В гармонии с собой. Эгоцентризм: раздутое самомнение человеческого эго

И являются синонимами. Однако это не так.

Человек эгоцентричен, если ощущает себя центром всех событий, центром Вселенной, считает свое мнение единственно правильным. Эгоцентрист сосредоточен на своих переживаниях, ощущениях, интересах и не замечает интересов и переживаний других людей. Он не способен воспринимать и учитывать информацию, которая противоречит его собственному опыту. Эгоцентричный человек не понимает, что возможно существование других точек зрения, он уверен, что другие люди должны мыслить так же, как он. Главная потребность эгоцентричного человека – быть в центре внимания.

Можно сказать, что в каком-то смысле эгоцентризм является естественным состоянием. Он присущ в той или иной степени любому человеку и может усиливаться, обостряться в зависимости от обстоятельств. С самых первых дней жизни ребенок требует исключительного внимания всех, кто его окружает, особенно матери. Даже совсем кроха умеет находить способы, позволяющие этого добиться (плач, улыбка). Он манипулирует окружающими. Ребенок растет и все острее у него проявляется желание быть в центре внимания в семье, в школе, среди друзей. Детский эгоцентризм становится своеобразной формой самоутверждения. Со временем он может вызывать чувства, ошибочно называемые любовью, хотя в основе этих чувств лежит дух собственничества, желание стать центром существования для «любимого»человека, сохранить его только для себя. Поэтому вместе с эгоцентризмом рождается ревность. Таким образом, эгоцентризм является первым, этапом самоутверждения. Преодоление детского эгоцентризма – одна из самых главных задач воспитания. Эгоцентризм взрослых часто является причиной конфликтов и одиночества, поэтому так важно научить ребенка терпимо относиться к чужим мнениям, формировать способность видеть и оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения.

Если эгоцентрист считает себя центром мира, то эгоист считает себя не просто центром, он считает себя ЕДИНСТВЕННЫМ центром мира. Эгоист живет, чувствует и ведет себя так, будто в мире не существует никого, кроме него. Весь мир для него делится на «Я» и «не-Я». Эгоистичный человек может видеть цели, желания и потребности окружающих (то есть он может не быть эгоцентричным) и намеренно пренебрегать ими.

Погружен в себя и большей частью просто не замечает потребностей и желаний окружающих. Если эгоцентриста попросить сделать что-то для другого человека, он может с радостью это сделать. Поведение же эгоиста будет корыстным вопреки интересам других людей. Если его желания удовлетворяются, его абсолютно не интересует, что происходит с другими людьми.

Прав был профессор Ливрага, когда говорил:

“Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях”.

Для многих эгоизм и эгоцентризм - слова синонимы, которые обычно адресуют людям глубоко влюбленным в себя. Но так ли это? О разнице в понятиях, а также о том, почему важно их различать, написала психолог Ксения Аляева.

Ксения Аляева, психолог

Разложим по полочкам

ПУНКТ 1. Чем отличается эгоист от эгоцентриста? Для себя я выявила несколько признаков:

Эгоист самостоятельно заботится об удовлетворении своих потребностей, но при этом не теряет способность соотноситься с другими.

Например , я хочу есть, прихожу к людям и говорю прямо: дайте мне, пожалуйста, поесть. А дальше мне либо отказывают и я с уважением принимает этот отказ и иду дальше искать способы удовлетворить свой голод, либо мне дают поесть и потребность удовлетворяется.

Эгоцентрик считает, что весь мир крутится вокруг него, а значит, способности соотносить себя с другими у него нет.

Например: дети естественным образом эгоцентричны, у них недостаточно личностной зрелости, что бы соотноситься с другими. Ребенок подходит в детском мире к маме и прямо просит купить ему игрушку. В случае получения отказа, он не способен самостоятельно о себе позаботиться, и тогда дело переходит к следующему пункту.

ПУНКТ 2. Эгоист нацелен на решение проблемы. Эгоцентрик - на отношения.
Там, где эгоист берет на себя ответственность за решение своих проблем, эгоцентрик требует этого от других.
Иными словами, там, где эгоист получает отказ в еде, он находит ресурсы справиться со своей фрустрацией * и ищет другие способы удовлетворения своей потребности. Эгоцентрик не способен переносить фрустрацию, считает, что ее быть не должно и уж если его просьбу не удовлетворили, то начинается активное приглашение в отношения деструктивными способами - манипуляции, обвинения, месть, требования.

Что обычно маленький ребенок говорит маме, когда она отказывается купить игрушку? Ты плохая! Что бы справиться с отчаянием и фрустрацией, может полезть с кулаками, упасть на пол, закатить истерику. Ребенок постарше может начать манипулировать всяко-разно - хитрить, подстраиваться, обманывать, предлагать сделку (напр. «Я обещаю всю жизнь мыть посуду/учиться на одни пятерки» и пр.).

Взрослые люди делают то же самое, только под более благовидными, как бы «взрослыми» предлогами. Но в любом случае, у эгоцентриков есть представление о том, что они знают как правильно, и если у кого-то правила другие, то это может переживаться как «разводняк», намеренный обман, подлость, а значит за это можно мстить, манипулировать, обманывать, обвинять и всяко-разно затягивать в отношения. Я однажды услышала в свой адрес обвинение, когда отказала в использовании своих ресурсов: «Вот видишь, я из-за ситуации, которую ты мне создала, закурил».

ПУНКТ 3. Ну, и последний, пожалуй, пункт. Способность к эмпатии.

Эгоист соотносит себя и свои ресурсы с ситуацией/средой. Эгоцентрик соотносит ситуацию с собой.
Проще говоря, эгоцентрик, что бы оценить ситуацию спрашивает себя «а как бы я поступил на месте этого человека?». То есть ставит себя на место другого, меряя все ПО СЕБЕ.

Эгоист же старается найти новый ракурс, пытаясь посмотреть на мир глазами другого, что бы расширить поле восприятия. То есть становится все равно «как Я бы», интересно «а как другой?». И легко возвращается в себя с новым опытом (это важно! Ибо опыт можно не присваивать, избегая проживания чувств, уходя в рациональность и делание чего-либо).

* * * *

Если упростить все эти три пункта и вывести общее резюме, то, на мой взгляд, в переживании собственных границ:

  • Эгоцентрик может весь мир и других людей переживать как продолжение себя. Соответственно, и требовать от мира/других прогибания под себя.
  • Эгоист переживает себя отдельным от других, благодаря чему появляется возможность не тратить ресурсы на прогибание мира под себя, а искать экологичные способы соотноситься с собой и другими.

К сожалению, эгоизм часто путают с эгоцентризмом. Очень захотелось их разделить и обозначить свою симпатию к эгоизму.

* Фрустрация (frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») -
негативное психологическое состояние , возникающее в ситуации реальной
или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей,
или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Кто я?» Точный ответ на него должен привести вас к согласию с самим собой. Ведь, не познав себя, тяжело найти в этом мире достойное место, стать активным участником этой жизни, а не безвольным зрителем…

Хотя все это справедливо далеко не для всех. Как и сам вопрос. Задаются им только те, кого вообще интересуют всяческие смыслы: смысл жизни, место своего «Я» в мире и обществе (да-да, сначала именно в мире), смысл ежедневной суеты - и прочие смыслы. Это люди со звуковым вектором (для простоты буду называть их звуковики) - люди нередко тяжелые в общении, для многих странные и «усложняющие» себе жизнь.

Так вот, если вы понимаете, о ком я говорю, вам знакома и такая характерная черта многих звуковиков - эгоцентризм. Это только «Я» - без других, это только «Я» - умнее других, это только «Я» и мои страдания.

Эгоцентризм и эгоизм - в чем разница?

Что вообще такое эгоцентризм? Википедия дает очень узкое толкование, выделяя в качестве главного признака эгоцентризма неспособность человека воспринять чужую точку зрения. «Большая советская энциклопедия» толкует шире и говорит об отношении к миру, которое можно охарактеризовать как сосредоточение на своем «Я».

И все-таки из этих определений сложно понять, что есть эгоцентризм, а что - эгоизм, в чем их сходства и отличия. Разобраться в нюансах смыслов мне помогла Юрия Бурлана, в очередной раз расставив все на свои места.

На некоторых людей смотришь и диву даешься, почему они так уверены, что мир крутится вокруг них. Попытки переубедить их или каким-то способом повлиять на их восприятие действительности обычно не приводят к позитивным результатам, да они только больше показывают свое безразличное отношение ко всему, кроме своей далеко не скромной персоны. Нужно понять, что такие люди не специально ведут себя так, просто они обладают одной чертой, вообще-то присущей детям. Черта эта носит название эгоцентризм. Означает она нежелание и неспособность человека воспринимать другую точку зрения, отличную от своей, сосредоточенность исключительно на собственных переживаниях, мыслях и интересах. Да, такие люди – центры Вселенной – живут среди нас.

Эгоцентризм и эгоизм.

Понятие «эгоцентризм» это очень созвучно с еще одной – эгоизмом, но значения этих терминов все-таки отличаются. Если эгоизм рассматривает исключительно моральный аспект личности, то эгоцентризм в основном связан с познавательной сферой.

Так, эгоист может пренебрегать чувствами других людей не потому, что он о них даже не догадывается. Он прекрасно понимает, что есть несколько точек зрения по одному вопросу, что есть разные люди с разными интересами, однако, свои интересы и свое удовольствие он ставит выше остальных. А потому и ведет себя так, словно окружающие для него – мусор.

Эгоцентрик же ведет себя подобным образом, потому что он искренне не осознает, что вообще существует точка зрения, отличная от его собственной. Он действительно не понимает, что у окружающих людей могут быть другие интересы, эмоции и мысли. У эгоцентрика переживания, мысли и чувства сконцентрированы вокруг одной персоны – его собственной.

Понятие эгоцентризма в психологии.

Изначально это понятие ввели для описания черты личности ребенка. Считалось, что эгоцентризм у детей – это вполне нормальное явление, отражающее определенный уровень развития познавательной сферы малыша. Проводились эксперименты с детьми 8-10 лет, результаты которых подтверждали наличие у них эгоцентризма.

Например, ребенку показывали определенную местность, представляющую некий ландшафт в миниатюре: гору, деревья, домики и т.д. Он оглядывал этот ландшафт со всех сторон, а затем садился на стул и описывал то, что он видит. Затем с противоположной стороны сажали куклу, а малыша спрашивали, что она видит. Ребенок снова описывал то, что видит он сам. Был сделан вывод, что дети не могут себя поставить на место другого.

Другой научный опыт состоял в том, что малыша спрашивали о количестве братьев или сестер. А затем задавали вопрос, сколько братьев и сестер у его, например, брата. Малыш всегда называл на одного родственника меньше, чем в предыдущем ответе, т.е. себя он не считал. Не мог он воспринимать себя как «приложение» к чему-то, только как центральную фигуру.

Затем эти эксперименты подвергались критике, но факт есть факт. Даже если сейчас провести на детях подобные эксперименты, большинство ответило и поступило бы также. Ведь эгоцентризм детей – это определенная ступень развития. Действительно же, новоиспеченные родители подчиняют свою жизнь новорожденному малышу, меняют свои интересы и вообще ритм жизни ради него. Только благодаря эгоцентризму дети познают себя, свои возможности, желания и потребности, приучаются следить за собой и выполнять действия, которым традиционно учатся в детстве. По мере взросления приходит осознание, что есть разные мнения по одному вопросу, что даже мама с папой иногда не согласны между собой, что у каждого человека своя позиция и т.д. Но есть исключения: не все ребята вовремя осознают эту мысль.

Взрослые эгоцентрики.

Из-за разных факторов воспитания и особенностей личности эгоцентризм может проявляться и у взрослых. У кого-то проявления эгоцентризма могут возникать очень редко, у других – чаще, а третьи вообще так и не меняются с детства, а потому видят окружающий мир только со своей позиции.

У всех иногда возникает похожая ситуация: мысль о чем-то или желание чего-то настолько захватывают человека, что, кажется, ни о чем другом сейчас думать он вообще не способен. Этому подчиняется все: эмоции, мышление, поведение. Все – ради удовлетворения определенной своей потребности! Так выглядит проявление эгоцентризма у обычных людей. А эгоцентрики так захвачены чем-то, связанным с собственными желаниями, постоянно.

Часто описывают эгоцентриков как неких философов, которых не понимают окружающие. Действительно, обычно подобные черты проявляются у тех, кто раздумывает над смыслом жизни, своем месте на планете, своем предназначении и другими философскими вопросами. Но сводятся ответы на все эти вопросы к этакому «Я-восприятию» действительности. Человек все понимает только через призму собственной личности: «Все, что происходит в мире, происходит специально для меня». Да-да, и самолеты летают, и лоси соль едят, и африканские племена вокруг костра прыгают – все это для него. С такими людьми взаимодействовать трудно. К тому же они-то к этому взаимодействию с окружающими особо не стремятся.

Нужно понимать, что эгоцентризм у взрослых – это уже не совсем хорошо, хотя, конечно, это не заболевание и не патология. Но бороться с такими проявлениями личности достаточно тяжело.

Можно ли изменить эгоцентрика?

У детей эгоцентризм обычно исчезает в подростковом возрасте. Если значимые взрослые (родители, педагоги) ведут себя правильно, то ребенок довольно быстро понимает, что он не центральная фигура в мире, что есть много различных точек зрения, что у всех разные интересы, цели и жизненные позиции.

Есть взрослые, которые могут прививать и навязывать своим детям «правильные» мысли, о чем потом окружающим приходится жалеть. Такие дети могут либо позже осознать все эти вещи, либо не осознать их вообще.

А с эгоцентризмом у взрослых нужно долго и, что главное, глубоко работать:

  • Во-первых, поменять кого-то без его желания и воли не получится. Если взрослый человек сам не понимает, что поведение его несколько затрудняет ему общение и взаимодействие с окружающим миром, помочь ему не удастся. Даже опытные психологи не способны доказать человеку, что он эгоцентрик. Если же человек понимает, зачем ему нужно менять свое поведение и образ мышления, он может либо самостоятельно работать над собой, либо отправиться к специалисту.
  • Во-вторых, важно осознать, что эгоцентризм присущ детям. А детям, которым 20, 40 или 50 лет, он несколько не свойственен. Окружающим важно не потакать эгоцентрику и не принимать его стиль жизни, тогда он, возможно, поймет, что уже вышел из детского возраста.
  • Если близкий человек – эгоцентрик, можно попытаться поставить его на место другого человека. Проще это делать с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что я чувствовал?». Это может повергнуть его в ступор («Неужели другие думают как-то по-другому?»), но вполне вероятно, что первые мысли о том, что вокруг не все такие, как он сам, поселятся в его голове.

Если с проявлениями эгоцентризма не работать, никак не корректировать свое поведение, то жизнь может преподать урок сама, причем урок довольно жестокий. Ведь жизнь обычно средств «лечения» не выбирает.

Здесь уместно привести одно удивительное в своем роде наблюдение. – Эгоцентризм и нарциссизм могут быть и, так сказать, «вторичными» – сознательно культивируемыми людьми в себе. Так, «победное шествие нарциссизма» (название эссе А. Созоновой об этом явлении, см. http://hpsy.ru/public/x2262.htm) наблюдается ныне в широких постсоветских массах, в известной нелепой реакции этих масс на принудительный социалистический коллективизм: все теперь говорят о «себе любимых», реклама учит – «мир создан для тебя» и т.д. и т.п.
Более тонкое проявление культивируемого людьми в себе эгоцентризма – культурный феномен, известный под именем «эстетизма». Здесь все, что предстает человеку, «эстету» – он учится воспринимать лишь как эстетические явления, то есть, значит, только как собственные впечатления, без дальнейшей реконструкции собственного бытия воспринимаемого, – и таким образом даже самое ужасное (для других) или дурное (морально) может представать для него и просто занимательным и даже прекрасным. То есть, чтобы зрелище, скажем, чужой гибели могло быть употреблено эстетически, по-эстетски – надо отыскать в себе и культивировать первобытный солипсизм. Нарциссизм же входит, как выше замечено, к солипсизму «в комплект». Хочешь быть поэтом? – тогда «никому не сочувствуй, сам же себя возлюби…» и т.д. Ибо сочувствовать – ведь это и значит реконструировать объективность, пробивать эстетическую поверхность вещей, – тогда как поэт, с эстетской точки зрения, должен принципиально оставаться на этой поверхности; но «никому никогда не сочувствовать» – не получится без самовлюбленности. Замечу: здесь речь идет именно не о грубом и понятном эгоизме, а об (особого рода, но все-таки достаточно отталкивающем) эгоцентризме-нарциссизме.
Культивируется эгоцентризм, по моему мнению, и обычной религиозной установкой: тут верующий ощущает себя в таком отношении к миру, в котором его (мира) создатель занимается им персонально, имеет на него свои планы, доступен по его желанию, и даже, в результате известных сакральных действий, может скорректировать им самим заданный ход вещей в его, верующего, пользу…

(2) Эта формула - «делая добро другим, я делаю его для себя» - похожа и на формулу истинной нравственности, разумной человечности: но ведь и сам эгоцентрик в своём добре всё-таки похож на духовно развитого человека. - Параллели налицо: мы остаёмся справедливыми и с малосимпатичными нам людьми ради «внутреннего» нашего «Бога», то есть ради собственной совести, а значит, в конечном счёте, «для себя»; здесь, правда, в отличном от эгоцентрического смысле, именно - «ничего от этого для себя не жду, никаких выгод или наград, совесть сама составляет мой “интерес”»… - Ну что ж, дух человеческий возрастает от дикаря к разумному существу тысячелетиями , восходит от эгоцентрика к существу человечному, признающему и понимающему других, с трудом, и вместе с этим длительным восхождением духа «Бог» дикаря постепенно превращается в привычную метафору истины и добра. «Царство Божие внутри нас есть» (со мною, во мне, для меня): это - совесть. Совесть, которая была понятнее дикарю в виде всевидящего карающего Бога, а Бог разумного человека - только метафора всё понимающей в нём неподкупной совести.
Немного иначе обстоит дело с эгоистом. Если совесть в достойном развитом человеке есть то, что в нем самом для него главное, что позволяет ему себя уважать, его дорогое лучшее Я (почти как у эгоцентрика) - то для эгоиста его совесть - его враг: ведь она - то, что может ему помешать завладеть чем-то желаемым, когда ничто объективно ему не мешает…

Похожие публикации