивает;
  • дает ответ на вопрос, не дослушав его, не вникнув в суть;
  • проявляет беспричинную агрессию;
  • не может играть со сверстниками без конфликтов, потому что нарушает правила игры.

ММД может нарушить весь период становления ребенка, поэтому надо адекватно относиться к проблеме и принимать все меры для устранения заболевания. В борьбе с нарушениями родителям помогут невролог и логопед, педиатр и психолог.

При своевременном лечении проблему можно устранить довольно быстро, малыш будет гармонично развиваться, достигнет хороших результатов.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - комплекс относительно легких нарушений и заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются в форме девиантного поведения, речевых расстройств, проблем с обучением. К ММД также относятся: синдром дефицита внимания, гиперактивность, замедленное психомоторное развитие, детские психозы и т.д.

Признаки нарушений в работе ЦНС, которые и приводят в дальнейшем к возникновению различных мозговых дисфункций у детей, наблюдаются примерно у 20% новорожденных. С возрастом почти у половины наблюдаемых нарушение корректируется либо самостоятельно, либо под воздействием внешних факторов (воспитания, обучения и т.д.). Среди школьников симптомы ММД регистрируются у 5–15% - в зависимости от социального положения и региона проживания. Чаще всего заболевание проявляется у детей, которым родители не уделяют должного внимания, в неблагополучных семьях и, наоборот, в семьях с большим достатком, где ребенку предоставляется огромная свобода действий и он воспитывается в обстановке вседозволенности.

Хотя термин «легкие нарушения» может показаться родителям не представляющим опасности, это не так. Последствиями вовремя не исправленной мозговой дисфункции могут стать серьезные проблемы в психологическом, умственном и физическом развитии ребенка. Например, нарушения личностного развития: частые депрессивные и угнетенные состояния; отставание в учебе, связанные со сложностями в усвоении точных и творческих предметов; вегетососудистые заболевания. Нередко во взрослом возрасте дети с ММД проявляют признаки социальной неадекватности, выражающиеся в склонности к алкоголизму и наркомании, отсутствии профессиональных навыков, невозможности адаптации в обществе.

Мозговая дисфункция у детей или подозрения на нее должны стать для родителей первым сигналом к тому, чтобы обратиться за помощью к специалисту-остеопату.

Причины появления и развития мозговой дисфункции

Основной и самой частой причиной появления ММД у детей становится родовая травма, полученная как в период течения беременности, так и во время родов. Позвоночник ребенка и особенно его шейный отдел испытывают огромные нагрузки во время движения по родовым путям. Протискиваясь между костями таза, дети совершают поворот почти на 360 градусов, что нередко отражается на положении шейных позвонков, вызывает их смещение, а впоследствии - нарушение кровоснабжения.

Не менее распространено и опасно сдавливание, деформация и повреждение костей черепа, которые могут быть вызваны неправильными и неаккуратными действиями акушерки. Все это напрямую отражается на кровообращении и снабжении мозга кислородом.

Еще одна важная и распространенная причина - несоблюдение режима матерью в период вынашивания ребенка. Несбалансированное питание, недостаточный сон, стрессы, лечение с использованием сильнодействующих фармакологических препаратов, токсикозы - все это становится причиной нарушения обмена веществ в организме и может вызвать продолжительную гипоксию плода. Поэтому важно, чтобы в период беременности женщина все время была под наблюдением не только терапевта и гинеколога, но и опытного врача-остеопата, который сможет оперативно скорректировать любые нарушения в организме, вызванные неблагоприятным воздействием внешних факторов.

Симптомы и диагностика ММД

Симптоматика ММД детей очень обширна и разнообразна. Отслеживать возможные отклонения в развитии ребенка следует с самых первых дней его жизни. Вместе с тем, проявление одного или нескольких симптомов еще не означает, что ваш малыш нуждается в лечении, но показать его специалисту и подробно рассказать о наблюдаемых вами отклонениях надо обязательно. Возможно это поможет обнаружить и скорректировать течение заболевания, избавить вашего ребенка от проблем и сделать его счастливым.

Симптомы минимальных мозговых нарушений могут проявляться в различном возрасте. Обычно с годами они становятся более выраженными и сложнее поддаются коррекции. Поэтому лучше, если вы или специалист-остеопат обнаружите их на самых ранних стадиях. К наиболее выраженным и распространенным симптомам расстройства ЦНС относятся:

  • повышенная обеспокоенность в младенческом возрасте. Малыш часто кричит и плачет без причины, ворочается во сне, плохо засыпает и часто просыпается, демонстрирует неадекватную реакцию на окружающий мир, людей;
  • замедленное развитие. Ребенок позже сверстников переворачивается, садится, встает на ножки, начинает ходить, разговаривать. Иногда отставание у детей может проявляться в том, что они долгое время продолжают ходить на цыпочках, плохо координируют свои движения при ходьбе и беге;
  • нестандартная форма головы. Она может быть непропорционально большой или маленькой, иметь неровную форму. У ребенка может быть несимметричное лицо или излишне оттопыренные уши;
  • проблемы со зрением. Обычно начинают проявляться еще в раннем возрасте в форме косоглазия, близорукости или астигматизма и прогрессируют с возрастом, особенно после начала обучения в школе;
  • гипер- или гиподинамия. Нарушения проявляются в постоянной суете и нервозности или, наоборот, слишком спокойной реакции на внешние раздражители;
  • беспокойный сон. Может наблюдаться у детей в любом возрасте. Малыш может просыпаться во сне, беспокоиться из-за кошмаров, часто вставать ночью в туалет. Нередко ребенку сложно уснуть из-за перевозбуждения, перед контрольными и/или экзаменами, в ожидании дня рождения или Нового года, каких-то иных событий. Типичные проявления характера «совы» в детском возрасте - позднее засыпание и невозможность рано проснуться - также относятся к симптомам ММД;
  • частые заболевания. Это могут быть банальные ОРЗ и ОРВИ или «безобидные», на взгляд родителей, «шмыгания» носом, аллергические реакции на цветение и пищевая аллергия, повышенная усталость и частые головные боли, а также беспричинная психологическая опустошенность, депрессивные состояния;
  • проблемы с пищеварением. Могут проявляться в тошноте после еды, невозможности контролировать насыщение, приводящее к постоянному перееданию, поносах и запорах, повышенном метеоризме;
  • проблемы с осанкой и походкой. Обычно выражаются в появлении плоскостопия, косолапости, начальных признаков сколиоза;
  • метеозависимость. Ребенок неважно чувствует себя при резкой перемене погоды, испытывает боли в суставах перед дождем, головные боли из-за солнечной активности и т.д.;
  • проблемы с речью. У детей с ММД наблюдается не только более позднее развитие речи, но и заикание, неспособность произнести сложные слова, путаница с ударениями, окончаниями, проблемы с запоминанием стихов, пересказом прочитанных книжек;
  • проблемы с координацией движений. Выражаются в неспособности быстро освоить спортивные игры, научиться ездить на велосипеде, контролировать мяч, прыгать через скакалку и т.д.;
  • нарушение мелкой моторики. Детям с минимальной мозговой дисфункцией сложно выполнять мелкие движения - застегивать пуговицы, завязывать шнурки, вдевать нитку в иголку, подстригать себе ногти.

Перечень симптомов достаточно широк и наличие большого количества из них говорит о возможных проблемах в развитии ребенка. Если вы наблюдаете не просто единичные признаки, которые могут быть результатом индивидуальных особенностей личности, а целый ряд симптомов, следует обратиться за помощью к специалисту. Для точной и надежной диагностики заболевания необходимо пройти ряд обследований у окулиста, невропатолога, психолога, остеопата. Только комплексное обследование ребенка позволит уверенно говорить о наличии у него мозговой дисфункции. Это даст возможность предпринять дальнейшие меры для лечения заболевания и коррекции уже сложившихся в поведении отклонений.

Лечение минимальной мозговой дисфункции методами остеопатии

Ошибочно считать, что остеопатия является панацеей от всех болезней и врач легко избавит вашего ребенка от всех симптомов ММД, сделает его отличником в школе и успешным человеком в жизни. Эффективное лечение должно быть комплексным. Остеопат при этом лишь вносит коррективы, направленно и точечно воздействуя на ЦНС ребенка, его внутренние органы, систему кровообращения. Именно активизация последней чаще всего и является тем толчком, который остеопат дает детскому организму, позволяя ему развиваться в нужном направлении.

Для назначения грамотного лечения у специалиста должна быть полная картина заболевания, что невозможно без анализов и составления анамнеза. Немалую роль в развитии ребенка играет наследственность, поэтому пусть вас не удивляют вопросы специалиста о здоровье мамы и папы, бабушек и дедушек.

Исходя из характера заболевания и проявления симптомов, назначается лечение, первой ступенью которого обычно становится коррекция микротравм и нарушений, ставших первоочередными причинами отклонений. Параллельно идет воздействие на мозговые оболочки и кости черепа. Ведь именно от их равновесного положения и возможности свободных микроколебаний зависит кровоснабжение мозга. Недополучение отдельными участками коры головного мозга кислорода, витаминов и микроэлементов приводит к тому, что участки центральной и периферийной нервных систем работают неправильно, что и оборачивается косоглазием, нарушением моторики, отклонениям в речевом аппарате.

Следует помнить, что изменение происходят далеко не сразу и даже не после нескольких сеансов. Остеопат работает с очень тонкими материями и не столько излечивает, сколько направляет организм ребенка к самостоятельно адаптации к изменившимся внешним условиям и исправлению врожденных и приобретенных отклонений.

Остеопатическое воздействие должно сочетаться с комплексом других лечебных и профилактических мероприятий, включающих лечебную физкультуру, постоянные занятия и упражнения с ребенком, работой по его воспитанию и т.д. То есть если ребенок в силу нарушения речевых участков головного мозга (гипоксии) неправильно произносит слова, восстановление кровоснабжения еще не «научит» его говорить правильно. Мозг должен восстановить нейронные связи, а речевой аппарат приспособиться к новым внутренним условиям организма - с ребенком необходимо заниматься, прививая ему правильное произношение. Со временем это войдет у него в привычку, и он научится грамотно говорить и мыслить уже без посторонней помощи. То же касается и иных отклонений - в физическом развитии, психологическом состоянии и т.д.

Минимальная мозговая дисфункция детей требует особого внимания от родителей и учителей. Параллельно с лечением у остеопата, занятий у психолога, лингвиста и других специалистов необходимо постоянно работать с ребенком, учить его и воспитывать. Все нижеперечисленные рекомендации специалиста-остеопата равным образом применимы и к здоровым детям. Но именно для тех, кто страдает ММД, эти советы являются важными на пути к полному выздоровлению:

  • соблюдение режима дня. Это позволит не только дисциплинировать ребенка, но и путем прививания регулярных привычных действий синхронизирует работу его нервной системы и организма;
  • здоровый сон. Для детей дошкольного возраста необходимо спать не менее 10 часов в сутки. Желательно разбивать период сна на два промежутка, например, 8 часов ночного и 2 часа послеобеденного сна. Если у ребенка наблюдается бессонница, постарайтесь больше увлекать его физическими занятиями, спортивными играми, прогулками на свежем воздухе;
  • дозирование учебного материала. Пусть вас не смущает неспособность ребенка освоить весь учебный материал сразу. Постарайтесь преподносить его маленькими порциями с небольшими перерывами. Требуйте от ребенка частого повторения уже пройденной информации. Многим детям проще усвоить новые знания через игры, фильмы, книги;
  • движение. Не заставляйте ребенка часами просиживать неподвижно на одном месте, усваивая учебный материал. Минимальная дисфункция мозга у детей может выражаться в недоразвитии мышц диафрагмы, из-за чего их организм испытывает кислородное голодание при отсутствии движения. То есть ребенку буквально «трудно дышать», когда он долгое время находится в неподвижности;
  • творческое развитие. Занятия на фантазию, творческие задания стимулируют образное мышление у детей, что приводит к активации и соседних участков мозга. Практика показывает, что зачастую с развитием творческих способностей школьники начинают лучше усваивать и точные науки;
  • доброжелательная домашняя атмосфера. Ребенок не должен переживать стрессовых ситуаций, психологического давления, оскорблений со стороны сверстников из-за того, что у него проявляется минимальная мозговая дисфункция, лечение будет эффективным только в том случае, если организм ребенка сам начнет работать над исправлением отклонений. А для этого необходима благоприятная психологическая атмосфера как дома, так и в школе.

Диагноз невролога ММД (минимальная мозговая дисфункция) появился относительно недавно, в середине двадцатого века. Этот диагноз выражается нарушениями центральной нервной системы. Это нарушение может привести к тому, что произойдет изменение эмоциональной системы. Диагноз Минимальной Мозговой Дисфункции может быть поставлен как взрослому человеку, так и ребенку, но чаще всего этот диагноз ставится в детском возрасте. Обнаруживают его в большинстве случаев на прохождении комиссии перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Конечно, бывает и в раннем возрасте диагностируют данное нарушение.

На сегодняшний день большинство неврологов склоняются к мнению, что термина "минимальная мозговая дисфункция" не существует. Нельзя дать четкой характеристики этого нарушения. Специалисты склоняются к тому, что диагноз ММД это расстройство , которое имеет название "Гиперкинетические расстройства поведения". Но пока специалисты не пришли к единому мнению, что диагноз ММД имеет место быть. Давайте разберемся, что же это такое?

Что же это за диагноз?

Каждый родитель с умилением смотрит на своего ребенка. Особенно если его чадо проявляет активность в играх, сообразительность, активно познает окружающий мир. Иногда случается, что вы не можете уследить за действиями малыша. Вы вроде бы только на секундочку отвели свой пристальный взгляд от малыша, а он уже залез в шкаф и вытащил оттуда все вещи или оторвал кусок обоев.

Но и у таких шустриков бывают моменты, когда их неслышно и не видно. В моменты такого затишья ребенок занят чем-то очень важным (рисует, собирает конструктор или пазл, что-то лепит, разбирает игрушку на запчасти и прочее).

Но есть дети, которые просто физически не могут сидеть на одном месте . Они совершенно не могут сконцентрировать свое внимание, если такой ребенок начинает что-то делать, он тут же бросает это дело. Такого ребенка невозможно ничем заинтересовать. Вот именно у таких детей может стоять диагноз ММД.

Синонимами термина "Минимальная Мозговая Дисфункция" является:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Гиперактивность.
  3. Синдром дезадаптации к школе.

Как определить ММД?

Определить минимальную мозговую дисфункцию у детей не так то и сложно. Есть некоторые особенности в развитии и поведении ребенка, которые указывают на наличие этого диагноза. Дети, страдающие ММД , очень раздражительны и имеют повышенную возбудимость. У таких детей нет терпения, у них могут проявляться невротические реакции, могут быть нарушены речевые навыки и навыки моторики.

Если вы обнаружили у вашего ребенка 8 признаков из нижеописанных, то скорее всего, у вашего ребенка ММД. Вам предстоит незамедлительно посетить невролога и пройти обследование.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей:

  • Ребенок не может сидеть долго на одном месте, он постоянно двигает либо руками, либо ногами или руками и ногами вместе.
  • Постоянно теряет вещи как дома, так и вне дома.
  • При обращении к ребенку создается впечатление что он не слышит обращения в свой адрес.
  • Очень легко отвлекается на посторонние шумы.
  • Неспособен долго слушать других.
  • Не может находиться в ожидании чего-либо.
  • Постоянно разговаривает.
  • Не дает договорить до конца собеседнику, не может дослушать задаваемый ему вопрос.
  • Является инициатором травмоопасных игр или без раздумий вовлекается в такие.
  • При решении каких-либо заданий, у него возникают трудности, которые не связаны с пониманием сути.
  • Ребенок не может играть один, не может играть в тишине.
  • Не может продолжительное время заниматься одним делом.
  • Не доводит начатые дела до конца, приступает к новым.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у взрослых:

  • У человека наблюдается "неловкость". По-другому нарушение моторной функции.
  • Человек неспособен научится чему-то новому.
  • Не может сидеть на одном месте без движения.
  • Быстрая смена настроения без причины.
  • Ведет себя импульсивно и быстро раздражается.
  • Имеет дефицит произвольного внимания

При выявлении вышеописанных признаков следует обратиться к неврологу для подтверждения или опровержения диагноза "Минимальной мозговой дисфункции".

Причины

Если у ребенка было выявлено ММД , то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.

На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:

Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.

Диагностика

Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и "Лурия-90"также часто используется система Гордона .

Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.

Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.

При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

Как лечить ММД?

Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:

  • Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
  • Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
  • Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
  • Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
  • Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.

Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:

В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:

  • Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
  • Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
  • Препараты, которые улучшают кровообращение.
  • Витамины группы В и поливитамины.

Все лекарства давать только по назначению врача . Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.

Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.

Опасен ли ММД у детей и как его лечить

С таким диагнозом, как ММД у ребенка врачи сталкиваются очень часто. Как правило, это происходит при прохождении медосмотра перед поступлением в первый класс. Минимальная мозговая дисфункция является нервно-психическим нарушением, поэтому без внимания оставлять этот диагноз не стоит. Как выявить такое отклонение у ребенка и справиться с ним?

С чем связана ММД?

При выявлении ММД у детей родителям стоит понимать, что в работе головного мозга их ребенка существуют некоторые нарушения. Конечно, по самому ребенку сложно сказать, что с ним что-то не так, но в отдельных случаях все же это нарушение дает о себе знать, проявляясь то чрезмерной активностью, то необоснованной вялостью.

Синдром ММД у ребенка возникает вследствие микроповреждений коры головного мозга, которые приводят к нарушению функционирования нервной системы. Главной причиной такого нарушения выступает кислородное голодание головного мозга еще во время родов...

0 0

Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.

Это интересно! По одним данным число детей с минимальной мозговой дисфункцией составляет 2%, а с другим – 21%. Такое противоречие говорит о том, что не существует четкой клинической характеристики данного синдрома.

По взглядам неврологов 21 века, термина «минимальная мозговая дисфункция» нет и в МКБ-10 ему соответствует группа расстройств с названием «Гиперкинетические расстройства поведения» под кодом F90.

Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.

Что это за диагноз - синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)

0 0

Вопрос "ММД у детей - что это такое?" с каждым годом становится все более актуальным. Это нервно-психическая патология, часто встречающаяся у детей разного возраста. Задержки развития устной и письменной речи, нарушение осанки, дерматозы, вегетативно-сосудистые дистонии диагностируются у многих детей.

ММД у детей - что это такое? Эта патология сопровождается нарушением таких важных функций головного мозга, как память, внимание и мышление. Дети с ММД оказываются неспособными овладеть обычными программами образования. Педагоги называют такое явление "дезаптацией дошкольно-школьного периода". У неврологов комплекс таких расстройств называется термином ММД – минимальные мозговые дисфункции.

Что такое ММД у детей, и какие его проявления

Практически с первых дней жизни дети с ММД отличаются повышенной возбудимостью, невротическими и вегетативными реакциями и немотивированным гиперкинетическим поведением. Такие дети в основном состоят на учете у невролога с...

0 0

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция встречается у детей достаточно часто. По разным данным, минимальная мозговая дисфункция страдают от 2 до 25 % детей. Под минимальной мозговой дисфункцией подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, гиперактивность, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и др.

Не понятно? Ничего, сейчас мы с вами эту абракадабру попытаемся расшифровать.
Сразу оговоримся, что врачи могут «обозвать» ММД самыми разными диагнозами: гиперактивность, дефицит внимания, хронический мозговой синдром, органическая мозговая дисфункция, легкая детская энцефалопатия, задержка психомоторного развития и др. Кроме того, дети с ММД являются предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как дети, трудно обучаемые или педагогически...

0 0

Лечение болезни может быть сопряжено с некоторыми осложнениями. В основном минимальная мозговая дисфункция лечится при помощи таких методов:

Двигательная активность, чтобы улучшить ловкость и координацию малыша.

Коррекция при помощи педагогических и психологических методик. Она включает в себя ограничение нахождения за компьютером и перед телевизором, детально проработанный режим дня, позитивное общение с ребёнком – побольше похвал и поощрений.

Лечение при помощи медикаментов. Самолечением заниматься нельзя, так как лекарства могут иметь побочные эффекты или противопоказания. Существует несколько групп лекарственных препаратов, лечащих мозговую дисфункцию: это ноотропные средства, стимуляторы ЦНС, трициклические антидепрессанты. При помощи такой терапии улучшается деятельность высших мозговых психических функций и нейромедиаторная работа.

Коррекция и лечение болезни зависят от того, каковы главные психоневрологические признаки, и каким образом они...

0 0

Такие дети либо слишком шумные, быстрые, невнимательные и неусидчивые, либо наоборот тихие, медлительные, «ленивые». Хотя в обоих случаях в интеллектуальном развитии они не уступают своим сверстникам.

Причины ММД.

Причинами развития ММД является патология родов и осложненный перинатальный анамнез. Так у такого ребенка в раннем анамнезе могут быть:
кесарево сечение
быстрые или стремительные роды
асфиксия или гипоксия плода
родовые травмы позвоночника, в том числе шейного отдела
перинатальная энцефалопатия

Спустя годы все это может привести как раз к ослаблению той или иной функции организма. Диагноз ММД обычно появляется в возрасте 6-7 лет, когда нервная система ребенка получает серьезную нагрузку, посещая подготовительная занятия или, начав обучение в школе.

Проявления ММД.

ММД – это всегда комплекс симптомов, набор проблем, который у каждого ребенка индивидуален. Стоит обратить внимание на следующие...

0 0

ММД у детей

   ММД у детей (минимальная мозговая дисфункция) - это лёгкие функциональные нарушения в работе мозга. Этот диагноз может поставить только врач-невропатолог, причём написать в медицинской карте малыша что-то одно или всё сразу: ММД, повышенное внутричерепное давление, гиперактивность, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью) и так далее.

   Внешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием.

   Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

   1. Невнимательность:

    - слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

    - не может долго сосредоточиться даже на...

0 0

В детской неврологии ММД появились относительно недавно - так обозначают легкие изменения центральной нервной системы. С одной стороны, нарушения незначительные, но, с другой стороны, проблем детишкам, а также их родителям они могут доставить немало.

Другие дети

Про одних малышей говорят: «Таких можно рожать хоть каждый год!» Они хорошо спят, прекрасно кушают, практически не болеют и не мучают родителей своими постоянными капризами. А вот другие новорожденные, казалось бы, только и делают, что проверяют на прочность любимую маму. Сон у таких малышей прерывистый и короткий, их мучают бесконечные дисбактериозы и простуды, да и вообще, их медицинская карта уже с рождения составит достойную конкуренцию таковой у взрослого человека. Все эти проявления как раз и являются основными приметами ММД. Вообще данное нарушение - всегда комплекс симптомов, и вот только некоторые из них...

Малыш очень беспокойный. Он много плачет, нервничает и кричит без видимых на то...

0 0

10

Минимальная мозговая дисфункция - полная корзина неврологических диагнозов

У некоторых детей возникают трудности с освоением школьной программы, и многие педагоги и психологи склонны называть это школьной дезадаптацией, т.к. не могут найти веских причин для подобного состояния.

При более детальном обследовании ребенка, можно выявить, что его способности и навыки страдают из-за не грубых нарушений высших психических функций. Совокупность таких нарушений, на данный момент принято называть синдромом минимальной мозговой дисфункции или ММД.

Данное понятие появилось сравнительного недавно – в середине прошлого века, и оно охватывает ряд симптомов, объединённых в синдром, который проявляет себя нарушениями со стороны центральной и вегетативной нервной системы, и затрагивает различные сферы психики ребенка: эмоциональную, поведенческую, двигательную, интеллектуальную и пр.

Также наблюдается неврологическая симптоматика, но практически все нарушения исчезают или...

0 0

11

Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, синдpoм дефицита внимания и гиперактивности

Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия) , мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических нapушений в детском возрacте. По данным отечественных и зapубежным исследований чacтота...

0 0

12

Не ошибемся, если скажем, что все мы любим своих непоседливых малышей.

Именно непосредственность детского возраста умиляет родителей, малыши очаровывают нас своей неуемной энергией, своим активным интересом к познанию жизни.

Да, следить за подрастающим поколением необходимо.

Порой вам достаточно отвернуться, как ребенок уже проверяет таблетки в домашней аптечке или хозяйничает в бельевом шкафу. Но даже у самых быстрых, самых непоседливых детей бывают достаточно спокойные периоды, когда они сосредоточенно занимаются каким-то делом - рисуют, лепят, раскрашивают или мастерят что-то архиважное из конструктора.

Если ваш ребенок просто физически не может усидеть на месте больше минуты, не может сконцентрировать свое внимание, начинает что-то делать и тут же бросает, возможно, в его медицинской карте при обращении к врачу возникнет диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД).

Синонимами этого термина являются:

Но, как бы ни называлась патология,...

0 0

13

Здравствуйте, уважаемые родители!

Предлагаю обсудить, тему думаю, что интересную и актуальную для многих из Вас, а говорить мы будем о минимальной мозговой дисфункции (ММД), о её причинах, последствиях и способах помощи детям с этим диагнозом.

1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?

Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.

Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.

В 60-е годы широкое распространение получил...

0 0

14

дефектолог Шишкова Маргарита Игоревна || персональный сайт

См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом?

Наиболее распространёнными неврологическими диагнозами уже не первый десяток лет являются ПЭП, ММД, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Они стоят в медицинских картах практически всех детей. К сожалению, врачи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Как следствие этого родители порой и не знают про диагноз своего малыша и тем более не знают, что с этим делать. Если терминологию не пояснил врач, то расшифровывать диагнозы приходиться дефектологу. Высокопрофессиональный специалист уже на первой консультации спросит родителей о том, как протекали беременность и роды, какие записи делал в карте ребёнка невролог, как проходили этапы раннего развития.

ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение...

0 0

15

Эволюция ММД

В периоде новорожденности для детей с ММД характерны синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, повышенная активность, нарушение сна и аппетита, тремор подбородка и рук).

В возрасте от 1 до 3 лет дети чрезмерно возбудимы, двигательно расторможены, несколько отстают в психоречевом и моторном развитии, упрямы. Часто у них отмечается задержка формирования навыков опрятности (энурез, энкопрез). После 4-5 лет проявления этих нарушений уменьшаются или вовсе исчезают. Очень часто родители не обращают внимания на данные проявления и своевременно не обращаются к специалистам. Поэтому большой неожиданностью для них являются жалобы воспитателей, а затем и учителей на неуправляемость, невнимательность, неспособность ребенка справляться с предъявляемыми требованиями.

В возрасте от 3 до 5 лет окружающие начинают обращать внимание на необычное поведение ребенка. В этом возрастном периоде начинается активное развитие внимания, памяти, речи. Если...

0 0

16

ММД у детей: факты и заблуждения детской неврологии (миф №2)

Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)


Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия) , мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических...

0 0

17

В детстве все дети обладают подвижностью, живой мимикой, часто меняющимся настроением, впечатлительностью и излишним вниманием ко всему новому. Если у вашего ребёнка эти качества и свойства нервной системы чрезмерно заострены и повышены, то можно заочно поставить ему диагноз “минимальная мозговая дисфункция”. Этот термин получил своё распространение в 1960-х гг. В то время его применяли по отношению к детям, испытывающим трудности в обучении, а также страдающим ярко выраженными расстройствами поведения.

ММД - что это?

Минимальная мозговая дисфункция – это один из видов нервно-психического нарушения в детском возрасте. Это нарушение встречается у 5% дошкольников и у 20% школьников.

Основные симптомы ММД – расторможенность внимания, повышенная...

0 0

Похожие публикации