Платон учение о боге. Бог и божественное у платона. Устройство вселенной по Платону

Как связано у Платона сближение п даже порой отождествление познания и ценности познания с его представлением о субстанции? Напомним, что в греческой философии исходным определением субстанции была ее инвариантность; в ней искали чего-то постоянного, пребывающего, бессмертного, противостоящего всеразрушающему бегу времени. Мир представляет собой многообразие, преобразование, он мепяется в пространстве, оп гетерогенен. и оп меняется во времени. В чем же себетождествен- ность этого преобразования? Читатель помнит, что Фалес искал ее в меняющей форму, по тождественной себе воде, Гераклит - в самом неизменном изменении, в mors im- mortalis, в огне, Анаксагор - в макроструктуре мира, а атомисты - в его микроструктуре. Для Платона инвариант бытия - идеи вещей. Они постигаются в своей иерархии, а так как для идеалистической философии познание имеет дело с не отличающимся от него по природе объектом, то и онтология Платопа иерархична, причем иерархия инвариантности (все более устойчивые образы бытия) совпадает с иерархией познания (все более достоверные, все более близкие к истине представления, пачиная от недостоверных мнений вплоть до достоверной, познающей целое диалектики).

Но, как уже говорилось, в иерархическую гносеологию и иерархическую онтологию естественно, без каких-либо дополнительных, ad hoc высказанных допущений входит сравнительная оценка бытия п познания, категория ценности. Современному физику легко это понять.^ Сразу после того как концепция эптропии позволила присвоить различным распределениям энергии большую или мепь- шую возможность дальнейших энергетических превращений, в науку вошла иерархия видов и распределений энергии, представление о лучшем распределении (большие температурные перепады, вообще большая негэнтро- пия, большая упорядоченность бытия), создалось представление об интенсивности бытия.

У Платопа она совпадает с интенсивностью познания и с моральными и эстетическими критериями, с добром и красотой.

Начпем с красоты. Она иерархична, она возрастает с переходом от красоты конкретного объекта к красоте как идее, к красоте целого. В «Федоие» Сократ объясняет Кебету то, что мы бы сейчас назнали соответствием между красотой и инвариантностью бытия.

«Та сущность, бытие которой мы выясняем в наших вопросах п ответах,- что же, ока всегда неизменна и одинакова пли в разное время иная? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само но себе, то есть бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна н одипакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению?» 18.

Здесь весьма общая концепция античной и средневековой философии: совершенство исключает изменение. Против этой концепции энергично борются Сальвнатн и Саг- редо на страницах Галилеева «Диалога», и вообще с переходом от такой концепции к динамической - совершен- ство - в движении - начинается наука и философия нового временн.

Сократ говорит о прекрасных вещах - прекрасных людях, плащах, копях... Но в отличие от прекрасных сущностей все эти прекрасные вещи изменяются. После этого Сократ переходит к вопросу об истинной субстанции. Критерий прекрасного ведет его к идеалистическому ответу: прекрасные и неподвижные сущности ие обладают сепсуальной постпжпмостыо.

«Теперь скажи мпе,- говорит Сократ Кебету,-ведь эти вещи ты можешь ощупать, или увидеть, или ощутить с помощью какого-нибудь из чувств, а неизменные [сущности] можно постигнуть только лишь с помощью раз- мышлепия - они безвидиы и незримы?» 19.

Аналогичным образом и моральный критерий может приобрести онтологический характер. Но и эстетический, и моральный критерий обладают некоторой особенностью, которая препятствует им стать критериями неподвижного, инвариантного совершенства.

Они связывают понятие сущего с понятием должного; вообще, они определяют движение от меньшей красоты, меньшего добра, меньшей инвариантности к большим воплощениям этих качеств. Ценностные критерии - это критерии инварианта, но сами они векторы, опн относительны и требуют моральных и эстетических канонов и идеалов, к которым приближаются познание н активность человека. Поэтому внимание Платона переходит на динамические проблемы приближения идей, образов, познания эстетических и этических критериев к идеальным, неподвижным канонам.

Я не предполагаю касаться здесь проблемы эволюции взглядов Платона и загадки критики понятия неподвижных идей в некоторых диалогах. Ограничимся логической стороной дела, хотя, вероятно, логическая коллизия статичности идеала и динамичности приближения к идеалу была бы существенной для анализа идейного онтогенеза Платона. У Платона идеальные каноны играют роль цели мирового процесса. Это связано с макроскопическим характером учения об идее как о порождающей модели 20. Локальное бытие имеет историю, но эта история стремится к пределу, определенному статически гармонией целого. Здесь некоторый исток динамически предельной и в целом статической концепции «естественных мест» в космологии и физике Аристотеля.

И иакоиец - о богах Платопа. Чем отличаются они от богов Эпикура, являются ли они символами и что они, собственно, в этом случае символизируют?

Когда Маркс говорил о богах Эпикура как о «пластических богах греческого искусства», то он выдвигал очень широкую концепцию античной эстетики, философии и религии. Греческая религия была пронизана эстетическим восприятием традиционной мифологии, и если статуи Акрополя изображают богов, то боги Олимпа в какой- то мере ожившие статуи; упоминавшийся подвиг Пигмалиона был повторен или предвосхищен всей Грецией по отношению ко всем статуям и ко всем богам и героям. Боги Платоиа наименее символнчпы. Оии скорее символизированы: философия Платона в какой-то мере кажется лишенной сепсуальной постижимости, простран- ственных форм п красок, философской символикой сонма пластических богов и героев, чем-то вроде математических символов полихроматического чувственного мира греческого искусства. Но, разумеется, соответствие здесь двустороннее, и мы можем, оставляя в стороне понятие символизации, спросить, каким особенностям онтологии и гносеологии соответствуют появляющиеся в диалогах образы небожителей.

Боги Эпикура, совершенство которых выражалось в полном абсентеизме, означали каузальный характер космической гармонии. Ее источник - сохранение микроструктуры бытия, сфера для-себя-бытия, включая clina- men. Абсентеизм богов означает не только отсутствие цели, по и отсутствие объясняющего гармопию мира, вмешательства целого в поведепне его локальных элементов. Вернее, не отсутствие вмешательства, а чисто статическое и однородное направление параллельных движепий атомов. То, что создает мир,- это не закопы целого, а скорее нарушение этих законов. В последнем счете не только универсальная необходимость, по и clinamen устраняют богов Эпикура из природы и делают их совершенство синонимом пассивности.

Боги Платона - активпые боги, и Платон. мог бы включить в мир все деятельное и живое население Олимпа. Это боги Гомера, для которых вмешательство в ход войны и в судьбы мира - основное занятие. Это боги целого, боги единого, которое не остается единым, а порож дает другие члены онтологической триады, это боги, становящиеся идеями; эти идеи пе сливаются с вещами, стремятся к вещам (здесь корни пантеистической интерпретации платонизма), управляют вещами (корни платоновского теизма), но могут стать простыми символами космических законов, управляющих локальными здесъ- теперъ-процессами (они и стапут такими у Бруно),

Философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

Великий греческий философ Платон

Платон о диалектическом методе философского познания

Мир вещей и мир идей у Платона ­– кратко

Помимо восприятия чувственных, материальных вещей , мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях . Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы.

Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей . Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком. В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной, бескачественной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием .

Учитель Платона, Сократ

Устройство вселенной по Платону

От разума неотделимы идеи красоты и гармонии. Расстояния между орбитами планет соответствуют первым трем числам, их квадратам и кубам: 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27. Если дополнить ряд этих цифр вставкой между ними пропорциональных чисел, получатся математическая последовательность, соответствующая отношениям между тонами лиры. Отсюда Платон утверждает, что вращение небесных сфер создаёт музыкальную гармонию («гармония сфер »).

Но так как во вселенной соединены идеальное и материальное начала, она управляется не одним разумом , а и второй – инертной, слепой и косной – силой: законом необходимости, который Платон образно именует роком . Движения планет в направлении, противоположном движению звездного неба, доказывают, то, что во вселенной действуют силы, противоположные одна другой. При создании Вселенной разум преобладал над законом материальной необходимости, но в некоторые периоды злой рок может достигать преобладания над разумом. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос.

Учение Платона о душе – кратко

«Справедливость, – говорит Платон, – водворится только тогда, когда философы станут царями или цари философами». Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произведения умственного творчества следует подчинить строгому правительственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные, полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулироваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин.

Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.

2.3 Бог и божественное у Платона

Боги и божества в философии Платона представляли в качестве весомого дополнения к его метафизической иерархии. Боги и божества играют колоссальную роль в жизни людей. Боги существуют, поэтому, полагал Платон, что это следует из одушевлённости Вселенной, а также из "прекрасного распорядка" Вселенной и времён. Об этом уже говорит и поклонение богам у всех греков и варваров.

Благодаря богам происходит всеобщее становление к великой конечной цели, а именно к "присущему жизни целого блаженному бытию". При этом богов Платон не называет персонально, почти ничего не говорит об их "функциях". Он чаще высказывается апофатически, в духе личных переживаний и живого религиозного опыта и мистического знания. А в том, что Платон знал подобный опыт, не сомневались многие. Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Лавриненко. - М.: Юрист, 2002. - 516 с.

В теологии Платона различают безличное божественное начало и Бога, и богов персонифицированных. Божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях.

У Платона божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях. Идея блага божественна, но это не бог - личность. На вершине иерархии находится божественное существо, но это все безличные существа. Платона можно считать основателем западной теологии в том плане, что у него божественное - это сверхземное, нематериальное. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Кругосвет, 2008. 896 с.

Античная философия

Платон (428--347 до н. э.) -- величайший мыслитель, в творчестве которого античная философия достигла своей кульминации. Платон -- основоположник объективно-идеалистической философии, положившей начало европейской метафизике...

Древнегреческие философы и проблемы развития государства. Платон и Аристотель

Учеником и последователем Сократа был Платон (427 - 347гг до н. э.) - сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии. И конечно же был своим человеком в Сократовском кружке...

Жизнь и творчество Платона

Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Литературная жизнь Платона началась при жизни Сократа и не прекращалась в течение 50 лет, до самой смерти Платона...

Платон и его эстетика

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ)...

Проблема души и тела в философии Платона

Платон предполагает определенное понимание сущности человека. Так как Платон делит все сущее на две неравноценные сферы - вечные, с одной стороны, и преходящие - с другой, так и в человеке различает бессмертную ДУШУ и смертное ТЕЛО...

Проблемы души в древнегреческой философии

Платон создатель объективного идеализма. Он внес идеи Сократа и Пифагора, получился синтез его теории, где и его мысли преобладали не в малой степени. В его теории говорится, что есть мир, в котором существуют идеи. Эта идеальная проекция вещей...

Проблемы идеального

Тайна рождения спиритуалистического взгляда на идеальное ясно просвечивает в учении Платона. Человеческая жизнедеятельность, констатирует Платон, управляется непосредственно не законами природы, а законами государства...

Развитие некоторых идей Сократа и Платона в теософии XX века

За 2500 лет человечество прошло огромный путь. Но ясно прослеживается преемственность от основоположников философии до новейших ее представителей. Возможно, это потому, что истина абсолютна...

Сравнительный анализ принципов метафизики и теории познания Платона и Аристотеля

Идеалистическая гносеология Платона вытекает из его объективно - идеалистической онтологии из его идеалистической психологии. Сотворённые богами души, находясь на небе, питаются созерцанием за небесной области - идеального мира...

Теория человека-полубога

Многие философы разных времен считают, что божественное начало в человеке - это душа. Но что есть душа, каковы ее функции? До сих пор ответа на эти вопросы нет. Есть только утверждение, что душа может страдать, на душе может быть радостно. Известно...

Мы уже много раз использовали термины "Бог" и "Божественное". Наконец, пришла пора определить, каков собственный смысл этих слов в Платоновой теологии.

Кто-то заметил, что Платон был основателем западной теологии. Это верно, если ее понимать в определенном смысле. "Вторая навигация" Платона, открытие сверхчувственного в ходе нее, впервые дали ему возможность увидеть божественное в новой перспективе так, что и сегодня для нас фундаментальным образом равнозначно: верить в божественное = верить в сверхземное. Несомненно, под таким углом зрения Платон был создателем западной теологии, введя категорию нематериального, в модусе которой осмыслено божественное.

Отдав должное Платону в обнаружении нового яруса бытия, в который была имплантирована вся теологическая проблематика, нельзя терять из виду, что понятие сверхчувственного есть константа всей философии, а также структурный фундамент греческой ментальности с ее многогранным пониманием божественного.

Поэтому в теологии Платона мы должны различать безличное божественное начало и Бога и богов персонифицированных. Божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях, Божественна Идея Блага, тем не менее, это не есть Бог-личность. На вершине иерархии идеального мира находится божественное Существо, но и это не Бог-личность, также как Идеи суть божественные имперсональные (безличные) Существа.

И уж если кто и обладает личностной характеристикой, т.е. является Богом в старом смысле, то это Демиург, мудрый, понимающий и волящий, но и он, иерархическое завершение мира, - вне мира идей, ибо он не только его не создает, но и не зависит от него. Демиург не сотворяет и так называемой "хоры", или материи, из коей состоит физический мир; материя предшествует ему как идеальное условие. Демиург - это ваятель, зодчий, формовщик мира, но не творец его. Боги, созданные Демиургом, - подобны звездам и светилам, одушевлены и проникнуты логосом. Поразительна привязанность Платона к той божественности, в которой так много от античного традиционного политеизма. Божественна душа мира, божественны души звезд и души людей, рядом с которыми - их демоны-хранители и демоны-посредники, медиумы, наиболее типический из которых - Эрос.

Как видно, в самом теологичном из мыслителей Греции структурно внедрен политеизм. Позже Аристотель сделает в этом отношении шаг вперед, сместив границы иерархии, он предпочтет Бога-личность взамен имперсонального божества. И все-таки никто из греков, в т.ч. и Аристотель, не откроет монотеистического облика мира, принести который будет суждено лишь Библии.

3. Познание, диалектика, риторика, искусство и эротика

3.1. Источники познания

До сих пор мы говорили об интеллигибельном мире, его структуре и о том, как он отражается в мире чувственном. Остается выяснить, каким образом человек может приблизиться к идеальному миру.

Проблема познания так или иначе дискутировалась всеми предыдущими философами, хотя вряд ли, впрочем, можно сказать, что кем-то из них она была поставлена и определена как таковая. Платон был в этом смысле первым, кто со всей ясностью связал проблему познания с понятием интеллигибельного, хотя его решения, по большей части, сохраняли характер апорий.

Первую такую попытку мы находим в диалоге "Менон". В этом диалоге эристы устраивают коварную ловушку с целью заблокировать проблему, убеждая, что исследование и познание невозможны. Действительно, как можно искать и узнавать то, что еще не найдено, не известно. Ведь если нечто мы находим, то лишь потому, что оно уже известно; и если искомое было бы найдено, то каким образом оно было бы опознано, если не располагать эффективным средством сличения и опознания.

Для разрешения этой апории Платон находит в высшей степени остроумный выход: познание - это "анамнез", т.е. некая форма "воспоминания", реактивация того, что уже от века есть в глубинах сокровищницы нашей души.

В "Меноне"представлены два пути решения задачи - мифический и диалектический. Во избежание возможного искажения замысла Платона необходимо рассмотрение и того, и другого.

Первая, мифорелигиозная трактовка проблемы озвучивает орфико-пифагорейские мотивы, согласно которым душа бессмертна и рождается много раз. Душа, стала быть, видела все, и вся реальность для нее доступна, как по эту сторону мира, так и по другую. Если это так, заключает Платон, нет ничего проще, чем увидеть, как душа познает и понимает: она извлекает из самой себя истину, которой владеет как своей сутью. Вот это извлечение из себя и есть "воспоминание", "анамнез".

И тут же в "Меноне" все части развернуты в обратном порядке: то, что было выводом, подвергнуто философской интерпретации как факт, данный для экспериментальной проверки, в то время как то, что поначалу было мифологической предпосылкой, функцией основания, становится, напротив, умозаключением. Значит, Платон находит важным дополнить мифологическую экспозицию "майевтическим экспериментом". Он, задавая вопросы рабу, не сведущему в геометрии, приводит его сократическим методом к решению одной из теорем Пифагора. Следовательно, аргументирует Платон, поскольку раба не обучали геометрии, и никем решение не было подсказано, полученное им самим знание - его заслуга, не оставляющая сомнения в том, что источник знания - его душа, способная вспомнить. Ясно теперь, что на основе аргументации, далекой от какого бы то ни было мифа, раб, как и любой человек, способен добыть изнутри себя истину, которой прежде не ведал, которой его никто не учил.

Очевидно, условием извлечения истины из души, произрастания ее, должен быть факт наличия истины в душе. Поэтому доктрина анамнеза есть не только неизбежное следствие из орфико-пифагорейской теории метемпсихоза, но, в не меньшей степени, удостоверение в реальных возможностях сократической майевтики.

Еще одно доказательство этой теории на основе переработки математических познаний мы находим в диалоге "Федон". Мы констатируем при помощи чувств существование вещей равных, больших, меньших, квадратных, круглых и др. Но - при внимательном рассмотрении - мы обнаруживаем, что данные, сопровождающие эксперимент, все без исключения, не адекватны, в точном смысле, тем понятиям, которыми мы неоспоримо обладаем. Ни одна из вещей, чувственно нам данных, не бывает абсолютно и совершенно квадратной или круглой, тем не менее, это не отнимает у нас понятий равного, квадратного, круглого в совершенном и абсолютном смысле. Значит, необходимо заключить, что между опытными данными и нашими понятиями существует некий зазор: последние содержат в себе нечто большее относительно первых. Так откуда же берется эта плюсовая величина? Если ее нельзя структурно обнаружить вовне, т.е. чувством, стало быть, ее источник внутри нас. Причем, этот плюс не есть творение думающего субъекта, последний его находит, следовательно, он предпослан субъекту объективным образом, будучи абсолютным и независимым. Итак, чувства поставляют знания несовершенные, но наш интеллект вскрывает, отталкиваясь от этих знаний, замыкаясь и углубляясь в собственные глубины, знания иные, совершенные, коррелирующие с первыми. А, поскольку наш ум их не производит, правильно заключить, что он их находит, как изначально существующие, вспоминая.

Подобное обоснование Платон воспроизводит по поводу эстетических и этических понятий (прекрасное, истинное, благое, здоровое и т.п.), которые нельзя объяснить иначе как исходящие из чистого родникового источника нашей души, образы которой дают нам эти понятия, а в целом, и идеальное видение мира, метафизика которого представлена в "Федре", и позднее в "Тимее".

Кто-то из ученых увидел в платоновских реминисценциях первый западный аналог понятия "априори". Этот термин, хотя и не платоновский, может быть здесь использован, но не в кантианско-субъективистском смысле, а в объективистском. Мир идей - абсолютная объективная реальность, которая посредством анамнеза становится предметом ума. И, поскольку интеллект не производит, но собирает и сортирует идеи независимым от опыта образом (хотя и при содействии опыта: для "воспоминания" идеи равенства мы должны чувственно воспринимать некоторые вещи как равные), в этом случае уместно говорить об открытии "априорного" в западной философии в том отношении, что независимо от опыта в человеке присутствуют чистые формы знания.

Натаниель

Был ли Платон под влиянием Моисея?

Христианский апологет 2-го века Джастин Мученик известен тем, что защищал христианство от платоников своего времени. В своем Первом извинении он утверждает, что понимание Платоном сотворения мира зависит от Моисея:

И чтобы вы могли узнать, что именно от наших учителей - мы имеем в виду рассказ, данный пророкам, - что Платон заимствовал свое утверждение о том, что Бог, изменив материю, которая была бесформенной, сотворил мир , услышал те самые слова, сказанные через Моисея, который, как показано выше, был первым пророком и более древним, чем греческие писатели [...] и Платон, и те, кто согласен с ним, и мы сами узнали, и вы также можете быть уверены, что словом Бог весь мир был сделан из вещества, о котором говорил Моисей прежде. (Глава 59)

Есть ли доказательства того, что на понимание Платоном формирования мира повлиял повествование о создании Бытия ? Был ли у Платона доступ к еврейским писаниям?

Александр С Кинг

Сначала вам нужно будет решить вопрос о том, действительно ли существовал Моисей или нет.

Натаниель

И что если он существует, он написал Бытие. Мой заголовок может быть слишком упрощенным, поэтому, если его нужно уточнить, это нормально, но на самом деле я спрашиваю, есть ли какие-либо доказательства для утверждения Джастина (Платон под влиянием «Моисея» (еврейские писания)).

Мозибур Улла

Мне удивительно, что нужно предположить, что Платон знал Моисея; несомненно, независимое открытие работает так же хорошо.

Свами Вишвананда

Похоже, что Джастин Мученик не предлагает никаких доказательств своего утверждения, кроме Моисея, жившего до Платона. Палестина была захолустьем во времена Платона. Капила жил раньше обоих, как и Гильгамеш. Как насчет их влияния на обоих? Вы ссылаетесь на библейскую историю сотворения. Который из? Левиафан упоминается чаще в отношении сотворения в Ветхом Завете, чем в Бытии. Если Бытие, какой? Каин и Авель или Сет?

Килан ♦

@AlexanderSKing нет, ты бы не стал. Вопрос о том, существовал ли Моисей как личность, не имеет значения, влиял ли Платон на Моисея, как в Торе.

Ответы

Джо Велер

Я не помню ни одного отрывка, в котором Платон ссылается на еврейскую религию или на еврейскую мифологию.

Иногда Платон ссылается на мифы, которые он притворяется услышанными от египтян, и, возможно, он сам изобрел некоторые мифы. Например, он ссылается на миф об Атлантиде и сам путешествовал по Италии и имел контакты со школой Пифагора и их мифами о переселении.

Я думаю, что Джастинус попытался немного пересмотреть историю, чтобы усилить его послание.

user4113

По крайней мере, одна уважаемая, современная ученая Еврейского Писания, Маргарет Баркер, утверждает, что Платон знал о них , хотя она признает свою точку зрения как в меньшинстве:

Ранние апологеты, иудейские и христианские, утверждали, что Платон узнал от Моисея, что он был Моисеем, говорящим по-чердакски. Наиболее заметным из них был Евсевий Кесарийский, который в своей работе «Подготовка Евангелия» очень подробно аргументировал этот случай и перечислил всех тех, кто придерживался таких взглядов до него. Евсевий и другие апологеты, вероятно, были правы.

Моя реконструкция предполагает, что священники первого храма знали невидимый, небесный мир, в котором были смоделированы скиния или храм; что они говорили о формах: форма человека и форма трона; что они описали небеса как вышитый занавес; что они знали разницу между временем вне завесы и вечностью внутри нее. Они знали, что время было движущимся образом вечности. Они знали об ангелах, сынах Божьих, рожденных в первый день, как предполагает Иов. Они занимались математикой творения, весами и мерами. Они верили, что творение было связано великой клятвой или заветом. Они полагали, что звезды были божественными существами, ангелами, и они описали создателя, чья работа была завершена не движением, а отдыхом в субботу. То, что я реконструировал как тайную традицию мира за пределами храмовой завесы, в любом другом контексте было бы идентифицировано как Тимей Платона , написанный в середине четвертого века до нашей эры. (Отрывки в Тимее: творение добро, 29; невидимый мир, 28; формы, 29, 38, 52; время и вечность 37; ангелы созданы первыми, но история их происхождения неизвестна, 41; математика творения 53,69; связь творения - 31 378; ангелы - как звезды 38; покой - кульминация творения 30.)

В другом месте [A] она отмечает, что:

Ученые признались, что были озадачены происхождением объяснения Платона о сотворении...: [Платон] впервые в греческой философии представил схему сотворения божественным искусником, согласно которой мир подобен произведение искусства, разработанное с определенной целью.

Она также отмечает, что дохристианские еврейские писатели предъявляли те же требования, что и Джастин:

Аристобул, например, еврейский ученый в Египте в середине II века до н.э., сказал, что Пифагор, Сократ и Платон следовали за Моисеем, «когда они размышляли о расположении вселенной, столь точно составленной и неразрывно объединенной Богом».

[A]: Сотворение: Библейское видение для окружающей среды , Bloomsbury T & T Clark, 2010, стр. 117-8.

Conifold

Конечно, у Зороастра также есть миф о Творце в Авесте, зороастризм был доминирующей религией Персии в то время, Геродот описал это в своих «Историях», а греки сражались с персами в течение 50 лет незадолго до рождения Платона. Я предполагаю, что Платон слышал об этом. Пока мы размышляем en.wikipedia.org/wiki/Zoroastrianism#Creation_of_the_universe

Мауро АЛЛЕГРАНЗА

Ты можешь видеть:

  • Артур Урбано, «Философская жизнь: биография и создание интеллектуальной идентичности в поздней античности» (2013 г.): гл.2 Моисей и Пифагор , стр. 80-й, о «проекте» Джастина о заземлении (части) древнегреческого философского наследия в книгах Моисея.

Ее некоторые выдержки:

для эллинистического еврейского философа Филона Александрийского (25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.) с его работой «Жизнь Моисея» , которая использовала философскую аллегорию в попытке согласовать греческую философию с еврейской философией, см. стр. 103 .

Для понимания «основополагающего проекта» раннехристианских философов уместен эллинситский неопифагорейский философ Апамей (2-й век н.э.) с его работой « О добре (сохранились только фрагменты)»: «Для чего Платон, кроме Моисея, чертит?» страница 102 Но это утверждение оспаривается, поскольку цитата исходит от отцов Церкви, которые связывали греческую и библейскую мудрость, чтобы оправдать превосходство христианства над эллинизмом: из-за того факта, что Моисей предшествовал Платону, они утверждали, что первоначальный источник этой мудрости корень христианства, а не эллинистической культуры.

Джастин часто отмечает традиционную отправную точку в повествовании о взаимодействии христиан с философией. [...] Несмотря на критику философских принципов греческих школ, Джастин не отказался от греческой философии altogheter. [...] Джастин считал Сократа предшественником Христа.

в контексте христианства четвертого века Моисей был достойным предком христианства. В ответ на греческое изображение христианства как «новой» религии христиане адаптировали эллинистические иудейские апологетические аргументы, чтобы отстаивать древность и превосходство христианских философов.

Похожие публикации