Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций

Значение философии в системе культуры является следствием ее функций.Это можно проследить через выявление взаимоотношения философии с такими сферами культуры как наука, политика, искусство, религия.Философия и наука. Несмотря на то, чтофилософия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.Философия и религия . Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.Философия и политика . И философия и политика выступают не только сферами духовной жизни общества, но и имеют стремление к активному переустройству общественной жизни. Различие между ними состоит в том, что философия в ее морально-нравственном и социально-философском аспекте является сферой выработки общих стратегических задач для политики. Мир политики в сравнении с философскими проблемами предстает как мир динамично изменяющийся и радикально пересматривающий общечеловеческие ценности. Сохранение последних – в этой связи и является задачей философии. Другой вопрос – насколько представители искусства, политики, науки готов обращаться к представителям философии.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Принципы морали:

Гуманизма

Патриотизма

Оптимизма

Толерантность

Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.

Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.

Мораль – должное, а нравственность - сущее

Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.

Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека.

Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам

Национальные религии: Конфуцианство(Китай), Иудоизм(Полестина), Синтаизм.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.



· МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.

· РЕЛИГИЯ (благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами) . Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религтя раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.


Историческое взаимодействие между религией и философией всегда является конкретным, выраженным в учении философа или философской школы, соединяющейся с определенной религиозной традицией. Интерес философов к религии обусловлен существенной ролью последней в мировосприятии и самоопределении человека. Религиозная традиция - один из важных факторов формирования мировоззрения и ценностных ориентаций. Она духовно наставляет человека, предлагает глубокую интерпретацию бытия, придает сакральное измерение социальному пространству.
Как формы духовного проявления, религия и философия находятся в сложном взаимодействии. Они никогда не противостоят друг другу как таковые, вступая в отношения в исторически определенных формах. В учениях конкретных философов, поскольку они пересекаются с верованиями религиозных традиций, мы находим живое сочетание религиозных и философских аспектов. Пример взаимодействия между религией и философией - творчество христианских платоников Климента Александрийского (150-215 гг. н.э.) и Ориге- на (185-254 гг. н.э.). Подобный тип интерпретации, предполагающий использование греко-римских философских систем для выражения основ библейской традиции, применялся в Средние века и в эпоху Возрождения.
Оригинальным европейским познавательным проектом, сформировавшимся на стыке философии и религии в рамках культуры Нового времени, является философия религии. Термин "философия религии" является сравнительно новым, его появление относится к концу XIX столетия. Широкое распространение этот термин получил благодаря работам Г. В. Ф. Гегеля. Философия религии - один из важных разделов философского знания эпохи модерна. Ее становление связано с развитием христианской мысли в различных конфессиональных вариантах и идейных модификациях. Объект философии религии - религиозное знание. Основными проблемами философии религии являются аргументация за или против существования Бога, учение о человеческой природе, о свободе воли, проблемы влияния религии на мораль, природа зла и проблематика эпистемологии религиозной веры.
Итак, философия религии - специальный раздел в фундаментальных философских системах или самостоятельное направление в философии, исследующее представления о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной совершенной Личности, трансцендентной по отношению ко всему сущему и одновременно сохраняющей действенное присутствие в мире, природу и функции религии, отношение Бога и человека.
Основными типами философии религии являются философское религиоведение, нацеленное на философско-критическое исследование существующей системы и эпистемологического статуса религиозных верований, особенностей религиозно-мистического опыта, специфики религиозного языка, условий обоснованности, рациональности и истинности религиозных верований и традиций мира, религии как социокультурного феномена, истории религии и свободомыслия, а также философская теология, выполняющая функции обоснования учения о Боге, его природе, отношении к человеку, интерпретационные, оправдательные и конструктивные функции относительно религии.
Теология (богословие) является одним из значительных интеллектуальных образований, находящихся на пограничье религии и философии. В широком смысле слова богословие понимается как концептуальная форма религии, то есть учение о Боге и Его отношении к миру и человеку. Как и философия, богословие создает систематическое учение о бытии. Выражая и обобщая религиозную традицию, богословие выступает в качестве ее интеллектуального инструмента.
Философской рефлексии в рамках философии религии подвергается понятие религиозного мировоззрения.
Религиозное мировоззрение - специфический способ мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъестественного, на признании определенной системы норм, ценностей и убеждений, смещающих ориентацию человека из сферы общественно и материально необходимых жизненных задач в сферу духовноиндивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии.
Стремление людей, особенно в переломные, кризисные эпохи, искать устойчивые общечеловеческие ценности в культуре прошлого, приемлемость, универсальность и общедоступность религиозных построений обеспечивают их актуальность, популярность и привлекательность. Мировые религии обогатили и развили моральный опыт человечества. Высшей ценностью, образцом для подражания, в котором соединились и воплотились все добродетели, целостным моральным идеалом высшего порядка выступают в каждой из мировых религий Христос, Будда, Аллах. Утверждение Бога как единственного источника и критерия нравственности, интерпретация зла как отступления от божественных предписаний стали основой религиозной этики.
Наряду с философией религии в процессе реального диалога культурных традиций рождаются такие разделы философии, как философия морали и философия искусства.
Философия морали - философское направление, исследующее мораль как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. В рамках философии морали анализируются такие проблемы, как генезис и динамика норм морали, специфика нормативной регуляции в различных культурах, принципы, функции и императивы нравственности, статус моральных ценностей в отдельных сферах культуры - науке, искусстве, религии, политике, экономике, праве.
Философское учение о морали и нравственности называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноменов культуры (наука, политика, право, экономика, религия, искусство и другие), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Различие понятий "мораль" и "нравственность" основано на противопоставлении того, к чему человек должен стремиться (мир должного), и реально практикуемыми нравами повседневной жизни (мир сущего). Под моралью при этом понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются идеалы и нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. В понятие "нравственность" вкладывается более житейское, приземленное значение. Это принципы и формы реального практического поведения людей, в котором строгость моральных норм значительно смягчена.
Внеинституциональностъ морали (поскольку в обществе не существует институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие морали), ее всепроникающий и всеобъемлющий характер проявляется в нерасторжимой связи морали с другими феноменами культуры (наукой, политикой, экономикой, экологией, искусством и др.)
Искусство как форма человекотворчества постигается в рамках философии искусства. Искусство - специфический род практичес- ки-духовной, творческой деятельности, направленной на создание художественных произведений и эстетически-выразителъных форм живописи, музыки, театра, литературы, с одной стороны, и вместе с тем это мастерство, умение, ремесло, ловкость - сделанность, завершенность произведения, его выраженность.
Искусство, порождая мир художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру, мир, отличный от эмпирической действительности, обладающий собственной, имманентной природой.
С точки зрения философии искусства можно выделить две взаимодополняющие характеристики или координаты искусства: одна из таких координат с необходимостью связана с вопросом экзистенци - ального присутствия человека в искусстве через художественную культуру, его апелляцией к верховным ценностям и идеалам социального порядка; вторая координата детерминирует гносеологическую направленность искусства как художественного процесса поиска истины, возможность ее явления для эстетического сознания.
В качестве конкретных модификаций искусства можно выделить различные виды искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, театр, киноискусство и так далее); различные роды искусства (эпический и лирический); жанры (поэма, роман, оратория и симфония, историческая картина и натюрморт и так далее); исторические типы (например, готика, барокко, классицизм, романтизм и т.д.).
Важнейшей проблемой философии искусства является выявление специфики классической и неклассической моделей искусства.
Классическая модель искусства соотнесена с программами и образцами европоцентристского мироустройства. Она предполагала, что субъект творчества, творец-художник отдален от мира, который противопоставлен ему в форме объекта и предмета эмпирически поставленных целеполаганий; искусство представало как способность описать, от образить мир в художественных произведениях, которые "не претендуют на то, чтобы быть действительностью" (Л. Фейербах). В художественном творчестве доминировали аспекты "технэ" - мастерства, умения и подражания - воспроизведения как представления вещи; мир классического искусства рассматривался как специфическая система адекватного описания (отображения) в нехудожественной действительности, основным выразительным элементом которого является художественный образ; художественный образ трактовался по преимуществу как продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и восприятия произведения; классический мир искусства предполагал образцовость (нормативность) как в плане ориентации на прекрасный идеал, так и в плане преобразования жизни, выразившееся в актуализации соотношения "прекрасного" и "жизни”, "художественного" и "реального" миров.
Глубинная трансформация классического искусства и оформление искусства постклассического типа на рубеже XIX -XX вв. были связаны с конфликтом классической и инновационной кулыурных парадигм, что привело к появлению совершенно новых форм осмысления человеческого существования. По словам М. Хайдеггера, ".художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека”. Формируется неклассическое строение художественного мира, предполагающее равноправное сосуществование и коммуникацию разнообразных культурных миров, самоорганизующихся по различным этническим, религиозным, хозяйственным и ценностным принципам. Видоизменяются способы и формы бытия искусства, которое воспринимается преимущественно как система знаковых образований (дискурсов). Актуальное искусство оформляется как сложноорганизованная система разнообразных направлений и форм, коммуници- рующих и взаимодействующих между собой в рамках различных модернистских и постмодернистских проектов. На смену отстраненному от мира субъекту-созерцателю классической модели искусства приходит непосредственно присутствующий в реализации художественного акта и представленный в разнообразных художественных артефактах автор-исполнитель, избирающий стратегию публичной интеллектуальной провокации. Современное искусство в его наиболее характерных формах представляет собой открытый гуманитарно-антропологический проект с многообразием программ и форм художественной рефлексии, активным диалогом маргинальных и временно-организованных в процессе художественного акта сообществ, нередко существующих в конфликте с тотально заявляющими о себе социально-политико-экономическими референциями.
Однако авангардными формами современного искусства не исчерпывается современная художественно-эстетическая культура. Классическая модель искусства представлена здесь программами классического образовательного пространства и академическими институтами, музеями, включенными в процессы массовой коммуникации и задающими определенные образцы художественного творчества, с которыми неизбежно коррелируют актуальные модели художественной деятельности. Существенным элементом картины современной художественной культуры является и феномен массовой культуры, представляющий политико-идеологические и экономические референции общества, и принципиально обращенный к массовому художественному рынку с неизбежным воспроизводством идеологем массового сознания, массовых фобий и умонастроений, системой звезд, формированием потребительских предпочтений и т.д.
Глобальное взаимодействие культурных традиций, не оставляющее иллюзий о сохранении "чистых", локальных образований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в XXI столетии глобальной культуры, с глубинным диалогом философии, религии, морали, искусства, науки и новой шкалой обшрчеловеческихцтностей. Проблема осмысления природы человеческих ценностей с ее извечным вопросом "Что есть благо?" неизбежно возникала и возникает в эпохи обесценивания и дискредитации культурной традиции, кризиса общечеловеческих представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, красоте и безобразии.
Вместе с тем, как свидетельствует мировая история, любой культурный кризис, способный вызвать распад конкретного типа культуры в его прежнем облике, в то же время является мощным толчком к самопознанию культуры в целом, раскрытию ее внутренних потенциальных возможностей, новому витку культуротоворчества.
1 Темы для обсуждения
  1. Культура как развивающаяся система.
  2. Основные виды культурной коммуникации.
  3. Субкультура и контркультура в системе культурной динамики.
  4. Современные тенденции анализа культуры.
" 5. Религия, мораль, искусства как форма культуротворчества.
Литература
  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М., 1993.
  2. Арто А. Театр и его двойник / А. Арто. М., 1993.
  3. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М., 1996.
  4. Бодрийар Ж. Реквием но масс-медиа / Ж. Бодрийар // Поэтика и политика. М., 1999.
  5. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. М., 1995.
  6. Гройс Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. М., 1993.
  7. Делёз Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз. СПб., 1998.
  8. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М., 2000.
  9. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб., 2000.
  10. Ерасов Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М., 1996. И. Ионии Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионии. М., 1996.
  1. Кимелев Ю. А. Философия религии: систематический очерк / Ю. А. Кимелев. М., 1998.
  2. Клакхон К. Зеркало для человека: введение в антропологию / К. Клакхон. СПб., 1998.
  3. Культурология. XX век: энциклопедия. СПб., 1998.
  4. Мангейм К. Идеология и утопия / К. Мангейм // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
  5. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гас- сет. М., 1991.
  6. Томпсон М. Философия религии / М. Томпсон. М., 2001.
  7. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. М., 1983.
  8. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М., 1992.
  9. Хаксли О. Врата восприятия J О. Хаксли. СПб., 1994.
  10. Хёйзинга Й. Homo Ludens / И. Хёйзинга. М., 1992.
- 22. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. М., 1997.
23. Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1989.

Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности существовали всегда, каждый день мы сталкиваемся с этими понятиями и вроде бы отдаленно понимаем их значение. Но кто сможет дать полную характеристику каждого из этих терминов, а также определить роль, которую они сыграют в нашей жизни? Формы философского осмысления реальности детально рассматриваются и изучаются как в философии, так и в психологии. Человек имеет несколько типов восприятия в своем сознании: он постигает то, что его окружает, что реально, а что нет, изучает себя и осознает свою личность в этом мире, связь вещей, то, что мы видим и то, что мы чувствуем. Познание - одно из наиболее великих благ человечества. Рене Декарт в его «Разысканиях истины» дает нам одну очень популярную и важную мысль: «Я мыслю, значит, я существую…

0 148988

Фотогалерея: Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности

Но мыслим мы не так четко, как нам бы хотелось. Мы не можем воспринимать мир как математику, знать точные ответы на все наши вопросы. Все, что мы видим и познаем, искажено сквозь призму нашего осмысления реальности, и у каждого человека эта призма построена индивидуально. Формы философского осмысления реальности, такие, как религия, мораль, искусство могут как искажать, так и истинно дополнять информацию, что нас окружает. Все же каждая из этих форм - неотъемлемая часть самой культуры, общества, так и каждого из индивидов. Религия, мораль и искусство - это то, что формирует нас самих, нашу личность, индивидуальность. Некоторые философы считают, что человек, который исключил из своей жизни эти понятия, не может больше считаться полноценным. С рождения мы ничего не знаем о религии, морали и искусстве как формах философского осмысления действительности. Мы приобретаем эти понятия в социуме, среди людей, которые связывают каждое из них со своей культурой. Нам только дана биологическая возможность постигнуть, вникнуть, развить, использовать и осознать.

Что представляет собой религия? Какие формы философского осмысления реальности таит она? Религия выступает как особая форма человеческого опыта, главной основой которой является вера в священное, высшее, сверхъестественное. Именно различие веры в наличие или отсутствие сакрального отличает как наше восприятие, так и поведение, формирование личности, связанное с ним. Религия - это системное культурное образование, которое включает в себя религиозные организации, культ, сознание, религиозную идеологию и психологию. Из этого видим, что часто психология человека зависит от религиозной идеологии, как его формирующего и регулирующего фактора, который формируется в окружающей среде. Осознание реальности, связанное с сакральным, кардинально отличается от личности, которая не принимает религию. Поэтому она и является одной из основных форм философского осмысления реальности.

Искусство - это форма творчества человека, сфера его деятельности и реализации себя в мире, который его окружает. Творчество и искусство - формы осознания не только реальности, но и самого себя. Сотворив, человек вкладывает в искусство ту призму осознания или даже искривления, на которую способно его мышление. Как современная, так и давняя философия по-разному определяют искусство. В отличие от каждой иной формы восприятия, искусство выражает степень чувственности индивида, его индивидуальность.

Основными характеристиками искусства являются единство в нем чувственности и фантазии, многозначность и многоязычие, сотворение образа и символа. Искусство изучает не только философия, но и психология, поскольку сотворив, индивид всегда оставляет в произведении частицу себя, отображение не только своего восприятия мира, но и особенностей своей личности. Бердяев Николай Александрович сказал о творчестве так: «Познание - есть бытие. Новое познание о творческой мощи человека и мира может быть лишь новым бытием... Творчество тварных существ может быть направлено лишь к приросту творческой энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте, т. е. к созданию космоса и космической жизни, к плероме, к сверхмерной полноте».

Мораль - это система норм, созданная человеком для регуляции его поведения в обществе. Мораль отличается от нравственности, так как она является еще и особой формой человеческого сознания, так как выражается сферой стремления к идеально-должному. Мораль также является частью культуры и обеспечивается общественным мнением, она вездесуща и проникает во все сферы человека, которая также обладает такой характеристикой как личность, не смотря на то, что это ценно-нравственная установка всего рода.

Религия и мораль, а также искусство как формы философского осмысления действительности являются той системой, которая до конца дополняет призму восприятия человека, формирует его личность и регулирует его поведение. Формы восприятия формируются в обществе и являются отражением его культуры, поэтому не странно, что у разных времен и народов разные формы осмысления реальности. Характер культуры, соотношения в ней традиций и новаций, формы ее осмысления являются также основой ее исторической динамики, задают ее направленность и содержательность. Сознание и осознание народа формируется согласно его истории, поэтому так важно понимать и осознавать то, кем являешься ты и общество, что тебя окружает.

Соотношение морали и политики неоднозначны, поскольку они зависят от исторических обстоятельств, сил, которые вертят политику, а также от места морали в системе социальной жизни. В тоталитарных политических х системах моральные побуждения в структуре политического сознания часто приобретают формы противодействия, сопротивления властям, уныния, политического нигилизма. В демократических государствах идеологический и психологический настрой людей ориентирован на творческие идеалы, реализацию принципов гуманизма и социальной справедливоститі.

Функции и сущность морали и политики как форм социальной жизни не всегда одинаковы. Мораль ориентирована на гармонизацию общественных отношений и межличностных отношений, а политика в целом направлена??на а подчинение одной воли (индивидуальной, групповой) свободы другой. Согласованность интересов и подавляющего большинства граждан государства способствует гуманизации политики и повышению нравственной культуры нар оду. Не каждая мораль является безусловно положительным феноменом, поскольку она может быть не только естественной (сложившейся вследствие длительного стихийного процесса), но и"искусственной"- специально сконструированной, такой, которая бы удовлетворяла определенную идеологическую доктрину или социальную группу ее различными способами навязывают гражданам в стремлении достичь своих целей. Политика нередко апеллирует к нравственных чувств людей, пытается аючись навязать"лжемораль"(доносы на товарищей, друзей, родных провозглашались высоконравственными). Однако это не моральюми).. Однак це не є мораллю.

Мораль и искусство

Будучи формами общественного сознания, т.е. явлениями идеальными (нематериальными), мораль и искусство (их положительные разновидности) способствуют гармонизации и гуманизации отношений между людьми. Мораль и искусств во ориентированные на будущее, поскольку моральное сознание проявляется в нормах желаемого поведения, а искусство - в идеалах, ориентированных на желаемое будущее. Часто они выполняют одинаковые функции. Так, мыс тецтва всегда выражало сложные и противоречивые проблемы нравственной жизни общества и личности, активно боролось за свободу, достоинство и счастье человека как средство духовно-практического освоения, превратит ния действительности"по законам красоты", искусство косвенно способствовало превращению ее в соответствии с принципами добринципами добра.

Между моралью и искусством есть и отличия. Мораль - достояние народа (человечества) создатели - отдельные люди, способны выражать эстетическое видение и переживание бытия с помощью художественных образов. Носителем моральных н норм является общественное мнение, а эстетических идеалов - художники. Мораль как форма общественного сознания проявляется через нормы, правила, предписания поведения людей, искусство - через художественные образы. Мораль консерватив ивниша, чем искусство, ведь ее нормы формируются на протяжении веков и очень редко пересматриваются. Искусство постоянно корректирует, уточняет свои идеалы, прибегая к новым художественных средств, стилей, художественных образ ей. Мораль пользуется общими определениями, каковы нормы желаемого поведения людей, а искусство создает образы, где сочетается общее и индивидуально неповторимое, личностное искусство раньше, н иж другие формы общественного сознания , распознает моральный смысл социальных проблем и противоречий, которые переживает обществільство.

Мораль и религия

Мораль, как и религиозное сознание, регулирует социальные отношения, проявляются в нормах поведения. Религиозные нормы изложены в форме заповедей, поучений, притч. Они способствуют осмыслению проблем смерти и без смертью, смысла человеческой жизни, природы и сущности добра и зла, справедливости, счастья тощщо.

Благодаря морали (теории морали) и религии формируются представления о моральных качествах и недостатках. Однако светская этика рассматривает возникновение, становление и развитие морали как естественно-исторический процесс, религий ийна - провозглашает творцом норм поведения людей. Бога, который сотворил мир, владеет им, занимается всемирным порядком, противостоит хаосу, разрушению, деградации. Все нормы человеческой жизни обусловлены божес твенно порядкиом.

Религия считает тело человека смертным, а душу бессмертной. При этом различные вероучения по-своему объясняют бессмертие души. Буддизм утверждает, что душа бессмертна, она лишь переселяется из одного тела в др. е согласно принципу кармы. По христианским и мусульманским учениями души праведников попадают в рай, грешников - в адкло.

Светская теория морали провозглашает добро высокой абсолютной общечеловеческие ценности, стремление его наполняет жизнь человека смыслом, религиозная - творением. Бога. Он - высочайшее совершенство (эталон совершенства е), истина, добро.

Основные заповеди, которые признает религия, не противоречат принципам светской этики:"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую. Господь,. Бог твой, дает тебе","Не убивай","Не е прелюбодействуй","Не кради","Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего"равно истолковывают они человеческие добродетели (милосердие, щедрость, правдивость, честность, справедливость, мудрость, терпение ь, умеренность) и моральные недостатки (гордость, скупость, зависть, лень, тунеядство и т.д.сть, скупість, заздрість, лінощі, дармоїдство тощо).

Похожие публикации