Депрессивный ребенок. Депрессии у детей. Дети и причины развития у них депрессии

Время на чтение: 3 мин

Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов - признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

Семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

Патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

Структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

Частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

Проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

Достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – .

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время. Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты. Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы. У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания. Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу. Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы. Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге. Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

Сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

Потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

Прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

Нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

Психомоторное торможение или возбуждение;

Длительную потерю аппетита;

Состояние бессилия, ежедневная усталость;

Чувство стыда, озабоченности, вины;

Снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

Перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции . Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой . Основой для развития выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций. У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий. У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными .

На сегодняшний день , являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка - как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

В первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

Необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

Нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Лечение депрессии у ребенка

Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.

Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.

Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления - боль, нормализует температуру.

Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат - Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.

Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье. Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь , развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии депрессии у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

– психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Общие сведения

Слово «депрессия » имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств . Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода , внутриутробных инфекциях , родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм , наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека , равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна , ночными кошмарами . В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство , обусловленное разлукой . Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста . Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор , боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения , 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид . Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром , детским неврологом , психиатром . До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи , хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога . Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ , МРТ головного мозга . Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог . Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы : ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия . Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию . Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности . Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

» ассоциируется со взрослыми, как будто только они имеют право на расстройства настроения. К сожалению, депрессивные расстройства затрагивают также детей и подростков.

Депрессия у ребенка проявляется несколько иначе, чем депрессивные состояния у взрослых, поэтому ее труднее диагностировать у молодых пациентов.

Симптомы детской депрессии имеют неспецифический характер и могут маскироваться, принимая клинические картины других заболеваний.

Симптомы депрессии у детей

Депрессия может появиться даже у младенцев. Этот форма называется анаклитическая депрессия. Как правило, расстройства настроения развиваются после шестого месяца жизни малыша, чаще всего у детей, которых отдали в воспитательные учреждения или дом ребенка, или долго госпитализировали после родов. Отсутствие эмоциональной и физической близости с матерью приводит к появлению симптомов детской депрессии в виде сильного плача и крика, вялости и «воскового» лица малыша.

С каждым годом...

Депрессию можно распознать также у детей в возрасте 6-7 лет. Как проявляется депрессия в раннем школьном возрасте? Могут возникнуть разного рода страхи, проблемы в школе , поведение, отличающееся от стандартов развития, существенные перепады настроения – от крайнего плача до полного спокойствия, безразличие к своим потребностям и желаниям, нежелание играть.

Депрессия у детей также может иметь психосоматический характер и проявляться в виде различных заболеваний, например, болей в животе , головокружения, одышки, тошноты, запоров , диареи . Ребенок может вдруг перестать расти, начинает худеть или полнеть. Не понимает смысла жизни, избегает контактов со сверстниками и даже думает о смерти. Нередко появляются попытки самоубийства.

Депрессия у детей проявляется в силуэте и внешности ребенка – пренебрежение личной гигиеной, безразличие к одежде, сгорбленная спина, круги под глазами, грустное выражение лица, беспокойство, напряжение мышц.

Малыш может закрываться в своей комнате, избегать движения, плохо спать. Теряет контакт с окружающей средой, родителями, братьями и сестрами, одноклассниками. Становится апатичным, вялым, у него постоянно плохое самочувствие.

Какие симптомы детской депрессии чаще всего наблюдают

  • Неспособность чувствовать радость, печаль, подавленность.
  • Отсутствие улыбки.
  • Утрата прежних интересов.
  • Отказ от любимых игр.
  • Апатия, психосоматическое замедление, снижение жизненной активности.
  • Хроническая усталость , недостаток энергии.
  • Чувство внутренней тревоги и беспокойства.
  • Соматические болезни, например, сердцебиение, боли в животе и головная боль.
  • Крайне низкая самооценка, чувство неполноценности и безнадежности.
  • Нарушения сна, бессонница или чрезмерная сонливость в течение дня.
  • Снижение аппетита и массы тела, отказ от любимых блюд.
  • Проблемы с концентрацией внимания внимания и памятью, трудности в школе, ухудшение оценок.

Депрессия у подростков

Термин «депрессия» закрепился в сознании общества исключительно как состояние взрослого человека, однако, депрессивные состояния переживают и дети, и подростки.

В подростковом возрасте она очень часто приводит к попыткам самоубийства. Ссора с родителями или шантаж – это не демонстрация силы, а проявление двойственности чувств. Игнорирование слов ребенка о бессмысленности жизни, дурном настроении или нежелании действовать приводит к серьезным последствиям – смерти ребенка, которой можно было избежать.

Почему дети страдают от депрессии

Причин много. Специалисты выделяют, как правило, генетические факторы, биологические, социальные, психологические и нейронные. Дети могут заболеть депрессией после утраты близкого человека – отца, матери, брата, сестры, друга, любимого животного.

Депрессия может возникнуть в результате изменения места проживания, развода родителей, бедности, неудовлетворенности эмоциональных потребностей ребенка и т.д. Часты случаи депрессии не реактивного характера, т.е. не являющейся следствием травматического события.

Большая часть молодых пациентов страдает от эндогенной депрессии, причиной которой являются биологические факторы, например, нарушения на уровне нейротрансмиттеров. Иногда дети наследуют аффективные расстройства родителей, когда мать или отец жалуются на депрессию, создавая своим поведением образ негативного отношения к жизни и миру.

Как проходит депрессия у детей

До недавнего времени врачи считали, что дошкольники имеют еще слишком слабо развитую психику, чтобы они могли ощущать симптомы депрессии. К сожалению, оказывается, что все-таки могут.

Депрессивные расстройства бывают в их случае обусловлены генетически, и для их появления, часто даже не требуется никакого травматическое событие. Поскольку симптомы могут существенно отличаться от общепринятых характерных особенностей депрессии для взрослых, постановка диагноза представляет большие проблемы, а это жизненно важно для эффективного преодоления нарушений.

Доктор Джоан Клубе, профессор психиатрии в Университете Вашингтона, округа Колумбия, исследует проблему депрессии в течение 20 лет. Уже в середине 80-х XX века врачи выяснили, что некоторые идущие в школу дети уже имеют клинические симптомы депрессии.

В течение последних 10 лет, исследователи пришли к выводу, что симптомы депрессии могут быть намного моложе, чем считалось ранее. К счастью, это явление не распространенное. Из анализа следует, что проблема может касаться 1-2% детей дошкольного возраста.

Что вызывает появление симптомов, в столь юном возрасте? Ученые считают, что это не обязательно связано с возникновением стресса в жизни ребенка. Депрессия у детей чаще всего является наследственным заболеванием, развивающимся независимо от травматических или неприятных событий.

По своей природе дети склоны к частым перепадам настроения и, следовательно, определение симптомов требует более тщательного наблюдения. Симптомы могут появляться и исчезать, однако, если процесс длится дольше, чем две недели или значительно усугубился, вам необходимо связаться со специалистом.

Лечение детской депрессии

Как справиться с депрессией у ребенка

Когда вы видите, что с вашим малышом происходит что-то тревожное, сядьте и спокойно поговорите о его беде. Уделите ему больше времени, чем обычно, наблюдайте и допытывайтесь, почему он такой грустный и подавленный. Что его беспокоит? С чем не может справиться?

Когда ребенок винит себя за то, в чем не виноват, заверьте его, что он не несет за это никакой ответственности. Не кричите на ребенка из-за плохих оценок в школе, трудностей в концентрации внимания. Не стоит недооценивать длительного плохого самочувствия ребенка. Когда не знаете, как справиться с проблемой самостоятельно, обратитесь за помощью к психологу или психиатру. Вы можете поговорить на эту тему с психологом или педагог школы.

Если малыш страдает от клинической формы депрессии необходимо начать лечение. Как правило, оно основано на фармакотерапии в виде антидепрессантов и психотерапии. Только тяжелые формы депрессии с попытками суицида требуют госпитализации. Однако, иногда детей помещают в психиатрическую больницу, когда не хватает понимания болезни и поддержки ребенка со стороны родителей.

Психологическое вмешательство, как правило, дает довольно быстро видимые результаты и, прежде всего, уменьшает вероятность «осложнений» депрессии в виде чувства неполноценности, снижении иммунитета или суицидальных мыслей. Стоит отметить, что эффекты психотерапии в значительной степени зависит от отношения родителей к больному ребенку.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Похожие публикации