Почему люди постятся? Как правильно поститься перед причастием

Во многих христианских конфессиях Великий пост является центральным. Как держать пост, чтобы соблюсти все религиозные требования?

Отвечая на вопрос, как держать пост, можно углубиться в перечисление правил и объяснение истин. Но важнее всех предписаний и норм - ваше индивидуальное отношение к посту. Прежде всего соблюдение поста должно быть не в тягость, а в радость!

Как держать пост - основные правила

Перед тем, как держать пост , нужно понимать, что пост - это не какая-то система для похудения, это своего рода тренировка духа и тела. Так, основным смыслом поста для христианина является покаяние. Но, вне зависимости от того, по каким причинам вы решили ограничить себя в питании - религиозным или оздоровительным, вы должны знать, как правильно держать пост, чтобы он принес только пользу и душевному, и физическому здоровью.

  • Сухоядение . Наиболее строгие ограничения в еде в первую и последнюю недели (седмицы) поста - в них постящемуся придется отказаться даже от растительного масла.
  • Сырая еда без масла . В первую седмицу, с понедельника (на следующий день после окончания Масленицы) в течение 6-ти дней следует есть сырую пищу без масла. Так же следует питаться в остальные седмицы по понедельникам, средам и пятницам, и с понедельника по среду последней седмицы (Страстной).
  • Вареная еда без масла. По вторникам и четвергам, а также в последний день (субботу) поста (перед Пасхой) следует есть вареную еду без масла. Исключение составляют четверг 5-ой седмицы (вареная с маслом), вторник Страстной седмицы (сырая без масла) и четверг страстной (вареная с маслом, допускается вино).
  • Варёная еда с маслом и вино . Воскресенья (последний день седмицы) и субботы (первый день седмицы) - самые легкие дни поста, так как в них разрешается употребление вареной еды с маслом и вино. Исключения - первая седмица и последняя, Страстная. В воскресенье Страстной недели следует есть рыбу, а в субботу - вареную еду без масла. Вино разрешается употреблять во время трапезы в количестве 2-3-х красовуль - сосудов, размером с кулак.
  • Отказ от пищи . В пятницу Страстной седмицы ничего есть не рекомендуется.

Как правильно держать пост и питаться?

Это основные правила, касающиеся того, как держать пост. Но прежде чем приступить к его соблюдению, вам придется изучить множество его нюансов. Для упрощения задачи вы можете изучить список разрешенных в пост продуктов. Они должны стать основой вашего рациона в 40 дней поста:

  • растительная пища - фрукты, овощи;
  • соления (маринованные и соленые огурцы, квашеная капуста);
  • сухари, сушки;
  • сухофрукты, мед, халва (вместо сладостей)
  • грибы;
  • черный и серый хлеб;
  • орехи;
  • чай, кисели;
  • каши на воде.

Отказаться придется от пищи животного происхождения - как от мяса и курицы, так и от молока и яиц, сдобной выпечки, конфет и майонеза. Если вы не представляете, как держать пост, если он подразумевает полный запрет на животную пищу, то для вас приятная новость: в виде исключения в двунадесятые праздники (Благовещение и Вербное воскресенье) можно будет употреблять рыбу, а в Лазареву субботу - рыбную икру.

До того, как держать пост, вы должны обсудить его соблюдение с вашим духовным наставником или священником. Если же для вас это - лишь оздоровительная процедура, то с вашим лечащим врачом. Помните главное правило относительно того, как держать пост, - он установлен для здоровых людей.

Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный». Пост - не диета, и воздержание от определенных видов пищи - не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.

Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост - Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.

Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4 :19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение - сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.

Пост также выступает свидетельством духовной природы человека - в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек - это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост - простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе - стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост - древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.

Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело - темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело - это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.

Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю - слову Божию. Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью - душевному и телесному.

Священник Иоанн Павлов

70. Почему нужно поститься

Всем известно, что пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Православные христиане постятся среду и пятницу каждой недели - это так называемые однодневные посты, и, кроме того, существуют еще четыре многодневных поста - перед великими праздниками Пасхи, Рождества, Успения и святых апостолов Петра и Павла. В общей сложности более половины всех дней в году являются постными.

Почему же Церковь придает посту такую важность, уделяет ему так много внимания? Ведь, казалось бы, какое значение для наших отношений с Богом имеет съеденная или несъеденная колбаса или сметана? Такой вопрос обычно задают или люди далекие от Церкви, или же протестанты и католики, у которых посты в настоящее время фактически отменены. Что же отвечать на это? Отвечать надо вот что: наши отношения с Богом, или, по-другому, духовная жизнь, очень сильно зависят от того, соблюдаем ли мы постные уставы Церкви или привыкли никогда и ни в чем себе не отказывать. Для подтверждения этой истины вспомним коротко те причины, по которым христианину необходимо поститься.

Итак, во-первых, пост - это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, - и мы в свою меру должны ответить на эту бесконечную жертву Его любви, должны потрудиться и пострадать вместе с Ним, принять участие в Его подвиге, в Его Кресте. Однако мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, оказывается неспособным в чем-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому мудрая наша мать, Церковь, и установила посты - чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «…желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься, в то время когда Христос за тебя алкал…» Итак, через пост мы участвуем в страданиях и трудах Христа, подъятых Им ради спасения людей.

Во-вторых, пост очень помогает христианам в брани с врагами нашего спасения, к которой мы призваны. Апостол Павел говорит, что мы ведем брань против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. В борьбе с ними мы должны устоять и победить. И вот сильнейшим оружием в такой борьбе является пост. На это оружие указывает нам Сам Христос: род бесовский, говорит Он, изгоняется только молитвой и постом. То есть без поста этот род не изгоняется. Диавол получил власть над человеком через невоздержание Адама, вкусившего запретный плод. Может быть, именно поэтому избавление от его власти возможно путем противоположным - через воздержание, или иначе пост. Из Евангелия видно, что именно через сорокадневный пост в пустыне Христос нанес врагу первое поражение. Об этом говорит преподобный Исаак Сирский: «Только через пост человеческое естество одержало первую победу над диаволом: до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от нашего естества; но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был вождем и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и воспоминает о своем поражении Спасителем в пустыне, и сила его сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, попаляет его».

Далее, о посте следует сказать, что он очень помогает нам в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из души и тела, и они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к плоти и материи, делает ее тяжелой и бескрылой, неспособной возвыситься над земным прахом. Птица не может подняться к небу, если подрезать у нее крылья. Также и самолет, если слишком перегрузить его, не сможет взлететь. Вот и человек, если он пресыщен и ни в чем себе не отказывает, не может приблизиться к Богу. «Сытая утроба, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, - теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия».

Следующая причина, почему нужно поститься: через пост мы оказываем послушание нашей матери Церкви. Если мы не постимся, то показываем этим, что Церковь нам не мать, что мы не хотим ее слушать и сами лучше ее знаем, как нам жить. Если же постимся, то подтверждаем этим, что Церковь - наша мать и мы ее дети, потому что слушаем ее. Мы ведь оказываем послушание различным человеческим установлениям, подчиняемся, например, государственным законам или слушаем, когда врач при наших болезнях прописывает нам ту или иную диету. У кого болит желудок, тому нельзя есть острое и жареное, а у кого диабет, нельзя есть сладкое. Если в этом мы оказываем послушание людям, то Церкви ли не будем слушать? Ведь диета прописывается врачом для здоровья тела, которое кратковременно и смертно, а установления Церкви, в том числе и пост, направлены на исцеление бессмертной души - чтобы подготовить ее к блаженной вечности, к жизни, не имеющей конца.

Далее следует сказать, что пост является сильным оружием в борьбе с теми плотью и кровью, о которых сказано у апостола Павла, что они не наследуют Царствия Божия. Под «плотью» в словах апостола нужно понимать страсти и грехи тела, а под «кровью» - страсти и грехи души. То есть плоть и кровь - это две составные части прокаженной, испорченной и проданной под грех человеческой природы, ставшей после падения Адама нашей неотъемлемой принадлежностью. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «С живою душою сотворен был Адам, душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил ее в движение; почему движение это было движением духовным, в Боге. При согрешении Адама отступил от него Дух Божий; душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать ее в омрачении, смерти, пленении...»

Из падших плоти и крови произрастают, как из семени, все наши грехи и страсти, все наши скверные мысли, слова и дела. Если мы живем этим, живем плотью и кровью, то мы не способны войти в Царствие Божие и пребывать в нем. В другом месте своих сочинений святитель Игнатий говорит, что плоть и кровь не идут по узкому пути спасения еще и потому, что они горды. Будучи горды, они отвергают смирение и покаяние, но всегда хотят процветать, величаться, наслаждаться. «Понимаешь ли, - пишет он в письме к одному монаху, - что плоть и кровь горды? - Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, - как они напыщенны и надменны! - Не без причины заповеданы нам нищета и пост!»

Далее, пост - это наша жертва Богу, принесение себя в жертву. Если мы похудели и побледнели за время поста, то это значит, что мы кусок себя, часть собственного тела принесли в жертву Богу. А по словам святых отцов, Богу больше всего угодны именно жертвы, труды и скорби, понесенные ради Него.

Еще следует сказать, что когда мы постимся, то являемся подражателями святых и праведников, которые все без исключения постились, и часто очень строго. Поэтому, соблюдая постные уставы Церкви, мы становимся едиными со святыми, - их последователями и братьями по оружию. Кроме того, через пост мы становимся едиными и со всей вселенской Церковью, распространенной по всей нашей планете. Вот, например, приходит Великий пост, и православные христиане, живущие на всех пяти материках, одинаково начинают постный подвиг: на Соловках и в Эфиопии, в Австралии и Японии, в Америке, Индонезии и даже Антарктиде. И этим свидетельствуется их единство, их братство, их соборное единение, их верность тому пути, по которому шли святые Христовой Церкви.

Итак, мы видим, что много имеется причин для того, чтобы соблюдать посты. Но пост, как и всякая христианская добродетель, должен совершаться с рассуждением. Без рассуждения совершаемая добродетель вместо пользы принесет нам вред. Поститься нужно по возможности строго, но строго в меру. «Всякую вещь красит мера, - говорит преподобный Исаак Сирский, - без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нужно определить для себя правильную меру поста. Эта мера у каждого своя. Одна мера для схимонахов и отшельников, другая - для монахов, живущих в монастыре, третья - для мирян. И опять-таки для мирян эта мера может быть очень неодинаковой: она зависит от возраста, состояния здоровья, физического сложения и образа жизни каждого христианина.

Строгий пост непременно требует, чтобы в душе постящегося был мир. Если же человек живет в ритме большого города, если он часто волнуется, испытывает тревогу и беспокойство, то пост должен быть умеренным, потому что в этом случае строгий пост не принесет пользы душе. Кроме того, он может причинить вред физическому здоровью. Пост не вредит здоровью, если в душе у человека мир, молитва и Благодать. Посетители спрашивали об этом старца Паисия Святогорца: «Геронда, как Ваш желудок не испортился от стольких постов?» И старец отвечал: «Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится».

При повреждении здоровья тела часто бывает, что и душа человека получает вред. Святитель Нектарий Эгинский писал одной монахине: «Болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражен, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет недоставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных. Для несовершенных здоровье - это колесница, несущая бойца к победному завершению сражения. Вот почему я советую вам быть рассудительными, знать меру во всем и избегать чрезмерностей. Строгости идут рука об руку с мерой добродетели… Будучи в добром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».

По этой причине Церковью и разрешаются в посте различные послабления. Ведь Церковь наша - это не бездушный тиран, а любящая и мудрая мать. Она не говорит: «Умри, но пост соблюди» - и не измеряет всех механически одной меркой. Например, для страдающих от каких-либо заболеваний разрешаются послабления в посте - вплоть до полной его отмены, потому что болезнь в каком-то смысле заменяет пост. Также разрешаются послабления для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяются посты со всей строгостью и на детей. Вообще, определяя для кого-либо меру поста, нужно всегда помнить, что пост - это не цель, но лишь средство. Да, средство это сильное и необходимое, но все-таки оно - лишь средство. Целью же является приближение к Богу, соединение и общение с Ним. «Пост, - говорит блаженный Диадох, - имеет цену, но не перед Богом. Он есть только орудие. Мастерство художника ценят не по совершенству его инструментов, а по совершенству его произведений». Поэтому в тех случаях, когда пост становится самоцелью, он не приближает человека к Богу, но, напротив, удаляет. И об этом всегда следует помнить.

В последнее время стало довольно популярно поститься. Из года в год все больше людей ограничивают себя в еде с целью физического оздоровления и духовного очищения. Верующие люди, безусловно, хорошо знают, как правильно поститься. Наша статья предназначена для тех, кто собирается выдержать пост впервые, мы расскажем Вам о том, в чем смысл поста, для чего он нужен, как поститься, что можно и чего нельзя есть во время поста, а также о том, кому разрешены послабления поста.

Нужно ли поститься?

В первую очередь стоит сказать, что смысл любого поста, согласно православной церкви, заключается в очищении духа и тела от земных страстей, злобы и ненависти. Сам Иисус Христос в своих проповедях говорил о том, что пост должен быть порывом души, которая ищет успокоения, мира и гармонии. Ни в коем случае нельзя соблюдать пост напоказ, для того чтобы произвести впечатление на окружающих. Пост следует посвящать только Богу, и делать это с радостью и от души.

Люди издавна постились перед совершением чего-то важного, когда они особо нуждались в силе и мудрости от Бога. Также поститься следует для того, чтобы смирить свою душу перед Богом и очистить свое сердце, приближаясь к нему. Только такой пост Бог принимает, только такой пост угоден Богу, и только в такой пост он примет и услышит искренние молитвы человека, давая ему силы творить добрые дела.

Ответ на вопрос: «Нужно ли поститься?» каждый человек дает сам. Важно, чтобы Вы действительно этого хотели, чтобы это было искренним желанием Вашей души.

Согласно Библии пост - это даже не сокращение рациона с выведением из него скоромных продуктов, это полное воздержание от пищи, иногда с воздержанием от питья, а также с отказом от половых отношений на протяжении какого-то периода времени. Это время, в течение которого человек смиряет и сокрушает свою гордыню перед Богом и отдает себя в его власть и на его милость. По Библии поститься следует только из любви к Богу и только перед ним, без показухи и лицемерия.

Второй популярный вопрос, связанный с постом: «Можно ли не поститься при тех или иных обстоятельствах в жизни?» Библия говорит о том, что важнее всего пост духовный, а уж потом - телесный. Т.е. в период поста Вы обязательно должны жить в смирении и целомудрии, читать молитвы, причащаться, а соблюдать пост можно и не слишком строгий. Соблюдения требуют лишь первые и последние 7 дней поста. Церковь официально разрешает не поститься:

  • беременным женщинам и кормящим мамам
  • путешественникам
  • старикам

Медики к этому перечню добавляют:

  • больных онкологическими заболеваниями
  • подростков, которым необходимо большое количество белка, витаминов и минералов
  • людей, имеющих проблемы с давлением, болезни ЖКТ, сердечную недостаточность
  • людей, занятых тяжелым физическим трудом
  • людей, живущих в экстремальных климатических условиях

Вообще по церковным правилам степень строгости поста каждый человек устанавливает для себя сам после беседы со своим духовным наставником: чем более человек ощущает себя грешным, тем более строгий пост он должен соблюдать, а самое важное – тем искреннее он должен хотеть его соблюдать!

Как поститься в пост

Теперь поговорим о том, как поститься в пост. Наступает Великий пост, как правильно поститься? В первую очередь следует подумать о духовном очищении и в связи с этим сократить просмотр телевизора, пользование Интернетом и прослушивание музыки. Кроме того, следует больше времени проводить дома в кругу семьи, избегать шумных компаний и других развлечений. Здорово, если Вам удастся сократить количество интимной близости в период поста, она строго запрещена в первую и последнюю недели поста. Поститься без молитвы не имеет практически никакого смысла, также необходимо за время поста помириться со всеми ближними, каждое воскресенье посещать церковь и хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться.

С духовным постом разобрались. Теперь поговорим о том, . Самые строгие дни поста - первые четыре дня, а также вся последняя неделя перед Пасхой. При этом в первый понедельник поста (Чистый понедельник) и в последнюю пятницу перед Пасхой (Страстную пятницу) нельзя вообще ничего есть и пить. Остальные дни допускается сухоядение (фрукты, орехи, семечки, соленые, свежие или квашеные овощи).

Во время поста нельзя курить, употреблять алкоголь (за исключением красного вина по выходным и по праздникам, которые приходятся на этот период), мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты, их содержащие. Еще нельзя употреблять в пищу растительное масло, оно разрешено только по выходным.

Кушать следует не более одного раза в день, если Вы придерживаетесь строгого поста, и не более двух - при нестрогом посте.

Питание во время поста построено по графику:

  • понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, мед, орехи)
  • вторник, четверг - разрешена горячая пища без масла (чай, кофе, каши, термически обработанные овощи)
  • суббота, воскресенье - можно есть 2 раза в день любую еду, кроме скоромной, плюс растительное масло

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье можно кушать рыбу, а в Лазареву субботу - рыбную икру.

Совет: в течение всего поста пейте больше воды, чтобы предотвратить обезвоживание организма. Помните, что бороться с голодом помогают запахи корицы или гвоздики.

Как поститься перед причастием

И последнее в контексте постов - это пост перед причастием. Немногие знают, как поститься перед причастием. Обязательно перед причастием нужно поститься тем людям, которые не соблюдают посты в течение года и причащаются лишь раз в году, например, на Пасху. В таком случае поститься следует в течение недели перед причастием, причем за сутки до самого Причастия следует полностью отказаться от еды и воды.

Если же Вы соблюдаете посты в течение года и поститесь по средам и пятницам, тогда Вам будет достаточно евхаристического поста, т.е. причащения натощак.

Помимо соблюдения поста, перед причастием следует читать правила, каноны и молитвы перед причастием, которые есть в любом молитвослове.

Помните, что самое важное в посте - это не ограничения в пище, а очищение души. Отказываться стоит не столько от пищи, сколько от страстей земной жизни, которые тяготят наши души. Тогда пост будет в радость.

Отвечает священник Александр Пикалёв

1. Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

Слово пост в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего и пришло) имеет двоякое значение. Пост это не только особое время воздержание, предписанное Церковью, но и то место где стоит военный караул. Такая омонимичность слова пост не случайна. По своей сути, пост это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров.

Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего что обветшало, обновить, перестроить, крышу перекрыть. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.

2. Почему этот пост называют Великим?

Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

Во-первых, строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Конечно, не каждый свободно владеет церковнославянским и может в нем ориентироваться, но о необходимые сведения о строгости поста можно прочитать в любом церковном календаре.

Во-вторых, строгость поста, для каждого, в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав это устав монашеский, т.е. это правила жизни тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу и борьбе со страстями. Монахи – это те люди, для которых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожалению, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Поэтому полнота, как физического, так и духовного подвига дается многими трудами и не сразу. Помните как у Высоцкого: «а я так долго шел до пьедестала, что вмятины в помосте протоптал». Еще , основатель монашества в 4 веке говорил, что самая главная добродетель это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего воздержание от греха. Прежде чем отказаться от сосиски, надо отказаться от каннибализма, т.е. престать есть друг друга и тогда уже помышлять о церковном посте. Каждый знает, что злой человек во много крат злее, если он еще и голоден.

6. Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или, постоянная молитва?

В общем, я уже на этот вопрос ответил. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

7. Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост?

Исповедоваться ТОЛЬКО в Великий Пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста.

Исповедь и Причастие только Великим Постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Ну это все равно что есть только тогда когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология. Причащаться и исповедоваться христианин должен стремиться как можно чаще и никогда не пренебрегать и не откладывать участие в Таинстве. Образно сравнивает Литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений это оскорбление хозяину и устроителю торжества. Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы. Все остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно.

Прежде всего, ясно понимать, что пост это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета.

Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.

Пет.3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Но эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост:
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ().

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

Интервью газете Слово

Похожие публикации