Крещение иисуса христа в иордане. Как называется река крещения Христа? В какой реке крестили Иисуса

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРЕЩЕНИЯ

В 26-ти летнем возрасте Иисус после долгого пятилетнего отсутствия вернулся на родную землю. Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть. 3 сентября состоялась встреча двух друзей.

Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия – как символа христианства. Иоанн же в те времена просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи.
Очистившись человек был готов к новой жизни, он как бы был готов принять новую веру.
На это Иоанн им отвечал: - Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно Он соберёт в хранилище, а солому сожжёт в неугасимом огне . Это выражение было понято неправильно, им воспользовались те, кто хотел навязать новую веру огнём и мечом. Во времена средневековья инквизиторы «во имя Христа» живьём сжигали на костре еретиков, они обращали в христианство целые народы по всему миру, производя крещение не водой и Божьим словом, а огнём и мечом.
Иоанн никогда не "крестил" толпы евреев со всей Иудеи - ему никто не позволил бы это делать. На страже иудейской веры стояла многотысячная армия фарисеев, саддукеев и священников. "Тора" резко отрицательно относилась к тем, кто изменял вере предков, и в таких случаях советовала забрасывать богоотступника камнями. Но римляне запретили этот вид казни. Смертные приговоры имел право выносить лишь наместник Иудеи - прокуратор.

Иисус принял «крещение» 19 января 23 г. н.э. Ему было тогда 27 лет, Иоанну Крестителю - 33 года.
«Крещение» проводилось на реке Иордан в присутствии огромной толпы народа - у Иисуса уже были ученики и последователи. В момент "крещения" неизвестно откуда появилась стая голубей – около двух сотен птиц стали кружиться над собравшимися. А когда Иоанн произносил последние слова молитвы, заканчивая таинство, с небес раздался гром. Стояла ночь, звёзды светили на небе, и ничто не предвещало ненастья. Птицы и гром среди ночи произвели на людей неизгладимое впечатление, все поняли, что это Отец Небесный благословит Иисуса на его нелёгкий путь.
В то время из галилейского города Назарета пришёл Иисус, и Иоанн также крестил Его в Иордане. Когда Иисус выходил из воды, Он видел перед собой раскрывшиеся небеса и Духа, сходившего на Него в виде голубя. С небес прозвучали слова: - Ты Мой любимый Сын! В Тебе исполнение Моей доброй воли!
Сразу после крещения Дух Святой повёл Иисуса в пустыню, и Он был там один, в окружении диких зверей. Сорок дней сатана искушал Его, а ангелы служили Иисусу
. Евангелие Марка 2.
Затем из Галилеи к Иордану пришёл Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна. Иоанн хотел было остановить Его: - Это мне нужно креститься у Тебя, зачем же Ты пришёл ко мне?
Но Иисус ответил: - Всё должно так быть, нам надо исполнить всю истину. Иоанн согласился. Как только Иисус крестился и вышел из воды, раскрылись небеса, и Он увидел Духа Святого, спускающегося на Него в виде голубя. И с небес прозвучал голос: - Это Мой любимый Сын, в Нём - исполнение Моей доброй воли!
Евангелие Матфея 4.
Как только Иоанн провёл над Иисусом обряд "крещения", весть об этом разнеслась по всей округе. Иоанн вскоре был арестован царём Иродом Антипой (сын Ирода Великого).

В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды.

Последние святочные гадания. Крещенский сочельник не обходился без гаданий. Вся семья, от мала до велика, а иногда, и несколько семей принимали участие в святочных гаданиях. Гадания передавались в роду из поколения в поколение. Этот обряд сохранился со времен язычества. Гадание было одним из основных обрядов служения Гаду - богу фортуны и счастья у семитских народов. Христианская церковь преследовала гадание как колдовство. Но желание людей проникнуть в сокрытое от них будущее было неистребимо.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Обряд инициации - крещение - посвящение Эгрегору христианства.
"Безгрешный - подобно грешникам приемлет от Иоанна крещение, дабы соделать его спасительным для грешников. Погружается в Иордане пречистым Телом Своим - и водному естеству от Себя сообщает силу очищения грехов в Святом Таинстве Крещения, которое Он установил Своим примером для всех вступающих в Святую Церковь Его. По погружении выходит тотчас из воды - и первое Его по крещении действие есть ходатайственная о нас, грешных, молитва к Отцу Небесному".
Крещение Святым Духом и огнём - сошествие Святого Духа на человека .
См. Таинство Крещения
О крещении ребенка.
Поздравления с крещением в стихах.
Наречение имени.

КРЕЩЕНСКАЯ НОЧЬ

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

© Бунин


Крещение. Покрова-на-Нерли



СВЯТАЯ ВОДА

"Святая Вода" – вода заряженная определённой благоприятной информацией. Она обладает большими очистительными способностями от чёрной энергии.

Два раза в году в открытых водоёмах вся вода на земле становится "святой". А потом поcтепенно вода в природных водоемах возвращается в своё обычное состояние .

Вода, набранная в Крещенскую ночь с 18 на 19 января, с 24.00 до 4.00 утра является "Живой водой".
Сошествие Святого Духа на воду - это ничто иное, как облучение воды положительной, чистой информацией.
«Живая вода » (католит, щелочная вода, биостимулятор) – очень мягкая, бесцветная жидкость со щелочным вкусом. После реакции в ней выпадают осадки – все примеси воды, в т.ч. и радионуклиды и вода очищается. Эта вода - отличный стимулятор, восстанавливает имунную систему организма, обеспечивает антиоксидантную защиту организма, особенно в сочетании с применением витаминов, источник энергии. Не напрасно её назвали «живой водой». Она активизирует биопроцессы организма, повышает кровяное давление, улучшает аппетит, обмен веществ, прохождение пищи, общее самочувствие. Она быстро заживляет различные раны, в т.ч. язвы желудка и 12-пёрстной кишки, пролежни, трофические язвы, ожоги. Эта вода смягчает кожу, постепенно разглаживает морщины, уничтожает перхоть, делает волосы шелковистыми и т.д. В «живой воде» быстро оживают увядшие цветы и зелёные овощи и долго сохраняются, а семена после замачивания в этой воде быстрее, дружнее прорастают, при поливе – лучше растут и дают больший урожай.

При смешивании «живой» и «мёртвой» воды происходит взаимная нейтрализация и полученная вода теряет свою активность.

Молитва

Перед принятием "Святой воды" читается молитва:
"Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь ".

Резкое окунание в холодную крещенскую воду оздоравливает организм. Механизм этого чрезвычайно мощного средства прост. Кожные покровы сжимаются, теплообмен с окружающим воздухом резко сокращается, энергия как бы аккумулируется внутри организма. А главное, ваша Аура не только принимает самую экономичную форму (яйца), но и уплотняется и как бы выталкивая часть негативной энергии, и потому станет менее пробиваемой для внешних воздействий.

ИОРДАНСКАЯ СЕНЬ XVII века

Город Суздаль

Единственно сохранившийся образец в России. Сень устанавливалась на реке Каменке на праздник Богоявления, посвящённый принятию крещения Христа в Иордане. В этот день к «иордани» совершали крестный ход, и священник трижды опускал крест в прорубь, освящая воду, а после все желающие могли совершить омовение. Как говорят, вода в крещенской купели кристально чистая и обладает огромной целебной силой.
Она ежегодно собиралась в праздник Крещения, а в остальное время хранилась в разобранном виде. Сень изготовлена из 260 деталей, вырубленных и обтесанных топором из сосновых брёвен, представляет собой навес в виде пятиглавого шатра на четырёх круглых резных столбах. Высота шатра – 8.5 метра. Сень и ограда расписаны «травами»: орнаментом из сплетённых ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Роспись выполнена темперными красками в конце XVII века.
См. Иорданская сень. Иоанн Креститель.
Крещение Руси .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Как происходило крещение Иисуса Христа? Какой смысл несёт в себе праздник Крещения Господня? Об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Как происходило крещение Иисуса Христа?

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось “пустыней Иудейской,” лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый учителю веры.

В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее – Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей – страной, расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был, собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.

Евангелисты называют Иоанна Крестителя “гласом вопиющего в пустыне,” потому что Он громко взывал к людям: “Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь.” Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро явится слава Господня, и ” всякая плоть увидит спасение Божие” (Исаии 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником – Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к приходу Мессии, – это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу “Ангелом Господним,” готовящим путь Мессии.

Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24-43, 47-49).

Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил “крещением покаяния для прощения грехов” (Луки 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что “народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве” и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: “Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?” (Матф. 3:7). Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние.

Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо “Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Матф. 3:10; Луки 3:9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф. 3:9; Луки 2:8).

Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: “Что же нам делать? ” (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть “Плоды, достойные покаяния,” – т.е. добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали.

Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. “Он будет крестить вас Духом Святым и огнём” (Матф. 3:11; Луки 3:16; ср. Марка 1:8) – в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. “Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым ” (Матф. 3:12; Луки 2:17), т. е. Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.

Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ” – ” Так надлежит нам исполнить всякую правду,” – кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Однако, “крестившись, Иисус тотчас вышел из воды” (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

” И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. ” Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: “Явился еси днесь вселенней…” Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, “голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.” По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего.”

Голос Бога Отца: ” Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение,” указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в Царство света: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

1 Крещение в Новом Завете имеет прообразы в Ветхом Завете: очищающие и ритуальные омовения

8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
(Лев.14:8)

5 и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
(Лев.15:5)

16 если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое.
(Лев.17:16) и проч.

которые в пророческих предсказаниях становятся символом очищения от грехов

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
(Ис.1:16)

25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
(Иез.36:25)

1 В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.
(Зах.13:1)

Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и современные ему явления. К ним принадлежит крещение прозелитов, предположительно появившееся в I в. по Р.Х.

Это крещение, наряду с обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единственным внешним признаком их обращения в иудаизм. Иоанну, возможно, было также известно крещение послушников в секте ессеев в Кумране (Рукописи Мертвого моря).

Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна — «Креститель» указывает на то, что совершаемое им крещение расценивалось как нечто совершенно новое;

2 Иоанново крещение водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов и осознание своей греховности.

6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Матф.3:6-11)

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
(Мар.1:4,5)

3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
(Лук.3:3-8) и след.

Эти обстоятельства, а также указание на крещение Святым Духом и огнем

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Матф.3:11)

как на более высокую ступень крещения, которая станет возможной только с явлением Христа,

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
(Деян.19:1-7)

говорят о том, что Иоанново крещение занимает место предварительного крещения в священноисторической последовательности. Деятельностью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.

II. Крещение Иисуса

1 Крещение в Иордане

Иисус принял крещение в Иордане (см. Мк 1:9 и параллельные места), чтобы «исполнить всякую правду». Значение этого крещения относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в Новом Завете крещение в древней Церкви не обосновывается этим крещением Иисуса и не связывается с Ним.

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Мар.1:9-11)

Иисус в этом крещение приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус — Его Сын (ст. 11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть;

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
(Иоан.1:29)

2 Крещение страданиями

Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать «крещением» (Мк 10:38; Лк 12:50).

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
(Мар.10:38)

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
(Лук.12:50)

Именно это имеет в виду Павел, говоря о К. Иисуса как о К. «в смерть»

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
(Рим 6:3 и след.)

III. Крещение в древней церкви

1 для постижения сущности новозаветного крещения основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой крещение Духом Святым,

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Матф.3:11 и парал. места)

пророчески предсказанные Иоанном, становится тем событием, которое учреждает и знаменует собой эту Церковь.

Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать крещение водой как (Иоанново) крещение в покаяние,

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
(Иоан.3:26)

2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
(Иоан.4:2)

но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново — теперь уже «во имя Иисуса Христа»

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
(Деян.8:16)

48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
(Деян.10:48)

15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
(1Кор.1:15)

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1Кор.6:11)

27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал.3:27)

или — исполняя повеление Иисуса о крещении — во имя триединого Бога.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:19)

В христианской религии существует множество загадок, связанных с некоторыми религиозными традициями, которые для современного человека стали обыденностью. Подобные загадки существуют веками, но никто на них не обращает внимания по причине малой значимости. Тем не менее многие теологи и специалисты в области на сегодняшний день обращают внимание на все факты, которые тем или иным образом дают нам возможность воскресить события древности. Наиболее актуальным вопросом сегодня является жизнь Иисуса Христа.

Эта личность поистине легендарная, хотя известна масса доводов в пользу его исторической реальности. Многие деяния этого человека во многом обусловили те традиции и обряды, которые впоследствии прижились в христианстве. Проще говоря, то, что делал Иисус, сегодня делаем мы, тем самым повторяя его святые деяния. Наиболее ярким событием в жизни этой исторической личности можно назвать о котором и пойдёт речь в статье.

Крещение как современный христианский обряд

Христианство наполнено массой традиций, которые играют достаточно демократическую роль в жизни верующих. Крещение Господа нашего Иисуса Христа - это символ, великое деяние, превращенное в традицию, догмат. На сегодняшний день крещение воспринимается как обряд, помогающий дать человеку Божью благодать. Таким образом, крещение - это момент получения божественной опеки. Многие учёные не соглашаются с подобной трактовкой, настаивая на том, что крещение Иисуса, как и крещение любого другого человека, - это акт отрешения от всего негативного и принятие в своей душе Бога в роли единственного владыки, покровителя. Таким образом, при помощи этого обряда мы делаем выбор: принимать Бога или нет. Эта теория во многом нашла своё подтверждение в истории.

История крещения Иисуса Христа

Великое Крещение - это название действа, которое происходило на Оно детально описано в евангельских сюжетах и имеет более распространённое название - Крещение Господне. Упоминание этого события в евангелиях даёт возможность считать его историческим, так как, помимо религиозной литературы, эти писания являются историческим источником.

Согласно евангельскому сюжету, Иисус пришёл к реке Иордан в 30-летнем возрасте. Крестил его что вызывало большое недоумение со стороны последнего, ведь Мессией был Иисус, поэтому и крестить должен он. Однако Сын Божий принял дар крещения от Иоанна, за что на него снизошёл Святой Дух в виде белого голубя.

Отсюда следует, что Иисус Христос, крещение которого происходило на реке Иордан, получил очищение от греховного существования на земле. Другими словами, в этой истории важно не то, что с неба снизошёл Святой Дух, а подтекст. Крещение - это акт принятия Бога как истинного владыки, о чём уже упоминалось ранее. Важность крещения как обряда подчеркивает тот факт, что его додерживался Иисус Христос. Крещение этого человека ознаменовало появление подобного обряда в христианском мире. Немаловажную роль в понимания сути крещения играют дальнейшие действия Христа.

Скитания Христа по пустыне

Крещение Иисуса Христа в Иордане имеет первостепенное значение в процессе изучения важности этого события. Мы разобрались, что крещение - это и чистоты. Но мало кто знает, что история крещения на этом не заканчивается. Более того, это событие прямо повлияло на дальнейшие деяния Иисуса в процессе скитания по пустыне.

После событий на реке Иордан пророк сразу же отправился в пустыню и находился там 40 дней. Подобным образом он готовился к осуществлению той миссии, которая ему была уготована. Из Библии мы знаем, что Сын Божий взял на себя грехи людей, дабы Бог простил нас. Такое можно было совершить лишь только через акт самопожертвования, для которого нужно было подготовиться духовно и физически. Евангельские писания повествуют нам о событиях, которые произошли в самой пустыне.

Три искушения Сатаны

Когда Дьявол увидел попытки Иисуса отречься от всех грехов и очиститься, он решил испытать волю Мессии. Для этого Сатана пытается искусить Иисуса три раза:

  • при помощи голода;
  • при помощи гордыни;
  • при помощи веры.

Каждый новый «рычаг», посредством которого оказывалось давление на Иисуса, был изощренней предыдущего.

Голод - это самое маленькое, что могло переманить Иисуса на сторону Дьявола. Когда этот плотский грех не подействовал на Сына Божьего, Сатана испытывает его гордыню и веру. Но и тут Иисус не сдаётся. Сатана всеми силами пытался показать, что перед его сладкими плодами может сломиться каждый, даже Иисус Христос. Крещение помогло ему остаться нерушимым перед искушениями Сатаны. Отсюда следует, что крещение не просто помогает получить Божью благодать, оно способно дать нам силу бороться со всеми греховными деяниями Дьявола.

Гипотезы о том, где находится место крещения Иисуса Христа

Сегодня учёные всеми силами пытаются понять и воскресить события, описанные в библейских текстах. Всем известно, что крещение Иисуса Христа в Иордане - это реальное историческое событие, но действительно ли оно происходило в реке Иордан? Дело в том, что современные паломники подвергают критике сведения о том месте, которое, возможно, является местом крещения. Во-первых, Палестина - это не та евангельская «земля изобилия». Тут царят жара и пустынные равнины. Во-вторых, все, кто видел нынешнюю реку Иордан, поймут, что это явно не то место. Она грязная и узкая.

По мнению учёных, в I веке нашей эры вряд ли что-то было бы по-другому. Таким образом, пока невозможно точно говорить, где находится место крещение Иисуса Христа. Даже с учетом того, как быстро сегодня эволюционирует историографическая наука.

Следует заметить, что многие учёные выдвигают самые невероятные истории о том, где крестился Иисус Христос. Крещение могло происходить в самых различных местах, учитывая современные археологические находки. Наиболее вероятно, что это великое христианское событие произошло на территории Иордании, но это уже тема для отдельной статьи.

Заключение

Итак, Иисус Христос, крещение которого с течением времени стало христианской традицией, своими действиями показывал важность этого акта принятия веры. Исторические факты, представленные в статье, показывают нам важность этого события не только для истории христианства, но и для всех тех людей, которые принимают эту религию в качестве истинной веры.

Роль воды в различных религиях.

На самом деле очищение водой религиозного плана существует в культурах многих народов. Например, задолго до появления христианства очищение водой практиковалось к древней Индии, где человек мог получить очищение от грехов в священных водах реки Ганг, соединяясь с Космосом. Однако индийские мудрецы считали, что после выхода из реки действие воды прекращается, грехи могут вернуться, поэтому человек должен очистить свой ум от грешных помыслов через обучение у святого человека. И перед тем как пойти обучаться он должен совершить омовение. У римлян младенца омывали на 9-й день после рождения с наречением его именем, которое он будет носить.

Ислам также богат ритуалами, связанными с водой . Пророк Мухаммед завещал своим последователям совершать перед каждой молитвой (намазом) «вузу» - омовение, включающее умывание, ополаскивание рта и носа, омовение рук, ног, протирание ушей, проведение влажными руками по волосам. Умывание и омовение рук перед молитвой практиковалось и древними иудеями, которые собирали для этого дождевую воду или омывали руки в проточной воде, которая считалась «живой». Такой же ритуал рекомендуется современной православной церковью - на молитву нужно становиться умытыми с чистыми руками в опрятной, чистой одежде.

Крещение. Где оно происходило.

Река Иордан находится на Ближнем Востоке. Ее длина (252 км) и насыщенные минералами пресные воды несут жизнь нескольким регионам. В частности из водохранилища Кинерет вода поступает в центральную и южную части Израиля, бедные собственными водными ресурсами. Иордан впадает в Мертвое море, на месте которого, как предполагается когда то был прекрасный оазис, пока Господь не истребил грешные города Содом и Гоммора. Знаменита река и тем, что ее воды расступились во время исхода, а также когда ее переходили пророки Илия и Елисей. В ней получил исцеление от проказы воевода из Сирии Нееман. Но всему миру уже два тысячелетия река известна тем, что в ней принял крещение Иисус Христос. Это чудесное событие привлекает множество паломников, которые совершают омовение в Иордане (обычно в районе Ярденита).

Кто крестил Иисуса.

Святой Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа, на реке Иордан был его родственником по материнской линии. Его появление было большой радостью для Закарии, который был священником и Елизаветы (происходившей из царского рода Давида). Ведь радость быть родителями они получили в очень преклонном возрасте, после многолетних молитв. Известие о том, что у них будет сын, они получили от архангела Гавриила, явившегося им в храме. Иоанн родился на шесть месяцев раньше, чем Христос.

Иоанн был избавлен от смерти во время избиения младенцев царем Иродом и провел много лет в пустыне. Такой способ жизни он выбрал себе сам, когда в юности ушел от людей, поселился в пещере и питался диким медом и саранчой. В возрасте тридцати лет он по знаку свыше о том, что грядет пришествие Мессии, вернулся к людям и стал проповедовать. Его речи были настолько сильны, что множество людей пришло к нему, раскаялось и приняло крещение водой в водах Иордани. В течение полугода проповедовал Иоанн, причем он говорил о том, что он крестит водой, но придет тот, кто будет крестить Святым Духом и огнем. И это время настало - в возрасте тридцати лет на Иордан пришел Иисус Христос и потребовал для себя крещения.

Иоанн сначала не желал крестить Иисуса, потому что считал себя недостойным проводить это действо для того, кто абсолютно чист от всех грехов. Но Христос потребовал крещения, чтобы стать наряду с грешниками и пройти вместе с ними путь к очищению. Конечно же, он не нуждался в крещении, но само крещение нуждалось в силе, которой обладал Христос. Скорее всего, свойства современной крещенской воды, которая получаются в результате троекратного погружения креста в воду на водосвятии, а также изменение электромагнитного поля Земли в период 18-19 января, как раз свидетельствует о передаче этой божественной силы.

Иоанн допустил Иисуса к обряду и погрузил его в воды своей рукой, молясь. После крещения на выходе из воды небеса разверзлись, с них спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучал голос: «Это есть сын мой, в Котором Мое Благоволение». Иоанну Предтече было ранее откровение, что на ком он увидит Духа, пребывающего на нем во время крещения, Тот и есть крестящий Святым Духом. Поэтому он всему присутствующему народу засвидетельствовал явление Сына Божьего.

Крещение в жизни современного человека.

Современная трактовка крещения предполагает, что после его принятия путем троекратного погружения в воду в сопровождении соответствующих молитв человек присоединяется к членам Церкви. И это является необходимым условиям для получения доступа к остальным таинствам Церкви и возрождения для духовной жизни, ведущей в Царствие Божье.

Для крещения детей до 7 лет не требуется согласие окрещаемого, т.к. всю ответственность за него несут родители, до 14 лет требуется согласие и родителей и ребенка, а после 14 подросток уже сам определяет - крестится ему или нет. Младенцев, обычно, крестят на восьмой день и позже.

В православном вероисповедании малыша в присутствии крестных родителей обращают к западу как символу тьмы, осуществляют помазание елеем для помощи в борьбе с сатаной. После этого ребенок погружается в воду, где на него сходит Святой Дух и происходит очищение от грехов. После чего на грудь ему возлагается крестик, и ребенок одевается в белую одежду как символ чистоты. Далее батюшка ходит вокруг купели, что символизирует вечность, а потом остригает волосы как знак того, что судьба младенца теперь в руках Бога. Таинство крещения, как правило, совершается священником или архиереем, но, в крайнем случае, крестить может даже мирянин, если окрещаемый находится при смерти.

После крещения выполняются обряды миропомазания, воцерковления и причащения. Далее малыш под руководством собственных и крестных родителей должен следовать христианским добродетелям, среди которых есть такие замечательные понятия как: любовь, милосердие, искренность, кротость, скромность, дополняемые молитвами.


5Dbabtism

Услуги:

Описание: Крещение Иисуса: - это должны знать крестные родители!

Похожие публикации