Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении. Мультимедийная презентация как одна из форм работы использования ИКТ в ДОУ

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками

В должностных требованиях к воспитателю одним из условий является владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Поэтому, на мой взгляд, использование ИКТ в работе педагога в т.ч. и для организации НОД является актуальным и перспективным. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, презентациями, слайд-шоу, мультимедийными, фотоальбомыми. Все это нам и обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия с применением ИКТ: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

  • «Путешествие в страну математике»,
  • «Покормите птиц зимой»,
  • «Знатоки природы»,
  • «Берегите воду»,
  • «Значение воды в природе»,
  • Математическая викторина «Колобок».

В рамках этих проектов было создано ряд презентаций, адаптированных под работу с детьми старшей-подготовительной группы. Первые опыты применения медиатехнологий в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • это и повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
  • появления возможности моделировать объекты и явления;
  • показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности и навыков;
  • поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей;
  • компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни; например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
  • компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Условно, все презентации, которые мною используются на занятиях, можно разделить на несколько групп это:

  • Обучающие презентации, т.е. ознакомительные, вводные. К ним относятся тематические презентации и презентации, разработанные в рамках проектов.
  • Презентации – тренинги.
  • Обобщающие презентации.

Обучающие презентации

Обучающие презентации я использую на начальном этапе, когда необходимо «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, раскрыть богатство животного и растительного мира за счет ярких иллюстраций, завораживающей музыки и видео зарисовок. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Тематические презентации позволяют сделать занятие более интересным и динамичным. Использование анимации в слайдах позволяет дать дошкольникам более яркое представление об услышанном на занятии. Эти презентации, за счёт высокой динамики, эффективно помогают детям более углублённо усвоить материал, активно пополнить словарный запас, развивают их воображение и творческие способности. А всё это способствует всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира. В этих презентациях детей привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли «своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. В обучающих презентациях есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Особенно это относится к математическим презентациям. Игры знакомят детей с цифрами, учат сравнивать числа и объясняют простейшие действия с ними. Каждая из игр решает задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

Презентации-тренинги.

Ко второму типу разработанных презентаций относятся презентации-тренинги. Эти презентации для дошкольников направлены на развитие у детей познавательной, часто математической активности, умение классифицировать геометрические фигуры, предметы окружающего мира. Они развивают воображение детей, зрительную память, логическое мышление, воспитывают интерес к математике и другим объектам, вызывают положительные эмоции. В них дети закрепляют полученные знания. Дети самостоятельно, выполняя веселые красочные задания, получают оценку «молодец! «, » попробуй еще! «, музыкальный фон, звуковые эффекты, а ещё это может быть и весёлая музыка с улыбающимся лицом на экране при правильном решении игровых задач, либо печальное лицо, если задача неправильно решена. Всё это создаёт приятную атмосферу. Во время занятия дошкольникам постоянно предоставляется возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу

Игры-тренинги

Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд презентаций–тренингов, объединенных под общим названием. Это:

  • «Подбери знак »
  • «Волшебные цепочки»
  • «Кто хочет стать миллионером»
  • «Реши задачу»

Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. Значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышает уровень познавательных способностей.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени-10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования!


Мультимедийная презентация – одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками в дополнительном образовании.

Мультимедийная презентация – одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Компьютер становится лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и при работе с родителями.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал.
В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Например, для развития самоконтроля детей 5-7 лет могут быть использованы такие игры, как «Собери домик», «Собери пирамиду», «Рассади пассажиров».
Для воспитания полезных привычек детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов, например, «Волшебные слова»
М. Дружининой.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений: "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций
« Моя семья » и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью. Мы фотографируем детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на всех общешкольных мероприятиях. Создаем фотогалереи и размещаем в детском саду и на сайте.

Рекомендации по оформлению и содержанию презентаций:
Критерии оформления:
соответствие оформления целям и содержанию презентации;
единый стиль в оформлении;
разумное разнообразие содержания и приемов оформления;
грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций (рисунков, фото);
качественное форматирование текста;
качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений;
дизайн и эстетика оформления;
продуманное, обоснованное применение анимации, настройки анимационных эффектов.
Критерии содержания:
соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия (воспитательного мероприятия);
соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия;
слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда;
не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными.

Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Применяя информационно – коммуникационные технологии в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Следует помнить и о недостатках компьютера:

Чрезмерное обращение с компьютером может привести
к ухудшению зрения ребенка, а также может отрицательно
сказаться на его психическом здоровье.
Особенно это опасно для застенчивых детей.
И главное, нельзя уповать только на компьютер.
Ребенок – маленький человек,
он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми,
и, живя в реальном мире.

Одним из новшеств последнего времени в работе воспитателей детских садов стало активное использование различных мультимедийных средств. Технологии не стоят на месте, и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе. Мультимедийные презентации в детском саду с использованием компьютеров или проекционных экранов всё чаще и чаще можно увидеть в самых разных дошкольных учреждениях. Видеопрезентация, презентация с использованием графики и текстовой информации (например, презентация в стихах) требует от современного педагога обладать некоторыми навыками в работе с техникой и умения обращаться с некоторыми программами для редактирования и воспроизведения презентаций.

Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?

Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде.

В последнее время в педагогической деятельности широко используются мультимедийные презентации.

Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) - информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления . Цель мультимедийной презентации - донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.

Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

«Презентация - это - обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Виктория Кузнецова viki.rdf.ru

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ .

«ИКТ в работе ДОУ» - Мультимедийный способ подачи информации. Использование мультимедийных презентаций. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения. Возможность индивидуализации обучения. Мультимедийные презентации. В чем заключается необходимость информационных технологий. Специалисты выделяют ряд требований.

«Организация образовательной деятельности в ДОУ» - Идеальная НОД. Занятие НОД. Виды мотивации НОД. Принципы образовательной деятельности. Участие всех детей. Критерии НОД. Особенности организации НОД. Особенности развития детей. Инновационные технологии. Беседа. Воспитанник. Основные формы образовательной деятельности. Наблюдение. Новые подходы к организации образовательной деятельности ДОУ.

«Развитие дошкольного образования» - Сотрудничество и взаимодействие с родителями. Дошкольное образовательное учреждение. Дошкольное воспитание. Показатели специфики деятельности ДОУ разных видов. Новый подход к организации педагогического процесса. Изменения форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Многофункциональная, развивающаяся система.

«Инновации дошкольного образования» - Этапы осуществления проекта. Рабочие учебные программы. Название проекта. Инновации в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Инновационный проект для детского сада. Волшебная астрономия. Нововведение. Дошкольное образование – традиции и инновации. План работы над проектом.

«Технологии обучения дошкольников» - Роль взрослого в игре. Классификация детских игр. Подвижные и спортивные игры. Игровая технология. Технологии применяемые педагогами. Личностно-ориентированные технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Информационные технологии. Коррекционные технологии. Типы проектов. Развивающие технологии.

«Роль дошкольного образования» - Навыки. Соглашение. Социальная инфраструктура. Билингвальный частный детский сад. Индивидуальный подход. Дошкольное образование. Роль негосударственных ДО. Рост рабочих мест. Экономические доводы. Проблема шаговой доступности. Инвестиции и ясли.

Всего в теме 15 презентаций

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

При проведении педсоветов доклады педагогов дополняются мультимедийным сопровождением. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы..

Использование мультимедийных презентаций

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям новые пути и средства педагогической работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета

Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду позволяет расширить творческие возможности педагогов и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Для точного определения местоположения отметки маркера на доске применяются ультразвуковая и инфракрасная технологии. С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок может выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание. Для дистанционного управления работой Windows-приложений можно также использовать электронный маркер, заменяющий мышь. В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста.

Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. При работе с интерактивной доской педагоги в первую очередь исходят от перспективного плана, темы и целей занятия. Далее рассматривается возможность максимального использования данных интерактивной доски. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски: · Начальные знания устройства компьютера · Работа в программах: Word, PowerPoint · Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Итак, рассмотрим универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке.

  • Задание 1. Это задание можно выполнить 3–мя способами. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
  • Задание 2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
  • Задание 3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ.

Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х. картинок.

Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи:

Задание 1. Игрушки перепутали, требуется помощь ребят, они называют, что именно подарили Зое, а что Саше. (На интерактивной доске изображение мальчика и девочки, игрушек)

Варианты:

  • «Чья игрушка?» Зоина кукла. Сашин робот.
  • «Жадина» Мой самолет. Моя пирамидка.
  • «Подбирай, называй, запоминай» Дома (в магазине, в детском саду) с игрушками что можно делать? Рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

Задание 2. «Поможем маме» Необходимо разложить продукты в соответствующую посуду. Хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, молоко в молочник.

Задание 3. Следующее задание знакомит детей с зимующими птицами: «Рассмотри и назови

Варианты:

  • «Скажи одним словом»
  • «У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокой»
  • «Кто как голос подает?»

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Развиваются:

  1. элементы наглядно-образного;
  2. теоретического мышления
  3. активно пополняется словарный запас.

Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей.

Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например: Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы, по которым работают в виде презентаций.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.

Похожие публикации